Назначение Владимира Гройсмана главой Кабмина стало финальной точкой в затянувшемся политическом кризисе. Нынешний глава правительства, в отличие от своего предшественника Арсения Яценюка, не конфликтует с главой государства, хотя и не является настолько лояльным, как предполагали ранее. Зато с парламентской поддержкой дела у Гройсмана обстоят похуже, чем у Яценюка, — коалиция существует лишь номинально, под любой важный законопроект голоса собирают вручную и явно в обмен на уступки. Пока сверхважных правительственных законопроектов Рада не рассматривала, но в перспективе (например, при рассмотрении бюджета) Гройсману придётся договариваться с отдельным парламентскими группами, тем самым подставляя себя под критику.
Как это обычно бывает, первые 100 дней Кабмина Гройсмана ушли на раскачку. Впрочем, «План приоритетных шагов правительства на 2016 год», готовившийся при помощи известных европейских реформаторов Лешека Бальцеровича и Ивана Миклоша, получил у экспертов сдержанно позитивные оценки. По подсчётам портала «Слово и дело», за 100 дней работы Кабмин дал 231 обещание, из которых 21 выполнено, 8 — нет, а 202 обещания — в процессе выполнения. Фокус собрал 5 ключевых моментов, которыми запомнились первые месяцы работы правительства Гройсмана.
Повышение цен на газ и тарифов на услуги ЖКХ
Безусловно, это самое важное решение Кабмина, которое во многом определяет политическую обстановку в стране. Де-факто у нас возникла «широчайшая оппозиция» — снизить тарифы требуют все, от Оппозиционного блока до Свободы. Кстати, это решение в своё время должен был провести ещё Кабмин Яценюка, но экс-премьер переложил ответственность за непопулярное решение на своего преемника. По мнению директора фонда «Демократические инициативы» Ирины Бекешкиной, в информационном поле власть пока проигрывает тему тарифов. Правительство повторяет, что повышение цен на газ позволит бороться с коррупцией в газовой отрасли, увеличит собственную добычу газа и уменьшит зависимость от экспортёров, поборов хронический многомиллиардный дефицит НАК «Нафтогаз». Но общество слушает оппозицию, которая апеллирует к тому, что большинство украинцев не сможет платить, а система субсидий должным образом не работает. С осени тема тарифов получит развитие, когда миллионам украинцев придут новые квитанции за услуги ЖКХ. Оппозиция уже обещает масштабные акции протеста. Преодоление «тарифного кризиса» — пока главная тактическая цель главы правительства.
Отсутствие денег МВФ
Несмотря на то, что правительство выполнило одно из главных требований Фонда — повысило тарифы, Украина так и не получила третий транш в размере $1 млрд. Профильный вице-премьер Степан Кубив сначала обещал, что деньги будут до конца июня, потом — до конца июля. По мнению главы Минфина Александра Данилюка, задержка возникла из-за того, что парламент не принял ряд законопроектов, связанных с работой фондового рынка, и предположил, что решение о транше будет отложено до конца августа. Впрочем, Верховная Рада заработает только в начале сентября, потому раньше осени денег ждать не стоит. Правительство до сих пор рассчитывает получить от МВФ в этом году три транша на общую сумму $4,3 млрд. Если денег от фонда не будет, то Украина не получит обещанную ранее макрофинансовую помощь от ЕС, что может привести к проблемам с бюджетом и к падению курса гривны. И то и другое может стать для Кабмина серьёзной проблемой.
Попытки снизить цены на лекарства
Под давлением правительства парламент в конце мая принял закон об упрощении регистрации лекарственных средств. Теперь препараты, зарегистрированные в США, ЕС и ряде других стран, будут регистрироваться в Украине по упрощённой схеме. По словам премьера, это приведёт к конкуренции и в перспективе нескольких месяцев — к снижению цен и улучшению качества лекарств (пока же цены продолжают расти — за полгода на 5%). Также с 1 октября должна заработать программа реимбурсации — частичной компенсации стоимости лекарств для людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. А вот кадровый вопрос закрыть за 100 дней работы не удалось — Минздрав до сих пор остаётся без руководителя, а замглавы этого ведомства Роман Василишин был отстранён от должности из-за подозрений в коррупции.
Обещания отремонтировать дороги
Правительство озаботилось ремонтом дорог, на который в этом году планирует выделить 19 млрд грн. В основном это будет текущий ремонт. Как отчитался в начале июля вице-премьер Владимир Кистион, ямочность дорог ликвидирована на уровне 95–96%. Со следующего года планируется начать строительство новых дорог. По словам Гройсмана, это будет «одно из самых масштабных строительств не только за время независимости, а, возможно, со времён Олимпиады-80». С этой целью планируют создать специальный Дорожный фонд, куда будет аккумулироваться средства, в том числе Всемирного банка, Европейского инвестиционного банка и ЕБРР.
Срыв приватизации ОПЗ
18 июля Фонд госимущества объявил, что конкурс по приватизации Одесского припортового завода сорвался — не было подано ни одной заявки. По словам главы ФГИ Игоря Билоуса, по причинам слишком высокой стартовой цены покупки ($520 млн), больших долгов у предприятия, проблемах с выводом дивидендов и т. д. Именно на продажу ОПЗ приходилась львиная доля запланированных поступлений от приватизации в этом году. Эта неудача правительства может повлиять на получение очередного транша МВФ. Вице-премьер Кубив заявил, что в октябре ОПЗ снова выставят на продажу, возможно, со сниженной стартовой ценой. В то же время продолжаются скандалы и судебные дела в связи с обвинениями руководителей предприятия в коррупции.