Главная
Как не нужно угонять машины
Угнав с завода трехмостовый "Урал-375″, преступник мог скрыться безнаказанным, но увы! – от радости, проезжая мимо поста ГАИ, продемонстрировал постовым известный жест пальцем, за что инспектор ДПС немедленно приказал ему остановиться.
Абсолютно голая американка воспользовалась замешательством полицейского и угнала его патрульную машину. В погоню отправилась вся городская полиция. Полиция до сих пор так и не выяснила, почему женщина была раздета, и где находится ее одежда.
Двое угонщиков из штата Луизиана оставили за собой след длиной в 20 км, по которому их и нашли полицейские. След состоял из свежих пончиков, которые на протяжении всего пути вываливались из кузова...
Итальянец, промышлявший кражей автомобилей, решил отомстить однажды задержавшему его полицейскому. Он ждал своего часа несколько месяцев, и наконец дождался. В разгар рабочего дня обиженный итальянец с присущим ему мастерством вскрыл дешёвенький Fiat полицейского, завёл машину и отъехал от здания, корча рожи под изумлённым взглядом владельца авто, вышедшего перекусить. Увы! – через несколько метров угонщик врезался в придорожный столб.
Группа подростков, решившая угнать автомобиль, чтобы немного на нем покататься, неожиданно обнаружила, что машина оказалась с сюрпризом, а именно с трупом женщины в багажнике. Угонщики немедленно позвонили в полицию.
В Лас-Вегасе угонщик не мог предположить, что в угнанном им фургоне сидит дикая пантера. Угонщика пришлось спасать.
Еще одного угонщика нашли в объятиях большого удава. Не угоняйте машины вблизи цирков и других развлекательных заведений!
Не меньший шок пережил угонщик фургончика, который принадлежал одной их фирм, предлагающих розыгрыши клиентам. Он не понял, что в фургоне лежат не трупы, а всего лишь загримированные к Хеллоуину манекены. Это сокровище он привез прямо в полицейский участок.
В Великобритании угнали инкассаторский автомобиль вместе с инкассаторами. Дверь машины была открыта, а ключ торчал в замке зажигания. Инкассаторы угона даже не заметили.
Курьезный случай приключился в Бельгии при попытке преступника угнать велосипед. Владелец велосипеда увидел, как неизвестный злоумышленник пытается украсть его двухколесного друга, и пустился за ним в погоню. Несмотря на неравные силы, ему все-таки удалось догнать угонщика через несколько километров. Разъяренный хозяин велосипеда схватил вора, намереваясь немедленно и очень наглядно показать, где раки зимуют. Но тот неожиданно закатил глаза и свалился без чувств, чем привел жертву в полное недоумение. В результате, жертве угона пришлось вести своего обидчика в больницу. По словам представителя полиции, несчастный вор так испугался своего преследователя, что потерял сознание.
21-летний житель американского города Вест Палм Бич, штат Флорида, Фрэнк Синглтон, только что вышедший из тюрьмы, где отбывал наказание за хулиганство, решил улучшить себе настроение и прокатиться на быстром спорткаре, правда не на своем. Как сообщает WPBF.com, на парковке прямо возле здания тюрьмы, из которого только что вышел, преступник увидел выходящую из серебристого Nissan 350Z девушку. Он тотчас набросился на нее и отобрал ключи от автомобиля. Проникнув в салон, он запустил двигатель, но дальше дело не пошло - угонщик даже не предполагал, что вместо привычной ему автоматической КПП он увидит рычаг "механики". Что делать с этим устройством, и как оно работает, Синглтон не знал, как не знал и о предназначении третьей педали - сцепления, которая ему показалась попросту лишней. Таким образом, Nissan так и не тронулся с места. Пока преступник изучал принцип работы механической трансмиссии, его и задержали подоспевшие правоохранители. Как сообщили в полиции Вест Палм Бич, Синглтон признался, что решил угнать автомобиль, потому что не хотел идти до дома пешком. 23-летняя владелица спорткара, к счастью, не пострадала от действий угонщика, но получила сильный шок. Синглтона арестовали, теперь ему грозит очередной тюремный срок.
- Информация о материале
Мститель
Дело было примерно в 2004 году. Мне позвонил дежурный и сказал: «Андрюха, давай к нам, тут одного идиота задержали, приходи разбираться». Метрах в 200-х от нашей конторы, возле метро, в павильоне «стекляшке» находилась рюмочная, в которую можно было зайти, тяпнуть дешевой водки, закусить позавчерашней котлеткой и поговорить за жизнь с собеседником, лицо которого было сложно различить из-за облаков табачного дыма. Короче говоря, вполне обычное питейное заведение эконом класса, в котором собирался соответствующий контингент, и которое доставляло нам соответствующее количество хлопот. Задержанным оказался местный житель, ведущий асоциальный образ жизни, которого мы прекрасно знали по результатам его бухих похождений и привезли его, как можно догадаться как раз из этой забегаловки. Свидетелями и непосредственными участниками инцидента явились три молодых парня, недавно после армии, работавшие охранниками на расположенной рядом стройке. Далее со слов одного из них:
«Стоим с ребятами, выпиваем после смены, никого не трогаем. К нам подваливает тело полубомжеватого вида и настоятельно просит налить. Ну налили, разговор зашел про армию и тут это тело говорит: «А у меня папа – генерал!». Мы ему соответственно не поверили, на что он заявил, что может это доказать, если мы ему еще нальем. Налили, тело выпило и исчезло в дверях заведения. Через пятнадцать минут он вернулся в генеральском кителе с наградными планками, петлицами всеми остальными атрибутами, причем этот китель был одет поверх его грязного спортивного костюма. Мы прочитали ему лекцию о том, что не гоже такому телу как он, одевать на себя такие вещи, тем более с наградами за которые люди кровь проливали. Тело возмутилось, начало возбухать, после чего получило волшебный пендель и было выставлено на улицу. Сказав: «Ща я вам всем тут устрою!», он удалился в неизвестном направлении. Я стоял за столиком лицом к выходу, поэтому первым увидел, как это чудо ввалилось снова, в том же одеянии, достало ствол и передернув затвор наставило его на Коляна (пусть будет Коляном). Колян долго не думал, он вообще не думал, левой рукой он выбил ствол, правой зарядил ему в голову. Ствол реквизировали (он оказался газовым), тело опять выкинули на улицу, но уже ввалив немного больше. Прошло еще 15 минут… Слово «Бл@%ь!» у меня вырвалось произвольно в тот момент, когда тело подошло к стеклянной двери забегаловки, потому что в руке у него был АКМ! Колян с Толяном обернувшись назад среагировали моментально, тело вошло внутрь и успев крикнуть «Ну все, вам…!», было сбито с ног и уже начало получать уроки хорошего тона по разным частям тела. Отобранный АКМ оказался хоть и муляжом, но точной копией настоящего автомата, после чего решив не дожидаться его дальнейшей мести, мы все-таки сдали его в милицию».
Поржав вместе с опером над рассказом охранника мы пошли к мстителю, чтобы получить ответ на два банальных вопроса: «Нахрена?» и «Где взял?». На первый вопрос он ответил фразой, которая позже стала для меня настолько обыденной, что на этот вопрос я отвечал сам за злодеев: «Не знаю зачем, пьяный был, бес попутал». А вот на второй вопрос он сказал: «Пистолет у меня кто-то дома забыл во время пьянки, тока я не помню кто, а остальное… Я раньше на Мосфильме техником работал».
Его действия квалифицировали по ст. 213 УК РФ, тогда еще по второй части «Хулиганство с использованием оружия» (что было для меня очень хорошо, потому что делом занимался следователь, а не я) и если не ошибаюсь, за все это он отсидел год в колонии-поселении.
- Информация о материале
Кризис. С возвращением?
Сколько ни говори «халва» во рту слаще не станет. Хотя, самовнушение порой творит чудеса. Есть анекдот про человека, который с помощью этого самого аутотренинга пытался дойти до туалета, но не смог. Туалет был слишком далеко. Так вот, бежал этот человек по улице и повторял – «я не уср..сь, я не уср..сь, я не уср..сь…», а потом остановился, тяжело вздохнул и не торопясь побрел дальше. Продолжая повторять себе «я не уср..ся, от меня не воняет…» Мы от темы сейчас вообще не отвлеклись – это анекдот про наше правительство, президента и общую экономическую ситуацию в Украине. Мы уже в той стадии, когда можно переходить на шаг.
Дефицит госбюджета в январе-мае 2013 года, по сравнению с январем-маем 2012 года, вырос в 5,05 раза - до 18,488 миллиарда гривен. Об этом говорится в сообщении Министерства финансов. Согласно сообщению, дефицит сводного бюджета за январь-май текущего года составил 21,712 млрд гривен, что 4,5 раза больше показателя января-мая прошлого года. Общий фонд государственного бюджета за отчетный период выполнен с дефицитом в размере 20,06 млрд гривен, что в 9,3 раза больше показателя за аналогичный период 2012 года, но в то же время, на 10,978 млрд гривен меньше росписи на январь-май 2013 года. Напомним, дефицит госбюджета Украины в январе-апреле 2013 года, по сравнению с январем-апрелем 2012 года, вырос в 3,6 раза - до 16,145 млрд гривен.
Недавно Янукович встречался, как анонсировали, с лидерами фракций. Но, поскольку Кличко с Тягнибоком не пришли, а Ефремов с Симоненко это просто подпевка, фактически президент встретился с представителем оппозиции Арсением Яценюком. И рассказал Виктор Федорович Арсению Петровичу, как у нас в стране все хорошо. Кризиса нет, ситуация стабильная и бюджет выполняется на 100,6%! А про грядущий кризис и катастрофу врут злые языки.
Конечно, блажен, кто верует. Особенно кто верует в лучшее. В процессе беседы Яценюк рассказал Януковичу о том, что происходит в экономике за пределами корпорации «Семья», но дошла ли эта информация до адресата – сказать сложно. Верить хочется в хорошее, а президенту ежедневно докладывают про рост процента жиров в масле, динамику ВВП и выполнение бюджета. А кто говорит обратное – тот и есть «злой язык».
Рассматриваешь ты, например, динамику торгового баланса, состояние золотовалютных резервов, объем поступлений в бюджет и расходов. Сопоставляешь это с графиком выплат по внутренним и внешним займам. И приходишь к вполне арифметическому выводу – в сентябре или октябре нас ждет экономическая катастрофа и кризис неплатежей. Знай, дорогой товарищ – в этот момент ты стал злым языком. И президенту такое паникерство очень не понравится.
Можно с другой стороны зайти – без математики, просто на фактах. Вот казначейство перекрыло кислород Донецку и заморозило 55 миллионов. Несмотря на ругательные ругательства (уже публичные – хрен с ним с корпоративным духом в партии) донецкого градоначальника. И медицинская реформа без денег медным тазом накрывается. А ведь нет у казначейства персональной ненависти к Донецку. Наверняка другим городам и регионам так же перекрывают финансовые потоки. Можно назвать злым языком и народного депутата Владимира Арьева, но что делать с его информацией о проблемах казначейства в столице, которая наверняка соответствует истине?
Есть математика, есть факты из казначейства и никакой аутотренинг тут не поможет. Как не поможет попытка содрать с народа три шкуры, под самыми дикими предлогами, типа введения с 1 июля сбора с выплат на ребенка. Это станет просто дополнительным раздражающим фактором. Совершенно прав Юрий Романенко, когда рассматривает четыре варианта причин обвала существующего режима и именно экономическую катастрофу выносит на первое место. Когда власть не сможет платить по счетам, она вынуждена будет уйти. Ее сметут голодные бюджетники, оставшиеся без зарплат рабочие, на нее устроят охоту родители, которым нечем кормить детей. И голодная милиция с армией не будут защищать вождей.
А если голодным людям рассказать – сколько тратит Янукович на себя, начнется революция. Про это еще в тех учебниках писали, по которым Азаров учился.
- Информация о материале
Прокуроры станут чем-то вроде жены цезаря
Верховная Рада собирается рассмотреть один из самых дискуссионных проектов «Закон о прокуратуре». Как рассказал нам депутат-регионал Владимир Олейник, проект может появиться в понедельник на согласительном совете. Реформа правоохранительной системы — одно из основных требований к Украине со стороны ЕС и Совета Европы. Через источники в Раде «Вестям» удалось узнать, что содержится в проекте закона, который сейчас готовится в Администрации президента.
Полномочия прокуроров
Согласно проекту от АП, полномочия прокуратуры останутся почти такими, как и в старом законе: прокуратура поддерживает гособвинение в суде, представляет интересы граждан и государства в судах, надзирает за органами, проводящими оперативно-розыскную деятельность. Любопытно, что в законе нет упоминания такой функции, как «досудебное следствие» (изъять ее давно призывает Европа), но упоминается наличие у прокуратуры следователей (то есть, по логике, следствие все-таки будет). В принципе, и во власти, и в оппозиции не против убрать эту функцию. Но не сейчас, а когда будет создано Государственное бюро расследований, к которому перейдут следственные полномочия.
Митинги — под запретом
Авторы прописывают запрет на пикетирование помещений прокуратур и проведение возле них митингов и демонстраций. В прокуратуре считают, что это предотвратит возможность политического давления на ее работу. Оппозиция не согласна. «Это нарушение статьи о мирных собраниях граждан. Мы — против», — говорит нардеп от «Батькивщины» Павел Петренко. Стоит отметить, что возле здания ГПУ на Резницкой и так запрещены пикеты решением окружного админсуда, и как только там появляется кто-то с митинговым плакатом, сразу же из здания выходит судебный исполнитель и зачитывает решение суда о запрете. Теперь такую практику хотят узаконить повсеместно.
Разрешат резинострелы
В статье «Гарантии безопасности прокуроров, следователей и членов их семей» предлагается вооружить сотрудников прокуратуры не только огнестрельным оружием, но и резинострелами. Убытки за порчу имущества не только действующего прокурора или следователя, но и его родных, а также пенсионеров прокуратуры покрывает государство за счет бюджета. Также в проекте прописаны субъекты, которые уполномочены контролировать прокуратуру, — Рада, президент, судебные органы, граждане и общественные организации. Раньше этого не было.
Уволить генпрокурора — только по перечню
Из статьи «Увольнение с должности Генерального прокурора» убрали спорный пункт, гласящий: «...может быть уволен по другим причинам». Это положение не нравилось европейцам. Также отдельно выписали процедуру увольнения генпрокурора путем высказывания недоверия парламентом. Причинами может стать нарушение Конституции и законов, а также совершение проступка, порочащего звание прокурора. Вопрос о недоверии генпрокурору может быть включен в повестку голосованием не менее 150 депутатов. Порядок назначения не изменился — назначается президентом по согласию Рады. Что касается материального обеспечения, то законопроект предлагает ввести такие доплаты в процентах от должностного оклада за чины: самому младшему — юристу 3-го класса (соответствует лейтенанту) —10% надбавки, самому высшему — государственному советнику юстиции Украины (соответствует должности генпрокурора или генералу армии Украины) — 35%.
Депутаты считают, что закон перспективный. «Закон должны изучить фракции. Но мы понимаем, что в первой половине сентября за закон нужно проголосовать», — говорит Петренко. Олейник более оптимистичен: «Если будет политическая воля, мы можем успеть принять закон до каникул хотя бы в первом чтении».
В ближайшее время примут новый закон о прокуратуре. Раде разрешат увольнять генпрокурора, а митинги около прокуратур запретят.
Шесть изменений в законе
1. Гражданам запретят устраивать возле помещений прокуратур митинги, демонстрации и пикеты. Такого запрета на законодательном уровне не было, лишь по постановлению суда.
2. Причиной, по которой можно уволить генпрокурора, может стать нарушение Конституции и законов, а также совершение проступка, порочащего звание прокурора. В нынешнем законе было написано: «...может быть уволен по другим причинам».
3. Отдельно выписали процедуру увольнения генпрокурора путем высказывания недоверия парламентом.
4. Сотрудники прокуратуры получат узаконенное право ношения не только огнестрельного оружия, но и резинострелов.
5. Контролировать прокуратуру, согласно закону, уполномочены Рада, президент, судебные органы, граждане и общественные организации.
6. Всеукраинскую конференцию сотрудников прокуратуры наделили правом выбирать Совет прокуроров, который решает кадровые, материально-технические, социальные и бытовые вопросы сотрудников прокуратуры. Полномочия такого органа не были прописаны в законе.
- Информация о материале
Траты чиновников отследят онлайн
Transparency International Украина объявила о начале национальной мониторинговой кампании соответствия стиля жизни украинских чиновников, задекларированному ими богатству. Первые результаты кампании украинское подразделение Transparency International обещает опубликовать в сентябре 2013 на сайте www.anticorruption.in.ua.
Проверке подлежит образ жизни чиновников местного и центрального уровня, министров, председателей областных государственных администраций, городских председателей областных центров, а также всех их заместителей.
Алексей Хмара, исполнительный директор Transparency International Украина говорит: «Нас интересует 5 компонентов стиля жизни — официальные доходы служащего, его хобби, путешествия и отпуска, обучение служащего и членов его семьи и, конечно, собственность: движимое и недвижимое имущество. Если расходы на содержание этого стиля жизни в несколько раз выше, чем годовой доход служащего, то понятно, что деньги получены из нечестных источников. Выявить и исследовать такие случаи — это и есть наша цель».
Кампания будет состоять из нескольких этапов. Сначала общественные аудиторы в лице представителей более 40 мониторинговых неправительственных организаций, журналистских агентств и активистов, объединенные в Гражданское партнерство «За открытость имущественных деклараций публичных служащих Украины», собирают данные о стиле жизни всех фигурантов мониторинга. Источниками служат данные имущественныхи налоговых деклараций, выписки из общедоступных онлайн реестров, публикации в печатных и электронных СМИ органов власти, ответы на запросы в Государственную регистрационную службу, держателям акций и т.п. Эти данные проверяются и оцениваются представителями организации гражданского партнерства. Предварительные результаты публикуются и проводятся подробные расследования по тем чиновникам, чей стиль жизни превышает задекларированный размер дохода. Далее декларанту будет предложено добровольно упорядочить неточности в декларации. В случае отказа или игнорирования их дела будут переданы в правоохранительные органы.
«Декларация чиновника должна быть вывешена на сайте того органа, в котором он работает, и находиться там ни день, не два, а год. Т.е. мы все будем публично наблюдать за этими декларациями», — подчеркивает Виктор Чумак, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией.
При этом в организации отмечают, что эффективность мониторинга содержания имущественных декларации напрямую зависит от возможности доступа общественности к самой декларации. «В условиях Украины доступ граждан к такой информации значительно затруднен», — подчеркивают в международной организации.
По словам Игоря Попова, первого заместителя председателя Национального агентства Украины по вопросам государственной службы (Нацгосслужба), исправить эту проблему должен Единый портал имущественных деклараций публичных служащих. «Возможно, он сможет заработать с 2017 года, если на это будут предусмотрены средства в бюджете 2015», — делает краткий и не очень обнадеживающий прогноз Игорь Попов.
Во время презентации концепции национальной мониторинговой кампании о возможностях Единого портала должен был рассказать Сергей Коваленко, представитель Координационного центра по внедрению экономических реформ при Президенте, однако по неопределенным причинам он так и не появился на мероприятии. На просьбу «proIT» дать более подробную информацию о технических аспектах и возможностях Единого портала Наталья Кириченко, представитель Координационного центра ответила отказом, сославшись на то, что законопроект, регламентирующий запуск портала еще не зарегистрирован в парламенте.
По ее словам, законопроект «О внесении изменений в закон «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», который должен ввести понятие Единого портала имущественных деклараций публичных служащих сейчас разрабатывается в рамках исполнения программы экономических реформ на 2010-2014 «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», утвержденной указом Президента 12 марта 2013.
В частности, п. 222.2 программы возлагает на премьер-министра и Нацгосслужбу ответственность за разработку и внесение на рассмотрение Верховной Рады законопроекта о «расширении перечня должностных лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера которых подлежат обязательному обнародованию; введении обязательной публикации на специальном едином веб-портале деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера должностных лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, подлежащих обязательному обнародованию».
В соответствии с программой, премьер-министру и Нацгосслужбе установлен дедлайн до конца июня 2013. На каком этапе сейчас находится разработка законопроекта Наталья Кириченко затруднилась ответить, сказала только, что до конца июня документ будет вынесен на рассмотрение правительства. «Если его не вернут на доработку, тогда законопроект будет зарегистрирован в парламенте, и можно будет обсуждать возможности Единого портала», — говорит представитель Координационного центра.
Примечательно, что нововведения в закон «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», принятые в мае 2013 года, предусматривают возможность обнародования имущественных деклараций на официальных сайтах органов власти или местного самоуправления. Но в то же время, принятая норма оставляет право обнародовать декларацию в печатных изданиях. И если для публикации на сайте установлен обязательный срок размещения документа не менее года, то в печатном издании декларация может быть обнародована только один раз.
«При наличии такой альтернативы будет пользоваться спросом публикация именно в печатных изданиях. Это будет особенно популярно в изданиях местного уровня с мизерным тиражом, который сразу же выкупается самим декларантом или по его поручению», — утверждают в Transparency International Украина. Поэтому в международной организации считают, что Единый портал имущественных деклараций публичных служащих обеспечит общедоступность имущественных деклараций чиновников, что позволит общественным организациям гораздо более эффективно осуществлять их независимый контроль.
Впрочем, в Украине, где большая часть населения получает зарплату в конверте, утаить размер доходов госслужащему не составляет особого труда. В то же время, размер трат скрыть существенно сложнее. Если бы в стране не только декларировалась, но и велась борьба с коррупцией, тогда Единый портал деклараций расходов и доходов госслужащих был бы одним из популярнейших ресурсов в украинском сегменте интернета.
- Информация о материале
Финансово-туристические пирамиды
Последние громкие события на туристическом рынке, взбудоражившие крайне восприимчивую туристическую общественность, вынудили государство обратить внимание на то, что в украинской экономике все еще существует туристическая отрасль. Проблемы стабильности ценообразования на рынке, надежности отдельных туроператоров, перспектив развития туристического бизнеса в целом заставили обратить свой ясный взор на отрасль не кого-нибудь, а самого Николая Азарова. Это повлекло за собой шум в прессе и некоторые не особо приятные для руководства Государственного агентства по туризму и курортам (ГАТК) оргвыводы. Последнее, слишком буквально и последовательно исповедуя принцип невмешательства, уже давно разместило на своем фамильном гербе лозунг древнегреческих врачевателей "не навреди", сведя государственное управление рынком в основном к его статистическому учету и отчетности.
Так или иначе, как оказалось, когда разгорелся пожар, Агентство не смогло предоставить даже свое видение дальнейшего нормативно-правового регулирования рынка, с детской непосредственностью разместив на собственном сайте законопроекты, инициированные различными субъектами туристической индустрии. Поэтому, несмотря на обилие разговоров, мыслей и инициатив на рынке в связи с необходимостью доработки действующей редакции закона о туризме, обсуждать сейчас какой-либо официальный законопроект ГАТК не представляется возможным. Зато необходимость такой доработки ни у кого не вызывает сомнений.
На отечественном туристическом рынке, при попустительстве государства, создались условия, благоприятные для всевозможных злоупотреблений со стороны разных субъектов туристической деятельности. О чем идет речь? В первую очередь, о так называемых финансово-туристических пирамидах, составляющих одно из основных препятствий для стабильности и развития туристического рынка.
Чтобы лишний раз не обидеть тех субъектов, которые и так сегодня у всех на устах, давайте вспомним не такую уж давнюю историю некогда могучего туристического оператора "Кария тур", обанкротившегося в 2010 г. и оставившего на территории Турции 1,8 тыс. украинских туристов. Один из турецких владельцев "Карии" Озгюр Экинджи в интервью местной прессе объяснил причину банкротства так: "Мы не смогли заполнить места на арендованном чартере. Чтобы остаться на плаву, начали продавать билеты в убыток, но так и не смогли достичь необходимого объема продаж. Тогда мы объявили себя банкротами".
Банкротство турецкой компании привело к остановке деятельности ее украинской дочки. С тех пор отечественный рынок постигло еще несколько подобных банкротств, случающихся каждый сезон с завидной регулярностью. Нестабильность рынка, находящегося в состоянии постоянной лихорадки из-за обоснованных, не обоснованных, а где-то и откровенно надуманных подозрений и слухов относительно платежеспособности того или иного туроператора, доводит напряжение на рынке до уровня гитарной струны, обрыв которой может быть вызван паникой вследствие вполне безобидных явлений в жизнедеятельности того или иного оператора. В такой ситуации крах турфирмы может быть вызван не уровнем ее платежеспособности, но обстоятельствами весьма субъективными, начиная от технических сбоев в работе программного обеспечения и заканчивая происками коварных конкурентов.
Проблема усугубляется тем, что государство никоим образом — ни контрольными мероприятиями, ни специальным надзором, ни установленными нормативами — короче никак не гарантирует надежность и добросовестность туроператора, аккумулирующего у себя в одночасье десятки миллионов совсем не своих гривен. Получая такие колоссальные денежные средства в управление, оператор фактически предоставляется сам себе, распоряжаясь ими по своему усмотрению. При этом туристические операторы, подобно трастовым компаниям образца 1992–1995 гг., не должны соответствовать каким-либо нормативам финансовой платежеспособности или обеспечивать исполнение собственных обязательств перед туристами и агентствами. К чему привела подобная либеральность законодателя в отношении трастов, и почему сегодня финансово-кредитные учреждения обременены обязанностью соблюдать жесткие финансово-экономические нормативы, мы хорошо знаем.
Поэтому необходимость доработки законодательного поля туристического бизнеса — более чем очевидна и не вызывает разногласий. Разногласия вызывает сама модель туристического рынка, которую каждая группа заинтересованных субъектов видит по-своему.
Так, инициатива одного из объединений туристических операторов, гордо называющего себя Ассоциация лидеров турбизнеса Украины (АЛТУ), не мудрствуя лукаво, предусматривает создание теплой ванны для узкого круга счастливых участников этой ассоциации. Показательно, что именно этот документ с непонятным статусом был размещен на сайте ГАТК. Надо полагать, в отсутствие законодательной инициативы самого государственного органа он практически открыто предлагался Агентством при обсуждении для принятия за основу.
Изюминкой законопроекта стало новое слово в определении правового статуса так называемых саморегулирующихся организаций туристических операторов, к коим себя относит и АЛТУ. Именно они, по предложенной модели, являются тем атомом, вокруг которого вращаются все электроны туррынка Украины. Ведь членство в них является обязательным для всех туристических операторов. В качестве дополнительного бонуса эта новоявленная Альфа и Омега туристического рынка получает практически эксклюзивное право поручаться за исполнение обязательств туристических операторов перед третьими лицами, что является также обязательным условием осуществления туроператорской деятельности.
Какие обстоятельства, кроме огромного желания отцов-основателей, послужили предпосылками для наделения объединения предприятий не свойственной ему банковской функцией, — неизвестно. Как не понятно и то, чем, кроме своего амбициозного названия, АЛТУ прогарантирует финансовые обязательства своих не менее амбициозных членов, не говоря уже о новых потенциальных участниках, разрывающих сегодня рынок своими объемами продаж. И кто обеспечит финансовое состояние самой АЛТУ, которое, в отличие от банковских учреждений, является для всех загадкой? На протяжении всего периода независимости Украинское государство выстраивало сложную многоуровневую систему финансовых нормативов и гарантий стабильной деятельности банковских учреждений. Но даже они не смогли обезопасить банковский сектор от краха десятка банковских учреждений в конце 2008-го — начале 2009-го. Что уж говорить об организации, в принципе не контролируемой государством в силу своего статуса? Именно поэтому для нас является неприемлемой практика развитых стран Европы, где объединения туристических операторов действительно играют стабилизирующую функцию
на рынке. Ведь там подобный механизм формировался снизу, самими туроператорами, и уже позднее получил правовую защиту со стороны государства. Как вы понимаете, ничего
общего с инициативой АЛТУ это не имеет.
Конечно, основную проблему украинского туристического рынка — нестабильность существующих туроператоров, обилие финансово-туристических пирамид — решать необходимо как можно быстрее. Но решение одной проблемы не должно порождать другие негативные последствия для рынка, как то монополизация рынка со стороны тех или иных групп игроков. Поэтому финансовое обеспечение обязательств туроператоров, с одной стороны, должно быть ликвидным, но с другой — привязанным к объему продаж того или иного оператора. Поэтому единственным механизмом обеспечения обязательств туроператоров должны стать либо банковская гарантия, либо банковский депозит, а объем гарантии должен составлять определенный законом процент (от пяти до десяти) от суммы продаж туроператора в прошлом сезоне и/или его планов на следующий сезон. Здесь не может быть исключений или компромиссов! Гарантия должна быть ликвидной, а обеспечение — гарантировать платежеспособность оператора, но не выступать барьером для вхождения на рынок небольших субъектов.
По тем же причинам нецелесообразным является предложенные Агентством совместно с АЛТУ ограничения деятельности небольших туроператоров и агентств в виде запрета на предоставление услуг по визовой поддержке и даже (!) ограничения расчетов в иностранной валюте, что прямо противоречит валютному законодательству.
Вместе с тем, во всех известных вариантах изменений в закон о туризме отсутствуют какие-либо общепринятые нормы, способные сами по себе обеспечить стабильность и прозрачность работы туристических операторов как субъектов, составляющих основу туристического рынка. Таковыми должны стать обязательный аудит туристических операторов аудиторскими компаниями, определенными Агентством на основании их репутации, публикация подтвержденной аудиторами финансовой отчетности туроператоров. Вне всякого сомнения, стоит рассмотреть возможность введения для туристических операторов определенных финансово-экономических нормативов (платежеспособности, ликвидности и т.д.), которые давно уже введены на рынках, оперирующих чужими деньгами.
Отметим, что за рубежом гарантии добросовестности операторов, в т.ч. и запрет на нецелевое использование денег туристов оператором, прямо прописан в законодательстве. Такие нормы, к примеру, содержатся в США, что позволяет в значительной мере ограничить деятельность мошенников на рынке. При этом, если туроператор, в силу объективных обстоятельств, не может немедленно перечислить партнеру (отелю, авиакомпании) полученные от клиента средства, он обязан хранить их на специальном трастовом счете в банке, не используя их вообще. Например, в Калифорнии туроператор не может получить даже своего комиссионного вознаграждения до тех пор, пока документы, удостоверяющие право на тур (напр. авиабилеты), не будут на руках у туриста.
Мы безнадежно далеки от иллюзий о возможности введения подобных ограничений в законодательстве Украины уже сегодня. Однако шаги в этом направлении, бесспорно, необходимо делать. Начать, по крайней мере, с обеспечения работы всех туристических операторов и агентств "по белому", возможно, предоставив им право на получения оплаты за туры в иностранной валюте и обеспечив работу всех без исключения участников рынка в рамках действующего законодательства об обороте налички. Реализация такой задачи позволит не только вывести из тени значительные средства, оборачиваемые "серыми" операторами, но и реально защитить интересы украинского туриста, который, соблюдая законодательство при оплате тура, сможет требовать его соблюдение туроператором и турагентом при предоставлении услуг.
Сектором, где не требуется излишнее государственное регулирование, является турагентская деятельность. Вместе с тем отмена лицензирования турагентской деятельности явно негативно повлияла на надежность и безопасность предоставления услуг конечному потребителю, о чем свидетельствуют участившиеся случаи мошенничества со стороны недобросовестных турагентов. Достаточно обоснованным является в этом контексте введение специального реестра туристических агентств, равно как и повышение уровня финансового обеспечения их обязательств. Однако основным стабилизирующим элементом рынка является деятельность туристических операторов, формирующих продукт, и именно они должны создать необходимые условия для стимулирования развития добросовестных агентств.
Без всякого сомнения, необходимо кардинально пересмотреть место Государственного агентства по туризму и курортам на туристическом рынке. Безучастный соглядатай должен стать активным государственным регулятором, управляющим рынком, а не плывущим по его течению. Это вполне реально осуществить в рамках действующего законодательства, доработав соответствующим образом лицензионные условия туристической деятельности. Именно на уровне этого нормативного акта можно установить большинство из указанных выше норм и правил, крайне необходимых сегодня рынку. Но главное — это отсутствующая сегодня активная жизненная позиция руководства ГАТК, отсиживавшегося до сих пор в уютном окопчике собственной безответственности.
Дальнейшее промедление реформирования рынка может иметь для туризма в Украине крайне негативные последствия. Ведь без этого отечественный туристический рынок навсегда утратит шансы прийти к цивилизованным стандартам и правилам, существующим в развитых странах Европы и США, а украинские туристы и туристические агентства продолжат игру в рулетку с очередными туристическими пирамидами. И не понятно, сколько еще должно появиться на рынке финансово-туристических пирамид, насколько сильной должна быть порождаемая ими лихорадка рынка, и сколько еще туристов должны пострадать от деятельности таких горе-бизнесменов, чтобы государство наконец всерьез обеспокоилось проблемами этой, отнюдь не маленькой, отрасли отечественной экономики.
- Информация о материале
Страница 1257 из 2102
