Главная
Почему российский кредит - это плохая сделка для Януковича
Президент не захотел брать деньги МВФ, так как побоялся начать реформы, болезненные для малообеспеченных украинцев. Но, отказавшись от евроинтеграции и приняв "братскую" помощь России, президент стал заклятым врагом для представителей отечественного среднего класса.
Виктор Федорович, это ошибка.
Прошлой ночью Виктор Янукович и Николай Азаров могли впервые за долгое время спать спокойно – угрозу дефолта отодвинули с весны 2014-го как минимум на два года. Обещанных Россией $15 млрд. с лихвой хватит на все выплаты Минфина и Нацбанка по внешним долгам в ближайшие два года ($13,9 млрд.).
Оставшиеся деньги можно будет потратить на поддержание курса гривны или заткнуть какую-то не очень большую дыру в бюджете. Судя по сверхоптимистичным прогнозам, заложенным в госбюджет-2014, таких дыр в нем будет немало.
Когда вечером 17 декабря стало известно, что Россия выкупит на $15 млрд. украинске гособлигации и снизит цену на газ с в 1,5 раза - до $268,5, премьер-министр Азаров заявил: "Что ожидало Украину (в случае отказа России – ред.)? Ответ очевиден: банкротство и социальный коллапс. Вот какой новогодний подарок ожидал бы народ Украины в этом случае".
Страна на грани дефолта при относительно стабильной экономической ситуации в мире – бесспорное доказательство выдающейся некомпетентности украинского правительства.
Азаров не сгущал краски, когда публично признавался, что довел экономику до банкротства – украинские финансы в плачевном состоянии. За первое полугодие 2014 года Минфин и Нацбанк должны были выплатить иностранным кредиторам более $4,3 млрд. – на погашение евробондов, выплаты МВФ и проценты по кредитам.
Реальный дефицит бюджета в этом году с учетом "Нафтогаза" составит около 7% ВВП, экономика продолжает стагнировать, чтобы платить по долгам, необходимо привлекать новые займы.
Поэтому без денег российских пенсионеров Украине действительно было бы худо - кредит будет выдан за счет средств Национального фонда благоустройства, из которого собирались платить пенсии россиянам.
О грозящих неприятностях правительство знало по меньшей мере полгода назад, когда стало очевидно, что прогноз темпов роста экономики и доходов бюджета не выполняется.
Янукович имел возможность выбирать кредитора – Россия, МВФ или финансовые рынки. Впрочем, последний вариант довольно быстро отпал, уже в сентября рыночная стоимость долга для Украины превысила 10% годовых.
Программа с МВФ могла пополнить резервы украинского Нацбанка на $15 – 20 млрд. При этом деньги Фонда вдвое дешевле российских (объявлено о 5% годовых), и выделяются на более длительное время – 4-5 лет, тогда как россияне готовы вкладываться в двухлетние еврооблигации Украины.
В итоге – обслуживание российского кредита в $15 млрд. будет стоить на $600 млн. больше, чем такой же займ от МВФ.
Можно предположить, что, выбирая кредитора, Янукович и Ко куда больше внимания обращали на электоральные риски в преддверии выборов 2015-го, чем на экономическую целесообразность.
Принципиальная разница между деньгами европейцев и россиян – первые указывают и контролируют, на что и как потратят их кредит, вторые – выделяют "братскую" помощь, которой можно распоряжаться на свое усмотрение.
Но основной недостаток денег МВФ – для их получения правительство должно было научиться "жить по средствам": удерживать дефицит бюджета в рамках 2%, а для этого заморозить расходы на госаппарат, поэтапно повысить цены на газ для населения, сделать обменный курс гривны гибким.
Отечественные экономисты солидарны в том, что настойчивые советы МВФ – необходимое условие, чтобы украинская экономика вернулась на траекторию роста. Однако Янукович и Азаров отвергали требования МВФ, уверяя, что эти меры окажутся неподъемными для самых бедных слоев украинцев.
Спорное утверждение: например, МВФ предлагал навести порядок в субсидировании и выделять адресную помощь тем, кому она действительно необходима - сейчас субсидии на оплату услуг ЖКХ нередко получают семьи среднего, а иногда и высшего класса. Таким образом, для наиболее бедных украинцев стоимость ЖКХ-услуг должна была вырасти не более чем на 20%, а для некоторых и вовсе не изменится.
Забота о стабильности гривны – пагубный для страны предвыборный популизм. Валюты большинства торговых партнеров подешевели за этот год на 10-40%, и "доллар по 8" это очень плохой подарок для всех украинских экспортеров.
Отказавшись сделать хоть что-то из требований МВФ, украинским властям оставалось искать спасения у России. До 9 ноября, когда состоялась встреча Януковича и Путина, Украина семимильными шагами приближалась к подписанию Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом.
Возможно, такой темп был взят, чтобы сделать Владимира Путина более сговорчивым в переговорах о кредите и цене на газ.
Об условиях, на которых Россия согласилась дать $15 млрд., пока что известно очень мало. Ставка купона 5%, срок, по крайней мере, первого выпуска 2 года. Путин мог потребовать за финансовую помощь все, что угодно: от не подписания Соглашения об ассоциации с ЕС до продажи российским компаниям ряда стратегических предприятий, но он точно не будет требовать проведения непопулярных реформ в Украине.
Но выиграл ли Янукович голоса избирателей, согласившись на "простой "российский кредит? Вряд ли.
Даже до отказа от евроинтеграции Янукович был не самым популярным политиком. По данным социологического исследования проведенного в октябре центром им Разумкова, действующий президент с треском проигрывал второй тур президентских выборов как Виталию Кличко, так и Арсению Яценюку.
Какова расстановка сил сейчас – неизвестно, социологических опросов послемайданного периода пока что нет.
Но уже можно сказать без социологических исследований: Майдан не сделал лидеров оппозиции героями нациями, но он сделал Януковича личным врагом половины украинцев.
Реформы МВФ стоили бы гаранту намного дешевле.
Российский кредит - плохая сделка. В первую очередь плохая для вас, Виктор Федорович.
- Информация о материале
Изменения в УПК: судить будут заочно?
В середине ноября с. г. на рассмотрение Верховной Рады Украины был представлен законопроект №3587 «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины» относительно заочного уголовного производства». Под заочным уголовным производством автор законопроекта понимает проведение уголовного производства по стандартной процедуре, но в отсутствие главного действующего лица, т. е. субъекта, в отношении которого это уголовное производство открыто. При этом ему предполагается предоставить все права, предусмотренные УПК для указанной категории лиц, а также право явиться в следственные органы или суд на любой стадии уголовного процесса.
Актуальность данного законопроекта, пишет его автор в пояснительной записке, обусловлена необходимостью обеспечения принципа неотвратимости наказания, соблюдение которого является невозможным в случае уклонения лиц от прибытия в органы досудебного расследования или суд.
К слову, процедура заочного уголовного производства довольно успешно (по крайней мере, судя по статистическим данным) применяется в Российской Федерации. Правда, там она направлена на исполнение другого фундаментального принципа уголовного процесса – соблюдения разумных сроков. Весьма интересно описана эта процедура на сайте прокуратуры Ростовской области РФ. В частности, там говорится, что суд имеет право провести судебное разбирательство заочно в случае, если обвиняемый находится за пределами РФ и уклоняется от явки в суд при том, что он не был привлечен к уголовной ответственности по этому уголовному делу на территории иностранного государства, а также когда обвиняемый, находящийся на территории РФ, уклоняется от явки в суд, а его местонахождение неизвестно. Также заочное рассмотрение дела судом допускается при подаче аргументированного ходатайства самим обвиняемым в случае совершения им преступления небольшой или средней тяжести.
Эксперты «за»
Не возражает против заочного уголовного производства и Комитет Министров Совета Европы, рекомендовавший государствам-членам рассмотреть вопрос о предоставлении судам первой инстанции возможности не только рассматривать дела, но и принимать по ним решения в отсутствие обвиняемого при условии, что он был проинформирован надлежащим образом о дате заседания, а также о своем праве на законное или иное представительство в суде (рекомендация Комитета министров СЕ №R (87)18 «Относительно упрощения уголовного судопроизводства»).
Возможность осуществления заочного уголовного производства и условия, при которых такое производство может иметь место, закреплены в Резолюции 75(11) Комитета министров Совета Европы относительно критериев, регламентирующих производство, осуществляющееся в отсутствие обвиняемого.
Не вызывает возражений существование процедуры заочного уголовного производства и со стороны Европейского суда по правам человека (решения в делах Somogyi vs. Italy от 18.05.04, Medenica vs. Switzerland от 14.06.01) при условии соблюдения гарантий, которые обеспечивают права человека, закрепленные Конвенцией о защите прав человека и основополагающих свобод.
«Заочный» прецедент?
В частности, в деле «Меденица против Швейцарии» речь идет об обжаловании постановления суда Женевы от 26.05.1989, в котором суд присяжных признал заявителя виновным по ст. 300 и 302 УК Швейцарии (подделка документов, мошенничество) заочно и приговорил его к 4 годам лишения свободы. Особый колорит этому делу придало то, что г-н Меденица – врач нетрадиционной медицины – стал участником одновременно двух производств, открытых в отношении него в Швейцарии и США. Оба производства были открыты по сходным основаниям, а именно в связи с недобросовестным осуществлением г-ном Меденицей своей нетрадиционной врачебной деятельности. Будучи участником двух производств, г-н Меденица должен был преодолевать многие километры, дабы появляться в швейцарском и американском суде. Эту нестандартную ситуацию заявитель, очевидно, решил использовать для того, чтобы затянуть оба судебных процесса.
В заявлении, поданном в ЕСПЧ по итогам обжалования постановления женевского суда в высших судах Швейцарии, г-н Меденица утверждал, что суды не обеспечили защиту его прав надлежащим образом, чем была нарушена ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод. Заявитель подчеркнул, что не прибыл в швейцарский суд не по своей вине, а из-за постановления суда США, рассматривавшего дело, в котором заявитель также выступал фигурантом.
В свою очередь, правительство Швейцарии, отстаивая позицию судов, заявило, что суд Женевы абсолютно оправданно усмотрел в неявке заявителя в заседание умысел, поскольку последний вместе со своим американским адвокатом не скрывали, что в интересах защиты желали получить отсрочку рассмотрения дела в суде. При этом было особо подчеркнуто, что суд не только уведомил заявителя о предстоящем заседании надлежащим образом, но и указал на обязательность его присутствия. Также правительство согласилось с судом, поставившим под сомнение аргументацию заявителя относительно того, что он не мог прибыть из США на заседание женевского суда, поскольку был единственным врачом в США, способным помочь своему пациенту, который, по словам заявителя, не выжил бы в его отсутствие.
Оценив доводы обеих сторон, ЕСПЧ 5 голосами против 2 постановил, что в данном деле отсутствует нарушение ст. 6 Конвенции, и решение швейцарского суда является правомочным. Правда, у 2 судей ЕСПЧ сложилось собственное мнение по этому вопросу, которое было изложено в дополнении к постановлению.
Казнить нельзя помиловать
Авторы законопроекта №3587 приняли во внимание опыт швейцарских судов и максимально учли все права лица, в отношении которого будет проводиться заочное уголовное производство, дабы в будущем, если закон все же будет принят, избежать необходимости обращения в ЕСПЧ. Для этого в УПК предполагается внести следующие изменения:
заочное уголовное производство будет осуществляться в случае, если подозреваемый или обвиняемый в совершении уголовного правонарушения уклоняется от прибытия на вызов в орган предварительного расследования или суд, и при этом осуществление уголовного производства признано возможным в его отсутствие;
заочное уголовное производство осуществляется с учетом общих положений и с соблюдением всех процессуальных гарантий для подозреваемого или обвиняемого;
лицо, в отношении которого осуществляется заочное уголовное производство, имеет право в любой момент прибыть для непосредственного участия в уголовном производстве, что имеет следствием его осуществления в общем порядке, предусмотренном УПК;
с целью недопущения нарушения прав и свобод подозреваемого или обвиняемого предлагается предусмотреть, что во время осуществления заочного уголовного производства участие защитника такого лица является обязательным;
доказывание лицом факта невозможности его прибытия на судебный вызов по уважительным причинам, а также невозможности сообщить о причинах неявки по уважительным причинам является безусловным основанием для отмены судебного решения, принятого по результатам заочного уголовного производства;
подозреваемому или обвиняемому, кроме упрощенной процедуры обжалования судебного решения, принятого по результатам заочного уголовного производства, гарантируется право на обжалование такого решения в апелляционном порядке.
Правда, здесь следует обратить внимание на то, что сам факт осуществления заочного уголовного производства в отношении кого-либо уже вызвал шквал неодобрения у правозащитников, а также граждан Украины. Прислушается ли к ним законодатель или же примет сторону европейских экспертов, станет ясно уже в ближайшее время.
Особое мнение судьи Розакис
«С большим сожалением не могу присоединиться к большинству судей в их мнении относительно того, что в обстоятельствах настоящего дела не имело места нарушение ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод. Конвенция придает большое значение присутствию обвиняемого в ходе уголовного разбирательства в его отношении. П. 3 ст. 6 Конвенции предусматривает, что каждый обвиняемый имеет право на осуществление своей защиты. Однако, как и многие другие постулаты Конвенции, смысл этой статьи выходит далеко за рамки просто защиты индивидуальных интересов, на что ЕСПЧ неоднократно обращал внимание (напр., inter alia, Poitrimol vs. France, постановление от 23 ноября 1993 г., Series A no. 277)», – из дополнений к решению ЕСПЧ в деле Medenica vs. Switzerland от 14.06.01
Особое мнение судьи Бонелло
«Соглашусь с тем, что национальные власти обладают широкой свободой в определении путей и средств для приведения в действие гарантии справедливого разбирательства, закрепленной в ст. 6 Конвенции. В то же время, мы имеем обязательное предписание Международного пакта о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 14) относительно того, что каждый имеет право присутствовать на судебном заседании, в котором является ответчиком. Также есть Резолюция Комитета министров Совета Европы, которая гласит: «Присутствие обвиняемого в суде имеет жизненно важное значение», и «Лицо, не присутствовавшее на судебном заседании, уведомленное о его дате надлежащем образом, имеет право на повторное расследование в обычном порядке, если сможет доказать, что отсутствовало на заседании по причинам, от него не зависящим». Настоящее решение зашло настолько далеко, что может посягнуть на идеи, заложенные в документах, регламентирующих права и свободы человека», – из дополнений к решению ЕСПЧ в деле Medenica vs. Switzerland от 14.06.01
Международный опыт
Молдова
Согласно ст. 321 УПК Республики Молдова, рассмотрение дела в отсутствие подсудимого может осуществляться: если подсудимый уклоняется от явки в суд; если подсудимый, находящийся под арестом, отказывается предстать перед судом для рассмотрения дела, и его отказ подтверждается его защитником; рассматривается дело о совершении незначительных преступлений, когда подсудимый изъявил желание, чтобы судебное разбирательство проводилось в его отсутствие.
Эстония
Согласно ч. 2 ст. 269 УПК Республики Эстония, как исключение судебное разбирательство уголовного дела может проводиться без участия обвиняемого, если он: удален из зала судебного заседания за нарушение порядка судебного разбирательства; находится за пределами Эстонской Республики и уклоняется от явки в суд, а судебное разбирательство в отсутствие обвиняемого является возможным; привел себя после допроса в судебном заседании в состояние, которое исключает его участие в судебном заседании, и судебное разбирательство в его отсутствии является возможным; доставка обвиняемого в суд затруднена, и он соглашается на участие в судебном разбирательстве в аудиовизуальной форме.
Дания
В уголовном процессе Дании обвиняемый не обязан помогать суду во время судебного процесса. Он вообще не обязан являться в суд. Если подсудимый не является в судебное заседание, его защитнику разрешено представлять его интересы, если причины такого отсутствия имеют существенные основания.
Франция
УПК Франции предусматривает, что заочное производство возможно в отношении каждого лица, надлежащим образом вызванного в суд и не появившегося в установленное время, по малозначимым делам, по делам о преступлениях и правонарушениях.
Заочное уголовное производство: практическое применение
(согласно законопроекту №3587)
Заочное уголовное производство осуществляется в случае, если подозреваемый, обвиняемый в совершении уголовного преступления, уклоняется от прибытия на вызов в орган предварительного расследования или суда, при этом признано возможным осуществление уголовного производства в его отсутствие. Подозреваемый, обвиняемый считается уклоняющимся от прибытия на вызов, если, будучи надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте совершения процессуальных действий или проведения судебного заседания, он повторно не прибыл в орган досудебного расследования или суд при отсутствии уважительных причин, или не сообщил о причине, или если сообщенные им причины неприбытия признаны неуважительными.
Решение о проведении заочного уголовного производства принимается следователем по согласованию с прокурором, или прокурором во время досудебного расследования, или судом во время судебного разбирательства. Решение следователя, прокурора или суда принимается в форме постановления или определения соответственно и вручается подозреваемому или обвиняемому.
Заочное уголовное производство осуществляется в соответствии с общими правилами с учетом того, что процессуальные действия проводятся в отсутствие подозреваемого, обвиняемого, и других особенностей. Уголовное производство начинает осуществляться в заочной форме только после надлежащего подтверждения получения лицом постановления или определения о проведении заочного уголовного производства.
В заочном уголовном производстве участие защитника является обязательным.
Обвиняемый имеет право в течение месяца со дня получения копии судебного решения, принятого по результатам заочного уголовного производства, подать заявление о его отмене в суд, принявший соответствующее судебное решение.
Судебное решение, принятое по результатам заочного уголовного производства, подлежит отмене, если судом будет установлено, что обвиняемый не прибыл на судебный вызов и не сообщил о причинах неявки по уважительным причинам.
- Информация о материале
Абхазско-югоосетинский сценарий для Украины
В информационном пространстве появился почти позабытый термин – «раскол Украины»: «развал Украины» (Первый канал), «оранжевый раскол» и даже «начало гражданской войны». О «тектоническом расколе» Украины заявил Д.Медведев (В.Путин).
Модальность комментариев о «расколе» различается в зависимости от того, где и кем они произносятся: украинские авторы практически единодушно говорят о недопустимости и невозможности раскола, российские – о его сохранении и даже неизбежности распада Украины.
Есть ли основания для медведевско-путинской, так сказать, «тревоги»?
На страницах этого блога уже отмечалось (Украинцы уходят в Европу), что основным трендом ментально-политической эволюции украинского общества в последние два с лишним десятилетия стала его растущая консолидация на платформе, так или иначе ассоциируемой с западным вектором развития страны, с перспективой ее интеграции в Евросоюз.
Этот процесс, властно проявившийся еще до 2010 г., с избранием В.Януковича президентом Украины не только не ослабел, но и даже усилился. Тектонический сдвиг во внешнеполитической переориентации украинцев с России на Евросоюз пришелся как раз на 2010-2012 гг. Поддержка отношений с Россией в качестве основного вектора украинской внешней политики упала с 53% до 35%, а поддержка первоочередности отношений с Евросоюзом выросла с 24% до 41%. Следует отдать должное Януковичу – именно он сыграл ключевую роль в убеждении и членов собственной партии и в целом жителей восточных и южных областей Украины в разумности выбора вектора европейской интеграции. Эти усилия не замедлили сказаться на эволюции предпочтений украинского общества.
К середине 2013 г. абсолютное большинство украинцев определилось в своем выборе как в пользу подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, так и в пользу членства страны в Евросоюзе. Причем сторонники евроинтеграции оказались в большинстве не только во всей стране и, естественно, на ее Западе и в Центре (и там и там – в абсолютном большинстве), но и даже на ее Востоке и Юге (по Соглашению об ассоциации с ЕС – в относительном большинстве). Эти результаты получили свое отражение, в частности, в данных опросов социологической компании IFAK.
Табл. 1. Хотели бы Вы, чтобы Украина еще в этом году подписала Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, которое предполагает создание зоны свободной торговли? (июль 2013 г.)
| Украина и ее части | Вся Украина | Запад и Центр | Восток и Юг |
| Поддерживают | 55 | 67 | 47 |
| Не поддерживают | 26 | 22 | 29 |
| Разница | 29 | 45 | 18 |
Табл. 2. Как Вы считаете, когда Украина должна стать членом Европейского Союза? (июнь 2013 г.)
| Украина и ее части | Вся Украина | Запад и Центр | Восток и Юг |
| Должна, в т.ч.: | 59 | 71 | 52 |
| В ближайшие 5 лет | 37 | 48 | 30 |
| Через 5-10 лет | 12 | 12 | 13 |
| Через 10-20 лет | 7 | 9 | 5 |
| Не ранее, чем через 20 лет | 3 | 2 | 4 |
| Не должна вступать в ЕС | 24 | 13 | 31 |
| Разница | 35 | 58 | 21 |
Более половины опрошенных по Украине в целом поддержали и подписание соглашения с ЕС в 2013 г. (55%) и конечную цель интеграционного процесса – вступление Украины в Евросоюз (59%). На Западе и в Центре Украины поддержка этого курса превысила две трети населения (67% и 71%). На Востоке и Юге конечную цель интеграции – членство в ЕС – поддержали более половины опрошенных (52%), а подписание Соглашения с ЕС в 2013 г. – почти половина (47%). При этом если на Западе и в Центре превышение числа сторонников подписания Соглашения с ЕС над числом его противников было подавляющим (троекратным), то даже на Востоке и Юге число сторонников Соглашения было больше, чем число его противников более чем на 60% (47% и 29% соответственно).
Таким образом, к середине 2013 г. в Украине действительно сложился общенациональный консенсус относительно европейского направления политической и экономичесой интеграции страны, проявившийся не только в стране в целом, не только на ее Западе и в Центре, но даже и на ее Востоке и Юге. Никаких объективных оснований для раскола Украины, тем более «тектонического» характера, в тот момент не было.
В Кремле такое состояние украинского общества было признано неприемлемым. В результате летом 2013 г. против Украины была развернута полномасштабная война нового типа – таможенная, санитарная, газовая, пропагандистская. В ней активно участвовали и участвуют ударные силы нынешнего российского режима – от Киселева, Онищенко, Глазьева, Рогозина, Миллера, Патрушева до Медведева и, естественно, Путина.
Наиболее зримый первый итог этой войны хорошо известен – под давлением беспрецедентного кремлевского давления и шантажа Янукович отказался от подписания в Вильнюсе Соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
Другой промежуточный результат этой войны – в сфере общественного мнения – известен меньше. Проводимая антиукраинская-антиевропейская война не обошлась без негативных последствий для поддержки евроинтеграции со стороны украинских граждан – за несколько месяцев ее уровень заметно снизился.
Табл. 3. Хотели бы Вы, чтобы Украина еще в этом году подписала Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, которое предполагает создание зоны свободной торговли?
| Опросы | Изменения за период | ||||
| янв.13 | июл.13 | окт.13 | С января по июль | С июля по октябрь | |
| Вся Украина | |||||
| Поддерживают | 50 | 55 | 50 | 5 | -5 |
| Не поддерживают | 26 | 26 | 33 | 0 | 7 |
| Разница | 24 | 29 | 17 | 5 | -12 |
| Запад и Центр | |||||
| Поддерживают | 66 | 67 | 64 | 1 | -3 |
| Не поддерживают | 14 | 22 | 21 | 8 | -1 |
| Разница | 52 | 45 | 43 | -7 | -2 |
| Восток и Юг | |||||
| Поддерживают | 39 | 47 | 39 | 8 | -8 |
| Не поддерживают | 35 | 29 | 42 | -6 | 13 |
| Разница | 4 | 18 | -3 | 14 | -21 |
Если с января по июль 2013 г. поддержка курса на евроинтеграцию увеличилась практически во всех сегментах украинского общества, причем особенно заметно (на 8 п.п.) – на Востоке и Юге, то с июля по октябрь 2013 г. тренды развернулись на прямо противоположные. Поддержка идеи подписания Соглашения с ЕС за последние три месяца уменьшилась в целом по Украине на 5 п.п., в том числе на Западе и в Центре – на 3 п.п., а на Востоке и Юге – на 8 п.п. С учетом числа тех, кто не поддерживает идею подписания такого Соглашения с ЕС, разница между числом сторонников и числом его противников в целом по стране упала на 12 п.п., причем на Западе и в Центре – на 2 п.п., а на Востоке и Юге Украины – на целых 21 п.п.
Несмотря на то, что сторонников подписания Соглашения с ЕС в Украине по-прежнему больше, чем его противников, причем в целом по стране – в полтора раза, а на ее Западе и в Центре – втрое, на Востоке и Юге ситуация изменилась. Впервые число сторонников подписания Соглашения с ЕС здесь оказалось меньше (пусть и ненамного), чем его противников (39 и 42% соответственно). В то время, как жители Запада и Центра Украины оказались наиболее стойкими в приверженности своей европейской ориентации, жители Востока и Юга Украины поддались жесткому давлению со стороны российского режима.
Что касается отношения украинцев к конечной цели евроинтеграционного процесса – членству страны в Евросоюзе, то его изменения оказались такими же по знаку, хотя и менее драматическими, чем отношение к промежуточной цели – к подписанию Соглашения с ЕС.
Табл. 4. Как Вы считаете, Украина должна стать членом Европейского Союза?
| Опросы | Изменения за период | ||||
| дек.12 | июн.13 | ноя.13 | С декабря 2012 по июнь 2013 | С июня по ноябрь 2013 | |
| Вся Украина | |||||
| Должна | 52 | 59 | 58 | 7 | -1 |
| Не должна | 29 | 24 | 31 | -5 | 7 |
| Разница | 23 | 35 | 27 | 12 | -8 |
| Запад и Центр | |||||
| Должна | 71 | 69 | -2 | ||
| Не должна | 13 | 19 | -6 | ||
| Разница | 58 | 50 | -8 | ||
| Восток и Юг | |||||
| Должна | 52 | 50 | -2 | ||
| Не должна | 31 | 39 | 8 | ||
| Разница | 21 | 11 | -10 | ||
Если в первой половине 2013 г. (с декабря 2012 г. по июнь 2013 г.) поддержка этой идеи в целом в Украине возросла на 7 п.п., а разница между числом сторонников и числом противников членства страны в ЕС возросла на 12 п.п., то в следующие пять месяцев (с июня по ноябрь 2013 г.) оба эти показателя уменьшились. В целом по стране число сторонников членства в ЕС сократилось на 1 п.п., число противников увеличилось на 7 п.п., а разница между числом сторонников и противников возросла на 8 п.п. Увеличение числа противников евроинтеграции также оказалось более значительным на Востоке и Юге, чем на Западе и в Центре (на 8 п.п. и на 6 п.п. соответственно).
Промежуточные результаты антиукраинско-антиевропейской войны на украинском театре военных действий (ТВД) в Кремле были восприняты, очевидно, как существенный, но все же недостаточный успех. Действительно, число украинских сторонников евроинтеграции, хотя и немного уменьшилось, но все же по-прежнему превышает число ее противников. Правда, впервые обнаружился небольшое превышение числа противников подписания Соглашения с ЕС над его сторонниками на Востоке и Юге Украины. Так стал проявляться первый антиевропейский плацдарм на украинской территории. Когда только он обозначился, немедленно был запущен тезис о «расколе» и даже о «тектоническом расколе» в Украине. Тогда в бой были брошены новые пропагандистские и иные силы, а в Москве началось спешное формирование ударного наступательного соединения информационных войн нового века – агрессивного пропагандистского монстра «Россия сегодня».
Основные элементы проводимой в настоящее время антиукраинской войны в целом сильно напоминают проводившиеся недавно абхазскую и югоосетинскую операции на грузинском ТВД: жесткая оппозиция российских властей проевропейским, прозападным устремлениям большинства населения атакуемой страны (причем несущественно, идет ли речь о ее интеграции в НАТО или в ЕС); создание на территории страны, подверженной атаке, антиевропейских-антизападных плацдармов; разжигание противоречий между жителями этих плацдармов, с одной стороны, и большинством населения атакуемой страны, с другой; использование такого противостояния в качестве рычага для максимальной дестабилизации в стране политической и экономической ситуации, для наибольшего ослабления действующего руководства (сегодняшний Янукович все больше напоминает Шеварнадзе на излете своего президентства); срыв евроинтеграционных усилий атакуемой страны; «бордеризация» захваченных плацдармов.
Очень хочется ошибиться, но нельзя исключить и классических провокаций спецслужб – того, что в ближайшее время в Украине могут раздаться непонятные выстрелы, произойти неясного происхождения взрывы, пропасть одни граждане, обнаружиться погибшими другие.
В рамках ведущейся антиукраинской войны сейчас разворачивается грандиозная битва за Киев. Чем более жестким будет противостояние участвующих в ней украинских сторон, чем больше в ней будет высказано взаимных обвинений и оскорблений, чем больше прольется крови – и виртуальной и, не исключено, реальной, тем легче будет авторам и исполнителям антиукраинско-антиевропейской войны отделить, оторвать, изолировать захваченный плацдарм от остальной страны, осуществить, так сказать, «тектонический раскол» Украины, тем легче будет ее «подвесить» на долговременный крючок искусно спровоцированного внутриукраинского конфликта.
- Информация о материале
Путин «выпускает» Тимошенко
Россия запускает «перезагрузку» во внешней политике, направленную на потепление отношений с Западом. Вне всяких сомнений, сегодняшнее заявление Владимира Путина о намерении помиловать главного политзаключенного России экс-главы корпорации ЮКОС Михаила Ходорковского рассчитано, в первую очередь, на внешнее пользование. В самой России Михаил Борисович, пробывший в местах не столь отдаленных последние десять лет, давно не имеет сколько-либо заметного влияния.
В последнее время взаимоотношения с Западом свелись к прямой конфронтации практически по всем международным направлениям. Показательными стали решения Еврокомиссии о переносе безвизового режима для жителей России и отказ президента США Барака Обамы посетить Олимпиаду в Сочи. Очевидно, псевдодемократический откат Кремля направлен на преодоление политической блокады. Тем более, что конфликт относительно «поглощения» Украины Кремль, судя по всему, считает урегулированным. Причем, в свою пользу.
Освобождение Ходорковского – не единственный реверанс Владимира Владимировича в сторону Запада. В частности, сегодня по амнистии выпущены на волю четыре фигуранта «болотного дела», которые содержались в СИЗО с мая 2012 года. Хозяин Кремля не преминул вспомнить и оппозиционера Алексея Навального, отметив, что тот не представляет угрозы для власти. Очевидно, этот пассаж должен свидетельствовать о временном прекращении репрессий относительно и без того слабой и разобщенной российской оппозиции.
Царские жесты Путина ставят в очень неудобное положение его партнеров в Киеве. Президент Украины после отказа от Ассоциации с ЕС оказался в глазах Запада человеком с очевидными авторитарными амбициями. На его совести содержание за решеткой самого известного политический узника Европы – Юлии Тимошенко. Освобождение Путиным Ходорковского, очевидно, послужит катализатором для поднятия вопроса об свободе Юлии Тимошенко. Иначе Виктору Януковичу грозит навешивание ярлыка «второго диктатора Европы» после «бацьки» Александра Лукашенко. Эта тема будет охотно подогрета украинской оппозиций, которая получает на руки шикарный аргумент: мол, даже тиран Путин выпускает своих врагов, а Виктор Федорович – нет.
По сути, теперь у Президента Украины остались два варианта: либо не обращать внимания на неожиданный «гуманизм» Путина, либо все-таки начать поиск решения вопроса Тимошенко. В первом случае, Янукович может уже в ближайшее время окончательно стать нерукоподоваемым на Западе, приведя Украину к полной международной изоляции. Во втором - Виктор Федорович тоже не остается в выигрыше. Он хоть и получит определенный позитив, но даст повод злым языкам говорить о «поводке» Москвы. Дескать, Янукович решил собезьянничать у Путина вариант улучшения имиджа.
Ошибка Януковича в том, что он безоговорочно доверился Путину. Получение кредитов и дешевого газа не означает, что Кремль будет спокойно подыгрывать Виктору Федоровичу и не станет продолжать расшатывать положение в Украине. В целом складывается впечатление, что помилование Ходорковского – ловушка для Януковича, подготовленная Кремлем. В отличие от «читинского арестанта», за 10 лет превратившегося в «политический труп», Юлия Владимировна живее всех живых.
- Информация о материале
"Батина" гвардия, или Степень неравенства
"До комунізму стрімкі плаї —
Це Україна — зоря моя.
Партія — серце її,
Ум її — партія!"
Дмытро Павлычко
После нескольких попыток разгона Евромайдана наивные люди могут подумать, что теперь у Виктора Януковича будут проблемы с переизбранием в 2015-м. "Романтики революции", возможно сочтут, будто репутационные потери слишком велики, чтобы их можно было компенсировать судорожной мобилизацией и щедрыми предвыборными вливаниями.
Увы, их придется разочаровать. Для переизбрания у Виктора Федоровича уже все готово.
Многие обращали внимание на то, что предвыборная программа действующего президента составлена сразу на десять лет. Некоторые сделали вполне очевидный вывод, что он всерьез намеревается править два срока подряд. Но мало кто заметил, что подготовку к повторной каденции правящая команда начала сразу после своего прихода к власти в 2010-м.
Сейчас создание системы, на которую возлагается функция обеспечения второго срока Януковича, не начинается, а заканчивается.
Механизм решения этой задачи нов, как все хорошо забытое старое. И носит до оскомины знакомое название — "номенклатура".
После своего избрания главой государства Виктор Янукович официально оставил пост председателя Партии регионов. Считается, что он и в самом деле отошел от непосредственного руководства партией и вспоминает о некогда подчиненной ему махине от случая к случаю. Например, когда нужно обеспечить необходимый результат голосования президентских законопроектов в Раде. Или, скажем, собрать митинги в поддержку курса власти.
Имеющиеся данные заставляют говорить о том, что мнение это глубоко ошибочно. В действительности же партии отводится ключевая роль.
За прошедшие три года Янукович связал воедино две вертикали — административную и партийную. Мы снова говорим "партия", а подразумеваем нечто совсем другое. Подразумевать теперь при употреблении этого слова приходится всю систему власти во всем ее многообразии.
За пару недель до Майдана произошло не слишком заметное в масштабах страны событие: Борис Колесников сложил с себя полномочия председателя Донецкой областной организации ПР так как стал заместителем председателя Партии регионов. На посту главы региональной организации его сменил губернатор области Андрей Шишацкий. Пресса, интересующиеся политикой граждане и просто досужие сплетники искали в этом инциденте некий "внутренний раскол" правящей партии, рассуждали о пертурбациях и группах влияния.
Никакого раскола нет. Этот эпизод — часть глобального процесса, о котором до сих пор мало говорили. Хотя в открытых источниках достаточно информации, чтобы составить картину происходящего. И представить, кому и какая роль отводится в обеспечении второго срока Виктора Януковича.
Всего в Украине, как известно, 27 административно-территориальных единиц: 24 области, Автономная республика Крым, города Киев и Севастополь. В каждом из этих регионов есть местная организация ПР, общая численность которой составляет на данный момент почти 1,5 миллиона членов.
Впрочем, нас интересуют не все члены партии, а только ее руководящий состав. Изучив данные открытого источника (официального сайта ПР), можно легко убедиться, что из 27 региональных организаций — после рокировки "Колесников—Шишацкий" — только две возглавляют НЕ государственные служащие высоких рангов.
Исключение составляют Львовская и, что примечательно, Луганская области. Во Львове партийным строительством давно занимается Петр Писарчук, экс-народный депутат. В Луганске бело-синими руководит Александр Ефремов, глава парламентской фракции партии. О втором уверенно можно сказать, что его степень влияния на областную администрацию крайне высока.
Повторюсь, ВСЕ остальные областные, две городские и одна республиканская организации Партии регионов находятся под руководством государственных служащих высших рангов. Из 25 местных ячеек подавляющее большинство (а если быть точным, то 21) — под началом глав государственных администраций, которых в Украине принято называть губернаторами.
В этом правиле только четыре исключения. В Кировограде бывший губернатор Сергей Ларин пошел на повышение в администрацию президента, но остался председателем областной организации ПР. В Днепропетровске в такой же ситуации оказался Александр Вилкул, ныне занимающий пост вице-премьера в кабинете Азарова. На Волыни местный актив партии управляется не губернатором Борисом Климчуком, а его первым заместителем Александром Баклашенко. То же в Киеве — столичную организацию ПР возглавляет первый заместитель Попова, небезызвестный Александр Голубченко.
Итак, под непосредственным управлением отобранных лично Виктором Януковичем и его указами назначенных глав администраций находятся партийные организации бело-синих в Винницкой, Донецкой, Житомирской, Закарпатской, Запорожской, Ивано-Франковской, Киевской, Николаевской, Одесской, Полтавской, Ривненской, Сумской, Тернопольской, Харьковской, Херсонской, Хмельницкой, Черкасской, Черниговской, Черновицкой областях, а также в АРК (Могилев) и городе Севастополе (Яцуба). "Батина" гвардия, так сказать.
Как правило, партийная должность прилагалась к административной — новоназначенный губернатор вскоре избирался руководителем областной организации ПР. Но бывало и наоборот — скажем, Александр Ледида давно занимался делами ПР в Закарпатье, и кресло губернатора в его случае можно рассматривать как своеобразную форму благодарности за многолетнюю преданность.
Причем весенний призыв 2010 г. обновился лишь наполовину, то есть 13 "партийных" губернаторов занимают свои должности более трех с половиной лет. До недавнего времени было 15, но кадровый голод вынудил "выдернуть" в столицу Вилкула и Ларина. В последующие годы состав партийно-чиновничьего актива переживал точечные обновления, по две-три рокировки ежегодно.
Отметим также оперативность, с которой партийные и административные "погоны" вешаются на плечи президентских протеже. Василий Чуднов и Николай Скорик, назначенные 8 ноября 2013 г. руководить областными администрациями Ивано-Франковской и Одесской областей соответственно, были избраны главами региональных организаций ПР меньше чем через две недели.
Зная все перечисленное, легко прогнозировать возможные перестановки. Максимум, что может измениться, — нестандартные элементы подгонят под общий шаблон. То есть Ларина, Вилкула, Писарчука и Ефремова заменят Андрей Николаенко, Дмитрий Колесников, Олег Сало и Владимир Пристюк.
"Какую партию ни делаем — все КПСС получается", — афоризм Виктора Черномырдина снова актуален.
Архитекторы вертикали преследовали чисто прагматическую цель: обеспечить единство управления важнейшим процессом первой каденции Януковича — обеспечением второй каденции. И, надо признать, добились своего. Они создали систему, способную работать на результат любой ценой и с привлечением всех необходимых ресурсов.
В 2012-м система прошла обкатку на парламентских выборах. И со своей задачей справилась — при не самых оптимистических рейтингах и прогнозах обеспечила самую многочисленную фракцию в парламенте. В областях часто фиксировалось участие госслужащих в предвыборных мероприятиях. Настолько часто, что есть повод сделать вывод: областные администрации координировали процесс как избирательные штабы.
Полученный опыт был учтен и всесторонне проанализирован. Сделаны выводы, подготовлены ждущие своего часа методики и рекомендации.
Когда Партия регионов в третий раз выдвинет кандидатом в президенты Виктора Федоровича Януковича, съезд (или политсовет) возложит ответственность за результат на региональные организации и персонально — их руководителей.
При этом под контролем руководителей будут админресурс, бюджетные деньги, восприимчивый к давлению бизнес вкупе с трудовыми коллективами, социальная сфера, "карманные" общественные организации, профсоюзы, подконтрольные медиа, милиция, местные избиркомы из врачей-учителей-соцработников, "титушки".
Для кандидатов в 2015-м условия будут неравными априори. Исследование сформированной "номенклатуры" и приданых ей средств дает представление о степени неравенства.
Судя по приготовлениям, все будет куда мощнее и жестче, чем в 2004-м. Скорее всего, более точным окажется сравнение с 1999-м и проектом "Кучма-2".
Впрочем, не исключено, что и эта аналогия будет слишком мягкой.
- Информация о материале
Еще больше налогов на победу Януковича
Власть не может удовлетвориться лишь получением кредитов и более дешевого газа от россиян. Всего этого не хватит, чтобы наполнить нереалистичный бюджет на 2014.
Правительству придется искать дополнительные деньги самостоятельно. Резервов для их добычи не оставалось уже в 2013 году. Экономика Украины уже долгое время находилась в рецессии, спровоцированной "талантами" государственных управленцев. На это наложилась блокада ввоза украинских товаров в Россию, и сбор налогов стал делом совсем безнадежным.
Но 2014 год – предвыборный, а значит, повышенные обязательства должны быть выполнены любой ценой. Чтобы победить на выборах, Виктор Янукович должен раздать лояльной к нему части электората много денег.
Согласно проекту бюджета на 2014, на следующий год запланированы три повышения соцвыплат: в январе, июле и октябре. И, наверняка, еще одно повышение с 1 января 2015 года - в аккурат перед выборами.
Общее повышение в 2014 году составит менее 100 грн. То есть, правительство осознает, что денег нет. Но даже для незначительного роста выплат нужны средства.
Именно для победы Януковича правительство "проталкивает" более жесткие налоговые нормы.
В четверг 19 декабря Верховная Рада приняла сразу в целом законопроект главы бюджетного комитета Рады Виталия Хомутынника №3757 "О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно ставок некоторых налогов". Подача законопроектов через лояльных депутатов - это обычная для Кабмина практика, чтобы избежать громоздкого процесса подачи официального правительственного законопроекта.
Проголосовав за налоговый закон, депутаты одним махом увеличили ресурсную базу госбюджета на 2014 год.
В частности, принятым законом перенесено на год снижение НДС с 19% до 17%, а налог на прибыль снижен с 19% не до 16%, а до 18%. Это был очень логичный шаг власти, не знающей, как наполнять бюджет даже при действующих ставках.
Что могло быть
Однако изначально, по состоянию на 17 ноября, планировалось принятие по-настоящему драконовских изменений. Они должны были выдавить все соки не только из бизнеса, но и из обычных граждан.
Видимо, на 17 декабря в Кабмине еще не было никакой уверенности в позитивных результатах переговоров в Москве. Поэтому налоговые изменения были включены непосредственно в законопроект о госбюджете, хотя это противоречит и Налоговому кодексу, и ранее принятым решениям Конституционного Суда.
Некоторые из положений того документа, несмотря на то, что он не был принят, достойны упоминания. Они демонстрируют направление "эволюции" чиновничьей мысли правительства Николая Азарова. И показывают, что теоретически нас может ждать в будущем.
Законопроектом предлагалось включить в состав дохода физлиц, облагаемого налогом на доходы, средства, полученные от продажи (обмена):
- объекта недвижимого имущества (от квартиры и дома до гаража и садового домика);
- и движимого имущества в виде легкового автомобиля.
На практике это бы означало не только изъятие государством 17% (!!!), полученных от продажи квартир, домов и другого вида своего недвижимого имущества. И это притом, что когда-то эта недвижимость, возможно, была куплена за деньги, а значит, один раз уже была обложена подоходным налогом. По той же ставке 17% облагались бы все другие доходы человека, продавшего имущество в течение всего года.
Другое ценное предложение касалось налогообложения не продажи, а самой недвижимости. Во-первых, предлагалось ввести налогообложение нежилой недвижимости - от офисных зданий до… гаражей.
Во-вторых, правительство хотело брать в качестве базы налогообложения не жилую площадь жилой недвижимости, а общую, которая обычно раза в полтора больше. Для нежилой недвижимости применялся бы аналогичный принцип. Такое решение существенно расширяло количество плательщиков налога, в первую очередь, за счет среднего класса.
"Упрощенцев", торгующих рядом товаров, предлагалось обязать вести не только книгу доходов, но и книгу расходов. Это, по сути, означает применение косвенных методов вычисления доходов человека в обязательном порядке. Тратишь больше, чем зарабатываешь – покажи "теневые" доходы.
А тех, кто торгует импортными товарами, обязали бы купить кассовые аппараты.
Был еще рад "акцизных" предложений: от трехкратного повышения акциза на пиво с признанием его алкогольным напитком (в смысле необходимости наклейки акцизной марки) до резкого повышения акциза на дизтопливо.
Получение кредита от россиян можно считать редкой удачей для Украины. Деньги остудили пыл новаторов, который в случае реализации мог бы привести к куда более серьезным протестам, чем те, что наблюдались в последнее время.
Что будет
Счастливое стечение обстоятельств не значит, что принятый в итоге закон лишен сюрпризов. Он начинается совершенно удивительной нормой: отменяется освобождение от налогообложения операций по импорту природного газа.
Это означает, что льгот лишаются НАК "Нафтогаз", Дмитрий Фирташ, Ринат Ахметов и даже Сергей Курченко! Все они будут платить НДС при "растаможке" газа.
Предположение, почему власть пошла на такой шаг, имеется. Видимо, Виктор Янукович решил поставить под контроль двух самых грозных олигархов – Ахметова и Фирташа. Дело в том, что оба они экспортируют конечный продукт, полученный в результате использования газа. А следовательно, будут заявлять ранее уплаченный на таможне НДС к возмещению. Вот здесь и можно будет "помариновать" их, решая, когда и сколько возмещать. В этом смысле, для "Нафтогаза" и Курченко введение НДС на импорт газа будет гораздо менее болезненным.
Следующая важная норма касается освобождения от обложения НДС зерновых и технических культур. Ранее такая норма содержалась в Налоговом кодексе, но действовала на временной основе - до 1 января 2014 года.
Смысл этой нормы заключается в том, что операции с зерновыми не облагаются НДС внутри страны. При этом, государство не должно возмещать НДС при экспорте культур. По нашей информации, двум близким к власти аграрным миллиардерам (их имена слишком известны) эта норма мешала, поскольку они не испытывают проблем с получением заявленного к возмещению НДС. Более того, они всячески старались от нее избавиться.
Большинство же зернотрейдеров сомневаются в том, что им удастся получать возмещение НДС. Зато они предчувствуют, как им придется плотно общаться с налоговиками, получать уголовные дела и испытывать прочие радости из-за наличия в цепочках поставок затесавшихся туда "налоговых ям". Поэтому в свое время эти трейдеры готовы были отказаться от ресурса в виде возмещения - лишь бы их не трогали.
Кстати, объем необходимого возмещения, деньги на которое следовало отыскать в бюджете в случае прекращения действия нормы, составил бы 11 млрд грн в год. И это без учета схем фиктивного возмещения, которые активно применялись на агрорынке до принятия Налогового кодекса. За такую сумму не грех побороться, даже будучи миллиардером.
В свое время, норму об освобождении перенесли в общую часть Кодекса, и сделали постоянной. Но при этом - то ли из-за нелепой случайности, то ли по заказу упомянутых выше товарищей - ее в корне исказили. Подозрения о том, что это не были случайные совпадения, подтверждается следующим наблюдением. На заседании налогового комитета обсуждалось лишь продление нормы об освобождении, а ее искажение произошло позже.
Теперь получается, что если экспортер покупает зерно у непосредственного производителя, при экспорте оно будет облагаться по нулевой ставке. И, следовательно, зерно будет заявляться к возмещению НДС. А в случае покупки у посредника, операция по экспорту будет уже освобождена от налогообложения, и никакого возмещения не будет. С экономической точки зрения, это полный абсурд. В обоих случаях зерно одно и то же, но его себестоимость получается разной.
Но это если говорить о цивилизованной экономике. Совсем другое дело, если подразумевается экономика коррумпированная. Тогда речь идет о том, что депутаты создали возможность возврата к схемам фиктивного возмещения. Для кого это делается? Не иначе, как в интересах группы заинтересованных в этом лиц. Чисто теоретически, если будет строиться подобная схема, то ее ключевым элементом станет получение подтверждения, что зерно куплено у производителя.
Грамотно сработало пивное лобби. Акцизы на пиво планировали увеличить, но не повысили вообще. А вот "винное" лобби в очередной раз подкачало. Акцизы на вина вырастут - на 14%.
Еще больше - на 76% - вырастут акцизы на спирты. Правда, произойдет повышение не с 1 января, а с 1 марта 2014. Столь значительное увеличение акцизов неизбежно приведет к тому, что в Украину станет очень выгодно завозить спирт "контрабасом", в частности, из России и Молдовы. Либо же спирты будут "втемную" разливаться на государственных спиртзаводах, но продаваться за наличные. В итоге, государство лишь потеряет там, где хочет найти.
Более чем в три раза вырастут ставки сбора за заготовку древесины основных лесных пород. Наверное, в целом этот шаг правильный, учитывая тот факт, что Украина является одной из наименее лесистых стран Европы. Однако чтобы правильные в теории шаги стали правильными на практике, нужно ликвидировать незаконную вырубку лесов, которая производится массово – в том числе, в бывшей Чернобыльской зоне.
К тому же, нужно делать повышение поэтапным, чтобы не наносить внезапный удар по деревообрабатывающему бизнесу. Помимо леса, имеется очень много полезных ископаемых, которые в нашей стране добываются исключительно частными лицами с уплатой мизерных платежей за такое счастье. А вот деревозаготовка формально находится в руках государства.
Наконец, властям опять не дают покоя операции с ценными бумагами. В 2014 года правительство запретило учитывать убытки от торговли ЦБ до начала года.
То есть, если вы в июле 2013 года купили акции по 10 грн, а к концу года они обесценятся до 4 грн, то про это можно забыть. Зато если эти акции в 2014 году подорожают до 5 грн, то государство будет считать, что вы заработали 1 грн на каждой ценной бумаге. Вот так ваши убытки превратятся в налоговые обязательства.
Пожалуй, всем интернет-трейдерам лучше продать имеющиеся у них акции до конца 2013 года.
- Информация о материале
Страница 1133 из 2102
