Главная
Голос Донбасса. В какое будущее верят в регионе
В субботу, накануне выборов, корреспондент спросила у дончан: вы пойдете на выборы? Но уже в воскресенье оказалось, что они де-факто лишены права на волеизъявление – избирательные участки в Донецке не работали. Тем важнее услышать их голос.
Игорь Шинкарёв, частный предприниматель, 52 года
В 1991 году я голосовал за независимость Украины, потому что не хотел больше жить в тоталитарном государстве. Я верил в то, что рождается новая демократическая держава, которая со временем займёт достойное место среди европейских стран. Проголосовав 25 мая, я хочу подтвердить сделанный когда-то выбор и выразить протест против разделения Украины. Я и сегодня верю в то, что наше государство способно выйти на новый уровень экономического и социального развития. Но это возможно только при условии национального и территориального единства. Хватит лить кровь и рвать Украину на куски! Хватит делить на Запад и Восток!Давайте, наконец, услышим друг друга.
Очень надеюсь на то, что выборы в Донецкой области всё-таки состоятся и пройдут в соответствии со всеми законодательными нормами демократического государства.
Я всем сердцем прикипел к этой земле, хотя родился и вырос в России, в Алтайском крае. В молодости работал в ЦК Комсомола: в числе активистов агитпоезда «Ленинский Комсомол» исколесил почти весь Советсткий Союз от Мурманска до Бухары и от Усть–Илимска до Калининграда. Но так распорядилась судьба, что любовь свою я встретил в Донбассе в 1986 году и переехал сюда. Теперь моя родина здесь.
Виктор Суетин, протоиерей УПЦ МП, настоятель Свято-Андреевского храма в городе Макеевка (34 года)
Никогда не считал себя украинцем. На моём доме давно висит табличка с названием улицы и номером дома на фоне российского флага. На ней также написано, что я говорю по-русски. Говорят, что российские спецслужбы посеяли на Востоке зерно раздора. Может быть. Но они посеяли его в благодатную почву, которая ждала этого зерна.
Неделю я кормил бойцов ополчения, охранявших блокпост, располагавшийся рядом с моей церковью. Я накормил бы и голодных солдат украинской армии, и дал бы им кров: они - люди подневольные. Но я не протянул бы руку помощи Правому сектору. Их в Донбасс никто не приглашал.
И как священнослужитель, и как человек я осуждаю кровопролитие. Особенно меня повергли в шок события в Одессе, где я учился в семинарии, где у меня осталось много друзей. Одного из них снимали с пожарной лестницы в горевшем Доме профсоюзов.
То, что я поддерживаю и признаю ДНР – исключительно моя личная гражданская позиция. Даже несмотря на то, что я считаю себя гражданином Донецкой народной республики, я не перестану подчиняться митрополиту Киевскому. Церковные границы не имеют никакого отношения к государственным. Это – совершенно иное измерение. Официально УПЦ не имеет права поддерживать ни одну из сторон конфликта и игнорировать прихожан с оппозиционными взглядами. Поэтому факт сбора сумской церковью материальной помощи для армии я считаю недопустимым. Это сбор денег на убийство одних прихожан другими.
На украинские президентские выборы я не пойду, потому что не считаю себя вправе выбирать президента чужой страны. Месяц назад возле своего дома я повесил флаг ДНР, флаг государства, в котором живу.
Елена Царёва, пенсионер, 60 лет
Я не одобряю путь, которым наше сегодняшнее правительство пришло к власти: то, что строится на людской крови и слезах, не устоит. Нужно было дождаться 2015 года и выбрать нового президента, если этот чем-то не устраивал. Нужно было действовать по закону. Среди кандидатов я пока не вижу достойного доверия, но отдать свой голос за одного из них – мой гражданский долг.
Я не хочу раздела Украины! Сын с невесткой другого мнения: они за ДНР, участвовали в митингах, а меня в шутку называют «бендеровкой». С соседями стараюсь на эту тему даже не заговаривать: не хочу скандалов. Я не верю в то, что Донецкая народная республика сможет самостоятельно развиться в полноценное государство. Присоединения к России я тоже не хочу. Пусть примут закон о федерализации, пусть каждый регион отвечает сам за себя, но в составе единой и неделимой Украины.
Никогда не думала, что в нашей стране возможна гражданская война. Сегодня мне невыносимо больно видеть то, что творится в Украине. За что гибнут молодые парни? Одни смотрят в сторону России, другие подражают Европе. А зачем? Никакой гамбургер не заменит украинского борща.
Мой папа был родом из Западной Украины, а мама из Волгограда. Я родилась в Ростове-на-Дону, но по-настоящему родным для меня стал Донецкий край. У меня большая и дружная семья: близкие родственники в Закарпатье, Брянске, Волгограде… Мы часто созваниваемся, ездим друг к другу в гости, и никогда между нами не возникало языковых преград. Какая разница, на каком языке мы говорим, лишь бы понимали и любили друг друга.
Валерий, шахтёр, 25 лет
То, что не буду принимать участие в выборах президента, я решил ещё в марте. Таким образом я хочу выразить своё неуважение к киевской власти, которую считаю незаконной. Я – коренной дончанин и хочу, что бы на моей земле был порядок. Мне жить здесь дальше, строить семью, растить детей… Я верю в ДНР, и поэтому принимал участие в захвате Донецкого областного совета 7 апреля. Захват происходил без военных столкновений: милиция перешла на нашу сторону. Нам никто не платил, и наши действия не были координированы российским спецслужбам, как это любят утверждать украинские СМИ.
Мы захватывали административные здания чтобы показать, что Донбасс не будет молчать. Мы не позволим без нашего согласия втянуть нас Евросоюз и НАТО. Задумайтесь, зачем мы Европе? Думаете, там очень переживают об улучшении уровня жизни простых украинцев? Им просто нужна помойная яма для отходов производства и наш чернозём. В Святогорье планируется добыча сланцевого газа. Если это допустить, на территории Донецкой области скоро не останется ничего живого!
Я считаю, нам следует держаться поближе к России, это – богатая и сильная держава со стабильной валютой и ядерной дубиной в руках. Вступление в Таможенный союз – вот наш путь. Мою точку зрения разделяет большинство жителей Донбасса. Лучшим доказательством этому служат результаты референдума. Донецк пришёл и выразил свою волю. Люди были готовы стоять по нескольку часов в очередях, чтобы отдать голос за свободу от Киева.
Если борьба затянется, Донецкой народной республике будет сложно выстоять. Мы очень надеялись на помощь России, но пока кроме отряда крымских казаков, по собственной инициативе прибывших поддержать своих братьев, какой-либо поддержки извне мы не получали.
Сам я держал оружие в руках впервые. Сегодня гибнет очень много хороших парней. Недавно Макеевка хоронила бойца ополчения, сложившего голову под Славянском. Сергей Гришин с первых дней был на передовой. Прекрасный человек, многие его знали. Ему было всего тридцать пять.
Василий Игнатенко, врач-травматолог, 30 лет
Меня ужасает то, что происходит сегодня в нашей стране. Я работаю не в городской поликлинике, а в спортивной команде, но постоянно слышу рассказы коллег о раненых в перестрелках, поступающих в больницу с тяжёлыми травмами. Всё чаще пациентами травмпунктов становятся горожане, пострадавшие в конфликтах, случившихся из-за политических разногласий.
Мой сокурсник работает в одной из больниц Славянска. На протяжении трёх смен ему пришлось бинтовать раны бойцов. А самое страшное, что страдают не только вооружённые люди, добровольно избравшие свой путь, но и мирное население. На глазах моего товарища был обстрелян автомобиль обычного человека, проезжавший возле больницы. Раненого удалось спасти.
Я не знаю, что происходит с нормальными, адекватными людьми, принимающими решение идти в ополчение, и искренне не понимаю массового желания молодых парней воевать за ДНР. Считаю, что создание Донецкой народной республики – заведомо провальная идея. Для меня ополченцы – предатели страны. Мне их искренне жаль: они не считают Украину своей Родиной, считают себя россиянами, но России они не нужны.
Я как-то посмотрел российские новости о событиях, разворачивавшихся в Донецке прямо перед моими глазами. В телесюжете всё было перевёрнуто с ног на голову. Это и сформировало мою позицию. Никогда раньше не ходил на выборы, но в этот раз обязательно буду голосовать. Не хочу, чтобы Донбасс повторил судьбу Крыма и на моей земле воцарился режим Путина.
Михаил Кравец, строитель, 31 год
Мы с женой напряжённо следили за ходом событий с того дня, когда студенты вышли на Майдан. Я был противником коррумпированной системы Януковича, и поддерживал то, что происходило в Киеве, но только до первой крови. Надеялся на то, что это будет действительно антиолигархическая революция. Но ответьте мне сегодня: за что погибла Небесная сотня? У власти такие же олигархи, которые делают всё возможное, чтобы разделить страну на два лагеря и накалить обстановку.
На фоне всего происходящего спекуляция языковым вопросом мне кажется абсурдной. Я родился и вырос в Жашковском районе Черкасской области, несколько лет прожил в Киеве, но четыре года назад переехал в Донецк. Я принадлежу к украиноязычному населению, но для меня язык никогда не был проблемой. С родственниками и друзьями, живущими в Черкассах, я говорю на украинском, с женой и коллегами – на русском, но, даже если иногда перехожу на украинский, меня понимают и никто не смотрит враждебно.
С волной негатива наша семья столкнулась тогда, когда жена разместила в социальной сети статус «Слава Україні – Героям слава!» Было столько нелестных комментариев. Даже с подругой чуть из-за этого не поссорилась. Жена очень чувствительно относится ко всему происходящему в стране и часто плачет, переживая за судьбу нашего малыша. Поэтому я вообще запретил ей смотреть новости.
Я пойду на выборы и отдам свой голос за одного из кандидатов, в надежде, что он сможет стабилизировать ситуацию в стране и закончится эта бойня. Я надеюсь, что после выборов все стороны конфликта, включая и руководство ДНР, игнорируемое Киевом, смогут сесть за круглый стол переговоров и, наконец, услышать друг друга.
Я – украинец и не хочу называться ни малороссом, ни новороссом. Я верил и верю, что Украину ждёт светлое будущее, но только в том случае, если она останется неделимой.
Игорь, водитель такси, 37 лет
Не понимаю, почему, когда люди вышли на Майдан отстаивать свою точку зрения, их называли героями, а, когда на защиту своих прав поднялся Донбасс, мы стали террористами? Гибель одесситов и дончан на совести тех, кого Майдан незаконным путём привёл к власти. Они с ног до головы облиты кровью людей. Сегодня я хочу одного: быть подальше от Киева.
Я видел, как поднималась оборона Донбасса, и не мог оставаться в стороне. Принимал участие в ополчении, в попытке захвата одной из воинских частей. Сегодня продолжаю активно поддерживать Донецку народную республику: помогаю транспортом. Считаю, что Киев сознательно стравливает Запад и Восток. На неприязни Закарпатья к Донбассу сегодняшняя власть поднимает себе рейтинги.
У меня была подруга из Херсонской области. Сейчас она живёт и работает в Польше, но мы поддерживали общение: часто болтали в скайпе, переписывались в соцсетях, поздравляли друг друга с праздниками и днями рождения, отправляя подарки почтой. Как только начало возрастать противостояние Востока с Западом, она от меня отвернулась, хотя лично ей я никогда даже обидного слова не сказал.
Во мне никогда не было вражды по отношению к жителям Закарпатья. Я бывал и в Ужгороде и во Львове. Это – очень красивые города. Возвращался из поездок с хорошими впечатлениями. Но после того, как эти люди пришли на мою землю, стали убивать и заживо жечь людей, называя тела погибших «майским шашлыком», только за то, что мы не хотим жить с ними в одной стране, я не могу сидеть сложа руки. Мы обороняем свою землю.
Я свой выбор сделал 11 мая, придя на референдум. Поэтому объявляю бойкот нелегитимным президентским выборам – 2014.
Марина Айнштейн, переводчик, 44 года
Я долго пыталась разобраться в том, что происходит, определить свою точку зрения на происходящее и понять, какой из сторон мне стоит придерживаться. Следила за событиями в Киеве и бывала на митингах в Донецке. Но пришла к выводу, что ни у кого из них нет искреннего желания сделать жизнь украинцев лучше. Сегодня у власти в Киеве олигархи, движимые жаждой наживы. Не вижу среди них достойного занять президентское кресло, поэтому на выборы не пойду.
Светлое будущее Донецкой народной республики для меня тоже сомнительно. Я до сих пор не увидела их чёткой программы развития региона. Уверена, что мирные переговоры между Киевом и ДНР невозможны. Будут бомбить друг друга, им плевать на мирное население. Ни одна из сторон не уступит, и ситуация в дальнейшем будет только ухудшаться. Украину ждёт разруха. Не вижу будущего в этой стране ни для себя, ни для своего ребёнка, поэтому приняла решение об эмиграции.
- Информация о материале
Баланс власти и смыслов
"… Люди осуждают то, чего не понимают…"
Марк Фабий Квинтилиан
"Хочешь проверить человека — дай ему власть!" — говорит народная мудрость. Сатана, испытывая в пустыне Иисуса Христа, только тогда отступился от него, когда тот не соблазнился властью. М. Бакунин утверждал: "Власть — это насилие, а насилие — аморально". Лорд Эктон произнес такую фразу: "Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно".
В то же время человек, который оказался в условиях безвластия, такие выражения воспринимает как злую шутку. Ведь государственная власть является важнейшим фактором социальной стабильности, панацеей от анархии и хаоса. В связи с этим выдающийся французский философ Раймон Арон заметил: "Всякая власть окажется панацеей, когда царит безвластие". Блестящий аллегорический ответ на вопрос необходимости государственной власти дал когда-то Т. Гоббс: "Государство существует не для того, чтобы установить на земле рай, а для того, чтобы не допустить ада".
Итак, самое трудное и необходимое в истории с властью — найти баланс. Как для отдельного человека, так и для целого государства. Ситуация, которую сегодня переживает Украина, — трагичное тому подтверждение.
Власть всегда была привлекательна для людей бесчестных и воровитых, поскольку содержит широкие возможности для злоупотреблений. Это обусловлено тем, что в государственном управлении существует презумпция законности акта органа государственной власти или ее должностного лица, пока он не приостановлен в установленном законом порядке. Поэтому простыми людьми любые поступки правителя-негодяя воспринимаются как проявления абстрактного государства. Ведь, говоря словами известной аллегории, никто никогда не знал государство в лицо, нигде не встречал его, не приветствовался с ним и не подавал ему руки. Однако каждого из нас эта химера плотно держит в своих объятиях.
Проще говоря, злоупотребление государственной властью возможно потому, что государство является абстрактным лицом, от имени которого действуют обычные люди со своими собственными нуждами, склонностями и недостатками. Поэтому абсурдным выглядит стремление побороть коррупцию в государстве силами самих государственных структур. Множество исторических примеров свидетельствуют о бесплодности таких попыток путем образования различных государственных надзорных органов. Эти органы здесь же поглощала коррупция. Образовывались новые специальные государственные органы для контроля за надзорными. Но коррупция внедрялась и в них. Она внедряется во все сферы государственной жизни и, что особенно ужасно, — в правосудие. Известный афоризм Армана Жана де-Песси (кардинал Ришелье) "Кто купит правосудие оптом, тот сможет со временем продать его в розницу" касается, к сожалению, не только средневековья, но и современности. Неограниченная и неподконтрольная государственная власть, на каком бы основании она ни возникла — на баррикадах, на лезвиях солдатских штыков или на избирательных урнах, — всегда содержит в себе благодатную почву для злоупотреблений. В то же время средство борьбы со злом коррупции существует только одно — децентрализация власти.
Децентрализация власти — это процесс и результат расширения компетенции и усиление полномочий областей, районов, городов, поселков и сел при одновременном сужении прав и полномочий соответствующих центров.
Понятие децентрализации — весьма близкое по значению с понятием расширения полномочий местного самоуправления, но не тождественное ему, поскольку децентрализация в стране, имеющей относительно большую территорию, как правило, предусматривает региональное звено власти.
В системе власти Украины эффективное, полноценное промежуточное звено управления — региональное самоуправление (региональное управление) — отсутствует. Однако самые острые проблемы и противоречия, существующие сегодня между местными властями и центром, сосредоточены именно на региональном уровне.
В "Рекомендациях Совета Европы о структуре региональной демократии" региональной власти дано такое определение: "Региональная власть — это территориальная власть, которая действует и выполняет промежуточные функции между центральным правительством и местной властью".
По определению ч. 1 ст. 140 Конституции Украины, "местное самоуправление является правом территориальной громады — жителей села или добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сел, поселка и города — самостоятельно решать вопрос местного значения в пределах Конституции и законов Украины".
Местное самоуправление осуществляется территориальной громадой в порядке, установленном законом, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы (часть 3, ст. 140 Конституции). В то же время ч. 4 этой же статьи предусматривает, что общие интересы территориальных общин сел, поселков и городов представляют районные и областные советы. Однако исполнительных органов районные и областные советы, в отличие от местных, не имеют. В соответствии со ст. 44 Закона "О местном самоуправлении" они делегируют ряд полномочий государственным администрациям. При этом, согласно ч. 6 ст. 118 Конституции Украины, местные государственные администрации "подотчетны и подконтрольны советам в части полномочий, делегированных им соответствующими районными или областными советами". На самом деле никакой добровольности делегирования нет. Оно является обязательным, а контроль со стороны областных и районных советов практически отсутствует, потому что они не имеют законной возможности влиять на кадровые решения в администрациях.
Очевидно, что это — подпорченная модель советской системы двойного подчинения.
Региональным властям необходимо иметь право принимать решения и реализовывать административные полномочия на территории, находящейся под их юрисдикцией, с учетом специфики региона.
Таким образом, в Украине возникла необходимость иметь не два, а три уровня власти — центральный, региональный и местный. Границы полномочий и ответственность каждого из них должны быть четко выписаны в законодательстве таким образом, чтобы не посягать на демократию и не создавать угрозу территориальной целостности. Иначе говоря, следует помнить, что децентрализация не должна иметь целью удовлетворить коррупционные интересы региональных и местных кланов. Она обязана сделать оба уровня власти независимыми от центра лишь в такой мере, чтобы это не повлекло сейчас или в будущем угрозы интересам народа в целом. Чтобы этого не допустить, децентрализация не должна быть бездумной. Ей необходимо быть научно обоснованной, т.е. основываться на четкой, общепонятной, доступной и убедительной концепции и на тщательно отработанном, логически завершенном и системно согласованном юридическом механизме.
Децентрализация, по обыкновению, охватывает:
— бюджетную и фискальную сферы (цель обеспечения самодостаточности местных бюджетов);
— землепользование и природопользование;
— правопорядок (создание муниципальной полиции, шерифная система);
— правосудие (выборность судей, широкое привлечение в судопроизводство общественности — присяжных и народных заседателей, а также выражение вотума общественного недоверия к одиозным судьям, скомпрометировавшим себя в глазах общественности);
— образование;
— здравоохранение;
— региональные средства массовой информации и многое другое.
Некоторые области жизнедеятельности страны в силу их внутренних свойств не допускают другого управления, как только централизованного. Такими являются армия, флот, государственная полиция, верховное судопроизводство, государственные налоги, таможенное дело, иностранные дела. Сюда же относятся энергетическая безопасность, банковская система, международная торговля, почта, телеграф, железные дороги, общегосударственные средства информации.
Из приведенного очевидно, что цель децентрализации — приближение власти непосредственно к объектам социального управления.
Однако главная цель децентрализации, без чего она теряет любой смысл, — максимальное приближение власти к человеку. Оно вызвано необходимостью создания такого порядка вещей, чтобы местная власть не только видела и понимала материальные, социальные и духовные нужды населения города, села, но и была способна эти нужды удовлетворить.
Приближение власти к человеку вызвано также необходимостью создания такого порядка вещей, чтобы власть могла услышать каждого и дать ему ответ без пересылки запроса для его рассмотрения за много сотен километров. Так, например, луганчанину получение удостоверения пенсионера или инвалида приходится ждать два-три месяца, потому что оно приходит из Киева.
И главное, децентрализация предопределена исключительной возможностью на местном уровне осуществлять эффективный общественный контроль над деятельностью власти, чтобы она не допускала злоупотреблений.
Общественный контроль в виде юридического механизма — единственно эффективное средство противостояния коррупции.
Основанием правового механизма общественного контроля над властью должны стать четкая процедура деятельности органов местного и регионального самоуправления и подконтрольность этой деятельности гражданскому обществу.
Этот механизм также должен основываться на принципах выборности, срочности, публичной отчетности и подконтрольности власти громаде, а также на гласности и прозрачности деятельности его органов. Кроме того, он обязан включать в себя институты общественного контроля, общественной инициативы, общественного вето и общественного вотума недоверия.
Нечестная, вороватая власть всегда принимает свои решения кулуарно, непрозрачно и непублично. Поэтому, прежде всего, законом следует тщательно предписать процедуру принятия решений органами местного и регионального самоуправления. В такой процедуре необходимо предусмотреть перечень вопросов, решения по которым могут вступить в силу только после согласования с представителями общественности. В ней также должно быть предусмотрено предварительное обсуждение их общественностью с опубликованием результатов в средствах массовой информации и возможность наложения на решения этих органов общественного вето.
В этом механизме необходимо предусмотреть (в порядке общественной необходимости) обязательное безвозмездное выделение в региональных и местных средствах массовой информации место и время для периодических публичных отчетов должностных лиц местного и регионального самоуправления, а также для их обсуждения.
Только на уровне местного и регионального самоуправления возможно преодолеть бюрократию отписок на справедливые требования и запросы граждан путем установления обратной связи в системе "власть — человек". Эта связь должна выражаться схемой: "запрос — ответ — дополнительный вопрос — объяснение".
Что касается общественной инициативы, то вопросы, предложенные в порядке общественной инициативы, должны стать обязательными для рассмотрения соответствующими органами власти.
Для первых должностных лиц местного и регионального самоуправления и их близких родственников следует предусмотреть публичное декларирование активов, доходов и затрат, а также сведений о принадлежащем им недвижимом имуществе. Такое декларирование должно также касаться выборных руководителей местных правоохранительных органов и судей, а также всех распорядителей бюджетных средств. Имущественное состояние этих лиц обязано быть постоянно под бдительным взглядом общественности.
Обязательным элементом системы общественного контроля должна также стать процедура отзыва населением депутатов советов всех уровней, а также применение по общественной инициативе общественного вотума недоверия к первым должностным лицам исполнительных органов областных, районных, городских и сельских советов. Следствием применения этого вотума должна стать политическая ответственность. Основания применения политической ответственности к опорочившим себя должностным лицам, а также процедура их привлечения обязаны быть предметом законодательства.
Следует иметь в виду, что политическая ответственность по своей природе не только ретроспективна, но и перспективна. Поэтому на уровне местного и регионального самоуправления политическая ответственность должна выражаться, как минимум, в безусловном освобождении от должности (или отзыве) и запрете в будущем занимать продолжительный период любые выборные должности и поступать на службу в местное или региональное самоуправление. Политическая ответственность является средством социальной защиты, которое должно быть ощутимым и эффективным.
И, наконец, законом необходимо предусмотреть широкую сеть доборовольных организаций общественного контроля, основателями которых могут стать любые трое и более граждан, проживающих на соответствующей территории. Регистрацию этих организаций следует проводить исключительно по явочному принципу и на основании только заявления и резолютивной части протокола учредительного собрания.
* * *
В Украине давно назрела необходимость децентрализации власти с целью ее подконтрольности гражданскому обществу. Народ это ощущает инстинктивно. Если этого не произойдет незамедлительно и решительно, если сегодняшние заявления правительства о децентрализации окажутся фальшивыми, то существующее противостояние народа и власти может привести к необратимым последствиям.
В то же время успех презентованной реформы в полной мере зависит не только от искренности и компетентности Кабмина, но и от поступательного встречного движения гражданского общества. Только его разноплановые институты и организации на всех уровнях власти — местном, региональном, центральном — могут стать гарантией создания сбалансированного децентрализованного государства. Без коррупции. С новыми смыслами и перспективами.
- Информация о материале
Зачем Россия уничтожает Донбасс?
Затянувшаяся «русская весна» в Украине, плавно перешла в летний период интернационализированного вооружённого конфликта на Донбассе.
Чтобы ни говорил Кремль, в угоду европейским партнёрам, о необходимости мирного урегулирования, переговоров представителей донбасских сепаратистов и законно избранной и легитимной центральной властью Украины, плохо контролируемую украинско-российскую границу пересекают грузовики с вооружением и боеприпасами.
Как бы искусно ни играли роль политических клоунов российские деятели культуры, в угоду Кремля, доказывая отсутствие предпосылок для реализации крымского сценария на Юго-Востоке, сторонники ДНР и ЛНР требуют признания независимости в обмен на переговоры с новоизбранным президентом Украины.
Абсурдность ситуации подчёркивает иррациональное восприятие российской и европейской прессой, отдельными обывателями стран ЕС и РФ активизации АТО в Славянске, Краматорске, Донецке и Луганске. Возгласы о том, что борьба с терроризмом на Донбассе тождественна «геноциду русского населения» и «нарушению прав и основных свобод человека», явно не соответствует действительности.
Хотя тезис о необходимости использовать военную силу, когда дипломатия заходит в тупик, претворялся в жизнь Францией в Алжире, Великобританией на Фолклендских островах и дважды Россией в Чечне. При этом, последняя осуществляла военные операции на территории Северного Кавказа под лозунгом «борьбы с чеченским сепаратизмом, терроризмом и исламским экстремизмом».
Как бы огульно не критиковали действия Киева на Донбассе лидеры ДНР и ЛНР, представители РФ, а также несколько десятков сочувствующих политике В. Путина граждан ФРГ, в нашем случае речь не идёт о простых центробежных тенденциях в Восточной Украине.
О перспективе провозглашения ДНР или ЛНР ни кто и предположить не мог несколько месяцев назад. Внимание международного сообщества было приковано к агрессии РФ в Крыму, а на центральных площадях Донецка и других городов Юго-Востока проходили пророссийские митинги с участием россиян из приграничных с Россией областей.
Даже в условиях реальных боевых действий с украинскими войсками на территории Донецкой и Луганской области идея отделения Донбасса от Украины так и не получила восторженной реакции со стороны большинства местного населения. Даже сами полевые командиры сепаратистов сделали акцент на недостаточном количестве добровольцев среди местного населения. В противном случае, потребности в присутствии бойцов чеченского батальона «Восток», русских казаков и военных специалистов могло бы и не быть.Не говоря о таком критерии лояльности как референдум.
Логично предположить, что в случае безукоризненно высокой явки на референдум о самоопределении ДНР и ЛНР, захват избирательных участков и другие действия сепаратистов, направленные на срыв президентских выборов, были бы излишними. И, почему-то никто даже среди ярых сторонников сепаратистов не имеет чёткого и конкретного представления о дорожной карте развития ДНР и ЛНР или объединённой Новороссии, в случае отделения от территории Украины.
Чтобы ни говорили злые языки, в числе лидеров сепаратистского движения на Донбассе нет ни одного представителя местной экономической или политической элиты. Действия ДНР и ЛНР не были бы направлены на дискредитацию представителей крупного бизнеса на Донбассе, которые оказывают поддержку борьбе с сепаратизмом и терроризмом в Украине.
Соответственно, то, что мы видим каждый день на Донбассе ни что иное как проявление завуалированной целенаправленной агрессии России с целью реализации ряда геополитических целей.
Во-первых, окончательно нивелировать предпосылки для вступления Украины в НАТО. России удалось через провокации создать имидж Донбасса как центробежного региона с высоким конфликтным потенциалом. Небезызвестно, что наличие проблем с территориальной целостностью и замороженных конфликтов противоречит критериям членства в Североатлантическом альянсе. Усиление НАТО на восточных рубежах с особой опаской воспринимается Кремлём, нацеленным на создание Евразийского союза как альтернативы европейской интеграции на постсоветском пространстве, не только в экономическом, но и военном плане.
Параллельно с дестабилизацией ситуации на Донбассе, Россия активизировала процесс евразийской интеграции. На днях, лидеры стран Таможенного союза подписали соглашение о создании Евразийского Экономического Союза, который должен вступить в силу 1 января 2015 г.
Как показывает практика ЕС, нередко вслед за экономической интеграцией, наступает черёд интеграции в военно-политической сфере (ЕПБО). Вполне возможно, что по данному пути планирует пойти и РФ.
Соответственно, упрочнение позиций НАТО в государстве, имеющем наиболее протяжённую границу с РФ и Евразийским союзом, не представляется выгодным для геополитических амбиций Москвы. Образование аморфной буферной территориальной единицы «Новороссия» решило бы проблему соприкосновения границ Евразийского союза и НАТО.
Во-вторых, конфликт на Донбассе выгоден России и для того, чтобы вбить кол в отношениях Украины и ЕС. В результате последствий финансово-экономического кризиса, Европа не готова оказывать глубокое содействие мирному урегулированию на Донбассе, вливать в восстановление мирной жизни региона финансовые средства. Даже за ширмой осуждения России за поддержку донбасских сепаратистов, кроется недовольство европейского бизнеса в виду ведённых санкций по отношению к отдельным российским компаниям. Сотрудничество в энергетической сфере с РФ, воспринимается западным бизнесом более приоритетным, нежели перспективы евроинтеграции Украины. Даже в случае подписания с ЕС экономической части соглашения об ассоциации и ЗСТ это не означает сто процентной гарантии членства Украины в Евросоюзе в будущем. В качестве примера, следует обратить внимание на неудачный опыт евроинтеграции Турции.
В-третьих, существует версия, что дестабилизация ситуации в Донбассе используется РФ для отвлечения внимания международного сообщества от оккупации Крыма, которая в отличие от агрессии в Грузию встретила более негативную реакцию центров силы.
В-четвёртых, Россия стремиться подорвать транзитный потенциал Украины, её статус «евроазиатского энергетического хаба» и тем самым желает увеличить зависимость ЕС от прямых поставок природного газа через трубопровод «Северный поток». На случай попытки Запада изолировать нефтегазовый экспортно-ориентированный сектор РФ, Кремль заключил 30-летний контракт с КНР на поставку природного газа. Это отчётливо заметно на относительной уступчивости российской стороны в ходе переговоров. Согласие снизить цену с 450 до 350 долл. США за 1000 куб. м природного газа, а также производить расчёты в менее стабильном рубле и юане, свидетельствуют о желании РФ открыть для себя рынок КНР и избавиться от односторонней зависимости от рынка ЕС.
В-пятых, существует мнение о том, что второстепенной целью РФ является «санация» (очищение) своего общества от чрезмерно экстремистских и радикально настроенных групп населения, которые могут стать носителями социальных брожений под националистическими лозунгами, в случае ухудшения социально-экономической обстановки, ситуации на рынке труда в РФ. Сокращение государственных дотаций в ряд субъектов федерации может заставить вспомнить местное население о ранее утерянном опыте государственного строительства на осколках Российской империи (Республики Дон, Кубань) и СССР (Республика Ичкерия). Российские наёмники на Донбассе представлены наименее защищёнными слоями населения РФ.
Несмотря на доводы сепаратистов о привлекательности Донбасса в составе РФ или как независимого члена Евразийского союза, существующие угольные шахты, металлургические и машиностроительные предприятия лишённые ресурсной базы (Криворожский бассейн), не выгодны для российской экономики. Ведь поддержка рентабельности данных отраслей стоит остро в самой РФ, о чём свидетельствует банкротство предприятий компании Мечел.
Следовательно, российская сторона стремиться реализовать перечисленные выше цели путём завуалированной агрессии на Донбассе. В отличие от Крыма, Россия не рискнула ввести свои войска на территорию Донбасса или другого региона Украины, несмотря на прогнозы ряда экспертов. Даже после активизации АТО в Донецкой и Луганской области. Москва пытается дестабилизировать Донбасс руками наспех сформированного сепаратистского движения возглавляемого представителями спецслужб РФ за редким исключением активистов подпольной организации «Донецкая Республика». Характер внешней агрессии подчёркивает участие профессиональных военных, сотрудников ГРУ, а также бойцов батальона «Восток», сформированного на территории РФ (Чечня). Именно подобный вид завуалированной внешней агрессии был апробирован на территории Украины (на Донбассе). Соответственно, Украина в проведении АТО действует в соответствии со ст. 51 Устава ООН. А именно, реализует право индивидуальной самообороны против внешней агрессии со стороны РФ. Хоть и завуалированной в никем не объявляемом конфликте на Донбассе.
Проблема заключается в другом. Какие действия необходимо предпринять, в случае если стороны конфликта не смогут достичь согласия и сесть за стол переговоров? Тем более, до сих пор не понятно с кем из самопровозглашённых лидеров сепаратистов имеет смысл разговаривать и кто из них контролирует ситуацию. И контролирует ли вообще?
Российская сторона в полной мере не заинтересована в стабилизации ситуации на Донбассе, в виду указанных выше целей. Представители ДНР и российские спецслужбы действуют исключительно по указке Кремля.
Практика международных отношений уже преподносила подобного рода прецедент. Достаточно вспомнить об операции «Буря» на территории современной Хорватии. Операция под кодовым названием «Буря» была направленна на разгром и вытеснение сербских сепаратистов с территории самопровозглашённой Республики Сербская Краина на востоке Хорватии. Как и в случае с Украиной, непосильную помощь краинским сепаратистам оказывала СРЮ. В Хорватии конфликт носил этно-политический характер между хорватами и краинскими сербами, поддерживаемыми СРЮ. Следует подчеркнуть, что проблема сепаратизма краинских сербов была решена за 5 дней (4-9 августа 1995 г.). Массированные артиллерийские обстрелы и авиаудары по военным объектам и промышленной инфраструктуре, последующее наступление 150 тыс. хорватской военной группировки вглубь территории Республики Сербская Краина и как следствие разгром сил сепаратистов в ключевых населённых пунктах. В результате операции последовал массовый отток краинских сербов из Хорватии.
Однозначно сравнивать ситуацию в Украине с событиями 19-летней давности в Хорватии нельзя. В Украине наблюдается политико-идеологический конфликт. Мифы о том, что носителем донбасского сепаратизма являются представители исключительно местного русского этноса, преждевременны. Примечательно, что основным костяком вооружённых формирований донецких сепаратистов являются иностранцы – представители российских спецслужб, военных формирований и наёмники с опытом боевых действий на Северном Кавказе и в Грузии.
На Донбассе, в отличие от Республики Сербская Краина не наблюдается чётко выраженной концентрации сепаратистов и лояльного по отношению к ним местного населения. Сепаратисты и российские специалисты, рассредоточены и действуют в качестве диверсионных групп, заброшенных в тыл иностранного государства.
Тем не менее, своя «Буря» может настигнуть и укреплённые блокпосты, тренировочные лагеря и захваченные здания донбасских сепаратистов. Подобный вариант вероятен, если лидеры сепаратистов продолжат воздерживаться от конструктивного диалога с официальным Киевом. Дальнейшая дестабилизация ситуации и отказ от рационального урегулирования может привести к углублению конфликта не на недели и месяцы, а на целые годы.
- Информация о материале
Владимир Горбулин: Украина на разломе глобальной системы безопасности
Система международной безопасности за последние годы неоднократно подвергалась серьезным испытаниям, поскольку мир сотрясали экономические кризисы, социальные революции и естественные при этом военные конфликты. Система скрипела, шаталась, но все-таки держалась.
В моем представлении ее можно сравнить с многоуровневой иерархической системой. На вершине этой пирамиды (такая ассоциация довольно уместна) до 2000 г. находились США. В первом десятилетии XXІ века пирамида принимает усеченную конфигурацию, поскольку мощь, сила и влияние все больше перемещаются с Запада на Восток. Однако и в усеченном варианте на ее вершине в течение еще не менее 20 лет будут находиться только США, но уже в другом качестве.
Сегодня США - не гегемон, а просто мировой лидер, то есть от глобального всемогущества они перешли к глобальному преимуществу. Нужно просто помнить: политическая и экономическая системы США сконструированы так, что внутренняя стабильность в этой стране неразрывно связана с их доминированием в мире.
Да, есть порядка 17 трлн. долл. национального долга, есть социальная несправедливость и неравенство, но есть и 600-700 млрд. военного бюджета ежегодно и большое технологическое преимущество в области создания ОВТ. И все-таки, вопреки этому преимуществу, США придется потесниться на усеченной площадке международной безопасности.
Ближе всех к ним находится Китай. (Эксперты прогнозируют, что Китай по ВВП догонит США уже до 2020 г., а не до 2030-го, как прогнозировалось ранее. Поражают цифры военного бюджета Поднебесной - в 2013 г. они приблизились к 110 млрд. долл., а в следующем году будут выше, чем в восьми самых больших странах НАТО, за исключением США).
Ниже Китая в иерархической пирамиде (а она асимметричная) находятся ЕС и Россия, потом Индия и Бразилия, а еще ниже - мощные региональные центры, такие как ЮАР, Индонезия, Турция.
Я не могу описать всю мировую иерархию и определить на ней точное место Украины. Думаю, оно ближе к основанию пирамиды. В общем, это было бы неплохо, легче затеряться, если бы не одно "но".
В геополитике место государства определяют внешняя политика, международные отношения и географическое окружение. То есть, с территорией нам не повезло. Мы оказались на разломе геополитических интересов России и Запада.
А потому, хоть в каком направлении будет развиваться система международной безопасности, нет такого сценария, при котором будущие риски и угрозы обошли бы Украину. Почему я не упоминал существующие? Потому что пирамиду глобальной безопасности будто опоясывали и делали ее устойчивой системы международных договоров: уставные документы ООН, Хельсинские соглашения 1975 г. по безопасности и сотрудничеству. Для Украины дополнительно - Будапештский меморандум 1994 г., Большой договор с Россией 1997 г., Хартия об особом партнерстве с НАТО 1996 г. Все эти и много других международных соглашений Российская Федерация фактически дезавуировала.
Устойчивой остается только часть пирамиды, где сегменты объединены в военно-политические союзы. Вообще же пирамида все больше напоминает Пизанскую башню. Упадет ли? В большой степени зависит от развития российско-украинских отношений.
В свое время распад Югославии позволил развести страны по своим национальным квартирам с разным по масштабу применения оружием, но угрозы мирового конфликта не было, и о ядерном оружии никто не упоминал.
Крымский кризис изменил ситуацию. Если несколько месяцев назад самыми горячими точками на планете считали Сирию, перманентно Иран и Северную Корею, то сегодня координаты мирового конфликта впервые проявились в Восточной Европе так, как это уже было и в 1914, и 1939 г.
Аннексия Крыма и организация боевых действий на Юго-востоке Украины со стороны РФ свидетельствуют о начале переформатирования постсоветского пространства силовыми методами и формирование новых границ РФ.
Украина сегодня тестовая страна для действующей стратегии президента Путина. Его план - создание новой России путем военного захвата территорий бывших советских республик. Поскольку Украина - первый этап, то от его развития зависит и дальнейшая коррекция действий Москвы.
Сегодня назревшая острая необходимость срочного создания новых правил безопасности в мире. Причины: 1) высокий риск применения оружия массового уничтожения одной из сторон конфликтов (петушиные голоса уже звучат в Государственной думе); 2) массовая гонка вооружений, появление большого количества региональных конфликтов и теневой переход к состоянию подготовки новой мировой войны.
Такая ситуация порождает необходимость созыва и проведение встречи ключевых государств (прежде всего США, России, Китаю, ЕС) под условным названием "Ялта-2". Цель - определение логики в контексте безопасности относительно дальнейшего развития глобальной системы международных отношений. Например, не должно быть возвращения к многополярному миру, в котором Россия - один из ключевых региональных игроков, но действует в условиях западной международной изоляции.
Поэтому, если "крымский механизм аннексии" не получит достойного ответа на уровне ОБСЕ, НАТО, ООН, а также отдельных мировых государств, начнется медленное погружение в неуправляемый хаос. И все это на грунте экономических, социальных, экологических и сырьевых проблем.
Что нужно делать?
Нынешний каркас международной безопасности представляют: неэффективная ООН (из-за права вето в Совете безопасности), формализованная ОБСЕ (Россия не впервые нарушает базовые принципы ее деятельности) и НАТО, которое не определилось в своей глобальной стратегии.
Первым шагом реформирования действующей системы должен стать снятие права вето в СБ ООН. Украина как страна, которая распрощалась с третьим за мощностью ядерным потенциалом и сегодня столкнулась с агрессией против собственной независимости со стороны ядерного государства-гаранта, имеет право стучать туфлей на трибуне ООН. Стучите, даже если не откроется.
Второе. Фиксация незыблемости нынешних границ в Европе. Реформирование международной системы безопасности без четкой фиксации принципа незыблемости границ невозможное.
Третье. Нейтрализация неконтролируемого расширения клуба ядерных государств. Если Украина не получит полноценной компенсации со стороны стран-гарантов Будапештского меморандума, в мире в ближайшем будущем появится до десятка новых ядерных государств.
Четвертое. Поиск новых рамок размещения военных контингентов в Европе. Система баланса обычных вооружений в Европе больше похожа на дисбаланс, перекосы очевидны, особенно на границах Украины.
В целом для формирования новой системы безопасности западным странам нужно максимально четко очертить руководству России возможные сценарии развития ситуации: или перспектива реальной международной политической и финансово-экономической изоляции, или возвращение России в международно-правовое русло с выходом на новые масштабные договоренности по глобальной безопасности.
Украинские интересы сегодня состоят не во внеблоковости и не в возвращении к прямому участию в НАТО, а в инициировании и реализации на общеевропейском уровне механизма коллективной безопасности, в котором на нарушителя ждет мгновенный и ощутимый комплекс карательных мер и санкций.
И последнее, о чем не хотелось говорить, но хочется кричать. Еще 2006 г. на Украинском форуме в докладе "Безопасность 2010", рассмотрев все возможные сценарии - нейтралитет по-европейски, усиленный нейтралитет, внеблоковость, участие в военно-политических союзах, мы сделали вывод, что реализация каждого из этих сценариев должна опираться на существующий уровень собственных вооруженных сил.
Однако пацифистский туман у изголовья многих наших руководителей, бренд "нам никто не угрожает", и как следствие - финансирование по остаточному принципу привели к развалу и ВС, и ОПК. Сегодня отовсюду звучат набатные призывы, но деньги сдают в поддержку ВС в основном рядовые граждане. До сих пор не приняты ГОО. Все сказанное касается уже не разгильдяйства, а совсем другой статьи Уголовного кодекса. И это наши собственные проблемы. Поэтому, принимая участие в переформатировании глобальной системы безопасности, мы должны решить эти проблемы в первую очередь.
- Информация о материале
Письмо тем, кто не живет в Донецке
Дорогие мои, вы не представляете, как это жутко и страшно видеть, как умирает твой город. Донецк уже никогда не будет таким, как я его помню, вы никогда его не увидите таким, как раньше.
Внешне он пока еще выглядит цветущим, весенним городом - с буйной зеленью, гуляющими детьми, открытыми продуктовыми, множеством цветов, широкими улицами, а за окном у меня на теннисном корте стучит мячик. Он выглядит как человек, который смертельно болен, и еще не знает, что очень скоро умрет.
Он почти такой, как раньше. Почти - потому что уже появились язвы в виде блок-постов, бетонных укреплений с мешками, вооруженных людей в масках с автоматами. Потому что количество машин на улицах снизилось в несколько раз. В выходные машин на улицах почти нет - и пугающая, гнетущая тишина.
Он умирает. После десяти вечера нет ни одного работающего магазина, аптеки, ни одного человека на улицах, из машин - только такси. Все кафе, все заведения закрыты.
Для того чтобы после десяти вечера пройти пятьсот метров и провести своего товарища к его дому, мы оба берем паспорта - и нам обоим не по себе, комендантский час. Для того, чтобы пройти после десяти вечера километр по центру города - а я живу в центре города, нужно быть очень отчаянным, либо пьяным - потому что я несу гитару в кофре, и мало ли что взбредет в голову людям с оружием - я ужасаюсь тому, что я боюсь ходить по своему городу.
Звук приближающейся сзади грузовой машины теперь мне напоминает звук приближающейся вертушки. Я оборачиваюсь. Вижу грузовик - а иногда - военную колонну. А при звуках выстрелов дети, гуляющие во дворах, испуганно несутся домой, рядом с такими же испуганными мамами и бабушками. Привыкают.
Все разговоры, кроме тех, когда начнется война в городе, только о двух вещах - куда ты думаешь уезжать, и когда. Вопрос об отъезде разделяется на две категории: куда ехать, когда начнется война, и куда уезжать жить, потому жить здесь будет нельзя. Кто-то хочет уехать на окраину города, кто-то в ближайшие села и поселки, туда, где не стреляют, или не будут стрелять. Где пока еще нет войны. Другие говорят: Луцк, Запорожье, Херсон, Львов, Днепр, Россия. Эти говорят про отъезд навсегда.
Мало кто хочет уезжать - но все понимают, что уезжать придется, потому что город обречен. Никто не верит ни в благополучный, ни в быстрый исход. Не верю и я.
Ни войны, ни мира - и дикое, зашкаливающие напряжение, тревога, ожидание чего-то плохого, ужасного. Так можно прожить неделю, две - но не больше, больше не получится делать вид, что ничего особенного не происходит, потому что нужно жить дальше, потому здесь дальше жизни не будет.
Закрываются предприятия - я даже не про промышленность, не про металлургию и шахты. Я про строительство, бизнес, непродуктовые магазины, кафе, развлекательные заведения. С бизнесом в Донбассе и Донецке покончено надолго. Кто может - отправляет работников в длительные, до сентября отпуска. Встретимся после войны. Кто может - эвакуирует сотрудников в другие города - то же Запорожье, Полтаву, Кривой Рог, Одессу, Киев. Но таких очень мало. Большинство просто готовятся закрываться, или закрываются.
Уже уехали те, кто смог уехать. Кто-то отправил из Донецка свои семьи. Многие готовятся уезжать. Те, кто останутся - они просто не могут, некуда, да и не на что. Или ждут, и верят в то, что все, может быть, будет не так уж плохо. Не так плохо, как уже есть.
Деньги у людей скоро закончатся, и заработать их здесь невозможно. Мне, кстати, кажется, что банки здесь закончатся даже раньше, чем деньги у людей. Потому что при любом исходе банки здесь не смогут, не будут работать - будь то война, или даже если несколько тысяч вооруженных людей смогут установить полный контроль над двумя областями, где пока живет семь миллионов человек. Не будет банков - не будет зарплат, пенсий, экономики.
И это случится. Поэтому вопрос сейчас даже не в "заработать", а в "выжить". Да, друзья мои - мысли об этом.
Никто не верит в то, что те, кто здесь живут - кому-то нужны. Люди брошены, Донецк - это клетка, тюрьма, из которой пока еще можно вырваться - бросив все, квартиры, имущество, работу, свои надежды и планы на будущее, вырваться, потому что нужно выжить - это важнее.
Все понимают, что это очень надолго. Что будет очень плохо. Очень плохо. И многие умрут. Как умрет этот город.
Наше будущее убили. Забросали коктейлями Молотова, расстреляли из травматов и АКМ, самоходок "Нона", и воспитанием ненависти на российском и украинском ТВ. Мы - маленькое пятнышко на карте небольшого масштаба, где взрослые дяди из разных государств с азартом двигают свои фишки, делая свой ход, для которых те, кто живут здесь - статистика. Как являются для них статистикой наши смерти - те, что были, и те, что еще будут.
Меня душат слезы от обиды, от несправедливости, от разрушенного будущего, от боли за своего ребенка, которого нужно спасти, обязательно спасти, если что-то начнется - и от страха, что я не смогу это сделать.
Берегите мир. Вы даже не знаете, насколько это важно - важнее всего. Берегите мир там, где вы живете, не давайте случится войне, потому что война - это смерть, и это не кино - это здесь и сейчас. Берегите мир у себя дома. Мы у себя не сберегли.
- Информация о материале
Донбасское Сомали не хочет воевать, оно хочет грабить
Короткий комментарий к обращению главнокомандующего ДНР Игоря Стрелкова к туземцам из Донецкой Народной Республики.
Ситуация очень похожа на 1917 год. Тогда пролетарии тоже не хотели воевать, а хотели грабить и писать в вазоны. Прошло сто лет и ничего не изменилось. Мы видим тот же люмпен, который не желает отстаивать свои права. Если отдать Донбасс сепаратистам, в течении нескольких недель он превратится в новое Сомали. И причина не в сепаратистах, и даже не в Путине. Причина в том, что интеллект основной массы жителей Донбасса тоже находится примерно на уровне Сомали.
Большевикам удалось вразумить люмпен только ценой массовых расстрелов. Судя по видео руководители Донецкой Народной Республики тоже не готовы ждать прозрения пролетариата и склоняются к тем же мерам.
Похвально стремление Украины оставить этот регион в составе Украины, но что правительство Украины собирается делать с людьми, населяющими Донбасс. Большая часть из них люмпены, не способные к осмысленной жизни. И этот люмпен будет непосильной ношей для Украины.
- Информация о материале
Страница 1031 из 2102
