Система международной безопасности за последние годы неоднократно подвергалась серьезным испытаниям, поскольку мир сотрясали экономические кризисы, социальные революции и естественные при этом военные конфликты. Система скрипела, шаталась, но все-таки держалась.

В моем представлении ее можно сравнить с многоуровневой иерархической системой. На вершине этой пирамиды (такая ассоциация довольно уместна) до 2000 г. находились США. В первом десятилетии XXІ века пирамида принимает усеченную конфигурацию, поскольку мощь, сила и влияние все больше перемещаются с Запада на Восток. Однако и в усеченном варианте на ее вершине в течение еще не менее 20 лет будут находиться только США, но уже в другом качестве.

Сегодня США - не гегемон, а просто мировой лидер, то есть от глобального всемогущества они перешли к глобальному преимуществу. Нужно просто помнить: политическая и экономическая системы США сконструированы так, что внутренняя стабильность в этой стране неразрывно связана с их доминированием в мире.

Да, есть порядка 17 трлн. долл. национального долга, есть социальная несправедливость и неравенство, но есть и 600-700 млрд. военного бюджета ежегодно и большое технологическое преимущество в области создания ОВТ. И все-таки, вопреки этому преимуществу, США придется потесниться на усеченной площадке международной безопасности.

Ближе всех к ним находится Китай. (Эксперты прогнозируют, что Китай по ВВП догонит США уже до 2020 г., а не до 2030-го, как прогнозировалось ранее. Поражают цифры военного бюджета Поднебесной - в 2013 г. они приблизились к 110 млрд. долл., а в следующем году будут выше, чем в восьми самых больших странах НАТО, за исключением США).

Ниже Китая в иерархической пирамиде (а она асимметричная) находятся ЕС и Россия, потом Индия и Бразилия, а еще ниже - мощные региональные центры, такие как ЮАР, Индонезия, Турция.

Я не могу описать всю мировую иерархию и определить на ней точное место Украины. Думаю, оно ближе к основанию пирамиды. В общем, это было бы неплохо, легче затеряться, если бы не одно "но".

В геополитике место государства определяют внешняя политика, международные отношения и географическое окружение. То есть, с территорией нам не повезло. Мы оказались на разломе геополитических интересов России и Запада.

А потому, хоть в каком направлении будет развиваться система международной безопасности, нет такого сценария, при котором будущие риски и угрозы обошли бы Украину. Почему я не упоминал существующие? Потому что пирамиду глобальной безопасности будто опоясывали и делали ее устойчивой системы международных договоров: уставные документы ООН, Хельсинские соглашения 1975 г. по безопасности и сотрудничеству. Для Украины дополнительно - Будапештский меморандум 1994 г., Большой договор с Россией 1997 г., Хартия об особом партнерстве с НАТО 1996 г. Все эти и много других международных соглашений Российская Федерация фактически дезавуировала.

Устойчивой остается только часть пирамиды, где сегменты объединены в военно-политические союзы. Вообще же пирамида все больше напоминает Пизанскую башню. Упадет ли? В большой степени зависит от развития российско-украинских отношений.

В свое время распад Югославии позволил развести страны по своим национальным квартирам с разным по масштабу применения оружием, но угрозы мирового конфликта не было, и о ядерном оружии никто не упоминал.

Крымский кризис изменил ситуацию. Если несколько месяцев назад самыми горячими точками на планете считали Сирию, перманентно Иран и Северную Корею, то сегодня координаты мирового конфликта впервые проявились в Восточной Европе так, как это уже было и в 1914, и 1939 г.

Аннексия Крыма и организация боевых действий на Юго-востоке Украины со стороны РФ свидетельствуют о начале переформатирования постсоветского пространства силовыми методами и формирование новых границ РФ.

Украина сегодня тестовая страна для действующей стратегии президента Путина. Его план - создание новой России путем военного захвата территорий бывших советских республик. Поскольку Украина - первый этап, то от его развития зависит и дальнейшая коррекция действий Москвы.

Сегодня назревшая острая необходимость срочного создания новых правил безопасности в мире. Причины: 1) высокий риск применения оружия массового уничтожения одной из сторон конфликтов (петушиные голоса уже звучат в Государственной думе); 2) массовая гонка вооружений, появление большого количества региональных конфликтов и теневой переход к состоянию подготовки новой мировой войны.

Такая ситуация порождает необходимость созыва и проведение встречи ключевых государств (прежде всего США, России, Китаю, ЕС) под условным названием "Ялта-2". Цель - определение логики в контексте безопасности относительно дальнейшего развития глобальной системы международных отношений. Например, не должно быть возвращения к многополярному миру, в котором Россия - один из ключевых региональных игроков, но действует в условиях западной международной изоляции.

Поэтому, если "крымский механизм аннексии" не получит достойного ответа на уровне ОБСЕ, НАТО, ООН, а также отдельных мировых государств, начнется медленное погружение в неуправляемый хаос. И все это на грунте экономических, социальных, экологических и сырьевых проблем.

Что нужно делать?

Нынешний каркас международной безопасности представляют: неэффективная ООН (из-за права вето в Совете безопасности), формализованная ОБСЕ (Россия не впервые нарушает базовые принципы ее деятельности) и НАТО, которое не определилось в своей глобальной стратегии.

Первым шагом реформирования действующей системы должен стать снятие права вето в СБ ООН. Украина как страна, которая распрощалась с третьим за мощностью ядерным потенциалом и сегодня столкнулась с агрессией против собственной независимости со стороны ядерного государства-гаранта, имеет право стучать туфлей на трибуне ООН. Стучите, даже если не откроется.

Второе. Фиксация незыблемости нынешних границ в Европе. Реформирование международной системы безопасности без четкой фиксации принципа незыблемости границ невозможное.

Третье. Нейтрализация неконтролируемого расширения клуба ядерных государств. Если Украина не получит полноценной компенсации со стороны стран-гарантов Будапештского меморандума, в мире в ближайшем будущем появится до десятка новых ядерных государств.

Четвертое. Поиск новых рамок размещения военных контингентов в Европе. Система баланса обычных вооружений в Европе больше похожа на дисбаланс, перекосы очевидны, особенно на границах Украины.

В целом для формирования новой системы безопасности западным странам нужно максимально четко очертить руководству России возможные сценарии развития ситуации: или перспектива реальной международной политической и финансово-экономической изоляции, или возвращение России в международно-правовое русло с выходом на новые масштабные договоренности по глобальной безопасности.

Украинские интересы сегодня состоят не во внеблоковости и не в возвращении к прямому участию в НАТО, а в инициировании и реализации на общеевропейском уровне механизма коллективной безопасности, в котором на нарушителя ждет мгновенный и ощутимый комплекс карательных мер и санкций.

И последнее, о чем не хотелось говорить, но хочется кричать. Еще 2006 г. на Украинском форуме в докладе "Безопасность 2010", рассмотрев все возможные сценарии - нейтралитет по-европейски, усиленный нейтралитет, внеблоковость, участие в военно-политических союзах, мы сделали вывод, что реализация каждого из этих сценариев должна опираться на существующий уровень собственных вооруженных сил.

Однако пацифистский туман у изголовья многих наших руководителей, бренд "нам никто не угрожает", и как следствие - финансирование по остаточному принципу привели к развалу и ВС, и ОПК. Сегодня отовсюду звучат набатные призывы, но деньги сдают в поддержку ВС в основном рядовые граждане. До сих пор не приняты ГОО. Все сказанное касается уже не разгильдяйства, а совсем другой статьи Уголовного кодекса. И это наши собственные проблемы. Поэтому, принимая участие в переформатировании глобальной системы безопасности, мы должны решить эти проблемы в первую очередь.