Главная
Как проиграть войну с Россией (краткое руководство к действию)
1. Ни в коем случае не воюйте, достаточно просто имитировать войну
2. Возьмите себе в союзники страны, которые боятся России еще больше чем вы
3. Максимально покажите США свою тупость и бесполезность в качестве долгосрочного партнера и ни в коем случае не используйте пример Израиля по принуждению к миру варварских племен
4. Чаще читайте либеральные и левацкие журналы о европейских ценностях. Скоро вы лишитесь власти и вам надо что-то писать в мемуарах
5. Вступите в ООН или в ОБСЕ, а лучше туда и туда
6. Ни в коем случае не обижайте предателей, чтобы было кому вас предать
7. Не добивайте своих вчерашних врагов, чтобы было кому отправить вас в Качановскую колонию
8. Пятую колонну сделайте первой и ни в коме случае не трогайте их имущество. Им нужны деньги для вредительства против вашей страны
9. Опасайтесь своего народа больше, чем Путина. С Путиным договорится можно, с народом никогда
10. Возьмите себе в советники больше солнечных зайчиков, которые верят в то, что на войне правда сильнее оружия, а договор об ассоциации с ЕС сильнее чем ресурсная база для ведения войны
11. Всех, кто делает вам разумные замечания обзывайте паникерами. Нельзя, чтобы разумные мысли поселились в вашей голове
12. И самое главное не поддавайтесь на провокации. Даже если русские танки уже стоят в вашей столице не думайте о плохом. Это может быть какая-то глупая провокация и русские танкисты просто заблудились
13. Если вы проиграли войну России обвиняйте в этом весь мир, но только не себя самого. Вы здесь совершенно ни при чем. Во всем виноваты враги нашей неньки. Ну или уже не вашей
- Информация о материале
Мертвая рука
К нам в палату его привезли под утро, когда все спали.
33 года, зовут Леха, диагноз: сотрясение мозга (кто-то, чем-то огрел по затылку, вследствие неудачного похода в кабак.)
Поначалу новенький не мог даже говорить, просто лежал и смотрел в потолок, и от того он казался всем нам таинственным незнакомцем.
Забинтованная голова, прищуренный взгляд Джеймса Бонда, многочисленные выцветшие татуировки на плечах, в основном армейского содержания, а главное этот его жуткий белесый шрам на загорелой груди. Такие шрамы бывают только у цирковых дрессировщиков - четыре борозды, явно от когтей хищника.
К вечеру Леха под капельницей понемногу разговорился, правда, почти все подлежащие, сказуемые и определения в его предложениях были матерными и никак не связанными с предметом разговора, так что смысловой КПД его речи был меньше чем у паровоза, а ведь бедняге и так каждое слово давалось с большим трудом.
Наконец, кто-то спросил:
- Леха, а что это у тебя за шрам?
- А это, так-пере-так, такой-пере-такой, в Бога, в душу, мать, шрам.
- Ну, это понятно, что "такой-пере-такой", но от чего он?
- Это я такую-растакую рысь из автомата завалил.
- Рысь? Да ты что? Расскажи, Леха.
- Ну, так-растак, слушайте, расскажу.
Когда я служил в такой-пере-такой армии недалеко от такого-сякого города Сарова, охраняли мы трам-парарам такой-сякой секретный объект в лесу, чтоб ему, балам-балалам.
Ну, вот, иду я вдоль такой-сякой колючей проволоки, в руках такой-рассякой поводок, веду, мать перемать, овчарку.
А в лесу такого-растакого дикого зверья, как мать-перемать где.
Вдруг, моя трам-парарам, ну что ты с ней будешь делать, трам-парарамовская овчарка, вырвалась и трам-парарам от меня.
Ну, думаю, хреновый признак, явно где-то рядом затаился трам-парарам, такой пересякой во все места, дикий зверь.
И действительно, смотрю, в десяти очень нехороших метрах, на дереве сидит такая-перетакая рысь величиной как вот ты, да нет, даже больше, как вот тот жирный мужик в таком-перетаком памперсе, что по коридору шкандыбает.
(Мы все невольно посмотрели на несчастного мужика в памперсе, представили его на ветке дерева и поняли, что Лехе попалась действительно страшная рысь)
Матка у меня, чух-перечух, сразу упала. Не долго думаю, снимаю, так себе, автомат с еще худшего предохранителя и даю по неприятной рыси нехорошую очередь.
Она падает на такую себе землю и тут же сука сдыхает…
Вся больничная палата удивленно переглянулась, но перебивать вопросами и без того трудный Лехин рассказ, так и не решилась.
Леха отпил водички и после некоторой паузы продолжил:
-А через полчаса примчалась такая-сякая, подыхать буду, не забуду, насколько она такая-сякая, тревожная группа. Самый нехороший в мире прапорщик-начальник караула, спросил меня «как» тут и «что» произошло.
Я рассказал, он подумал и говорит: «А ведь ты под роспись получил гадский приказ о том, что в зверей можно стрелять только после их непосредственного нападения на так-себе часового.
Все, пятно на нашу очень нехорошую часть, да и тебе, кстати, полгода дисбата железно светит"
Матка моя чух-перечух опустилась еще ниже, а прапор и говорит: "Ну, ладно, не ссы, хороший ты парень, на первый раз я тебя, так и быть, прикрою»
Короче приказал он бойцам прижать меня к так-себе земле и держать покрепче, один даже мне на голову сел, а сам он расстегнул мою ХБэшку, подтащил дохлую рысь и ейной, очень неприятной и сука острой дохлой лапой, захерачил мне вот этот шрам на груди.
Классный на самом деле дядька оказался, даром, что прапор.
Вот такая история, мужики…
…Я молча оглянулся на притихшую палату и когда увидел как все присутствующие трясутся под одеялами, то и сам не выдержал и заржал в голос…
- Информация о материале
О «продажных» и «тупых» украинских генералах
В СМИ и соцсетях продолжает усиленно муссироваться тема «продажности генералов», «слива информации из штаба АТО» и общей некомпетентности военного руководства. Я полностью поддерживаю мысль о том, что наш генералитет – не воинство архистратига Михаила, все с нимбами и в благочестивом ослепительном сиянии. Чего нет, того нет, у каждого свои недостатки. Лично я (как офицер среднего звена) тоже весьма подозрительно отношусь к нашему генералитету, печальный опыт общения за плечами немалый.
Но давайте согласимся: когда кто-то обвиняет всех наших генералов скопом в каком-то грехе, не мешало бы немного конкретики и фактов. Ибо без конкретизации личностей можно обвинить по корпоративному признаку кого угодно и в чем угодно: например, заявить, что все работники коммунального хозяйства – скрытые вражеские диверсанты, гадящие в тылу. И пусть кто попробует доказать обратное.
Я к тому, что во время войны дискредитировать военное руководство, обвиняя в самых страшных грехах вроде измены – занятие хоть и увлекательное, но малоперспективное. Оно никому так не играет на руку, как врагу. Ведь боеспособность армии, в которой каждый солдат может открыто начать обвинять в подобном своих начальников (опять-таки, без личностей и без доказательств), изначально весьма сомнительна. И стране, в которой общество уверено, что военное руководство – поголовно дураки и вражеские агенты, воевать очень непросто.
Уставы не даром запрещают обсуждение приказов командира, даже в мирное время (они сначала выполняются, и только потом могут быть обжалованы установленным порядком): подрыв его авторитета – всегда первый шаг к падению дисциплины и деморализации личного состава, а в боевых действиях – к поражению.
Я думаю, если есть тревожная информация относительно отдельных должностных лиц, заниматься ими должна военная контрразведка. А огульные обвинения всего генералитета можно списать на «универсальное объяснение» всех неудач и просчетов. Мол, чего от войск ждать успешных действий, когда ими идиоты и предатели командуют? Тогда как самим войскам эти «объяснения» боевой дух точно не поднимают.
С этим связано и желание разного рода экспертов (а в основном – околоэкспертов) рассказать военному руководству, как надо воевать. Это понятно: если генералы у нас безмозглые, то грех не поучить их уму-разуму. И, конечно же, оперативная обстановка на Донбассе с дивана в Здолбунове видна куда лучше, чем из командирской палатки в базовом лагере сил АТО.
Особенно меня умиляют ценные замечания господ, которые вообще безумно далеки от армии. Лично я, например, могу считать себя великим агрономом или физиком, не владея соответствующими знаниями и опытом, но не думаю, что мое понимание специфики химической мелиорации или обнаружения безмассовых скалярных частиц надо излагать на бумаге и тыкать в него носом специалистов.
Другой вопрос, что наши генералы (как и вся армия) тоже сегодня учатся воевать. Но они учатся, имея базу в виде опыта действий, например, в Ираке, а также теоретическую подготовку. Будут ли у них ошибки, если они сегодня воюют в войне, к которой не готовились? Конечно будут. Но лично я все же больше доверял бы планирование и проведение боевой операции выпускнику Национальной академии обороны (нынче университет), нежели, например, гражданскому журналисту с опытом срочной службы за плечами, овладевшему военным искусством по книжкам «про войну».
Возможно, я не прав, и всех наших генералов стоит выгнать из штаба АТО и заменить их теми, кто так увлеченно этих самых генералов критикует. Может быть. Только все же сомневаюсь, что этот эксперимент окажется блестящим.
Разница между диванным экспертом и военачальником на поле боя состоит, прежде всего, в том, что информацию о боевых действиях первый черпает из открытых источников, максимум – из рассказов очевидцев (при этом очевидцы в самом лучшем случае – младшие офицеры, владеющие лишь крупинками общей информации). Тогда как военное руководство обладает полной информацией о расположении и действиях наших войск в зоне АТО, а также разведданными, из которых лишь малая толика становится достоянием публики.
Самое распространенное обвинение в этом контексте – мол, такая-то информация известна уже давно, а генералы и не шевелятся, нет никакой реакции. Ну не идиоты?
Здесь стоит понимать, что ресурсы, задействованные в АТО, не безграничны. Нельзя за каждым обнаруженным танком противника гоняться силами механизированной бригады. Снимать с какого-то участка даже взвод для экстренного выполнения другой задачи – значит срывать ту задачу, которую в данный момент этот взвод выполняет. Есть резервы, но, опять таки, в каждом конкретном случае, не зная ситуации, трудно утверждать, насколько оправданно их использование – возможно, уничтожение того же танка боевиков может оплатиться гибелью многих наших ребят.
Конечно, здесь на руководство ложится серьезная миссия определения приоритетов в задачах. Но, не владея полнотой информации, трудно судить, правильное или неправильное решение принимают генералы.
И здесь мы подходим к главному отличию критиков и военного руководства. Все же ответственность за ход АТО лежит на последних. А чтобы критиковать со стороны – не надо ни большого мужества, ни ума. Покажите мне человека, выполняющего любую работу (от ремонта унитаза до руководства ООН) – и я за 5 минут найду сто причин для его критики. Тогда как мы смотрим на карту, и видим конкретные результаты деятельности «идиотов» и «предателей» - неуклонное сокращение территории, контролируемой террористами. Думаю, это главное.
…Я понимаю, что на фоне поголовной моды на критику генералитета я взялся за очень непопулярную миссию. Но я не защищаю наших генералов – повторюсь, лично я не испытываю к людям в «полосатых штанах» никакой особой симпатии. Хватает среди них и самодуров, и товарищей с неприлично низким ай-кью (хотя я знаю и вполне адекватных, умных и высококультурных людей в генеральском звании). Но если мы ставим целью избавиться именно от «неправильной генеральской прослойки» - прошу, давайте будем оперировать личностями и фактами, а не собирательными образами и эмоциями.
В конце концов, из страны, в которой «где-то» идет война, нам давно пора уже превращаться в воюющую страну. Тогда как ключ к победе в любой войне – это консолидация усилий государства и общества, а также доверие к руководству. Это аксиома.
- Информация о материале
Как бизнесмен Юрий Бирюков помогал Майдану и армии
Я родом из Николаева, в Киеве живу 20 лет. До февраля работал директором по развитию в туристической компании. Полтора месяца провёл на Майдане, хозяин этого не оценил. Я не жалею, что ушёл.
Попал на Майдан 1 декабря. Сначала был приходящим, потом часто приходящим, потом стал волонтёром-медиком. У меня неоконченное медицинское образование. Много лет работал в реанимации, всякое видел.
У меня есть страх смерти, как у любого человека. Я не хочу умирать. Но те, кто вернулся на Майдан 19 февраля после 18-го, страха уже не чувствовали. 21 февраля у меня совсем психика поехала. После того как вынесешь десять трупов… Жена увезла меня на море, но я его почти не видел: всё время сидел в номере с ноутбуком, занимался распределением продуктов и медикаментов на Майдане. А когда приехал, начались события в Крыму, и я занялся армией.
Страницу в Facebook я создал ещё во время Майдана, ник «Крылья Феникса» использовал для маскировки. Я стал писать о происходящем, материть кого ни попадя (чиновников. — Фокус). Люди начали предлагать помощь. Сейчас помогают три десятка волонтёров.
Никакого фонда нет. «Крылья Феникса» — не юридические лицо. Это группа волонтёров, которая объединилась под моим логотипом. Многие советуют мне зарегистрировать юридическое лицо, чтобы было проще вести бухгалтерию. Наверное, нужно это сделать. Но мне не хочется тратить на это время.
У армии нет ничего, поэтому мы покупаем всё: рации, спальные мешки, бронежилеты, защитные каски. Кроме оружия. Но скоро и оружие будем покупать.
У нас нет разделения обязанностей, кому общаться с частями, кому размещать заказы на предприятиях. Кто-то из волонтёров помогает 72-й бригаде, кто-то — 25-й и т. д. Если возникает задача, за которую я боюсь браться из-за своей некомпетентности, пишу в Facebook и прошу помощи.
Я честно предупреждаю Министерство налогов и сборов: если хоть кто-то у меня на горизонте нарисуется, обеспечу тёплую, нежную встречу с десантниками, спецназовцами, артиллеристами, моряками, лётчиками, которым мы помогаем. Через мою персональную кредитную карточку прошло около 4 млн грн, все отчёты есть в Facebook. Должен ли я бояться? Нет, не должен. Пусть придут. Я не рассчитываю на патриотизм сотрудников Налоговой инспекции. Рассчитываю на чувство самосохранения. Я очень зол на наше государство.
Военные чиновники военным чиновникам рознь. Есть полковники, которые из-за тупости своего начальства не могут реализовать хорошие идеи. Иногда они обращаются с ними ко мне. С чинами выше у меня нет желания общаться.
Мы все соучастники того, что произошло. Каждый человек, получающий зарплату в конверте, каждый, кто не ходил на выборы или голосовал «для галочки». Не Янукович виноват. Все мы виноваты. Мы его создали, он — продукт нашей безответственности. Мы разграбили страну тем, что не платили налоги, мы разграбили армию.
Когда военные благодарят меня, говорят, что им стыдно принимать мою помощь, я им отвечаю, что стыдно мне за прошедшие 23 года. После этого мы жмём руки, и разговоров про стыд больше не возникает.
Я мечтаю выбросить телефон. За день звонят 150 тысяч раз, поэтому я не публикую свой номер в социальной сети. Очень хочу, чтобы это всё закончилось и можно было жить нормальной жизнью. Волонтёрство — долг, который хочу отдать. Но я понимаю, что всё это не устаканится в ближайшее время.
Я не вернусь в туризм. Я инвестор, есть проекты, в которые вкладывал, приносящие мне доход. Я могу вообще не работать. Мне неловко об этом говорить, но я обеспеченный человек.
Силы заниматься волонтёрской деятельностью мне придают пули, выковырянные из бронежилетов. Их периодически передают военные в подарок. У меня их уже около десятка.
- Информация о материале
Лишние люди
Единственное достижение украинских властей относительно помощи для переселенцев с Донбасса в Киеве заключается в созданном консультационном пункте оказания информационной поддержки лицам, прибывшим из Донецкой и Луганской областей, а также из Крыма.
К сожалению, появление такого пункта фактически мало что меняет в судьбах переселенцев. Скорее наоборот. Многие беженцы, побывав здесь, поняли, что ждать серьезной помощи от консультационного пункта не стоит.
По последней информации, количество переселенцев из зоны АТО и Крыма превысило 109 тысяч человек. В Киеве же принято около 20 тыс. человек.
Для сравнения, в Харьковской области - 1345 человек, Днепропетровской - 12778 человек, Запорожской - 12348 человек, Одесской - 7629 человек, Полтавской - 6216 человек, Киевской - 4979 человек и Львовской - 4397 человек. Меньше всего переселенцев зафиксировано в Волынской (813 человек), Тернопольской (821 человек), Ривненской (875 человек), и Закарпатской (1110 человек) областях. Очевидно, что переселенцы предпочитают столицу.
Стоит отметить, что, общаясь с людьми из Донбасса, можно выяснить, что какую-то реальную помощь переселенцы получали, когда только открылся уже упомянутый консультационный пункт (сейчас он находится на железнодорожном вокзале станции Киев-Пассажирский в зале ожидания №2).
Тогда к выходцам из Донбасса поступали неплохие предложения по поселению в Киеве и населенных пунктах, которые находятся рядом со столицей, а также, куда можно обратиться в поисках приличной работы.
Однако, чем дольше работал консультационный пункт, тем меньше от него было пользы.
Единственное, ради чего сюда приходили выходцы из Донбасса - чтобы получить справку о временном проживании в Киеве (без печати, а лишь со штампом Департамента социальной политики исполнительного органа Киевского городского совета). Примечательно, что около двух недель назад временно приостановили их выдачу.
В первую очередь справка должна давать право на получение медицинской, социальной и другой помощи в столице наравне с киевлянами, а также должна упрощать поступление детей в школы и детсады в сравнении с теми переселенцами из Донбасса, которые не зарегистрировались в консультационном пункте.
Любопытно, что по информации людей, побывавших здесь, сами социальные работники и консультанты описывали реальную обстановку в Киеве, согласно которой надеяться на бесплатную медпомощь в столице нет смысла, поскольку ее не оказывают и коренным жителям.
В июле и августе в консультационном пункте стали говорить, что рекомендовать жилье в Киеве уже нет никакой возможности – все хорошие предложения закончились.
Кстати, тема жилья в Киеве для переселенцев из Донбасса бурно обсуждалась и продолжает обсуждаться в социальных сетях. Правда, участники дискуссий не трогают консультационный пункт (ведь там все приличные предложения закончились, поэтому надеяться можно на знакомых, волонтеров и риелторов), а сообщают истории луганчан и дончан, которые самостоятельно ищут съемную квартиру в столице.
Исходя из сообщений, немало киевлян отказывают жителям Донбасса в съеме жилья по единственной причине – в город нуждающиеся приехали из зоны АТО. Среди аргументов - от таких людей можно ожидать всего, и это они виноваты в том, что допустили появление «ЛНР» и «ДНР», с которыми теперь воюют украинские силовики.
В этой связи можно привести несколько примеров. Киевский журналист Борис, родом из Алчевска, пишет на своей странице в Фейсбук: «В Украине появились люди третьего сорта. Это, в частности, моя родная сестра с сыном и мой друг с женой и годовалым ребенком. Сестра пытается снять квартиру в Киеве, и первый вопрос - какая регистрация (прописка). Как только узнают что «оттуда» крутят носом. Жена моего друга с годовалым ребенком пыталась найти приют в Одессе. Ее буквально «выдавили» соседи, которые не хотели, чтобы в их подъезде жили беженцы».
Похожей историей поделилась еще одна луганчанка Ирина: «Моя подруга ищет квартиру в Киеве. Парадокс - цена устраивает, условия тоже. Но как только слышат, что из Луганска - отказ. Причем, они оба с высшим образованием, есть взрослые дети. Все устраивает, кроме прописки».
Что касается работы, то в консультационном пункте заманчивых предложений нет, но можно узнать о не особо привлекательных вакансиях. Поскольку значительная часть зарплат не сможет покрыть расходы, к примеру, на съем однокомнатной квартиры в Киеве. Поэтому в реальности лучанчане и дончане в поисках работы в первую очередь полагаются на себя.
Для семей из Донбасса важным вопросом является возможность устроить детей в школу и детсад. Чаще всего в консультационном пункте можно услышать ответ, что, дескать, мест дошкольных и учебных заведениях Киева нет. Хотя переселенцы с востока рассказывают, что в столице можно решить эту проблему, напрямую обращаясь в конкретную школу или детский сад. Но стопроцентной гарантии нет. Луганчанка Елена рассказывала, что она обошла четыре детсада и везде получила отказ. Только в пятом дошкольном учреждении она получили положительный ответ. Правда после того, как разревелась. Причем Елену сразу предупредили, что на отдельную кровать в детском саду она может не рассчитывать.
Получается, что помощь от местной власти хороша лишь в отчетах. А «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
- Информация о материале
ЖКХ: в ожидании реформ
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из ключевых сфер общественной жизни, требующей коренного реформирования. Ведь система взаимоотношений между потребителями и поставщиками жилищных и коммунальных услуг, несмотря на изменение формы собственности на дома и коммунальные предприятия, чаще всего так и остается архаической. Даже больше, продолжает "традиции" советской эпохи, когда у жителей домов не было никаких прав на недвижимое имущество, а предоставлением жилищно-коммунальных услуг и содержанием жилищного фонда занималось государство.
Жилищный фонд украинских городов и поселков состоит из почти 200 тыс. многоквартирных домов, около 80 тыс. из которых относятся к многоэтажной застройке. Большинство многоэтажек были построены в 60–90-х годах прошлого столетия и давно нуждаются в капитальном ремонте. Почти 60% лифтов по всей стране уже исчерпали свой ресурс и представляют опасность для их пользователей.
С каждым годом ситуация только ухудшается. Капитальный ремонт многоэтажных домов практически не делают, ведь их жители платят только за обслуживание здания, что предусматривает проведение лишь текущих ремонтов, которые совершенно не решают проблему изношенности капитальных конструктивных элементов и сетей.
Основной проблемой отсутствия надлежащего содержания многоквартирных домов является фактическая незавершенность процесса оформления права собственности на дома. Большинство владельцев квартир до сих пор считают, что ремонт домов является ответственностью государства, местной власти, жэков — кого угодно, но только не их. Вместе с тем законодательство определяет, что многоквартирные дома являются общей совместной собственностью владельцев квартир. Именно они как совладельцы должны следить за содержанием зданий в надлежащем состоянии. Собственность обязывает.
На практике органы местного самоуправления и жэки часто паразитируют на использовании совместного имущества владельцев квартир, не делая абсолютно ничего для улучшения состояния домов. Поэтому большинство многоэтажек Украины находятся в крайне жалком состоянии.
В домах, где не созданы ОСМД или жилой кооператив, жители почти полностью отстранены от управления домом как своей собственностью. Следствием этого является их практически полная незащищенность от недобросовестных действий поставщиков жилых и коммунальных услуг. Платя за услуги по управлению и содержанию многоквартирного дома, его жители в действительности не влияют ни на определение исполнителя услуг, ни на перечень услуг, которые им предоставляются, ни на объем оказываемых услуг, ни на их стоимость. Перечень и стоимость услуг определяет исполнительный комитет местного совета, поставщика услуг (т.е. жэк) — сессия местного совета. При этом объемы услуг по содержанию дома и критерии их качества для потребителя, как правило, неизвестны, что практически делает невозможным обжалование их непредоставления или предоставления не в полном объеме.
Подавляющее большинство многоэтажек до сих пор обслуживаются еще созданными при советской системе жэками, которые с того времени были незначительно реорганизованы и почти не изменили своих подходов к работе. Основной проблемой неэффективности работы жэков является сочетание ими одновременно услуг по управлению и содержанию домов при отсутствии эффективной системы контроля. Так, жэки сами определяют перечень работ по текущему ремонту, которые должны выполнить в доме, и их стоимость, сами выполняют такие работы, которые "закрывают" своими же актами.
Местная власть не только распоряжается этими домами, как своей собственностью, передавая на баланс от одного жэка к другому, но и неплохо на них зарабатывает. Подвалы и вспомогательные помещения сдаются в аренду, внешние конструкции, стены подъездов, лифты и т.п. используются для размещения рекламы, а провайдеры телекоммуникационных услуг платят за проведение сетей по домам. Все эти средства направляются куда угодно, только не на содержание самого дома. И все это происходит без какого-либо согласования с его настоящими собственниками.
Отдельной проблемой является использование придомовой территории. Пользуясь отсутствием установленных границ придомовых территорий, местная власть спокойно принимает решение об уплотнении застройки путем выдачи разрешений на установку малых архитектурных форм, возведение жилых домов или коммерческих объектов.
Такими же незащищенными жители многоэтажек остаются и в отношениях с монополистами — поставщиками коммунальных услуг, прежде всего услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению.
Жилищно-коммунальное хозяйство в Украине неоправданно энергоемкое и потребляет почти 44% всех энергетических и водных ресурсов страны. Разница в тарифах на коммунальные услуги для населения и юридических лиц, предоставление коммунальных услуг по надутым нормативам, а не на основании четко учтенного объема создает немало возможностей для злоупотреблений со стороны поставщиков коммунальных услуг, которые, помимо всего прочего, признаны естественными монополиями. Соответственно, все решения о стоимости предоставления таких услуг принимаются органом центральной исполнительной власти, и ни потребители услуг, ни органы местного самоуправления не оказывают никакого влияния на такие решения. Так, объемы потерь тепла в тепловых сетях составляют свыше 30%. Это связано с их неудовлетворительным физическим состоянием — изношенность магистральных и распределительных сетей достигает 70% их общей протяженности, а это в целом свыше 33,8 тыс. км в двухтрубном измерении. Все эти потери закладываются в тариф, и потребитель не может отказаться от поставки воды или тепла от навязанного ему производителя или поставщика услуг и перейти к другому. Собственно, в Украине производитель и поставщик коммунальной услуги — одно и то же лицо.
В Украине единственно возможной формой, с помощью которой можно обеспечить управление многоквартирным домом как общей совместной собственностью, является объединение совладельцев многоквартирного дома (ОСМД). Несмотря на это, ОСМД созданы только в 21% многоэтажных домов в Украине. Причинами этого являются непонимание владельцами квартир своего права совместной собственности на дом и значительные недостатки законодательства в деятельности ОСМД, которые отталкивают жителей многоэтажек от выбора такой формы управления, даже несмотря на отсутствие альтернативы.
Кроме того, процедура создания ОСМД значительно усложнена из-за отсутствия открытого реестра собственности. Парадоксальная ситуация: совладелец многоквартирного дома не только не знает, кто, кроме него, и в каких объемах владеет правами на дом, но даже не имеет информации о размере его собственной доли в доме как едином имущественном комплексе. Все, что есть на руках у владельца квартиры, — это правоустанавливающий документ, где указана доля его собственности на квартиру с указанием площади. Созвать собрание владельцев квартир для создания ОСМД, когда ты не знаешь, ни кто является владельцами, ни их общее количество, — проблематично. Хуже всего то, что получить такую информацию законным образом невозможно — действует закон о защите персональных данных. И уж вовсе неправомерной выглядит норма закона, согласно которой каждый совладелец дома принимает решение на равных правах, независимо от доли собственности — 10 или 1000 кв. м.
Для коренного изменения ситуации просто необходимо принять решения, которые позволят четко урегулировать проблемы взаимоотношений между совладельцами многоквартирных домов, а также отношений между потребителями жилищных и коммунальных услуг и теми, кто их предоставляет.
Основной целью законодательного регулирования отношений между совладельцами многоквартирных домов должно стать превращение владельцев квартир в сознательных совладельцев совместного имущества и создание условий для осуществления эффективного управления совместной собственностью. Для этого необходимо:
— усовершенствовать реестр собственности на недвижимое имущество. В этом реестре жилые дома должны отображаться как целостные имущественные комплексы с указанием придомовых сооружений и определенными границами придомовой территории. По каждому совладельцу должна быть отображена информация о его доле частной собственности на квартиру и доле совместной смежной собственности на имущественный комплекс. Этот реестр должен быть открытым и иметь упрощенный доступ;
— ввести обязательное создание ОСМД для каждого многоквартирного дома как единственно возможного в Украине учреждения по управлению многоквартирным домом как общей совместной собственностью. Такой переход должен быть четко определенным во времени, например, до 1 сентября 2016 г. Но этому должно предшествовать значительное упрощение процедуры создания и регистрации объединения. Также необходимо наладить систему консультационно-методического содействия созданию и налаживанию деятельности ОСМД на уровне муниципалитетов;
— усовершенствовать законодательство об ОСМД. ОСМД из членской организации надо переформатировать в форму управления совместной собственностью, где каждый совладелец принимает участие в управлении и имеет права и обязанности в соответствии с размером его доли в общем имуществе. Ввести ответственность совладельца за невыполнение своих обязанностей по управлению и содержанию совместного имущества вплоть до принудительной (через суд) продажи частной собственности для покрытия невыполненных обязательств.
Основоположным принципом законодательного урегулирования отношений между потребителями коммунальных услуг и их поставщиками должно стать обеспечение возможности потребителя на получение качественной жилищной и коммунальной услуги. Этого можно достичь путем создания свободных рыночных отношений в этой отрасли с одновременным обеспечением минимально необходимых стандартов и государственных социальных гарантий, осуществлением демонополизации рынка коммунальных услуг и обеспечением возможности потребителю свободно выбирать того, кто будет предоставлять услуги. Такой подход предполагает:
— определение дома (а не владельца квартиры) как целостного имущественного комплекса единым объектом получения жилищных и коммунальных услуг;
— четкое регулирование порядка предоставления услуги по управлению многоквартирным домом;
— определение минимально необходимого перечня услуг по содержанию многоквартирного дома, которые должны обязательно предоставляться для поддержания дома в надлежащем состоянии, с четким установлением их количественных и качественных показателей;
— обязательную установку средств учета услуг по холодному водоснабжению и водоотводу, теплоснабжению (с возможностью автоматического регулирования) и горячего водоснабжения для всех многоквартирных домов;
— введение обязательного раздельного сбора бытовых отходов, их дальнейшей переработки и утилизации;
— осуществление демонополизации поставщиков коммунальных услуг, распределение естественных монополий на рынке коммунальных услуг по сферам деятельности: производство, транспортировка и поставка потребителям.
Государство должно кардинально изменить свой подход к регулированию рынка коммунальных услуг. Результатом выделения средств государственного бюджета Украины должно стать не возмещение монополистам разницы в тарифах, которые государственные органы установили ниже рыночных, а стимулирование обновления и развития инфраструктуры поставки энергетических и других ресурсов к потребителям, расширение сферы использования возобновляемых источников энергии, введение энергосберегающих мер и технологий в жилых домах.
Внедрение всех указанных выше мер обеспечит переход от чрезмерно монополизированной сферы жилищно-коммунальных услуг к свободным рыночным отношениям, где потребители будут иметь возможность самостоятельно выбирать поставщика услуг в зависимости от уровня их объема, качества и стоимости. Формализация домов как единых имущественных комплексов и институализация их органов управления обеспечат становление владельцев квартир домов как эффективного совладельца совместного имущества, что раз и навсегда решит множество проблем, связанных с содержанием многоквартирных домов. Участие государства в стимулировании введения проектов восстановления и развития коммунальной инфраструктуры, а также повышение уровня энергоэффективности в домах будет содействовать значительному улучшению качества и снижению стоимости предоставления коммунальных услуг.
О необходимости реформирования в сфере управления домами и предоставления коммунальных услуг сейчас не говорит только ленивый. Вице-премьер В.Гройсман почти сразу же после своего назначения анонсировал проведение таких реформ, а в Минрегионстрое в сотрудничестве с общественными экспертами был разработан ряд законопроектов, улучшающих систему управления домами, в которых создано ОСМД, и упрощающих процедуру принятия решений совладельцами домов без создания объединения. В частности, 11 августа 2014 г. Кабмин передал в Верховную Раду законопроект "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме".
Такие полуреформаторские шаги приведут к некоторому смягчению описанных выше проблем, но не обеспечат их решения. Например, жители могут передать свои дома в управление физическому или юридическому лицу, не создавая ОСМД. Правда, для принятия такого решения необходимо, чтобы "...за него проголосовали владельцы квартир и нежилых помещений, площадь которых вместе составляет более 75 процентов общей площади всех квартир и нежилых помещений...". И такое собрание инициативные группы жителей должны проводить для решения большинства вопросов по управлению совместной собственностью. Боюсь, подавляющее количество многоквартирных домов будут не в состоянии воспользоваться этими нормами, поэтому их и в дальнейшем будут обслуживать назначенные местной властью жэки или управляющие.
Каха Бендукидзе, один из авторов грузинских реформ, отмечал, что реформы надо проводить в течение полугода. Это правительство уже потеряло много драгоценного для Украины времени, не только не проведя, а даже не предложив комплексные реформы в такой чувствительной для каждого гражданина отрасли, как жидищно-коммунальное хозяйство.
Понятно, что часть из предложенных в этой статье шагов по реформированию непопулярны среди населения, другие — неприемлемы для монополистов. Но это нужно делать комплексно — полумерами не обойтись. Для этого необходима, прежде всего, политическая воля, которой нет ни у нынешнего правительства, ни тем более у этого парламента.
- Информация о материале
Страница 965 из 2102
