Главная
Рада: щели — своим! Народ: залезем — все!
Как известно, максимальная величина дохода, попадающая под обложение единым социальным взносом (ЕСВ), осталась такой же, какой и была раньше для взносов в соцстраховские фонды, — 15 прожиточных минимумов в расчете на трудоспособное лицо (п. 4 ч.1 ст. 1 закона о ЕСВ от 08.07.2010 г.).
С учетом конкретных цифр, установленных в госбюджете-2011, этот порог для (не)начисления ЕСВ составляет: с 1 января — 14115 грн.; с 1 апреля — 14400 грн.; с 1 октября — 14775 грн.; а с 1 декабря — 15060 грн.
Таким образом, все депутаты и прочие олигархи облагаются в стандартном режиме лишь с первых 14—15 тыс. грн. в месяц (просто цифра эта все время меняется). С остального — только налог на доходы физлиц, то есть нет платежей (сборов/удержаний) ни в ПФУ, ни в безработный/несчастный/нетрудоспособный соцстрахи. Заработал за месяц честным трудом миллион — с 14—15 тыс. заплатил так же, как платят все, а с оставшихся 985—986 тыс. — только 15%, и все!
Почему-то считается, что если все удержания/сборы олигархи будут платить наравне с остальными, то им и пенсию придется начислять, тоже исходя из полного дохода, отменив верхний предел.
Интересно, с чего это вдруг? Все — в руках законодателя! У нас, в конце концов, еще кризис или уже не кризис? Так пусть платят как все, а пенсии имеют с ограничением!
А, Верховная Рада не хочет? Жалко олигархов? Или себя? Так и от бедных единоналожников, которые до таких сумм просто не доползают, в таком случае ручки свои пусть уберет. Чтоб не колыхать хрупкую социальную гармонию. Захотят предприниматели на едином налоге зарабатывать себе на пенсии — найдут дорожку куда надо и сами, коль уж им, маленьким, зачем-то понадобится такое огромное счастье...
Да и почему вообще доход предпринимателя всеми настолько приравнивается к зарплате, что удостаивается чести стать базой для начисления в ПФУ?!
А отчего, в таком случае, никто не облагает аналогичными поборами дивиденды (тех же олигархов)? Ну чем доход предпринимателя без юрлица хуже? У него ведь тоже нет никаких социальных гарантий, он тоже действует на свой страх и риск и тоже может круто пролететь, потратив свои деньги и их не окупив!
Так при чем же тут зарплата и Пенсионный фонд? Какое они все сюда имеют отношение?
Между тем в течение одной (сентябрьской-2010) недели я дважды — в присутствии телекамер центральных каналов — спрашивал у вице-премьеров о дальнейшей судьбе неначисления сверх 13 тыс. грн. (тогда речь шла примерно об этой сумме) всевозможных страховых взносов, включая пенсионный.
Смысл ответа Б.Колесникова сводился к тому, что это будет продолжаться, а то, мол, богатым и пенсии придется платить, исходя из их супердоходов (времени телевизионщики давали мало, поэтому я не успел возразить насчет возможных при расчете пенсий понижающих коэффициентов).
С.Тигипко же уверял, что такого ограничения больше не будет, а если где оно и проскочило, то его обязательно уберут.
Как оказалось, вице-премьер по Евро-2012 (тогда!) был более в курсе, чем вице экономический (тогда же).
Впрочем, мы несколько отвлеклись от основной цели рубрики — рассказов о методах налогового маневрирования. Хотя рассказывать ничего уже не надо: все и так ясно. Несмотря на широковещательные заявления о переходе на прогрессивное налогообложение (для сумм сверх 9410 грн. налог на доход физлиц составляет не 15, а 17%, то есть вершок облагается лишними 2%), эта прогрессивность с лихвой компенсируется тем, что на суммы сверх 14—15 тыс. не начисляются околосорокапроцентные страхвзносы.
То есть бомж по-прежнему фактически облагается больше, чем олигарх, что и порождает зарплату в конвертах. Когда работодатель оформляет работника на минимальную зарплату, а все остальное выплачивается неофициально, и с работником делятся экономией, полученной за счет неуплаты ЕСВ вследствие аккумуляции доходов у одного физлица, где они все и попадают в «офшорный» вершок над 14—15 тыс.
ЕСВ же при этом уплачивается с официальных минимальных сумм, а максимальный взнос уплачивает (с первых 14—15 тыс.) лишь тот, на кого оформлены настоящие зарплаты всего коллектива.
Заодно и уволить работника ничего не стоит: не хочешь уходить — будешь получать столько, за сколько расписываешься...
- Информация о материале
Солдаты удачи, или Украинские «дикие гуси»
Когда еще был жив-здоров Советский Союз, сочувствующие коммунизму страны третьего мира получали от него всестороннюю помощь. СССР снабжал единомышленников в малоразвитых странах оружием и боеприпасами. Еще бы, чтобы установить светлое будущее и накормить всех голодных, надо сначала уничтожить всех неугодных. В те годы военное снаряжение в братские страны Африки и Азии шло потоками. А поскольку местное воинство умело лишь драться, по большей части, копьями да дубинами, на помощь африканским и азиатским братьям по коммунистическому разуму отправлялись многочисленные советские специалисты.
СССР давно приказал долго жить, коммунистическая идея в основном зачахла, но во многих странах третьего мира, некогда зачисленных КПСС в братский соцлагерь, войны все еще продолжаются, теперь уже под другими знаменами и с другими лозунгами. Но что осталось в этих странах неизменным, так это интерес к выходцам из стран бывшего Союза, то есть СНГ. Военная техника, которая используется в этих странах третьего мира в ходе многочисленных военных конфликтов, осталась в основном старая — советская. А вот местное воинство так толком и не научилось ею управлять. Так что в этих государствах интерес к военным специалистам из бывшего СССР и сейчас немалый. Правда, теперь бывшие «братья» приглашают спецов из стран СНГ уже не от лица государства, а в частном порядке, проще говоря, как наемников.
Наемники, или, как их еще называют, солдаты удачи, или «дикие гуси», в странах бывшего Союза вербуются намного охотнее, чем их коллеги в развитых государствах. В Украине на фоне кризиса, бесконечных сокращений, реорганизации армии и, как правило, дальнейшей невостребованности в гражданской жизни украинские военспецы готовы ехать куда угодно, лишь бы работать по специальности и получать деньги за свой труд. Ехать туда, куда ни один европеец не рискнет отправиться ни за какую зарплату.
Высокая по отечественным меркам оплата труда в странах третьего мира и якобы серьезные гарантии нанимателей кажутся нередко настолько привлекательными, что украинские военспецы иногда готовы ехать за рубеж даже без контракта и медицинской страховки, закрывая глаза на то, что наемничество, с точки зрения законодательства Украины, является уголовным преступлением.
В 2008 году оборонное ведомство Республики Чад стало активно подыскивать в Украине летчиков для обучения личного состава и обслуживания собственных ВВС.
Для справки: Чад — государство на Африканском континенте, бывшая французская колония. Площадь — 1284 кв. км. Граничит, в частности, с Нигером, Нигерией, Суданом. Население более 11 миллионов. Одна из стран с наиболее высоким уровнем заболеваемости СПИДом. Для региона характерно доминирование вирусных и паразитарных болезней при отсутствии развитой системы здравоохранения. История постколониального периода характеризуется постоянными внутренними и внешними военными конфликтами.
Для найма военных специалистов из Украины была придумана сложная и запутанная схема, исключавшая непосредственный контакт с зарубежными нанимателями. Людям обещали до тысячи долларов в месяц, приемлемые условия работы и медобслуживание.
Желающие, разумеется, нашлись. Волонтеров из бывших военнослужащих разных по большей части крымских, гарнизонов набралось больше двух десятков. Путем сложных комбинаций, к которым относилось получение визы Чада через одно из соседних государств, перелет транзитом через Францию и тому подобные меры предосторожности, группа украинских летчиков оказалась в столице Чада — Нджамене, где им предстояло обслуживать летную технику и обучать азам летного искусства местных военных. Занятия с местными спецами должны были проводиться дважды в неделю прямо в аэропорту Нджамены.
Африканская действительность сразу внесла в радужные планы наемников из Украины определенные коррективы. На практике оказалось, что системы здравоохранения в стране практически нет и помощь могут оказать только те медучреждения, которые еще со времен колониального прошлого обслуживались французским медперсоналом. Отдельные украинцы в полной мере ощутили прелести африканской медицины на себе, вернувшись домой больными малярией.
Ко всем «прелестям» зарубежной службы добавились и еще некоторые, мягко говоря, неприятности. В 2009 году Республика Чад переживала очередной виток напряженности в отношениях с соседними государствами. По территории Судана Чадом была нанесена серия авиаударов с самолетов типа СУ-25 старого советского образца, тех самых, которые обслуживали украинские наемники. И как знать, кто именно сидел за штурвалом штурмовиков. Вполне возможно, это были наши соотечественники, которым наниматель не оставил выбора...
Из Чада летчики вернулись домой с большим трудом и полупустыми карманами: наниматели сделали все для того, чтобы максимально урезать гонорар наемников и максимально осложнить им процесс возвращения на родину. А дома их ждало плотное и неприятное общение с правоохранительными органами.
И хотя предложения аналогичного характера из Чада поступают снова, большинство военспецов, побывавших в воюющей республике, не спешат их рассматривать. Да и другим не советуют: жизнь наемника в чужой стране, особенно украинского, стоит недорого.
- Информация о материале
Мошенники впаривают массажеры под видом панацеи от всех недугов
Со будущими работодателями я столкнулся в своем же подъезде. Таня, полноватая шатенка лет сорока, и Ксения, ее миниатюрная помощница, «пели» про невероятные лечебные свойства обычного вибромассажера. Соседка дрожащими пальцами уже отсчитывала им 11 тысяч.
- Валентина Петровна! Он же не стоит таких денег! - кинулся я было на помощь.
- Зачем хороших людей обижаешь? Они мне специально привезли подешевле этот прибор! - заявила бабуля и хлопнула перед моим носом дверью.
- Ничего себе, как вы старушку обработали! - в притворном восхищении обратился я к коммивояжерам. - Как бы к вам устроиться - деньги нужны.
- Да ты шустрый! Что ж, приходи завтра в офис, посмотрим, - кивнула Таня.
Не обманешь - сам пропадешь
Обшарпанное уродливое здание среди пятиэтажек. Зато внутри обстановка приличная - дела у фирмы, судя по всему, идут хорошо.
- Наша работа связана с продажей медицинских аппаратов, - начал разговор Владимир Евгеньевич, зам. директора. - Правда, некоторые моменты нашей деятельности могут показаться э-э-э... циничными. Но все в рамках закона!
- Что значит «циничными»? - уточнил я.
- Ну-у-у... Мы работаем с незащищенными слоями населения, а они люди нервные! - замялся босс. - Получать будешь по 500 рублей каждый день. Плюс процент с продажи.
Но об одном умолчал «босс». О том, что продавать придется не чудо-аппараты, а примитивные вибромассажеры. И стоят они на самом деле всего несколько сотен рублей. Это все мне поведали мои коллеги - те самые Таня и Ксения, с которыми мы выехали на дело. Вскрылся и еще подвох.
- Ежедневные 500 рублей тебе действительно выдаются, - разговорился водитель Паша. - Но - в долг!
То есть сегодня, не начав еще толком работать, я уже ушел в минус. И завтра... До тех пор пока не станешь активно обманывать пенсионеров.
Ничего личного - просто бизнес
Тормозим у панельной девятиэтажки. Звоним в первую квартиру.
- Ничего не говори. Смотри и слушай. И больше в джинсах не приходи - только костюм, - быстро инструктирует Таня.
Все психологически рассчитано. Мы должны выглядеть, как хорошисты на линейке: внушать доверие и не вызывать зависти.
Дверь открывает пенсионерка в махровом халате.
- Здравствуйте, мы из Пенсионного фонда, - деловито заявляет Таня, в руке мелькает поддельное удостоверение. - Ваши фамилию, имя и отчество, пожалуйста! А вы знаете, что в рамках правительственной программы вам положена спецпомощь?! Вы документы на лечение и физиотерапию получали? Нет? Странно! А другие пенсионеры в вашем доме? Тогда зовите всех жильцов, будем разбираться.
Два десятка бабуль собираются как по команде. В это время я вместе с Ксенией тащу «чудо-аппараты».
- Правительство выделило нашей области 11 миллиардов рублей на медицинскую помощь пенсионерам, - трясет в воздухе пачкой бумаг.
- Так где же они, эти 11 миллиардов, доченька? - удивляются старушки.
- Разворованы... - безнадежно машет рукой Татьяна. - Но мы проверяем работу поликлиник и распределяем новейшие аппараты. Прямо на руки, чтобы участковые врачи их налево не продали. - В словах Татьяны звучит неподдельная забота.- Вы получите их БЕСПЛАТНО!
Подъезд восхищенно ахает: «Бесплатно!»
- Но, - делает паузу Таня. - Нужно оплатить транспортировку и налог. Всего около 11 тысяч рублей, однако, учитывая, что аппарат стоит 70 тысяч, это копейки.
Все. Мышеловка захлопнулась.
ЛЕЧИМ ОТ ВСЕГО! А от артрита он поможет, дочка? - интересуется 86-летний Василий Петрович. Мы поднялись к нему в квартиру за деньгами.
- В первую очередь! Здесь же красное монохромное излучение плюс механические колебания акустической частоты. Магнитное поле еще и обменные процессы заново в организме запустит. На танцы бегать будете! - не моргнув глазом, выдает Таня.
- А у жены давление...
- Переключаете вот тут режим, и жена горя не знает! - добавляет Таня.
Картину маслом портит только одна бабуля.
- У меня уже был похожий аппарат, ничего он не помогает! - поджимает она тонкие губы.
- Какой фирмы? - Татьяна тут же кривится, услышав название.
- Ну это же подделка! Что ж вы верите мошенникам. А у нас сертификаты есть, вот посмотрите! - выдает она. И показывает бумагу с печатями, якобы выписанную РАН. Бумага фальшивая.
- Дай вам бог здоровья, деточки! - провожает нас пенсионер, расплатившись за чудо-аппарат.
- А вам их не жалко? - уже в машине спрашиваю я. Под ложечкой неприятно сосет.
- Да что их жалеть-то! У него на сберкнижке не одна сотня лежит, наверное. Что, эти деньги в могилу они, что ли, заберут? - раздувает ноздри начальник группы и достает калькулятор.
- Так, 10 аппаратов сегодня есть! - тут же подбивает она бухгалтерию. - Можно еще подъезд освоить - и норму сделали.
Норма - 15 приборов в день по 11 тысяч рублей каждый. Ежедневно наша группа приносит фирме 165 тысяч рублей. За счет слез и здоровья обманутых пенсионеров. Два подъезда в день - своя норма бессовестности. А нас таких групп в конторе шесть. Фирм-аферистов больше десяти - и это только в Саратове. В масштабах страны это тысячи обманутых пенсионеров. И все - в рамках закона.
P.S. Я искренне прошу прощения у тех людей, которые отдали свои деньги мошенникам. Да, наверное, я смог бы остановить их от необдуманного шага, но тогда бы я раскрыл себя и не смог сделать этот репортаж. Возможно, он спасет сотни других пенсионеров...
Комментарии врача...
«Это чистой воды мошенничество!»
- Для любых «лечебных аппаратов» есть объективный критерий - акт о клинических испытаниях. Но только выписан он должен быть официальной медицинской организацией, а не фирмой-производителем или каким-то мифическим НИИ, - говорит врач консультационно-диагностического центра «Здоровье +» Алексей Бейергольф. - Почти во всех инструкциях указывается список заболеваний, которые аппарат лечит, но пульсовая волна, которую излучает прибор, не может даже теоретически иметь такие возможности. На многих из чудо-аппаратов есть и еще одно пояснение: «Снимает все симптомы болезни». Это вообще чистой воды мошенничество.
...ученого
«Чудо-аппарат - примитивный массажер»
- Почти все «чудо-аппараты» сверхприбыльны в своем производстве, - говорит старший научный сотрудник научно-исследовательского центра «Симпозит» Виктор Белозеров. - Тот, что вы принесли нам на экспертизу, представляет собой виброакустический аппарат с примитивным блоком питания и безымянной микросхемой (что, кстати, запрещено стандартами). По сути, его производство потянет рублей на двести. Если учесть, что прибор всего лишь излучает слабые микротоки, то эффект от него такой же, как и от сеанса массажа. Хотя массаж будет эффективнее.
...фонда защиты прав потребителей
«Деньги вернуть не получится!»
- Никогда не покупайте медоборудование с рук, - советуют специалисты по защите прав потребителей. - Если покупка уже сделана, а фирма отказывается возвращать деньги - подавайте в суд. Обычно в таких случаях решение принимается в пользу покупателя. Но, даже имея на руках решение суда, вернуть себе деньги будет непросто. Подобные «лавочки» часто не имеют официального имущества и расчетного счета. Взыскать средства в таких случаях просто невозможно.
Взгляд с 6-го этажа
Я сам обманываться рад
Афера с массажерами попахивает нафталином. Так дурили и пять лет назад, и десять. Уже писали, объясняли, но старики все равно ведутся. И на массажеры, и на БАДы, которые им втюхивают под видом волшебных таблеток. И вот что интересно, старушка, которая обожглась на чудо-массажере, непременно купит БАД «от всех болезней». Знаю, что говорю, в прошлом году сама работала в конторе таких мошенников (чтобы раскрыть их кухню и предупредить людей), обзванивала пенсионеров. И все удивлялась: неужели жизнь их ничему не учит? Как выяснилось, учит, и пенсионеры в глубине души прекрасно понимают, кому отдают деньги. Но! Каждый раз здравый смысл, словно газовый шарф, затуманивает зыбкая, но сокровенная надежда: неужели государство обо мне вспомнило? Вот оно, слабое место наших стариков. Заметьте, аферисты всегда действуют якобы от лица государства: «в рамках правительственной программы», «по поручению министра здравоохранения» и все в том же духе. А почему? Потому что старики государству верят, но втайне обижены. Гремучая смесь. И потому отдают деньги мошенникам. Все равно как любящая жена, прощая в очередной раз своего алкоголика, прекрасно понимает, что завтра он опять напьется и перебьет всю посуду, хотя... Может, действительно «осознал». Она хочет верить - и верит. Мужу остается придумать лишь более или менее свежее оправдание. Так и со стариками. Они хотят верить - и верят. Аферистам остается лишь подыграть, подкинув в свой ассортимент парочку новых чудо-агрегатов.
- Информация о материале
Финансовая автономия школ: теневые реалии и туманные перспективы
«Всегда найдутся эскимосы, которые разработают для жителей Бельгийского Конго директивы поведения в тропическую жару». Эта фраза выдающегося польского поэта и философа Станислава Ежи Леца абсолютно точно отображает характер отношений между теми, кто руководит в нашей стране образованием, и теми, кто непосредственно работает в школах. С отсутствием даже намека на продуктивное взаимодействие первых и вторых ежедневно сталкиваются миллионы родителей и учеников. Результат общеизвестен. И весьма неутешителен.
Одна из самых „запущенных“ болезней отечественного образования — непрозрачная и совершенно неэффективная система финансирования средней школы. Несмотря на увеличение бюджетных расходов на образование (с 6,3% ВВП в 2009-м до 6,6% в 2010-м), эффективность их использования была и остается очень низкой. Более 70% этих средств направляются не на образовательные потребности, а на зарплату и коммунальные платежи. Вместе с тем обеспеченность украинских школ современными средствами обучения составляет едва ли треть от реальной потребности. Распределение финансовых потоков между школами зависит от количества учеников, которые там учатся, при этом не учитываются другие важные критерии: например, состояние помещений учебных заведений...
Современной и действенной альтернативой нашей слишком централизованной со всех точек зрения системе управления образованием могла бы стать автономизация школ. В финансовом аспекте в том числе. Какие есть предпосылки для этого? Какие проблемы и вызовы несет за собой такая самостоятельность и возможна ли она вообще?.. Ответы на эти и другие не менее важные вопросы попытались дать эксперты, которые в течение двух лет исследовали систему финансирования общего среднего образования в Украине и выработали рекомендации относительно ее реформирования. Инициаторами проекта „Финансирование и управление: возможности изменений“ выступили Программа поддержки инициатив местного самоуправления (Институт Открытого общества, Будапешт) и Международный фонд „Возрождение“.
Работа экспертов сосредоточилась на двух основных темах. Первая — изучение системы управления и распределения средств на уровнях: городская администрация — школы (на примере столицы); область — школы (на примере Донецкой и Львовской областей). Вторая — автономия школы, аспект финансового менеджмента и управления.
По мнению специалистов, исследующих модель финансирования образования Киева, ее главными недостатками является, в частности, отсутствие в районах города собственных бюджетных процессов для сбалансирования своих расходов и доходов и их высокая зависимость от бюджетных решений города. При этом не учитывают особенностей школьной системы каждого конкретного района. Автономия же самих школ лучше всего соответствует интересам родителей и учеников. Кроме того, международные исследования (РІSA) демонстрируют, что она является одним из залогов повышения результатов обучения.
— Хорошая система управления образованием — это когда все игроки сильны, — убежден эксперт Центра междисциплинарного моделирования ІСМ (Варшава) Ян Герчинский. — В Украине, к сожалению, все наоборот. Но ведь полномочия, например, у английской системы образования и украинской одинаковые. Просто в хорошей системе каждый знает, что ему делать, и делает это. Киев имеет действующую систему образования, но имеющую множество ограничений. Мы определили три направления реформ — централизация на уровне города, сильная автономия районов, сильная автономия школ. Каждое из них имеет свои плюсы и минусы и встретится с серьезными испытаниями на пути внедрения. Некоторые авторитетные эксперты оптимальной считают комбинацию, органическое соединение сильных сторон этих моделей. Пока что обобщающего, единственно верного ответа нет. Как, собственно, и легкого пути решения проблем системы образования столицы Украины.
Эксперты, работавшие на Львовщине, подтвердили, что показатель межбюджетного трансферта на образование существенным образом уменьшается во время утверждения местных бюджетов. А показатель текущих расходов на одного ученика весьма отличается в районах, городах областного значения и школах в пределах одного района. Поэтому рекомендации специалистов такие. В частности, в Законе Украины „О бюджете“ определить средства упомянутого выше трансферта как целевые, то есть без права их уменьшать во время принятия местных бюджетов и направлять на другие потребности. А в формуле распределения финансового ресурса на образование использовать коэффициенты, зависящие от густоты населения в районе, а не от наполняемости классов.
Специалисты, исследовавшие систему финансирования школьного образования в Донецкой области, констатируют: даже если бы школам завтра дали автономию, сельские учебные заведения на этом пути столкнулись бы с множеством проблем. Село — не город, там фактически нет спонсоров и благодетелей, которые имеют возможность помочь школе. Даже сдавать помещения в аренду там проблематично. Поэтому эксперты весьма сомневаются в возможности полноценной наполняемости тамошних специальных фондов школ.
„А зачем вообще нашим школам финансовая автономия? Чтобы еще больше денег тянуть с родителей?“ — спросит скептик. И будет неправ. Потому что при условии надлежащего введения автономия означает наличие абсолютно прозрачной — и для власти, и для родителей, и для руководства учебного заведения — и легальной схемы прибыли школы и финансирования ее разнообразных потребностей. Это, в частности, возможность использовать на потребности школы доходы от аренды и платных услуг. Самостоятельно заключать договора на услуги и товары. Направлять сэкономленные средства на премирование учителей и работников учебного заведения. Самостоятельно планировать и экономить деньги на оплату теплоэнергоносителей и т.п. А что имеем сейчас? Понятие „школьная автономия“ фактически виртуальное: отсутствует опыт, письменные рекомендации и юридическое сопровождение для руководителей школ. Нет постоянной системы повышения квалификации директоров по финансовому менеджменту. Отсутствует прозрачный нормативный механизм распределения средств общего фонда бюджета между школами...
— Отечественные школы сегодня финансово не заинтересованы в повышении качества и количества образовательных услуг, — считает директор Киевского лицея бизнеса, кандидат педагогических наук Людмила Паращенко. — Ведь отсутствует мотивация к экономии и оптимизации затрат. Поэтому необходимы публичные и понятные правила финансирования общеобразовательных заведений. Нужно определить стоимость содержания ребенка, формировать сметы школ из расчета затрат на одного ученика и с учетом специализации и типа заведения. Введение финансовой самостоятельности школы — это, с одной стороны, собственные счета, которые дадут возможность эффективно и оперативно использовать средства; легальное поступление и использование дополнительных финансовых ресурсов; оперирование деньгами специального фонда. С другой — кто будет определять и контролировать школьный бюджет? Правительство? Местные органы власти? Школы и их директора?.. Эти вопросы пока что остаются открытыми.
— В 2011 году Международный фонд „Возрождение“ планирует продолжать работу над проектом „Финансирование и управление: возможности изменений“, — говорит менеджер образовательных программ фонда Елена Заплотинская. — Имея серьезные результаты изучения механизмов финансирования школьного образования (на уровне города—района и области—района), планируем сосредоточиться на исследовании межбюджетных трансфертов на образование на уровне утверждений местных бюджетов. Исходя из результатов проведенной работы, было бы очень важно на уровне нескольких пилотных районов разработать модели оптимизации школьной сети. Но из-за неопределенных перспектив с административной реформой такой проект сейчас будет выглядеть, к сожалению, фантастикой.
Председатель правления Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования Лилия ГРИНЕВИЧ:
— Проблема нашей школы в том, что, с одной стороны, все процессы, в ней происходящие, чрезвычайно жестко регламентированы, с другой — государство не осуществляет надлежащего обеспечения функционирования заведений и не имеет действенной системы оценки качества образования в них. Перед директором стоит конкретный вызов: как мотивировать учителей, как развивать школу в условиях очень ограниченного финансирования?.. Сегодня школы в предусмотренных бюджетах фактически имеют только расходы на коммунальные услуги, питание детей и зарплату учителей. Причем первые и вторые не всегда заложены даже в полном объеме, ведь цены постоянно растут. Кроме того, с такими ограниченными ресурсами надо также заботиться о том, чтобы в школе были нормальные условия для обучения и пребывания там детей. Поэтому директора ищут способы, каким образом эти ресурсы привлечь: за счет дополнительных образовательных услуг или же за счет экономии на коммунальных платежах и т.п. Эти сэкономленные средства директора намерены использовать на пользу школы, но не имеют такого права.
Когда говорим об автономии образовательных заведений, речь идет не только о финансах, но и о педагогическом аспекте. Трендом в современном мире является ориентация учебных заведений на результат — знания, умения и компетентность выпускника. Какими педагогическими методами вы этого будете достигать — какие методики преподавания использовать, какие новые технологии применять, какие учебники выбирать — это все должно быть частью автономии школы.
Но мы должны помнить: чрезвычайно расширенная автономия, которая не регламентирована минимальными установленными стандартами и не сопровождается внешней оценкой работы учебных заведений, угрожает тем, что у нас будет большая разница в качестве образования. Ведь одни школы будут иметь большие возможности, другие — меньшие. Поэтому государство должно взять на себя разработку жестких нормативов условий обучения. В одних школах каждый класс начинен суперсовременной техникой, а в других дети сидят за партами тридцатилетней давности. И эти различия сегодня характерны для системы среднего образования Украины.
Очевидно, самой действенной является схема общей ответственности и сотрудничества — государства, органов местного самоуправления и школ. Нужно развивать систему внешней оценки качества образования: родители, как налогоплательщики, должны получить гарантии от государства, что их ребенок получит соответствующий уровень образования. А школам для реализации их задач и их развития в целом уже давно пора дать больше автономии. Она стимулирует к поиску, более интересному применению новых технологий, создает определенное инновационное пространство. Со стороны же государства важно обеспечить контроль конечных результатов обучения, чтобы автономия не превращалась во вседозволенность.
И самое главное: эти вопросы развития системы образования можно решить только тогда, когда рост качества образования населения является приоритетом для власти. В то же время анализ Государственного бюджета и образовательной политики действующего правительства свидетельствуют — образование рассматривается как затратная сфера, финансируемая по остаточному принципу. А усилия власть имущих направляются в основном на экономию в предоставлении образования и на внесение идеологических изменений в его содержание.
Эксперт Центра образовательной политики (Львов) Павел ХОБЗЕЙ:
— Как говорят классики, правда всегда где-то посередине. Поэтому лучший механизм управления школами — где-то посередине между децентрализацией и централизацией. Очень важно, чтобы школы были автономные. И не только в финансировании, но и в подборе учителей и программ. Но эта автономия должна быть не такой, как предлагало наше бывшее правительство, когда все школы хотели перевести на собственные счета. Целесообразности переводить небольшие начальные и школы І—ІІ степени нет. Другое дело большие школы ІІІ степени. На мой взгляд, они должны быть самостоятельными. Тогда бы, по крайней мере, знали свои сметы. Ведь директора их подписывают, когда утверждается бюджет, а что делается с этими сметами дальше, не знают. Это знают начальники отделов образования, являющиеся главными распорядителями этих средств. Не удивительно, что директору элементарно нет смысла эффективно использовать деньги: если ты на чем-то сэкономишь, то средства тебе все равно не достанутся — ими закроют „дыры“ других школ. Автономия же дает право быть хозяином и понимать, что происходит. Пока ее не будет, все знают, что есть начальник, который должен заботиться обо всем. Не платят зарплату, кто виноват? Начальник. Нет денег на энергоносители — виноват начальник. А так будет ответственность.
К вопросу автономии школ стоит вернуться после проведения админреформы. Опять же: надо думать, что мы автономизируем: школы І—ІІ степени или третьей?.. Почему затормозила 12-летка (к которой мы все равно вернемся, так как полное среднее образование в ЕС продолжается не менее 12 лет. Это уже общепринятая норма)? Так как при имеющейся сети невозможно полноценно организовать профильное обучение. Надо провести реструктуризацию средней школы. То есть после девятого класса провести внешнее оценивание, выдать свидетельство о завершении базового образования, поблагодарить школу и продолжить обучение, в зависимости от результатов ВНО, в профессиональном или академическом лицее или колледже. Что частично и сделали прошлогодние выпускники: около 40% тех, кто закончил девять классов во Львовской области, продолжили обучение в заведениях ПТО или колледжах.
Председатель Ассоциации лидеров образования Украины Виктор ГРОМОВОЙ:
— Школа должна перестать быть тем, чем она является сейчас, — ярким образцом чрезмерно управляемой организации. И это касается не только финансовой сферы, а полной несвободы во всем: в выборе учебных программ (точнее, в отсутствии любого выбора, потому что все спускается сверху), в кадровой политике... Фактически во всех сферах жизни школы. Директор сейчас не имеет ни малейшей возможности хоть как-то маневрировать финансами. Даже если он и сэкономит, скажем, на отоплении, то не сможет использовать эти средства для премирования работников или приобретения электронных средств обучения. Как правило, приобретение учебных пособий, оплата Интернета и т.п. перекладываются на плечи родителей — на так называемые фонды поддержки школы, которые являются добровольно-принудительными и которые только в единичных случаях официально зарегистрированы, а в большинстве своем работают полностью в тени. И если бы этой тени не было, школы просто перестали бы выполнять свои функции.
Нужно коренным образом реформировать основы организации и финансирования как школьного образования, так и университетского. Шаг за шагом необходимо расширять их автономию, искать оптимальные механизмы контроля. Ведь простых ответов здесь нет. Просто децентрализовать бюджет и все передать на уровень школ — тоже не выход. Когда я был председателем депутатской комиссии Кировоградского облсовета и начальником управления образования, горячо поддерживал эту идею. Мы «выпустили на свободу» все интернаты, сделали самостоятельным Институт последипломного образования, детско-юношеские центры. И оказалось, что во многих случаях совершили не только благо: мы децентрализовали коррупцию. Начались уголовные дела против одного руководителя, против другого... Я сам отслеживал, по каким ценам они закупают продукцию для детей. И потом спрашивал: как так может быть, что я в розницу покупаю своим детям бананы вдвое дешевле, чем вы — оптом?! Поэтому, если не создадим соответствующие механизмы контроля (в частности, и со стороны общественности), общественно-опекунский совет, который это все бы отслеживал, элементарно переведем коррупцию на низовой уровень.
- Информация о материале
Против производителей сигарет принимают новые меры
Правительство продолжает бороться с уровнем табакокурения населения посредством изгнания производителей сигарет из страны. Последним событием табачного рынка стали общественные слушания законопроекта, запрещающего рекламу табака. А именно — общественное обсуждение проекта закона №5164 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно запрета рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий), который предлагает в соответствии с рамочной конвенцией ВОЗ, которую украинская сторона ратифицировала, полностью запретить рекламу табачных изделий.
Напомним, что главные запреты законопроекта №5164 — это полный запрет «рекламы и стимулирования продажи табака», «запрет для производителей табачных изделий или связанных с ними организаций предоставлять любую помощь тем, кто нуждается, в том числе спонсорство». Фактически законопроект запрещает журналистам писать о табачных компаниях и брендах. А самим компаниям-производителям — доносить информацию до потребителей, помогать государству решать острые социальные проблемы, вносить вклад в развитие общества.
Кроме авторов законопроекта, к числу которых относятся Юрий Мирошниченко (ПР), Евгений Царьков (КПУ), Дмитрий Ветвицкий (БЮТ), Андрей Шевченко, на обсуждении присутствовал Тарас Черновол, который выступал оппонентом в вопросе методов реализации данной инициативы.
По словам Андрея Шевченко, главы комитета по вопросам свободы слова и информации, в котором законопроект готовится ко второму чтению, к документу поступило около 60 поправок. «Интернет — это территория свободы, поэтому любое вмешательство государства в регулирование всемирной сети может иметь непредсказуемые последствия»,— отметил он.
По словам народного депутата Юрия Мирошниченко, второе чтение законопроекта в парламенте будет проходить в напряженном режиме. «Наши оппоненты будут все делать, чтобы он не прошел. Однако я буду продолжать занимать бескомпромиссную и жесткую позицию в этом вопросе. Мы не должны позволять использовать деньги, заработанные на смерти украинских граждан в любых сферах деятельности, даже в таком вопросе, как спонсорство»,— заявил он.
Тарас Черновол считает, что такой закон только увеличит засоренность отечественного законодательства, поскольку его никто не будет соблюдать. Кроме того, законопроект содержит ряд недопустимых положений, в частности, об ограничении информирования потребителя, а некоторые его нормы выходят за пределы регулирования закона о рекламе. «Все эти моменты должны быть учтены, и такие спорные пункты, как фактический запрет меценатства, должны быть исключены. Кроме того, авторам законопроекта стоит прекратить манипулировать фактами по количеству смертей от табакокурения и прочими неподтвержденными цифрами»,— считает Тарас Черновол.
«В текущей редакции законопроект запрещает любые коммуникации на тему табака, что фактически может стать цензурой СМИ. Сейчас акцент стоит на тотальных запретах, между тем действительно эффективным способом достижения цели является комплексная и последовательная пропаганда здорового образа жизни на государственном уровне»,— отметил генеральный директор УАИПП Алексей Погорелов.
Акцизная дань
Но ограничения по рекламе и продажам — не последние беды табачников. С 1 января 2011 г. вступили в силу повышенные ставки акцизного сбора на табачные изделия. Теперь специфическая ставка акциза на сигареты с фильтром будет составлять 96,21 грн. за 1 тыс. шт., на сигареты без фильтра — с 40,25 до 43,03 грн. за 1 тыс. шт. Кроме того, минимальное налоговое обязательство по уплате акциза на сигареты без фильтра повысится с 57,5 до 61,47 грн. за 1 тыс. шт., на сигареты с фильтром — со 150 до 160,35 грн. за 1 тыс. шт.
Немаловажно, что акцизы растут не только в Украине, но и в соседней Молдове. Там с 1 апреля 2011 г. акцизы на табачную и алкогольную продукцию увеличатся на 50%.
Повышение акцизов призвано способствовать увеличению поступлений доходов в государственный бюджет. Кроме того, намечающийся рост акцизов на табак и алкоголь вписывается также в контекст переговоров республики с Европейским союзом по соглашению об ассоциировании с ЕС.
Невеселые картинки
Уговорить украинцев бросить вредную привычку должны будут и страшные изображения на пачках сигарет. Кабинет министров уже утвердил перечень картинок и пиктограмм, которые будут размещаться на пачках сигарет. Там будут изображены легкие курильщика, человек за решеткой из сигарет, дети в клубах дыма, врачи, возвращающие больного к жизни. В Министерстве здравоохранения считают, что данные наглядные предупреждения способны уменьшить количество курильщиков на 1-3%. Но эксперты рынка уверены, что самым действенным способом борьбы с курением остается повышение цен на сигареты и пропаганда здорового образа жизни.
Еще 11 июня 2009 г. парламент принял изменения в закон «О мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения». Изменения адаптировали его к нормам Европейской конвенции по борьбе против табака, ратифицированной Украиной в 2006 г. Согласно изменениям, на пачке сигарет должны размещаться: с одной стороны — информация о содержании никотина и смол и надпись «Курение убивает», а с другой — цветная картинка или пиктограмма, изображающие последствия курения, и одна из десяти надписей, утвержденных в Евросоюзе («Курение вызывает рак легких», «Курение может вызвать медленную и болезненную смерть», «Курение повреждает сперму и может привести к импотенции»).
В январе 2010 г. Украина заключила соглашение с Евросоюзом на использование данных изображений. Они уже печатаются на пачках сигарет в Великобритании, Бельгии, Румынии, Латвии. Кабмин поручил Минздраву в недельный срок доработать документ и согласовать его с вице-премьер-министром инфраструктуры Борисом Колесниковым. При недавнем рассмотрении возможных вариантов картинок были «забракованы» изображения трупа человека и шеи больного раком горла. Документ с утвержденными изображениями вступит в силу спустя 18 месяцев после подписания премьер-министром Николаем Азаровым.
«В Украине 37% населения курят, а в США эта цифра гораздо ниже, хотя там на пачках сигарет нет устрашающих картинок. Потому что в США культивируется идеология здорового образа жизни. А у нас хотят все запретить и всех наказать. Эффект от этого — нулевой»,— считает президент Украинской торгово-промышленной конфедерации Владимир Демчак. Однако, как прогнозирует депутат Верховной Рады, член фракции блока «Наша Украина — Народная самооборона» Леся Оробец в своем блоге, соответствующие картинки появятся на упаковках сигарет во второй половине 2012 г.
Табачный круг сужается
Между тем один из крупнейших мировых производителей табачной продукции Philip Morris International Inc. (PMI) заявляет о снижении на 21,1% продаж в Украине в 2010 г. по сравнению с 2009 г., о чем сообщается в финансовом отчете компании. Снижение продаж PMI связывает, в частности, с увеличением Украиной акциза на табачные изделия с 1 июля 2010 г., что привело к существенному подорожанию сигарет.
При этом в четвертом квартале 2010 г. продажи компании на украинском рынке сократились на 34,8%. Ссылаясь на данные A.C. Nielsen, PMI также сообщила, что ее доля на табачном рынке Украины в 2010 г. сократилась на 1,1 п.п. и составила 34,9%. При этом доля премиальной марки Marlboro и среднеценовой Chesterfield практически не изменилась, тогда как снизилась доля L&M и некоторых брендов низкого ценового сегмента.
В целом же в 2010 г. по сравнению с 2009 г. производство сигарет сократилось на 11%, или на 12,590 млрд. шт. — до 101,861 млрд. шт. А в 2009 г. по сравнению с 2008 г. выпуск сигарет сократился на 11,9%, или на 15,419 млрд. шт. — до 114,391 млрд. шт.
- Информация о материале
«Мыто» белыми нитками
Вопрос топливных цен становится все более актуальным по мере их роста. В начале февраля наступила пауза, обусловленная договоренностями между первым вице-премьером Андреем Клюевым и крупными участниками рынка о стабилизации цен на бензин А-95 на уровне не выше 9 грн./л. Однако вектор мирового рынка нефти не изменился, котировки буквально прилипли к отметке 100 долл./барр. Это говорит о том, что цены продолжат движение вверх. Как это обычно бывает, уже нашлись те, кто предлагает выход из сложившейся ситуации. В нашем случае — это инициатива владельцев украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) ввести пошлины на импорт нефтепродуктов. По их мнению, это позволит увеличить переработку нефти, снизить цены на нефтепродукты и модернизировать их нефтеперерабатывающие предприятия в Украине.
Развернувшаяся по этому поводу дискуссия подняла целый пласт накопившихся на этом рынке проблем: от инвестиционной политики российских нефтяных компаний до потребительских предпочтений автомобилистов в Украине. Поэтому, независимо от завершения этой истории, процесс с мертвой точки сдвинется. Другой вопрос, надо ли за это платить?
Как сообщало «ЗН», эта история началась в конце ноября, когда руководители шести из семи украинских производителей нефтепродуктов подписались под обращением к правительству с требованием провести специальное расследование и ввести заградительные пошлины на поставки импортных нефтепродуктов из всех без исключения стран в размере 130 и 80 евро/тонна на бензины и дизельное топливо, соответственно. Несмотря на отклонение данного прошения в конце декабря Министерством экономики и Министерством финансов, 24 января Межведомственная комиссия по международной торговле приняла решение о проведении специального расследования.
Представители заводов настаивают, чтобы так называемые превентивные меры, или пошлины, были введены уже в марте, на период расследования (законодательство предусматривает такую норму). Но Минэкономразвития на этой неделе снова выступило против инициативы Минэнергоугольпрома. Тогда НПЗ и Минэнергоугольпром, проявляющие на удивление пристальный интерес к нуждам подведомственной отрасли, обратились в администрацию президента и к главе правительства Николаю Азарову. Судя по всему, их обращение возымело действие: 9 февраля на заседании Кабмина Николай Янович заявил о засилье импорта на топливном рынке и назвал его виновником роста цен на АЗС (см. рис. 1). Также было сказано о планах НПЗ нарастить переработку на украинских предприятиях до 14 млн. тонн (в 2010 году — немногим более 11 млн.) и тем самым стабилизировать цены на топливо.
Мнимая стабилизация
„За счет чего наши НПЗ будут стабилизировать цены, если в себестоимости продукции 90% приходится на цену импортной нефти?“ — задается вопросом Николай Билык, руководитель проекта развития Херсонского НПЗ, ранее более 20 лет проработавший на Дрогобычском НПЗ „Галичина“. Теоретически цены можно было бы сдерживать, имея большие собственные ресурсы сырья, но в последние годы объемы добычи нефти в Украине, как известно, постоянно снижаются. Еще одна важнейшая причина, не позволяющая сдерживать рост цен на нефтепродукты, — глубина переработки сырья на НПЗ в Украине.
Вместе с тем достаточно взглянуть на соседнюю Россию, чтобы убедиться в сомнительности этого тезиса. Власти богатейшей нефтедобывающей страны сегодня активно борются с ростом цен на нефтепродукты на внутреннем рынке и вынуждены вести серьезную „разъяснительную“ работу с нефтяными компаниями. По данным Федеральной антимонопольной службы России (ФАС), с октября 2010-го по конец января 2011-го рост цен на дизельное топливо в РФ составил 53%, на авиакеросин — 30%.
„Деньги должны остаться не в другом кармане наших замечательных компаний, в их розничном звене, а должны сказаться на потребителях — потребитель должен почувствовать это снижение“, — цитирует обращение Владимира Путина к ФАС и вице-премьеру Игорю Сечину российское издание „Эксперт“. Но если российские власти понимают потенциал игроков рынка — нефтедобытчиков, то „давить“ нефтепереработчиков в Украине — дело абсолютно бесперспективное. Своим заводам в Украине российские нефтекомпании продают сырье по мировым котировкам (а есть подозрение, что и выше, оставляя прибыль на родине) и в случае давления могут просто прекратить поставки, так как сырье будет выгоднее отправлять на другие направления. Собственно, подобный сценарий возможен и при давлении на конечные цены реализации в розничной сети Украины.
Опыт борьбы с высокими топливными ценами в Европе, которая сегодня также переживает массовое недовольство потребителей, обозначает два направления действий. Первое заключается в увеличении конкуренции, второе — в снижении или дифференцированном налогообложении нефтепродуктов в зависимости от цен на биржах. Руководитель сети WOG Людмила Воронина говорит, что идея с пошлинами приведет к прямо противоположному результату: „Пошлина — это еще один налог и будет означать рост цены, а создание преференций отдельным игрокам приведет к уменьшению числа участников рынка и снижению конкуренции“.
На каком „Евро“ поедем?
Одной из особенностей нынешних дебатов вокруг пошлин стало повышенное внимание к качеству топлива, причем со стороны порой самых неожиданных участников. Говорят, на одном из заседаний в Минэкономразвития чиновник высокого ранга поделился собственным опытом заправки автомобиля, чем вогнал в краску представителей НПЗ.
Битва за потребителя между многими конкурентами привела к тому, что продажа бензина высокого качества была поначалу необходимым маркетинговым ходом, а в связи с массовым обновлением автопарка — стала жизненной необходимостью для автомобилистов. К сожалению, на рынок в основном попадает импортный качественный бензин, поскольку украинские НПЗ не производят топливо по евростандартам или производят его в крайне недостаточном количестве. За примером далеко ходить не нужно. Автозаправки нефтеперерабатывающих компаний в Украине, в частности ТНК-BP и „Лукойла“, вынуждены включать в свой ассортимент „премиальные“ позиции импортного производства. „Нам становится все сложнее объяснять клиентам, почему автомобиль плохо едет на „гостированном“ украинском бензине“, — говорит директор одной из столичных АЗС.
Согласно данным Гостаможслужбы, в 2010 году 72% импортных поставок пришлось на бензины и ДТ стандарта Евро-4 и Евро-5.
„За последние пять лет в Украину было ввезено два-три миллиона иномарок, рассчитанных на использование качественного топлива стандартов Евро-4 и Евро-5. Этим автомобилям другой продукт элементарно противопоказан, — удивляется нынешним дискуссиям относительно пошлин на импортное топливо Олег Назаренко, президент Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров. — Исходя из опыта автомобильной отрасли, в которой пошлины на импорт существуют давно, любые протекционистские меры оборачиваются против самого государства“. Впрочем, „Таврия“ как венец творения отечественного автопрома — лучшее тому подтверждение.
Качественным аналогом топлива может стать дизтопливо западноукраинских заводов группы „Приват“ в Дрогобыче и Надвирной. По мнению Николая Билыка, в случае переработки легкой азербайджанской нефти эти заводы теоретически могут вписаться в украинские нормы, в частности производить дизтопливо с содержанием серы 0,18—0,20%. Достаточно сказать, что этот показатель в 180—200 раз превышает стандарт Евро-5. При этом специалисты отмечают, что для строительства установок гидроочистки понадобится не менее двух лет, а, скорее всего, больше. Как говорится, дышите глубже, дорогие сограждане.
„Это два разных рынка, две разные группы потребителей, два разных мира, — объясняет президент ПАО „Концерн Галнафтогаз“ Виталий Антонов. — Наши колонки торгуют на 50—60 коп./л дороже, чем конкуренты с украинским бензином, и потребитель имеет выбор, голосуя кошельком“. Однако кошелек многих может не выдержать, если нужный продукт, по расчетам В.Антонова, подорожает до 1 евро/л, что продиктуют предложенные пошлины. Использовать же украинский продукт станет еще большей роскошью.
Только бизнес — ничего личного
„В нашей сети объемы реализации увеличиваются даже при условии, что цены на наших АЗС выше, чем в сетях автозаправок, подконтрольных нефтеперерабатывающим заводам в Украине. То есть своими маркетинговыми инструментами мы привлекаем все больше и больше клиентов, а сетям АЗС, подконтрольным НПЗ, приходится постоянно снижать цены, чтобы не терять своего потребителя. Поэтому они и пытаются бороться с нами путем манипуляций с пошлинами и с использованием административного давления“, — говорит с присущей иностранцам прямотой Вильям Козик, руководитель автозаправочной сети Shell в Украине. В этой же манере он характеризует суть конфликта: покупать топливо у НПЗ в Украине сегодня невыгодно, так как их отпускные цены рассчитаны таким образом, что не оставляют сторонним сетям заработка. Приобретение у них топлива является заведомо убыточным или как минимум бесприбыльным.
Не вызывает сомнений, что если такой подход практикуется сегодня, когда рынок переполнен предложениями, то после введения пошлин на импортные нефтепродукты диктат НПЗ может стать тотальным. „Установление и поддержание монопольно высоких цен, изъятие товара из обращения, результатом которого стал рост цен, создание дискриминационных условий в отношении поставок топлива компаниям, входящим в группу лиц ВИНК, по сравнению с не входящими в одну группу лиц“, — это не страшные выдумки, это отрывок из заключения ФАС по нынешней ситуации в России. И, по сути, это наилучшим образом описывает вероятное развитие украинского рынка в случае изоляции нефтеперерабатывающих компаний от внешнего мира, чему могут послужить пошлины на импорт нефтепродуктов.
Самое интересное, что решение проблем НПЗ, в частности, наращивание ими производства, очевидно находится исключительно в их собственных руках. „Мы готовы покупать украинский продукт при соблюдении двух элементарных условий: качество продукции и готовность заключать долгосрочные контракты, подобные тем, по которым мы работаем с зарубежными поставщиками“, — говорит один из крупных импортеров топлива. Он поясняет, что в идеале работа с украинскими НПЗ намного проще и удобнее, чем внешнеэкономическая деятельность, связанная с валютными рисками, длинным транспортным плечом и отягощенная общением с нашей замечательной таможней. Но в Украине никто ничего не гарантирует. Несмотря на многолетние разговоры, на долгосрочные формульные контракты с клиентами не перешел ни один из украинских переработчиков. „Здесь ясность никому не нужна, чем мутнее вода, тем лучше“, — диагностирует ситуацию трейдер. Не удивительно, что крупные сети, которым необходимы гарантии стабильных поставок, тяготеют к белорусам, литовцам и румынам, формирующим цены на основе открытых котировок и дорожащим каждым контрактом.
Выходом из этой ситуации могло бы стать создание открытой биржевой площадки по аналогии с опытом Беларуси, где все экспортные объемы реализуются исключительно на открытых электронных торгах. Между тем именно Минск, а точнее, Мозырь с его прозрачной схемой продаж топлива украинские НПЗ называют своим главным врагом. К слову, российские власти видят выход в биржевой реализации топлива тамошними вертикально интегрированными компаниями во избежание вышеописанных проблем. По идее, такой биржевой подход интересен всем — и компаниям, и государству. Но почему-то пока не выходит. Наверное, все-таки прозрачность — это не наше, нам еще до такого мирового стандарта расти и расти.
Переработчики своего счастья
Главной проблемой украинских заводов остается не столько низкое качество продукции, сколько невысокая эффективность производства. Даже выпуская качественный продукт, экономики достичь не удастся. Разговоры о модернизации за два года — не более чем замыливание глаз чиновникам и общественности. „Изготовление отдельных установок занимает 24, а некоторых — и 36 месяцев, притом что нужно сначала спроектировать, а потом инсталлировать это оборудование“, — опровергает заявления о быстрой модернизации НПЗ нефтепереработчик со стажем. Только углубление переработки поможет сделать украинские НПЗ жизнеспособными. Иначе их придется дотировать бесконечно, а ведь именно так будет выглядеть ситуация в случае введения пошлин.
Как показывает опыт европейских стран, для успешной модернизации НПЗ нужны как минимум два, а лучше, три условия. Первое — равные условия для всех участников рынка. Это когда без контрабанды, без фирмы типа „Ливела“ и без фальсификата на рынке. Второе условие: беспрекословное соблюдение перехода на стандарты качества. Третье (а это опыт Беларуси и России) — законодательное стимулирование модернизации путем льготного ввоза специфического оборудования для НПЗ. Все, точка. Пошлины и другие тепличные условия строго противопоказаны.
Об этом могли бы рассказать топ-менеджеры компании „Лукойл“, которая была вынуждена остановить свой завод в Румынии на несколько лет, пока правительство страны не закрыло нелегальную торговлю топливом и не отменило льготы отдельным участникам, подписав в 2003 году протоколы о вступлении в ЕС. После этого российская компания инвестировала несколько сотен миллионов долларов, и сегодня бензин Евро-5 с завода компании в румынском Плоешти реализуется на столичных АЗС „Лукойл“ по ценам украинского продукта. Идут к нам поставки и с нефтеперерабатывающего завода компании в болгарском Бургасе, куда российский гигант уже „закачал“ более 1 млрд. долл. инвестиций. Надо ли говорить, что там „Лукойлу“ тоже никто не помогал?
Настоящий бум модернизации наблюдается в России. Рецепт прост: недавно власти отказали нефтяникам в очередном переносе даты введения стандартов качества нефтепродуктов и ввели запрет на подключение к трубопроводной системе заводов с низкой глубиной переработки. Возражать почему-то никто не стал. Да и что можно возразить, если по итогам 2010 года российские нефтедобытчики ожидают новых миллиардных прибылей! Из открытых источников известно, что прибыль ТНК-ВР за девять месяцев составила 4,19 млрд. долл., „Лукойла“ — 6,93 млрд. И это без „сладкого“ четвертого квартала, прошедшего на фоне рекордных цен на нефть!
Поэтому россияне обладают опытом и имеют деньги на модернизацию своих НПЗ в Украине, но нуждаются в стабильных правилах игры. Уже видно, что понимают это и в правительстве. По данным, которыми располагает ZN.UA, реанимация „Ливелы“, вопреки январским ожиданиям ее лоббистов, не состоялась. Остается закрытым и контрабандный шлюз через Феодосию и Херсон, открытия которого страждущие так и не дождались в начале февраля. Судя по всему, это уже оценил президент «Лукойла» Вагит Алекперов, на днях заявивший об улучшении ситуации на рынке Украины и о планах запустить Одесский НПЗ уже в марте.
Стоит ли осуждать НПЗ за желание с помощью пошлин улучшить дела за счет потребителя, а заодно и расчистить рынок от вездесущих конкурентов? Бизнес всегда стремится к монополии, такова правда жизни. Другое дело, что должны быть и те, кто обязан иметь холодную голову, чтобы адекватно разобраться в ситуации, изучить опыт и принять оптимальное решение.
- Информация о материале
Страница 1851 из 2102
