Главная
Закон о банкротстве: новый взгляд на новую редакцию
С 19 января вступила в силу новая редакция Закона Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом». Уникальность Закона состоит не только в том, что он регулирует одну из самых проблемных сфер хозяйственного права – процедуру банкротства, но и в том, что при его написании были учтены как рекомендации представителей власти (Кабинета министров Украины, Министерства юстиции, Министерства финансов), так и предложения общественности. Поэтому, не успев пройти испытание судебной практикой, Закон вызвал ажиотаж среди профессионального сообщества.
По мнению авторов, Закон направлен на решение целого ряда актуальных проблем, среди которых специалисты особо отмечают чрезмерную длительность процедуры банкротства, составляющую в среднем 2,9 года, а также затратность, поскольку издержки на производство дела о банкротстве достигают 42% стоимости имущества. Практикующие юристы, напротив, опасаются, что Закон предоставляет широкие возможности для незаконного захвата предприятия путем завладения его уставной и бухгалтерской документацией. Судьи подчеркивают необходимость внесения многочисленных дополнений и уточнений. Арбитражные управляющие спешат заменить свои лицензии на свидетельства, подтверждающие их полномочия.
Какие последствия на самом деле может повлечь за собой применение нового законодательства о банкротстве, выясняла «Судебно-юридическая газета».
Финансовое оздоровление
Одним из основных направлений новой редакции Закона стало экономическое «оздоровление» предприятий. Так, введена процедура санации, которая предусматривает систему мероприятий по восстановлению платежеспособности должника, осуществляемых с целью предотвращения его банкротства. Основанием для инициирования досудебной санации служит письменное согласие должника и кредиторов, достигнутое как до, так и после возникновения задолженности. В случае утверждения плана санации, предварительно согласованного должником со всеми кредиторами, суд устанавливает для ее проведения срок 6 месяцев, который может быть продлен еще на 12 месяцев.
Сразу же хочется отметить, что процедура санации воспринимается отдельными юристами как нелегитимная, поскольку, исходя из предписаний Закона, позволяющих кредиторам заявлять свои требования на протяжении всей процедуры банкротства, окончательный план санации не может быть составлен, а значит, и утвержден судом. Однако, проконсультировавшись с экономистами и судьями, «Судебно-юридическая газета» приходит к выводу, что план является динамическим образованием, в котором заранее закладываются риски. Исходя из этого, уже утвержденный план может изменяться по ходу проведения санации.
Кто, кому и сколько должен?
Безусловно, позитивной для потенциальных должников новеллой Закона стало положение о перенесении введения моратория по делу о банкротстве, т. е. принятия судом мер по обеспечению требований кредиторов, с момента поступления заявления о возбуждении производства по делу на момент проведения подготовительного заседания. По мнению специалистов, тем самым законодатель обезопасил экономику предприятия, в отношении которого подается заявление, от вмешательства в случае отсутствия подтверждения указанной в заявлении информации. Проверка информации проводится судьей в течение 5 дней с момента подачи заявления. Подготовительное заседание суда назначается не позднее 14 дней с даты вынесения определения об открытии производства по делу о банкротстве.
С другой стороны, внесены изменения в понятие денежных обязательств как предмета процедуры банкротства. С момента вступления Закона в силу к таковым следует причислять не только обязательства уплаты денежных сумм, но и обязательства, возникшие вследствие невозможности исполнения договоров хранения, аренды, ренты и т. п. Кроме этого, к компетенции суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, отнесены все имущественные требования к должнику, в т. ч. споры о признании договоров недействительными, что упраздняет путаницу, возникавшую в случае рассмотрения дел с одними и теми же участниками в разных судах.
Обнародовать информацию об открытии производства по делу о банкротстве обязан сам суд на официальном веб-портале Высшего хозяйственного суда Украины. По мнению парламентариев, подобная инициатива сделает информацию доступной для более широкого круга лиц. К этому мнению присоединяется и наше издание, принимая во внимание, что, во-первых, раньше банкрот мог обнародовать информацию в непопулярных печатных источниках и таким образом фактически избежать ее широкого разглашения, а во-вторых, пользование официальным веб-ресурсом в интернете является более доступным и достаточно дешевым способом получения официальной информации.
Что достается кредиторам?
Еще одним новшеством стало введение новой категории кредиторов – обеспеченных кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника. Невзирая на то, что обеспеченные кредиторы не представлены как стороны по делу о банкротстве, их требования, а также данные об имуществе должника, которое является предметом залога, отдельно вносятся в реестр требований кредиторов.
Существенно изменен порядок продажи имущества банкрота. Подчеркнута необходимость продажи имущества должника в виде целостного имущественного комплекса, что, по идее, должно предотвратить «растаскивание» такового недобросовестными кредиторами. Однако на днях Министерством юстиции был вынесен на обсуждение проект постановления «Об утверждении порядка отчуждения в процедуре санации имущества должника путем замещения активов», который предоставляет возможность раздробления предприятия на несколько хозяйственных обществ с целью их дальнейшей реализации. К сожалению, пока неясно, противоречит ли это приоритетным задачам Закона и чьи интересы представляет подобная инициатива.
Также расширен перечень имущественных действий должника, которые могут быть опровергнуты судом. Впрочем, разъяснение термина «имущественные действия» в Законе отсутствует, равно как и установление процедуры их опровержения, что не помешало авторам Закона ввести положение, предписывающее кредитору по недействительному договору или опровергнутому действию право выбора – погашение долга в первую очередь или исполнение должником данного обязательства.
Коротко о главном
Нельзя не отметить и другие положительные аспекты новой редакции Закона. К примеру, установлен срок на проведение процедуры распоряжения имуществом – 115 календарных дней, который может быть продлен судом не более чем на 2 месяца. Следует указать, что ранее срок распоряжения имуществом мог продолжаться без ограничений, в результате чего процедура банкротства значительно затягивалась.
Установлен максимальный срок процедуры ликвидации – 12 месяцев. При необходимости он может быть продлен еще на 6 месяцев, так что в целом ликвидация не может длиться более 18 месяцев.
Акционерам неплатежеспособного предприятия или другим лицам предоставлена возможность увеличения уставного фонда за счет средств, полученных от дополнительной эмиссии акций.
Отменен мораторий на принудительную реализацию имущества госпредприятий и хозяйственных обществ, в уставных фондах которых государственная часть составляет не менее 25%.
В связи с расширением экономических связей и возможностью ведения предпринимательской деятельности как иностранцами на территории Украины, так и нашими соотечественниками за рубежом введен институт трансграничного банкротства.
Кто такой арбитражный управляющий
Значительный массив изменений коснулся деятельности арбитражных управляющих. Примечательным является четкое определение термина, согласного которому арбитражный управляющий – это физическое лицо, назначенное хозяйственным судом в установленном порядке в деле о банкротстве в качестве распорядителя имущества, управляющего санацией или ликвидатора, из числа лиц, которые получили соответствующие свидетельства и внесены в Единый реестр арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) Украины. Т. е. арбитражный управляющий больше не является субъектом предпринимательской деятельности – ему присвоен статус субъекта независимой профессиональной деятельности, который подтверждается свидетельством, выданным после внесения данных в Реестр.
Деятельность арбитражного управляющего регулируется положением «О системе подготовки арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов)», утвержденным Минюстом. В число требований к лицам, желающим осуществлять подобную деятельность, входят наличие полного высшего юридического или экономического образования, стаж работы по специальности на руководящих должностях не менее 3 лет, прохождение стажировки сроком 6 месяцев, а также сдача квалификационного экзамена.
Значительно расширились полномочия арбитражных управляющих, которые, согласно воле законодателя, получили независимость во время их осуществления. Так, в случае задержания или открытия уголовного производства относительно арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора) уполномоченный орган обязан немедленно сообщить об этом в государственный орган по вопросам банкротства, изъятие документов арбитражного управляющего допускается только по решению суда. Одновременно усилена ответственность арбитражных управляющих. Наряду с нотариусами, аудиторами, экспертами и оценщиками, они отнесены к субъектам коррупционной деятельности. За вред, причиненный третьим лицам, новая редакция Закона позволяет привлекать арбитражного управляющего не только к дисциплинарной, но и к гражданско-правовой, административной и даже уголовной ответственности.
Обязательным является страхование профессиональных рисков арбитражного управляющего, ежегодная сумма которого должна составлять не менее 300 минимальных размеров зарплаты, установленной на начало года. Из этой суммы, по замыслу законодателя, должен быть возмещен ущерб, причиненный в результате неумышленных действий либо ошибки арбитражного управляющего, что дает определенные гарантии лицам, вынужденным с ним сотрудничать в силу своего процессуального положения.
Изменился и порядок назначения арбитражного управляющего. Теперь, по примеру Германии, Ирландии, Италии и других стран Западной Европы, выбор арбитражного управляющего в украинских судах производится автоматически из Единого реестра и утверждается постановлением уже post factum. По мнению парламентариев, это позволит избежать привлечения к процедуре банкротства в качестве арбитражных управляющих заинтересованных лиц. В то же время, в случае несогласия арбитражного управляющего участвовать в процедуре банкротства, предоставленного им в письменном виде, повторное назначение осуществляется судом путем рассмотрения кандидатуры, предложенной советом кредиторов.
Арбитражному управляющему на заметку
По сообщению Департамента нотариата, банкротства и функционирования центрального заверительного органа Министерства юстиции, в течение 6 месяцев начиная с 19 января 2013 г. Минюстом будет производиться замена лицензий на право осуществления деятельности арбитражного управляющего. Вместо лицензий арбитражные управляющие получат свидетельства о праве на осуществление соответствующей деятельности с занесением информации в Единый реестр арбитражных управляющих Украины.
Доступ к Реестру осуществляется через интернет на официальном веб-сайте Минюста. Пользователям обеспечена возможность поиска, просмотра, копирования и распечатки на основании распространенных веб-обозревателей и редакторов, без необходимости применения специально созданных для этого технологических и программных средств, круглосуточно, без ограничений и взимания платы.
Замене подлежат действующие на день вступления Закона в силу лицензии. Замена будет осуществляться на безоплатной основе по заявлениям арбитражных управляющих. Свидетельство о праве на осуществление деятельности арбитражного управляющего является бессрочным.
Комментарии
Борис Поляков, судья, заместитель секретаря третьей судебной палаты Высшего хозяйственного суда Украины, д.ю.н., профессор:
– Закон о банкротстве имеет приоритет перед другими законодательными актами в регулировании отношений, связанных с банкротством субъектов предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных в Законе. Т. е. если при рассмотрении дела будет установлено, что нормами определенных законодательных актов соответствующие правоотношения урегулированы по-другому, чем этим Законом, применению подлежат нормы Закона о банкротстве.
В новой редакции Закона принятие заявления о возбуждении дела о банкротстве и возбуждение производства по делу о банкротстве отделены друг от друга процессуальными действиями. В первом случае хозяйственный суд решает вопрос о принятии заявления к рассмотрению, отказе в его принятии или возвращении заявителю, а во втором, т. е. в подготовительном заседании – вопрос о возбуждении производства по делу о банкротстве или об отказе в таком возбуждении. Предварительное заседание суда должно быть проведено не позднее 2 месяцев и 10 дней, и только в случае большого количества кредиторов – не позднее 3 месяцев после проведения подготовительного заседания. Решение вопроса о том, является ли количество кредиторов большим, возлагается на хозяйственный суд с учетом обстоятельств конкретного дела. При этом должны приниматься во внимание не только количественный состав кредиторов, но и состав денежных требований, наличие и содержание возражений распорядителя имущества, должника, других кредиторов и т. п.
Игорь Николаев, к.ю.н., юридический советник Центра коммерческого права:
– В Украине продолжается реформа системы банкротства, предусмотренная Программой экономических реформ Президента Украины на 2010–2014 гг. «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» (Раздел 4. «Начала бизнеса и выход из бизнеса»). Составляющими этой реформы являются изменение статуса арбитражных управляющих, создание условий для повышения уровня их квалификации и улучшения качества услуг, предоставляемых арбитражными управляющими потребителям.
С принятием инициированного Президентом Закона «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» №3206-VI от 07.04.2011 арбитражные управляющие отнесены к субъектам коррупционной деятельности как лица, предоставляющие публичные услуги. Необходимо сказать, что в иностранных юрисдикциях к выполнению функций арбитражных управляющих (кстати, называются они в разных странах по-разному) допускаются представители различных профессий – адвокаты, аудиторы, бухгалтеры, медиаторы и т. п. Порой они не требуют отдельного допуска к профессии. В Украине же это лица, которые имеют особый статус, и для его получения они проходят определенную процедуру допуска к профессии.
Сергей Куровский, судья Высшего хозяйственного суда Украины:
– С принятием новой редакции Закона «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом» возник ряд вопросов, касающихся в основном применения его положений судами на практике. С целью решения этих вопросов уже проведены заседания судебной палаты и Пленума Высшего хозяйственного суда Украины, в ходе которых на рассмотрение были вынесены отдельные положения Закона. Принят ряд постановлений, дополняющих и разъясняющих положения Закона. В дальнейшем планируется проведение анализа судебной практики, результаты которого будут обсуждаться совместно с Министерством юстиции Украины.
Дмитрий Ворона, заместитель министра юстиции Украины:
– На заседании Пленума Высшего хозяйственного суда Украины был принят проект постановления «Об утверждении положения об автоматизированной системе отбора кандидатов на назначение арбитражных управляющих в делах о банкротстве». Проект разработан совместно с Министерством юстиции Украины. В нем учтены отдельные неточности, касающиеся механизма автоматизированной системы выбора арбитражного управляющего. В целом проект соответствует выдвигаемым к нему требованиям, с условием редакционных поправок. В частности, необходимо указать на установление квалификации арбитражного управляющего комиссией, а также рассмотреть некоторые терминологические неточности.
- Информация о материале
Милиция становится чисто бизнесом
Владимир Седлецкий сообщил, что милиция будет подавать в суд на родителей сбежавших детей, чтобы возместить убытки, понесенные милицией в ходе их поиска.
«Чаще всего дети сбегают из дома по причине конфликтов в семье. Они не находят взаимопонимания с родителями и думают, что на улице им будет лучше. Когда в милицию поступает заявление о пропаже ребенка, первым поиски начинает райотдел. Сразу же в известность ставятся другие милицейские подразделения, начинаются объезды, обходы, опросы. Час поиска ребенка стоит от 5 до 7 тыс. грн. И никто милиции эти средства не возмещает. А родители в крайнем случае получают админпротокол и штраф в размере 51 грн. Мы считаем, что это недостаточное наказание для людей, которые ненадлежащее исполняют свои обязанности, и намерены подавать на них в суд для возмещения убытков, понесенных милицией в ходе поиска их детей. В суд будем подавать только в том случае, если факт ненадлежащего воспитания детей будет доказан в судебном порядке. Родители должны нести ответственность за своих детей», - сказал он.
- Информация о материале
Украинцам разрешат прописываться на огородах
Народные депутаты предлагают разрешить оформлять регистрацию места жительства граждан в садовых и дачных домах. Об этом говориться в законопроекте номер 10254, который зарегистрирован в Верховной Раде, текстом которого располагают «Комментарии».
«До сих пор регистрация допускается только в населенных пунктах с указанием названия улицы и номера дома, с ее наличием связана реализация конституционных прав, гражданско-правовых отношений и предоставления социальных благ.
Например, статья 38 Земельного кодекса Украины к землям жилой застройки относит только земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, что препятствует жилищному строительству и регистрации за пределами населенного пункта даже в случаях, предусмотренных вышеуказанными законами», - говориться в пояснительной записке к законопроекту.
В связи с этим, авторы законопроекта (депутаты фракции Партии регионов) предлагают разрешить регистрацию места жительства регистрацию места жительства граждан по адресу жилья, расположенного на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного строительства, фермерского и личного крестьянского хозяйства - то есть в ,садовых и дачных домах.
Также предлагается Закон «"О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине» дополнить определением жилья. Под ним понимается жилой дом, квартира, иное помещение, предназначенное и пригодное для проживания в нем (усадьба, служебное помещение, общежитие, гостиница, приют, дом престарелых, интернат), расположенные в населенном пункте или за его пределами.
Депутаты уверяют, что принятие законопреокта поможет сотням тысяч украинцам получить право голоса на выборах, а также сделает возможным получение ими социальной и медицинской помощи.
Напомним, в 2003 году правительство отменило прописку, которая была введена в 30-хх года в СССР. Однако, отмена прописки оказалось полной формальностью – она была заменена на обязательную регистрацию. То есть, украинцы, вопреки положениям Конституции, так и не получили свободу передвижения по родной стране.
- Информация о материале
Смерть от вакцины: будет ли разоблачена преступная афера Минздрава?
Война за контроль над рынком фармакологических препаратов между группировками "бизнесвумен от медицины" Татьяны Бахтеевой и Раисы Богатыревой с новым бюджетным годом стала бескомпромиссной и ожесточенной. Минувшая неделя ознаменовалась суперскандалом — достоянием гласности стало решение Государственной службы лекарственных средств от 12 декабря 2012 г., запретившее реализацию вакцины против гепатита В производства фирмы "Фармстандарт-Биолик". Одним из владельцев последней является Александр Богатырев, сын министра здравоохранения Раисы Богатыревой. По утверждению авторов сюжета на телеканале "1+1", запретили вакцину в результате возникновения чрезвычайных осложнений у детей после вакцинации.
По словам журналистов, умерли по меньшей мере шесть детей по официальным данным и несколько десятков — по неофициальным. И хотя пока информация, документально подтверждающая смерть в результате вакцинирования, опубликована не была, а Минздрав вышел с опровержением, в распоряжении ZN.UA оказались документы, которые утверждают: афера с вакцинами действительно может стать одним из самых чудовищных и беспредельных преступлений, совершенных руководством Министерства здравоохранения Украины и компании "Фармстандарт-Биолик".
В этой истории есть несколько слоев. Во-первых, следует отметить, что решение Минздрава о закупках лекарств за бюджетные средства у компании, принадлежащей сыну министра, совершенно аморально и содержит очевидные коррупционные мотивы.
Во-вторых, ZN.UA неоднократно писало о том, что руководство Минздрава, осуществляя закупки вакцин, не отвечающих единому международному стандарту качества GMP и подобных вакцине против гепатита В, совершает умышленное преступление, которое больно аукнется если не на земном суде, то на карме их потомков. Закупки вакцин, произведенных неизвестно где и неизвестно как, в частности вакцины БЦЖ, уже было предметом расследования нашего издания при министре А.Анищенко. Увы, при Богатыревой коррупционные схемы заработка на здоровье детей сохранились. И не надо лить крокодиловы слезы об экономии. Минздрав — это не закупочная контора, а структура, отвечающая за здоровье нации, и экономить следует на непомерных аппетитах негодяев, контролирующих через Минздрав фармрынок.
В-третьих, потрясает цинизм руководства Минздрава, которое добилось в Кабмине отсрочки введения запрета на использование в Украине препаратов, не соответствующих стандарту GMP. Планируя закупки, в Минздраве прекрасно знали, что запрет вступит в силу с 1 января с.г., но провели закупки препаратов, произведенных без контроля качества GMP и куда более дешевых, в которые гораздо легче вписать требуемые суммы откатов.
В-четвертых, надо понимать, что действия Гослекслужбы содержат очевидную политическую составляющую, поскольку явно играют на руку народному депутату Т.Бахтеевой, которая полна решимости заменить Богатыреву на посту главы Минздрава. Можно ли в этой войне сочувствовать либо поддерживать одну из сторон? Ни в коем случае. Бахтеева прекрасно знает о всех безобразиях в системе здравоохранения. Ведь скандалы вокруг закупок препаратов для обязательного вакцинирования в "Фармстандарте" идут не первый год. Не первый год покупают вакцины, не соответствующие GMP, и не первый год умирают дети. Но слышим ли мы о том, чтобы Бахтеева боролась с этой коррупционной вертикалью? Нет, Татьяна Дмитриевна просто очень хочет сама возглавить эту мафи… простите, это министерство. И ничего хорошего от замены одной дамы на другую руководители фармпредприятий не ожидают.
Ситуация всплыла только потому, что фармрынок контролируют две структуры: с одной стороны — Минздрав, с другой — Гослекслужба. И только благодаря этой конкуренции мы что-то узнали о том, что из-за вакцин от гепатита умирают дети. Если одна из группировок получит контроль над обоими ведомствами, никаких утечек информации мы уже не получим, и чиновники будут грабить и травить налогоплательщиков в более комфортных условиях.
В-пятых, государство ничего не предпринимает для того, чтобы действительно сделать прозрачными конкурсные процедуры по госзакупкам лекарств, и по-прежнему по мановению руки тендерный комитет пишет условия под конкретных победителей. От перемены точек концентрации финансовых потоков и откатов ситуация с госзакупками только ухудшается.
В-шестых, контроль за оборотом лекарств является во многом политическим, а не технологическим. Лучше всего это показывает ответ Гослекслужбы (письмо находится в распоряжении ZN.UA) за подписью А.Соловьева на обращение народного депутата Бахтеевой о причинах приостановки лицензии для вакцины против гепатита В, произведенной "Фармстандартом": "По результатам проверки по месту проведения деятельности Харьковская область,
г. Харьков, Помирки (участок разлива, осмотра и маркировки, участок вторичного пакетирования препаратов, отдел контроля качества, склад сырья и материалов, склад готовой продукции) установлено наличие 14 критических, 22 существенных и 4 несущественных нарушения Лицензионных условий (Акт от 06.12.2012 г. №62-в).
Среди критических нарушений, которые могут привести к производству некачественных лекарственных средств, что может нанести ущерб здоровью либо жизни человека, выявлены следующие:
— во время проверки Досье производства лекарственного средства "Вакцина для профилактики гепатита В" №… было установлено, что производство серий проведено с нарушением утвержденного технологического регламента ТР №… Во всех случаях нарушены утвержденные нормы технологических потерь нерасфасованной продукции "in bulk", получено завышенное количество ампул готового лекарственного средства, чем предусмотрено в утвержденном документе. Расследований по причине отклонений от установленных норм ни в одном случае не произведено. Валидация технологического процесса получения лекарственного средства "Вакцина для профилактики гепатита В" не проведена, таким образом, нет подтверждения того, что технологический процесс производства вакцины приводит к ожидаемому гарантированному результату качества;
— по результатам анализа материального баланса Досье серий №… было установлено, что 315 ампул, необходимых для проведения контроля лекарственного средства по показателю "Стерильность" — не отбирались. При этом, судя по регистрационным журналам лаборатории, анализ указанных серий лекарственного средства по показателю "Стерильность" проводился".
Какой можно сделать вывод из заключения Гослекслужбы? Руководство "Фармстандарт-Биолик", если информация в документе Гослекслужбы объективна, — законченные моральные уроды и преступники. Они завозят нечто на завод, неизвестно чем и как "бодяжат", воруют даже на разливе этой гадости в ампулы, причем прекрасно знают, что они делают, потому что фальсифицируют лабораторные журналы, экономя на фактических лабораторных анализах. Потом получают за это преступление в свой карман деньги — фактически из наших налогов — из бюджета министерства, которое возглавляет мать владельца этого предприятия. А потом эту гадость, чтобы закрыть сделку, вводят детям, и в их венах исчезают следы этой вопиющей аферы. Какие действия должно предпринять государство, где такое чудовищное преступление получает огласку?
На основании информации Гослекслужбы от 17 декабря 2012 г. было бы логично ожидать от государства немедленных мер, с которыми прокуратура почему-то медлит:
— до завершения расследования немедленно запретить применение вакцины от гепатита В во всех медицинских учреждениях. Ампулы каждой партии вакцины направить на лабораторное исследование;
— немедленно обнародовать всю информацию по делу "Фармстандарта" руководством правоохранительных органов и создать парламентскую следственную комиссию;
— немедленно отстранить от исполнения служебных обязанностей на период следствия всех руководителей Минздрава. Если система фармаконадзора министерства допускает столь вопиющие нарушения, если в аферу прямо вовлечена сама министр, эти люди должны сидеть и давать пояснения следователям, а не заключать новые контракты;
— заключить под стражу на период проведения следственно-оперативных действий все руководство предприятия "Фармстандарт-Биолик", а также сотрудников лаборатории и начальников производственных участков. Вероятность того, что на них будут давить и что ключевые свидетели исчезнут, весьма высока;
— провести обследование физического состояния всех детей, вакцинированных препаратами производства "Фармстандарт-Биолик";
— провести инспекцию и обнародовать информацию о состоянии производства всех других видов препаратов, закупаемых за счет бюджета Украины.
Письмо Гослекслужбы, полученное ZN.UA от источников в Верховной Раде, стало поводом для эксклюзивного интервью с председателем Гослекслужбы Алексеем Соловьевым.
— Алексей Станиславович, как это вы не побоялись взять на себя ответственность запретить вакцину от "Фармстандарта", оторвать кусок от семейного бизнеса министра Богатыревой?
— Мы ни от кого ничего не отрывали, и ничего не боялись, поскольку выполняли буквально требование закона. Как известно, с 2010 года в Украине в качестве обязательного требования к производству лекарств введена Надлежащая производственная практика GMP ЕС. С 15 февраля 2013 года также в Украине будет запрещен импорт препаратов, которые изготовлены без соблюдения надлежащей производственной практики — стандарта GMP. Украина является членом международной организации PICS, которая объединяет регуляторные органы стран с жесткой регуляторной системой в отношении качества лекарств. С 2010 по 2012 год нами проведены проверки всех фармацевтических предприятий Украины на предмет соответствия их стандарту GMP. По итогам этих проверок у 25% из них были аннулированы лицензии, производителям, у которых были выявлены критические нарушения. В этой связи наше решение по вакцине против гепатита В является логичным и закономерным.
— Почему "Фармстандарт" проверили только сейчас? Предприятие, выпускающее вакцину, находится в Харькове, то есть в пределах вашей компетенции.
— "Фармстандарт" проверяли примерно полтора года назад. Его деятельность была приостановлена в связи с выявлением критических несоответствий требованиям лицензионных условий. После устранения замечаний лицензия "Фармстандарта" была возобновлена. Наша система контроля бескомпромиссна, наверное, это единственная отрасль нашей экономики, где она настолько жесткая. О каких-либо деталях проверок "Фармстандарта" рассказать не могу.
— Дети умирают, а вы говорите о компетенции! Сколько человек погибло из-за несертифицированных вакцин?
— Вся информация о непредусмотренных побочных реакциях или летальных исходах, связанных с применением лекарств, поступает от Государственного экспертного центра МОЗ Украины. После чего данные обрабатывюется и Гослекслужба приостанавливает оборот таких препаратов и проводит разбирательство. В данном случае приостановление лицензии и оборота вакцины по Гепатиту Б было связано с выявлением критических несоответствий, выявленных при проведении внеплановой проверки.
— Что ж, ответ Гослекслужбы на запрос Бахтеевой куда более информативен, мы его и используем, как вашу позицию. Но почему вы своевременно не отреагировали на закупку вакцин, не соответствующих GMP? Их вообще нельзя было допускать до госзакупок. И почему вы запретили только вакцину от гепатита, почему не запретили вакцину БЦЖ, производства российского "Фармстандарта"? Где гарантия, что запрещенной вакциной не продолжат колоть пациентов?
— Оборот вакцины БЦЖ тоже запрещен Гослекслужбой. Планирование закупок и контроль за иммунобиологическими препаратами находится в ведении Минздрава. Гослекслужба контролирует условия производства, и именно на этом основании мы вынесли решение по "Фармстандарту". Однако производство вакцины БЦЖ не размещается в Украине, и контроль за этим сейчас полностью в руках Минздрава. Однако в феврале Гослекслужба согласно закону должна получить полномочия по контролю за производством и распространением всех без исключения категорий лекарств. И я вам хочу абсолютно точно заявить — гарантирую, что мы обеспечим выполнение норм закона, и добьемся, что препараты, не отвечающие GMP, в Украине не будут ни производиться, ни завозиться, ни распространяться. Мы проконтролируем, чтобы вакцины, которые закуплены, но не соответствуют условиям GMP, не поступили пациентам.
— Ого, представляю, как Богатырева, ее сын, другие высокопоставленные лоббисты фармкомпаний "обрадуются" этому вашему обязательству. Раиса Васильевна может отменить ваши решения?
— Да, у министерства здравоохранения есть такая возможность. Однако на практике Минздрав эту возможность ни разу не использовал. В моих заявлениях на самом деле нет никакой сенсационности — это требование закона, и думаю, потому и не может быть никаких оснований для их пересмотра.
— Легальная возможность продавать несертифицированные лекарства делает Украину удобной площадкой по сбыту поддельных, незарегистрированных и некачественных препаратов со всего мира. Насколько эффективно контролируют фармацевтическую отрасль правоохранительные органы? Почему в Украине фармацевтическая мафия в Украине абсолютно безнаказанна?
— Была безнаказанна до недавнего времени. Напомню, что украинские власти в 2012-м приняли важнейшее решение о введении уголовной ответственности за сбыт и производство фальшивых и некачественных лекарств. Ранее если даже обнаруживался огромный склад поддельных препаратов, виновный отделывался административным штрафом в 1500 гривен. Сейчас за это полагается тюрьма, как и во всех цивилизованных странах.
— Да, но где они, эти уголовные процессы? Приведите примеры.
— Например, во Львове был обнаружен склад фальшивых контрабандных лекарств — это будет громкое дело. Налоговая милиция выявила два факта незаконного производства этилового спирта…
— А вам не кажется, что за полгода работы один накрытый склад, и два сомнительных случая со спиртом это, мягко говоря, свидетельство полной беспомощности правоохранительных органов и государства в целом, и свидетельство сращивания госорганов с мафией, заправляющей на фармацевтическом рынке? В том числе на черном рынке, который очевидно, во много раз шире, чем один-единственный склад, который почему-то не смог откупиться от ментов, мытарей и эсбешников?
— Полагаю, что результаты в борьбе с преступностью в данной сфере будут, и мы услышим о новых делах. Это все, что я могу сказать по данному поводу.
— Украинцы потратили на лекарства в 2012-м году 27 миллиардов гривен. Это огромные деньги. Причем быстрее всего растет потребление препаратов без доказанной лекарственной эффективности, попросту плацебо, всяких мезимов, эссенциале и прочей ерунды. Скажите, как государство может повлиять на постоянный разорительный для граждан рост цен на лекарства, а рекламу никому не нужных, но зарегистрированных как лекарства сомнительных средств?
— У нас есть позитивный пример государственный регуляторной политики в сфере здравоохранения. Это инициатива президента Украины В.Януковича по снижению цен на самые востребованные лекарства — гипертонические препараты. Согласно решению главы государства, оформленному 340-м постановлением правительства, в 2012-м году было введено государственное регулирование цен на лекарства гипертонической группы. Регулирование касалось по сути семи молекул, и 240 наименований препаратов. Результаты оказались весьма впечатляющими — за год на эти лекарства цены снизились в среднем на 12%. Причем объемы потребления резко возросли. Согласно этой инициативе также была внедрена чрезвычайно важная программа реимбурсации — то есть частичного возмещения стоимости лекарств для гипертоников для тех пациентов, которые приобретали лекарства после посещения врача, производящего осмотр и дающего точное назначение. На эти цели государство потратило около 40 миллионов гривен. Реимбурсация имеет для Украины принципиальное значение, поскольку у нас проблема лекарств заключается прежде всего не в ценах, а в том, что люди их покупают и употребляют без консультации с врачами. Такое традиционное самолечение нередко приводит к осложнениям, а не к выздоровлению. Если мы создадим экономические стимулы, чтобы прежде чем что-то покупать, украинцы начнут консультироваться со специалистом.
— Есть ли у вас понимание, каким образом поставить под контроль рынок лекарств? Ведь очевидно, что создание рынка для лекарств сертифицированных по стандарту GMP приведет и к расширению дешевого рынка несертифицированных препаратов?
— У нас есть четкий план, который находится на стадии согласования и реализации, который позволит полностью легализовать рынок лекарств в Украине. Я говорю об этом уверенно, поскольку мы планируем внедрить в Украине европейскую систему контроля за оборотом лекарств, которая будет интегрирована с базами данных других европейских стран. За образец мы решили взять самую современную систему, которая работает сейчас в Италии, Швеции, Турции, США. Она очень проста и понятна, и с 1 января 2013 года эта система будет внедрена во всех странах, входящих не только в Европейский союз, но и в Совет Европы. На каждую упаковку производитель наносит двухмерный штрих-код и индивидуальный номер. Этот штрих-код автоматически заносится со всеми данными о товаре в центральную базу данных. И теперь на каждом этапе движения товара к потребителю — через фискальные и контролирующие органы, через продавцов и покупателей, его путь будет виден, и у этой упаковки будет своя история, пока он не будет приобретен в аптеке. Внедрение этой системы предусмотрено Директивой Европарламента № 2011/62/EU о введении специальной маркировки лекарственных средств. СЕ реализовывает спецпроект Е-ТАКT по управлению такой автоматизированной системой контроля за оборотом лекарств. Кроме того, Украина присоединилась к Конвенции Совета Европы "Медикрайм", которую, к слову, ратифицировала первой. Гослекслужба Украины является активным участником этих общеевропейских интеграционных процессов.
— Но в Украине существует своя не имеющая в мире аналогов система по контролю за оборотом товаров и документов — акцизная марка. Эту марку производит скандально известный участием во многих коррупционных скандалах консорциум "ЕДАПС". Эта марка, откаты от которой являются большим бизнесом некоторых самых высокопоставленных милицейских и налоговых генералов, стоит очень дорого, и от введения штрих-кодов организаторы этой коррупционной схемы успешно отбиваются. Сколько будет стоить штрих-код, и можно ли договориться с чиновной мафией, паразитирующей на "ЕДАПСе"? Вы для них реально опасный человек, хоть охрану нанимай…
— Официально заявляю — штрих-код, наносимый производителем стоит пациенту ноль гривен и ноль копеек. При этом надежность системы практически абсолютная. Гарантия надежности системы в ее прозрачности. Движение каждой единицы товара автоматически отмечается в десятках точек. В случае регистрации в розничной сети единицы товара с одинаковым номером, либо товара, не имеющего необходимых отметок и истории прохождения от производителя к поставщику, система автоматически подает сигнал тревоги во все компетентные органы, и в том числе за рубеж. То есть это не будет локальная система в рамках Украины — мы станем частью общеевропейской системы контроля. Уже в марте мы планируем развернуть пилотный проект в Украине по маркировке лекарств с двумя украинским и двумя турецкими компаниями. Нам необходимо действовать быстро. Если в Европе будет в течении ближайших одного-двух лет электронный контроль за оборотом лекарств, а мы продолжим мешкать, весь контрафакт и контрабанда, втесненные из Европы, наводнят украинский рынок.
- Информация о материале
Ничего личного - такой бизнес
Бывает, что об общей ситуации в какой-либо отрасли можно судить не по серьезной аналитике, статистике или исследованию, а по мелкой, но характерной детали. По детали яркой и убедительной. А главное, по детали типичной.
На днях в Донецкой области сотрудники милиции задержали группу мошенников – будничная новость. Да и мошенники эти ничего оригинального не придумали – звонили по ночам людям, представлялись сотрудниками правоохранительных органов и сообщали неприятные известия. Мол, ваш родственник у нас, чтобы освободить его срочно привезите деньги. И люди везли.
Оперативность и положительный результат вмешательства милиции в этом конкретном случае мне понятен – никто не любит конкурентов. Не состоишь в рядах, не носишь погон – воруй на общих основаниях, нечего примазываться. К местной милиции по этому конкретному делу вопросов нет. Узнали, поймали, дальше суд. Вопросы возникают по общей ситуации.
Например, такой вопрос – почему наши сограждане, получив по телефону подобное предложение, покорно везут деньги куда скажут. В Европе или США такой рассказ звучит дико – если человек попал в полицию, он сам или близкие звонят адвокату. А позвонить и потребовать денег за освобождение могут только бандиты, которые занимаются похищениями людей. То есть у них эти две категории никак не пересекаются и даже откровенно враждуют. Если американцу позвонить из полиции и потребовать денег за освобождение мужа, сына или брата, он просто «залипнет». Файлы не сойдутся, потому что ситуация противоречит здоровой логике. Наши – разве глупее?
В том-то все и дело, что наши люди ничуть не глупее. Просто все в курсе, что дикая для цивилизованной страны ситуация у нас типично. Откупиться от закона, от правоохранителей – скорее правило, чем исключение. Люди не удивляются такому звонку и такому предложению. Потому что привыкли. За последние десять лет в органах внутренних дел чего только не было. Реформы Кравченко, борьба кланов, кадровая революция и кадровая контрреволюция, которую некоторые предпочитают называть «возвращением профессионалов в органы». Но не менялась суть – вымогательство правоохранителями у граждан оставалось нормой. На дорогах, в уголовном розыске, в специальных подразделениях. Вот, недавно, целую банду взяли – в ОПГ состояло пять правоохранителей. Симптоматично?
Говорить об отдельных перегибах на местах и редких оборотнях в погонах – проявление наивности. Скорее, работает система. Если взять новости только за последнюю неделю, то картина получится примечательная. СБУ поймала сотрудника милиции с поддельным дипломом, который уже стал майором. Ну, поймали, доказали – ушел на условный срок. Деньги служат лучшей индульгенцией для виноватых и просто попавших в руки – готовность людей платить фальшивым милиционерам лучшее доказательство того, что и с настоящими привыкли решать вопрос именно так. Для криминала это райские условия – не зря в Донбассе, при всех грозных обещаниях губернатора, спокойно работают залы игровых автоматов и камер журналистов не стесняются.
И глупо обвинять Донецк в криминальных традициях и рабском мышлении – эта ситуация типична для всей Украины. И не два года назад она сложилась. Да поддельный диплом донецкого майора вообще детские игры в сравнении с Львовом. Там целый полковник налоговой милиции (а понимающие люди не дадут соврать – это куда «жирнее») спокойно работал и скрывал судимость. Даже стал депутатом от Партии регионов, что только добавила картине завершенности. Местный журналист это дело раскопал и опубликовал. Угадайте – кого теперь судят? Намекну – судят за оскорбление чести и достоинства.
То, что громадная государственная машина взбесилась и перестала слушать своего хозяина уже очевидно. Вопрос – что нам с этой ситуацией делать? И кому – нам? Власти оно не нужно. Не зря Анатолий Могилев совершенно искренне оговорился (а может зря я так – может, это он и хотел сказать) «милиция защищает партию власти». А в свободное время делает деньги на своих участках. Возможно, люди там служат вполне нормальные. Не монстры, не звери и лично против нас ничего не имеют – просто бизнес такой.
Есть разумный грузинский путь – единственный успешный пример реформы коррумпированной системы МВД в кратчайшие сроки. Реформа ведомства, усиление ответственность и неотвратимость наказания – обязательные факторы. Но сработают они только при одном условии. Стопроцентное кадровое обновление. Увы, без хирургии эту гангрену не вылечить.
- Информация о материале
Пять советов по защите от незаконной слежки
В последнее время появилась сразу несколько публикаций о слежке и негласном незаконном сборе информации о гражданах. Оособый резонанс получил случай с прослушкой журналиста газеты Экспресс. Адвокат юридической компании "Юскутум" Денис Овчаров дал несколько советов тем, кто хочет обезопасить себя от незаконной слежки и негласного сбора информации.
Зафиксируйте доказательства
Если вам кажется, что за вами следят — не паникуйте. Первое, что нужно сделать при наличии подозрений — это позаботиться о надлежащей доказательной базе.
К примеру, вы можете снять людей, которые за вами следуют, на мобильный телефон. Если за вами действительно ведется слежка, то реакция преследователей на ваши действия будет незамедлительной. Случайный прохожий вряд ли обратит внимание на съемку мобильным телефоном, следящих такие действия могут спугнуть.
При этом важно не провоцировать людей, которые, по вашему мнению, следят за вами. Действовать нужно сдержанно, аккуратно и уверенно.
Напишите заявление
Важно определить, кто ведет слежку: правоохранительные органы или же частные структуры. Но даже правоохранительные органы это могут делать незаконно.
Для выяснения истины и сохранения здоровья (слежка может вестись с целью совершения более тяжкого преступления), юристы рекомендуют, при наличии доказательственной базы (фото, видео, свидетели), незамедлительно обратиться в правоохранительные органы (прокуратура, СБУ, милиция) с заявлением о проверке законности данных действий. Любой отказ в расследовании фактов, изложенных в заявлении, может служить основанием для обжалования подобного решения в суде.
В суде вы можете получить доступ к документам, которые послужили причиной отказа. В итоге вы выясните следующие вопросы:
- Было ли надлежащим образом расследовано ваше заявление?
- Имела ли место слежка?
- Кто ее совершал (оперативные сотрудники или гражданские лица)? Если это были гражданские лица, то данные действия могут повлечь уголовную ответственность по ст. 182 УК "Нарушение неприкосновенности частной жизни". Если же оперативники нарушали порядок проведения следственных действий, то виновное лицо может понести ответственность по ст.365 "Превышение власти или служебных полномочий" или ст. 367 УК "Служебная халатность".
В какой момент сообщать о факте слежке — решать вам, но следует помнить, чем быстрее вы пресечете незаконные действия по отношению к вам, тем вероятнее, что вы сохраните здоровье, а возможно и жизнь. Однако не стоит ждать, что по заявлению вам тут же дадут всю информацию о ведущихся в отношении вас следственных действиях — они не зря называются негласными. Такое заявление, в первую очередь, направлено против действий частных служб безопасности.
Не обсуждайте важные дела по телефону
Существует мнение о том, что в Украине слушают всех. Опровергнуть это утверждение сложно, тем более, когда интернет завален объявлениями о подобных услугах. Поэтому, если вы исключите деловое общение по телефону, то сможете минимизировать возможные риски.
Маловероятно, что вы сможете собрать доказательства о прослушке самостоятельно. Даже если у вас будет быстрее разряжаться телефон и будут слышны посторонние звуки в динамике — это еще не аргумент. Не всегда помогут в определении факта прослушки и специалисты. Если прослушка велась санкционированно, узнать об этом вы сможете лишь спустя 12 месяцев после ее окончания или когда материалы уже попадут в суд. Но в любом случае ваше заявление о подобных действиях должно быть зарегистрировано, проверено и по нему должно быть принято соответствующее решение.
Во избежание утечки информации мы рекомендуем при конфиденциальном общении не использовать вблизи мобильные телефоны, а важные переговоры проводить в специально оборудованном помещении или при постоянном внешнем шуме.
Не храните важную информацию в электронной почте
Если вы вдруг не смогли привычным образом открыть электронный почтовый ящик, вполне возможно, что ваш аккаунт был взломан. Иногда о факте несанкционированного входа в ваш аккаунт сообщает сам почтовый сервис. В таком случае первым делом следует поменять пароли или выбрать более надежную почтовую службу.
Вы можете сообщить о данном событии правоохранительным органам. Но при этом следует учесть, что им придется временно изъять компьютер для проведения экспертизы, и им будет доступна вся информация, которая на нем хранится.
Чтобы защитить важные данные, не пренебрегайте антивирусной защитой и средствами безопасности при работе с ПК. Не храните компрометирующую или важную информацию на почтовом сервере.
Проверьте квартиру на наличие жучков
Самостоятельно вы вряд ли определите наличие устройства для сбора информации (прослушивающее устройство или жучок). Вероятнее всего, это смогут сделать специалисты охранных фирм. Однако следует помнить, что подобные фирмы тесно взаимодействуют со спецслужбами, и возможно их попросят не вмешиваться. Поэтому мы рекомендуем обратиться сразу в несколько фирм, чтобы получить более объективную информацию.
Как и в случае со слежкой, стоит сообщить о факте обнаружения жучка правоохранительным органам, предварительно зафиксировав устройство на фото/видеозапись. Желательно также получить письменное заключение специалиста о выявленном устройстве.
Отличить негласные следственные действия правоохранительных органов от происков конкурентов крайне сложно. Однако пассивность и неадекватность при рассмотрении вашего заявления будет аргументом в пользу того, что за вами следят именно правоохранители. Ваша бдительность позволит минимизировать риски от негласного сбора информации и, возможно, отобьет желание тратить деньги налогоплательщиков на действия, которые не приносят результат.
- Информация о материале
Страница 1361 из 2102
