Главная
Отчего украинцы не летают. Кто может стать вторым украинским космонавтом
Ушедший из жизни Леонид Каденюк был первым и единственным космонавтом независимой Украины. Благодаря ему в ноябре 1997 года в открытом космосе на борту американского шаттла «Колумбия» прозвучал украинский гимн.
Несмотря на статус космического государства, с тех пор больше ни один гражданин нашей страны не участвовал в подобных экспедициях.
Космический успех
Лётчик-испытатель Леонид Каденюк полетел в космос во времена президентства Леонида Кучмы. И это не случайное стечение обстоятельств. Придя в политику из космической отрасли, второй президент Украины сделал её одним из национальных приоритетов. Видимо, попытка чего-то добиться в космосе должна была компенсировать в глазах избирателей и международных партнёров отсутствие достижений космических масштабов в экономике.
Леонид Кучма лично договорился с президентом США Биллом Клинтоном о том, чтобы американцы приняли на борт гражданина нашей страны. У молодого украинского государства денег не было, и США взяли все расходы на себя. Это был жест доброй воли. Мир с интересом присматривался к независимой Украине, а украинская власть пыталась продемонстрировать свои возможности.
На протяжении двух недель в космосе Леонид Каденюк выполнял функции учёного-биолога. Вместе с экипажем проводил эксперименты с тремя видами растений: репой, соей и мхом. Космонавты должны были выяснить, как состояние невесомости влияет на рост и развитие этих растений.
В Государственном космическом агентстве Украины (ГКАУ) Фокусу рассказали, что после полёта Каденюка было ещё несколько безрезультатных попыток отправить украинца на орбиту тем же способом, то есть на чужом шаттле. Другие государства больше не хотят оплачивать участие нашей страны в подобных проектах. Да и после Леонида Кучмы интерес украинских президентов к космической отрасли существенно спал. Например, Виктор Янукович за всё своё президентство лишь раз встретился с представителями Космического агентства, а Пётр Порошенко — ни разу.
Денег нет
Космический потенциал нашей страны, на первый взгляд, огромен. Украина подарила миру основоположника практической космонавтики Сергея Королёва и более двадцати космонавтов. Украинские конструкторы принимали участие в создании орбитального корабля-ракетоплана «Буран». Самый большой и мощный в мире самолёт — Ан-225 «Мрія», сделанный специально для транспортировки «Бурана», был построен на киевском заводе им. Антонова. Так что же мешает Украине создать собственный космодром? Или по крайней мере принять участие в каком-нибудь международном проекте?
Ответ прост до неприличия: ассигнований нет. В бюджете на 2018 год Космическому агентству выделено около 3 млрд грн, однако реально ведомство получит не более 79 млн грн. Для сравнения: бюджет Роскосмоса — около $5 млрд, НАСА — примерно $19 млрд (данные на 2018 год). Запуск шаттла обходится в $1 млрд. К этой сумме надо прибавить расходы на изготовление корабля и ракеты-носителя, на топливо, на подготовку персонала и так далее.
»В мире всего три страны могут себе позволить пилотируемую космонавтику — США, Россия и Китай. Больше никто. Как бы мы с вами ни старались, у нас ничего не получится, потому что у государства нет на это средств», — говорит помощник генерального директора ГКАУ Эдуард Кузнецов. К тому же в Украине нет собственного космодрома и мы пока не производим пилотируемые космические корабли.
Ещё одна возможность для страны — договориться, чтобы украинец полетел в составе экспедиции на Международную космическую станцию. МКС — это пилотируемая орбитальная станция, которая используется как многоцелевой исследовательский комплекс. В поддержании самого дорого объекта, когда-либо построенного человечеством, участвуют 15 стран: США, Россия, Япония, Канада и государства, входящие в Европейское космическое агентство (ЕКА).
Украина членом проекта МКС не является, поскольку стране не хватило бы денег, чтобы построить собственный модуль, на котором в космосе мы могли бы проводить эксперименты. За участие в МКС, например, Россия платит около $1 млрд, США — приблизительно $4 млрд. Чем больше модулей, тем выше цена.
»Даже если бы нам удалось договориться о том, что украинский космонавт полетит на МКС в составе экспедиции, Украине это бы обошлось минимум в $150 млн. Нам надо было бы обеспечить жизнь астронавта в космосе на три месяца. А это значит — запустить ещё один грузовой космический корабль, заполненный едой, водой и необходимыми вещами», — объясняет Кузнецов.
И всё же вклад в мировую космонавтику мы вносим. Хотя Украина не является частью проекта, все стыковки космических аппаратов, которые прилетают на МКС, совершаются при помощи украинских систем сближения «Курс». За последние 20 лет было изготовлено 138 комплектов такой аппаратуры, а ракета-носитель «Союз», доставляющая экипажи на МКС, оснащена системами управления, произведёнными в Украине.
Прямо сейчас над нами на расстоянии 404 км от Земли на скорости примерно 27 620 км/ч пролетают 6 космонавтов. На международном космическом корабле находится 2 россиянина, 3 американца и 1 японец. Они начали экспедицию в декабре 2017-го и закончат в конце февраля этого года. Ротация космонавтов на МКС происходит каждые несколько месяцев. Летят представители тех стран, чьи модули представлены на станции, и тех, которые инвестируют в МКС больше всего денег. Именно поэтому чаще всего на станции находятся космонавты из России, США и Японии.
В Космическом агентстве Украины констатируют: вряд ли украинцам предстоят в ближайшем будущем внеземные полёты. Стало быть, второго украинского космонавта мы увидим нескоро. В ведомстве говорят о более приземлённых задачах. В частности, в этом году хотят запустить спутник, с помощью которого можно прогнозировать урожайность, паводки, анализировать снегопокрытие территорий, предотвращать лесные пожары, а также в условиях боевых действий вести разведку из космоса. Однако выделенных 79 млн грн для этого явно недостаточно.
Выход есть
Для здоровых, амбициозных и романтически настроенных людей, желающих побывать на орбите, есть два пути. Первый — отправиться в космос в качестве туриста. Полёт на орбитальную станцию на неделю в 2011 году обошёлся американскому бизнесмену Деннису Тито в $35 млн. Сейчас частные компании выставляют цены на полёты от $200 тыс. Однако из-за дороговизны и сложности полёта на сегодня космическими туристами стали лишь восемь человек.
Второй путь — получить гражданство страны, которая отправляет «национальных космонавтов», и принять участие в конкурсе. Каждая «космическая» страна выдвигает свои условия участникам отбора, но в целом список требований схож. Если раньше набирали только военных лётчиков, то теперь космонавтом может стать инженер, биолог, медик или физик. Главное требование — успешная учёба и минимум три года профессиональной деятельности.
В Украине получить образование в космической сфере можно в столичном авиационном университете, в политехническом университете, авиационном институте в Харькове и Национальном университете в Днепре. Необходимо уметь хорошо плавать, иметь отличное здоровье и пройти пятилетнюю подготовку. Например, в США преимущество имеют люди с опытом работы в экстремальных экспедициях.
Опыт погружений с аквалангом тоже будет бонусом. В среднем до первого полёта у космонавтов, которые прошли все отборы, проходит около 10 лет. Конкуренция, как правило, зашкаливает. За право попасть в списки NASA в 2017 году соревновались 18 тыс. претендентов.
Билет в один конец
Вторым украинским космонавтом теоретически может стать Сергей Якимов. Он принял участие в проекте нидерландского предпринимателя Баса Лансдорпа Mars One и в 2015 году участвовал в отборе как один из 200 тыс. кандидатов на 100 «вакансий» потенциальных колонизаторов Марса. 30-летний украинец вошёл в сотню лучших.
Идея Mars One состоит в том, чтобы потом отобрать из этой сотни 24 человека, которые навсегда улетят на Марс и будут обустраивать там свою жизнь в режиме онлайн-трансляции. В своё время Леонид Каденюк назвал полёты в один конец «смертью наполовину». Как оказалось, перспектива навсегда оставить Землю и стать колонизатором Красной планеты многих не пугает. В том числе Сергея.
Его и 99 других отобранных претендентов больше беспокоит то, что сегодня проект приостановлен из-за проблем с финансированием. И хотя в СМИ постоянно появляется информация о продолжении кампании, в эксклюзивном комментарии Фокусу Сергей Якимов признаётся, что надежд на полёт становится всё меньше.
— Нам говорят: «Мы ищем деньги и место, где проводить финальный отбор. Возможно, это будет в Аравийской пустыне, где снимался фильм «Марсианин». Это всё, что мы знаем», — рассказывает он.
Чтобы не терять время зря и всё же исполнить свою мечту, Сергей год назад переехал в США по грин-карте. Через четыре года он планирует получить американское гражданство и податься на отбор NASA, чтобы войти в американский корпус космонавтов. Для этого парень готов ездить по самым сложным экспедициям мира и получать необходимые навыки.
В Украине он работал инженером в авиакосмической отрасли, так что определённый старт есть. По его подсчётам, к 44 годам он может получить возможность полететь в космос. В любом случае времени у него много. Истории известны случаи, когда в космос летали люди в возрасте 77 лет. На вопрос, хочет ли Сергей установить на одной из планет солнечной системы украинский флаг, парень честно отвечает, что вряд ли ему дадут такую возможность, ведь инвестировать в полёт будет не Украина. И паспорт к тому моменту у него тоже будет не украинский. «Я это воспринимаю как полёт от имени всего человечества», — говорит Якимов.
Многие специалисты весьма скептично относятся к идее колонизации Марса, считая, что это чистой воды популизм. «Во-первых, нет космического корабля, который бы обеспечил полёт на Марс продолжительностью в 7–8 месяцев. Во-вторых, какой смысл инвестировать в планету, которая старше Земли на 100–150 млн лет? Чтобы увидеть, какой будет Земля в будущем? Такой же пустынной, безатмосферной и неприспособленной для жизни? Вместо того, чтобы вкладывать в мёртвую планету, лучше уж создать нормальные условия на Земле», — возмущается Эдуард Кузнецов.
Эту точку зрения разделяет сооснователь проекта USPACE Андрей Музыченко. Он, кстати, даже полёт на Луну называет самым дорогим селфи в истории человечества. «Всё упирается в вопрос: зачем? Должно быть экономическое обоснование для полётов. Надо изобретать новые материалы, проводить тесты. Думаю, скоро полёты в космос значительно упростятся. Когда наступит время, на Земле очень быстро подготовят почву для колонизации Марса. А пока в этом нет необходимости», — говорит Музыченко.
Итог. Сегодня Украина не готова отправлять своих космонавтов на орбиту, однако она способна предлагать миру идеи. В прошлом году на международной конференции для учёных и конструкторов из 22 стран украинские исследователи предложили создать на Луне научно-промышленную базу, которая будет работать как стартовая площадка для полётов на другие планеты. Это поможет существенно уменьшить энергетические затраты, соответственно появится возможность сооружать корабли любой конфигурации.
Для реализации этой идеи, как и других больших космических проектов, необходимо объединение научных, производственных и финансовых усилий. Представители 22 стран послушали, подумали, разъехались по домам и пока молчат.
- Информация о материале
Чорна ікра, равлики, бджоли та бойові кліщі. Що відомо про незвичний експорт з України
Час від часу в мережі з'являються новини про незвичайні продукти, які експортує Україна. Так минулого року ЗМІ масово розміщували новини про експорт жаб'ячих лапок, устриць, равликів та чорної ікри.
В цьому мережу сколихнули новина про великі партії джмелів, які експортують з України. Згодом виявилося, що джмелів насправді ми не експортуємо, а під цим кодом веземо бджіл, павуків та мотилів.
БізнесЦензор проглянув митну базу і виявив, що Україна насправді не експортує жаб'ячих лапок, устриць та джмелів. Хоча в 2017 році одна партія джмелів таки була відправлена до Росії.
Натомість ми експортуємо в невеликих обсягах чорну ікру, виноградних равликів, бджіл, кліщів та павуків. Редакція розбиралася, скільки та куди незвичного експорту країна відправила минулого року.
Чорна ікра
В Україні успішно виробляють чорну ікру осетрових. Однак, через специфіку такого бізнесу, наразі обсягів ікри недостатньо для повномасштабного експорту.
Так в 2017 році Україна експортувала 223 кг чорної ікри на $168 тис. Найбільша партія в 53 кг була відправлена компанією ТОВ-СРП «ОСЕТР» в березні минулого року до США по $550 за кілограм. Це ферма по виробництву ікри осетрових знаходиться за 40 км від Києва в місті Українка.
Компанія належить підприємцям Максиму Мостовому та Сергію Мешковому.
Підприємство розташоване біля Трипільської ТЕС, що входить в державну генерацію «Центренерго», на водозабірної каналі, який використовує ТОВ-СРП «ОСЕТР». Минулого року БізнесЦензор писав про історію цієї компанії.
Ще 170 кг чорної ікри було продано через магазини безмитної торгівлі - дьюті-фрі.
Так ТОВ «Бф Енд Гх Тревел Рітейл Лтд», яка управляє дьюті-фрі в аеропорту «Бориспіль», продала 135 кг чорної ікри. Ще 9 кг ікри було продано СП «Д'юті Фрі Трейдінг» – компанія здійснює безмитну торгівлю на кордонах України з Білоруссю, Угорщиною, Польщею, Придністров'ям, Румунією та Словаччиною.
Інша мережа безмитної торгівлі, яка працює в аеропортах «Бориспіль», «Жуляни», «Запоріжжя», «Львів» та «Харків» під управлянням яка ПП «Паво Груп», продала 26 кг чорної ікри.
Важко сказати, скільки саме української ікри було продано через дьюті-фрі.
Виноградні равлики
Україна - експортер равликів. У 2017 році наші бізнесмени продали в інші країни 347 тонн виноградних равликів (Helix Pomatia). Всі партії, крім однієї в Польщу (5 тонн), пішли в Латвію.
Один кілограм наших равликів продавався на експорт по $1-1,3. У порівнянні з 2016 роком ціни на українські равлики трохи виросли. Загальна вартість експорту равликів в 2017 році становила $360 тис.
Покупцями наших равликів були три компанії з Латвії: Gardumeli, GAVENTA, BALTIC SNAILS і польська ATLAS. В деяких з цих компаній українські равлики переробляють наші заробітчани.
Продавали Helix Pomatia: ПП «Гуд Вуд» (140 тонн), ТОВ «Равлик» (71,4 тонн) і «Луцкекспортер» (127 тонн) та «Органік Ескарго» (5 тонн) та фізособа Леонід Антонов (3 тонни).
В Латвії та Польщі українські равлики доводять до стадії готовності - начиняють спеціальними соусами та маринадами. Далі вони фасуються під брендом східноєвропейського переробника і продаються в країнах Західної Європи.
Різниця ціни становить приблизно п'ять разів. Тобто ми продаємо сировину в п'ять разів дешевше, ніж вже перероблені наші равлики в Латвії відправляються в Лондон.
У київських супермаркетах теж можна знайти українських равликів вже готових до вживання. Вартість одного кілограми від 120 гривень.
Всього, на даний момент, в Україні працює десять равликових ферм.
Бджоли
Експорт бджіл – ще одна незвична стаття експорту. В 2017 році з України було експортовано бджіл на $226 тис. В основному експортувалися бджолосім'ї карпатської породи в спеціальних бджлопакетах.
Також було дві партії на експорт бджіл в сплячому стані в коконах та одна невелика партія земляних джмелів в російський Бєлгород.
Обсяг експортованих бджіл митниця вимірює в кілограмах. Таким чином минулого року було продано в інші країни 142 тис кг бджіл.
Основним споживачем українських бджіл була Росія. До цієї країни було експортовано комах на $157 тис. Бджоли купували російські фізособи-підприємці. До речі, відправниками комах з України також були ФОПи.
Крім того, Україна експортувала до Молдови бджіл на $13,4 тис., на $24 тис. - до Німеччини, на $19 тис. до Китаю та на $11 тис. бджоломаток до Польщі.
Кліщі та павуки
Агенти біологічного захисту рослин (ентомофаги) – нетиповий експортний продукт України. Під агентами біологічного захисту маються на увазі хижі кліщі, які захищають культурні рослини від певних шкідників. Як це працює? Запускають в теплицю партію таких кліщів (які абсолютно безпечні для людей), де вони знищують своїх природніх ворогів.
Таких захисників Україна експортувала в 2017 році на $653 тис. Кліщі постачалися у дві країни – Росію та Казахстан. На першу прийшлося більше половини обсягів кліщів.
Комах постачали три компанії: ТОВ «Біопродакшн» ($120 тис.), ТОВ «Біо Захист» (на $381 тис.) та ТОВ «Райзин Резалтс» (на $150тис.).
Павуків Україна експортувала на $3,8 тис. В інші країни постачалися тарантули, павуки-птахоїди, Брахіпелма боемі, Моноцентропус Балфурі та Тринідадський шеврон.
Серед них найбільше було експортовано тарантулів – 120 штук та павуків птахоїдів – 110 штук. Павуків експортувала лише одна компанія - ТОВ «Біон Тераріум-Центр». Найбільше компанія продавала павуків до Японії.
- Информация о материале
О превратностях стратегического партнерства
Радикальные трансформации в современной геополитике далеко не редкость. Трудно сказать, что именно служит их катализатором — экономические интересы или стремление сохранить власть любой ценой, или же, что скорее всего, и то и другое.
Но на наших глазах сплошь и рядом бывший еще вчера безобидным популизм повсеместно превращается в самую что ни на есть агрессивную форму национального эгоизма, а вполне рациональные политики начинают принимать решения, необъяснимые с точки зрения логики.
Среди наших близких и дальних соседей подобные трансформации наблюдаются в Венгрии и Польше, поддержка Украины сочетается с иррациональным стремлением еще больше усилить зависимость от российского газа в Германии, а президент Чехии Земан уже вторую каденцию души не чает в агрессивной России.
Однако наиболее удивительные и стремительные изменения произошли с нашим стратегическим партнером Турцией.
К счастью, Анкара все еще придерживается четкой позиции по вопросу непризнания аннексии Крыма и прилагает определенные усилия по блокировке транспортного сообщения с полуостровом (хотя турецкие корабли как ходили, так и продолжают ходить, нарушая не только украинские законы, но и предписания собственного правительства). Но семь личных встреч и двенадцать телефонных разговоров между Путиным и Эрдоганом только в течение прошлого года не прошли даром: строительство первой нитки «Турецкого потока» завершается, и, кроме того, как стало известно недавно из российских источников, Анкара дала согласие на реализацию на своей территории второй нитки этого газопровода.
Обитателей Бештепе — президентского дворца в респектабельном районе турецкой столицы — трудно обвинить в отсутствии расчета. Опытный политик Эрдоган не единожды обходил самые сложные препятствия на пути к практически единоличной власти, которая ждет его после президентских выборов 2019 г. Стремление сохранить и приумножить власть (причем в форме, удобной правящей Партии справедливости и развития, а не США или ЕС) лежит в основе динамичного потепления турецко-российских отношений, наступившего после «ледникового периода» первой половины 2016-го.
Оттепель настолько стремительная, что ныне впору говорить о достижении температуры кипения, столь тесна и горяча оказалась дружба с Путиным. 4 млн российских туристов, возврат торговых преференций и турецких рабочих на стройки РФ, поставки С-400 — все это еще можно хоть как-то объяснить экономическими дивидендами в первом случае и желанием насолить США во втором.
Однако ситуация с «Турецким потоком» выходит за границы рациональной логики и требует объяснений. Ведь Турция — стратегический партнер, с которым Украина не только установила беспрецедентный уровень открытости границ, которые можно пересекать даже по внутренним документам, но и строит сотрудничество в области чувствительных проектов в ОПК, рассчитывает на политическую поддержку в противостоянии с Россией. И вот что выясняется, если детальнее разобраться в этом вопросе.
Когда три года назад Путин остановил «Южный поток» и предложил заменить его «Турецким», речь первоначально шла о четырех нитках мощностью в 62 млрд кубометров, что больше «Северного потока-2». Правда, достаточно быстро выяснилось, что подобный объем является неподъемным ни с точки зрения затрат на строительство инфраструктуры, ни в контексте переформатирования рынков: на юге Европы столько газа просто некому продавать.
Тогда мощность планируемой «трубы» была уменьшена вдвое — до двух ниток общим объемом в 31 млрд кубометров, из которых одна предназначалась как бы Турции, другая — как бы Греции и Италии. Следует признать, что турки сразу предупредили своего стратегического партнера — Украину, что одну нитку — в Турцию — они строить согласятся, так как считают прямой маршрут из РФ в ТР более надежным, чем транзит через Украину, Румынию и Болгарию.
Тот факт, что прямые поставки являются не более, а менее надежными хотя бы потому, что в РФ нет ни резервных хранилищ, ни возможности поставок альтернативного газа (и то и другое есть в Украине и частично в Румынии), действия не возымел. И все потому, что Россия пообещала с 2015-го (!) скидки на газ в объеме 10,25%. Крайне любопытно и показательно, что по состоянию на сегодняшний день Турция подала на Россию в арбитраж по поводу этой скидки, которая так и не была предоставлена.
Но это не судебное разбирательство, поскольку упомянутая скидка не была зафиксирована в соглашениях, и причина этого проста — Россия прямо по ходу поменяла условия и потребовала документальной фиксации (на бумаге) не только скидки, обещанной Россией, но и полноправного участия Турции в строительстве обеих ниток газопровода. На тот момент Турция отказалась. Более того, в прошлом году пять турецких компаний-импортеров российского газа по «Балканскому» маршруту, то есть через Украину, подали на «Газпром» в суд в связи с несправедливыми, по их мнению, ценами на газ. Решение по этому иску ожидается в следующем году.
И вот наступил 2018-й. К этому времени построен уже подводный участок до турецких территориальных вод первой нитки газопровода, получено разрешение на работы в исключительной морской зоне ТР и начаты работы по строительству наземной инфраструктуры по приему российского газа. Ожидается, что уже в следующем году первый газ по «Турецкому потоку» достигнет берегов Турции. Это ожидаемое развитие событий.
Но вот 19 января источники в «Газпроме» сообщили о получении разрешения от Турции на строительство и второй нитки газопровода, которая должна выйти к границе Греции в 2019 г. Более того, якобы укладка подводного участка обеих ниток велась параллельно, то есть так, как будто Россия никогда и не сомневалась в согласии Турции на реализацию всего проекта в целом. И это притом, что ЕС четко и однозначно заявил об отсутствии поддержки этого проекта и о том, что никаких усилий по его реализации на территории ЕС (а ведь там, в первую очередь в Греции, еще нужно строить соответствующую инфраструктуру) предпринимать не собирается.
«Газпром» уже объявил о рекордном объеме запланированных инвестиций на 2018 г. в объеме 1,2 трлн руб., и, по мнению финансовых аналитиков, он их найдет, если только санкции в отношении РФ не будут ужесточены.
Однако Турция не ограничилась выдачей «Газпрому» необходимых разрешений. Правительство ТР приняло постановление, согласно которому предоставлены существенные налоговые льготы для работ, которые будут выполняться в рамках строительства «Турецкого потока». Компании, работающие при реализации проекта в исключительной экономической зоне Турции в Черном море, а также на платформах, будут освобождены от налогов, а проектные работы и юридические услуги — от НДС. Налоговые и таможенные льготы распространят на транспортные средства, в том числе суда, а также на поставки труб, других материалов, оборудования и запасных частей.
Следует отметить, что в Турции налоги — это святое. Их отмена является крайне редким решением, которое принимается на политическом уровне. И важно понять, что за алхимия такая стала причиной очень спорного решения, грозящего серьезными последствиями для Украины.
Одна из причин, по не бесспорному мнению некоторых аналитиков, заключается в том, что Россия и Турция оказались очень тесно связанными проблемой Сирии. Период демонстративного трехстороннего взаимодействия Россия—Иран—Турция закончился, когда в конце прошлого года Путин объявил о «победе» над террористами и о сворачивании операции в Сирии. Однако для Турции ситуация выглядела совершенно иначе.
Как и было ясно с самого начала, интересы РФ и ТР в Сирии совершенно разные. Для Анкары важно устранить от власти Башара Асада, которого поддерживает Москва, а также не допустить образования автономии сирийских курдов вдоль турецко-сирийской границы. В регионе Африна создаются самые неожиданные коалиции из дюжины различных группировок, действующих кто при поддержке США, кто — России, кто — Турции. Так вот, по сбитому недавно боевиками российскому Су-25, как предполагают специалисты, стреляли именно протурецкие боевики, что, однако, не вызвало прогнозируемой реакции Москвы, которая нуждается в Анкаре для реализации своих энергетических планов.
Считается, что для Турции вторая нитка «Турецкого потока» является удобным инструментом давления на РФ, который не требует затрат (разве что только освобождение от налогов), но позволяет получить некую свободу действий в политически важном для Эрдогана регионе на севере Сирии при молчаливой позиции Москвы.
Вторая причина резкого изменения позиции Турции — экономическая. Пример Германии, упорно поддерживающей «Северный поток-2», строительство которого превратит ФРГ в крупнейший европейский газовый хаб, вдохновляет правительство Турции. Анкара также стремится превратить свою страну в мощного транзитера энергоресурсов и, возможно, площадку для торговли азербайджанским, иранским, иракским и российским газом. Отказ от «Балканского маршрута» ослабит возможности Турции по сглаживанию пиковых нагрузок, которые в зимний период бывают весьма ощутимыми, учитывая, что практически вся электрогенерация осуществляется на газе. Однако запуск ТАНАП, который ожидается уже в конце этого года, должен минимизировать возможные неудобства.
Кроме того, по имеющейся информации, турецкие импортеры не собираются полностью отказаться от транзита российского (и не только) газа через Украину, просто сократить его в 3,5 раза. Неясно, правда, возможно ли технологически обеспечить транзит столь несущественных объемов газа (до 3,5 млрд кубометров вместо 14 млрд) и будет ли такой транзит экономически оправданным. Во всяком случае, контракт «Газпрома» с турецкой компанией «Боташ» на такой транзит действует до 2021 г., и так же, как и в случае с европейскими потребителями, он подписывался без участия Украины.
Совершенно очевидно, что поддержка Турцией второй нитки «Турецкого потока», если это найдет свое подтверждение в официальных договоренностях ТР с Москвой, станет серьезным ударом для Украины и еще больше сблизит Турцию и РФ в политической плоскости. Серьезное обострение отношений Турции с США и ЕС, находящихся на самом низком уровне за последние 15 лет, на фоне непропорционального сближения с Россией вряд ли являются просто внешнеполитическими маневрами. Похоже, что Турция начинает выстраивать стратегические отношения с врагами наших друзей.
- Информация о материале
Харківський метрополітен придбав дверні навіси на 57% дорожче, ніж метрополітен в Дніпрі
Харківський метрополітен в лютому 2018 року придбав 50 п’яткових дверних навісів ПДН-74 по 8700 гривень без ПДВ за 1 штуку.
Договір уклали з ФОП Юхно Тетяна Анатоліївна, яке зареєстроване в Краснокутському районі.
- Информация о материале
Не забыть о российском паспорте: за что задержали мэра Одессы Труханова
Мэр Одессы Геннадий Труханов утром в среду, 14 февраля, был задержан в киевском аэропорту «Борисполь» сотрудниками Государственной пограничной службы Украины и передан Национальному антикоррупционному бюро. Одесского городского голову подозревают в хищении в особо крупных размерах. В деталях и перспективах дела разбирался «Апостроф».
Подозрение мэру Одессы Геннадию Труханову и другим чиновникам горсовета (вице-мэру Павлу Вугельману, директору департамента коммунальной собственности Алексею Спектору и главе комиссии по вопросам коммунальной собственности Василию Шкрябаю) было объявлено вечером во вторник, 13 февраля. В тот же день во время проведения следственных действий задержали еще трех человек. Национальное антикоррупционное бюро подозревает их в присвоении имущества путем злоупотребления служебным положением в особо крупных размерах (ч.5 ст. 191 УК Украины).
«В сентябре 2016 года мэрия Одессы приобрела здание, ранее входившее в целостный имущественный комплекс ГП «Завод «Краян», за 185 млн грн у частной структуры, которая в начале 2016 года сама приобрела этот комплекс на аукционе, организованном ликвидатором госпредприятия, за 11,5 млн грн. Полученные от мэрии 185 млн грн фирма-продавец попыталась перечислить компании с признаками фиктивности, руководитель которой сейчас находится в зоне АТО. Однако детективы НАБУ и прокуроры САП предотвратили эту попытку легализации и добились наложения ареста на счета частной компании-продавца здания. С тех пор постоянно совершаются попытки снятия ареста со счетов, в том числе путем внезапного изменения цены договора в январе 2018 года», - сообщили в НАБУ.
Вручить подозрения лично до этого времени никому из фигурантов не удавалось. По сообщениям СМИ, Геннадий Труханов находился в отпуске еще с 26 декабря и пребывал за границей, как и другие подозреваемые. В НАБУ предупреждали, что будут предпринимать все необходимые меры для того, чтобы установить место пребывания подозреваемых и в случае чего огласить их в розыск.
Однако уже 14 февраля пограничники задержали одесского мэра в аэропорту «Борисполь», куда он прибыл рейсом из Варшавы. Позже задержали еще одного фигуранта дела – заместителя городского головы Павла Вугельмана, которому также вручили подозрение.
Сам Труханов уже успел заявить, что по собственной инициативе прервал свою заграничную командировку и решил вернуться в Украину.
«Официально заявляю, что не намерен ни от чего прятаться. Тем более, что правда и закон – на моей стороне. Более того, прервав командировку, я попросил своего адвоката официально связаться с НАБУ и сообщить о времени моего приезда, дабы избежать дальнейших спекуляций», - написал мэр Одессы в своем Facebook.
Народный депутат Мустафа Найем называет возвращение Труханова хорошо спланированным юридическим шагом.
«Труханов – грамотный человек, ему вчера предъявили подозрение, а у него же есть юристы, они понимают, что следующий шаг – это объявление его в розыск. А это совсем не хорошая для него история. Я думаю, что стратегически для него было правильно (понимая, что у него здесь активы, которых он может лишиться) решить вернуться в Украину, надеясь на то, что он в суде сможет сказать: «Я вернулся, я готов сдать свои загранпаспорта, дайте подписку о невыезде, дайте мне домашний арест», - сказал «Апострофу» нардеп.
При этом парламентарий сомневается, что мэр Одессы смог договориться, чтобы с него совсем сняли подозрения.
«Дело несложное, это не банк, не офшоры. Здесь все очень просто: взяли здание, продали своей же компании по заниженной цене, а потом перепродали другой компании намного дороже. А если посмотреть в реестр, то эта компания пытается, понимая, что уже не спасет все деньги, отменить часть ареста, они суетятся. Это дело будет очень сложно закрыть, оно ведь появилось не потому, что кто-то проводил расследование, оно появилось потому, что было очень очевидно для общественности, вообще общественность первой забила тревогу, поэтому снять с него подозрение будет крайне сложно», - уверен Найем.
По его мнению, самое главное сейчас – отстранить Труханова от должности мэра и расследовать другие эпизоды, связанные с ним. «Это касается и российского гражданства, и по земле, и по аэропорту, и по «Краяну», - пояснил он.
Политический эксперт Андрей Золотарев считает, что Труханова хотят таким образом сместить с поста. «Тучи над ним сгущались давно, было очевидно, что городского голову выдавливают с поста, но последние недели события резко форсировались, - заявил он «Апострофу». – В общеполитическом плане Труханов был абсолютно лоялен к власти, его сложно в чем-то упрекнуть. Вопрос скорее в коммерческом противостоянии и только во вторую очередь в политическом. Место «хлебное», учитывая реалии Южной Пальмиры. Плюс страна вступает в новый политический цикл, а Одесса – это один из самых знаковых регионов страны».
О начале предвыборной кампании говорит и политолог Игорь Петренко. «Можно предположить, что в дальнейшей будет идти «зачистка», особенно в регионах. Я думаю, что мы будем видеть усиление президентского влияния, возможно, замену каких-то мэров или губернаторов, особенно учитывая влияние того же Труханова в Одессе и вообще в одесском регионе. Возможно, где-то нужно поставить более хорошего электорального менеджера, учитывая, что мы уже вступили в предвыборную гонку. Губернаторам и мэрам придется много работать в этом направлении, на них будет много ответственности», - сказал он «Апострофу».
Специализированная антикоррупционная прокуратура будет требовать для Труханова меру пресечения в виде содержания под стражей с альтернативой залога в 50 млн грн, для его зама – залог в 30 млн грн, для других фигурантов преступной схемы – 10 млн грн. По последней информации, судебное заседание по избранию меры пресечения мэру Одессы состоится в четверг, 15 февраля.
- Информация о материале
Прицельная стрельба. Как отечественный бизнес вооружает украинскую армию
«Всю жизнь я восхищаюсь оружием», — говорит Сергей Горбань. Первый раз он выстрелил из винтовки, когда пошёл с отцом на охоту. После школы поступил в военное училище, а будучи взрослым, начал профессионально заниматься стрелковым спортом. Но Горбаню всегда хотелось большего — не просто стрелять, но и создавать оружие. Детская мечта сбылась, когда он основал оружейную компанию «Зброяр», которая производит винтовки. Начиная с 2015 года предприятие активно сотрудничает с украинской армией. Для этого ему понадобилось пройти долгий путь: создать собственное конструкторское бюро, построить завод и инвестировать более $11 млн в производство.
Guns & Roses
Начать оружейный бизнес помог случай. Перед одним из соревнований по стрельбе Сергею Горбаню нужно было починить винтовку. Оказалось, что сделать это в Украине невозможно. «Тогда в стране попросту не было предприятия, которое бы занималось созданием или ремонтом оружия, — вспоминает предприниматель. — Если бы мне тогда кто-то помог отремонтировать, я бы, наверное, не начал заниматься бизнесом, связанным с оружием». Пустая ниша на украинском рынке и личная проблема подтолкнули Сергея к активным действиям. В 2006 году вместе со своим братом он открыл компанию «Зброяр». Стартовый капитал составил $500 тыс. Их предприниматель заработал в другом своём бизнесе — компании «Аскания Групп», одной из самых больших экспортёров роз из Украины. На эти деньги Горбань арендовал цех киевского радиозавода, купил два современных станка с числовым программным управлением, а также ряд устаревших машиностроительных станков советских времён.
По его словам, винтовка начинается с профессионализма людей, которые её делают. При запуске предприятия с профессионалами возникли проблемы. «Найти квалифицированный персонал очень сложно, — говорит бизнесмен. — Профессионалы в оружейном деле — преимущественно пенсионеры». Горбань считает, что причина кроется в отсутствии хорошего профессионально-технического образования. В итоге нашли 10 человек, которые имели опыт работы в похожей сфере в Советском Союзе, и запустили «Зброяр».
Первый блин
На протяжении следующих четырёх лет предприятие получило лицензию на производство стрелкового оружия и начало создавать изделия. Получалось не всё. Например, на разработку первой винтовки К-007 инженеры потратили почти два года. Но в серийное производство её так и не запустили — цеху не хватало мощностей. Множество деталей приходилось заказывать на других предприятиях. Постоянные срывы сроков поставок и брак наносили компании убытки. По информации Фокуса, «Зброяр» сделал не более одной тысячи винтовок К-007, заработав на этом около $150 тыс.
Следующее изделие украинской компании — винтовка для спорта и охоты Z-008. Её отличительная черта — элементы затворной группы, выполняемые с допустимой погрешностью в 0,0003 дюйма. Такую точность оценили спортсмены. Сперва на локальных состязаниях, а потом и на международных — в 2011 году украинская команда получила серебро на европейском чемпионате. Чтобы наладить выпуск спортивных винтовок, в 2009-м предприятие купило ещё несколько станков за $250 тыс. Но проблема недостатка цеховых мощностей осталась.
Чтобы её решить, братья Горбани взялись за строительство завода. Его возведение началось в 2009 году недалеко от Киева, в Броварах. Суммарные инвестиции в создание предприятия, конструкторского бюро и первых винтовок составили около $2,3 млн. С 2010 года, когда закончилось строительство, компания начала выходить на массовый рынок. В «Зброяре» сменили большую часть коллектива. К разработке оружия присоединилась молодёжь, работники аэрокосмической индустрии, которые переквалифицировались в оружейников. Рынок решили завоёвывать с охотничьим самозарядным карабином Zbroyar Z-15, который является отечественной версией американской винтовки семейства М16. Параллельно в оружейной компании активно занялись продажей винтовки Z-008. Её цена колебалась от $2 до $3 тыс. За 2013 год было продано около 500 винтовок.
Помимо Z-15 конструкторское бюро занималось изготовлением ещё одной полуавтоматической винтовки с поворотным затвором — Z-10, которая стала украинским прототипом AR-10. Сегодня наша армия заинтересована именно в этой полуавтоматической винтовке. Выход на украинский рынок и продажа винтовок Z-10 и Z-15 принесли компании $900 тыс. прибыли.
В итоге до 2015 года в предприятие инвестировали почти $11 млн. Объём продаж оружия, конечно же, не перекрыл этих вложений. Самый успешный год в истории компании — 2014-й. Тогда, по словам Горбаня, спрос на оружие из-за ситуации в стране вырос более чем на 50%. А оборот компании, по данным Фокуса, составил почти $1,5 млн. Мощности завода в Броварах тоже возросли — за год на «Зброяре» могли произвести 4 тыс. винтовок.
Опасные связи
После финансово успешного 2014 года компания полностью переформатировала роботу. Причина для этого была более чем весомая — сотрудничество с Министерством обороны.
«Если не будем кормить свою армию, придётся кормить чужую. Я рад, что наша власть поняла это и начала заниматься модернизацией войск», — говорит Сергей Горбань. Ещё в 2014 году представители «Зброяра» пришли в Минобороны и показали две винтовки — Z-10 и Z-15. Они понравились чиновникам. Дальше начался долгий процесс согласований, проверок и подготовки документации для министерства.
О том, сколько именно государство заказало оружия, предприниматель молчит. «У нас очень строгий контракт, я не могу разглашать никаких деталей», — подчёркивает Горбань. Говорит, что за невыполнение заказа компании грозит не только штраф, сумма которого в несколько раз превышает стоимость самого заказа, но и уголовная ответственность. По словам бизнесмена, после того как начали выполнять госзаказ, штат предприятия вырос на 50%. Сегодня в «Зброяре» трудятся более 100 человек.
Горбань признаётся, что работать с государством тяжело. В первую очередь из-за процедурной части. «Государственная машина устроена совсем по-другому. Там сложно что-то сделать быстро», — говорит бизнесмен.
Произвести оружие и заключить контракт с министерством — это полдела. Цель у «Зброяра» куда масштабнее. «Наша задача — создавать комплексный продукт, — объясняет Сергей Горбань. — Мы обучаем бойцов пользоваться новым оружием и следим за его исправностью».
Сегодня компания почти не производит оружия для массового рынка — все силы брошены на работу с украинской армией. Также оружием отечественного производителя интересуется Нацполиция. Детали сотрудничества с ней находятся под грифом «секретно».
Среди важных планов компании — создать собственное производство высокоточных патронов. В его реализацию, по данным Фокуса, придётся вложить около $2,5 млн. Судя по тому, что предприятие полностью загружено госзаказами, за которые Украина рассчитывается вовремя, деньги на запуск производства патронов наверняка найдутся.
- Информация о материале
Страница 105 из 2102
