Главная
Маша
Давно это было, у моих родителей только – только родился ребенок и это даже не я.
Квартиры не было, жить негде, зато была молодость и романтический настрой. Вот родители завернули младенца в три одеяла и поехали в точку на карте под названием Беломорск.
Дали им семиметровую комнату в общежитии. Папа целыми днями пропадал у себя на работе, даже в выходные, а Мама дома с младенцем.
Очень скоро Мама заскучала без работы, без огней города и даже без треньканья трамваев. Она мечтала, хотя бы о кошечке - Маше, но, к сожалению ее мечта не могла осуществиться, ведь местный комендант был очень строг и крайне несправедлив, кстати, раньше в нашей комнате жила семья, которую как раз и выселили за наличие запрещенного котика.
Бесконечная осень плавно переходила в такую же беспросветную зиму.
Даже мухи от скуки передохли, а может быть, просто, уснули до весны.
Вроде бы вчера еще летали, приходилось с газетой по комнате бегать, а сегодня вот только одна. Сидит за столом, не боится, не улетает. Мама замахнулась газетой, но… плавно отложила ее в сторону.
Взяла две крышечки от бутылок, в одну капнула воды, в другую сыпнула сахару и медленно придвинула к бесстрашной мухе.
Никто так и не узнал - была муха мальчиком, или девочкой, но отзывалась она на имя Маша, ну или почти отзывалась.
Маша оказалась далеко не дурой и не мешала жить своим гигантским хозяевам. Немного летала, из крышечек своих лакала, к ребенку тоже не лезла, чувствовала, что ни к чему хорошему это не приведет. Ну, что еще от воспитанной мухи надо?
Даже Папа смирился с Машкой, все-таки домашнее животное, да и комендант не будет против.
Однажды вечером папа примчался с работы раньше обычного и показал Маме два билета в кино.
Мама как обрадовалась, так тут же и расстроилась:
- Юра, ну какое может быть кино? А ребенок?
- Я все продумал, договорился с соседями, они пришлют своего Ваську, Вася посидит. Дам ему полтинник на мороженое.
Нужно же и тебе от дома отдохнуть.
Десятилетний Вася получил подробные инструкции по уходу за ребенком, взял деньги вперед и уселся на табурет возле детской кроватки.
Мои счастливые родители уже сидели в кино и даже смотрели киножурнал перед фильмом, как вдруг не сговариваясь, они глянули друг на друга и синхронно вскрикнули: «Маша!»
Полчаса отчаянного бега по морозному Беломорску и задыхающиеся родители уже стояли на пороге дома. Довольный Вася отбросил свернутую газету и сказал:
- Что-то быстро ваше кино закончилось, Дядя Юра, с вас еще двадцать копеек, я тут не просто с ребенком сидел, а еще и за мухой гонялся. Еле убил.
Даже у папы испортилось настроение, он машинально вручил Васе 20 коп. и не прощаясь закрыл за ним дверь.
А вот Мама очень расстроилась, она взяла настольную лампу и принялась изучать каждый сантиметр пола, чтобы найти несчастную сбитую Машку и похоронить ее в горшке с геранью.
Не нашла.
Молча сели ужинать.
Муха Маша тоже к тому времени окончательно успокоилась, убедилась, что Вася уже ушел, она выбралась из своего тайного убежища и спокойно спикировала на стол к своим тарелочкам.
Муха бегала по столу, вскидывала лапки, она показывала хозяевам пантомиму об ужасах пережитого вечера и непереставая жаловалась на Васю. Родители смеялись до слез, и Папа вдруг сказал:
- Кстати, пойду заберу назад двадцать копеек – это дело принципа. Вася ведь нас обманул, муху он так и не убил.
Мама развеселилась еще больше и ответила:
- А что ты ему скажешь? Маша жива…?
- Информация о материале
Молитва о мире во всем мире Божественная литургия в Безвинно-Посадском Храме Гнева Господнего на Крови
О, международная террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации!
Хор: Федерации Российской слава!
Да убей же себя скорее всеми способами, описание которых на территории Российской Федерации запрещено!
Хор: Федерации Российской слава!
Да свершат наши защитники с каждым из твоих воинов то мужское естество, пропаганда которого в Российской Федерации запрещена!
Хор: Федерации Российской слава!
Да покроет разлагающиеся тела твоих приспешников микрофлора, что покрывает элитные сорта продуктов, запрещенных ко ввозу в Российскую Федерацию из стран санкционного списка!
Хор: Федерации Российской слава!
Да свершится сие во имя Отца и Сына и Святаго духа и иных субъектов традиционных конфессий, включенных в список конфессий, разрешенных на территории Российской Федерации!
Хор: Федерации Российской слава! Слава! Вечная слава!
Аминь!
- Информация о материале
Пердоган от Эрдогана, або Жили-были два барана
История ходит кругами так быстро, что иногда наступает себе на хвост. Умные люди, берущие пробы из ноосферы, изучающие развитие цивилизаций и системы общества утверждают, что история ходит не кругами, а по спирали – то есть каждый виток завершается качественно иным, более высоким положением штатных ситуаций в трехмерном пространстве развития. Но то для умных людей третье измерение придумано, а для плоских дураков история всегда бублик.
Последние дни все шо ошпаренные пишут про сбитый турками российский боевой аэроплан, других тем нет, и вся Россия не знала такого горя со времен падения самолета «Максим Горький» на станцию метро «Сокол». Сплошное #жесюиштурмовик, и «когда же Путин, в ответ на удар в спину», высадит зеленых человечков в Анталье, или хотя бы начнет поставлять курдам «Буки». Чтобы те в отместку сбивали турецкие (или чьи при случае попадутся) лайнеры, а мы опять скажем, что нас там нет, и хитро сделаем глазом вот так: «блым-блым».
Я выждал приличное время траура, но погружаться в глубины конспирологии и аналитики не хочу, потому что жизнь коротка, а фантазия беспредельна. Выдвигаются сотни версий и прогнозов, хотя самая правдоподобная – это болливудская: у Эрдогана и Путина родинки на одном и том же месте полужопий, и они братья-близнецы, разлученные в детстве.
* * *
Предельно упрощенная ситуация сводится к классической композиции из одного мостика и двух баранов. Пока Путин у себя строит свой «русский мир», Эрдоган у себя точно так же строит мир османский. И, в отличие от гяуров, у которых из «Третьего Рима» и «Русского Мира» постоянно получается гибридный «третий мир», строит более-менее успешно. В основном – за счет правильного выбора союзников и тенденций.
Россия же действует чисто в рамках своей уникальной внешнеполитической доктрины – союзников выдумывать, а врагов создавать. При этом выдуманным союзникам принято срать на голову, а к реальным врагам поворачиваться спиной и прочими филейными частями, а также просить посторожить чемодан, пока москаль сбегает за сигаретами.
В итоге Турция – член НАТО, а Россия дружит, преимущественно, с волшебными гномиками в своей голове.
Я неспроста начал лекцию с кругов истории. История отношений России и Турции богата и разнообразна, и накружила в своем разнообразии много чего - от простой декапитации до квалифицированного посажения на кол. Только в новом времени москали и турки воевали двенадцать раз, проводя мирное время между войнами в веселых пограничных перестрелках, и натравливая друг на друга соседей то на Балканах, то на Кавказе.
Побеждал обычно тот, кто был ближе к Европе в военном, политическом и экономическом аспекте. Собственно, бодание в виде потешной национальной борьбы, смысла не имело, и выглядело как военно-историческое кино с элементами черной комедии – типа приключений князя Голицына в Крымских походах. Надо было сперва закупить у англичан оружие, а у французов и германцев офицеров, и вот тут уже начиналась какая-то конкретика, более-менее похожая на комбат, а не на чемпионат по французской борьбе в уездном шапито.
Суворов (который генералиссимус, а не резун) говорил, что один турок одного русского всегда побьет. Сто на сто будут биться равно, а тысяча русских всегда погонит тысячу турков. Кацапы любят надменно записывать это высказывание воинственного кузнечика на счет врожденной способности русского солдата к коллективному бою. Однако достаточно посмотреть на нарисованного турецкого солдата и на суворовских «чудо-богатырей», да книжек полистать, чтобы понять, что весь секрет успеха в прусской дисциплине и плотности огня. Врожденные же навыки коллективного боя неплохо показала РККА во время операции «Драп-41», когда упереться рогом у отступающих войск получалось только там, где удавалось восстановить прусскую дисциплину вместо русской пассионарности.
На данном круге истории именно Россия занимает геополитическое место «турков», постоянно отстававших от северных гяуров в скорости заимствования ништяковых франкских убивачек и навыков их применения.
* * *
И вот, значит, приходят к вам в Османский Мир какие-то отсталые русские, всю историю портившие вам жизнь, и начинают портить уже современную модернизированную Блистательную Порту. При том, что понимать ваши проблемы должны как никто другой.
У турок есть свои аналоги российских сербов и прочие братушек – в данном случае туркоманы, к которым они так же неровно дышат, как кацапы к «русскоязычным» всех стран. Поэтому бомбежка путинскими соколами братских туркмен вызывает у османов ощущения, сходные с теми, которые испытывает зауральская кацапня от киселевских новостей об оккупированной Украине: «Укропы бомбят в Донецке детей и женщин». С той разницей, что туркоманов действительно бомбят.
У турок, как и русских, есть свои имперские амбиции и желание решать дела не только в регионе, но и в рамках собственной цивилизации (курим Хантингтона). Более того, исторически эти претензии более обоснованы, сгенерированы отнюдь не телевизором, и куда как раньше имплантировались в национальный менталитет, чем кацапское вставание с колен на голову по команде из радиоприемника. А вообще, как в размышлениях Безумного Шляпника о словах на букву «М», турки считают своим все, что начинается на «тур» - турков, туркмен, туристов. То есть, мессианский синдром у южных богоносцев протекает ничуть не легче, чем у северных, и сакральность они могут найти даже в турбинах, турнирах и турмалинах.
У турок даже свой Крым есть (по странному совпадению – тот же самый Крым, что и у кацапов), с одни отличием – татарский народ Крыма действительно народ, и действительно братский туркам - и множество татар живут «на два дома». Этот народ не был привезен туда полста лет назад в скотских теплушках на поселение из рязаней, он там жил веками. И его действительно прессуют по этическому признаку – в отличие от мифических бендерофашистов, якобы ехавших в «поездах дружбы», которые не видел никто.
А самое главное, шо у турок президент такой же самоуверенный баран, как и у москалей. Упоротый на провинциальном мессианстве, перегребающий полномочия, подтирающийся законами, ревнующий к власти и и игнорирующий реальность. Да, и со сходными методами решения текущих проблем в стиле «уебать» тоже. Султан османов против хана московитов, так сказать.
И тут эти два болливудских барана-близнеца, разлученные в детстве (видите, я не шутил про индийское кино), встречаются на одном мостике. Причем один баран понимает, что этот мостик - его территория, а второй баран не понимает, что он баран. Fight!
* * *
Короткая ремарка. Для того чтобы вы поняли все изящество москальской политики в подобных вопросах – вспомните, что аннексию Крыма, который турки считают, если не своей территориальной частью, то исторической и культурной точно, ебнутые московиты вслух для всего мира обосновали Кючук-Кайнарджийским договором 1774 года, позорным и унизительным для Турции. А после этого с ясными глазами пришли дружить-союзничать с турками, чтобы еще немножечко положить на них хуй с небес. Если у вас есть какие-то личные определения для подобного поведения, то пользуйтесь ими смело, ибо слово «пиздец» здесь блекнет.
А у меня других слов нет - это какая-то запредельная степень то ли дурости, то ли бесстыдства, от которой зашкаливает даже датчики ноучного батискабля «Садко».
* * *
Так от. Жив-був соби дедушко Терентий, старшина в отставке. Нелюдимый, но умелый – потомушо помнил еще Халхин-Гол. Людей он не любил, но ограничивался только бурчанием «Сталина на вас нет», а также держал «Сирка на чипочку» – шоб чужие, кроме почтальона с пенсией, во двор не ходили.
И тут на деревню дедушке Терентию свалились городские дачники с детьми. Дачники еще ладно – взрослые больше на рыбалке бухают, а вот дети стали обносить яблони, кидать в Сирка из-за тына камни, а поутру оставлять под забором всякие шприцы, бутылки и использованные презервативы.
А потом заезжие засранцы оборзели вообще, и устроили через огород дедушки перелаз – чтобы по улице крюка не давать. Дедушко сначала бегал за ними с хворостиной и гукав «геть», но здоровье уже не то. Пошел дедушка к родителям шкодников, сообщим им, что Сталина на них нет, и потребовал немедленно прекратить безобразие.
Родители, снисходительно улыбаясь, ответили: это же дети, какой с них спрос? – на сьом месте дедушка охуел, потому что своих детей за подобное он пиздил нещадно вожжой, а шкодят теперь и вовсе не его дети, такшо спрос очень даже может быть. Кроме того – сказали дачники – мы в одном селе живем, и надо уважать соседей (здесь дедушка охуел еще сильнее, услыхав, что летние понаехалы теперь его соседи, которым положено уважение и перелаз в его огороде). А чтобы дед успокоился и не поймал инсульт, дачники угостили его яблоком, в котором старый Терентий опознал белый налив из своего сада.
На этом месте у отставного старшины окончательно сорвало крышу, дед молча развернулся, пошагал домой, а там начал забивать ружжо солью и готовить засаду в крыжовнике по всем правилам военного искусства.
* * *
Школьники в интернете спрашивают – как это можно: за семнадцать секунд сбить самолет, и нет ли тут злого турецкого умысла? Отвечаю – есть, и еще какой. Турки срисовали радарами этот литачок, внимательно следили за ним, заранее подняли в воздух перехватчики, будучи абсолютно уверены, что русское быдло поведет себя как обычно, скороговоркой пробормотали десять раз: «стой стрелять буду – стреляю!» и всадили под хвост заблудившимся авиаторам шустрый сайдвиндер. Фактически, самолет этот умер задолго до взлета, еще при прошлом нарушении воздушной границы, когда тупые кацапы не отличили последнее турецкое предупреждение от последнего китайского.
Посмотрите на карту события. Вот эта турецкая сиська на южной границе и есть тот самый перелаз, через который российские мальчишки гоняли через дедов огород. Турки злились, протестовали, предупреждали, на что русские с белозубой гагаринской улыбкой и чисто детской непосредственность отвечали: «Ништо... Дялов-та... Чявой уж там!», задорно хлопали турков по феске и продолжали летать дальше.
Просто им так было удобнее – проскочить пару километров над запретной зоной - чем крюка давать. Это же лишние три минуты. А турки – чо турки? Утрутся. Союзники должны помогать друг другу... И тут предсказуемо для всех, кроме российских дебилов, бахнула дедова берданка. А кацапская псиська упала.
Эрдогану ведь тоже трудно живется, поймите. Народишко горячий, визири воруют, соседи подлые. Последние выборы были вообще валокординовые, не дай Аллах – действительно последние. А московы опять нарушают положняки, и уже демонстративно кладут хуй на недостроенную Блистательную Порту, путая свободу поведения оллинклюзивных тагильцев с предполатой, со свободой поведения боевых самолетов в турецком небе. Визири с ехидными улыбками спрашивают по утрам в Диване: «Как спалось, Реждеп-ага? Как себя чувствует несравненная Эмине-ханум?» - а в перерывах шушукаются в кулуарах и скорбно качают чалмами с алмазными перьями: «Да... Акела уже не торт...»
А ведь Акела еще очень торт. Причем торт-наполеон. И свое место в Диване ценит не меньше Путина.
Ну что, русским шайтанам трудно летать нормально, если их несколько раз попросили? Это что, так дорого стоит, или надо обязательно, втянув Турцию в абсолютно неинтересные ей гомноходовочки с бомбежкой родных туркоманов и поддержкой враждебного Асада, чтобы отвлечь внимание от Крыма, еще и в бороду ей наплевать? А дальше что? Русня будет вытирать ноги о молитвенный коврик и сморкаться в паранджу жены?
* * *
«Ай-яй-яй!» - закричал Путин: «У меня, кажется, в спине ваш нож!» «Ой-ой-ой» - ответил Эрдоган: «А у меня в ягодице твоя канцелярская кнопка».
А потом, как водится в приличных кругах, Эрдоган, выразил вместе с премьером Давутоглу сожаление о произошедшем инциденте – вай, как жалко! Напрасно пропал такой хороший, красивый и дорогой русский самолет! А ведь их не так уж много осталось у России! («Ц-ц-ц…» - сочувственно и с пониманием качали головами остальные турки). Но учтите: прилетите еще – собьем еще. С огромным, конечно же, сожалением.
На этом все и закончится, поскольку один баран силен по деньгам, а второй – по рогам. Раенчик там турецкий, и нечего по нему шастать чужим пацанам. Кацапская биомасса попердит возмущенно и успокоится, ей покажут видео, как турки массово стоят на коленях во время намаза, а Киселев объяснит, что это турецкий народ кается перед Россией. Ну, или вместо молящихся турок возьмут видео с курбан-байрама в Москве, подмонтировав фоны – ракоцапне все сгодится, она и не такое говно сожрет, и даже вкуса не заметит.
* * *
Терпеливые европейцы воспринимают необходимость сбивать охуевших «путинских соколов», срезающих небесные дорожки по чужим огородам, как тяжкое бремя. И всячески пытаются избежать его, чтобы не брать грех на душу. Поэтому менжуются, чешут репу над радарами, и готовы бережно выгнать полотенцем назойливую муху в форточку, а потом высказать претензии по дипломатическим каналам.
Турки же видят мир ровно наоборот – муху, чтобы не брать грех на душу, надо уебать пантофлей немедленно. Хоть бы и разбив стеклянный столик, на который она села. А потом уже, по дипломатическим каналам послать все претензии нахуй.
И мне удивительно, что кацапы обижаются на турок из-за какого-то паршивого древнего самолета и двух лузеров, которых бабы еще нарожают. На самом деле, Россия и Турция - действительно, братские народы. Сходные до идентичности. Это вам не крымский ступор украинцев, и не европейское менжевание. Это свое, родное, азиатское. Только турки еще круче оказались - не блеяли «настамнет, это ополченцы», а весело начали обниматься после удачного попадания и тут же позвонили в Москов спросить - как вам, гяурам, понравилось гореть в овраге, и не хотите ли еще?
Самое время братьям обняться, заплакать от счастья встречи и станцевать на радостях что-нибудь восточное. Но не подставляя при этом друг другу спину, потому что - кто же так глубоко понимает брата, как его брат
- Информация о материале
Загадочная русская спина
Игильствующая Турция, науськанная вселенским злом, недавно пожимавшим ни о чем не подозревающую руку президента РФ на саммите «Двадцатки», вероломно, без объявления войны, нанесла России подлый удар в спину, потому что куда Россию ни ударь - у нее везде спина.
Конечно, ничего особенного загадочного в русской спине нет. Известно, что победить великого русского воина в честном бою можно только зайдя к нему с тыла, особенно когда он занят избиением какого-нибудь очередного безоружного терпилы и так увлекся этим благородным делом, что ничего вокруг не замечает от радости. Победить великий русский бомбардировщик еще труднее, тем более что не так уж просто определить, где именно у него спина, а уж сидящие внутри путинские соколы сами кого хочешь победят.
Что вообще может сделать путинскому соколу дикий турок из несостоявшейся страны, все жизненное предназначение которого состоит в том, чтобы жарить для русских людей шаурму из собачатины да растаскивать их по номерам анталийских отелей, пьяных в зюзю от чувства национального величия? Всякий образованный русский Иван знает, что турки летают на пивных бочках и плавают на «бананах», и аэропорты у них только для того появились, чтобы там могли приземляться современные русские самолеты «Боинг» с богатыми туристами, несущими на бровях цивилизацию Достоевского в этот отсталый варварский край. К тому же, кишка у турок тонка, а у русских, наоборот, очень толста, иногда им даже кажется, что она самая толстая в мире, потому-то их никто и не сбивает, хотя в последний год редко какой европейской стране не приходилось поднимать истребители на перехват очередных русских ухарей, залетевших на чужую территорию, дабы показать свою молодецкую удаль: пусть только попробует кто тронуть, пойдут клочки по закоулочкам, держите Вову семеро.
Турки тронули, и Вова несколько растерялся: непобедимых и легендарных путинских соколов, чьи деды, как известно, валили фашистские «мессеры» по двадцать штук за вылет одной левой, второй рукой параллельно строча любовные письма великому Сталину, - натовские «коллеги», предварительно десять раз предупредив, прихлопнули до такой степени невзначай, что поначалу в России никто даже ничего не понял. И если бы Турция, сбившая Су-24 исключительно в воспитательных целях, чтобы до Путина, наконец, дошла серьезность просьбы отцепиться от сирийских туркмен, не начала трубить об этом на всех углах, еще не известно, что бы по этому поводу официально сообщил своим гордым зрителям телеканал «Звезда», - вполне возможно, что и ничего. Где ожесточенный бой за облаками? Где неравная схватка смелого русского бомбардировщика с тридцатью истребителями противника, двадцать девять из которых он умело уничтожил в рукопашном бою? Где подвиг Гастелло, направившего подбитый, но не сломленный самолет в самую гущу главарей ИГИЛ, собравшихся поглазеть на расправу? Где, в конце концов, мужественный марш-бросок штурмана Мурахтина, который с оторванными по шею ногами дополз из Сирии до самого Кремля и разрыдался на груди у Путина, после чего тот лично пришил ему силиконовые протезы и вручил звезду героя?.. Собственно, нигде, но на то он и удар в спину, чтобы русский витязь, испустив тихий стон, беззащитно упал на пробитую комсомольскую попу в колосящиеся верблюжьи колючки с удивленным лицом обиженного ребенка, а в его чистых васильковых глазах застыл извечный русский вопрос: «За что?»
Тот же вопрос, в принципе, был и у Владимира Владимировича: что он в данном случае сделал такого, чего не делал всегда? Ну да, клал на требования турок, так он на всех пытается класть, иначе потеряет лицо и самоуважение, к тому же, турки могли утереться и вообще не суетиться под союзником, особенно принимая во внимание, что у того такая толстая кишка. Кроме того, Владимир Владимирович гибриден и не понимает, как это так можно в двадцать первом веке - сбить самолет и сразу признаться? Приличный человек, когда сбивает самолет, первым делом должен сказать, что это не он, что в районе турецкой границы как раз в это время видели голландский конопляный дирижабль и еврейскую конницу, не говоря уже об индейцах, и еще была третья сторона, которую никто вслух не называет, но все же, конечно, понимают, кто за этим стоит; Путин бы, со своей стороны, требовал отмены трибунала по малайзийскому «Боингу», удорожания нефти и выдачи Турчинова, после чего бы снова всех переиграл, напирая на комплекс вины и историческую миссию русского народа.
Однако ничего, кроме нового удара в спину, от коварного Эрдогана Владимир Владимирович не получил: турецкий коллега чистосердечно сознался во всем и таким образом поставил Путина перед необходимостью защиты чемпионского пояса властелина мира или хотя бы главного хулигана на районе. До сих пор именно репутация опасного гопника, связываться с которым себе дороже, позволяла Владимиру Владимировичу преумножать славу русского оружия в схватках с безоружными, и в какой-то момент российский президент как-то забыл о том, что главное в таком деле - не слишком сильно вставать с колен, потому что рано или поздно по всем законам статистики во дворе появится еще один гопник, не стесняющийся с руками, а из друзей у тебя традиционно остались только русская армия и русский флот, ну и еще, конечно, рок-звезда Кипелов, который на фоне печальных новостей из Турции обдолбился до такой степени, что чуть не отправился добровольцем среди ночи на сирийский фронт, но наутро пришел в себя, стремительно откосил и теперь бойко торгует синглом «Непокоренный».
Владимир Владимирович, как и подобает загнанному в угол геополитическому мачо, прежде всего обиделся и попробовал блатной надрыв насчет израненной спины и встречных обвинений в адрес Турции в преступном игильстве, от которых потом можно было бы откреститься, ссылаясь на состояние аффекта. Для внутреннего потребления была заготовлена отличная версия о том, что за Эрдоганом, конечно же, переминается с ноги на ногу от нетерпения нескладная фигура Обамы, который только и ищет повод, как бы чужими руками начать третью мировую и уничтожить планету: по сообщению «сразу ряда арабских СМИ», некий источник в администрации президента Турции видел, как на саммите «Большой Двадцатки» Обама кивнул Эрдогану головой, и это ж понятно, что он таким образом дал санкцию на уничтожение русского самолета.
Вот если бы Эрдоган наехал на Владимира Владимировича сам, один на один, тогда бы Владимир Владимирович ему, конечно, обязательно навалял, делов-то, а если целый Обама в драку вписывается, то, может, и черт с ним, с тем Эрдоганом, раз он такой трус, пусть живет, мы еще встретимся, козел, ходи и оглядывайся, а пока ждем официальных извинений и возмещения ущерба. Другими словами, Владимир Владимирович уже согласен взять деньгами, ну или хотя бы кожаными куртками, на худой конец жвачками «Турбо» или какой другой гуманитарной помощью, лишь бы получить извинения и спрыгнуть с темы с таким видом, будто именно так он все с самого начала и замышлял.
Увы, Эрдоган так и не понял, зачем ему извиняться, и пообещал при случае повторить; что же касается русских людей, то они уже давно мечтают «повторить» - слишком уж долго победившие деды выедали им мозг, и сколько бы страшных санкций ни обещал туркам грозный Владимир Владимирович, вряд ли очумевший от ежемесячных парадов народ ими полностью удовлетворится, тем более что некоторые особо смышленые уже поняли, кто обычно страдает от санкций, придуманных Владимиром Владимировичем. К тому же, если уж Путин месяцами бомбит Сирию тупо в целях профилактики, только за то, что оттуда когда-нибудь может прийти в Россию какой-нибудь террорист, а может, впрочем, и не прийти, то за уже состоявшуюся военную атаку это геополитическое мачо должно, по логике его поклонников, как минимум полмира с землей сровнять, иначе не поймут. Так что теперь Владимиру Владимировичу, кажется, и вправду спрыгивать некуда. Если, конечно, кто-нибудь не подтолкнет - в спину, разумеется. Хотя в затылок тоже можно.
- Информация о материале
Исключительный резерв
Судебную власть лихорадит. Во всяком случае, другие ветви власти, общественные активисты создают все условия для этого. У судей больше нет уверенности, что завтра их не уволят, пожалуйся на них какой-то адвокат. Некоторые готовы сменить судейское кресло на теплое место в адвокатской компании. Как утверждают сами представители Фемиды, дайте судьям какие-то гарантии при уходе в отставку, и вы увидите, как система «очистится» сама. Впрочем, парламент не спешит «очищать» ее: процесс увольнения по общим основаниям проходит с большим скрипом. 12 ноября депутаты, наконец, мобилизовались и смогли рассмотреть увольнение более 200 судей. Эта новость взбудоражила кандидатов в судьи, несколько лет находящихся в резерве – освободились вакансии, значит, у них может появиться шанс реализовать долгожданную мечту.
«Резервисты» оказались не к месту
Как известно, в течение 2011–2013 гг., еще до Революции Достоинства, в соответствии с положениями Закона «О судоустройстве и статусе судей» Высшей квалификационной комиссией судей были проведены 3 отбора кандидатов на должности судей, по результатам которых в кадровый судейский резерв были внесены в целом 2367 человек. Все эти отборы проводились по разным правилам. С точки зрения результативности наиболее успешными были кандидаты первого отбора, поскольку 99% из них сейчас отправляют правосудие.
При объявлении каждого конкретного отбора ВККС исходила из прогнозируемого количества вакантных должностей судей с тем, чтобы каждый зачисленный в кадровый резерв кандидат имел реальную возможность реализовать свое право быть назначенным на должность судьи. Однако закон устанавливает 3-летний срок действительности результатов квалификационного экзамена, по окончанию которого кандидаты отчисляются из резерва. В связи с этим 12 ноября с. г. у 610 лиц (по данным «резервистов», а по данным ВККС – у 597 – прим. ред.) истек предельный срок, в течение которого они могут находиться в резерве.
Виноваты ли кандидаты в том, что их так и не рассмотрели как претендентов на судейское кресло? И нет, и да. Некоторые из них по своим соображениям ждали более «удобных» вакансий, не участвуя в конкурсах на места в судах отдаленных регионов. Однако объективная причина состоит в том, что в работе органов, ответственных за кадровые назначения в судебной системе, случился разлад. Так, начиная с 11 апреля 2014 г. ВККС, в силу положений Закона «О восстановлении доверия к судебной власти в Украине», не осуществляла полномочия по проведению конкурсов на занятие вакантных должностей судей, по внесению в Высший совет юстиции рекомендаций о назначении кандидатов на должности судьей, а ВСЮ, ввиду отсутствия кворума, не был полномочным вносить представления Президенту о назначении таких лиц на должность судьи. Таким образом, в течение довольно длительного периода кандидаты из всех трех отборов не могли реализовать свое право участвовать в конкурсах на занятие должностей судей.
Очевидно, с целью решить возникшую с резервом ситуацию законодатель предусмотрел в п. 15 заключительных и переходных положений Закона «Об обеспечении права на справедливый суд» норму о продлении действительности результатов квалификационного экзамена кандидатов на должность судьи, однако эта норма касалась только 11 человек исключительно первого судейского отбора. Таким образом, с принятием данного Закона для 1208 кандидатов, находившихся в резерве на занятие должности судьи по состоянию на июнь 2014 г., были созданы менее благоприятные условия в части срока пребывания в резерве, чем для остальных 11 кандидатов.
22 октября с. г. по инициативе кандидатов из «второй волны резервистов» спикеру ВР Владимиру Гройсману было направлено письмо, где они указали, что таким образом был нарушен задекларированный в ч. 2 ст. 38 Конституции принцип равенства кандидатов на должность судьи в праве на доступ к государственной службе. По их мнению, с учетом явных признаков дискриминации, которые содержатся в вышеупомянутой законодательной норме, в случае продолжения ее существования в приведенной редакции право на доступ к государственной службе подлежит защите в соответствии со ст. 8 и 14 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод, а также ст. 1 протокола №12 к ней. Таким образом, они намекнули, что в случае, если закон не будет изменен, они могут обратиться за защитой своих прав в суды, в т. ч. в Европейский суд по правам человека.
Стоит также отметить, что на проведение таких массовых мероприятий, как отбор кандидатов, государством были потрачены значительные средства. Как отмечают «резервисты» в своем письме, на проведение второго отбора кандидатов на должность судьи в 2012 г. было потрачено 1 229 807,68 грн, на проведение третьего отбора – 1 196 666,93 грн и использовано большое количество государственных средств на 6-месячную специальную подготовку кандидатов в Национальной школе судей.
Что мешает депутатам?
Впрочем, закон парламентарии менять не спешат. Законопроекты №2429а и №2429а-1 о продлении для всех без исключения кандидатов на должность судьи срока действия результатов квалификационных экзаменов были внесены еще летом 2015 г. – 22 июля и 3 августа соответственно. Постановлением Верховной Рады от 15 сентября с. г. они включены в повестку дня 3-й сессии 8-го созыва, однако до сих пор не рассмотрены профильным Комитетом ВР по вопросам правовой политики и правосудия. Формальная причина – отсутствие вывода Главного научно-экспертного управления ВР. Еще один законопроект №2358а авторства председателя указанного Комитета Руслана Князевича уже в который развыносится на рассмотрение в сессионный зал. Планируется его рассмотрение и на этой неделе, 26 ноября, однако ввиду совокупности факторов его принятие опять могут отложить.
Опрошенные народные депутаты считают, что на текущий момент есть более важные проблемы, чем вопрос о «резервистах». Давит на депутатов и общественное мнение о необходимости набора совершенно новых людей в судебную систему. Учитывая, с каким трудом парламентарии решают простейший, на первый взгляд, вопрос об увольнении судей в отставку или в связи с достижением 65 лет, можно представить, каких усилий им стоит разобраться с тем, стоит ли давать право людям, ранее сдавшим экзамен, участвовать в конкурсе на вакансии в судах. Скажем прямо, отдельные члены Комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия или избегали ответа на вопрос, или честно признались, что законопроекты не читали, а о проблеме знают лишь поверхностно.
Очевидно, причина игнорирования вопроса о «резервистах» состоит также в том, что пока не совсем ясно, каким будет окончательный вариант судебной реформы, и в связи с этим достаточно сложно прогнозировать необходимое количество судей. Если система судов будет оптимизирована, количество должностей сократят и места, соответственно, распределят между уже работающими в судебной системе людьми. Немаловажным является и вопрос о судьбе «пятилеток», которым, возможно, придется проходить конкурсный отбор. А есть еще вопрос, скорее, моральный: насколько справедливо давать право «резервистам» участвовать в конкурсе на «льготных» основаниях (без повторного квалифэкзамена), если уже действующие судьи должны проходить переаттестацию? Все эти факторы в комплексе не дают возможности четко ответить на вопрос, как поступить с резервом. Вместе с тем, от этого ответа зависит судьба не одной сотни людей, которые ждут определенности.
ВККС не спешит
Что касается проведения нового конкурса, то Высшая квалификационная комиссия судей объявлять его не спешит. Во-первых, с Советом судей до сих пор не согласован окончательный вариант Порядка и методология проведения первичного оценивания действующих судей, т. е. так и не решен вопрос с началом достаточно масштабной процедуры. Учитывая предстоящую и сегодняшнюю нагрузку на ВККС, которая рассматривает материалы по двум процедурам – согласно старой и новой редакции Закона «О судоустройстве и статусе судей», проведение конкурса может просто сорвать ее работу.
Во-вторых, на данный момент в судах всего 129 вакансий, и ради них проводить сложную процедуру, включающую специальную проверку кандидатов, смысла немного. Кроме того, не закрыт приоритетный для Комиссии вопрос о переводе судей из судов зоны АТО. Если Верховная Рада примет поправку, и их прикрепление не будет ограничиваться 6 месяцами, возможно, многие не захотят переводиться сейчас.
Да и в целом нет смысла объявлять новый отбор и тратить на его проведение бюджетные средства до принятия изменений в Конституцию в части правосудия и решения вопроса о том, сколько в Украине нужно судов и судей.
Очевидно, что немаловажную роль будет играть внимательность и настойчивость кандидатов. Например, можно вспомнить случай, когда 18 августа 2014 г. еще старый состав ВККС исключил 33 кандидата из резерва в связи с истечением срока действия результатов квалифэкзамена, однако уже в феврале 2015 г. новым составом было решено в связи с возможными изменениями законодательства отложить вопрос об их исключении. После принятия изменений повезло 11 из 33 кандидатов, которые не подавали или отозвали заявления об участии в конкурсе.
Таким образом, судьба тех, кто сдавал квалифэкзамен в сентябре 2012 г. и 3 года стоит в очереди на судейской кресло, находится в руках законодателей. Всего год остался и у представителей третьего отбора – в декабре 2016 г. их попросят «на выход». Подготовка же кадров в рамках нового отбора в условиях действующего Закона займет не менее 18 месяцев и потребует значительных бюджетных вложений.
Комментарии
Дмитрий Шпенов, член Комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия
– Законопроекты №2429а и №2429а-1 продлевают срок действия квалификационного экзамена для кандидатов на должность судьи, которые находятся в резерве на замещение вакантных должностей судей (один – на 425 дней, другой – на 8 месяцев). Я поддерживаю данные законопроекты и поднимал вопрос о скорейшем их рассмотрении в Комитете. Эти законопроекты не были рассмотрены по формальным причинам – из-за отсутствия вывода Главного научно-экспертного управления. Хотя Комитет обращался, чтобы вывод дали в первоочередном порядке.
Что касается законопроекта №2358а авторства Руслана Князевича, то он Комитетом рассмотрен и уже не первую неделю выносится на рассмотрение в сессионный зал. Этот законопроект предусматривает, что кандидаты, которые находятся в резерве, и те, кто уже были рекомендованы ВККС, но не были назначенные на должность судьи, повторно сдают квалификационные экзамены.
Моя позиция такова, что нужно продлить срок пребывания в резерве для кандидатов на должность судьи. Это отображено в моем законопроекте о внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно приведения стандартов правосудия в соответствии с международными принципами). Я считаю, что государство должно думать о людях и не разбрасываться уже подготовленными кадрами. Во-первых, государство не может перекладывать вину и ответственность за свою бездеятельность на людей. После принятия Закона «О восстановлении доверия к судебной власти в Украине» ВККС не осуществляла свои полномочия с апреля по декабрь 2014 г., а Высший совет юстиции – с апреля 2014 по июнь 2015 г. Т. е. судьи, находившиеся в резерве, не имели возможности реализовать свое право участвовать в конкурсах на занятие вакантных должностей. Кроме того, Верховная Рада только на прошлой неделе смогла уволить 224 судей в отставку и в связи с достижением 65 лет. Это значит, что 224 вакансии были заняты, и на их замещение конкурс не открывался. Кандидаты, которые находились в резерве, объективно не могли участвовать в конкурсе. Так разве они виноваты, что из-за бездеятельности органов власти не могли реализовывать свои права?
Во-вторых – по поводу повторной сдачи квалификационного экзамена. Опять нужно думать о людях. Государство постоянно меняет правила игры. Это все равно, что человек закончил вуз, сдал экзамены, написал диплом, а через 3 года ему говорят: «Правила поменялись, диплом недействителен, и нужно заново сдавать экзамены». Разве это логично? Кроме того, сдача нового экзамена равносильна признанию, что у нас в стране нет профессионалов, что экзамены, которые были проведены по рекомендациям и под наблюдением независимых международных наблюдателей, и которым была дана высокая международная оценка, плохие. Это же абсурд! Зачем готовить специалистов, чтобы потом сказать, что поменялось руководство, и поэтому все начинайте заново? Кандидаты, которые находятся в резерве, уже подготовлены, и им нужно продлить срок действия их результатов экзаменов и дать шанс принимать участие в конкурсе на замещение вакантных должностей.
Игорь Бенедисюк, председатель Высшего совета юстиции
– Вы знаете, что даже по нашим представлениям на увольнение более 300 судей лишь недавно было решение Верховной Рады. Поэтому трудно прогнозировать действия этого органа, а тем более его деятельность по принятию законодательных актов. Единственное, что могу сказать, так это то, что когда нас информируют о законодательных актах, которые, например, касаются назначения и увольнения судей, мы пытаемся высказать свою позицию по этим вопросам и ставим парламент об этом в известность.
Сергей Козьяков, председатель Высшей квалификационной комиссии судей
– Относительно зарегистрированных в Верховной Раде законопроектов, касающихся резервистов, есть два прямо противоположных идеи. Одна из них – продлить срок действия сданных ими экзаменов, вторая – не продлевать. Предлагается даже вернуть те документы, которые ВККС уже передала в Высший совет юстиции, чтобы кандидаты из резерва снова прошли через процедуру оценивания, экзаменов и т. д. 16 ноября на заседании ВККС мы начали рассматривать вопросы относительно исключения их с резерва, но решили пока сделать паузу.
Вообще в резерве у нас было около 1200 кандидатов, этот резерв создавался специально для института следственных судей, введенного в соответствии с нормами УПК 2012 г. Однако под него так и не было найдено ни средств, ни вакансий, поэтому люди просто ждали. Из той картины, которая складывается сейчас, получается, что резервисты имеют право (при условии, если Комиссией будет объявлен отбор) снова пройти все процедуры, которые они проходили несколько лет назад. Психологически это очень тяжело. Я общался с множеством из них и могу сказать, что они очень недовольны и имеют для этого все основания. Ведь государство сначала предложило им такую процедуру, провело ее, а возможности завершить ее сейчас нет. Шанс на то, что будет принят закон, продлевающий срок пребывания кандидатов в резерве, есть. Однако я прагматик и знаю, что сейчас этот вопрос в парламенте политизируется. Вот когда это будет в компетенции Высшего совета юстиции, такой политизации больше не будет, но для этого нужны изменения в Конституцию.
Александр Удовиченко, судья Высшего хозяйственного суда Украины
– Вопрос о назначении судей из числа лиц, которые находятся в резерве кандидатов на замещение вакантных должностей в судах, находится в компетенции ВККС и ВСЮ. По моему мнению, в данном случае можно применить принцип правовой определенности: если лицо в определенный период времени выполнило все выдвинутые государством условия для обретения определенного статуса, оно имеет возможность реализовать свое право на этот статус. Это значит, что если то или иное лицо в свое время получило рекомендацию ВККС на основании действующего на тот момент закона, и данная рекомендация не была поставлена под сомнение (не признана недействительной или незаконной, относительно кандидата нет уголовных производств), нельзя лишать такого кандидата возможности реализовать свое конституционное право на выбор профессии или рода деятельности.
Леонид Емец, первый зампредседателя Комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия
– Конституционная реформа, которая сейчас проводится, является одной из причин того, что многие законодательные инициативы не находят реализации. Хотя регистрировать в парламенте законопроекты, касающиеся в т. ч. и резервистов, никто не мешает. Проблема с резервистами действительно существует, но боюсь, что просто так ее решить не удастся, хотя предложения продлить срок пребывания кандидатов на должности судей в резерве есть. Я являюсь сторонником идеи, что все судьи должны пройти через открытые конкурсы. Таким образом мы снимем и проблему резервистов, поскольку все претенденты, в т. ч. и действующие судьи будут изначально в одинаковых условиях, а значит, смогут претендовать на ту или иную должность. Должности судей, таким образом, займут только лучшие и достойные люди.
Михаил Макарчук, секретарь дисциплинарной палаты ВККС
– Я не могу сказать, почему Верховная Рада не принимает соответствующие законы. Они решают, что является главным и важным. Что касается резервистов, думаю, нужно продлить срок их пребывания в резерве. И не только потому, что ВККС долго не работала. На сегодняшний день мы не сможем обеспечить надлежащую ротацию судей в связи с их увольнением. В резерве примерно 600 человек, у которых 12 ноября истек 3-летний срок пребывания там. У нас еще остается 500 человек, но вакансий может быть значительно больше. Если учесть информацию, которую предоставляет СМИ председатель Верховной Рады В. Гройсман, многие судьи скоро могут быть уволены. Если он говорит о 800 судьях, которых следует уволить, а у нас в резерве только 500, мы уже не сможем закрыть все имеющиеся вакансии, ведь для того, чтобы их обеспечить, закон предусматривает прохождение особой процедуры: отбор и годовое обучение в Национальной школе судей. Было бы разумно и целесообразно продлить срок пребывания кандидатов в резерве на определенный период, чтобы мы могли без ущерба для судебной ветви власти проводить ротацию судей.
Павел Луцюк, член Высшей квалификационной комиссии судей
– Кандидатам в судьи ничего не остается, кроме ожидания. Почему их вопрос не рассматривает Верховная Рада? Вместо того, чтобы принять правильный закон, и если что-то пойдет не так, его потом изменить, они пытаются обвинить судей во всех грехах. Они ничего не делают. В отношении тех людей, которые прошли отбор, сказать им, что они все никто и ничто – это неправильно. Надо понимать, что это не судьи, на которых уже кто-то жалуется, а только претенденты, которые изъявили желание быть судьями и прошли соответствующий отбор. Государство на них затратило средства, ресурсы, потенциал. И сейчас говорить: «Извините, вы нам не нужны, а если хотите, идите по новому кругу...» В подавляющем большинстве они нормальные люди, а если там и есть негодяи, их надо отсеять и не принимать.
В Комиссии у нас у каждого может быть свое видение. Хотя я не могу понять, почему мы должны привязывать статус резервиста к работе Комиссии или Высшего совета юстиции. Мы можем говорить, что вины резервиста в случившемся нет, и поэтому можно было бы продлить срок пребывания в резерве. Но я считаю, что если человек уже прошел отбор, его надо допустить к следующему этапу. Работала Комиссия или нет, работал Высший совет юстиции или нет, делала что-то Верховная Рада или нет, вообще не должно учитываться. В чем вина резервиста? Получается, что мы к такому значительному количеству молодых и перспективных специалистов, которые могли бы быть хорошими судьями, относимся без уважения к их возрасту, статусу и тому, что они уже сделали. Мы хотим воспитать человека таким, чтобы он уважал остальных, применял закон, а сами к нему относимся не лучшим образом. Конечно это вопросы не к Комиссии, а к парламенту. Законодателям надо думать не только и не столько о политических перспективах, если они, конечно, хотят сделать людям хорошо, а еще и о недостатках своей работы.
Истории «резервистов»
Судейский отбор глазами кандидата
Татьяна Ющенко, кандидат второго отбора
– Учитывая актуальность темы реформирования судебной системы, все больше людей задаются вопросом, можно ли без знакомств и денег стать судьей в Украине. И в отличие от политиков, работающих на собственные рейтинги, экспертов, анализирующих сухую статистику, самый точный ответ на этот вопрос может дать только тот, кто проверил систему нового отбора на себе.
Общеизвестным является тот факт, что до 2010 г. процесс отбора кандидатов на должности судей не основывался на конкурсных началах, был неэффективным и непрозрачным. Ключевую роль в то время играли субъективные факторы, а не профессиональные или моральные качества кандидатов. Хотя безапелляционно утверждать, что старая система не допускала к должностям профессионалов, было бы неправильно, поскольку я лично знакома с многими людьми, которые действительно достойны носить высокое звание судьи. В 2010 г. был принят Закон «О судоустройстве и статусе судей», которым устанавливалась новая процедура отбора кандидатов на должность судьи, соответствующая высоким европейским стандартам.
Учитывая необходимость освежить в памяти теоретические знания основ юриспруденции, подготовку к участию во втором отборе я начала за год до его объявления. Но как оказалось в дальнейшем, сложности начали возникать еще на этапе подачи документов в ВККС, которой было установлено правило: ответственность за правильность заполнения документов всецело лежит на кандидате. Огромное количество юристов, желающих испытать новую процедуру отбора на себе, можно сравнить разве что с нынешними конкурсами в патрульную полицию. Кандидаты занимали очередь за три дня, жили в машинах, некоторые даже спали на ступеньках в подъездах домов, находящихся рядом с пунктом приема документов. ВККС Украины даже пришлось продлить срок приема документов.
Это был настоящий Юр-Фактор! Анонимное тестирование, а также квалификационный экзамен проводились в одном огромном помещении под присмотром международных наблюдателей, журналистов, общественности. Все происходящее фиксировалось видеокамерами. Замечу, что в отличие от нынешнего прокурорского конкурса, кандидаты на должность судьи не были ознакомлены с базой вопросов, выносящихся на тестирование, а тем более с правильными ответами на них. Вопросы тестирования и практические задания по 4 специализациям отличались запутанностью и высоким уровнем сложности. Однако со всей ответственностью могу заявить, что при надлежащей теоретической и практической подготовке успешно пройти эти стадии отбора мог каждый юрист.
Следующей стадией отбора было прохождение собеседования в ВККС для определения уровня моральных качеств кандидатов и зачисление в резерв по его итогам. Именно таким образом в ноябре 2012 г. был сформирован судейский резерв. А затем выяснилось, что прохождение в резерв своими силами не дает никаких гарантий назначения на должность. Все последующее пребывание в резерве сводилось к тому, чтобы ждать объявления конкурса и »угадывать» суд. Поучаствовав в конкурсах на замещение вакантных должностей в судах, находящихся на расстоянии от 100 до 800 км от дома, прихожу к выводу, что следуя тем правилам проведения конкурсов, которые установил бывший состав ВККС, не обладая экстрасенсорными способностями, «угадать» суд было очень сложно.
Нынешний состав ВККС устранил эти недостатки, установил новый порядок проведения конкурса. Наконец-то он стал прозрачным! Единственная проблема заключается в том, что был объявлен всего один конкурс по новым правилам в мае с. г. на 100 с небольшим вакансий для 1200 человек. При этом с апреля по декабрь 2014 г. ВККС была неполномочной, резерв простаивал, и срок пребывания в нем кандидатов, зачисленных в 2012 г., безрезультатно истекал. Таким образом, тот тяжкий путь к зачислению в резерв, который прошли кандидаты на должность судьи, рискует быть пройденным зря по одним только формальным соображениям.
Вспомнилось, как перед собеседованием в ВККС все кандидаты письменно отвечали на вопрос «Почему Вы хотите стать судьей?» Не понимаю тех, кто писал, что это было их мечтой с детства, т. к. будучи матерью двоих детей, не могу представить себе ребенка, мечтающего судить других людей. Но соглашусь с тем, что для судейской профессии «честь нужно беречь смолоду» и работать над собой всю жизнь. Не зря ведь общество предъявляет самые высокие требования моральности к судьям и священникам. Обе профессии, кроме знаний и жизненного опыта, предполагают наличие самого ценного – умения быть беспристрастным, терпимость, умение выслушать и быть услышанным, судить, но не осуждать. Для меня профессия судьи – это каждодневный труд, ограничения, самодисциплина. Довольно длительное время я работала помощником судьи и всегда буду благодарна ей не только за помощь в овладении практическими навыками правоприменительной работы, но и за обучение главному правилу: «Судья должен строго следовать Закону в работе и в повседневной жизни, избегая даже простого впечатления, что он не исполняет Закон». Именно вера в торжество Закона и Справедливости движет нами в борьбе за право быть назначенным на должность судьи.
Моя история, или Заметки кандидата
Ольга Кузнецова, кандидат второго отбора
«Счастье объединяет людей, но ненадолго». Эти слова очень точно подходят к каждому из кандидатов на должность судьи, пребывающих в резерве. Все мы были одинаково безмерно счастливы успешному прохождению каждой ступени на пути к зачислению в резерв. Казалось бы, с 4 апреля (дня, когда ВККС «запустила машину» нового второго отбора) до 12 ноября 2012 г. (дня зачисления в резерв) всего 7 месяцев и 8 дней. Но и тогда, и сейчас кажется, что за это время прошла целая жизнь…
4 апреля 2012 г., прочитав о начале проведения нового отбора и оглянувшись на свой 7-летний стаж работы помощником судьи, я, не раздумывая ни секунды, начала сбор необходимых документов. Перечень их небольшой, но…
Вот тут и появилось первое (и как оказалось, не единственное) «но»…
Итак, два сертификата о прохождении наркологического и психиатрического осмотра – получены; медицинская справка со всеми печатями и требуемым заключением – с трудом, но получена; фотографии разных размером (требовалось и 3×4, и 3,5×4,5 см) – сделаны; анкета – заполнена; копии трудовой книжки, дипломов о полученном образовании – готовы. Все в двух экземплярах. Теперь надо подать все это в срок до 27 апреля – и все! И тут снова «но».
11 апреля, сжимая в руках папку с проверенными тысячу раз документами, вместе с коллегой, также решившей бороться за свою мечту, едем в Киев. Задворки, территория склада, бесконечное количество людей… Стояли до самого вечера. День запомнился знакомствами, тихими беседами, усталостью, возмущениями, разговорами на повышенных тонах, дракой, милицией, окончанием работы приемной комиссии ВККС, досадой, долгой дорогой домой. Именно в таком порядке. Не удалось сдать документы и в четверг. В пятницу наметился прогресс – появились две инициативные группы и два списка лиц, желающих подать документы. Мы записалась в оба. Первый список в ходе «боевых действий» был уничтожен, а второй взялся охранять мужчина (насколько помню, он не кандидат, а родственник одного из желающих сдать документы), имеющий машину и вынужденный жить в ней с пятницы до следующего рабочего дня ВККС. А это был вторник, учитывая, что суббота – выходной, воскресенье – Пасха и понедельник – снова выходной.
Приехали в Киев в понедельник вечером и решили проведать мужчину со списком. Он мужественно дежурил у ворот на Полесской, список был закрыт в машине. Сняли номер в гостинице. Встали в 5 утра, чтобы успеть на первый трамвай, шли пешком, потом ехали и снова шли пешком. Наконец мы у цели. Список сохранен. Выстраиваемся в очередь. Перекличка тех, кто заходит, и тех, кому нужно приготовиться. Тех, кто не отозвался (не услышал, отошел погреться, попить кофе и т. д.), вычеркивали сразу, и они оказывались в конце этого бесконечного списка. И вот к концу дня у меня нет сил, зато прижимаю к сердцу листок формата А-5 с печатью ВККС о принятии документов и красивый буклет (памятку) кандидату на должность судьи. Все, кому удалось сдать документы, были самыми счастливыми на свете и этим похожими друг на друга.
И вот объявлено о долгожданном тестировании. Подъем в 3 утра, выезд в 4.20 первой маршруткой на Киев, 7.00 – регистрация и ожидание… Холод, дождь, ветер, нет воды и прочих очень необходимых человеку вещей… Нас впускают в помещение. 3584 человека, стремящихся к одной цели.
12.30 – торжественное открытие, внос коробок с заданиями, пожелание удачи и начало тестирования.
Вздох. Окончание времени. Бланк сдан. Выдох.
6 июня. Проходной балл 63. Ура!! Иду дальше.
Месяцы подготовки в режиме: работа, дом, книги, учебники, статьи, практика и снова работа, дом, книги.
11 сентября. Держу в руках заветную индивидуальную карточку кандидата. Тестовая тетрадь, вопросы длиной в целый рассказ, рисование черных квадратов. Письменное анонимное тестирование пройдено.
19 и 20 сентября. Модельные судебные дела решены (и решены, как оказалось позже, правильно).
Дорога домой, снова ожидание… и меня вызывают на собеседование. Новый костюм, прическа, волнение, ответы на вопросы анкеты… И вот 14 пар глаз членов ВККС смотрят на тебя, как говорилось в известном фильме, оценивающе. Вопрос – ответ, вопрос – ответ. 5 минут ожидания (а казалось, что прошла вечность) и вердикт: 69 баллов за квалификационный экзамен.
12 ноября. Именуюсь честно заслуженным званием – кандидат на должность судьи, зачисленный в резерв. Мечта, стремление к ее осуществлению, желание быть… Но… Снова это «но».
Три года позади, 9 месяцев из которых – простой в работе судебной системы. А сейчас – борьба. Борьба за мечту, способность, умение и большое желание…
Борьба под девизом: «Бороться и не сдаваться!»
«Резервный» вопрос
16 ноября с. г. ВККС приняла решение отложить вопрос об исключении кандидатов второго отбора из резерва. С чем связано такое решение рассказал секретарь квалификационной палаты ВККС, судья Верховного Суда Украины в отставке Станислав Щотка.
– Какие законопроекты принимала во внимание ВККС, принимая решение отложить исключение кандидатов в судьи из резерва?
– ВККС принимала во внимание все три существующих на сегодня законопроекта, которые затрагивают судьбу кандидатов из резерва на замещение вакантных должностей судей. Два из них, №2429а и №2429а-1, предусматривают возможность продолжить срок действия результатов квалификационных экзаменов кандидатов, которые они сдавали в разное время. Что касается законопроекта №2358а, в нем кандидатам предлагается пройти дополнительное испытание для подтверждения обоснованности нахождения в резерве.
Как отмечают авторы законопроектов №2429а и №2429а-1, на подготовку кандидатов были потрачены государственные средства. Не только в виде прямых затрат, связанных с их обучением в Национальной школе судей и т. д., но и касающиеся организации квалификационных экзаменов. И конечно, если одномоментно исключить из резерва 597 человек из второго отбора, мы должны с этими людьми попрощаться. С другой стороны, мы понимаем, что 12 ноября с. г. срок действительности их квалификационного экзамена истек. Юридические основания для участия таких кандидатов в конкурсах на сегодняшний день отсутствуют, и ВККС не стала бы их допускать к конкурсу, если бы, гипотетически, завтра он был объявлен. Подчеркну, что решение отложить исключение из резерва этих людей мы принимали не под отлагательным условием. Мы не откладывали его до принятия какого-то законопроекта, т. е. Комиссия в любой момент готова вернуться к этому вопросу.
Кстати, ни одна норма закона прямо не обязывает Комиссию включать либо исключать кого-то из резерва. И пока мы не объявили конкурс, никаких действий с рейтингом и резервом не происходит.
ВККС воспользовалась своим правом отложить вопрос, если он требует дополнительной проработки. Это не исключает возможности кого-либо, если он не согласен с нашей позицией и считает, что его право нарушено, попытаться отстоять свое право в суде. Но мне не кажется, что мы нарушили чье-то субъективное право.
– Означает ли это решение, что заблокировано участие в конкурсах для третьего отбора?
– Комиссия пока не закончила реализацию конкурса, который был объявлен 14 мая с. г. на 145 вакантных должностей. Мы находимся на финальной стадии, поскольку практически решен вопрос о заполнении 122 вакансий.
На сегодня (20 ноября 2015 г.) в местных судах числятся вакантными 129 мест. Из них 100 вакансий – в местных общих судах по всей территории Украины и 29 – в хозяйственных и административных местных судах. Но еще 2 недели назад этих вакансий было примерно 80. Объявлять масштабный конкурс на 100 вакансий было бы не очень правильно, учитывая совокупность факторов. Во-первых, есть нерешенная проблема судей из зоны АТО, которых на сегодня 82 человека и которые претендуют на то, чтобы их перевели на вакантные места в другие суды. Во-вторых, практика ВККС в предыдущие годы шла таким путем, что конкурсу по замещению вакантных должностей судей для лиц, которые находятся в резерве, предшествовал конкурс по переводу действующих судей. На мы не можем сегодня осуществить такой перевод без квалификационного оценивания ныне работающих судей. Каждый судья обязан его пройти, а процедура квалифоценивания выписана в Порядке и методологии его проведения, который до сих пор не согласовал Совет судей Украины.
То, что ВККС не объявила конкурс, никак не связано с вопросом о судьбе кандидатов из второго отбора. Не было оснований его объявлять, потому что не было достаточно вакансий. Кроме того, это непростая процедура, которая влечет за собой серьезные юридически значимые последствия. ВККС должна перейти на усиленный режим работы: проверить действительность и основания для подачи кандидатами документов, потом выстроить рейтинг, провести конкурс и определить предварительных победителей. После этого в отношении них проводится предусмотренная законом специальная проверка, направляются запросы в ведомства, обрабатываются полученные ответы. Мы следим за полнотой поступающей информации, касающейся и проживания, и гражданства, и стажа работы, и критериев добропорядочности, этического поведения кандидата, коррупционной составляющей. Такая проверка занимает не одно заседание. Предыдущий конкурс показал, что мы по несколько раз откладывали рассмотрение кандидатур, добиваясь получения объективных данных. Сегодня мы обязаны ответственно подходить к этому процессу с учетом требований, которые к нам предъявляет общество.
Таким образом, как только Комиссия будет готова объявить конкурс для «резервистов», он будет объявлен. И участие в нем смогут принять те кандидаты, которые юридически имеют для этого право и основания.
– Считаете ли Вы, что необходимо продлить срок действия квалификационных экзаменов для «резервистов»?
– Правовые основания для продления сроков действия результатов квалифэкзаменов существуют. В своих обращениях кандидаты на должность судьи указывали, что они правомерно могли рассчитывать на работу ВККС или ВСЮ в период с 11 апреля до, как минимум, начала декабря 2014 г., но эти органы не работали. Т. е. в каком-то смысле кандидаты пострадали потому, что если бы органы работали стабильно, наверняка был бы проведен конкурс, и кто-то из этих людей, безусловно, смог бы реализовать свои ожидания. Тем более, что законодатель, принимая Закон «Об обеспечении права на справедливый суд», предусмотрел возможность продления срока в отношении определенных кандидатов.
Мое субъективное мнение: поскольку для подготовки кандидата на должность судьи надо пройти определенные этапы, и эти этапы требуют значительного привлечения бюджетных средств, я полагаю, если мы уже этих кандидатов отобрали, подготовили, проверили их уровень знаний и внесли в резерв (а это обязывает их работать и жить с оглядкой на то, что они, возможно, станут судьями, предъявляя к себе более высокие требования), оправданно было бы этот срок продлить.
– Возможно ли прогнозировать число вакансий, которые появятся в 2016 г.?
– Насколько я знаю, сейчас концептуально рассматривается вопрос изменения структуры судебной системы. Мы не знаем, будет ли, как сейчас, 4 звена, или 3 звена в судебной системе. Кроме того, сегодня работает доминанта о том, что юрисдикция судов распространяется на все правоотношения в государстве, с чем связано количество дел в судах и, соответственно, количество судов и судей. Если вследствие реформы будет изменена подсудность дел, может уменьшиться и их количество в судах. Выстраивая прогноз, надо знать, что в итоге будет записано в проекте изменений в Конституцию в части правосудия.
– Почему, на Ваш взгляд, Комитет до сих пор не рассмотрел законопроекты №2429а и №2429а-1? Запрашивал ли Комитет ВР по вопросам правовой политики и правосудия мнение Комиссии относительно законопроектов, связанных с «резервистами»?
– Комитет запрашивал у ВККС точку зрения по этому вопросу, и Комиссия подготовила и направила предложения относительно обоснованности и целесообразности законопроектов, связанных с возможностью продления срока действия квалификационного экзамена.
Что касается первой части вопроса, то эти два законопроекта в парламенте на обработке и, насколько я понимаю, происходит процедура их согласования, как и других. Я бы не стал искать в этом тайной подоплеки, поскольку и неотложные законопроекты обсуждаются в Верховной Раде не один день.
– Сколько по состоянию на сегодня вакантных должностей в судах Украины? Скольким кандидатам на должности судей из предыдущих отборов были даны рекомендации?
– По состоянию на 20 ноября с. г. количество вакантных должностей в судах общей юрисдикции (это и местные суды, и апелляционные, и высшие, и Верховный Суд) составляет 1169. 725 – это количество вакантных должностей в местных судах. 129 вакантных должностей готовы к замещению, т. е. это те вакансии, на занятие которых не объявлен конкурс и относительно которых Комиссия не давала рекомендаций для назначения, избрания бессрочно или перевода. 241 вакансия в местных общих судах Донецкой и Луганской областей, которые находятся в районах проведения антитеррористической операции, и в Окружном административном суде Севастополя. 395 вакантных должностей судей в апелляционных судах, 47 – в высших специализированых судах и 2 вакантные должности в Верховном Суде Украины.
Таким образом, из 725 вакансий всего 129 т. н. «чистых», вокруг которых не происходит каких-либо процедур. Относительно оставшихся (кроме судов зоны АТО и АРК) существуют какие-то процедурные решения – например, рекомендация ВККС о назначении, направленная в Высший совет юстиции, и т. д.
За 5 лет работы Комиссии по результатам конкурсных доборов предоставлено 1273 рекомендации кандидатам для назначения на должность судьи. В последнем конкурсе принимали участие 409 человек, и мы в его рамках предоставили 122 рекомендации. Отмечу, что из этих 409 лиц 190 были представителями кандидатов из второго отбора.
- Информация о материале
Зарплата чиновника: європейська модель в українських реаліях
Законопроект про державну службу, який от-от має ухвалити парламент, адже практично всі правки погоджено, передбачає зміну форми нарахування фонду оплати праці. Зокрема, має відбутися зміна принципів нарахування зарплати держслужбовця – з суб’єктивно-залежного зі значним преміальним фондом на орієнтований на оклад.
Це дозволить зменшити вплив керівництва на рішення та роботу персоналу, а також забезпечить передбачувану зарплату. І це – позитивна новація.
Водночас планується суттєво скоротити перелік надбавок та премій, а їхній розмір обмежити 30% фонду посадового окладу за рік.
Документом передбачено, що оплата праці залежно від посади та рангу становитиме від 2 (найнижчий ранг) до 14 (найвищий) мінімальних заробітних плат.
Чи варто говорити, що такий принцип не створює суттєвого стимулу та заохочення до ефективної і некорумпованої діяльності державної служби? Адже такий рівень оплати державного службовців не є конкурентним порівняно з приватним сектором та не спроможний створити умови для залучення високоефективних службовців.
«Європейський фонд Яценюка»
Цілком ймовірно, що саме з огляду на такі розміри зарплат прем’єр-міністр Арсеній Яценюк днями вкотре закликав Європейський Союз допомогти у створенні спеціального зарплатного фонду для українських держслужбовців. ЄС – не проти такого інструменту, але, як заявив днями єврокомісар з питань розширення та європейської політики сусідства Йоганес Ган в інтерв'ю «Європейській правді», європейцям потрібен чіткий план реформи держслужби.
Ухвалення закону про держслужбу є однією з умов для отримання Україною фінансової допомоги у 600 млн євро від ЄС на реформування державної служби в Україні.
Водночас хотілося б запитати прем’єр-міністра: а як же погоджена парламентом та урядом стаття 50 законопроекту, яка регламентує, що «джерелом формування фонду оплати праці держслужбовців є державний бюджет»?
Варіант законопроекту, який пропонується проголосувати депутатам, передбачає виключно одне джерело фінансування оплати праці державного службовця.
Звичайно, в процесі обговорення й голосування зміни в остаточному тексті закону можливі. Однак варто бути реалістом. Фінансування зарплат держчиновників з будь-яких інших фондів – ризик потрапити в залежність від точки зору країн чи осіб, які є донорами цього фонду. Це є неприпустимим та може розцінюватись як загроза національній безпеці.
Уявімо собі ситуацію, що після численних скорочень на держслужбі залишаться працювати 200 тис. осіб. Припустимо, всі вони мають уніфіковану зарплату на рівні 300 євро. Отже, фонд їхньої зарплати становитиме щомісяця 60 млн євро. За рік набігає сума у майже 720 млн євро…
Сьогодні невідомо, чи треба буде кошти фонду повертати, та якщо так, то коли, з яких джерел? Державний службовець не може виступати об’єктом інвестування, який в перспективі створить прибуток.
Звісно, такий фонд може існувати. Але тільки на певний період (1-2 роки), доки здійснюватиметься реформа держслужби. На більший термін європейці просто не погодяться.
Євросоюз може піти на створення такого фонду, але знову ж таки, бачачи перед собою чітку поетапну мету – реалізацію реформ у системі управління. Поки що така мета українською стороною не сформована, а є лише контури й наміри…
Інша, найбільш вірогідна модель функціонування фонду – покривати дельту (різницю) між можливостями держбюджету та конкурентоздатним розміром зарплати. В такому випадку кошти ЄС – своєрідна надбавка до зарплати. Наприклад, до «української» ставки в 4,5 тис. грн щомісяця додаватимуться ще «європейські» 2-2,5 тис. грн.
Але знову ж таки виникає «технічне» питання: яким чином інтегрувати фонд у внутрішні українські бюджетні відносини? Уряд, звертаючись по допомогу до ЄС, не пропонує вирішення цього питання.
За офіційними даними вітчизняного Держстату, на початок цього року середня зарплата у сфері державного управління складала 3098 грн (а у сфері фінансової та страхової діяльності, приміром, 7020 грн).
Слід зауважити, що дещо більші зарплати мають службовці вищої ланки, проте їх вчетверо менше, ніж спеціалістів – лише 26,2% від 295,7 тис. осіб (загальна кількість держслужбовців). Та рівень їхніх зарплат все одно є нижчим, ніж у топ-менеджерів у бізнесі.
Близько 40% держслужбовців отримують платню на рівні мінімальної зарплати – 1378 грн.
Державному службовцю заборонено підробляти в приватному секторі, і в державному секторі не застосовується практика «конвертів». Останні натомість часто підміняються корупційними схемами, але це вже предмет іншої дискусії.
Що таке держслужбовець?
За даними Організації економічного співробітництва та розвитку (ОЕСР), в Україні в держсекторі задіяно близько 22% працюючого населення. Тут потрібно уточнити, що ця міжнародна організація до працівників держсектора відповідно до своєї методології обчислення зараховує не лише власне держслужбовців, а й працівників державних медичних установ, а також навчальних закладів та силових відомств.
Справді, в переважній більшості країн Європи вчителі, викладачі, поліцейські, пожежники, військові мають такий самий статус, як і чиновники, і користуються уніфікованими пільгами. Якщо порівнювати кількість держслужбовців в Україні з країнами Європи, використовуючи дані ОЕСР, то наша держава (22%) перебуває десь в середині списку.
У Данії зі 100% працюючого населення 35% – працівники держсектора, у Норвегії – 34% тощо. Ми в цьому контексті маємо такий самий відсоток, як і Бельгія та Греція, та лише трохи випереджаємо Францію (21%).
Насправді в Україні чиновників – 1,64% від зайнятого населення (це, як вже відзначалося, 295,7 тис. осіб). І новий закон не передбачає зарахування до їхнього числа інших категорій працюючого населення (медиків, вчителів тощо), як це практикується в Європі.
Запропонована законопроектом формула нарахування заплатні для державних чиновників з одного боку доволі прогресивна, а з іншого – не враховує той факт, що від людини із зарплатою в 2-4 прожиткових мінімума залежить реалізація на практиці реформ, які декларує уряд.
Небагато висококласних фахівців (драйверів реформ) погодиться на таку зарплату. Можливо, їх би приваблювала підвищена пенсія в майбутньому, але цей привілей законопроект знімає. Про яке якісне кадрове наповнення держорганів в такому разі можна говорити?
За даними Нацради реформ, реформа державного управління має найнижчий індикатор прогресу (33%) у 2015 році. Найвищий, для прикладу – сільське господарство (80%) та управління держвласністю (82%).
Який може бути вихід з ситуації, або яким чином можна наповнити «соціальний кошик» держслужбовця? Знову ж таки, врахуємо європейський досвід.
В кожній країні ЄС є свої стандарти та особливості. В деяких країнах існують сильні профспілки, що об’єднують держслужбовців.
В інших – є певна взаємозалежність між сферою, в якій працює держслужбовець, та якістю (кількістю) надання послуг тією чи іншого держструктурою. Це стосується, наприклад, розміру зростання (чи падіння) ВВП країни, залежно від зростання якого нараховується фінансовий бонус до зарплати.
Зарплати чиновників у керівних органах ЄС коливаються від 2600 до 18 000 євро.
Також в країнах ЄС поширений інструмент так званих «урядових компенсаційних виплат» державним чиновникам (Хорватія, Естонія, Ірландія, Греція, Угорщина, Латвія, Литва, Румунія, Іспанія тощо) залежно від тих чи інших тенденцій в економіці. Розміри таких виплат значно вищі, ніж, приміром, у приватному секторі. Таким чином вдається залучати до роботи в держсекторі високоякісних спеціалістів.
Українська ідеальна модель
Врахувавши європейську практику, можна вийти на прийнятну для України модель. Приміром, на законодавчому рівні можна встановити коефіцієнт коригування зарплати за певними складовими залежно від сфери, в якій працює той чи інший держорган. Можна запровадити механізми фінансування міністерств, інших центральних органів виконавчої влади відповідно до обсягу покладених на них завдань та результатів їх виконання.
Наприклад, для чиновників, що працюють в структурі Мінекономрозвитку, це можуть бути зростання ВВП (чи його падіння), залучення інвестицій, відхилення ключових показників розвитку економіки від прогнозованих.
Іншими стимулами для всіх держорганів можуть бути, наприклад, можливість безкоштовного набуття другої вищої освіти, медичне страхування, безкоштовний (пільговий) залізничний проїзд тощо, як це практикується в Європі.
І тоді можна буде сказати, що українські держслужбовці отримуватимуть справедливу зарплату за результатами своєї праці. Відтак цілком реально, що пропорційно зростатиме мінімальна заробітна плата в залежності від економічного розвитку, і відповідно – зарплати в усіх сферах діяльності.
- Информация о материале
Страница 650 из 2102
