Главная
Что на том берегу?
Руководитель Антитеррористического центра при СБУ Виталий Маликов обычно избегает публичности. «Я выступаю против выхода руководителей антитеррористических или разведывательных структур на брифинги. Где вы видели, чтобы, например, представители британской МИ-6 давали пресс-конференции? Ведь даже по внешнему виду руководителя департамента аналитики смогут сделать вывод о его состоянии здоровья и связанных с этим, например, перспективах пребывания на должности. О данных, озвученных на брифингах, я вообще молчу. Одним словом, считаю, что благодаря публичности мы значительно упрощаем работу вражеской агентуры», — говорит он.
Но, наконец, Виталий Владимирович, все-таки согласился дать интервью на тему жизни боевиков и мирного населения на оккупированных территориях Донбасса, учитывая общественную важность темы. Ведь подавляющее большинство граждан до сих пор не до конца осознают, с кем и с чем Украине придется иметь дело в случае возвращения под свой формальный контроль оккупированных частей Донецкой и Луганской областей.
— Виталий Владимирович, охарактеризуйте, пожалуйста, текущую экономическую и социальную ситуацию в оккупированных районах Донецкой и Луганской областей несколькими обобщающими предложениями.
— Социально-бытовая, экономическая и гуманитарная ситуации характеризуются нами как критические. Объекты топливно-энергетического комплекса, промышленности, транспортной инфраструктуры и ЖКХ выведены из строя. Объемы производства сокращены до критического уровня, оборудование вывозится в РФ, легитимные банковские и платежные системы не функционируют. На подконтрольных «ДНР»/»ЛНР» территориях наблюдается значительный дефицит товаров народного потребления. Нарушение прав и свобод граждан приобрели системный характер. Местные жители ограничены в доступе к медпомощи, социальным услугам и выплатам, не получают компенсаций за поврежденное, конфискованное или разграбленное имущество. Под угрозой оказались права и свободы детей, боевики привлекают несовершеннолетних в ряды незаконных вооруженных формирований. В частности, нам известно о функционировании в городе Ровеньки (Луганска обл. — О.Д.) детского диверсионного подразделения под названием «Батальон им. Святого Георгия Победоносца», в состав которого входят дети в возрасте от 12 до 16 лет.
Социальное недовольство граждан растет, и, осознавая распространение протестных настроений, предводители псевдореспублик, под патронатом своих российских кураторов, пытаются создать на этих территориях политическую систему с признаками тоталитарного режима. В частности, формируются сети силовых, правоохранительных и специальных органов, которые будут составлять основу для полицейской системы «государственного управления».
Параллельно в псевдореспубликах создаются политические системы, возглавляемые предводителями сепаратистов, — речь идет о т.н. общественных объединениях «Донецкая республика» и «Мир Луганщине», которые подчиняются, соответственно, предводителям «ДНР» и «ЛНР» Александру Захарченко и Игорю Плотницкому. Принудительное вступление в эти организации является условием приема людей на работу, в частности это касается «госслужащих».
— То есть именно эти две организации должны стать основными «провластными партиями «ДНР»/»ЛНР», за которые люди должны голосовать в случае вероятных местных выборов?
— Безусловно. При этом для создания видимости демократии на случай проведения местных выборов расширяется ряд фейковых и подконтрольных общественно-политических структур. Так, на территории «ДНР» уже функционирует «Республиканская партия Донбасса», общественные движения «Союз левых сил Донбасса» и «Союз добровольцев Донбасса». На территории «ЛНР» зарегистрированы организации «Луганский экономический союз», «Народный союз», «Луганский округ Донских казаков ВВД», «Фронт освобождения», «Единая русская земля», «Военное сообщество Луганщины», «Союз коммунистов Луганщины» и «Луганская гвардия». На базе бывших региональных ячеек КПУ созданы «Компартия ДНР» и «Компартия ЛНР», которые фактически подчиняются Коммунистической партии РФ.
— Кто финансирует все эти организации?
— Нетрудно догадаться. Особенно, если речь идет о вопросах, связанных с проведением определенных специальных операций.
— Понятно, что часть средств идет из России. Но интересно, финансируются ли эти «партии» бывшими «хозяевами» Донбасса? Имею в виду, например, Ахметова, Клюевых, Ефремова?..
— Не могу это комментировать. Достоверной информации на эту тему у меня пока что нет, поскольку платежек не видел. Единственное, что скажу, в любом случае основными модераторами всех процессов на сегодняшний день там являются спецслужбы Российской Федерации. Что же касается связей с бывшими высокими должностными лицами, — на соответствующие потребности используются, в частности, средства Януковича, Клименко и Захарченко, в свое время выведенные из Украины.
— Эти средства используются для финансирования боевиков или политических объединений?
— А как вы можете разделить эти процессы, если на территории боевиков сегодня формируется определенная политическая модель? Если есть фундамент, то непременно кто-то достраивает крышу.
Большое внимание отводится и идеологической обработке населения. Как известно, на территориях «ЛНР» и «ДНР» запрещено вещание украинских телеканалов, в конце 2015 г. в «ЛНР» выдано распоряжение о запрете 117 украинских интернет-ресурсов, а в «ДНР» провайдеров обязали ограничить доступ к 25 украинским сайтам.
Еще один механизм влияния на общественное мнение — заказные социологические исследования, проводимые подконтрольными структурами, которые подтверждают поддержку лидера «ДНР» Александра Захарченко на уровне 65—67%, а также превалирующее негативное отношение населения к украинским СМИ, политическим партиям и т.п.
— Сколько кадровых военных ВС РФ, по вашим данным, сейчас находится в Донбассе?
— Приблизительно 8,5 тыс. (плюс/минус), поскольку они заходят и выходят на ротационной основе.
— Некоторые из этих кадровиков в качестве инструкторов приезжают, учат местных боевиков и едут назад?
— Россияне создают там парамилитарные объединения, воинские подразделения наподобие российской армии. В укомплектованные на сегодняшний день подразделения назначены кураторы, практически все командиры там — россияне. Как мы уже неоднократно сообщали, они попадают в Донбасс по фейковым документам, возглавляют эти подразделения и проводят боевое слаживание. Вместе с тем в Донбассе до сих пор присутствуют и отдельные штатные подразделения армии РФ.
— Нам известно о многочисленных конфликтах боевиков между собой и об их противостояниях с россиянами. Можете ли вы обобщить: кто, с кем и против кого там теперь конфликтует?
— Речь идет о конфликтах как внутри «властной среды» — между предводителями и группировками боевиков, так и об их «внутренних войнах» с представителями российских формирований, которые иногда перерастают в вооруженные столкновения. Под видом противодействия «казнокрадству» террористы борются за руководящие должности, доступ к финансовым потокам с РФ, установление контроля над поставкой энергоресурсов и российских «гуманитарных грузов», а также за перераспределение сфер влияния в теневом бизнесе.
В целом на временно оккупированных территориях властвует атмосфера взаимного недоверия между российскими офицерами и местными полевыми командирами. Несогласные с политикой руководства «республик» члены незаконных вооруженных формирований, прежде всего казачьих подразделений, отказываются расформировываться, входить в новообразованные «корпуса» и «бригады», дезертируют и все чаще вступают в вооруженные столкновения с представителями «официальной власти».
Вы помните, наверное, вооруженное столкновение между боевиками «7-й ОМСБР 2-го армейского корпуса «ЛНР» и работниками «военной комендатуры» из числа россиян в октябре 2015 г. в Дебальцево, когда погибло шесть террористов.
Такие действия представителей российских спецслужб привели к очередному обострению противостояния между «казачьим движением» и руководителем «ЛНР» Игорем Плотницким. После заявлений руководителей «Всевеликого войска Донского» о необходимости возврата под контроль казаков большинства оккупированных городов Луганской области, в Стаханове и Первомайске был введен «комендантский час», а в Ровеньках арестован предводитель казачьего формирования «Русь» Сергей Бондаренко.
Сейчас обостряется конфликт в поселке Озеряновка (предместье Горловки. — О.Д.), где сотрудники ГРУ совместно с «силовиками» «ДНР» окружают боевиков «отряда спецназначения «Троя», который обвинил военное «руководство республики» в тотальной коррупции и наличии уголовных элементов в «органах власти».
— В чем заключаются основные причины конфликтов между боевиками и их российскими кураторами, которые периодически заканчиваются отстрелом боевиков? В том, что боевики — неуправляемы, делят сферы влияния, грабят и мародерствуют?
— В принципе, да. Боевики «привилегированных» подразделений и часть местных «силовиков» занимаются мародерством, грабежами, «крышеванием» бизнеса, теневой добычей, поставкой в РФ угля, металлолома и другими преступлениями. Например, члены «батальона «Сомали», возглавляемого доверенным лицом Захарченко — Михаилом Толстых (по прозвищу «Гиви». — О.Д.), и «11-го полка, 1-го армейского корпуса «ДНР» занимаются вырезкой металла на промышленных предприятиях и демонтажем металлических конструкций аэропорта Донецка.
В ноябре 2015 г. в городе Харцызск представители «УБОП МВД ДНР», по подозрению в похищении людей, убийствах, похищении автомобилей и других материальных ценностей, арестовали «начальников полиции» Зугреса и Харцызска, а также харцызских «руководителей ГАИ».
— Как давно россияне начали эти зачистки?
— Еще с конца 2014 г., т.е. с того времени, как россияне стали структурировать подразделения и загонять «ополченцев» под какие-то требования или устав. Попробуйте поставить в жесткие рамки сантехника или забойщика, который не знает, что такое дисциплина, и чувствует себя хозяином жизни, поскольку теперь с помощью оружия может решать судьбы других людей. Мягко говоря, боевики не хотят подчиняться российским кураторам...
— ...за что периодически и получают дырку в голову.
— Безусловно. Поскольку во всех воинских подразделениях, законных или незаконных, действует правило «Приказы не обсуждаются».
— По нашей информации, начиная с лета прошлого года, россияне уже уничтожили от 30 до 50 боевиков.
— Неподконтрольные предводители, не выполняющие распоряжения российских кураторов, физически уничтожаются спецгруппами спецслужб РФ под видом украинских ДРГ. Затем подчиненные убитым предводителям боевики разоружаются и вводятся в состав других подразделений, в которых командные должности занимают кадровые российские офицеры.
Я подытожу операции по уничтожению командиров подразделений, поскольку они — на слуху. За прошлый год на территориях обеих псевдореспублик сотрудники ФСБ России, залегендированные как «правоохранительные органы «ДНР»/«ЛНР», ликвидировали командира «группы быстрого реагирования «Бэтмен» Александра Беднова (по прозвищу «Бэтмен». — О.Д.), «военного коменданта» города Первомайска Евгения Ищенко, руководителя «батальона «Призрак» Алексея Мозгового, командира «6-го отдельного казачьего полка ЛНР», атамана «Всевеликого войска Донского» Павла Дрёмова (по прозвищу «Батя». — О.Д.) и «заместителя командира 100-й бригады Республиканской гвардии ДНР» Евгения Кононова (по прозвищу «Кот». — О.Д.). В январе 2016 г. также уничтожен один из известных полевых командиров «3-й бригады ДНР» по прозвищу «Боцман».
Кроме того, в 2015 г. российские силовики проводили операцию по окружению баз и разоружению боевиков бывшей бригады «Восток» в Донецке, в случае невыполнения требований рассматривалась возможность уничтожения этой группировки. Осуществлялись также зачистки казачьих формирований в городах Свердловск, Ровеньки, Антрацит, Брянка и руководителей городов Стаханов и Алмазная.
Следует отметить, что российские кураторы продолжают в «ручном» режиме удерживать ситуацию на временно оккупированных территориях Донбасса под своим контролем, осознавая, что эскалация конфликтов во «властной вертикали» и подразделениях «ВС ДНР/ЛНР» может привести к развалу «республик» и возникновению мелких псевдогосударственных образований, которые не смогут противостоять Вооруженным силам Украины.
— Какие конфликтные ситуации существуют внутри псевдореспублик?
— Большинство внутриполитических конфликтов связаны прежде всего с борьбой руководителей псевдореспублик за должности, доступ к финансовым ресурсам, а также с перераспределением сфер влияния в теневом бизнесе на оккупированных территориях.
Например, руководитель «ДНР» Александр Захарченко отстраняет от занимаемых должностей нелояльных «министру» и служащих своей «администрации», которые контролируют отдельные незаконные вооруженные формирования, поскольку жаждет установить контроль над всеми финансовыми потоками «республики». Для этого используются «МГБ ДНР» и другие подконтрольные Захарченко «силовые структуры», осуществляющие проверки, «силовые акции» и аресты непокорных боевиков.
Продолжается конфликт между Захарченко и «секретарем Совета безопасности и обороны ДНР», экс-командиром бригады «Восток» Александром Ходаковским, который хочет возглавить псевдореспублику. Для уменьшения влияния Ходаковского Захарченко, под видом реорганизации, пытался зачислить 1,5 тыс. боевиков «11-го полка» (бывшая бригада «Восток». — О.Д.) в штат «МВД ДНР». Но после личных консультаций Ходаковского с кураторами из Москвы было принято решение оставить «11-й полк» в составе «1-го армейского корпуса ДНР». Между боевиками подконтрольных Захарченко подразделений «1-го АК ДНР» и «полком Ходаковского» продолжаются постоянные конфликты. Для усиления контроля над ситуацией руководитель «ДНР» сформировал «отдельный полк спецназначения МО ДНР» и «батальон «Легион» МЧС ДНР», которые выполняют только его личные приказы.
На территории «ЛНР» продолжается противостояние между местными «силовиками» и окружением бывшего «министра топлива, энергетики и угольной промышленности республики» Лямина, деятельность которого расследуется с участием правоохранителей из РФ. Кроме обвинений в присвоении средств на крупную сумму, его подозревают в нецелевом использовании российской «гуманитарной помощи», предназначенной для сектора ТЭК оккупированной части Луганской области.
Недавно, по указанию главы «ЛНР» Игоря Плотницкого, «органы МВД республики» начали обыски на Ровеньковской нефтебазе по делу об исчезновении за одни сутки 400 т горюче-смазочных материалов. По результатам проверки деятельности «госрезерва ЛНР», комиссия из РФ выявила множество нарушений, связанных со списанием продуктов, в том числе с «гуманитарных конвоев».
Последний по времени конфликт во «властной верхушке ЛНР» был локализован заменой «председателя совета министров ЛНР» Цыпкалова на лояльного к Плотницкому «экс-министра внутренних дел» Козлова. Конфликт между Плотницким и Цыпкаловым заострился после временного запрета деятельности на территории «ЛНР» структур Сергея Курченко, которого они обвиняют в срыве поставки нефтепродуктов, уклонении от уплаты налогов и дестабилизации общественно-политической обстановки.
— Если говорить на понятном для них языке, то речь идет о том, что Курченко их «кинул»?
— Что касается Курченко, то там целая детективная история. Не стану углубляться в тему, но там были весьма интересные схемы расчетов, из-за которых они называют Курченко мошенником. Вследствие этого «министерство доходов и сборов ДНР» выдвинуло «Донбассоблгазу» Курченко «налоговые» претензии на 21 млн грн.
— А если не заплатит? Они его пристрелят?
— (Смеется.) Этого я не знаю. Но к ответственности привлечь пытаются.
— Нам известно, что Захарченко и Плотницкий также конфликтуют между собой, и если бы могли, то с радостью убили бы друг друга. Они наперебой жалуются друг на друга в Кремль, но их непомерная жадность и наглость надоели уже даже Путину. Надоели настолько, что он ищет им замену. Вы знаете что-либо об этом? На кого россияне хотят их заменить?
— (Улыбается.) Не могу четко ответить на ваш вопрос, но однозначно — борьба между кланами действительно ведется. В последнее время участились обвинения со стороны лидеров «ДНР» в адрес верхушки «ЛНР» в недопоставках на оккупированные территории Донецкой области российского газа и «гуманитарных грузов» из РФ.
В то же время Путин действует в Донбассе по модели скрытого английского управления. В свое время британцы, дабы гнев не упал на корону, использовали в своих колониях местных, которые должны были взять на себя весь негатив, тогда как сами британцы из-за кулис дергали их за ниточки. Путин сейчас действует так же. Уже не одного представителя вооруженных формирований россияне заменили, поэтому думаю, что в ближайшее время мы услышим еще не об одной замене там.
— А насколько, по вашему мнению, это реально с силовой точки зрения? Одно дело — заменить Гиркина, который так и не приобрел там большое влияние, а другое — Захарченко или Плотницкого, у каждого из которых уже есть частная армия с огромным количеством российского оружия.
— Я не вижу здесь проблемы для россиян. Если они захотят это сделать, им никто даже возражать не станет.
— Насколько проблематично для нас вернуть Донбасс под контроль Украины? Достаточно ли у нас сил для разоружения всех этих банд, в условиях, когда Россия завезла туда столько оружия, что хватит, условно говоря, «на три мировые войны»?
— Конечно, сил хватит. Сейчас мы сильны как никогда. Если закроем границу, остальное — не проблема. У военных, пограничников, СБУ и Нацгвардии уже все отработано. Мы все сделаем, важно только, чтобы россияне вышли оттуда и не мешали.
— Предположим, что они таки вышли. Сколько времени, хотя бы приблизительно, может занять реинтеграция Донбасса?
— Мы будем пытаться сделать это в самые сжатые сроки. Но следует понимать, что это — поэтапный процесс, поскольку никто не отменял Конституцию с ее правами и свободами граждан. Закрыть границу — это одно, но потом внутри необходимо восстановить государственное управление, информационное поле, социальные контакты. Это — комплексная программа, на которую должна быть направлена работа всех государственных учреждений.
— Некоторые местные СМИ Донбасса опубликовали информацию о ТОП-20 самых богатых руководителей «ДНР»/ «ЛНР», согласно которой предводитель «ЛНР» Игорь Плотницкий уже нажил себе богатство на сумму 30 млн долл., а у главы «ДНР» Александра Захарченко 22 млн долл. В том списке также есть «члены правительства», руководители «народных советов», главы местных «администраций» и родственники известных «новороссов» с уровнем доходов от 1 до 17 млн долл. Вы можете подтвердить эти цифры официально?
— Доподлинно не могу, но приведенные факты правдоподобны, в частности по поводу наличия определенных активов. По махинациям, которыми занимаются эти люди, можно приблизительно подсчитать, сколько они зарабатывают.
— А какими махинациями они занимаются?
— Прежде всего металлоломом, разворовыванием имущества предприятий. Они уже вывезли на территорию РФ оборудование и оснащение большого количества промышленных предприятий, в том числе оборонно-промышленного комплекса. В частности, речь идет о ПАО Краснодонский завод «Юность», ЧАО «Луганский патронный завод», ОАО «Луганский электромашиностроительный завод», ГАХК «Топаз», ПАО «Лугансктепловоз», «Луганский авиационный ремонтный завод», «Снежнянский машиностроительный завод» и др.
— Так ведь они уже два года пилят на металлолом промышленные объекты Донбасса. Неужели там до сих пор что-то осталось?
— Конечно. Это мощный промышленный регион, дававший нам около 25% экспорта, там размещены серьезные металлургические комбинаты, шахты.
— Но ведь, по официальным данным, больше половины шахт уже закрыты?
— Они их откапывают и начинают пилить. По нашей информации, сначала они взяли то, что было сверху, а теперь залезли, скажем так, «на уровень ниже горизонта». На сегодняшний день из 51 шахты «ДНР» функционирует только 14, а 37 — полностью физически ликвидированы. На территории, подконтрольной «ЛНР», на конец декабря 2015 г. было запланировано ликвидировать четыре шахты ГП «Донбассантрацит» и шесть шахт ГП «Луганскуголь».
— Один местный блогер придумал для экономической ситуации в «ДНР» и «ЛНР» термин «отжимономика». Основные ее направления, как я понимаю, — дерибан «гуманитарных грузов» из РФ и контрабанда металлолома и угля?
— Да, они завозят уголь на российскую сторону.
— А на нашу сторону не завозят?
— У нас работают фирмы, зарегистрированные на подконтрольных Украине территориях. Они работают на основании приказа №415 («Об утверждении временного порядка контроля за перемещением лиц, транспортных средств и грузов (товаров) через линию столкновения в пределах Донецкой и Луганской областей». — О.Д.), действующего в зоне АТО, а также на основании соответствующего распоряжения Кабмина.
— Хорошо, благодаря чему еще живет верхушка? Передел собственности? Опять же, за два предыдущих года они там «поотжимали» все, что можно, и что нельзя. Неужели до сих пор что-то осталось?
— По нашей информации, сейчас они пошли по малому бизнесу, устанавливают контроль над небольшими магазинами.
— А из крупного бизнеса там остались разве что предприятия Миши Косого, и то только потому, что его убили недавно. Вы знаете, кто его убил?
— Нет. Но знаю, что на сегодняшний день там продолжается передел собственности. Гражданин Михаил Ляшко, известный под прозвищем «Миша Косой», контролировал корпорацию «Олимп», которая является монополистом по производству водочной продукции в Донецком регионе. Его недавнее убийство в Крыму стало катализатором очередного перераспределения сфер влияния на водочном рынке на территории «ДНР». Теперь руководство «республики» намеревается «национализировать» производственные мощности корпорации, а также присвоить ряд подконтрольных покойному торговых центров и заведений отдыха. На эти предприятия уже назначаются «провластные администрации», там усиливается охрана.
Кроме того, скажем так, сейчас существует определенная конфликтная ситуация внутри.
— Внутри чего? Среди воров в законе? И эта конфликтная ситуация заключается в том, что, по их «понятиям», убийство вора в законе является «беспределом»?
— Да, он был уголовным авторитетом и имел определенный вес. И, поскольку сегодня с той стороны есть немало воров в законе, определенный конфликт существует.
— Хорошо, какие еще направления «отжимономики» работают в «ДНР»/«ЛНР»? Наркотрафик? Продажа оружия международным террористическим организациям?
— Наркотрафик там есть. Но это весьма специфическая закрытая тематика, туда допускаются только определенные люди. Что касается фактов продажи оружия, — у нас проходила такая информация. Если россияне сегодня воюют в Сирии, то очевидно, что туда перебрасывается оружие из Донбасса. Второй канал, по которому может выходить оружие, — Крым. Они перебрасывают на Ближний Восток не только свое оружие, но и то, которое в свое время было нашим, и которое там осталось. Кроме того, многие боевики мигрируют сегодня в Россию и тянут оружие с собой. У России, кстати, еще будут большие проблемы с ними.
— Очевидно, в РФ это уже поняли. Недаром же таких мигрантов на границе берут под конвой, а в отдельных случаях даже тихонько отстреливают.
— Да, у нас есть информация, что россияне продолжают усиливать свою границу, чтобы наемники не передвигались бесконтрольно. Но они все равно находят пути.
— Хорошо, с их «элитами» все понятно. А мирное население Донбасса благодаря чему живет?
— Обычные граждане получают гуманитарную помощь и социальные выплаты на подконтрольных Украине территориях. Бюджеты финансируются за счет финансирования из РФ, уплаты населением налогов, таможенных сборов и коммунальных платежей, часть средств получают в результате незаконных финансовых сделок между субъектами хозяйственной деятельности на оккупированных и подконтрольных украинской власти территориях.
— А вы знаете о случаях, когда люди передают свои банковские карточки зарегистрированным на подконтрольных Украине территориях посредникам, которые пересекают пункты пропуска и получают здесь через банкоматы наличные средства?
— Мы уже не один такой факт задокументировали, эта схема не совсем моральная, поскольку посредники имеют с этого свой процент. Пытаются выезжать и люди из противоположного лагеря, но мы их задерживаем и возбуждаем уголовные дела. Социальные выплаты мы платим только тем, кто зарегистрирован на нашей территории.
— На сколько именно Россия уменьшила финансирование «ДНР»/«ЛНР»?
— Раньше была информация, что Россия тратила на них 1 млрд евро ежегодно. На сколько именно уменьшено финансирование — не готов ответить, но информация о том, что оно сокращено, у нас проходила. Очевидно, это бремя стало для России сверхтяжелым.
— Какие настроения господствуют там теперь — среди мирного населения и среди боевиков?
— Местное население уже давно устало от всех этих бандюков. Но люди боятся, поскольку у бандитов разговор короткий: если что — сразу «в подвал».
В свою очередь, боевики недовольны тем, что им фактически теперь не платят зарплату. По некоторым данным, их денежное обеспечение уменьшилось с 8—9 до 1,5 тыс. грн в месяц. Эту информацию мы получаем от людей, которые возвращаются к нам в рамках программы «Тебя ждут дома». С 18 августа 2015 г. условиями программы воспользовались более 60 бывших участников незаконных военизированных формирований, которые не совершили тяжких преступлений и изъявили желание добровольно вернуться в свои семьи и готовность сотрудничать с украинскими правоохранительными органами. Сегодня мы изучаем деятельность еще свыше 200 лиц, обратившихся (лично или через близких родственников) с просьбой о возвращении на подконтрольную украинской власти территорию.
— Видите ли вы принципиальные отличия между ситуациями в «ЛНР» и «ДНР» в плане системы управления, финансирования или настроений? Похожи ли они абсолютно во всем?
— Они отличаются, и это обусловлено тем, что у населения этих двух регионов исторически разная ментальность. Луганская область всегда была большей частью заселена шахтерами и аграриями, а Донецкая — была больше промышленной.
Даже Российская Федерация уделяет «ДНР» больше внимания, чем «ЛНР», заполняя их своими советниками, размещая свои силы и средства. Именно «ДНР» для них является базовой платформой.
— Официальные представители Украины сообщили, что боевики в который уже раз сорвали обмен наших заложников. Что случилось?
— На сегодняшний день уже удалось освободить 2 тыс. 998 человек. В неволе силой удерживается еще 131 заложник, и мы четко понимаем, где эти люди находятся. Мы ведем эти данные и ищем не только захваченных ребят, но также погибших и пропавших без вести. В этот раз мы планировали обменять и больше, но противоположная сторона пока лишь готова на то, что они нам отдают 25 человек, а мы им — 36.
Между тем главная проблема заключается в том, что каждый заложник сегодня является рычагом давления на Украину со стороны Москвы, ведь боевики по собственному усмотрению, без разрешения Москвы, ничего не делают. А Москва хочет прежде всего легитимизировать ОРДО и ОРЛО, завести их представителей в переговорный процесс. Если отдать нам всех, то чем они потом будут манипулировать? А так — они давят на самое больное.
- Информация о материале
Оточенню комунальників Кернеса дешево віддають комунальну нерухомість
Управління комунального майна та приватизації Департаменту економіки і комунального майна Харківської міської ради в грудні продало нерухомості на 2,90 млн грн. Про це стало відомо з повідомлення КП «Харьковские известия» про результати приватизації (див таблицю).
Так, ФОП Шкурко Владислав Ігорович та ПП «Престиж буд сервіс» придбали приміщення поряд з Ботанічним садом. Вартість приміщень за однією й тією адресою відрізняються. Так, Шкурко заплатить 1 549 грн. за кв.м., а «Престиж буд сервіс» Лани Варібрус – 2 403 грн. за кв.м.
Владислав Шкурко є сином Ігоря Шкурко, відомого, як замдиректора КП «Харківське ремонтно-будівельне підприємство». Крім того, Ігор Шкурко є засновником декількох приватних підприємств в сфері будівництва. Зокрема, ПП «Солметснаб», який восени виграв тендер на ремонт школи у передмісті Харкова. А єдиним конкурентом фірми Шкурко на цьому тендері було ПП «Престиж буд сервіс». До того ж ці обидва підприємства мають однакову e-mail.
Також варто відзначити, що фірми Шкурко минулого року придбали дві земельні ділянки у міськраді на пільгових умовах.
Найдешевша нерухомість в грудні дісталася ПП «Укрспецпоставка-М», яке належить Наталії Авер’яновій, а підписантом є Павло Дегтярьов. Вони заплатять за квадратний метр приміщення трохи більше тисячі гривень – це найдешевша ціна за нерухомість, яку продала міськрада за останні місяці.
До 2012 року «Укрспецпоставка-М» належала директору КП «Харківспецбуд», депутату міськради від партії «Відродження» Богдану Долині. Зараз правоохоронці розслідують діяльність цього комунального підприємства, яке закуповувало будівельні матеріали у ПП «Укрспецпоставка-М» за завищеними цінами.
ТОВ «Віст» придбало найбільше за площею приміщення. Вартість одного квадратного метра приміщення на проспекті Гагаріна склала 2 058 грн. Зараз «Віст» записаний на Ганну Шабельнік. Остання є засновницею ТОВ «Украгроліс». До цього року засновницею ТОВ «Віст» була Олена Ковальова, яка є бізнес-партнером колишнього директора харківського ФК «Металіста» Олександра Нотченко по «Аквілон ХХІ».
ФОП Володимир Чекалов, який викупив 126 кв м на Полтавський шлях, є засновником кількох підприємств, у тому числі ТОВ «Квінто. Бізнес рішення». У цій фірмі його партнерами є Юлія Гусарові та депутат міськради від партії «Відродження» Габріель Михайлов, який минулого місяці придбав у міста дешевшу від ринкової вартості нерухомість.
|
№ |
Організація |
Код |
Адреса приміщення |
Площа кв.м. |
Ціна з ПДВ грн |
Ціна за 1 кв.м. грн. |
|
1 |
ФОП Рожков Дмитро Миколайович |
2815307738 |
Вул. 23 Серпня, 26 Літ. А5 |
90 |
177600 |
1973,33 |
|
2 |
ФОП Шкурко Владислав Ігорович |
3393515136 |
Пр. Рогатинський,4 Літ. А2 |
60,8 |
94200 |
1549,34 |
|
3 |
ПП «Престиж буд сервіс» |
39674290 |
Пр. Рогатинський,4 Літ. А2 |
174,8 |
420120 |
2403,43 |
|
4 |
ФОП Кулікова Олена Михайлівна |
2581916868 |
Вул. Данилевського, 29 А5 |
20,2 |
47280 |
2340,59 |
|
5 |
ФОП Глущенко Ірина Володимирівна |
2679317846 |
Вул. Маршала Бажанова,5 А4 |
70,9 |
132240 |
1865,16 |
|
6 |
ТОВ «Савитар» |
31644177 |
Вул. Фрунзе, 10 А4 |
69,3 |
173280 |
2500,43 |
|
7 |
ТОВ «Віст» |
31786929 |
Пр. Гагаріна, 169А, літ. А5 |
255 |
524880 |
2058,35 |
|
8 |
ФОП Серопян Армен Саркісович |
2988816291 |
Вул. Полтавський шлях 26 Літ. А2 |
129,5 |
357960 |
2764,16 |
|
9 |
ФОП Чекалов Володимир Олександрович |
2969317977 |
Вул. Полтавський шлях 119, літ. А9 |
125,6 |
480240 |
3823,56 |
|
10 |
ФОП Рассказова Маріанна Євгеніївна |
2628113222 |
Бул. Мира, 20 літ. А6 |
10,8 |
27840 |
2577,77 |
|
11 |
ПП «Укрспецпоставка-М» |
36033135 |
Вул. Грековська, 17 Літ. А2 |
237,6 |
252000 |
1060,60 |
|
12 |
ФОП Волков Юрій Олексійович |
2398400659 |
Пр. Руставелі, 14, Літ. Б3 |
139,8 |
216600 |
1549,35 |
- Информация о материале
Публичность деклараций чиновников откладывается
Система декларирования доходов существует во многих странах мира, однако единого стандарта нет, и в каждой стране она имеет свои особенности. Но все такие системы строятся вокруг двух ключевых целей: предотвращения незаконного обогащения и урегулирования конфликта интересов. Требование предоставлять декларации о доходах и расходах направлено в т. ч. на создание условий прозрачности деятельности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, а также на выявление и недопущение конфликта интересов в их деятельности. Именно поэтому принято декларировать не только доходы чиновников, но и имущественное положение членов их семей.
Коррупция как порок
В понимании рядовых граждан единственная цель сбора сведений о доходах граждан состоит в том, чтобы противодействовать коррупции. Ее признаком является несоответствие расходов лица его официальным доходам. Если имеет место существенная разница между окладом, который чиновник получает, и его затратами на покупку недвижимости или транспортных средств, это повод задуматься о том, что у него имеются «левые» доходы.
Законы, направленные на борьбу с коррупцией, принимаются украинскими законодателями с середины 90-х. Уже давно введено публичное декларирование должностными лицами своих доходов, имущества и подарков. Первый раз украинских чиновников обязали заполнять декларации еще в 1997 г. Связанные с этим процессом проблемы поднимались неоднократно, однако Украина, если верить Президенту, Премьеру, общественным активистам и Евросоюзу, все еще является одной из самих коррумпированных стран мира.
Очередные шаги по борьбе с коррупцией были предприняты 14 октября 2014 г. Тогда Верховная Рада проголосовала за ряд антикоррупционных законов, главный из которых – Закон «О предотвращении коррупции». Он вступил в силу с 26 апреля 2015 г., и экспертная среда возлагала на его нормы большие надежды. Но как показало время, в процессе борьбы с таким пагубным явлением, как коррупция, парламентарии делают «шаг вперед и два назад».
Одной из новелл названного выше Закона была электронная, полностью открытая форма декларирования. Однако она, согласно принятым нормам, начнет действовать только с момента начала работы системы подачи и оглашения деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления. Решение о начале работы такой системы должно было принять Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции. Основы его деятельности были заложены еще в марте, а полноценно приступить к работе, как заявлял министр юстиции Павел Петренко, оно должно было к концу 2015 г. В августе Кабинет министров выдал распоряжение №863-р, которым обязал Минюст обеспечить введение Единого государственного реестра деклараций чиновников с целью своевременного обнародования содержащихся в них сведений.
Но не так сложилось, как предполагалось. Некоторые нормы Закона уже стали скандальными, даже не начав работать. Речь идет, в частности, о разделе «Заключительные положения». В его абз. 2 п. 2 в конце прошлого года парламентариями было внесено изменение, гласящее, что начало работы системы подачи и обнародования деклараций в электронном виде отсрочено и начнется не ранее 1 января 2017 г. Многих удивил еще и тот факт, что о внесении этой поправки сказано не в отдельном нормативном акте, а в положении Закона «О государственном бюджете на 2016 год». Изменение было внесено в самом конце года, и депутаты вполне могли рассчитывать на то, что украинцы в преддверии праздников его не заметят. Однако антикоррупционные общественные организации отреагировали на него соответствующим образом, и началось громкое расследование: кто, почему, когда и как внес эти дополнения в основной финансовый документ государства. «Моя личная твердая позиция: об этом даже не может идти речь. Соответствующая формулировка в Законе «О государственном бюджете» однозначно должна быть исправлена, и я готов сам внести необходимый законопроект», – прокомментировал ситуацию постфактум председатель Верховной Рады Владимир Гройсман. Для того, что бы выяснить авторов правок, много усилий не понадобилось: ими оказались народные депутаты Владимир Мысык и Андрей Деркач, которые впоследствии были обвинены в возможном срыве безвизового режима.
Ошибка или способ избежать
Чтобы спасти ситуацию или просто снять повисшее в обществе напряжение, уже 5 января с. г. был в срочном порядке зарегистрирован законопроект №3755 авторства нардепа Вадима Денисенко, предлагающий изъять скандальную поправку. Но решит ли принятие этого закона проблему с электронным декларированием? «Данный законопроект не решает проблему, а лишь возвращает статус-кво», – считает народный депутат Виктор Чумак. С ним согласны и эксперты, отстаивающие работу на результат. По их мнению, задержке с внедрением новых деклараций сегодня есть ряд субъективных и объективных причин.
Так, на сегодняшний день вопрос финансового контроля урегулирован в Законах Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» от 07.04.2011 (остается в силе в части положений о финансовом контроле до начала работы системы подачи и обнародования деклараций) и »О предотвращении коррупции» от 14.10.2014. В них определен конечный срок подачи декларации – ежегодно до 1 апреля. Поскольку декларация подается за прошлый год, начальным сроком ее подачи является 1 января. Таким образом, субъекты декларирования обязаны подавать декларации ежегодно с 1 января до 1 апреля. Напомним, что согласно требованиям нового законодательства (ст. 45 Закона «О предотвращении коррупции»), заполнение декларации осуществляется лицом через официальный веб-сайт Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции. А поскольку такой орган, как уже было сказано, все еще не создан, подать декларации в электронном виде субъекты декларирования не смогут. Фактически это значит, что чиновники могут с 1 января с. г. подавать декларации за прошлый год, как и раньше – по месту работы и по форме, прилагаемой к ныне действующему закону. Кроме того, к этим лицам не могут быть применены санкции ст. 366-1 «Декларирование недостоверной информации» Уголовного кодекса, поскольку в ней речь идет лишь о декларации, предусмотренной Законом «О предотвращении коррупции». Таким образом, можно констатировать, что абсолютно нехитрым способом депутаты фактически отсрочили необходимость поведать общественности о своих доходах и расходах еще на год.
Этот вопрос был предметом рассмотрения на заседании Комитета Верховной Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции 14 января. Представители общественности, отмечая описанную выше ситуацию, настаивали на том, чтобы парламентарии в ближайшее время на законодательном уровне закрепили норму, обязывающую чиновников дублировать свои декларации в электронном виде, как только система заработает. Прислушаются ли к этому замечанию народные депутаты, покажет время.
Борьба интересов
Ситуация, сложившаяся вокруг данного вопроса, весьма неординарна и напоминает игру, в которой какая-то часть народных избранников придерживается нейтралитета, другая громко настаивает на том, что данный проект – панацея в борьбе с коррупцией, а третья открыто саботирует идею. Так, стало известно, что 48 парламентариев обратились в Конституционный Суд и просят его признать декларирование доходов родственников государственных и местных чиновников неконституционным. Соответствующее конституционное представление зарегистрировано в КСУ 30 декабря прошлого года. Его авторы считают, что положения Закона, касающиеся сбора информации о родственниках, нарушают конституционные принципы верховенства права, запрета вмешательства в личную жизнь и нераспространения конфиденциальной информации.
Беспокойство представителей законодательной власти объяснимо. Все «непосильно нажитое» ими оформлено на близких и дальних родственников, и было бы очень неразумно принимать «ядовитые» нормы раньше, чем придумано «противоядие» к ним. Тем более, что новое законодательство предполагает уголовную ответственность за ряд нарушений, в т. ч. за внесенные в декларации неправдивые сведения. Хотя и эти нормы парламентарии (в рамках того же представления в Конституционный Суд), просят рассмотреть на предмет соответствия Основному Закону.
Комментарии
Виктор Чумак, заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции
– Основная проблема в данном процессе – не поправка, которая была хитро внесена. Дело в том, что о начале декларирования объявляет Национальное агентство по противодействию коррупции. Именно оно дает старт новой системе финансового контроля, которая включает не только электронное декларирование, это и контроль за стилем жизни должностных лиц, политиков т. д. На сегодняшний день Национальное агентство по противодействию коррупции не работает в силу ряда объективных и субъективных причин. Объективная заключается в невозможности начать работу в неполном составе, а субъективная – в том, что комиссия почему-то не смогла отобрать 5 необходимых членов в Национальное агентство.
Егор Соболев, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции
– Следует отметить три основные проблемы. Во-первых, это устранение позорного решения об отсрочке электронного декларирования. Сегодня уже есть законопроект №3755, и его можно рассматривать. Есть еще один законопроект, который практически доработан с участием правительства и общественных организаций и в ближайшее время поступит в Парламент. Вторая проблема – это отсутствие на сегодняшний день Национального агентства по противодействию коррупции. Нам необходимо всячески ускорить процесс формирования этого органа. Чем быстрее он заработает, тем быстрее начнется реальное внедрение принятого законодательства. И третья проблема – это паралич правоохранительных органов, которые поглощены коррупцией и блокируют внедрение процесса на практике. Могу отметить, если бы у правительства было реальное желание запустить работу Национального агентства по противодействию коррупции, оно уже могло бы это сделать.
- Информация о материале
Сміттярі із «Харківобленерго»
Новий менеджмент держпідприємства накупив на 20 мільйонів сміттєвих акцій, а ще 100 мільйонів злив дивним страховикам.
Мільйони – в сміття
Минулого року АК «Харківобленерго» (65% – власність держави) купило собі трохи сміття. Мільйонів на 20. Звісно, називалось вони трохи по-іншому: «придбання цінних паперів». Але оскільки фондові аналітики, мають звичку називати «сміттєвими» акції, які нічого не коштують, то і ми не будемо відходити від традицій.
Дізнались ми про фінансову оборудку харків’ян завдяки Звіту про проведення закупівель, який «Харківобленерго» опублікував у кінці жовтня минулого року. Сама операція сталась ще 20 серпня. Того дня держкомпанія купила у «Львівобленерго» Суркісів цінні папери: ПАТ «Агрохімремонт» вартістю 12,01 млн грн. та ПАТ «Торговий дім «Віан», вартістю 9,88 млн. грн.
На момент укладання угод продаж акцій «Агрохімремонту» на фондовому ринку був уже місяць заборонений регулятором. Пізніше, в листопаді, Національна комісія з цінних паперів оприлюднила ще одне своє рішення, в якому цінні папери ПАТ «Агрохімремонт» було названо фіктивними.
Крім того, регулятор за аналогічною схемою заборонив продаж цінних паперів ПАТ «Торговий дім «Віан». Нещодавно заборона на торгівлю цими паперами також була подовжена.
Непоганий, коротше, такий вийшов бізнес: купити те, що продати потім неможливо. До речі, за даними АК «Харківобленерго», придбання цих сумнівних акцій дозволило їй збільшила вклади в цінні папери майже втричі. Зрозуміло, що перше питання, яке виникло:
«На чиїй вулиці – свято?»
По-перше, про всяк випадок зафіксуємо власників «Агрохімремонту» та «Віану». Для нашої історії – вони не надто важливі, бо не вони є головними «вигодоодержувачами». Але все ж.
Станом на 2014 рік 75,99% акцій ПАТ «Агрохімремонт» належали ПАТ «Фінансова компанія «СТС-капітал». А її акціонерами є ТОВ «КУА «Інститут портфельних інвестицій» Ольги Сухановської та кіпрська «Дервеіг лімітед». ПАТ «ФК «СТС-капітал» є фігурантом кримінального провадження щодо продажу фіктивних паперів.
99,99 % акцій «Торговий дім «Віан» належали ПАТ «Закритий недиверсифікований венчурний корпоративний інвестиційний фонд «Еліт». Акціями фонду володіють ПАТ «Київський завод газового устаткування» (40%) і компанія Unicom Finance Ltd з Сейшельских островів (12,85%). Бенефіціаром значиться Стівен Джон Келлі з Маврикію. Цей британський підданий раніше згадувався серед фігурантів фінансових афер на території Росії та Казахстану.
Тепер варто глянути на усіх акціонерів «Харківобленерго». Адже часто саме один із співвласників виводить гроші з підприємства, залишаючи інших «партнерів» з облизнем. Як вже говорилось держава має 65%. Ще 30% акцій знаходиться у власності кіпрської Garensia Enterprises Limited, яку ЗМІ пов’язують з бізнесменом Констянтином Григоришиним. Є незначна кількість акцій у мера Харкова Генадія Кернеса, точніше – у його дружини Оксани Гайсинської.
Здавалось би, саме на Григоришина і падає тінь підозри. Тим паче, що у «Харківобленерго» недавно з’явилось нове керівництво.
У квітні 2015 року замість харків’янина Сергія Кирика, який очолював обленерго останні 10 років, новим керівником став Володимир Яворський. Тоді в прес-службі Фонду держмайна (від імені держави управляє пакетами акцій різних підприємств) пояснили ротацію тим, що Кирик написав заяву про звільнення за власним бажанням. Тому Фонду довелося шукати нового керівника. Спершу Яворський мав статус виконуючого обов’язки голови правління, планувалося що він стане повноцінним керівником після зборів акціонерів, які були заплановані на травень. Але акціонери до цього часу не скасували Яворському приставку в.о.
Попереднім місцем роботи Яворського у 2014 році була посада директора департаменту ПАТ «Луганське енергетичне об’єднання», бенефіціаром якого є Константин Григоришин. Перед цим Яворський працював ще в одній компанії, де частина акцій належить Григоришину – директором збуту «Запоріжжяобленерго».
Після зміни керівника «Харківобленерго» дещо змінився і склад його заступників. Тут варто виділити появу двох нових топ-менеджерів: Олександра Свиридова та Віталія Тєлєгіна. У в 2000-хх роках працював виконавчим директором ПАТ «Сумиобленерго», де партнером Григоришина за схемою 50х50 є Ігор Коломойський. Другий ще минулого року був заступником директора з матеріально-технічного постачання Зміївської ТЕС ПАТ «Центренерго».
Можливо, усього цього було би достатньо для визначення бенефіціара «сміттєвої» оборудки, якби не когнітивний дисонанс: менеджери – Григоришина, а гроші дістаються – Суркісу.
Річ у тому, що стосунки між цими бізнесменами навряд чи можна назвати товариськими. Занадто довга історія їхніх конфліктів (наприклад, у 2002 році міліція навіть ненадовго арештувала Григоришина, взявши його поряд з рестораном з підкинутими йому пістолетом і «білим порошком»).
На енергетичному ринку нам спробували пояснити цю колізію таким чином: не зважаючи на прізвища топ-менеджерів, усі обленерго, де є велика частка державної власності, контролюються людьми Суркіса, який має прямий вихід на президентську вертикаль. Тобто контроль підприємств проходить саме через державну частку.
Такий розклад, звісно, міг би повністю пояснити, чому державні гроші за акції потрапили до людей Суркіса, але не до кінця. Усе ж таки на такій оборудці втратила не тільки держава, а й міноритарні акціонери. А це означає, що вони або геть не слідкують за своєю власністю (у що важко повірити), або домовились з мажоритарієм про те, що їм фінансові збитки якимось чином компенсують. Але тоді це дуже нагадує слово «співучасть».
У кожному випадку для нас не так важливо, до кого саме врешті-решт ці гроші потрапили. Головні питання: «Скільки грошей щезло? Яким чином?». Про всі інші нюанси може цілком розповісти менеджмент підприємства. Якщо його опитати в правильному місці правильними людьми.
Так що ми розповімо в додаток лише ще одну історію, аби можлива бесіда з менеджментом була більш тривалою.
Страхування і фіктарі
У середині грудня 2015 року «Харківобленерго» уклало дві угоди з ТДВ «Велика страхова компанія» щодо закупівлі послуг з страхування на 99,91 млн грн.
З цих грошей більша частина – 69,96 млн грн., піде на оплату страхування відповідальності перед третіми особами. А саме: протягом року страхова компанія повинна буде виплачувати компенсації людям, які постраждали внаслідок роботи обленерго та його об’єктів. Страхова сума складає на рік 2,4 млрд грн. Цікаво, що ця сума в півтора рази більша від тієї, на яку ядерний пул страхує «Енергоатом» на випадок ядерних ризиків України. Тобто автори схеми вважають, що можливі збитки від чогось неприємного на одному з регіональних обленерго можуть бути більшими, ніж від вибуху на атомній електростанції.
Ще 29,95 млн. грн. АК «Харківобленерго» має заплатити ТДВ «Велика страхова компанія» за страхування майна підприємства від пожеж, стихійних явищ, крадіжок, тощо.
На торгах ще дві страхові компанії пропонували надати всі необхідні послуги за суми, що в рази були меншими. Але їх пропозиції були відхилені через відсутність різних довідок. Наприклад, пропозицію ПАТ «Страхова компанія «ІнтерЕкспрес», яка була вдвічі дешевшою, відхилили через брак довідки про антикорупційну програму на підприємстві.
Кому ж вирішили харківські енергетики заплатити 100 мільйонів? Засновниками ТДВ «Велика страхова компанія» є ТОВ «Альфакванта ЛТД», Євген Дугін й Оксана Захарченко. Директором з жовтня 2015 року є мешканець Макіївки Вадим Бірюков, який є єдиним засновником «Альфакванта ЛТД». Раніше засновником підприємства був Валентин Шептицький.
«Альфакванта ЛТД» є фігурантом декількох кримінальних проваджень. За даними правоохоронців, підприємство є фіктивним й створене для виводу грошей за кордон.
Судячи з того, що «Велика страхова компанія» перемогла – антикорупційна програма у неї є. Але питань до неї виникає чомусь набагато більше, ніж просто про одну довідку.
- Информация о материале
Операторы телекоммуникаций намерены провести акции протеста
Директор интернет сервис провайдера »Павлабор» Владимир Падюков рассказал, что операторы телекоммуникаций намерены прибегнуть к крайним мерам - выйти на митинги против произвола «бюрократической машины». Более того, организовать три «волны» акций протеста. 3 февраля операторы планируют передать обращение и пакет жалоб в антикоррупционный Комитет ВР, прекратить подачу доступа в Интернет по всей Украине на один час и организовать пресс-конференцию. 11-12 февраля участники митингов намерены передать обращение и пакет жалоб в СБУ и вновь прекратить подачу доступа в Интернет по всей Украине на один час. 20 февраля будут переданы обращение и пакет жалоб Президенту, »отключен» Интернет по всей Украине на один час, организована пресс-конференция. Предварительно участие в акциях протеста подтвердили участники рынка с Сум, Чернигова, Днепропетровска и Мариуполя.
- Жалобы участников рынка я бы распределил следующим образом: в 60% случаев - злоупотребление в вопросе совместного подвеса, 30% - злоупотребление в вопросе доступа к многоквартирным домам, 10% - прочие злоупотребления.
Сегодня на рынок наступают технологии 3G и 4G. Они подразумевают, что с плотностью в 100-200 метров должно стоять устройство, к которому подведен Интернет и питание, задача которого обеспечить связь.
Решить такую задачу можно ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО разместив базы на опорах, аналогично фонарям уличного освещения. Поэтому связисты ВЫНУЖДЕНЫ сотрудничать с балансодержателями опор. По стечению обстоятельств опоры в основном сосредоточены на балансе энергопередающих компаний, работу которых регулирует НКРЭКУ.
Но энергопередающие компании грубо злоупотребляют монопольном положением, выставляют завышенные необоснованные цены. Например, Киевоблэнерго требует 30 гривен за аренду одной опоры в месяц (протокол на скрепке). Причем оплату выставляет сразу за несколько месяцев вперед, что может выливаться в сотни тысяч гривен. (К слову, «Киевоблэнерго» аффилирована с российским провластным олигархом Александром Бабаковым. Недавно МВД Украины открыло сразу два уголовных дела против компаний группы VS Energy, в состав которой входит «Киевоблэнерго»– InternetUA).
Ниже - один из примеров:
Попытки апеллировать к НКРЭКУ безуспешны. Регулятор отвечает, что это частная собственность и они «не при делах». На самом деле, например, в АК «Харківобленерго» 65% акций принадлежит государству.
Более того, согласно ч.2 п.4 ст.7 ЗУ «Про передачу об'єктів права державної та комунальної власності», внешние линии электросетей передаются в коммунальную собственность, а в статье 3 определены ответственные за данные действия. Поэтому энергопередающие организации кроме как справкой подтвердить свое право собственности не могут. (Один из «ярких» примеров - в скриншоте письма, расположенном в конце интервью).
Лично мной было передано заявление в АМКУ о склонении к сговору. Я детально расписал механизм грабежа жителей Украины через процедуру совместного подвеса, переложенного на плечи операторов. Но уже почти год АМКУ не может разобраться «в трех соснах».
На самом деле НКРСИ, НКРЭКУ, АМКУ всего лишь демонстрируют бурную деятельность. Ее эффективность равна нулю. Считаю, что результат 100% в пользу коррупционных схем, направленных на вымывание денег с населения Украины. Думаю, каждый месяц бездеятельности НКРСИ, НКРЭКУ, АМКУ приносит миллионные прибыли коррупционерам. (Наше издание уже не раз писало, с какой прибалтийской скоростью продвигается принятие ЗП »О доступе к инфраструктуре объектов строительства, транспорта, электроэнергетики для развития телекоммуникационных сетей», а также о произволе облэнерго - InternetUA).
Имея армию регуляторов, невозможно добиться защиты элементарных прав. Обращение к госорганам, как правило, заканчивается тем, что тебя выставляют «дураком». Причем этот цирк, как правило, подтверждается серией судебных решений.
У Президента имеются инструменты обеспечения гарантий соблюдения верховенства права и права на честный суд, согласно Конституции. Тем не менее, у нас есть причины не верить Президенту. Поэтому вынуждены поднимать подобные вопросы. Более того, дабы исключить вероятность решений в стиле «сам дурак» будем дублировать подачу жалоб в другие органы.
- Приведите примеры необоснованных и противоправных действий, по которым операторы готовы предоставить доказательства СБУ, антикоррупционному комитету Рады и Президенту.
- Жалоб много. К примеру, «история» «Анулювання ліцензії. Беззаконня Держнагляду НКРЗІ». С подачи конкурента предпринимателя лишили лицензии, а в суде доказали, что он «полный идиот», потому что позволил себе идти против системы. Хочу заметить господину А.Н. Животовскому, что для операторов и провайдеров Украины данный вопрос остался открытым. Не исключаю, что его внесем в перечень жалоб, которые будут поданы в СБУ, антикоррупционный комитет Рады, Президенту.
Еще примеры, которые даже имеют судебные решения в пользу операторов, но при этом по Украине продолжаются злоупотребление властью, описаны в этих материалах: «Воля против Кернеса», «Документ по Харьковскому АМКУ«, «ФОП против ЖЕК-а».
Самое свежее злоупотребление, на которое я уже отослал свои замечания, - разработка проекта «Про Тимчасовий порядок розміщення та експлуатації мереж слабкого струму та комунікаційного обладнання в м. Суми». В данном документе, невзирая на политику дерегуляции, создается собственный контрольный орган с собственными строительными нормами, задача которого «врегулювання діяльності суб’єктів господарювання» и «укладання оплатних договорів на підставі отриманої суб’єктом господарювання документації». На самом деле, это создание очередной кормушки для чиновников, незаконность которой признана судом: АМКУ проти «Сумижитло».
- Сколько компаний по всей стране уже готовы выйти на митинги, присоединиться к блокированию доступа в сеть на час?
- Посчитать количество компаний сложно. Несмотря на то, что мы как бы конкуренты, практически в каждой области, населенном пункте операторы и провайдеры объединяются в группы, чтобы противостоять беспределу со стороны власти. Наибольшая группа (около 180 операторов) представлена общественными организациями. Будут ли они выдвигать своего представителя, мне пока не известно. Тем не менее, от Сумской, Черниговской, Днепропетровской областей, уже согласовываются представители. Многие, не желая преждевременно афишировать жалобы, могут привезти их без предупреждения.
- Какие требования будете выдвигать в ходе акций протеста?
- Над перечнем требований пока идет работа. Учитывая сложившуюся ситуацию, в них будет включено требование о создании комиссии по расследованию злоупотреблений госорганов, которая заключается в бездействии АМКУ, НКРЭКУ, НКРСИ. По результатам проверки - отстранение руководства в указанных органах.
Также необходимо вертикальное реформирование АМКУ, НКРЭКУ, НКРСИ с заменой не только вывески (НКРЭ на НКРЭКУ), но и штата по результатам проведения открытых конкурсов.
- Информация о материале
Смена курса?
Группа парламентариев провластной коалиции (представляющих преимущественно Блок Петра Порошенко) попросила КС официально разъяснить положение 155-й статьи Конституции «на следующей очередной сессии Верховной Рады Украины». Народные избранники молят толкователей Основного закона внести ясность: означают ли слова «следующая» и «очередная» непосредственно следующую по номеру сессию после той, на которой законопроект был предварительно одобрен, либо любые другие следующие сессии.
Без этого законодатели якобы не могут определить конечный срок внесения изменений в Конституцию. Напомним, 31 августа на второй сессии VIII созыва 265 голосами «за» Верховная Рада предварительно одобрила проект конституционных изменений, предполагающий децентрализацию (и содержащий пункт об «особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Окончательное утверждение планировалось на третьей сессии, срок действия которой был продлен до конца января.
Собственно, пролонгация работы третьей сессии (закрыть ее планировали в декабре) и была связана с необходимостью успеть проголосовать за конституционные изменения до ее завершения. И еще месяц назад смысл «загадочного» словосочетания «следующая очередная сессия» ни у кого не вызывал вопросов. Включая спикера Владимира Гройсмана, заявлявшего, что законопроект о внесении изменений в Конституцию должен быть принят до конца текущей сессии — «Непринятие (здесь и далее выделено мной. — С.Р.) этого решения приведет к тому, что его придется отложить на год. Это предусматривает процедура. Потом еще год заниматься конституционным процессом, это если все будет хорошо...»
Вопросы не возникали у депутатов ни одного из созывов, начиная с 1996 года. И все конституционные изменения всегда вносились по стандартной и понятной схеме, описанной в 155-й статье: предварительное одобрение на одной сессии — окончательное утверждение на следующей очередной. Более того, если у кого-то и возникали вопросы, их должно было снять решение КС от 17 октября 2002-го, где было четко сказано — «вопрос о внесении изменений в Конституцию Украины должен быть рассмотрен и решен на двух очередных сессиях Верховной Рады последовательно». Однако и эта формулировка пытливых депутатов не убедила. Самое забавное, что авторы обращения в Конституционный суд это решение упоминают, словно не замечая, содержащегося в нем ответа на столь интересующий их вопрос. Если наличие трех уточняющих слов «следующая», «очередная» и «последовательно» не разъясняет любознательным законодателям, о какой именно сессии идет речь, это означает только одно: им нужно не толкование, а повод для оттяжки времени.
И тут возникает вопрос — зачем власти эта пауза?
Первый и очевидный ответ: для закрепления изменений Основного закона требуется поддержка конституционного большинства, а его нет. Неделю назад авторитетный источник в Раде утверждал, что Банковая якобы изыскала 290 голосов из 300 необходимых. Несколько дней тому источник в АП заявлял, что цифра несколько скромнее, и поиск скрытых резервов продвигается со скрипом.
Судя по всему, количество депутатов, готовых узаконить «особенности» на неконтролируемой территории Донбасса действительно меньше требуемых 300. Но понимание этого не приближает нас к ответу на вопрос: Петр Порошенко решил окончательно уклониться от обязательства изменить Конституцию или он просто тянет время.
Второй вариант выглядит более вероятным. Если бы глава государства вознамерился похоронить внедрение конституционных преобразований, у него был более простой путь: законопроект поставили бы на голосование, он не набрал бы необходимых 300 голосов, и на нем можно было бы ставить крест. Внесение изменений в Конституцию — компетенция Рады, Порошенко на этот процесс формально никак не влияет, с него и взятки гладки.
Но это было бы возможным только в том случае, если бы операцию по ликвидации конституционной «реформы» Петр Алексеевич согласовал с партнерами по «нормандско-минскому» процессу. Однако все ключевые игроки в последние дни подтвердили прежнюю позицию. Первым о требовании изменить КУ напомнил Путин. Затем подал голос Олланд — «необходимо чтобы была проголосована пересмотренная Конституция — это условие выполнения минских договоренностей». Наконец, согласно сообщению пресс-службы Белого дома, «Президент США Барак Обама и канцлер ФРГ Ангела Меркель в ходе телефонного разговора в четверг подчеркнули необходимость ускорения выполнения минских договоренностей». А одним из главных пунктов этих договоренностей является изменение Конституции. Невыполнение этого пункта — повод упрекнуть Украину в срыве «минского процесса».
Что делать, если не делать нельзя, а делать не получается? Тянуть время.
Вполне возможно, затяжка времени была согласована с западными партнерами. Думается, они готовы принять тезис: отсрочка принятия конституционных изменений лучше, чем их провал. Кроме того, и в Берлине, и в Вашингтоне могли прислушаться к доводам Киева: сейчас внесение двусмысленных изменений в Конституцию может спровоцировать политическую напряженность, изрядно повредить репутации власти. А, следовательно, усложнить процесс реализации того, что Меркель, Путин и Порошенко называют «мирным урегулированием». Вероятно, Киев смог аргументировать, когда и почему процесс конституирования «особенностей» для ОРДЛО может пройти менее болезненно.
По нашим сведениям, выразила понимание в этом вопросе и Москва. По некоторым данным, она готова пойти на отсрочку конституционного процесса. При условии, что Киев гарантирует результативное голосование за изменения Основного закона в будущем, во-первых. И форсирует подготовку и принятие необходимых законов, во-вторых.
Речь идет о трех законах:
— об особенностях местного самоуправления в ОРДЛО:
— об амнистии «участников событий на части территории Донецкой и Луганской областей»;
— о выборах в органы местного самоуправления в ОРДЛО.
Первые два документа были приняты Верховной Радой, однако юридической силы не обрели. Есть сведения, что на их основе разрабатываются новые варианты, формулировки которых сейчас утрясаются Киевом и Москвой. Якобы обсуждается и черновой текст избирательного закона для неконтролируемых территорий.
Источники в АП и Совбезе подтверждают, что сегодня эти законы интересуют Кремль больше, чем конституционные изменения. Что выборы в ОРДЛО и признание их Киевом по-прежнему рассматриваются как главный инструмент «достойного выхода России из войны на Донбассе». Который позволит Путину одновременно и сохранить контроль над ОРДЛО, и ставить вопрос о снятии санкций. Но при этом Москва настаивает: выборы должны пройти не позже мая, а все необходимые решения (в первую очередь, утверждение указанных выше законов) следует принять не позже конца февраля — начала марта.
Есть нюанс. Закон «об особенностях местного самоуправления» будет явно противоречить Конституции. Он обрел бы правовую логику лишь в случае внесения изменений в Основной закон. Но это дело откладывается в долгий ящик. Смущает подобное кого-то? Похоже, нет. Все участники процесса, кажется, готовы закрыть на это глаза. Потому, что:
— Путин хочет поскорее получить возможность поднять вопрос о снятии санкций;
— Запад хочет побыстрее забыть об Украине с ее войной;
— Порошенко хочет побыстрее добиться гарантированного прекращения боевых действий.
Если стороны сойдутся в вопросе о законах и выборах, достаточно будет просто оговорить, что позже «особенности» ОРДЛО закрепят в Конституции и разойтись довольными собой.
Неизвестно, дала ли Банковая твердое согласие на подобный план. Если да, то Петр Алексеевич оказался в непростом положении. Дело даже не в том, что такая схема не возвращает Киеву контроля над Донбассом. Она создает иллюзию мира, которую можно будет «продать». И какое-то время на нее будут «покупаться».
Проблема в ином. Ранее Киев рассчитывал тянуть как раз с принятием нежелательных законов. А теперь их утверждение превращается в первоочередное условие. И если на Банковой опасались проблем из-за внешне безобидной новоконституционной формулировки — «Особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом», то какой будет реакция части политикума и общества на нормы законов, в которых пойдет речь об амнистии боевикам, «народной милиции» и гарантированном бюджетном финансировании ОРДЛО.
Есть основания считать, что Киев пытается сделать нормы будущих законов менее взрывоопасными для общественного мнения. Но не думаем, что он сильно преуспеет в этом вопросе. С другой стороны, Россия выразила готовность идти навстречу. Кремль, по некоторым данным, расположен обсуждать возможное разрешение ранее табуированных вопросов. Например, вопрос о границе. Киев понимал, что контроль над ней ему не вернут. Россия не имела ни малейшего желания запускать на территорию ОРДЛО украинских пограничников. Появился компромиссный вариант: Москва готова обсуждать возврат пунктов пограничного контроля под крыло Киева. Но при условии, что личный состав отрядов будет формироваться из числа представителей местного населения. Подвох ясен: такая граница будет только считаться украинской. Даже при наличии сине-желтых флагов. Но она будет считаться украинской. И такой вариант устраивает всех. Включая украинскую власть. Если только ее интересует не возвращение реального контроля, а эффектный повод об этом заявить. Рано или поздно подлог вскроется, но это будет потом. А продаваемые победы нужны сейчас.
Другой момент. Кремль, по утверждению наших источников, готов обсуждать судьбу большого количества вооружений, размещенных в ОРДЛО. Сроки вывода, формы контроля над ним. Насколько реалистичными будут эти планы, другой вопрос. Но сам факт их составления будет свидетельствовать о добросовестном следовании «духу минских соглашений». Ранее Кремль даже не обсуждал этот вопрос, сейчас, говорят, обсуждать готов.
Далее. Москва готова обеспечить доступ украинских СМИ к освещению будущей местной избирательной кампании в ОРДЛО (готовится специальный документ), и доступ украинских кандидатов к участию в гонке. Риск минимальный: случайных победителей на этих выборах не будет. Или кто-то сомневается? А появление в местных советах депутатов, представляющих «материк» (причем не только Оппозиционный блок, но и, например, БПП, почему нет?), лишь придаст фактическому симулякру видимость реинтеграции.
Москва готова уточнить список лиц, подлежащих амнистии. Особо отмороженным предложат выбор — поехать защищать «русский мир» в Сирию или разделить судьбу дремовых и мозговых. Особо упоротых «зачистят», как это регулярно происходит в последнее время. Особо ценных перебросят через границу. Говорят же, что Бес строит домик в Подмосковье, ну, появятся у него соседи. И потом, Россия большая, — места для всех хватит. Тем более, что речь идет о нескольких десятках людей, наиболее одиозных и не в меру раскрученных. Остальных легко подведут под амнистию. Особо заслуженным после «эвакуации» могут дать какие-нибудь должности. В Крыму, например. Вынужденным мигрантам пояснят, что их передислокация явление временное, пока все уляжется. Если что — вернут оперативно. Если, конечно, захотят возвращаться. Ну да, граница на замке, но ключ-то в Москве, не в Киеве.
Как свидетельствуют наши источники, Кремль готов обсуждать и еще один, ранее закрытый вопрос — замену вождей неконтролируемых территорий. Сохранение Захарченко и Плотницкого делает картинку «мирной реинтеграции» ОРДЛО неправдоподобной. Это понимают не только в Киеве, но и на Западе. Это, кажется, начали понимать и в Москве. Вопрос о «главах» т.н. «ДНР» и «ЛНР» уже попал в повестку дня неформальных переговоров. Если вопрос о выборах и признании их Киевом будет решен положительно, от имени Путина Захарченко и Плотницкого очень вежливо попросят покинуть свои посты добровольно. Возможно, в обмен на посты в РФ. Возможно, под угрозой физического устранения. Вместо них появятся и.о., не важно какие, в любом случае менее одиозные, и, по возможности, респектабельные. Чтобы формально «тянули» на роль новых символов «мирного урегулирования», внешне договороспособных фигур.
Россия считает, что для сохранения дальнейшего фактического контроля над ОРДЛО сможет оперативно взять под контроль наиболее рьяных борцов за «новороссию». Нужна новая картинка — сделаем. Но в ответ Москва ждет от Киева должной чуткости. Ей нужны законы и выборы.
В нынешней ситуации для России это — лучший способ выйти из положения. Регулярные войска из ОРДЛО выводятся, но остаются вышколенные ее военспецами и контролируемые ею формирования, которые получат статус местной «народной милиции». Москва переложит бремя расходов по ОРДЛО на Киев и частично на Запад. Который, в случае согласия Киева на проведение и признание выборов, готов выделить не только дополнительные кредиты, но и аккумулировать некие средства для гуманитарных нужд ОРДЛО. Москва сохранит реальный, по сути, единоличный контроль над большим куском российско-украинской границы. Со всеми вытекающими последствиями. Москва после декоративных выборов (зато по стандартам ОБСЕ) получит в ОРДЛО своих наместников, но снабженных мандатами Киева. Наместников, более послушных, чем нынешние ретивые «полевые командиры». Москва будет вправе ставить вопрос, как минимум, об ослаблении санкций. И получит положительный ответ, о чем совсем недавно практически в открытую заявил Олланд. Даже если будет снята только часть ограничений, Россия выиграет не только экономически, она утратит имидж изгоя. Что позволит ей постепенно отстраивать систему взаимоотношений с Западом, основательно подразрушенную в период обострения войны на Востоке Украины.
Россия должна понимать, что в этой ситуации ей едва ли удастся выжать из ситуации больше. В начале 2014-го она несколько переоценила свои силы. Невозможно в XXI веке отобрать кусок чужой территории в центре Европы без войны. Война и случилась. Просто позже. И не в Крыму. И не только с Украиной. Экономическая и дипломатическая война с Западом оказалось сложнее, чем думалось Путину. Россия готова отступить (желая при этом сохранить контроль над ОРДЛО) не только ради санкций. Она считает, что, уступив в Донбассе, отчасти укрепит свою позицию по Крыму. Нет, Запад никогда не признает полуостров российской территорией. Вполне возможно, он сохранит часть санкций. Но стоит вспомнить, что Запад никогда не признавал аннексию Прибалтики. Что не мешало Западу торговать с СССР, входить с ними в военные коалиции и сообща перекраивать границы после Второй мировой. Опираясь на это знание, Москва чувствует, что, частично отступив на Востоке Украины, добьется от Запада негласного, неформализованного обязательства еще реже вспоминать о Крыме. Тем более что война в Донбассе на нынешнем этапе свою роль уже сыграла. Изрядно экономически измотав и без того обескровленную Украину, превратив промышленный регион в фактические руины. Посеяв ненависть — неизбежную спутницу войны.
Выборы в ОРДЛО создадут эффектную видимость решения проблемы. Запад будет делать вид, что принес мир. Москва будет делать вид, что спасла вольнолюбивый Донбасс от кровавой хунты. ОРДЛО будут делать вид, что прислушиваются к Киеву, и продолжать слушать Москву. Киев будет делать вид, что получил контроль над мятежными территориями. Для полноты иллюзорной картинки можно организовать визит Порошенко в Донецк, на время выборов рядом со знаменами «ДНР» и «ЛНР» вывесить сине-желтые флаги и поднять вопрос о довыборах депутатов ВР на территории ОРДЛО.
Все будут считать себя победителями. Проблема останется.
Де-факто неконтролируемые территории получат автономию. Восстанавливать разрушенное никто не будет, поскольку необходимых средств для этого нет, а то, что будет выделяться, с высокой степенью вероятности будет разворовываться (частично, в Киеве, частично в ОРДЛО), как это было в России после Хасавюрта. Население этих территорий с каждым днем существования такой власти будет все меньше чувствовать себя связанным с Украиной, что лишь отдалит сроки реальной реинтеграции. Это, как и деоккупация Крыма, может превратиться в задачу для наших потомков.
У этого плана есть два теоретических плюса. Во-первых, подобная комбинация способна на какое-то время снять угрозу полномасштабной войны. Нынешняя власть вообще не рассматривает силовой вопрос решения проблемы Донбасса, и с этой точки зрения подобное замирение — положительный момент. Во-вторых, некоторое ослабление реального контроля России над ОРДЛО (а после вынужденного вывода войск это случится) дает некоторый шанс Киеву. Шанс на поиск адекватных контактеров для будущих переговоров о возможном бескровном полноценном возвращении территорий в лоно Украины. Если уж власть не может и не хочет воевать, принуждена мириться по чужим правилам, пускай работает с населением, ищет, воспитывает, убеждает. Пусть пытается переиграть Кремль на этом фронте.
В России это понимают. В Москве, насколько известно, не все разделяют политику небольших уступок Западу и Киеву. Но падение цен на нефть — жестокая вещь.
Все описанное выше не является пока четким планом. Это лишь сценарий. Информация о сути идущих ныне переговоров дает нам право говорить о нем как о варианте, который в разных столицах сегодня рассматривается в качестве наиболее приемлемого. Для политиков. Преследующих различные цели. Цели, в равной степени игнорирующие интересы Украины. И украинцев, проживающих, по разные стороны линии будущего «мира».
- Информация о материале
Страница 616 из 2102
