Главная
Керівництво «Харківобленерго» підозрюють у виведенні 31 мільйона ще до Суркіса
Харківські правоохоронці підозрюють службових осіб АК «Харківобленерго» в нанесенні шкоди державі на суму 31,30 млн грн. Про це йдеться в ухвалі Київського районного суду від 18 січня 2016 року.
За даними правоохоронців, протягом 2013-2014 років «Харківобленерго» уклало декілька договорів на купівлю у ТОВ «Тау-система» та ТОВ «Енергопром АО» кабельної продукції. У свою чергу ТОВ «Тау-система» та ТОВ «Енергопром АО» придбало цю продукцію у ПП «Букмекер» та ПП «Поло-Інвестбуд».
Але спеціалістом-бухгалтером встановлено, що на протязі 2013-2014 років ПП «Букмекер» та ПП «Поло-Інвестбуд» кабельну продукцію не закуповували. На основі цього висновку експерта правоохоронці вважають, що фінансово-господарські операції ТОВ «Тау-система» та ТОВ «Енергопром АО» з постачання кабельної продукції АК «Харківобленерго» є «безтоварними» та не пов’язані з фінансово-господарчою діяльністю. Отже, діями службових осіб «Харківобленерго», ТОВ «Тау-система» та ТОВ «Енергопром АО» спричинено матеріальну шкоду державі в особі АК «Харківобленерго» на суму 31,30 млн.грн.
До кВ ітня 2015 року АК «Харківобленерго» керував Сергій Кирик.
Засновниками ТОВ «Енергопром АО» є Олег Вакула та Володимир Колубаєв.
Вакула також є засновником ТОВ «ПЕК «Енерго-Альянс», у якого АК «Харківобленерго» купує кабелі за завищеними цінами.
Засновниками ТОВ «Тау-система» є Микола та Вікторія Бойменко.
ПП «Букмекер» заснував Олександр Кобеняк, а ПП «Поло-Інвестбуд» – Юрій Салабаєв.
Нагадаємо, що 65% акцій АК «Харківобленерго» належать Фонду державного майна, ще 29,8 % акцій знаходиться у володінні кіпрської компанії «Garensia Enterprises Limited», яку ЗМІ пов’язують з Констянтином Григоришиним. Менеджмент обленерго, призначений у 2015 році, пов’язують з групою Суркісів.
16 січня після публікації «Наших Грошей» відмінила результати тендерів щодо закупівлі у ТДВ «Велика страхова компанія» послуг з страхування на 99,91 млн грн. Фірму-страховщика правоохоронці підозрюють у фіктивності. Про інші оборудки менеджменту підприємства читайте в статті «Сміттярі з «Харківобленерго».
- Информация о материале
«Девятый вал» мародерства
Поведение оккупанта предсказуемо — кормить оккупированные территории по минимуму, а вывозить максимум. Российское нашествие в реальности стало «девятым валом» для украинских земель, которым довелось быть не только пропитанными кровью и порохом, но и опустошенными обычным грабежом. В этом плане местные «полицаи» всегда отличались особой ролью. Потому не удивительно, что за два последних года с Донбасса в Россию были вывезены мощности заводов, бывших когда-то визитной карточкой региона (вспомните недавний случай вывоза картонного завода бывшим главой Луганского облсовета Валерием Голенко), а в Крыму не только распивают редкие сорта вина, но и даже вывозят в РФ картины известных художников.
Еще два года назад, когда только-только произошла аннексия Крыма, депутат Владимир Арьев сообщал, что из крымских музеев в Россию вывозятся произведения искусства. Тогда он сказал: «По моей информации, сейчас вывозятся картины Айвазовского, хранившиеся в крымских музеях, а также другие ценности. Они вывозятся сейчас в Эрмитаж и другие российские музеи», — и прибавил, что этот факт является обычным грабежом. Тогда директор галереи Айвазовского Татьяна Гайдук опровергла эту информацию. Более того, она заявила, что «не только передача, но даже перемещение музейных экспонатов галереи не предусматривается».
И вот снова набирающий обороты скандал по поводу перевозки картин Айвазовского в Москву, а затем в Санкт-Петербург. Причем первый шум начали поднимать сами феодосийцы, которые хорошо помнят завещание художника, в котором он свои работы передал в наследство городу. Напомним, что картинная галерея известного художника-мариниста армянского происхождения Ивана Айвазовского располагается в Феодосии. В ней находятся 417 полотен мастера и его учеников. В свою очередь уже упоминавшаяся директор выставки, ставшей поводом для перевозки картин, Татьяна Гайдук уверяет, что это событие должно быть прологом для празднования 200-летия со дня рождения художника, которое будет отмечаться через год. То есть, оказывается, хватило нескольких лет, чтобы мнение о возможности перемещения картин у директора музея изменилось.
Жительница Феодосии Полина в своем интернет-блоге по пунктам изложила обеспокоенность горожан:
- картинную галерею Айвазовского хотят переподчинить из собственности Феодосии в республиканскую собственность, что полностью противоречит упомянутому завещанию художника;
- эти картины летом на четыре месяца планируют перевезти в Третьяковскую галерею сначала в Москву, а потом в Питер на выставку, то есть в то время, когда в Крыму будет много туристов. Таким образом, Россия в который раз оказывает медвежью услугу крымчанам;
- феодосийцы серьезно опасаются, что картины Айвазовского могут из Москвы не вернуть или в лучшем случае вернут не оригиналы, а копии-подделки
Случай с музеем — к сожалению, лишь эпизод, обнажающий сущность «воровского» режима Путина с тем лишь отличием, что даже у «воров» были «понятия». С другой стороны, факт того, что Кремль не стесняется грабить территории, которые сам оккупировал, доказывает, что этот режим не мыслит категориями исторической перспективы, то есть по сути не считает эти земли своими.
Андрей Клименко, главный редактор BlackSeaNews:
— С картинами Айвазовского может случиться все что угодно. Их могут украсть под видом реставрации на многие годы или под другими предлогами. Произошла масштабная экспроприация украинского имущества на территории Крыма. И это касается не только феодосийской галереи, но и других музеев, например, музея-заповедника в Херсонесе с уникальными экспонатами. Кроме музеев, забрали большое количество предприятий, заповедников с площадью в десятки тысяч квадратных километров, государственные дачи, санатории, пансионаты. Причем если в первый год оккупанты стеснялись и для такой экспроприации делали «прокладки» в виде крымских предприятий, то сейчас без всякого стыда на сайте управления делами президента РФ значатся профсоюзные санатории, государственные дачи, заповедники, винный концерн «Массандра», завод шампанских вин «Новый свет». Представьте себе, управление делами Путина принимает в собственность несколько санаториев украинских профсоюзов. То есть мы столкнулись с откровенным мародерством на триллионы долларов, которое ничем не остановить, но мы должны об этом кричать на весь мир, пользуясь любой возможностью.
Василий Рожко, начальник управления музейного дела и культурных ценностей Министерства культуры Украины:
— Поскольку Крым является временно оккупированным, украинские власти сегодня не имеют механизмов прямого контроля над музеями на полуострове. Доступные механизмы контроля — специальные мониторинговые миссии ЮНЕСКО, Совета Европы, которые могут добиться въезда на полуостров и проверить, что там осталось из музейного фонда Украины. И санкции. Мы прекращаем любое научное сотрудничество с музеями, взаимодействующими с Россией, нарушающими нормы международного права.
Есть публичные заявления, которые мы не можем проверить. Люди запуганы, боятся информировать, потому что потом к ним приходят российские спецслужбы.
Картины Айвазовского из галереи в Феодосии — часть государственного музейного фонда Украины. Министерство культуры как центральный орган исполнительной власти должно давать разрешение на перемещение таких объектов. Соответственно, все, что осуществляется без этого разрешения, является незаконным.
В предыдущее столетие из Украины вывезли очень много, и теперь это продолжается. Вернуть вывезенное будет очень сложно. Но, к сожалению, помешать этому сейчас не в нашей компетенции. Прямое недопущение вывоза — скорее работа силовых и различных международных органов.
О материальном значении картин Айвазовского должны говорить эксперты, которые проводят оценочные работы. Я к таким не принадлежу. Музейный фонд Украины не оценен. Когда-то такие попытки были, но из-за угрозы монетизации их со скандалом пресекли. Но, конечно, и Айвазовский — гениальный автор, и сами картины — часть государственного музейного фонда, их культурную ценность трудно описать. Эти картины — не просто достояние Феодосии, это достояние украинского народа.
Сейчас мы в управлении пытаемся делать то, что 25 лет не делалось, — навести порядок, чтобы не было других похожих ситуаций. Я на должности чуть больше года. Нам «достался в наследство» тотальный неучет. Много рутинной работы, которую нужно сделать, чтобы дальше не допускать таких ситуаций и быть готовыми активнее действовать в международных судах, предъявлять более четкие и более конкретные требования. Вся страна, в частности музейная отрасль, не была готова к такому виду войны.
- Информация о материале
Фірма з оточення Мусєєва прибере «Діснейленд» Кернеса за 11 мільйонів
Комунальне підприємство «Центральний парк культури та відпочинку імені М. Горького» 1 лютого уклало угоду з ТОВ «Системи прогресивної очистки» щодо прибирання території та будівель парку вартістю 10.96 млн. грн.
Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель».
Підрядник повинен протягом 2016 року прибирати територію парку від сміття, замінювати пакети в урнах, мити атракціони, прибирати у будівлях та в туалетах, мити огорожу, тощо.
Єдиним конкурентом переможця було спеціалізоване комунальне підприємство «Харківзеленбуд».
Оцінка цінових пропозицій складалася з двох частин: ціна (75 балів) та відстрочка платежу (25 балів).
Пропозиція комунальників була дорожчою за ТОВ «Системи прогресивної очистки» на 5,5 %., хоча вони погоджувалися на довшу відстрочку платежу на 10 днів. Пропозиція фірми була 5 днів.
Фірма «Системи прогресивної очистки» зареєстрована на Олену Назаренко, директором є Роман Дворник.
У протоколі розкриття пропозицій «Системи прогресивної очистки» вказало номер телефону (057) 714-05-72, що раніше використовувався як номер факсу ТОВ «Компанія «СПО» («Системи прогресивної очистки»).
Крім того, цей номер також використовує ТОВ «Ваго-Рев», яке виграє підряди в Харківському метрополітені.
Відомо, що Компанія «СПО» раніше отримувала підряди на прибирання Харківського метрополітену. Першозасновником цієї фірми був Андрій Артеменко, якого називають сином колишнього начальника рекламного відділу метрополітену Марини Артеменко й який працює зараз заступником директора КСП «Харківгорліфт», а також цього року балотувався в міськраду від партії «Відродження», першим номером якої є мер Геннадій Кернес. У 2011-2012 рр. власником «Компанія «СПО» був Євген Кріветченко, який очолював Ленінську районну молодіжну громадську організацію «Молоді регіони» в Харкові.
Компанію «СПО» відносять до сфери впливу Максима Мусєєва, голови Адміністрації Ленінського району, депутата міськради від партії «Відродження». В міськраді попереднього скликання від входив до фракції Партії регіонів.
У 2015 році ТОВ «Системи прогресивної очистки» за результатами тендерів уклала угоди з комунальними підприємствами Харкова на суму 90,05 млн. грн.
Вже цього року «Системи прогресивної очистки» виграло тендер на 10 млн. грн.. на заміну пакетів для сміття в урнах.
- Информация о материале
Афера на 35 миллиардов. Что не так с системой жилищных субсидий
Весной 2015 года правительство решилось на непростой шаг. Подписав с МВФ соглашение о программе расширенного сотрудничества - EFF, Кабмин обязался постепенно сокращать дефицит «Нафтогаза» и к 2017 году отойти от господдержки монополиста.
Залог успеха - повышение коммунальных тарифов для населения.
Повышать тарифы сразу после Майдана, когда напряжение в обществе зашкаливало, было все равно что бросить горящую спичку в сухой стог сена.
Для предотвращения волны массовых протестов нужен был пряник. Выбор пал на обновленную программу субсидий для населения.
Казне он обошелся недешево. В 2015 году на субсидирование населения государству пришлось выделить свыше 18 млрд грн при плане 24,4 млрд грн. Оставшиеся шесть миллиардов в конце года перераспределили на другие цели.
В 2016 году цена вопроса повысилась. Сначала речь шла о 43 млрд грн - столько требовал министр соцполитики Павел Розенко. В декабре 2015 года, в разгар бюджетного процесса, Минфин урезал аппетиты ведомства до 35 млрд грн.
Социального взрыва удалось не допустить. Всплеск критики наблюдался со стороны «Батьківщини», но со временем он поутих.
Сейчас у премьера есть повод рапортовать: «5,4 млн украинских семей не просто обратились за субсидиями, а получают эти субсидии. Каждый третий гражданин страны получает прямую финансовую помощь от государства».
По словам Арсения Яценюка, субсидия - это «реальный механизм помощи, который предложило государство для уменьшения стоимости коммунальных услуг». Все бы ничего, если бы только этот «реальный механизм помощи» не превратился в скрытую схему поддержки НАК в ущерб бюджету.
Минфин нашел проблему
В распоряжении ЭП оказалась аналитическая записка Минфина, из которой следует: разница в нормативах, которые применяются для определения размера субсидий и учета услуг, может привести к перерасходу бюджетных средств.
Нормативы, которые используются для расчета размера субсидий, в два раза превышают показатели, которые используются при реальных расчетах за услуги. Так, плата за газ при отсутствии счетчиков рассчитывается исходя из норматива 3 куб м, а для начисления субсидии используется показатель 6 куб м.
«Норматив по расходам тепла для многоквартирного дома выше пяти этажей составляет 0,0225Г/кал на кв м, а фактические расходы тепла по счетчикам на 1 кв м отапливаемой площади почти в два раза ниже», - говорится в записке.
Аналогичная ситуация с нормативами газа для индивидуального отопления.
Субсидия насчитывается исходя из 7 куб м на кв м, тогда как в частном доме в среднем потребляется 300-400 куб м газа или 3-4,5 куб м на кв м, пишет Минфин. В результате, согласно выводам министерства, на субсидии выделяется больше средств, чем реально потребляется услуг.
Розенко c этим не согласен. «Выводы можно будет делать только в конце отопительного сезона. Меньшее потребление было в теплый декабрь, а вот январь был холодный, там уже будет другая картина», - говорит он.
Кроме того, отмечает он, люди во время отопительного сезона платят за 1 200 кубов газа по 3 600 грн за тыс куб м. Когда они используют этот социальный объем, плата будет по 7 600 грн за тыс куб м.
«Размер субсидии при этом останется тот же», - говорит министр. То есть всю эту «экономию» люди смогут использовать в следующих месяцах.
В чем-то Розенко прав: общая картина будет видна по итогам отопительного сезона. Тем не менее, из общения с участниками рынка и чиновниками ясно одно: программа субсидий обернулась проблемой и для бизнеса, и для казны.
Фантики вместо кэша
Львиная доля сложностей связана с учетом этих денег по цепочке контрагентов.
Один из источников проблемы - авансовый принцип уплаты субсидий.
«Человек потребил газа на 500 грн, а по нормативам ему начислили 800 грн субсидии. 500 грн засчитывается, а 300 грн ложится в аванс на следующий месяц. Планировалось, что во время отопительного сезона потребление увеличится, и авансы перекроются, но это не так», - объясняет собеседник ЭП из правительства.
Весь октябрь, ноябрь и первую декаду декабря стояла относительно теплая погода, и переплаты росли.
«На этой почве у поставщиков возникают проблемы. Поскольку субсидии безвозвратны, «излишне» перечисленные деньги в бюджет не возвращаются. В итоге мы с этими авансами ничего не можем сделать и обязаны бесплатно поставлять газ в их счет», - объясняет один из участников рынка.
На начало февраля, по оценкам представителей рынка, объем переплат в стране достиг 4-4,5 млрд грн. В Минфине утверждают: это никого не устраивает. «Мы переплачиваем, если люди потребляют меньше», - говорит чиновник из Минфина.
Государству это невыгодно и еще по одной причине. Все теплокоммунэнерго потребляют газ. Они поставляют тепло в дома. Есть два типа домов: в одних стоят счетчики, в других - нет.
«В Киеве счетчиками оснащены 4,5 тыс домов из 11,5 тыс. Тут начинает играть нормативный метод. Если нет счетчика, людям насчитывается газ за кв м. Из-за сношенных систем теплоснабжения потери газа составляют до 20%, и люди, которые живут без счетчиков, оплачивали эти потери в теплосетях по нормативу. При оформлении субсидий все эти «обогревы улиц» ложатся на государство», - объясняет директор Центра исследований энергетики Александр Харченко.
Поставщиков коммунальных услуг это не устраивает - рост виртуальных авансов вымывает у них наличность, объясняет собеседник ЭП из министерства.
«Уровень неденежных расчетов по цепочке участников - 95-96%. Если происходит переплата по субсидиям, то объем этих взаимозачетов в цепочке начинает расти, и реальные средства попросту выдавливаются. В итоге у поставщика есть куча виртуальных денег, но нет живой «налички», - объясняет он.
К слову, деньги на субсидии поставщики так и называют - виртуальные «фантики». Они указывают на еще одну проблему.
Конечным получателем средств в расчетах за газ определен «Нафтогаз». Переброс субсидийных средств на него по закону возможен в двух случаях: в счет погашения долгов перед компанией или в счет оплаты плановых поставок газа.
«Если нам полагается этих «фантиков» на 4 млрд грн, но у нас нет долга перед «Нафтогазом», а за поставки нужно заплатить только 1 млрд грн, то НАК мы можем отдать только один. Остальные три просто «зависают» на счетах в качестве долга перед населением», - объясняет представитель рынка.
Впрочем, несмотря на сложности с расчетами по цепочке, отмечает Харченко, в случае с поставщиками не все так однозначно.
«Пока цена на газ для населения не сравняется с ценой для промышленных потребителей, у поставщиков будет возможность играть: заводить газ как социальный, выводить - как промышленный», - говорит он.
В сентябре 2014 года еще вице-премьер Владимир Гройсман снизил норматив по газу в 1,3-2 раза. Он заявил, что это позволит сэкономить государству 400-500 млн долл ежегодно и ликвидировать схемы «серых» заработков газовиков.
Хотя средства на субсидии выделяются как «субвенция из госбюджета местным бюджетам», идут они напрямую поставщикам - облгазам и облэнерго, минуя местные бюджеты, говорит заместитель исполняющего директора Ассоциации городов Украины Александр Слобожан.
В свою очередь у коммунальных предприятий отсутствуют механизмы выплаты зарплаты, закупки техники, запчастей и уплаты налогов за счет средств субсидий.
В наихудшей ситуации оказались предприятия, в которых затраты на электроэнергию и газ незначительны. Это водопроводные предприятия, которые приняли энергосберегающие меры и максимально сократили потребление электроэнергии, предприятия по обслуживанию жилых домов и вывозу мусора.
У них минимальные затраты на электроэнергию и газ. То есть таким предприятиям крайне сложно перекрыть долги, возникшие из-за переплат.
«Мы просчитываем различные варианты решения всей этой проблемы: пересмотр нормативов или введение коэффициентов. Планируем рассмотреть этот вопрос на ближайшем заседании правительства», - говорит источник ЭП из Минфина.
Рассмотрит ли? До сих пор Кабмин к этому не стремился. О проблеме вымывания средств из бюджета стало известно не сегодня. Осенью 2015 года, в канун отопительного сезона, в правительстве об этом знали, но предпочли отмолчаться.
Причин было много: Минсоцполитики тормозило пересмотр формулы расчета субсидий, руки до смены нормативов у министерства не доходили. Профильный регулятор реорганизовывался и не успевал изменить формулу расчета тарифов.
Сейчас на уровне Минфина обсуждение темы активизировалось. Анализом рисков для бюджета, связанных с системой субсидий, занимался департамент финансово-производственной сферы и имущественных отношений.
Прошел слух, что департамент подготовил аналитику, но с обсуждением этих материалов с руководством министерства возникли сложности.
Расчет не складывался
Отзывы о влиянии системы субсидий на бюджетную систему в ведомствах звучат самые разные: от того, что она прикрывает теневой рынок газа, до того, что это гениальный по своей простоте способ финансирования НАК.
Пускай он ущербный для бюджета, но зато позволяющий правительству рассказывать МВФ, что в 2016 году дефицит монополиста удастся свести к нулю.
Как известно, в 2016 году правительство передало НАК в управление Министерства экономического развития и торговли. По информации источника ЭП, в министерстве пока не определились, что делать с этим «счастьем». «Видим проблему с оценкой убытков НАК», - лаконичен источник издания в МЭРТ.
Сложности с оценкой убытков не удивительны. Действующая система субсидий - одна из их причин. «Государство дотирует монополиста через механизм субсидий», - отмечает Слобожан. В связи с этим увидеть реальное финансовое состояние монополиста в чистом виде крайне сложно.
С уплатой налогов тоже не совсем сложилось.
Расчеты за газ с помощью субсидий предполагали зачет с рентой. Смысл заключался в том, что деньги по цепочке доходят до «Укргаздобычи», чей газ идет на нужды населения и которая платит ренту в бюджет. Рента - источник финансирования субсидий. Дальше круг запускается по новой.
Это не сработало. В 2015 году НАК не рассчитался с УГД за газ, а УГД реструктурировала свои обязательства по ренте. К концу 2015 года ситуация разрешилась: НАК погасил долг, а компания уплатила ренту.
«По итогам года заплатили 20 млрд грн налогов. Из них 14,735 млрд грн ренты, из которых 12,89 млрд грн - за газ», - уточнил глава правления УГД Олег Прохоренко. «Весь декабрь и январь УГД закрывала клирингом. «Живых» денег там не было», - сказал изданию источник в ГФС. То есть налоги поступали в виртуальном виде.
Непрозрачность рискует сохраниться
Вряд ли финансовые отношения «Нафтогаза» с казной в ближайшей перспективе станут прозрачнее. В 2016 году Кабмин продолжит повышать тарифы.
«Окончательной модели повышения стоимости коммунальных услуг еще нет. Есть разные варианты. Многое зависит от цен на газ в третьем-четвертом кварталах. Плюс курс неясен. Однако я рисков по субсидиям не вижу», - говорит Розенко.
Меморандум пока согласовывается с МВФ - тихо и в строгой секретности. В последней версии его проекта, которой располагает ЭП, есть такой новый структурный маяк: Кабмин примет и обнародует решение о повышении тарифов с 1 апреля 2016 года. Делать это планируется следующим образом.
Выдержка из Меморандума
Без пересмотра нормативов и формул проблематика с системой субсидий будет продолжаться. Загвоздка в том, что снижение нормативов приведет к уменьшению объемов субсидий. Это по-прежнему остается социально острым моментом и требует политически сложного решения.
С большей вероятностью возможны другие меры.
Помимо прочего в проекте меморандума остается действующий «маяк» - сократить к концу мая 2016 года охват льгот на оплату за энергоносители, объединить связанные виды помощи и пересмотреть формулу расчета субсидий.
«Сейчас у нас действуют и льготы, и субсидии. МВФ хочет объединить их в единую программу субсидий. Изменение формулы преследует цель увеличить расходы на малоимущих и сократить - на граждан со средним уровнем дохода», - подытожил собеседник ЭП из Минфина.
В идеале это должно повысить адресность субсидий для населения.
- Информация о материале
За ширмой
Вот как описывают встречу главных ньюсмейкеров недели ее очевидцы: «Они столкнулись на «рамке» четвертого этажа АП. Кононенко и Абромавичус. Кононенко спросил: «Так когда я на тебя давил?». Айварас замялся и не смог ничего ответить. Сошлись на том, что НАБУ их рассудит».
Но основная часть общества уже сделала свои выводы: красавчег и чудовище. На самом деле это не совсем справедливо. Чудовище — не Кононенко, а тот, кто позволил реликту 90-х, коим несомненно в своих методах является депутат БПП, стать сборщиком основных податей и вестником апокалипсиса для конкретных бизнесов. А Абромавичусу повезло столкнуться публично с человеком, оценка чьей нравственности и ценности для реформирования страны уходит в отрицательную шкалу, что позволило министру экономического развития выглядеть не нулем, а единицей.
Назвать Айвараса Абромавичуса флагманом украинских реформ можно или от большого безрыбья, или от большой благодарности за лоббирование интересов западных и, в первую очередь, американских аграрных компаний в Украине. Нет, не перерабатывающих, а теперь беспрепятственно вывозящих из страны сырье.
Хорошо, что интеллектуальным активистам из ProZorro удалось реализовать через Абромавичуса свои наработки. Хорошо, что министерство занималось дерегуляцией и Украина продвинулась в индексе Doing Business, правда, чуть скромнее, чем при Бродском, который вовсе никаким министром не был.
Министерство экономразвития и торговли, являющееся, по идее, ключевым мозговым центром в переформатирующейся стране, не разработало бизнес-модели ее развития, не инициировало программ стимулирования бизнеса, не определило точки концентрации скудных ресурсов… Оно даже с государственным оборонным заказом справится не смогло: февраль на дворе, а оборонка на перекуре.
После разразившегося скандала у Петра Порошенко была возможность в миниатюре повторить вариант Ющенко 2005 г. под названием «Все с пляжа!». И свои, и чужие. Айвараса Абромавичуса не было ни в одном из гуляющих по кабинетам списков потенциальных министров и вице-премьеров. Слова «Спасибо за работу» были бы вполне достаточной наградой за сделанное. А Игорю Кононенко армейский друг и бизнес-партнер мог бы сказать иное: «Наша дружба остается, но наша жадность — закончилась». Не сказал.
Природа поведения Кононенко, о которой, собственно, все знали и до заявления министра — за что Абромавичусу искреннее спасибо, — но в подавляющем большинстве молчали, на Банковой не очень обсуждается. В том смысле, что подобный взрыв окружение предсказывало президенту давно. И не только потому, что Петр Алексеевич вес доверия и особо щекотливых поручений перенес на кононенковскую ногу. А потому, что этот факт заставил доверенное лицо страх потерять, а значит, осторожность. Очевидно, не все в окружении президента знали, что за пару недель до выхода Абромавичуса на пресс-конференцию с глухого к пожеланиям, но мнительного министра сняли охрану СБУ. Не Кононенко же ее снял, правда? И не Кононенко потом восстановил, посчитав воспитательный момент завершенным? Стараясь не ставить знак равенства между Порошенко и Кононенко, все окружение президента, по данным ZN.UA, призванное на разноформатные совещания, настаивало на том, чтобы Игорь Кононенко сложил мандат по требованию президента. Но не разожмется рука гребущего.
Кстати, за сложение мандата Игорем Кононенко проголосовали в президентской фракции всего девять человек: Лещенко, Найем, Залищук, Фирсов, Голуб, Климпуш-Цинцадзе, Мушак, Продан, Новак…
Куда больше Банковую интересовала этимология действий министра экономразвития. Он хотел остаться в правительстве? Тогда зачем перед своим заявлением вынес все личные вещи из кабинета? Его за день до пресс-конференции, во время трехчасовой трапезы, накрутил Саакашвили? Но тогда почему удар нанесен по президентскому Кононенко, а не по яценюковским «средствам производства»? Абромавичуса стимулировали американцы? Тогда почему он не примкнул к отряду отозвавших заявления министров? Он в сговоре с Яценюком? И уже готов не дергаться от шуток премьера о необходимости пересчитать министру своих детей в связи с начислением штрафных санкций на «Укрнафту»? Тогда почему на закрытой части четвергового Кабмина Абромавичус заявил, что готов отозвать свое заявление об отставке, если свои посты покинут Яценюк, Шокин и Кононенко?
По совокупности всех этих противоречий можно предположить, что Айварас Абромавичус, ослепленный мировой славой, посчитал себя Брюсом Всемогущим. Не знаю. Но одну и очень важную реформу член правительства, министр экономического развития таки начал: не молчать.
Казалось бы, скандал, разразившийся вследствие пресс-конференции Абромавичуса, должен был передернуть расписание внутривластных войн в Украине, ибо оперативность реакции послов G-7, МВФ и Госдепа явно свидетельствовала об истонченности терпения доноров и кураторов. Ничего подобного.
Публичное заявление о готовности работать вместе во имя реформ значит так же мало, как и перманентные посиделки на Банковой в узком кругу, заканчивающиеся объятиями между премьером и президентом, после чего один идет обзванивать министров-полуреформаторов, чтобы, собрав их под одной крышей, сделать шантажеподобный сюрприз президенту; другой отправляется искать полупартнеров — держателей потенциальных депутатских голосов за отставку премьера. Маневры отвлекают внимание от причин внутриполитической войны между президентом и премьером. Но эти причины никуда не делись. Позволю себе их напомнить.
Во-первых, низкий рейтинг Арсения Яценюка критически не соответствует его высокой доле в дивидендах от властных доходов.
Во-вторых, Арсений Яценюк является альтернативной розеткой, точкой подключения к ресурсам экономики для тех, кого не устраивают президентские тарифы либо на кого вообще не предусмотрен лимит «энергообеспечения». Через Яценюка к экономике подключаются, в первую очередь, Ахметов и Коломойский. Свой в доску премьер либо символический премьер, но с президентским первым вице, позволят Петру Порошенко замкнуть на себя решение судьбы всех «подключений».
В-третьих, в обществе нет консенсуса по поводу фигуры, призванной сменить Яценюка. 11% Саакашвили — это не консенсус. 7% Тимошенко — тем более. А вот по поводу отставки действующего премьера — консенсус есть. Согласно данным компании «Рейтинг», за нее выступает 70% граждан Украины. Премьером же его видят только 5%. Президент не может игнорировать подобные настроения общества.
В-четвертых, а ради чего игнорировать? Яценюк — стратег? Инициатор реформ? Новатор и мозг болезненных, но необходимых изменений? Нет. Он ежедневно тушит пожары и собирает сувениры с пепелищ. Он ворует у президента самую ценную, по его мнению, валюту — правильные и красивые слова, а потом с размахом, свойственным сеятелю из «Двенадцати стульев», мечет их в телеаудиторию. Он худо-бедно обеспечивает выполнение далеко не всегда подходящих Украине требований МВФ. Он не генерирует и не ведет, а лишь рефлектирует на вызовы, сформированные другими. Ничто нас так не раздражает в людях, как обнаружение в них наших собственных недостатков. Ну вот и президенту ничто человеческое не чуждо.
В-пятых, Яценюк уже не впитывает негатив. А это означает, что политикум и общество концентрируют негатив на президенте. Кроме того, потеряв персональную поддержку Вашингтона, озабоченного сохранением скорее коалиции, но не конкретного Яценюка; не имея поддержки в обществе, но не собираясь расставаться с планами по ее возобновлению, премьер становится ранено-непредсказуемым соперником. А с учетом группы поддержки в лице Ахметова, Авакова и Коломойского — ресурсной и креативной — еще и опасным.
По совокупности этих причин Петр Порошенко не оставил план сменить премьера. Скандал с Абромавичусом и Кононенко лишь подтолкнул его к мысли о том, что действовать нужно быстрее, не размазывая кадровые решения на весь март. Оценивая вероятность развития событий, столпы Банковой высказали предположение: «Отставка Яценюка и переформатирование правительства — 60% вероятности. Переформатирование без смены премьера — 40%». Однако уверенности в реализации каждого из планов у Порошенко нет. Уверенность может быть там, где есть целостность целеполагания. Но когда декларируется государственная задача, а на ум пошла совсем другая; когда ты чувствуешь себя самостоятельным ровно на длину поводка доноров; когда слева и справа рвутся бомбажные банки с законсервированными в слова проблемами, ты не можешь быть ни в чем уверен. А без уверенности в результате президенту браться за реализацию отставки Яценюка нельзя. Если на табло высветится 225 голосов, то на смену разговорам на тему об отставке премьера придут разговоры на тему досрочных парламентских и президентских выборов.
Вот и загрузла Банковая в месиве разноплановых «если, то...». Копаться во всем этом совсем не хочется. Во-первых, потому что перед страной стоят настолько масштабные задачи и критичные вызовы, что сравнивать с ними этот дешевый, но дорого обходящийся стране сериал, неловко. А во-вторых, качественные изменения в правительстве однозначно нужны. Однако нет поводов считать, что инициатор перемен в состоянии сгенерировать иное качество кандидатур как на посты министров, так и на пост премьера. Другие фамилии — да. Качество — нет. Это в который раз доказала история с Кононенко: он не ампутирован. Эта президентская рука будет и дальше набирать номера «двухсотки», открывать двери кабинетов, брать за горло и пожимать сотни потных от страха ручонок.
Президенту нужен не активный, эффективный и самостоятельный Кабмин. Ему нужна ширма, которой, склонив умиленно к плечику голову, будет любоваться Запад; а за ней набор «инструментов», готовых сдельно либо на постоянной основе выполнять сильно разноплановые, поставленные президентом задачи. У Порошенко немало таких ширм: малый военный кабинет прикрывает ответственность Верховного главнокомандующего за эффективность фронтовых решений; фракция своим существованием оправдывает нахождение в правительстве личных ставленников Порошенко; Саакашвили концентрирует внимание общества на коррупции только в правительстве…
При этом президенте новое качество фигур во власти может быть лишь недосмотром, случайностью, но не правилом и не целью.
Поэтому кратко о том, что занимает власть сейчас более всего при складывании пазлов «если, то...».
Если 16 февраля признавать работу правительства неудовлетворительной, то хватит ли голосов на решение об отставке премьера и правительства? А если, как и в случае с бюджетом, Ахметов опять завалит Ляшко аргументами? А если Тимошенко, которая вроде в постоянном контакте с президентом, научится в Америке чему-то плохому? А если «Воля народа», вяло откликающаяся на настоятельные предложения стать фракцией «Наш край», уйдет в отказ? А если Ахметов в «Оппоблоке» убедит не голосовать за отставку ценного премьера не 20 человек, а больше? Теоретически подсчеты Банковой говорят о том, что без Ляшко и с опорой на все голоса БПП, «Самопомочі», «Батьківщини», «Воли народа», части внефракционных и половины «Оппоблока» — 230 штыков за отставку Яценюка есть. Но пяток-десяток молочных зубов в челюсти, призванной пережевать бессмертного Арсения Петровича, найти можно. Тем более что за спиной премьера парочка весьма щедрых зубных фей. Поэтому нужны резервные голоса, запасом которых, по мнению Банковой, обладает Турчинов. Во фракции «Народного фронта» держателями голосов являются четыре человека: Яценюк, Мартыненко, Аваков и Турчинов.
А если с Турчиновым не удастся договориться, и он выберет Яценюка с Аваковым? А если удастся договориться с Аваковым, то имеет ли смысл оставлять его в правительстве после отставки Яценюка? Ведь еще непонятно, от кого из этих двоих президент хочет избавиться больше.
Допустим, голоса для уверенного голосования за отставку сконцентрируются, то кого ставить премьером? Вы думаете, твердый ответ на этот вопрос у Банковой есть? Нет. Если Турчинова, за которого могут собрать голоса в зале, то есть угроза, что он станет все той же альтернативной «розеткой», и тогда вопрос: «За что боролись?». А если Гройсман, который при другой комбинации голосов теоретически сможет быть утвержден, то не взбрыкнет ли набравшийся амбиций Владимир Борисович? Да и Парубий на спикерском месте вряд ли президента обрадует (а без этого никак).
А если же сохранять Яценюка на посту, то тогда президенту без первого вице-премьера Ковальчука — никак. Порошенко нужен умелый и активный координатор президентского большинства в Кабинете министров. Мысли об отсутствии такого большинства президент, под чьим патронатом, согласно Конституции, трудятся только два министра — иностранных дел и обороны, даже не допускает. При любом переформатировании правительства, в случае сохранения Яценюка, гаранту нужен Виталий Ковальчук. А если Яценюк и дальше будет упорствовать и не пожелает вносить именно эту кандидатур на пост первого вице? Как тогда создавать Кабмин в Кабмине? Как эффективно и неусыпно контролировать распределение «энергии»?
Может, Яценюк под общественным давлением уйдет в отставку сам? И тогда можно будет более-менее спокойно разобраться внутри коалиции с апгрейдом правительства? Но в этот вариант на Банковой верят мало. Спонсоры не отпустят Яценюка, а Арсений Петрович не отцепится от трибуны.
Вот и ищет президент вариант, который мог бы устроить доноров, обеспечить ему большинство мест в правительстве, учесть всевозможные интересы тех групп и фракций, которые могут принять участие либо в снятии Яценюка, либо в назначении нового премьера, а также формировании состава правительства.
Пусть ищет. Пусть засовывает в бордовые пиджаки иконы стиля. Пусть хватается за вчера. А завтра уже тут. Оно в здоровых клетках. И их становится все больше. Потому что люди, которые научились не бояться, постепенно начинают понимать, что этого мало. Надо еще что-то уметь. И они начинают учиться. Они начинают сомневаться, как умные, а не веровать в свое всезнайство, как дураки. Только не все из них догадываются, что обличительной смелости и даже обретаемого профессионализма не всегда достаточно. Для того чтобы быть полезным своей стране, нужно уметь быть независимым. И четко понимать, где заканчиваются интересы Украины, а начинаются интересы других стран и корпораций; где заканчиваются интересы украинского общества, а начинаются личные интересы кормчих. Всем нынешним генераторам кадров— и внешним, и внутренним — нужны послушные, зависимые. Но зависимым эта страна не нужна.
- Информация о материале
«Кернесівці» виграли у «аваківців» 6 мільйонів на вивезення сміття з різницею 1% без конкуренції з комунальниками
Департамент житлового господарства Харківської міськради 26 січня за результатами тендеру уклав угоду з ТОВ «Харків Екоресурс» щодо вивезення побутових відходів вартістю 6,23 млн грн.Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель».
У 2016 році підрядник має вивезти з території приватного сектору 114 тис куб м побутових відходів.
Засновниками ТОВ «Харків Екоресурс» є Андрій Твердохліб та Олександр Бейніш. Директором -Петро Бондаренко.
Раніше співзасновником підприємства був Володимир Чумаков, який з 2010 року Департаменту будівництва та шляхового господарства Харківської міськради. В 2015 році Чумаков став депутатом міськради від партії «Відродження», в 2010 році обирався від Партії регіонів. ТОВ «Харків Екоресурс» фактично є монополістом з оренди комунальної техніки для вивозу побутових відходів.
Єдиним конкурентом переможців було ТОВ «Перероблюючий завод». Їх пропозиція була дорожча за переможця менш ніж на 1%. Засновниками підприємства є Денис Дачук, Святослав Хоменко та Ахмед Косо-огли. Дачук є партнером Геннадія Гаєвого по ТОВ «Підприємство Харківського району «Перероблюючий завод». Гаєвой – бізнес-партнер міністра МВС Арсена Авакова по АТ «Інвестор».
Святослав Хоменко був помічником нардепа віт БЮТ Віталія Данилова.
ТОВ «Перероблюючий завод» фактично володіє Роганським полігоном ТБО, який мав бути зачинений кілька років тому через його близьке розташування до Міжнародного аеропорту «Харків».
Комунальні підприємства не прийшли на цей тендер, хоча у місті працює КП «Комплекс з вивозу побутових відходів» й КП «Муніципальна компанія поводження з відходами».
Нагадаємо, в останні роки між мером Харкова і Геннадієм Кернесом був конфлікт. Раніше вони були бізнес-партнерами.
- Информация о материале
Страница 606 из 2102
