Поведение оккупанта предсказуемо — кормить оккупированные территории по минимуму, а вывозить максимум. Российское нашествие в реальности стало «девятым валом» для украинских земель, которым довелось быть не только пропитанными кровью и порохом, но и опустошенными обычным грабежом. В этом плане местные «полицаи» всегда отличались особой ролью. Потому не удивительно, что за два последних года с Донбасса в Россию были вывезены мощности заводов, бывших когда-то визитной карточкой региона (вспомните недавний случай вывоза картонного завода бывшим главой Луганского облсовета Валерием Голенко), а в Крыму не только распивают редкие сорта вина, но и даже вывозят в РФ картины известных художников.
Еще два года назад, когда только-только произошла аннексия Крыма, депутат Владимир Арьев сообщал, что из крымских музеев в Россию вывозятся произведения искусства. Тогда он сказал: «По моей информации, сейчас вывозятся картины Айвазовского, хранившиеся в крымских музеях, а также другие ценности. Они вывозятся сейчас в Эрмитаж и другие российские музеи», — и прибавил, что этот факт является обычным грабежом. Тогда директор галереи Айвазовского Татьяна Гайдук опровергла эту информацию. Более того, она заявила, что «не только передача, но даже перемещение музейных экспонатов галереи не предусматривается».
И вот снова набирающий обороты скандал по поводу перевозки картин Айвазовского в Москву, а затем в Санкт-Петербург. Причем первый шум начали поднимать сами феодосийцы, которые хорошо помнят завещание художника, в котором он свои работы передал в наследство городу. Напомним, что картинная галерея известного художника-мариниста армянского происхождения Ивана Айвазовского располагается в Феодосии. В ней находятся 417 полотен мастера и его учеников. В свою очередь уже упоминавшаяся директор выставки, ставшей поводом для перевозки картин, Татьяна Гайдук уверяет, что это событие должно быть прологом для празднования 200-летия со дня рождения художника, которое будет отмечаться через год. То есть, оказывается, хватило нескольких лет, чтобы мнение о возможности перемещения картин у директора музея изменилось.
Жительница Феодосии Полина в своем интернет-блоге по пунктам изложила обеспокоенность горожан:
- картинную галерею Айвазовского хотят переподчинить из собственности Феодосии в республиканскую собственность, что полностью противоречит упомянутому завещанию художника;
- эти картины летом на четыре месяца планируют перевезти в Третьяковскую галерею сначала в Москву, а потом в Питер на выставку, то есть в то время, когда в Крыму будет много туристов. Таким образом, Россия в который раз оказывает медвежью услугу крымчанам;
- феодосийцы серьезно опасаются, что картины Айвазовского могут из Москвы не вернуть или в лучшем случае вернут не оригиналы, а копии-подделки
Случай с музеем — к сожалению, лишь эпизод, обнажающий сущность «воровского» режима Путина с тем лишь отличием, что даже у «воров» были «понятия». С другой стороны, факт того, что Кремль не стесняется грабить территории, которые сам оккупировал, доказывает, что этот режим не мыслит категориями исторической перспективы, то есть по сути не считает эти земли своими.
Андрей Клименко, главный редактор BlackSeaNews:
— С картинами Айвазовского может случиться все что угодно. Их могут украсть под видом реставрации на многие годы или под другими предлогами. Произошла масштабная экспроприация украинского имущества на территории Крыма. И это касается не только феодосийской галереи, но и других музеев, например, музея-заповедника в Херсонесе с уникальными экспонатами. Кроме музеев, забрали большое количество предприятий, заповедников с площадью в десятки тысяч квадратных километров, государственные дачи, санатории, пансионаты. Причем если в первый год оккупанты стеснялись и для такой экспроприации делали «прокладки» в виде крымских предприятий, то сейчас без всякого стыда на сайте управления делами президента РФ значатся профсоюзные санатории, государственные дачи, заповедники, винный концерн «Массандра», завод шампанских вин «Новый свет». Представьте себе, управление делами Путина принимает в собственность несколько санаториев украинских профсоюзов. То есть мы столкнулись с откровенным мародерством на триллионы долларов, которое ничем не остановить, но мы должны об этом кричать на весь мир, пользуясь любой возможностью.
Василий Рожко, начальник управления музейного дела и культурных ценностей Министерства культуры Украины:
— Поскольку Крым является временно оккупированным, украинские власти сегодня не имеют механизмов прямого контроля над музеями на полуострове. Доступные механизмы контроля — специальные мониторинговые миссии ЮНЕСКО, Совета Европы, которые могут добиться въезда на полуостров и проверить, что там осталось из музейного фонда Украины. И санкции. Мы прекращаем любое научное сотрудничество с музеями, взаимодействующими с Россией, нарушающими нормы международного права.
Есть публичные заявления, которые мы не можем проверить. Люди запуганы, боятся информировать, потому что потом к ним приходят российские спецслужбы.
Картины Айвазовского из галереи в Феодосии — часть государственного музейного фонда Украины. Министерство культуры как центральный орган исполнительной власти должно давать разрешение на перемещение таких объектов. Соответственно, все, что осуществляется без этого разрешения, является незаконным.
В предыдущее столетие из Украины вывезли очень много, и теперь это продолжается. Вернуть вывезенное будет очень сложно. Но, к сожалению, помешать этому сейчас не в нашей компетенции. Прямое недопущение вывоза — скорее работа силовых и различных международных органов.
О материальном значении картин Айвазовского должны говорить эксперты, которые проводят оценочные работы. Я к таким не принадлежу. Музейный фонд Украины не оценен. Когда-то такие попытки были, но из-за угрозы монетизации их со скандалом пресекли. Но, конечно, и Айвазовский — гениальный автор, и сами картины — часть государственного музейного фонда, их культурную ценность трудно описать. Эти картины — не просто достояние Феодосии, это достояние украинского народа.
Сейчас мы в управлении пытаемся делать то, что 25 лет не делалось, — навести порядок, чтобы не было других похожих ситуаций. Я на должности чуть больше года. Нам «достался в наследство» тотальный неучет. Много рутинной работы, которую нужно сделать, чтобы дальше не допускать таких ситуаций и быть готовыми активнее действовать в международных судах, предъявлять более четкие и более конкретные требования. Вся страна, в частности музейная отрасль, не была готова к такому виду войны.