Главная
Шенген военного времени: как менялась визовая практика в Украине и РФ, а также кто дает визы украинцам
Европейская комиссия обнародовала ежегодную визовую статистику.
Для Украины это – первая статистическая сводка Шенгена, которая полностью приходится на год боевых действий, а потому особенно интересна.
Вряд ли кто-то ожидал, что в 2015 году посольства станут лучше относиться к украинцам. Однако уровень проблем действительно смущает.
Уровень отказов украинцам вырос вдвое по сравнению с «довоенным временем», причем по некоторым консульствам статистика просто ужасающая.
При этом старые аргументы дипломатов о том, что причина – в «обнищании населения», не всегда работают. К примеру, в России, где валюта также резко обесценилась, нет похожих проблем в посольствах. Уровень отказов россиянам несколько вырос, хотя остался крайне низким, а процент многоразовых виз для граждан РФ растет значительно активнее, чем для жителей Украины.
Консулы говорят, что чисто украинской причиной проблем является... нет, не война, а резкий рост количества поддельных документов.
Хотя очевидно, что опасность миграции также влияет на решения консульств.
Проанализировав статистику, «Европейская правда» выделила самые проблемные для украинцев консульства, а также те, которые относятся к нам наиболее благосклонно.
А поскольку на протяжении большей части летних отпусков мы еще не получим безвизового режима с ЕС, эти данные будут не только интересны, но и полезны.
Украина – не Россия
Высказывание Леонида Кучмы снова и снова находит подтверждение. Визовая тематика не стала исключением. Снова подтвердилось то, что визовая политика ЕС не имеет никакой связи с политикой санкций, вопреки стереотипу, существующему в обществе.
Агрессия РФ против Украины на Донбассе и даже падание рубля не оказывают значительного влияния на политику европейских консульств в Москве и других российских городах. В то время как в Украине перемены – радикальные.
Но прежде всего бросается в глаза другое отличие:
украинцы сохраняют связи с ЕС – несмотря на войну, количество поездок упало несущественно. А россияне просто обрубили связи с Европой – число виз сократилось вдвое.
Далее – языком цифр.
В Украине в предкризисном 2013 году за шенгенскими визами обратилось 1,59 млн граждан. В 2014 году, после революционной зимы и начала войны, количество обращений за визами упало до 1,38 млн. В прошлом году число обращений уменьшилось до 1,23 млн.
Тенденция, конечно, неприятная, но, несмотря на кризис, войну и трехкратное падение курса гривны – спад весьма умеренный.
А теперь сравним со статистикой РФ. В 2013 году ее показатель составил 7 млн обращений. В 2014 году он упал до 5,7 млн. По итогам 2015-го этот уровень составил лишь 3,77 млн заявок. Одним лишь падением курса рубля такой обвал, конечно, не объяснить.
К слову, динамика показателей Беларуси здесь близка к украинской, а не к российской.
И если по количеству заявок у нас есть основания для сдержанного оптимизма, то с отказами в предоставлении виз ситуация значительно хуже.
Если в 2013 году средний уровень отказов в консульствах Шенгена в Украине составлял 1,7% (и до того ежегодно снижался), то в прошлом году он резко вырос – до 3,4%.
Уровень немалый, хотя и не катастрофический. К примеру, в Молдове перед введением безвизового режима этот показатель составлял 4,8%.
Однако показатели отдельных консульств откровенно шокируют, а поляки вообще поставили антирекорд за всю историю наблюдений, вплоть до 12% отказов (подробная статистика по странам – ниже).
Причем ни в России (где процент отказов с 2013 года вырос с 1% до 1,3%), ни в Беларуси (остался стабильным, лишь 0,3% отказов) такой проблемы нет.
Очевидно, что отказы и является тем самым «эхом войны», которое заставляет отдельных консулов остерегаться украинцев.
«Черный список» – кто хуже всех выдает визы украинцам
Несколько недель назад организация «Европа без барьеров» назвала Польшу «лидером противоречивой визовой практики». Поляки выдали за год 457 тысяч шенгенских виз (и еще больше – «национальных», то есть рабочих, для обучения и длительного проживания). Это – очень большая нагрузка на консульства, поэтому в польские дипломатические учреждения и визовые центры трудно попасть, запись забронирована на недели вперед.
Бытует мнение, что если уже удалось подать документы на польский «шенген», то виза гарантированно будет. Статистика свидетельствует – это не всегда так.
Разочарование года – польское консульство в Виннице, которое стало безусловным антилидером рейтинга.
Уровень отказов достиг 12%! Это больше, чем в любом консульстве в Украине за последние 6 лет, когда обнародуется статистика Шенгена.
При том, что в других консульствах Польши уровень отказов хоть и вырос, но остался «в рамках приличного».
Стоит отдельно подчеркнуть – речь идет именно о «шенгенских» отказах, рабочие визы в статистику ЕК не попадают.
По данным Еврокомиссии, паспорт со штампом и без визы в Виннице за год получили 5243 украинца. Это в шесть раз больше, чем в прошлом году, хотя поток заявителей на «шенген» в Виннице сократился (как и везде по Украине).
Пока причины «винницкого казуса» неизвестны. Польша в течение дня не опровергла обнародованные данные.
Примечательно, что летом 2015 года в Виннице состоялась плановая ротация генконсула. Но статистика не уточняет, за какую часть года собрались эти отказы.
В Министерстве иностранных дел обратили внимание на высокие показатели нескольких консульств и пообещали отреагировать: «МИД работает с европейскими партнерами для выяснения причин такого уровня роста отказов».
А тем временем, пока ситуация не будет урегулирована – можем лишь порекомендовать по возможности воздержаться от подачи на визу до польского консульства в Виннице.
Крайне разочаровало консульство Чехии в Киеве – там тоже очень большой шанс получить отказ. В 2015 году почти 7% заявителей получили паспорт без визы.
Реальность опровергла многочисленные заявления чешских дипломатов о том, что они якобы стали «пионерами» визовой либерализации для украинцев и начали выдавать «длинные» мультивизы всем, кто хоть иногда путешествует в ЕС.
Доля многократных виз, выданных в чешском консульстве в Киеве – одна из самых низких по всему Шенгену, менее 30%.
К слову, заметный контраст с консульством той же Чехии, но во Львове. Здесь – лишь 1,1% отказов, этот показатель даже уменьшился по сравнению с 2014 годом, а доля мультивиз составила 44%.
Вряд ли во Львове живут более состоятельные люди, чем в Киеве; скорее, просто консул Чехии в Киеве не очень хочет видеть украинцев в своей стране.
Более чем в 4 раза – с 1,3% до 5,7% – вырос показатель отказов в греческом консульстве в Киеве. Это «туристическое» посольство до сих пор пользовалось славой либерального по требованиям, хотя известно, что греки нечасто дают мультивизы.
По итогам 2015 года доля мультивиз еще уменьшились, а отказы выросли радикально.
И, опять же, есть разительное отличие между двумя консульствами одного государства. В одесском консульстве показатель отказов – 1,6%, в Мариуполе – лишь 0,8%. Что же заставляет консула в Киеве «догонять» такой высокий процент отказов – неужели желание отвадить туристов?
Поэтому отпуск в Греции, если у вас нет открытого «шенгена», мы посоветуем разве что тем киевлянам, кто на 100% уверен в успешном получении визы. Иначе – есть высокий шанс испортить паспорт и сорвать себе отдых.
Печальная статистика отказов в эстонском консульстве – аж 5,3%. Правда, у эстонцев всегда были худшие показатели среди всех стран Балтии.
Традиционно жесткими остаются нидерландское, немецкое и шведское консульства, с 7,2%, 6% и 5,7% отказов соответственно. Этот показатель был у них высоким во все времена – к примеру, в 2014 году у немцев он составил почти 5%, в Нидерландах – 4,3%, в Швеции – 4,6%.
Стоит ли обращаться к этих странам за визами сейчас? Поскольку названные государства не «туристические» (сюда в основном едут по делам и в командировки), то в данном случае у путешествующих зачастую нет выбора – приходится обращаться. Но, по крайней мере, нужно учитывать строгую проверку консульств.
«Белый список» – где легче всего получить визу в Украине
Конечно, получать визу стоит именно в той стране Шенгена, куда вы собираетесь ехать – в противном случае вы можете столкнуться с проблемой на границе во время первого въезда в ЕС.
Те, кто только планирует путешествие, могут выбрать для отпуска страну, которая наверняка не сделает «сюрприз» в виде отказа за неделю-две до поездки (а такие случаи появляются довольно часто).
И здесь имеет значение как уровень отказов, так и легкость обращения в посольства. Ее мы оценивали, исходя из рейтинга «Европы без барьеров», который ЕвроПравда обнародовала в марте.
Безусловный лидер нашего сравнения и наиболее дружественное к Украине консульство – литовское.
Об этом знают и туристические агентства, и самостоятельные путешественники.
Почти 80% многократных виз, только 1% отказов (самый низкий показатель среди консульств, расположенных в Киеве) – убедительные аргументы для того, чтобы посетить Вильнюс.
Точно такой же низкий уровень отказов – в Латвии. В рейтинге легкости подачи документов у нее также положительные показатели.
Но выбор консульства этой страны может нести одну проблему: Латвия выдает значительно меньше многократных виз.
Многие могут удивиться, но среди лидеров в нашем рейтинге оказалась Австрия. Консульство этой страны по старой привычке не считают дружественным к украинским туристам, однако на самом деле у них традиционно низкий уровень отказов (2015 года – 1,1%, в 2013 – 0,7%), и по легкости подачи на визу оно имеет неплохие оценки (вместе с Латвией входит в группу стран с «нейтральной визовой практикой»).
Правда, австрийцы не очень часто выдают мультивизы – 39,9% в 2015 году.
После этих трех лидеров, как ни странно, идет большой разрыв. Да, есть страны с формально невысокими показателями отказов, как Франция (1,7%), но вряд ли редакция «Европейской правды» посоветует оформлять визы там – ведь согласно опросу визовых заявителей, проведенному «Европой без барьеров», эта страна занимает третье место с конца – после Чехии и Италии.
Но вернемся к положительным примерам. Мы выделим еще три страны с положительной визовой практикой.
Это – Словакия, Венгрия и польское консульство в Киеве. На этом перечень рекомендаций закрыт. По крайней мере, для киевлян.
Киевское генконсульство Польши с показателем отказов в 1,8% и почти двумя третями мультивиз было бы среди лидеров, если бы не «одно но». Записаться на подачу визовой анкеты – крайне непросто, а в пик сезона вообще малореально. В сети есть сотни историй о злоключениях украинцев, у которых «сгорали» командировки и другие поездки именно из-за проблем с записью.
Словаки дают еще большую долю мультивиз – свыше 70%. Правда, здесь отказов уже больше, около 3%. Причем Словакия оказалась единственной страной, где визовая практика не зависит от консульства – и в Киеве, и в Ужгороде показатели очень схожи.
И, наконец, венгры. Консульство Венгрии – лидеры симпатий визовых аппликантов по легкости подачи на визу. Здесь нет таких адских условий регистрации, как у поляков. Правда, отказов также чуть больше 3%, и мультивиз – меньше половины.
Эхо войны
Конечно, в некоторых странах – особенно в тех, где число отказов резко выросло в несколько раз, «боязнь беженцев» является важным фактором. Но точно не единственным.
А в посольствах с положительной визовой практикой ключевой проблемой стали фальсифицированные документы.
Как пример: в консульстве одной из восточноевропейских стран «Европейской правде» показывали пачку заявлений от якобы журналистов, с удостоверениями от профсоюза. Проверка показала, что ни один из них не имел отношения к журналистике, а пакет документов был фальсифицирован – в турфирме объяснили, что «так будет легче получить визу».
Проблему «фейковых туристов» подтверждает также консул Венгрии в Украине Янош Коллар.
«Несмотря на то, что я собирал представителей турфирм и рассказывал, как можно делать и как нельзя, мы ежедневно получаем фальсифицированные документы. А если фальсифицированных документов все больше и больше, то что поделаешь – приходится отказывать», - пояснил он.
Помимо увеличения потока ложных документов проблемой для нечестных заявителей стало то, что консульства научились лучше идентифицировать ложь. В частности, Германия и ряд других стран нашли возможность проверять достоверность справок о зарплате (в которой заявители часто декларируют фантастические доходы).
Если консул сомневается в правдивости документа, он просит дать... справку из налоговой. Или выписку операций по банковской карте. Для «нарисованных» доходов предоставить эти документы, конечно, невозможно.
«Если вы не работаете, то не нужно подделывать справку, лучше объяснить, откуда у вас доход, и этого может быть достаточно. Если нет банковского счета – не надо открывать счет и класть туда кругленькую сумму, потому что видно, что это фиктивный счет, и консулу неприятно это видеть», - говорит Янош Коллар.
Мы надеемся, что во второй половине 2016 года наконец заработает безвизовый режим для граждан Украины. Но до этого нас ждет период летних отпусков, да и биометрический паспорт пока есть не у всех.
Поэтому есть смысл прислушаться к мнению консулов и не портить себе поездку отказом, который вполне можно получить по собственной вине.
А «Европейская правда» готова и дальше отслеживать случаи безосновательных отказов украинцам в визах, если такая информация будет поступать в редакцию.
- Информация о материале
Конфискация без приговора суда: итальянская брендовая вещь или украинская подделка?
17 марта Верховная Рада приняла в первом чтении изменения в Уголовный процессуальный кодекс — законопроект №4057 о национализации средств Януковича и его соратников. Народные депутаты — в одном шаге от принятия решения, позволяющего конфисковать деньги и другие ценности до приговора суда. Будет применяться такая процедура также и к третьим лицам, то есть потенциально — ко всем гражданам, имевшим неосторожность приобрести имущество у коррупционера. Премьер-министр и президент, похоже, уже определились, на что будут тратить эти деньги — на полицию и армию. И как нет сомнений в том, что средства нужны обеим структурам, так нет их и в том, что у премьера и президента в обеих структурах есть люди, хорошо знающие, как их «освоить».
Авторы поправок говорят, что проект, став законом, позволит конфисковать в бюджет десятки миллиардов Януковича, и обращают внимание на то, что заимствуют прогрессивный международный опыт.
Антикоррупционные эксперты заявляют, что законопроект, наоборот, нарушает европейские стандарты, фундаментальные права собственности и не поможет вернуть украденное «Семьей». Они обвиняют авторов идеи конфискации без приговора суда в искажении международных стандартов и введении общества в заблуждение.
Похоже, отечественные законописцы пытаются подменить брендовую иностранную вещь, «конфискацию без приговора суда« — дешевой украинской подделкой, банальной национализацией состояния отдельных лиц. Но носить этот хлам придется гражданам всей страны.
Чтобы разобраться, как будет выглядеть в действии конфискация без приговора суда, редакция ZN.UA обратилась к опыту Италии, где так называемую превентивную конфискацию уже более 30 лет применяют в борьбе с мафией.
Что итальянские прокуроры должны доказывать в суде, какие гарантии защиты своих прав есть у владельца имущества и как это работает на практике, объясняет заместитель главного прокурора Турина Альберто Пердука.
Деньги и власть — то, чего хотят мафиози
В Италии сейчас действуют три мафиозные группировки — сицилийская мафия «Коза ностра» (Sicilian Mafia (Cosa Nostra), неаполитанская группировка «Каморра» (Neapolitan Camorra) и группировка из Калабрии «Ндрангета» (Calabrian Ndrangheta). Все три имеют сильное влияние на своей территории и практикуют традиционную уголовную активность — шантаж, разные виды незаконной торговли, коррупцию, мошенничество и т.п. Они ведут бизнес и отмывают грязные деньги. Расследование дел, связанных с мафией, остается одним из крупнейших вызовов для Италии.
Деньги и власть — это то, чего хотят мафиози: больше денег, чтобы иметь больше власти, и больше власти, чтобы иметь больше денег. Поэтому такое большое значение имеет конфискация «доходов» мафиозных группировок.
Конфисковать по-итальянски
В Италии три основных вида конфискации как метода лишения преступников их «доходов». Первый вид —традиционная конфискация, до 1980-х гг. — единственная, разрешенная итальянским уголовным кодексом. Она касается орудий и предметов преступления, а также имущества, полученного вследствие совершения преступления и/или доходов от такого имущества, то есть любой экономической выгоды, возникшей вследствие преступления.
Расширенную конфискацию ввели в 1992 г. Она применяется к людям, осужденным за тяжкие преступления (связанные с мафией). Их имущество конфискуется, если его стоимость непропорционально превышает законный доход или невозможно подтвердить законность его происхождения.
Стоимостная конфискация позволяет конфисковать имущество, стоимость которого отвечает активам, но их невозможно конфисковать из-за традиционной или расширенной процедуры по юридическим или фактическим причинам.
Для обеспечения эффективности конфискации в итальянской правовой системе предусмотрена возможность временного ареста или замораживания активов во время досудебного расследования и всех этапов судебного разбирательства.
Три вида конфискации являются уголовными санкциями, поскольку применяются после осуждения виновного лица.
Итальянская система также имеет и специфическую конфискацию — без приговора суда. Это так называемая превентивная мера, введенная в начале 80-х гг., применяемая к подозреваемым в членстве в мафиозных группировках. С 2011 г. ее начали использовать в борьбе не только с организованной преступностью, но и со всеми уголовными преступлениями.
Превентивная конфискация нацелена не на наказание за предыдущие правонарушения, а на предотвращение возможных будущих правонарушений. Ее можно применять, если доказаны три базовых критерия: лицо социально опасно; активы прямо или опосредованно принадлежат этому лицу; есть несоответствие между стоимостью активов и законными доходами лица.
Эта превентивная процедура существует независимо от уголовной, хотя и базируется на принципе справедливого судопроизводства — так называемого соревновательного судебного слушания, когда прокурор должен доказать наличие всех трех критериев. После этого единственная возможность для ответчика избежать превентивной конфискации — это доказать законность владения активами или по крайней мере вызвать у суда обоснованные сомнения. Относительно любого финального решения суда первой инстанции можно представить апелляцию, а решение апелляционного суда можно обжаловать в верховном суде.
Итальянский прокурор должен доказать в суде социальную опасность лица
В Италии человека признают социально опасным, если есть фактические основания считать, что он совершит уголовное правонарушение либо полностью или частично живет с доходов от этих правонарушений. То есть для применения превентивной конфискации суд должен оценить вероятность совершения лицом в будущем уголовного правонарушения.
Такая оценка подкрепляется разными индикаторами, включая судимость, полицейские протоколы, соответствующий стиль жизни, отсутствие постоянного места работы или профессии, внезапное и непонятное обогащение и т.п. Предыдущие судимости имеют особенно большое значение, и практика показывает, что суд в редких исключительных случаях признает социально опасным лицо, не имеющее судимостей.
Однако в теории такая ситуация может возникнуть, потому что превентивная конфискация нацелена не на наказание за уже совершенные преступления, а на предотвращение возможных будущих правонарушений.
Признать социально опасным можно любое лицо за умышленное преступление: кражу, грабеж, мошенничество, коррупцию, уклонение от уплаты налогов, банкротство и т.п.
Вместе с тем в Италии действует презумпция социальной опасности лиц, подозреваемых в участии в мафиозных группировках или терроризме. Статус мафиозо возникает в случае осуждения лица за соучастие в мафии или на основании факта ведения следствияотносительно этого лица либо обвинения в суде. Cуд, в случае применения превентивной конфискации, должен провести независимое оценивание фактов относительно возможной принадлежности лица к мафиозной группировке.
Однако презумпция социальной опасности не является абсолютной, и лицо-ответчик может обжаловать такое решение. Иными словами, лицо, подозреваемое в участии в мафиозной деятельности, может успешно доказать, что на протяжении продолжительного времени оно не поддерживало связей с уголовным окружением и, таким образом, больше не является социально опасным.
Итальянский прокурор должен доказать в суде владение активами
Для выстраивания основательного дела относительно превентивной конфискации прокурор обязан провести масштабное финансовое и экономическое расследование и доказать, что активы, являющиеся объектом конфискации до приговора суда, принадлежат лицу-ответчику, даже если формально владельцем является другой; что лицо вкладывало собственные средства для приобретения активов или контролирует такое имущество. Важен в этом процессе свободный доступ к соответствующим реестрам — недвижимого и движимого имущества, банковских счетов, компаний, трудовой занятости, вознаграждений и т.п. Кроме того, для выявления реального владельца актива, который стоит за формальным владельцем, может понадобиться доступ к данным из других параллельных уголовных дел.
Итальянский прокурор должен доказать в суде несоответствие стоимости активов доходам
Несоответствие активов легальному доходу доказывается путем сравнения стоимости актива, которым владеет лицо-ответчик, и размера законного дохода, который это лицо имело за промежуток времени, за который оно приобрело это имущество.
Следует указать, что в Италии прокурор может требовать конфискации активов даже после смерти лица-ответчика. Хотя это можно сделать лишь на протяжении пяти лет после его смерти. Наследство может быть конфисковано, если оно имеет непонятное происхождение, и им владеет социально опасное лицо. В этом случае прокурор обязан доказать и социальную опасность лица, и несоответствие стоимости актива и доходов. Порой такие дела считаются вещевым иском, чтобы подчеркнуть тот факт, что цель — именно актив, а не лицо.
За последние 30 лет превентивную конфискацию использовали в Италии все больше и больше. По состоянию на конец 2011 г. в портфолио Национального агентства Италии по управлению арестованным и конфискованным имуществом находятся 1500 компаний и 11 тыс. объектов недвижимого имущества: дома, квартиры, фабрики, склады, земельные участки и т.п. Количество объектов возрастает, и значительная часть имущества конфискуется с применением именно превентивной конфискации.
Следует также заметить, что раньше превентивную конфискацию использовали почти исключительно прокуроры и судьи юга страны, наиболее страдающего от мафии. Сегодня ситуация изменилась, и даже на севере Италии прокуроры и судьи используют этот юридический инструмент все чаще.
Кроме этого, расширяется круг лиц, к которым применяется инструмент превентивной конфискации: все чаще его применяют не только к подозреваемым в участии в мафиозных группировках, но и к тем, кого подозревают в обычных уголовных правонарушениях.
Процедура превентивной конфискации допускает широкий спектр доказательных материалов, включая документы, свидетельства, записи электронного наблюдения и вообще любую информацию, собранную в рамках процедуры досудебного следствия. Из этого правила практически нет исключений, кроме доказательств, полученных с серьезным нарушением закона. В таком случае суд решает, приемлемо ли доказательство.
Превентивная конфискация в Италии отвечает фундаментальным правам человека. Этот вид конфискации без вынесения обвинительного приговора прошел проверку Конституционным судом Италии и Европейским судом по правам человека. Оба судебных учреждения признали тот факт, что процедура превентивной конфискации в Италии не нарушает ни права собственности, ни презумпцию невиновности, ни права на справедливое судебное разбирательство.
Восемь лет следствия до конфискации: операция «Минотавр»
В Италии распространена прокурорская стратегия параллельных процессов (double rail) — когда производят уголовное расследование и собирают доказательную базу, которую потом используют как в уголовном производстве, так и в процедуре превентивной конфискации.
Замечательным примером такой стратегии является громкое мафиозное дело «Операция «Минотавр», которую прокуратура Турина вела на протяжении 2007–2015 гг. В результате масштабного и продолжительного расследования итальянской полиции прокурорам удалось получить ордер на арест почти 150 чел., подозреваемых в причастности к «филиалам» калабрийской «Ндрангеты» на северо-западе Италии.
Параллельно два других правоохранительных органа (Финансовая полиция и Следственное управление борьбы с мафией) проводили масштабное финансовое расследование, выявившее, что половина подозреваемых владела, прямо или опосредованно, активами, стоимость которых не отвечала легальному доходу этих лиц. Таким образом, прокуратура Турина обратилась в суд и получила ордер на арест имущества.
Чтобы минимизировать риск исчезновения активов, ордера на арест лиц и имущества были выданы одновременно. Общая стоимость арестованного имущества составляла десятки миллионов евро. По очевидным причинам выявление активов проводилось тайно. Представители Финансовой полиции и Следственного управления борьбы с мафией имели полный и оперативный доступ к земельному реестру, реестрам прав собственности на движимое и недвижимое имущество, налоговому и банковскому реестрам и т.п. Они проверили финансовое состояние около 600 чел., включая подозреваемых и членов их семей. Для оптимизации и ускорения работы Финансовая полиция использовала специальное программное обеспечение Molecola («Молекула»). Программа вылавливала соответствующую информацию из всех имеющихся реестров, обрабатывала полученные данные и проверяла на несоответствие активов и доходов.
Когда активы были арестованы, прокуроры использовали большую часть доказательной базы, собранной в рамках уголовного расследования, для параллельного применения процедуры конфискации без приговора суда. В большинстве случаев прокурорам удалось доказать социальную опасность подозреваемых и лишить мафиози их активов.
Альберто Пердука, заместитель главного прокурора Турина, Италия. Ответственный за работу уголовного департамента по возврату активов. С марта 2008-го до мая 2010-го был начальником миссии EULEX в Косово, где отвечал за проведение реформ в сфере верховенства права. С августа 2002-го до февраля 2008-го занимал должность директора по расследованиям и операциям в Европейском бюро борьбы с мошенничеством (ОЛАФ). Координировал международные расследования и помощь судебным и административным органам в случаях мошенничества, коррупции и других серьезных нарушений, наносящих ущерб финансовым интересам ЕС.
- Информация о материале
Бійня за заправку «Укрзалізниці»
Останнім часом з’являється усе більше повідомлень, що недавно народжені «перемоги», проіснувавши лише кілька місяців, не витримали зіткнення із реальним життям і звично трансформувались у попередню «зраду».
Про одну таку трансформацію хочемо розповісти. Приводом до цього стало завтрашнє (19 лютого) розкриття пропозицій «Укрзалізниці» на смачний тендер на закупівлю дизпалива на очікувану суму – 2,2 млрд. грн.
Ще кілька місяців тому нова команда Мінінфраструктури хвалилась кардинальною зміною правил гри на паливних тендерах «УЗ». Суть змін: прив’язка цін до біржових котирувань, а відповідно – знищення системи, коли ціна закупівлі піднімається посеред виконання контракту.
Тільки на кожне бажання «нових» є досвід «старих». І завтрашній тендер пройде за «старими добрими правилами». Тепер про деталі.
2 лютого Філія «Центр забезпечення виробництва» ПАТ «Українська залізниця» відмінила тендер на закупівлю дизельного палива за 634,88 млн грн. Торги оголосили ще у жовтні 2015 року, але виникло стільки оскаржень, що історія розтягнулась аж до цього часу. Ось як відбувалось знищення антикорупційних запобіжників на користь перевірених практикою правил гри.
Першою до АМКУ звернулась «Елемент нафта». Це досвідчений кат залізничних торгів: влітку 2015 року ця фірма вже рубала тендер «Укрзалізничпостачу» через прив’язку тендерної ціни до курсу долара. Не стали винятком і ці торги. «Елемент Нафта» знову поскаржилася в АМКУ на «дискримінаційні вимоги» замовника. Тепер – на прив’язку ціни пропозиції до котирувань Platts (визнане у всьому світі джерело інформації про ціни на енергоресурси) та валютного курсу. Мовляв, валютна прив’язка цін на паливо порушує права учасників-неімпортерів і українське законодавство. Ось весь текст рішення АМКУ по скарзі «Елемент нафти».
Саме цю прив’язку і намагалась запровадити нова команда менеджерів Мінінфраструктури. Річ у тому, що паливо в Україні має здебільшого іноземне походження. «Тверду» тендерну ціну зазвичай максимально завищують для захисту від валютних коливань протягом дії договору, щоб не проводити новий тендер кожен раз, коли ринкова ціна коливається більше ніж на 10%. При цьому паливо поставляють згідно до довідок про ринкову ціну, отримуваних у структур на зразок «Держзовнішінформ». А як показала практика – це досить ризиковий варіант. Наприклад, з тією ж «Укрзалізницею» вже було так, що постачальник через суд змушував замовника платити завищену ціну саме на підставі довідки «Держзовнішінформу».
Тож для уникнення корупційних провокацій і намагались зробити якнайпрозорішим паливне ціноутворення, пославшись на п. 7 ч. 5 ст. 40 Закону «Про здійснення державних закупівель», який дозволяє змінювати ціну відповідно до курсу іноземної валюти або показників Platts.
Проти цієї формули і виступила «Елемент нафта», пославшись на свої теоретичні розмірковування щодо її корупційності. Фірма вказала, що залізничники вже після укладення угоди з переможцем почнуть робити замовлення окремих партій палива саме в ті дні, коли світові котирування дизпалива і курси валют будуть на піку. А відтак «наявна корупційна складова… може призвести до нанесення збитків державному підприємстві». Виглядає це, звісно, як ніби в «УЗ» працюють вовки з Уол-стріту, які вміють багатіти на коливаннях в кілька відсотків і на інсайдерській інформації.
Тому окрім корупційності валютної прив’язки «Елемент нафта» розгледіла і дискримінаційність. Мовляв, що робити тим постачальникам, які продають українське паливо, і які відповідно не мають імпортної складової.
АМКУ не став докладати неймовірних інтелектуальних зусиль для підготовки відповіді. Наприклад, не сказав, що виробники українського палива міняють ціну на нього у повній відповідності до світових цін і курсу валюти. Свідченням цього є ціна дизеля на «приватівських» заправках, яка коливається синхронно з продавцями імпорту.
Антимонопольники просто погодились з тим, що дійсно – умови для імпортерів і вітчизняних виробників – нерівні. Тому залізничників зобов’язали викинути з тендерних вимог будь-яку прив’язку до курсу валюти та світових цін. Як наслідок в смітник також була викинута норма про автоматичну зміну гривневої ціни на паливо для «Укрзалізниці» в залежності від зміни вказаних чинників.
І тепер тендерні вимоги «Укрзалізниці» знову прикрашає стара і добре знайома гравцям норма про ціноутворення:
«Ціна Товару зазначена у специфікаціях, не є твердою та буде змінена відповідно до кон’юнктури ринку на відповідні товари».
Найбільше цинізм цього рішення очевидний саме через інші скарги «Елемент нафти». Бо фірма також жалілась до АМКУ на дискримінаційність вимог до сертифікації палива. І тут «Елемент нафта» сама ж вказала, що співпрацює з іноземними виробниками – «Мозирським НПЗ» (Білорусь) та «Рязанським НПЗ» (Росія). І саме їх сертифікати «Елемент нафта» збиралась подавати на тендер українських залізничників.
Зрештою саме ці скарги АМКУ не задовольнив, але факт залишився фактом: «Укрзалізницю» змусили вбити прозоре ціноутворення з прив’язкою до світових цін по скарзі фірми, яка сама займається імпортом палива по світовим цінам.
Після цього зимовий тендер взагалі пішов врознос. Залізничники акцептували пропозицію маловідомої ринку фірми «Дайджест груп». Це викликало обурення у інших учасників тендеру, і до АМКУ прилетіли скарги від «ОККО-Бізнес Контракт» та «Феймос». Від них стало відомо, що «Дайджест груп» має генеральний договір на поставку палива від ТОВ «Вог Трейдинг» з групи Єрємєєва. У свою чергу «Вог трейдинг» є засновником ТОВ «Вог Аеро Джет», яке офіційно брало участь у залізничному тендері разом з «Дайджест груп».
Але адмінколегія АМКУ не стала заглиблюватись у аспекти пов’язаності цих учасників тендеру, заявивши, що «розгляд питань порушення законодавства про захист економічної конкуренції не відноситься до повноважень Колегії, визначених Законом». Такий собі прозорий натяк, що на це треба скаржитись у інший підрозділ того ж самого АМКУ, але самі антимонопольники передавати скаргу по своїй же інстанції не будуть.
Разом з тим, залишати все як є було вже неможливо, оскільки скандал загрожував вихлюпнутись назовні. І адмінколегія АМКУ знайшла привід відмінити тендер по причині, на яку не жалівся взагалі ніхто. Виявилось, що жоден з учасників не вказав у своїй заявці реквізити для переказів у євро в банківських і страхових гарантіях. І саме це «страшне» порушення дозволило антимонопольникам прийняти у лютому 2016 року соломонове рішення – взагалі відмінити тендер залізниці на постачання палива, яке було необхідне у грудні 2015 року. І це знову таки було на користь єрємєєвців, з якими просто пролонгували попередню угоду. Бо саме «Вог аеро джет» торік відбив спробу «ОККО» зайти на цей ринок і зберіг свою монополію на залізничні підряди, усталену з часів Януковича.
Чи збережеться такий розклад стане відомо вже найближчим часом. Залізничний «Центр забезпечення виробництва» оголосив три нові тендери на загальну очікувану суму 4,3 млрд грн. Нові закупівлі проводяться без валютно-котирувальної формули ціноутворення. Тобто довідки про ринкову кон’юнктуру зберегли свою матеріальну цінність на нематеріальному ринку позатендерних домовленостей. А хто їх використає – подивимось. Тоталізатор, правда, в редакції не проводили, бо всі називають лише одне ім’я майбутнього переможця.
- Информация о материале
Удастся ли посадить Медведчука
По инициативе народного депутата-»фронтовика» Андрея Левуса началась кампания по сбору подписей под требованием к правоохранительным органам привлечь к уголовной ответственности Виктора Медведчука. Инициатор кампании заявил, что это своеобразная перепись депутатов на патриотизм и стойкость. «Также мы планируем таким образом выявить агентуру Медведчука в Верховной Раде», — подчеркнул Левус. Депутат пообещал, что подписи будут собираться по всей стране. В вину лидеру «Украинского выбора» он поставил возникновение сепаратистских образований на востоке Украины и проведение в регионах сепаратистских форумов.
Кампания «Украина без Медведчука», безусловно, будет иметь успех. Но уже на ее старте возникает ряд вопросов. Первый: кум Владимира Путина является переговорщиком по реализации Минских соглашений, он входит в подгруппу по гуманитарным вопросам. Среди прочего подгруппа занимается освобождением украинских военных из плена боевиков. Поскольку этот процесс не публичен, о конкретной роли Медведчука ничего толком не известно. Однако если речь идет о его привлечении к уголовной ответственности, логично возникает вопрос: как он вообще попал в переговорную группу. И не следует ли наказать тех, кто его туда включал.
Второй момент: почему инициатива по сбору подписей возникла именно сейчас, а не намного раньше. Некоторые эксперты поспешили заподозрить «фронтовиков» в попытке переключить внимание из перипетий вокруг возможной отставки премьера Арсения Яценюка на другую тему. Достаточно благодатную. В контексте Медведчука можно вспоминать об очень многих отечественных политиках, в том числе находящихся при власти. И тем самым давить на них. Впрочем, вряд ли в инициативе Левуса стоит усматривать конспирологию.
Третий момент: представим, что огромное количество подписей собрано, и СБУ, Генпрокуратура и МВС возбуждают дело против бывшего главы администрации Леонида Кучмы. И тут мы вспоминаем, что уже два года правоохранительные органы не могут окончательно расследовать дела о преступлениях против участников Майдана, что у нас до сих пор хотя бы заочно не осуждены ни Янукович, ни другие беглые экс-чиновники. Не осуждены даже оставшиеся здесь Александр Ефремов (его обещают начать судить, но это может растянуться надолго), бывшие руководители Донецкой и Луганской областей, организаторы голосования за диктаторские законы 16 января 2014 г. А посадить Медведчука, учитывая остающееся у него влияние в коридорах украинской власти и судах, будет гораздо сложнее.
Можно много говорить, что кума Путина следует осудить и потом обменять на Надежду Савченко и остальных наших пленников, находящихся в России. Но это только эмоции. Даже для домашнего ареста Медведчука необходима политическая воля, не говоря уже о конкретном тюремном сроке.
До сих пор «Украинский выбор» действует вполне легально, участники этого движения не ушли в подполье. Точно так же легально проходят форумы, о которых говорит Левус. Максимум, что грозит их участникам — общественное порицание со стороны патриотов.
И последний момент. Недавно в прессе был опубликован некий план, который эксперты окрестили «планом Медведчука». Судя по итогам встречи президента Украины с Ангелой Меркель и Франсуа Олландом, стало понятно: никто не собирается снимать санкции с России и тем паче требовать от нашей страны проводить выборы на оккупированных территориях до их полного освобождения от российских оккупантов. Проще говоря, план оказался информационным вбросом. А вот наши спецслужбы, заметьте, почему-то не заинтересовались его источниками.
Отсюда напрашивается вывод: максимум, чего удастся достигнуть, — Медведчук беспрепятственно окажется в России. А вот российская агентура в среде политиков, общественников, в СМИ и церкви будет продолжать работать. И эту проблему одним только сбором подписей не решить.
- Информация о материале
Вашим детям денег нет!
Снежным мартовским утром сотрудники Харьковской правозащитной группы совместно с работниками Секретариата Уполномоченного Верховной Рады по правам человека отправились в неблизкий путь – следующие несколько дней им предстояло провести в городе Изюме (Харьковская область). Это если говорить сухим формальным языком отчета, но если вдаваться в подробности, заглянуть в самую суть, каждый участник мониторинга вынес из поездки нечто свое — особенное.
Мне запомнилась красная железная дорога, ряды нетронутых чашек на подоконнике и портрет президента в углу – над одной из давно пустующих кроватей. А еще глаза девушки – смуглой стриженой блондинки. Она — маленькая и хрупкая - более пяти лет борется за существование Изюмского городского центра социально-психологической реабилитации детей.
История центра началась в далеком 2005 году, когда по одной из многочисленных государственных программ было решено открыть заведение для детей, чьи родители попали в сложные жизненные обстоятельства. Центр открыли, деньги из областного бюджета выделили, детей поселили. Приняли на работу психолога и социального работника, нашли воспитателей, медсестер. Заботились, чтобы дети чувствовали себя в центре как дома. Ведь главная его цель – экстренно помочь, спасти ребят от холодной зимы на улице, подарить улыбку взамен ссорам родителей, накормить впервые за неделю. Подобные центры до сих пор успешно функционируют в большинстве городов Украины. Но не в Изюме.
Все беды Евгении Викторовны (так зовут обаятельную директора центра) начались в момент перехода учреждения на баланс города. Тогдашний мэр пришел к парадоксальному выводу: если в городе есть детский дом, финансируемый из государственного бюджета, городу центр реабилитации не нужен. И предпринял многочисленные попытки центр закрыть. Его не волновало, что цели у заведений разные, главным его аргументом было: «Денег нет. Вы же понимаете, какая в стране ситуация». Началась битва, которую в марте 2015 года директор центра проиграла. Правда, за учреждение неожиданно вступилась прокуратура, так что через три месяца его снова открыли. Вот только открыли так - для галочки, чтобы был и закон не нарушался.
В центре социально-психологической реабилитации детей сократили должности психолога и социального работника, оставив в штате всего восемь человек. Нам приходится только гадать, чем руководствовалась городская власть, принимая столь гениальное решение. Более того, в городе с населением в пятьдесят тысяч человек центр открыли только для пяти детей. А что делать, если придет шестой ребенок? Оставить его на морозе? Отдать родителям, которые его бьют, страдают от алкогольной зависимости или просто потеряли жилье? Наверное, руководству города кажется, что на 50 000 человек есть только 5 детей, которым нужна помощь. 0,01 % жителей может рассчитывать на поддержку со стороны центра. А ведь еще есть близлежащие поселки и села, другие районы области, в которых аналогичных заведений нет… Но вопреки здравому смыслу, сколько бы директор не писала и не просила увеличить финансирование, ей отвечают одно и то же. «Денег нет. Вы же видите, какая в стране ситуация».
На ближайшей сессии областного совета будет рассматриваться вопрос о передаче центра на баланс области. Только благодаря решению Харьковского областного совета о передаче Изюмского городского центра социально-психологической реабилитации можно будет спасти детей. «От чего?» - спросите вы. От страшного будущего – отвечу я вам. И не только их будущего, но и будущего каждого из нас. Если у кого-то украли кошелек в метро, знайте, когда-то ваш ненавистный вор-карманник тоже был ребенком, и возможно, именно ему не хватило места в таком центре. И он впервые украл, потому что нечего было кушать… или ради забавы, или по наущению таких же несчастных товарищей – неважно. А кто-то пошел еще дальше – ограбил таксиста, покалечил девушку в темном сквере, убил без причины продавца. Потому что недолюбили. Потому что недозанимались. Потому что все –недо и на детей: «Денег нет. Вы же видите, какая в стране ситуация».
- Информация о материале
В плену страха. Почему банки перестали быть банками
Несмотря на сверхвысокую ликвидность в банковской системе, доступных займов пока не предвидится.
Главный фактор, который пугает кредитные учреждение, - отсутствие доверия к заемщикам.
Эксперты считают, что полноценного кредитования экономики в Украине нет уже несколько лет.
«Накануне кризиса банки в основном кредитовали лиц, так или иначе связанных с этими учреждениями, а сейчас они не кредитуют даже связанных лиц», - говорит руководитель аналитического подразделения группы ICU Александр Вальчишен.
«Банки не должны, но хотят кредитовать. В противном случае им придется сворачивать бизнес и сокращать количество сотрудников», - объясняет старший советник Альфа-банка, глава совета НАБУ Роман Шпек.
Уроки кризиса
Предыдущие годы преподали банкирам большой урок: в условиях кризиса возможности заемщиков по обслуживанию кредитов ограничены.
Реструктуризации, которые кредитные учреждения предлагали несколько лет назад, - кредитные каникулы, пролонгация долга, изменение схемы погашения задолженности, рефинансирование - дали лишь краткосрочный эффект.
В НАБУ подсчитали, что на начало 2011 года объем проблемного долга составлял 84 млрд грн, а к началу 2016 года «плохих» кредитов было уже 178 млрд грн. «Последние шесть лет показали, что в Украине отсутствуют эффективные механизмы возврата проблемных займов», - говорит Шпек.
Судебные риски, проблемы принудительного исполнения решений судов, сложности с реализацией залога, использование схем для уклонения от возврата кредитов - лишь неполный перечень проблем, с которыми сталкиваются банки.
Сюда же можно добавить неэффективность Государственной исполнительной службы Украины. Согласно официальной статистике, выполняется около 30% решений, а по оценкам независимых экспертов - лишь 3-4%.
Еще одна проблема - высокие затраты при принудительном исполнении решений. По данным Мирового банка, около 40% взимаемых долгов перераспределяется в пользу третьих лиц, а Госказначейство задерживает средства, полученные от реализации арестованного имущества.
«Банки свернули программы кредитования и работают только с отдельными клиентами, репутация которых проверена годами», - резюмирует НАБУ.
Однако даже те заемщики, которые исправно рассчитываются с банками, взять новые кредиты могут не всегда: большинство из них уже закредитованы. «Перекредитованность есть во всех секторах экономики», - считает Вальчишен.
Кто-то брал валютные ссуды, а после девальвации гривни уже не может их обслуживать. Кто-то привлекал инвестиционные кредиты на развитие бизнеса, развития бизнеса не произошло, поэтому отдавать долги нет возможности.
Серядняки в почете
Сейчас на поддержку банков могут рассчитывать некоторые представители малого и среднего бизнеса - так называемые середнячки.
Это компании, которые не первый год работают на рынке, имеют положительную кредитную историю, прозрачную структуру собственности и стабильно работающий бизнес, который генерирует финансовые потоки.
«Мы на таких и ориентируемся, но их очень немного, и далеко не все готовы брать кредиты под 25% и выше», - рассказывает топ-менеджер одного из банков.
По мнению главы Института исследований регионального развития Николая Суганяки, малый и средний бизнес готов брать кредиты под 16-17% годовых, но одного снижения ставок недостаточно.
«Украинская ситуация не уникальна. Что делали страны в подобной ситуации? В первую очередь - запускали механизмы господдержки бизнеса и использовали ключевые параметры этих программ в качестве маркеров.
В Корее и Сингапуре государство поддерживало внутреннего производителя, кредитовало отдельные секторы в определенных регионах. У нас таким маркером должен был стать Украинский банк реконструкции и развития (УБРР), но он полноценно не заработал», - сетует Суганяка.
Перспектив на его реанимацию нет: Минфин решил выйти из состава акционеров банка. На апрель намечена его приватизация, но пока нет ни одного покупателя. «Надеемся, нам удастся найти компромисс с ФГИ и перенести торги. Не хотелось бы ликвидировать банк», - рассказывал замминистра финансов Артем Шевалев.
Еще в начале 2016 года банкиры строили большие планы на возобновление кредитования. Давали надежду и планы правительства на постепенное восстановление экономики в 2016 году. Значит, должны были появиться платежеспособные заемщики, которых можно будет кредитовать.
Накапливалась и ликвидность в банковской системе. На 17 марта на корсчетах в НБУ было сосредоточено 37,5 млрд грн, еще 60,1 млрд грн были вложены в депозитные сертификаты НБУ. Суммарно так называя широкая ликвидность приближалась к 100 млрд грн.
«Поскольку на корсчетах в системе для выполнения нормы обязательного резервирования привлеченных средств нужно держать в среднем 40 млрд грн, то объем свободной ликвидности, доступной для кредитования, составлял 58 млрд грн. Это рекорд для банковской системы», - подсчитали в НАБУ.
Последний раз банковская система была перенасыщена гривневой ликвидностью в третьем квартале 2010 года.
Сможет ли возобновить кредитование Рада?
Банкиры пытаются «защитить тылы» и установить новые правила на рынке кредитования. Еще в 2015 году в Верховную Раду были поданы проекты законов, которые должны были способствовать возобновлению кредитования.
Среди них, например, законопроект о восстановлении доверия между заемщиками и кредиторами. Правда, на самом деле этот документ расширяет права банков в случае неуплаты заемщиком по кредиту.
Например, при продаже залогового имущества банк получит право определять его начальную цену, а в случае провала аукциона - может приобрести его за самую низкую цену. Такие залоги не будут включать в общую ликвидационную массу.
Кроме того, банк получит доступ к ряду реестров и сможет контролировать все процессы, которые происходят как с заемщиком, так и с залогом.
«Этот законопроект не решит старых проблем, но даст участникам рынка ориентир на будущее: восстановлению доверия между кредиторами и должниками быть», - объясняет председатель комитета НАБУ по вопросам защиты прав кредиторов, заместитель председателя правления Укрсиббанка Сергей Панов.
По его словам, для восстановления доверия нужны пять «П»: понимание инвесторами логики тех или иных явлений в стране, предсказуемость ситуации, последовательность решений, применимость законов и пропорциональность разделения ответственности между кредиторами и заемщиками.
Также среди пакета документов - проект №3555 о финансовой реструктуризации. Он вводит на три года единый механизм добровольной внесудебной реструктуризации кредитов юрлиц, а также механизм банкротства физлиц.
Участники банковского рынка большие надежды возлагали на «финансовый день», назначенный в Верховной Раде на 17 марта. Участники планировали рассмотреть исключительно экономические и финансовые законопроекты.
В начале пленарной недели стало известно, что отдельного финансового дня не будет: повестку дня «разбавили» законопроектом о специальной конфискации. Такое соседство окончательно похоронило все планы и надежды.
«Стыдно, но факт: с утра до 17:00 парламент не успел рассмотреть даже два законопроекта! Мы более полугода требовали ускорить рассмотрение пакета законопроектов, подготовленных нашим комитетом.
Сорвано рассмотрение двух проектов о банкротстве физлиц, принятие которых должно помочь людям избавиться от кредитного рабства, правительственного проекта о реструктуризации долгов предприятий перед банками для ускорения выхода экономики из кризиса», - негодовал глава парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергей Рыбалка.
«Далеко не все депутаты не хотят работать. Мы сделали все, что от нас зависит, чтобы необходимые финансовые проекты попали в «проходную» часть повестки дня. Не все зависит только от нас: голосование было сорвано», - оправдывался перед участниками финансового рынка член комитета Руслан Демчак.
Все финансовые законопроекты спикер парламента Владимир Гройсман пообещал перенести на заседание 29 марта. Однако уже сейчас есть опасение, что голосование опять сорвут: в этот же день народные избранники готовятся рассматривать вопрос отставки генпрокурора Шокина.
«Депутаты-популисты будут опять кричать с трибуны, что банки должны кредитовать экономику под 3-5%. Однако банки никому ничего не обязаны. Это коммерческие предприятия, задача которых - принести прибыль акционерам.
Если бы Верховная Рада два года назад приняла законопроект Руслана Князевича о реструктуризации валютных кредитов в гривневые, то проблема бы уже давно была решена. Видимо, кому-то интересно подогревать к ней интерес», - считает замглавы НБУ Владислав Рашкован.
- Информация о материале
Страница 570 из 2102
