17 марта Верховная Рада приняла в первом чтении изменения в Уголовный процессуальный кодекс — законопроект №4057 о национализации средств Януковича и его соратников. Народные депутаты — в одном шаге от принятия решения, позволяющего конфисковать деньги и другие ценности до приговора суда. Будет применяться такая процедура также и к третьим лицам, то есть потенциально — ко всем гражданам, имевшим неосторожность приобрести имущество у коррупционера. Премьер-министр и президент, похоже, уже определились, на что будут тратить эти деньги — на полицию и армию. И как нет сомнений в том, что средства нужны обеим структурам, так нет их и в том, что у премьера и президента в обеих структурах есть люди, хорошо знающие, как их «освоить».
Авторы поправок говорят, что проект, став законом, позволит конфисковать в бюджет десятки миллиардов Януковича, и обращают внимание на то, что заимствуют прогрессивный международный опыт.
Антикоррупционные эксперты заявляют, что законопроект, наоборот, нарушает европейские стандарты, фундаментальные права собственности и не поможет вернуть украденное «Семьей». Они обвиняют авторов идеи конфискации без приговора суда в искажении международных стандартов и введении общества в заблуждение.
Похоже, отечественные законописцы пытаются подменить брендовую иностранную вещь, «конфискацию без приговора суда« — дешевой украинской подделкой, банальной национализацией состояния отдельных лиц. Но носить этот хлам придется гражданам всей страны.
Чтобы разобраться, как будет выглядеть в действии конфискация без приговора суда, редакция ZN.UA обратилась к опыту Италии, где так называемую превентивную конфискацию уже более 30 лет применяют в борьбе с мафией.
Что итальянские прокуроры должны доказывать в суде, какие гарантии защиты своих прав есть у владельца имущества и как это работает на практике, объясняет заместитель главного прокурора Турина Альберто Пердука.
Деньги и власть — то, чего хотят мафиози
В Италии сейчас действуют три мафиозные группировки — сицилийская мафия «Коза ностра» (Sicilian Mafia (Cosa Nostra), неаполитанская группировка «Каморра» (Neapolitan Camorra) и группировка из Калабрии «Ндрангета» (Calabrian Ndrangheta). Все три имеют сильное влияние на своей территории и практикуют традиционную уголовную активность — шантаж, разные виды незаконной торговли, коррупцию, мошенничество и т.п. Они ведут бизнес и отмывают грязные деньги. Расследование дел, связанных с мафией, остается одним из крупнейших вызовов для Италии.
Деньги и власть — это то, чего хотят мафиози: больше денег, чтобы иметь больше власти, и больше власти, чтобы иметь больше денег. Поэтому такое большое значение имеет конфискация «доходов» мафиозных группировок.
Конфисковать по-итальянски
В Италии три основных вида конфискации как метода лишения преступников их «доходов». Первый вид —традиционная конфискация, до 1980-х гг. — единственная, разрешенная итальянским уголовным кодексом. Она касается орудий и предметов преступления, а также имущества, полученного вследствие совершения преступления и/или доходов от такого имущества, то есть любой экономической выгоды, возникшей вследствие преступления.
Расширенную конфискацию ввели в 1992 г. Она применяется к людям, осужденным за тяжкие преступления (связанные с мафией). Их имущество конфискуется, если его стоимость непропорционально превышает законный доход или невозможно подтвердить законность его происхождения.
Стоимостная конфискация позволяет конфисковать имущество, стоимость которого отвечает активам, но их невозможно конфисковать из-за традиционной или расширенной процедуры по юридическим или фактическим причинам.
Для обеспечения эффективности конфискации в итальянской правовой системе предусмотрена возможность временного ареста или замораживания активов во время досудебного расследования и всех этапов судебного разбирательства.
Три вида конфискации являются уголовными санкциями, поскольку применяются после осуждения виновного лица.
Итальянская система также имеет и специфическую конфискацию — без приговора суда. Это так называемая превентивная мера, введенная в начале 80-х гг., применяемая к подозреваемым в членстве в мафиозных группировках. С 2011 г. ее начали использовать в борьбе не только с организованной преступностью, но и со всеми уголовными преступлениями.
Превентивная конфискация нацелена не на наказание за предыдущие правонарушения, а на предотвращение возможных будущих правонарушений. Ее можно применять, если доказаны три базовых критерия: лицо социально опасно; активы прямо или опосредованно принадлежат этому лицу; есть несоответствие между стоимостью активов и законными доходами лица.
Эта превентивная процедура существует независимо от уголовной, хотя и базируется на принципе справедливого судопроизводства — так называемого соревновательного судебного слушания, когда прокурор должен доказать наличие всех трех критериев. После этого единственная возможность для ответчика избежать превентивной конфискации — это доказать законность владения активами или по крайней мере вызвать у суда обоснованные сомнения. Относительно любого финального решения суда первой инстанции можно представить апелляцию, а решение апелляционного суда можно обжаловать в верховном суде.
Итальянский прокурор должен доказать в суде социальную опасность лица
В Италии человека признают социально опасным, если есть фактические основания считать, что он совершит уголовное правонарушение либо полностью или частично живет с доходов от этих правонарушений. То есть для применения превентивной конфискации суд должен оценить вероятность совершения лицом в будущем уголовного правонарушения.
Такая оценка подкрепляется разными индикаторами, включая судимость, полицейские протоколы, соответствующий стиль жизни, отсутствие постоянного места работы или профессии, внезапное и непонятное обогащение и т.п. Предыдущие судимости имеют особенно большое значение, и практика показывает, что суд в редких исключительных случаях признает социально опасным лицо, не имеющее судимостей.
Однако в теории такая ситуация может возникнуть, потому что превентивная конфискация нацелена не на наказание за уже совершенные преступления, а на предотвращение возможных будущих правонарушений.
Признать социально опасным можно любое лицо за умышленное преступление: кражу, грабеж, мошенничество, коррупцию, уклонение от уплаты налогов, банкротство и т.п.
Вместе с тем в Италии действует презумпция социальной опасности лиц, подозреваемых в участии в мафиозных группировках или терроризме. Статус мафиозо возникает в случае осуждения лица за соучастие в мафии или на основании факта ведения следствияотносительно этого лица либо обвинения в суде. Cуд, в случае применения превентивной конфискации, должен провести независимое оценивание фактов относительно возможной принадлежности лица к мафиозной группировке.
Однако презумпция социальной опасности не является абсолютной, и лицо-ответчик может обжаловать такое решение. Иными словами, лицо, подозреваемое в участии в мафиозной деятельности, может успешно доказать, что на протяжении продолжительного времени оно не поддерживало связей с уголовным окружением и, таким образом, больше не является социально опасным.
Итальянский прокурор должен доказать в суде владение активами
Для выстраивания основательного дела относительно превентивной конфискации прокурор обязан провести масштабное финансовое и экономическое расследование и доказать, что активы, являющиеся объектом конфискации до приговора суда, принадлежат лицу-ответчику, даже если формально владельцем является другой; что лицо вкладывало собственные средства для приобретения активов или контролирует такое имущество. Важен в этом процессе свободный доступ к соответствующим реестрам — недвижимого и движимого имущества, банковских счетов, компаний, трудовой занятости, вознаграждений и т.п. Кроме того, для выявления реального владельца актива, который стоит за формальным владельцем, может понадобиться доступ к данным из других параллельных уголовных дел.
Итальянский прокурор должен доказать в суде несоответствие стоимости активов доходам
Несоответствие активов легальному доходу доказывается путем сравнения стоимости актива, которым владеет лицо-ответчик, и размера законного дохода, который это лицо имело за промежуток времени, за который оно приобрело это имущество.
Следует указать, что в Италии прокурор может требовать конфискации активов даже после смерти лица-ответчика. Хотя это можно сделать лишь на протяжении пяти лет после его смерти. Наследство может быть конфисковано, если оно имеет непонятное происхождение, и им владеет социально опасное лицо. В этом случае прокурор обязан доказать и социальную опасность лица, и несоответствие стоимости актива и доходов. Порой такие дела считаются вещевым иском, чтобы подчеркнуть тот факт, что цель — именно актив, а не лицо.
За последние 30 лет превентивную конфискацию использовали в Италии все больше и больше. По состоянию на конец 2011 г. в портфолио Национального агентства Италии по управлению арестованным и конфискованным имуществом находятся 1500 компаний и 11 тыс. объектов недвижимого имущества: дома, квартиры, фабрики, склады, земельные участки и т.п. Количество объектов возрастает, и значительная часть имущества конфискуется с применением именно превентивной конфискации.
Следует также заметить, что раньше превентивную конфискацию использовали почти исключительно прокуроры и судьи юга страны, наиболее страдающего от мафии. Сегодня ситуация изменилась, и даже на севере Италии прокуроры и судьи используют этот юридический инструмент все чаще.
Кроме этого, расширяется круг лиц, к которым применяется инструмент превентивной конфискации: все чаще его применяют не только к подозреваемым в участии в мафиозных группировках, но и к тем, кого подозревают в обычных уголовных правонарушениях.
Процедура превентивной конфискации допускает широкий спектр доказательных материалов, включая документы, свидетельства, записи электронного наблюдения и вообще любую информацию, собранную в рамках процедуры досудебного следствия. Из этого правила практически нет исключений, кроме доказательств, полученных с серьезным нарушением закона. В таком случае суд решает, приемлемо ли доказательство.
Превентивная конфискация в Италии отвечает фундаментальным правам человека. Этот вид конфискации без вынесения обвинительного приговора прошел проверку Конституционным судом Италии и Европейским судом по правам человека. Оба судебных учреждения признали тот факт, что процедура превентивной конфискации в Италии не нарушает ни права собственности, ни презумпцию невиновности, ни права на справедливое судебное разбирательство.
Восемь лет следствия до конфискации: операция «Минотавр»
В Италии распространена прокурорская стратегия параллельных процессов (double rail) — когда производят уголовное расследование и собирают доказательную базу, которую потом используют как в уголовном производстве, так и в процедуре превентивной конфискации.
Замечательным примером такой стратегии является громкое мафиозное дело «Операция «Минотавр», которую прокуратура Турина вела на протяжении 2007–2015 гг. В результате масштабного и продолжительного расследования итальянской полиции прокурорам удалось получить ордер на арест почти 150 чел., подозреваемых в причастности к «филиалам» калабрийской «Ндрангеты» на северо-западе Италии.
Параллельно два других правоохранительных органа (Финансовая полиция и Следственное управление борьбы с мафией) проводили масштабное финансовое расследование, выявившее, что половина подозреваемых владела, прямо или опосредованно, активами, стоимость которых не отвечала легальному доходу этих лиц. Таким образом, прокуратура Турина обратилась в суд и получила ордер на арест имущества.
Чтобы минимизировать риск исчезновения активов, ордера на арест лиц и имущества были выданы одновременно. Общая стоимость арестованного имущества составляла десятки миллионов евро. По очевидным причинам выявление активов проводилось тайно. Представители Финансовой полиции и Следственного управления борьбы с мафией имели полный и оперативный доступ к земельному реестру, реестрам прав собственности на движимое и недвижимое имущество, налоговому и банковскому реестрам и т.п. Они проверили финансовое состояние около 600 чел., включая подозреваемых и членов их семей. Для оптимизации и ускорения работы Финансовая полиция использовала специальное программное обеспечение Molecola («Молекула»). Программа вылавливала соответствующую информацию из всех имеющихся реестров, обрабатывала полученные данные и проверяла на несоответствие активов и доходов.
Когда активы были арестованы, прокуроры использовали большую часть доказательной базы, собранной в рамках уголовного расследования, для параллельного применения процедуры конфискации без приговора суда. В большинстве случаев прокурорам удалось доказать социальную опасность подозреваемых и лишить мафиози их активов.
Альберто Пердука, заместитель главного прокурора Турина, Италия. Ответственный за работу уголовного департамента по возврату активов. С марта 2008-го до мая 2010-го был начальником миссии EULEX в Косово, где отвечал за проведение реформ в сфере верховенства права. С августа 2002-го до февраля 2008-го занимал должность директора по расследованиям и операциям в Европейском бюро борьбы с мошенничеством (ОЛАФ). Координировал международные расследования и помощь судебным и административным органам в случаях мошенничества, коррупции и других серьезных нарушений, наносящих ущерб финансовым интересам ЕС.