Главная
Кто следующий в списке НАБУ на «посадку»
Последние недели СМИ пестрят сообщениями о громких задержаниях и разоблачениях в рамках уголовных производств, которые расследует Национальное антикоррупционное бюро. «ДС« отобрала пять самых громких дел этого ведомства и оценила перспективы следователей довести начатое до логического завершения.
Дело НБУ
В июле стало известно, что НАБУ взялось за самое масштабное дело с момента своего создания. Речь идет о расследовании вывода 12 млрд грн. рефинансирования НБУ украинскими банками в 2014-2015 гг. через австрийский Meinl Bank. Среди финучреждений, которые получили средства от НБУ, «потеряли» их в Австрии и впоследствии стали банкротами, - Дельта Банк, «Киевская Русь», АвтоКрАЗбанк, Городской коммерческий банк, Южкомбанк, Терра Банк, «Хрещатик» и «Финансы и Кредит».
По информации «ДС«, схема была простой - украинские финучреждения заключали с Meinl Bank договоры ответственного хранения и обеспечения, в соответствии с которыми ему в залог передавались средства, находившиеся на корсчетах. Под это обеспечение иностранный банк выдавал кредиты третьим лицам (заемщиками выступали преимущественно компании, связанные с владельцами украинских финучреждений). В дальнейшем Meinl Bank в одностороннем порядке списывал хранившиеся на счетах средства в свою пользу.
Расследование пока находится на достаточно ранней стадии - оно стартовало лишь в конце апреля, а в начале июля Соломенский суд дал разрешение НАБУ на доступ к документам, связанным с рефинансированием, которые хранятся в Нацбанке. Примечательно, что обозначенный следователями период - 2014-2015 гг. - затрагивает не только время, когда НБУ руководил находящийся ныне в розыске ставленник Сергея Арбузова Игорь Соркин, но и каденцию Степана Кубива, который сейчас занимает пост первого вице-премьера, а также нынешнюю главу Нацбанка Валерию Гонтареву. Так что теоретически следователи НАБУ могут испортить жизнь как минимум двум действующим высокопоставленным чиновникам. С другой стороны, следователи НАБУ, похоже, бегут впереди паровоза, поскольку в материалах следствия уже фигурируют весьма неоднозначные выводы. И не исключено, что это дело развалится, так и не дойдя до суда.
Дело Онищенко
На данный момент это дело является самым громким в истории НАБУ. Его главный фигурант - народный депутат от группы «Воля народу» Александр Онищенко, которого следователи обвинили в создании преступной группы, нанесшей убыток государственной «Укргаздобыче» более чем на 1,6 млрд грн. в 2013-2016 гг. Ряд подконтрольных Онищенко компаний (ХАС, «Надра Геоцентр», «Цефей» и др.), работающих с «Укргаздобычей» по договорам о совместной деятельности, якобы продавали газ по заниженным ценам на фиктивных биржевых торгах, в результате чего госкомпания лишалась существенной доли выручки. Усилиями НАБУ уже задержаны и помещены в СИЗО около дюжины возможных сообщников Онищенко, сам же нардеп скрылся до того, как Верховная Рада 5 июля одобрила его арест. Последнее обстоятельство дает надежду на то, что начатое расследование будет доведено НАБУ до логического завершения. Правда, несмотря на то что уже получено более 100 постановлений об аресте имущества подозреваемых и арестованы 42 помещения, 11 авто, 39 банковских счетов, общая стоимость арестованного имущества составляет лишь 315 млн грн.
Параллельно разорвать злополучные договоры о совместной деятельности пытается в судах «Укргаздобыча». Но пока без особого успеха. Например, разбирательства с компанией «Надра Геоцентр» были проиграны госкомпанией еще в апреле. «Укргаздобыча» подала апелляцию, результата рассмотрения которой еще нет. В целом из семи договоров на сегодняшний день удалось разорвать только один - с «Фирмой ХАС» на право пользования 19 скважин.
Дело ОПЗ
Еще в июне 2015 г. НАБУ открыло уголовное производство по факту махинаций на Одесском припортовом заводе. В его рамках расследуется три ключевых эпизода. Первый касается контрактов на поставку карбамида, заключенных ОПЗ в марте-сентябре 2015 г. с британской Newscope Estates Limited. По данным следствия, в течение 2015 г. завод отгрузил по этим договорам товара на общую сумму 1,625 млрд грн. по заниженной на 5% цене, что привело к убыткам на сумму более 80 млн грн. С этой же компанией в 2015 г. заключались контракты на поставку аммиака на общую сумму более 800 млн грн., потери от занижения цены на который, по версии следствия, составили более 40 млн грн.
Второй эпизод касается контрактов, заключенных ОПЗ с австрийской компанией Antra GmbH в конце 2015 г. на поставку природного газа в обмен на готовую продукцию (карбамид и аммиак) по давальческой схеме. Третий эпизод также газовый - он касается поставок 349 млн кубометров голубого топлива на припортовый завод в июле-октябре 2015 г. по завышенной, как считают следователи, цене в 6 028 грн. за 1 тыс. куб. м Поставщиком было близкое к группе «Приват» ООО «Компания «Энергоальянс», а сам газ принадлежал «Укрнафте».
По первым двум указанным эпизодам следствие пока не может похвастаться какими-либо достижениями. По данным «ДС«, еще весной НАБУ отправило запросы в банки Австрии и Словакии (в том числе в печально известный Meinl Bank) относительно Newscope Estates Limited и Antra GmbH для получения информации об их финансовых проводках, а также бенефициарах. Что же касается дела «Энергоальянса», то здесь НАБУ вместе со Специализированной антикоррупционной прокуратурой сделали большой шаг вперед. На днях по указанному делу были задержаны возглавляющий набсовет ОПЗ первый зампред правления НАК «Нафтогаз України» Сергей Перелома и первый замглавы правления ОПЗ Николай Щуриков, которых подозревают в организации указанной схемы.
Дело «Енергомережi»
Уже почти год НАБУ расследует еще одно знаковое дело о попытке холдинговой компании «Енергомережа» освоить сотни миллионов гривень «Запорожьеоблэнерго» (60% его акций принадлежат Фонду госимущества), которые ей задолжал ряд региональных предприятий и прежде всего Запорожский титано-магниевый комбинат. «Енергомережа» с существенным дисконтом выкупила у энергетиков право требования долгов на общую сумму более 346 млн грн., тогда как эти средства должны были быть перечислены государственному предприятию «Энергорынок». В рамках расследования НАБУ добилось отмены договоров уступки прав требования долгов в судах, а также арестовало более 120 млн грн. на счетах «Енергомережі». А в начале июля в НАБУ заявили, что фактический собственник этой компании - экс-нардеп от БЮТ Дмитрий Крючков, который до недавнего времени имел статус свидетеля в указанном уголовном производстве, объявлен в розыск. Впрочем, на сайте МВД он почему-то до сих пор не значится в списке лиц, которые скрываются от органов власти.
Дело Мартыненко
С конца прошлого года НАБУ занимается расследованием в рамках уголовного производства по факту получения менеджерами «Энергоатома» вместе с «представителями государственной власти Украины» взятки в размере более 10,8 млн евро от чешской Skoda за содействие в поставке оборудования на отечественные АЭС. Деньги, по данным НАБУ, перечислялись в течение 2009-2015 гг. группе офшоров во главе с панамской Bradcrest Investments за якобы оказываемые чехам консультационные услуги. Бенефициаром указанной структуры, получившей от Skoda более 6 млн евро, по информации нардепа от БПП Сергея Лещенко, является один из отцов-основателей «Народного фронта» Николай Мартыненко. Скандал, разгоревшийся усилиями Лещенко, стоил Мартыненко депутатского мандата в декабре 2015 г. С тех пор прошло уже больше полугода, детективы продолжают выемки документов у фигурантов дела, но какими-то успехами следствие похвастаться не может, о чем на днях заявил сам экс-нардеп. По его словам, в расследовании НАБУ он до сих пор проходит в качестве свидетеля и никаких подозрений ему до сих пор не предъявлено.
- Информация о материале
Бізнес-партнер замгубернатора виграв 2 мільйона на тендері підконтрольного Шахненку департамента
Департамент капітального будівництва Харківської облдержадмінстрації 13 липня за результатами тендеру уклав угоду з ТОВ «СК «Лувр» щодо реконструкції будинку культури вартістю 1,91 млн грн.
Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель».
Роботи мають бути виконані до кінця цього року. За цей час підрядник повинен провести реконструкції комунального закладу «Великобурлуцький районний Будинок культури» з впровадженням енергозберігаючих технологій, а саме, замінити вікна та утеплити фасад.
Організатори торгів не допустили до тендеру ФОП Полуляхов Олександр Анатолійович, ТОВ «Стройсервіс плюс» та ТОВ «Перша Слобожанська Будівельна Компанія». Пропозиція Полуляхова була відхилена тому, що він не надав довідку про досвід т виконання подібних робіт. При цьому, його пропозиція була на 200 тис грн. дешевшою за пропозицію переможця.
ТОВ «Стройсервіс плюс» Сіми Саркісян не допустили до торгів через відсутність довідки, що фірма не є збитковим. Пропозицію ж ТОВ «Перша Слобожанська Будівельна Компанія» відхилили тому що фірма не надала копію штатного розпису та гарантійний лист щодо виконання вимог екологічної безпеки. Остання компанія записана на Андрія Гапоненко та Наталія Веселовська, а директором є Валерій Дудка. Пропозиції цих двох підприємств були дорожчими за переможця.
Таким чином, єдиним конкурентом переможця стало ПП «Фасад-Сервіс» Назара Ковтуна.
Цього року саме ТОВ «СК «Лувр» та ПП «Фасад-сервіс» розіграли декілька торгів, які проводило обласне КП ВЕП «Держпром». Тоді переможцем було ПП «Фасад-сервіс».
Засновниками ТОВ «СК «Лувр» є Іван Ковпак та Денис Осекін. Ковпак також є серед засновників ТОВ «Проектування та загальний дизайн», співзасновником та керівником якого є є віце-губернатор Харківської області Євгеній Шахненко, який контролює Департамент капбудівництва, та загалом капітальне будівництво в регіоні.
Нещодавно тендер Департаменту капбудівництва Харківської ОДА виграло ТОВ «Харківбудсервіс», з власниками якої Шахненко їздить на полювання.
- Информация о материале
Вера и доверие. Как не стать Венесуэлой
Мы по-прежнему верим в государство.
Верим от слова «вера», а не от слова «доверие».
Доверия-то как раз и нет ни на грош.
Государство в нашей любимой стране сложилось слегка корявое, уверены мы.
Ни защитить, ни развивать страну не может, насквозь коррумпировано, действует в интересах олигархов.
Мы государству не верим, зато верим в государство, в его сверхъестественные способности.
Мол, стоит только кому-то захотеть, оно и накормит, и обогреет, и цены снизит. По-умному это называется патернализм.
В июне социологи из группы «Рейтинг» провели по заказу Международного республиканского института опрос жителей всех регионов Украины. Тема — в правильном ли направлении движется страна, как меняется экономическое положение, хороши или плохи политические лидеры.
Поинтересовались и тем, какие реформы должны быть проведены в первую очередь. На первое место с большим отрывом вышла антикоррупционная реформа. Понятно, наболело.
Однако отвечая на вопрос, как решать накопившиеся проблемы, 50% опрошенных выбрали «контроль над ростом цен». Как говорится, приехали.
Да, стремительный рост цен превратил за последние два с половиной года многие вполне себе средние по достатку семьи в бедные, кого-то и вовсе поставил на грань выживания. Но кто должен контролировать подорожание?
Ответ, казалось бы, очевиден: государство. Больше некому. Тогда возникает следующий вопрос: а каким образом? Любая цена складывается, прежде всего, из затрат: на сырье, электроэнергию, оборудование, зарплату работников, топливо, выплаты по кредиту, за счет которого построено предприятие.
Надо ли говорить, что большинство этих и других составляющих бодро растут в цене, а государство даже теоретически ничего поделать с этим не в состоянии. Остается лишь устанавливать предельный уровень оптовых отпускных цен, как делалось и делается в отношении «социально значимых» продуктов питания.
В результате резко снижается качество продуктов. Чтобы «вписаться» в ценовые ограничения, производитель начинает использовать более дешевые ингредиенты и более простые рецепты. Само производство «нерентабельных» продуктов падает и возникает наш старый знакомый дефицит.
Ну а что цены? Они все равно растут — государство вынуждено постепенно повышать предельный уровень, себестоимость же не стоит на месте. Растут цены, которые попытались регулировать, не медленнее, а быстрее, чем прочие. Маркетологи посчитали, что в среднем быстрее на 20%.
Видимо, в себестоимости появляется еще и коррупционная составляющая. Необходимо же «убедить» чиновника, принимающего решение, позволить поднять цены сегодня, а не месяц спустя, когда производство уже станет убыточным.
Собственно, ни для кого не секрет, что коррупция всегда возникает там, где используется государственное регулирование.
Поэтому украинцы, желающие искоренения коррупции, должны поддерживать робкие, но необходимые усилия правительства, направленные на снижение госрегулирования экономики, в частности — отмену ценового регулирования.
Ан нет, нам снова и снова хочется верить, что государство каким-нибудь неизвестным науке способом сумеет не допустить повышения цен.
Патернализм — явление не сугубо украинское. Его используют по всему миру левые и популистские партии. На его основе даже строятся государства.
Яркий пример — Венесуэла. Там после исчезновения «халявы» в виде дорогой нефти, а с ней и государственных дотаций, еды стало так мало, что ее приходится охранять с помощью вооруженных солдат и раздавать всем по чуть-чуть. А казалось бы, всего-то полтора десятка лет ценового регулирования…
- Информация о материале
Пять причин, почему Украина должна резко изменить политику по Крыму
Можно ли изменить то, чего в природе не существует? — вправе спросить любой, имеющий множество оснований для заключения об отсутствии политики государства в отношении Крыма как таковой.
Нет стратегии деоккупации аннексированного в марте 2014 года полуострова, нет координации действий органов власти, да и сам центр выработки и реализации госполитики — Министерство по вопросам оккупированных территорий — так и не заработало спустя три месяца после запоздалого создания. Президент все это время главную ставку делал на дипломатические усилия, причем Запада, и на его же финансово-экономические санкции в отношении страны-агрессора. Сами мы аж до Гражданской блокады поставок на полуостров осенью 2015 года продолжали торговать со «свободной экономической зоной «Крым» и поставляли электроэнергию в «Крымский федеральный округ», при этом наделив собственных граждан статусом нерезидентов.
Однако, если посмотреть на реалии с другой стороны, можно сказать, что это и есть политика государства в его нынешнем качестве, определяемым потенциалом его верховных управленцев. Лоскутное одеяло — с прожженными коррупцией дырами, с грязными пятнами бесхозности и без пододеяльника цельного законодательства. Что ж, «маємо те, що маємо». И, трезво оценивая изменения ситуации на самом полуострове, в Украине, России и в мире в целом, мы должны принять правильное решение: чинить ли старое одеяло или все же выбросить его и сшить новое. Рачительный украинский разум подсказывает, что выбрасывать нельзя — в хозяйстве все сгодится, новое при этом все-таки надо шить — с оглядкой на прошедшие испытание временем уцелевшие куски старого.
Итак, первая причина того, что Украина должна немедля открыть свой «крымский фронт», состоит в том, что ныне уже нет никаких оснований для сладкой надежды вернуть Крым (и закончить войну с Россией) только дипломатическими методами, усиленными экономическими санкциями или, того призрачнее, — когда режим Путина падет. Сегодня уже очевидно: время на эти самоуспокаивающие волны исчерпано, международная площадка для переговоров по Крыму не создана. Ставка только на дипломатические методы была оправдана лишь выигрышем времени, необходимого, с одной стороны, для осознания «глубины провала» глобальной системы безопасности мировым сообществом, с другой — для укрепления Украины, ее реформирования и строительства новой армии. То, как бездарно оно было использовано, как западной, так и украинской политическими элитами — отдельная тема.
Посему Украина должна готовиться к войне за Крым. Хотя бы потому, что к ней все это время усиленно готовилась Россия, превратившая полуостров в мощную военную базу, куда стянула все самое современное вооружение, которым располагает. И это вторая причина, которая должна подвигнуть Киев, в том числе и с помощью его западных партнеров, на осознание угрозы «большой войны» и необходимости быть к ней готовыми.
По данным эксперта Фонда «Майдан иностранных дел» Андрея Клименко, основанных на информации из открытых источников, к началу 2016 года количество военнослужащих РФ в Крыму, в сравнении с 2014 годом, возросло почти в два раза, танков и боевых бронированных машин — в 6,8, артиллерийских систем — в 7,2, боевых самолетов и вертолетов — в 2,2, подводных лодок — в 2 раза. «К началу 2016 года стало бесспорным, что созданная за первые два года оккупации Крыма межвидовая группировка войск РФ способна не только обеспечить защиту Крыма, но и наносить ракетные удары по наземным объектам не только в материковой части Украины, но и далее. — пишет эксперт в издании Вlackseanews. — Ракеты «Калибр-НК» кораблей Черноморского флота РФ способны, как минимум, достигать при стрельбе из района Севастополя целей на территории стран Балтии, Польши, Чехии, Словакии, Австрии, Румынии, Болгарии, Грузии, Армении и Азербайджана, Греции, включая остров Крит, всех балканских стран, Турции, Кипра, Сирии, Ливана, Израиля, Ирана и Ирака, побережья Египта, юга Италии».
Разведки и руководство всех перечисленных стран, попадающих в радиус поражения российских ракет из Крыма, а также США, Великобритании, Франции, конечно, обо всех характеристиках и состоянии этого «железа» знают намного больше. И ответные действия, в том числе и во время последнего саммита НАТО, готовят и реализуют. Но в случае войны, условно, «Россия & НАТО» Украина рискует стать полем боя или линией разграничения, чего мы всеми силами должны избежать, предприняв максимум усилий для если не предотвращения, то максимального оттягивания часа Х.
Понятно, что создать такую армию, против которой Путин «не попрет» ввиду больших потерь, Украина не может, даже если захочет в перспективе — нет ресурсов для «гонки вооружений». Но, самое главное, — этого и не надо. Украина может и должна уже была научиться применять ассиметричные методы обороны и даже наступления на изначально гибридном «крымском фронте». И сегодня мы уже можем смело говорить о том, что созрела третья причина (или предпосылка) для начала таких действий. Войны не хочет ВСЕ население Крыма, независимо от того, кем оно себя идентифицирует — гражданами России, Украины или (значительная часть, я бы сказала бонусная) — гражданами Крыма.
Вспомните два главных козыря российской пропаганды, на которые купилась значительная часть населения — «зато у нас не стреляют» — и дармовые деньги: огромные, по украинским меркам, пенсии, зарплаты бюджетников и всяческие надбавки и соцвыплаты. Но денег больше нет. Большие зарплаты и пенсии сдулись вдвойне — и путем их замораживания, и ввиду взлетевших и не желающих опускаться цен. А тлеющие надежды «просто надо потерпеть» загасил одной струей премьер РФ Дмитрий Медведев. Сегодня наивные жители полуострова теряют еще одну иллюзию — про успешный курорт с богатыми российскими курортниками. Кремль уже не церемонясь демонстрирует, что Крым — это военная база, а не курорт. Кто еще не понял — читайте блогера Варламова, мобилизованного на внедрение мысли о том, что в Крым ехать отдыхать не надо. Да, и виноваты в этом именно местные жители — «убили Крым», негодяи. На фоне жесткой зачистки курортных городов от курортного бизнеса, рукопашных омоновцев с торговцами, чьи палатки с товаром сносят и увозят, раздолья местных «администраторов» по распилу бюджетов, засилья спецслужб и «понаехавших» чиновников особо символично выглядят автоматчики на пляжах и бреющие полеты истребителей и вертолетов над домами. Понимание того, что накопление военной силы в Крыму (в урон его мирно-курортной жизни) России необходимо не только для обороны, но и для ведения новой войны, у многих в Крыму уже есть. Его можно и нужно усилить, объясняя, что источником угрозы является именно РФ. Да, контрпропаганда, как один из ассиметричных методов борьбы с агрессором, Украиной используется по минимуму, а попытки выяснить — что же мешает, упираются в подсчеты нулей в бюджетах российской пропагандистской махины. Господа технологи, у нас есть замечательный резерв — частные кибер-армии, которыми, как статусными футбольными клубами олигархи, обзавелись уже все парламентские партии для борьбы друг с другом. Их нужно просто добровольно «реквизировать» — на нужды гибридной войны, приделав, конечно, государственно и профессионально работающую голову.
Четвертая причина, по которой сегодня есть потребность в начале «крымской кампании», вытекает из предыдущей. На фоне все возрастающего недовольства у жителей Крыма реальной российской действительностью, порожденной всесилием бюрократов-капиталистов и спецслужбистов, Украина должна наглядно и практически, а не пропагандистски, демонстрировать свои внимание к верным и лояльным гражданам, и особенно к их детям, и заботу о них. Тут как раз просто, ибо первые грамотные шаги уже сделаны: есть простая процедура получения документов гражданского состояния (свидетельства о рождении и смерти), лояльная ввиду отсутствия аттестатов украинского образца процедура поступления в украинские вузы для крымских выпускников (даже не имеющих украинских паспортов), на очереди — пилотный проект по заключению брака в течение суток в «прифронтовых» регионах. По этой стезе нужно так же смело двигаться и в других сферах, сметая, ради праведной цели реинтеграции жителей оккупированного Крыма в украинское пространство, бюрократические искусственные завалы, да и вредящих ей бюрократов заодно. Нетрадиционных, но вполне правовых методов для этого предостаточно. К примеру, оккупанты, с целью прервать связи крымчан с материковой Украиной, запретили украинские (они же международные) автомобильные номерные знаки. Крымские «82 региона РФ» знаки Украина, естественно, не признает и машины не пропускает или забирает на штрафплощадку. Или пропускает с «перекрученными» в нейтральной полосе между двумя КПП знаками — но за мзду. Решение проблемы лежит на поверхности и убивает сразу двух «зайцев» — коррупцию украинских таможенников и пограничников и вознаграждает защитой от оккупационного коварства лояльных граждан Украины. Нужно просто создать при КПП на админгранице своего рода сервисный центр, где водители могут сменить номерные знаки. Ведь крымские-российские для нас — это просто куски жести с циферками, еще один аусвайс, который мы не признаем. Так пусть себе лежат в багажнике! Это решение проблемы уже прописано в предложениях Госслужбы по вопросам оккупированного Крыма, но уже который месяц, как «заблудилось» где-то в МВД.
Второй, не терпящий больше проволочек момент, который даст сильный импульс нормализации связей украинцев «материковых» и крымских — снятие жестких ограничений на провоз через «границу» личного имущества крымчан, введенный Кабмином после начала Гражданской блокады (постановление №1035). Тоже все отработано правозащитниками, Меджлисом, Госслужбой, оформлено в проект изменений, прошло все согласования — кроме одного: «заблудилось» в Минэкономики. Может, пора этой бумаге уже приделать «ноги», чтобы все было в соответствии с головой?
Естественно, при ослаблении режима перемещения людей и товаров через «границу» с Крымом необходимо максимально усилить возможности спецслужб. Финансово, кадрово и технологически. В Херсонской области, а не только в Одессе и Киеве, должны быть крымские структуры Нацполиции, СБУ и прокуратуры, также обеспеченные всем необходимым для ведения своей части «крымского фронта».
Пятая причина, свидетельствующая о наличии предпосылок для резкой смены политики Украины в отношении оккупированного Крыма, состоит в ответе на вопрос — как это все осуществить? Он есть. Дорожная карта госполитики деоккупации Крыма уже написана, принята в виде рекомендаций парламентских слушаний и утверждена в этот четверг профильным Комитетом ВРУ. Этот документ можно наложить на еще один, ранее разработанный аппаратом СНБО с участием гражданского экспертного сообщества, и также «заблудившийся» — по последним данным, в Администрации президента.
В общем, нужен лесник, который придет и... все эти «потеряшки» соберет в одну корзину и выставит на стол-карту действий. Рядом с будильником, заведенным еще на полгода западных санкций против России. Благоприятное для активных, смелых, неординарных, а потому — неожиданных для агрессора и, значит, эффективных действий на гибридном «крымском фронте» время уже ведет обратный отсчет.
- Информация о материале
«Електроважмаш» скупився на 125 тисяч євро у естонської фірми депутатки Порошенка
ДП «Електроважмаш» 6 липня уклало угоду з естонської фірмою «Alloys OU» щодо постачання повітряохолоджувача за 124,92 тис. євро без ПДВ. Про це повідомляє «Харківський антикорупційний центр» з посиланням на «Вісник державних закупівель».
Як стало відомо з естонського реєстру юридичних осіб засновниками «Alloys OU» є Олег та Ольга Ревчук, а серед членів правління значиться Андрій Демідов.
Ольга Ревчук – депутат Запорізької міської ради від партії «БПП-Солідарність». Вона балотувалася минулої осені як заступник директора з комерційних питань української ПМП «Алоінс».
Батько Ольги Ревчук Андрій Демідов є акціонером ПАТ «Запорізький механічний завод» і засновником ПрАТ «Ферротрейдінг», а Олег Ревчук був серед засновників ТОВ «Металскарб».
Всі ці фірми є крупними постачальниками ДП «Електроважмаш». Наприклад, у квітні держзавод замовив вказаним фірмам металу на 584,69 млн. грн.
- Информация о материале
Дії при початку обшуку
Чинний Кримінальний процесуальний Кодекс України (далі – КПК України) передбачає таку слідчу дію, як обшук. Відповідно до ч. 1 ст. 234 КПК України обшук проводиться з метою виявлення та фіксації відомостей про обставини вчинення кримінального правопорушення, відшукання знаряддя кримінального правопорушення або майна, яке було здобуте у результаті його вчинення, а також встановлення місцезнаходження розшукуваних осіб.
Проведення обшуку можливо тільки на підставі ухвали слідчого судді, як того вимагає ч. 2 ст. 234 КПК України. Ухвала слідчого судді про дозвіл на обшук житла чи іншого володіння особи з підстав, зазначених у клопотанні прокурора, слідчого, надає право проникнути до житла чи іншого володіння особи лише один раз.
На практиці є випадки, коли проникнення до житла або іншого володіння на підставі однієї ухвали відбувається декілька разів. Наприклад, коли проводиться обшук у великому приміщенні та його проведення може тривати декілька діб. У такому випадку особа, яка проводить обшук здійснює заходи щодо опечатування приміщення та передачі його під охорону правоохоронним органам. Зазначену дію мотивують тим, що проведення слідчих (розшукових) дій у нічний час (з 22 до 6 години) не допускається. Але, відповідно до ч. 4 ст. 223 КПК України слідчі дії можуть проводитись у нічний час, коли затримка в їх проведенні може призвести до втрати слідів кримінального правопорушення чи втечі підозрюваного. Отже, зазначена норма встановлює, що проведення обшуку можливо провести у нічний час при наявності вказаних підстав. З цього слідує, якщо особа, яка проводить обшук, покинула місце його проведення, то для подальшого продовження зазначеної слідчої дії, вона повинна звернутися до слідчого судді з відповідним клопотанням на отримання дозволу на проведення такого обшуку.
Як вище зазначено, обшук повинен проводитись на підставі ухвали слідчого судді. Відповідно до ч. 2 ст. 235 КПК України така ухвала повинна містити наступні відомості:
· строк дії ухвали, який не може перевищувати одного місяця з дня постановлення ухвали;
· прокурора, слідчого, який подав клопотання про обшук;
· положення закону, на підставі якого постановляється ухвала;
· житло чи інше володіння особи або частину житла чи іншого володіння особи, які мають бути піддані обшуку;
· особу, якій належить житло чи інше володіння, та особу, у фактичному володінні якої воно знаходиться;
· речі, документи або осіб, для виявлення яких проводиться обшук.
Перед проведенням обшуку прокурор або слідчий, повинен пред’явити ухвалу слідчого судді та надати копію ухвали особі, яка володіє житлом чи іншим володінням, а за її відсутності - іншій присутній особі.
Після отримання копії такої ухвали слід її уважно вивчити та встановити наступні відомості:
Встановити особу, якій надано дозвіл на проведення обшуку;
Часто на практиці обшук проводиться не особою, яка звернулась з клопотанням про проведення обшуку, а іншою особою. Правоохоронці мотивують це тим, що досудове розслідування за кримінальним провадженням здійснює призначена група слідчих, а слідчий або прокурор, котрим безпосередньо надано право на проведення обшуку, знаходиться на проведенні іншої слідчої дії. Але, це є порушенням вимог ч. 2 ст. 234 КПК України, оскільки обшук проводиться виключно в рамках ухвали слідчого судді. В таких випадках слід вимагати від особи, яка не зазначена в ухвалі слідчого судді, постанову про призначення слідчої групи, у якій безпосередньо зазначено слідчого або прокурора, який планує провести обшук. У разі відсутності такої постанови слідча дія є незаконною, та усі відомості, встановлені таким обшуком, не можуть бути доказами за кримінальним провадженням, оскільки вони отримані всупереч вимогам КПК України. Також на практиці трапляються випадки, коли досудове розслідування по кримінальному провадженню, в рамках якого проводиться обшук, здійснюється слідчим одноособово, але проведення обшуку здійснює інший слідчий. В такому разі повинно бути наявне доручення на проведення такої слідчої дії.
Перевірити яке житло чи інше володіння особи може бути піддане обшуку;
Під час вивчення ухвали слідчого судді за необхідне звернути увагу на адресу проведення обшуку. В ухвалі слідчого судді повинно бути зазначено в якій частині житла чи іншого володіння особи надано дозвіл на проведення обшуку. Найчастіше слідчі судді в ухвалі вказують наступне: «дозволити слідчому А. провести обшук у приміщенні за адресою:___, яке належать на праві власності Б., лише в частині, що використовується В.». Таким чином слідчий суддя обмежує особу, котра проводить обшук, в території його проведення. Тобто, обшук повинен проводитись лише в тій частині приміщення, на котре наданий дозвіл.
Встановити які саме речі та документи планується відшукати та вилучити;
Слідчі судді повинні зазначити, які речі та документи планується відшукати. Тобто, виходячи з специфіки кримінального провадження, слідчий суддя надає дозвіл на відшукання та вилучення конкретних речей та документи, які мають значення щодо розгляду кримінального провадження. При обшуку слідчий, прокурор має право проводити вимірювання, фотографування, звуко- чи відеозапис, складати плани і схеми, виготовляти графічні зображення обшуканого житла чи іншого володіння особи чи окремих речей, виготовляти відбитки та зліпки, оглядати і вилучати документи, тимчасово вилучати речі, які мають значення для кримінального провадження. Предмети, які вилучені законом з обігу, підлягають вилученню незалежно від їх відношення до кримінального провадження. Вилучені речі та документи, які не входять до переліку, щодо якого прямо надано дозвіл на відшукання в ухвалі про дозвіл на проведення обшуку, та не відносяться до предметів, які вилучені законом з обігу, вважаються тимчасово вилученим майном. Слід звернути увагу на те, що слідчому або прокурору надається право на тимчасове вилучення речей та документів, які не зазначені в ухвалі слідчого судді. Але слідчий повинен зробити опис таких речей та документів, та зазначити, що вони тимчасово вилучаються та, у строк 48 годин з моменту їх вилучення, слідчий або прокурор повинен звернутися до слідчого судді з клопотанням про арешт такого майна, інакше майно має бути негайно повернуто особі, в якої його було вилучено.
Після вивчання ухвали слідчого судді на дозвіл про проведення обшуку необхідне:
Встановити наявність понятих;
Відповідно до п. 2 ч. 7 ст. 223 КПК України обшук або огляд житла чи іншого володіння особи, обшук особи здійснюються з обов’язковою участю не менше двох понятих незалежно від застосування технічних засобів фіксування відповідної слідчої (розшукової) дії. Зазначена норма встановлює, що поняті повинні бути присутні при проведені такої слідчої дії, як обшук. Але на практиці виникають такі випадки, коли слідчий, або прокурор залучають до проведення обшуку понятих лише на ту частину часу, коли слідчий чи прокурор пред’являє ухвалу про проведення обшуку та під час вручення копії такої ухвали. Після чого понятих відпускають, та повертають їх для підписання протоколу обшуку. Але, з огляду на вимоги п. 2 ч. 7 ст. 223 КПК України зазначені дії є незаконними, оскільки поняті обов’язково повинні бути присутні під час обшуку з самого початку та до завершення обшуку.
Викликати захисника;
Перед початком обшуку треба заявити клопотання слідчому або прокурору про намір скористатися правовою допомогою. Відповідно до ст. 59 Конституції України кожна особа має право на правову допомогу та кожна особа є вільною у виборі захисника своїх прав. Але ч. 1 ст. 236 КПК України не встановлює обов’язок прокурора або слідчого забезпечити присутність захисника, а тільки надає право на запрошення. З огляду зазначених норм слід зробити висновок, що слідчий або прокурор за власною ініціативою не може перешкоджати реалізації прав на захист.
Викликати власника або володаря житла чи іншого володіння особи;
Вимагати від слідчого або прокурора вжити належних заходів для забезпечення присутності під час проведення обшуку осіб, чиї права та законні інтереси можуть бути обмежені або порушені. Слід звернути увагу на те, що відповідно до ч. 1 ст. 236 КПК України це є обов’язок слідчого або прокурора.
- Информация о материале
Страница 497 из 2102
