Главная
Правда про «тайные тюрьмы» СБУ
Нет никаких специальных тайных тюрем. Есть тайная война, развязанная РФ против Украины. И в этой войне каждый должен наконец определиться, по какую он линию фронта. Украина будет сопротивляться всеми силами. И никаких компромиссов не будет.
В марте 2014 года борьба с терроризмом полностью находилась в ведении СБУ. И, несмотря на предательство ряда сотрудников, в целом, если смотреть по результатам, спецслужба пусть и недостаточно эффективно, но все же работала. Проводились задержания главарей пророссийских банд, был взят с поличным офицер Главного разведывательного управления Генштаба ВС РФ. Все в рамках закона, все по документам, как положено. Но только эти операции не смогли остановить российское террористическое подполье. Болезненные удары противник компенсировал массовостью: сотни агитаторов и боевиков выехали на «гастроли», опорой у них были организованные преступные группировки, охранные структуры из числа бывших сотрудников правоохранительных органов.
6-7 апреля 2014 года пророссийские боевики организовали захват административных зданий в Донецке, Луганске и Харькове. В этих городах были объявлены «народные республики». Под прямым ударом органы власти утратили дееспособность, структуры по борьбе с терроризмом оказались парализованы. СБУ Луганска была захвачена вместе с оружием и боеприпасами. Группа «Альфа» СБУ Донецка перешла на сторону пророссийских сил. В Донецке и Луганске также многие сотрудники милиции и внутренних войск перешли на сторону противника. СБУ Харькова не вышла на работу: для охраны пустого здания начальник СБУ попросил у министра МВД милицейскую охрану, и Аваков поставил двух автоматчиков с приказом пресекать попытки сдачи здания самими сотрудниками по луганскому сценарию.
Стало ясно, что бороться с терроризмом, который организован соседним государством с мощным аппаратом спецслужб и широкой разведывательной сетью, в Украине обычными методами невозможно. Против Украины была развязана война на всей территории. Под видом демонстрантов в каждом крупном областном центре юго-востока российские агитаторы и боевики выступали организационным ядром протестов, которые раздувала российская пропаганда. Сотни участников российских националистических и радикальных организаций были завербованы спецслужбами РФ и организованно направлялись в различные регионы для организации протестов. Государство Украина было на грани уничтожения, поскольку дееспособные структуры обороны и безопасности только создавались. И в шаткой ситуации все зависело от воли и организованности очень немногих людей, которые брали инициативу на себя, пытаясь остановить волну террора.
После захвата диверсионным отрядом «Крым» ФСБ РФ Славянска 13 апреля 2014 года, стало ясно: противник нанесет новые удары, и если не действовать на упреждение, российское вторжение встретит организованную поддержку.
И ответ был найден.
Структуры СБУ (новый департамент контрразведки, главное управление «К», департамент защиты конституционного строя), а также уголовный розыск МВД, а с мая и спецназ военной разведки ВСУ - все, кто остался дееспособным в государстве, стали применять новую агрессивную тактику в борьбе с агентурой противника - так, как должно быть на войне. И в зоне АТО - в зоне боевых действий, а также в прифронтовых областях юго-востока был организован режим абсолютной нетерпимости к любым пророссийским элементам.
Не стоит здесь кому-то сотворять нимбы: коррупция никуда не делась из правоохранительной системы.
Но началась война, и обеспечить безопасность войскового тыла от диверсий и агентуры было невозможно какими-то другими методами - нужна была профессиональная работа.
Да, войну не объявили, но нашлись такие офицеры СБУ, МВД, ВСУ, которые брали на себя ответственность за поступки, находившиеся за пределами Уголовного кодекса. Проводились операции, которые никогда не будут внесены в послужной список и за которые никогда не будут выдавать награды. Да, похищались те, кто был связан с российскими спецслужбами или российскими агитаторами, без ордеров и церемоний. Да, это было жестко. Да, были допросы с жесткими методами на месте, когда надо было получать информацию о действиях террористов. Да, когда главарей банд похищали из-под границы с РФ, их нередко и обкалывали, и обездвиживали, потому что иначе не вывезти. Да, приходилось и стрелять на поражение при подозрительных действиях, потому что враг был вооружен и пытался развязать войну по всей Украине. Потому что в условиях боевых действий, которые уже начались, процессуальные тонкости уже ничего не значили. Поддерживать Россию в ходе войны может только враг - и нет времени выяснять, как и с кем он проводит время, помогает врагу сейчас или просто готов помогать. Таких людей во время активных боевых действий, разумеется, приходилось задерживать и на какое-то время изолировать от возможных связей с противником. Тут не до тонкостей: предателя в своем тылу оставлять нельзя.
В ответ на российский террор, в ответ на убийства мирных жителей, взрывы гражданских объектов и передачу разведданных российским агрессорам в государстве нашлись люди, которые начали давать отпор. Это были люди, которые в условиях необъявленной войны действовали иногда вопреки закону - но согласно логике войны.
Если бы войну объявили, то все, кто вывешивал в украинских городах российские флаги, все, кто по телефону сообщал врагам данные о передвижениях украинских войск, все, кто агитировал за врага, - это они стали бы вне закона. И по отношению к ним суд оправдал бы любые меры. Но войну не объявили - и потому те, кто ее вел на фронте тайной борьбы, оказались в своей стране вне закона.
Это очень несправедливо. Да, многое не получилось, не смогли сделать, не сумели. Но тайная война на территории Украины идет до сих пор масштабно, хотя общество не видит ее масштабы. Надеюсь, что когда-то эту историю удастся написать.
И тогда те, кто поступал по отношению к любому пророссийскому выступлению абсолютно нетерпимо, кто, не имея никаких условий и бюджетов, задерживал и изолировал на время от возможных сообщников всех открытых сторонников РФ, получат законное оправдание своим действиям от Верховной Рады, получат уважение народа - за то, что внесли огромный, хоть и малозаметный вклад в защиту нашей Родины и в борьбу с российским терроризмом.
Меня удивляет активность структур ООН и ряда международных организаций, которые почему-то резко обеспокоились правами человека в Украине и поиском «тайных тюрем» СБУ. Почему-то эти структуры не столь активны в изучении деятельности российских спецслужб, которые ведут необъявленную войну в Украине. Как будто не похищают с территории Украины заложников, как будто не взрывали у нас бомбы на улицах наших городов, как будто не гибнут наши воины на фронте, как будто не руководят этим российские спецслужбы, как будто попытки Украины обороняться - это преступление. Как бы хотелось Кремлю показать, что это Украина ни с того ни с сего занялась нарушениями прав человека, что нарушают права человека обе стороны. Ну какие тогда претензии к Путину, если там все обоюдно...
Но нет.
Нет никаких специальных тайных тюрем. Есть тайная война, развязанная РФ против Украины. И в этой войне каждый должен наконец определиться, по какую он линию фронта. Украина будет сопротивляться всеми силами. И никаких компромиссов не будет.
- Информация о материале
Міфи про боротьбу з кадровою корупцією
Коли «Українська правда» звернулась до західних донорів та керівників держав з проханням не надавати Україні нових кредитів (позаяк все традиційно розкрадуть олігархи) та безвізового режиму за планом Петра Порошенка – я, каюсь, спочатку не зрозуміла цього крику відчаю.
Але тепер, ближче познайомившись з владною пірамідою в областях, ще більше корумпованою, аніж в часи Януковича, підписуюсь під кожним словом відомої редакційної статті «УП».
Суттєвими умовами надання українській державі безвізового статусу в стосунках з ЄС, ґрунтовної фінансової допомоги МВФ, були вимоги ухвалити нові закони про державну службу, запобігання корупції, запровадити конкурсний відбір службовців тощо.
Керівники України на всіх внутрішній та зовнішніх майданчиках відзвітували: корупцію серед держслужбовців подолано. Позаяк почали діяти нові нормативні документи: закони «Про державну службу«, «Про запобігання і протидію корупції« та постанова про «Порядок проведення конкурсу на зайняття посад державної служби«.
Відповідально заявляю – ці нормативні акти лише виконують роль ширми, якою пост-майданна влада прикриває принципи добору претендентів на державну службу, які не змінились з часів Кучми, Ющенка чи Януковича.
На підтвердження наведу пару свіжих прикладів з роботи Миколаївської конкурсної комісії.
Чому пишу про Миколаїв? Бо вже на всіх владних рівнях звучить констатація – областю керує кримінальний авторитет Мультик – Тітов, що відбув 10-річний термін позбавлення волі за навмисне вбивство. Він маніпулював Миколаївщиною ще за часів президента Януковича та голови МОДА Круглова.
Сьогодні цього власного партнера по футболу міський голова Миколаєва, самопомічний Олександр Сенкевич називає «бізнесменом із сумнівним минулим». А голова Миколаївської облради від партії Петра Олексійовича Порошенка Вікторія Москаленко та очільник бюджетного комітету облради від цієї ж партії Федір Барна есемесками звітують Мультику про голосування в раді на користь його бізнес-інтересів. Про що місцеві журналісти вже втомились писати.
Протягом літа Миколаївщина перебуває в стані кадрової кризи.
Голова МОДА Меріков звільнився. Його перший заступник Романчук захищається в суді від звинувачень військової прокуратури в отриманні хабарів. Замголови МОДА з гуманітарних питань Янішевська оформила декретну відпустку.
Обов'язки голови МОДА виконує заступник з питань АПК Бонь. Обласною конкурсною комісією формально керує очільник апарату МОДА Ничипорчук.
Комісія з питань вищого корпусу державної служби при Нацагентстві України з питань держслужби незабаром з 7-ми кандидатів обере голову МОДА. Обере того, кого накаже президент України. Саме так. Не тіште себе ілюзіями щодо сліпого відбору. Він такий самий блайнд, як і відомий траст.
Далі – обіцяні реальні історії з роботи Миколаївської комісії. Як казав відомий небіжчик, «Аценітє красату ігри».
При потребі можу назвати всі прізвища героїв та надати «офіційним борцям з корупцією» будь-яку іншу інформацію. Я особисто ніколи не брала участі в жодних конкурсах на будь-які посади в Україні. Позаяк ніколи не давала хабарів і не отримувала. Тому претендую на об'єктивність.
Отже, конкурсний відбір складається з трьох етапів. Перший: комп'ютерне тестування – 40 хвилин для відповіді на 40 питань щодо знання законодавства. Другий: розв'язання ситуативного завдання – 1 година для написання відповіді ручкою на аркушах паперу для тих, хто відповів коректно на не менш, як 24 питання, тобто успішно минув перший тур.
Третій – останній етап для тих, хто письмово розв'язав ситуативне завдання, полягає у співбесіді з членами конкурсної комісії, куди можуть бути запрошені не члени комісії у якості «експертів».
Усі ці складнощі абсолютно суб'єктивного відбору вигадані законодавцями саме для того, щоб по-старому – а не «жити по-новому» – завести у владу потрібних людей.
Чудовий, революційний Порядок не передбачає для тих, хто програв під час конкурсу, право отримати жодної інформації про мотиви, результати голосування членів комісії.
Той, хто програв, лише має витяг з рішення з прізвищами переможця та кандидата, якому віддали друге місце. Максимум, що передбачає 58-й пункт Порядку, це можливість кандидата-лузера побачити, який середній бал він отримував після кожного етапу конкурсу, без індивідуальних оцінок від членів конкурсної комісії. Тільки побачити…
1) Керівник Баштанського Майдану В. вирішив взяти участь в конкурсі на зайняття посади заступника голови РДА в сусідньому районі. Його конкурентом виявився персонаж Т, якого лобіював керівник апарату МОДА.
За наслідками тестування В. відповів вірно на 33 питання і отримав 2 бали. Т. відповів коректно на 27 питань і отримав 1 бал.
Далі вони протягом години писали відповідь на ситуативне завдання. А за кілька днів В. повідомили, що він отримав 0 за власне письмове завдання і програв Т.
Коли В. попросив бодай показати йому його роботу, роботу конкурента та інформацію, хто з членів комісії, як оцінював кандидатів – йому відмовили. Ані закон «Про держслужбу», ані Порядок не передбачають такої транспарентності. Тобто, твоя справа теляча – тебе засудили, а ти мовчки стій.
Поясніть, панове з АПУ, КМУ, ВРУ: позбавляти людину права на інформацію про неї – це видатний успіх в боротьбі з корупцією, що прямо веде нас до Європи?
Далі цитую пропозиції миколаївців, які не розглядає Нацагенство з питань держслужби. Агенти навіть не відповідають на численні скарги.
«Теоретично корумпогенні умови виникають там, де є максимальна залежність результатів від суб'єктивного людського чинника. «Порядок» підлягає доопрацюванню з більш детальною регламентацією та зменшенням впливу людського фактору. Найбільш об'єктивним є комп'ютерне тестування знання законодавства кандидатами.
Ми, 4 кандидати, прибули 19.08.16 на 10-00 в приміщення, де стояли 4 ноутбуки для тестування. Логічно було б нам особисто ввійти на сайт Агенції в он-лайновому режимі та персонально отримати login, password – кожному кандидату.
Натомість, хтось замість нас 18.08 вже отримав логіни та паролі для кожного з кандидатів. І логіном, і паролем у всіх виявилось одне слово – їхнє прізвище англійською мовою та цифра, що означала черговість подання документів. Це означає, що, потрібний кандидат «money» ввечері 18.08 отримує перелік 40 питань, котрі наступного дня – 19.08. програма запропонує власнику логіну, паролю «money» Відповіді на випадкові 40 питань захищені. Але для отримання найвищих балів за підсумками тестування фахівцю достатньо за 8 годин до тестування знати питання.
Наступний етап конкурсу «розв'язання ситуативного завдання» не витримує жодної критики. Найкращим варіантом цього етапу було б комп'ютерне тестування. Тим паче, функціональні обов'язки для тієї чи іншої посади, як і типові положення про департаменти будь-якої ОДА, розроблені КМУ і відповідні повноваження посадовців практично не відрізняються по областям.
На практиці зазначений етап конкурсу є корумпогенний і дозволяє призначити через конкурс будь-яку «потрібну» людину, яка пише потрібною ручкою чи випадково залишає власну ручку під столом. Але найбільш корупційним є третій етап – співбесіда».
2) МОДА оголосила конкурс на зайняття вакантної посади одного з трьох заступників директора певного гуманітарного департаменту.
До участі в конкурсі зголосились С, єдина кандидатка з вищою освітою саме за цією спеціальністю та 10-річним досвідом у відповідній галузі; кандидат Я, з вищою освітою за двома спеціальностями, знанням англійської, керівним досвідом роботи в гуманітарній сфері, нагороджений орденом за досягнення саме в цій галузі. С. та Я. ніколи не перебували в КПРС чи інших керівних партіях.
Ще двоє кандидаток працюють саме в цьому департаменті. Пані Н. очолює управління і є безпосередньо підлеглою директора департаменту, 59-річної пенсіонерки О, яка успішно оминає будь-які люстрації протягом останніх 25 років. О. пообіцяла Н, що зробить їй перемогу без проблем. Інша кандидатка – також з цього департаменту, стоїть в черзі на вищу посаду.
Перед початком конкурсу всі знають, що переможе Н.
Внаслідок тестування Н. відповіла вірно лише на 29 питань і отримала 1 бал. С. відповіла коректно на 36 питань, Я. – на 34 питання. Обоє отримали по 2 бали. Усі вирішили ситуаційне завдання.
А як же О. виконала обіцянку та віддала приватизовану посаду Н, якщо О. не є членом конкурсної комісії? – Вона прийшла на засідання комісії в якості запрошеного керівником апарату МОДА експерта.
Згідно із другим пунктом 27-ї статті закону «Про державну службу» до роботи комісії можуть залучатися держслужбовці, науковці та експерти у відповідній сфері. Законодавець розрізняє службовців – не членів комісії від експертів (в соціальному захисті населення) – не членів комісії.
В якості кого брала участь в засіданні комісії під час співбесіди директор департаменту О. – держслужбовця чи експерта, – комісія ще не вирішила.
Пункт 50 Порядку стверджує: експерти «можуть бути присутніми на засіданні комісії» лише «у разі потреби». Якщо О. була присутня на засіданні комісії під час співбесіди в якості експерта, її присутність є неправомірною через відсутність будь-якого рішення комісії про обґрунтування «потреби» в О. Жодних сертифікатів, ліцензій, які б засвідчили, що О. є експертом, немає.
Порядок дозволяє залученому експерту лише бути присутнім, а не керувати комісією, як О.
Закон «Про державну службу» – 4й пункт 27-ї статті – регламентує діяльність членів комісії, а не безпідставно запрошених «експертів». Жодних прав, типу «завалювати чужих кандидатів питаннями», закон для експерта (держслужбовця, що лобіює на засіданні комісії власного підлеглого – кандидата) не передбачає.
6-та стаття закону «Про засади запобігання і протидії корупції» встановлює обмеження щодо використання службового становища. Особам (директору департаменту О) забороняється використовувати свої службові повноваження та пов'язані з цим можливості з метою одержання неправомірної вигоди або у зв'язку з прийняттям обіцянки вигоди для себе, інших осіб, у тому числі: неправомірно сприяти призначенню на посаду особи, яка є багаторічною безпосередньо підлеглою згаданого директора департаменту .
Конфлікт інтересів є більш, аніж очевидним.
Але Держагенство з питань держслужби, ГПУ, КМУ, НАБУ, АПУ, ВРУ – не реагують на скарги щодо таких очевидно корупційних кадрових конкурсів в Миколаївській ОДА.
Після співбесіди, яка навмисне не записувалась на аудіо чи відео носій (бо співбесідою керувала О), – перемогла Н, котра в комп'ютерному тесті показала найгірші знання законодавства. На другому місці опинилась ще одна підлегла О. з департаменту – Є.
* * *
Такі конкурси у вигляді корупційних ширм відбуваються не лише в Миколаєві. Це є загальноукраїнським трендом. Європейці хотіли конкурси – та будьте ласкаві!
Прошу і проситиму власних друзів з ЄС: шановні, робіть все, щоб Україна не отримувала жодної фінансової допомоги для боротьби з корупцією чи впровадження реформ НБУ, КМУ тощо.
Гроші традиційно розкрадаються.
А «нові» закони легко використовуються в якості «дишла», як і попередні.
- Информация о материале
Денежная реформа 1996 года: непрочитанные страницы
Очень важно, чтобы мы были корректны в своих оценках, прежде всего, на официальном уровне, уроков предыдущих этапов становления нашей независимости, избегали их необоснованной политизации, которая всегда деструктивна. Мы не сможем рассчитывать на конструктивизм текущих преобразований, если окажемся не в состоянии объективно оценить прошлое, понять его проблемы, сложности и успехи, коллизии и позитивы. Это касается, в первую очередь, наших оценок всего комплекса экономических преобразований и, естественно, наших оценок денежной реформы, двадцатилетие которой с должным вниманием анализируется общественностью. В ней как в капле воды отражаются внутренние (естественные) противоречия начального этапа нашей государственности, непредвзятое осмысление реалий которых становится в наши дни все более актуальным.
В моей памяти запечатлелся такой досадный эпизод. В начале 1995 г. я сопровождал тогдашнего президента Украины Леонида Кучму в ходе его официального визита в Германию. Культурная программа поездки предусматривала посещение знаменитого Кельнского собора. Но запомнилась не его монументальность. Перед входом в помещение собора ветер гонял стаю бумажек — ими оказались украинские купонокарбованцы. Нам рассказали, что перед нами тут побывали нашенские «крутые», и один из бритоголовых молодчиков, похваляясь «самодостаточностью», вытащил из своего красного кафтана пачку национальных ассигнаций и демонстративно развеял их по ветру.
Можно себе только представить, как этот «достойный» жест был воспринят иностранцами, прежде всего, немцами. Но дело не только в этом. В упомянутом эпизоде во всей своей полноте отражались реалии не только нашей экономики, но и государства в целом. Предыдущая власть провести денежную реформу на старте экономических реформ (как это предполагалось основополагающими документами того периода, в 1992 г. и не позже) была не в состоянии. Это понимали все. Рекордная в мировом измерении инфляция 1993-го — 10255% — однозначная демонстрация этой, как мне представляется, наиболее трагичной составляющей нашей экономической летописи. Понять экономические преобразования начального периода реформ без ясности в соответствующем вопросе невозможно. Попытаюсь вместе с читателем разобраться в этом.
Мировая практика свидетельствует, что денежные реформы, к которым прибегают отдельные государства в экстремальных ситуациях, являются наиболее радикальным хирургическим способом достижения (в сжатые сроки) системной стабилизации денежного обращения, общей санации экономики. Известная политика НЭПа (1921–1927), который пришел на смену административной политике военного коммунизма и имел четко выраженное рыночное направление, фактически началась с денежной реформы 1922–1924 гг. Это же относится и к санации немецкой экономики: начало «экономическому чуду» положила денежная реформа Л.Эрхарда 1948 г. В первые послевоенные годы (1945–1952) в странах Западной Европы были проведены 24 денежные реформы, ставшие своеобразной платформой экономического возрождения.
Суть здесь понятна: одно дело — проведение денежной реформы на старте трансформационных преобразований и использование ее, как это имело место в послевоенной Европе, в качестве основного инструмента экономической стабилизации и другое — проведение реформы в период, когда гиперинфляция уже преодолена немонетарными инструментами. Конечно, первый вариант реформ требует принятия чрезвычайно сложных и во многом непредсказуемых решений. Это, понятно, и высокая ответственность. Наша неспособность провести денежную реформу на старте экономических преобразований и ее использование в качестве изначального механизма их реализации, скорее всего, объясняются этим: политики не были готовы брать на себя ответственность за сложные и не во всем предсказуемые (рискованные) решения. Мы этому не научились и в последующие годы. Печальные реалии сегодняшнего дня — подтверждение этому. В итоге был выбран следующий сценарий: сначала денежная стабилизация, затем денежная реформа. Это была позиция, прежде всего, тогдашнего руководства НБУ, которое на словах ратовало за денежную реформу, а на деле все делало для того, чтобы ее отсрочить.
Итог известен. Среди постсоветских стран денежная реформа в Украине была последней. Эстония ввела собственную денежную единицу в мае 1992-го, Латвия и Литва — соответственно в мае и октябре того же года, Киргизия — в апреле 1993-го, Молдова, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан — в конце 1993 г. В июле 1993 г. завершен процесс введения собственной денежной единицы в Российской Федерации, чуть раньше — в Беларуси. У нас же до сентября 1996 г. обращались купонокарбованцы. Эта временная денежная единица не выполняла в полном объеме денежные функции — не могла служить инструментом эквивалентного обмена, средством накопления и, соответственно, инструментом инвестиционного процесса, поэтому была неспособна стать надежной основой стабилизационных преобразований. В первой половине 90-х мы были лидером на постсоветском пространстве по глубине экономического кризиса. Причины этого очевидны: они во многом определяются ситуацией в денежной сфере.
Очень важную роль в преодолении этой ситуации и неотложном проведении денежной реформы сыграл Л.Кучма. Один из его первых президентских указов касался создания Государственной комиссии по проведению денежной реформы, в состав которой довелось входить и мне. В начале 1995 г. по поручению президента создается рабочая группа по подготовке нормативных документов реформы. В ее состав вошли известные специалисты — М.Саблук и А.Мороз, замминистра финансов А.Даниленко, замглавы НБУ В.Терпило, начальник управления НБУ Н.Дорофеева — всего шесть человек. Я возглавлял эту группу. Мы работали около месяца в строгой секретности (под «опекой» СБУ) в санатории «Конча-Заспа». Было подготовлено около десяти соответствующих документов. Наша позиция была однозначной: реформу нельзя откладывать, ее следует провести в октябре 1995 г. С нами встречался президент, согласившийся с нашими доводами. К проведению реформы в октябре все было подготовлено. Банкнотные купюры гривни, как известно, были напечатаны еще в 1992 г. Но В.Ющенко сумел убедить руководство страны отложить денежную реформу еще на год. Повторяю: рисковать в этом вопросе руководство НБУ не желало, хотя для экономики страны это решение (еще один год полунатурального обмена) было чрезвычайно обременительным.
Надо сказать, что в сентябре 1996 г. реформа прошла чрезвычайно организовано, что в немалой степени было заслугой НБУ. Собственно, иначе и быть не могло, ведь к проведению реформы все было готово уже в октябре 1995 г. Да и сама реформа осуществлялась по максимально упрощенному сценарию, что делало ее прозрачной и понятной широкой общественности.
В то же время важно осознавать и иной, очень значимый аспект. Денежная реформа — это всегда не только новая банкнота.Введение в обращение гривни — лишь одна из составляющих структурной перестройки предшествующей административной по своему содержанию денежной системы, перевода ее в режим рыночных отношений, создания для этого соответствующих функциональных механизмов. Мы говорим о специфичности денежной реформы в широком смысле этого понятия, которая касается каждой клеточки функционально разветвленной многоаспектной институциональной структуры денежных отношений. Действенность реформы, а это не просто устойчивость новой денежной единицы, а ее реальное воздействие на качественные изменения экономики — прежде всего на инновационные процессы и, соответственно, структурные трансформации, могла быть гарантирована только на этой основе.
Это означает, что в наших оценках денежной реформы 1996 г. мы не должны ограничиваться, как это имеет место, только анализом результатов введения в обращение гривни. Речь должна идти о системности соответствующих преобразований. В этом контексте реформа по своим объективным критериям предполагала сбалансированные решения, которые должны были обеспечить качественную перестройку структуры денег, утверждение современных эмиссионных механизмов, конкурентного инструментария рефинансирования коммерческих банков, цивилизованного рынка денег, взаимоотношения с бюджетом, наполнение новым содержанием системы валютных отношений, банковского надзора, освоение сложнейшего комплекса денежно-кредитного регулирования и т.п. Понятно, что эти вопросы стояли в повестке дня и до реформы 1996 г. Однако сам факт функционирования в обращении временной денежной единицы делал невозможным их системное решение. В таких условиях денежная система, по сути, продолжала (до 1996 г.) работать по законам административной экономики, а значит, не могла взять на себя функцию локомотива общерыночных трансформаций, одного из определяющих факторов динамичного развития, экономического прогресса. Представленная позиция по поводу необходимости оценки денежной реформы 1996 г. как реформы в широком смысле этого понятия основывается на этом.
Пишу эти строки вовсе не для того, чтобы каким-то образом уменьшить значимость введения в обращение национальной денежной единицы — гривни. Всегда считал и считаю сейчас это событие особо знаковым не только в системе экономических преобразований, но и в целом государственного строительства. Национальная денежная единица — это, в моем понимании, больше чем экономика, это неотъемлемый атрибут государственности, один из синтезирующих инструментов дееспособности государства.
Проблема состоит даже не в том, что мы ввели в обращение гривню с опозданием почти на пять лет. Дело в другом. Решая эту задачу во время денежной реформы, мы не создали в нужном объеме инфраструктурные механизмы ее эффективного функционирования. В итоге введение гривни не уменьшило функциональную разбалансированность денежной системы. Более того, прошло совсем немного времени, и ее отдельные параметры начали ухудшаться. Предельно низким оставался уровень монетизации экономики. Он не только не вырос, как это ожидалось, а даже несколько снизился: 1996 г. — 16,2%, 2000 г. — 15,9%. С 21,6 до 23,3% вырос уровень долларизации денежной массы. И самое неприятное — фактический обвал валютного курса новой денежной единицы: как известно, начальная позиция — 1,9 грн/долл., в 2000-м — 5,4 грн/долл.
В такой ситуации начала сыпаться и банковская система. До минимума сократились объемы кредитования экономики. Очень интересные оценки этому даны специалистами Германии, которые в те годы по поручению правительства ФРГ оказывали нам квалифицированную консультативную помощь. В одной из их публикаций, которая увидела свет спустя три года после реформы, говорится, что Украина с учетом указанных реалий и после введения гривни продолжает оставаться «почти небанковской страной». Звучит странно: страна, где действуют более 200 банков (1996 г. — 229), по степени их влияния на экономику квалифицируется как «почти небанковская страна».
Возьму на себя смелость утверждать, что соответствующие проблемы органически корреспондируются и с реалиями наших дней.Несмотря на масштабные преобразования денежной системы после 1996 г., и поныне в денежно-банковской сфере остается еще много противоречий, оставленных нам в наследие в качестве «родимых пятен» несистемностью денежной реформы 1996 г., итоги которой мы обсуждаем. Банковская система страны и сегодня, по сути, остается замкнутой структурой, которая в основном работает в замкнутом цикле на себя и очень мало влияет на системные преобразования в экономике, логику проводимых реформ.
Проблемность ситуации не только в этом. Валютный курс, который установился в начале 2000-х годов, — 5,2–5,4 грн/долл. — считался тогда наиболее адекватным реалиям экономики. Он сохранялся до 2006 г. Сейчас — более 25 грн./долл. За последние три года гривня упала в своем весе в три раза. Наши финансовые активы, доходы, ВВП на душу населения в долларовом измерении обесценились на соответствующую величину — только по этой причине мы стали беднее в три раза. Мы говорим о наиболее уязвимой позиции экономики в целом. В истории денег известен такой уникальный пример. Стабилизированный в 1561 г. королевой Англии Елизаветой фунт стерлингов сохранял свою стоимость «4 унции серебра» почти 370 лет — до 1931 г. Историки считают, что валютная стабильность стала основой формирования весомости не только экономического, но и политического потенциала Великобритании. И хотя сейчас на мировом валютном рынке действуют другие законы, сам факт, о котором идет речь, достоин внимания. В моем понимании, в наших планах развития экономики проблема надежной стабилизации гривни как основы инвестиционного процесса должна стать доминирующей. Актуальность обсуждения поднятых в предлагаемой читателю публикации мне видится в первую очередь в этом.
- Информация о материале
Зміївська ТЕС за 4 мільйони замовила проект переведення двох блоків з антрациту на газове вугілля
Зміївська теплова електрична станція ПАТ «Центренерго» 30 серпня уклала угоду з ТОВ «Харківський проектно-конструкторський інститут Теплоелектропроект-Союз» на розробку проектно-кошторисної документації за 4,10 млн грн. Про це повідомляється у системі «Прозорро».
До кінця року мають виконати проект і робочу документацію технічного переоснащення систем подачі, приготування та спалювання вугілля енергоблоків №2 і 5 для переходу з антрациту (марки А, П) на газову групу (марки Г, ДГ). При цьому котлоагрегати №1, 3-4, 6 і далі спалюватимуть антрацит.
Перехід на газове вугілля потрібен для зменшення залежності від поставок антрациту з шахт ОРДЛО.
Нагадаємо, станція у квітні акцептувала пропозицію ТОВ «Котлотурбопром» із корпорації «Маст-Іпра» щодо поставки комплектів окремих вузлів для переобладнання на 72,58 млн грн. Проте договір досі не підписали.
Днями міністр Ігор Насалик сказав у інтерв’ю «РБК-Україна», що переведення котлів №2,5 Зміївської ТЕС займе сім місяців і коштуватиме 175 млн грн.
«ТПКІ Теплоелектропроект -Союз» належить харків’янину Тагіру Алмакаєву та одеситу Олександру Фрідману.
- Информация о материале
Легализация игорного бизнеса в Украине: иллюзия бюджетного благополучия
Министерство финансов Украины приступило к верстке проекта Госбюджета на следующий год. Стоит ожидать стремительного продолжения бюджетного процесса, который, с учетом отсутствия нового транша МВФ, может опять оказаться ситуативным и проходить в интересах отдельных олигархических групп. Уже первая реакция общественности показала, что «творческая» мысль госчиновников не способна к конструктиву. Все предложения традиционно сводятся к сворачиванию расходов на социальные программы, например, к сокращению выплат студенческих стипендий и упрямому навязыванию до конца непродуманных идей о дополнительных источниках наполнения казны. К таким относится и очередная попытка легализации рынка азартных игр. Соответствующий правительственный законопроект №4663 ожидает своего рассмотрения депутатами Верховной Рады. И хотя он был внесен новым правительством во главе с Владимиром Гройсманом, все основные положения документа соответствуют варианту, предлагаемому предыдущим руководством Минфина, который не прошел рассмотрение в комитетах ВР, в частности антикоррупционном. В правительстве уверены, что после доработки законопроекта страна получит «мощный» источник бюджетных поступлений. Эксперты в этом сомневаются, ведь крупнейшим действующим лотерейным операторам «М.С.Л.» и «Патриот» создаются дискриминационные условия для работы. Лотерейный рынок остается, фактически, монополизированным, а нелегальный игорный бизнес будет процветать и дальше.
Украина уже семь лет является страной, не приветствующей игроманию в обществе. 25 июня 2009 года 390 депутатов поддержали закон «О запрете игорного бизнеса в Украине». Документ, по инициативе Юлии Тимошенко, подготовили «регионал» Григорий Смитюх и «бютовец» Валерий Писаренко. Тогда в пояснительной записке к законопроекту депутаты подчеркивали следующее: «Необходимость принятия данного закона вызвана стремительным ростом за последние годы количества субъектов и объектов игорного бизнеса Украины, осложнением криминогенной ситуации на указанных объектах, в частности, ростом количества преступлений, связанных с зависимостью от азартных игр, и финансовых правонарушений в этой сфере. Развитие игорного бизнеса сопровождается ростом численности населения с инфантильными ценностями: надежда на удачу освобождает человека от ответственности за свои действия, от необходимости принимать социально зрелые и ответственные решения».
Однако запрет недостаточно повлиял на уровень распространения этого явления. Нелегальный игорный бизнес приспособился и к экономической ситуации, и к преследованиям со стороны правоохранительных органов. Незаконно используя вывески разрешенных государственных лотерей или даже без этого, в украинских городах действуют тысячи подпольных интернет-казино и тотализаторов.
По данным Нацполиции, только с начала этого года прекращена деятельность более 400 игровых учреждений, из которых 117 залов игровых автоматов, 233 интерактивных клубов, 21 букмекерская контора, 11 казино и 20 залов для игры в покер. По результатам проведенных обысков было изъято более 5,5 тыс. единиц игрового оборудования, в том числе. 4,2 тыс. единиц компьютерной техники, 104 стола для игры в покер, 16 рулеток. Товарно-материальных ценностей изъято на сумму более 17 млн грн. Объем нелегально полученных и изъятых средств составила почти 1 млн грн.
Даже когда подлог вскрывается, наказание за нарушение закона оказывается весьма лояльным. Никакой уголовной ответственности, только административный штраф. И хотя его размер достаточно велик – от десяти до сорока тысяч необлагаемых налогом минимальных доходов граждан вместе с конфискацией игрового оборудования, количество подпольных игорных заведений впечатляет.
Организаторы нелегального игорного бизнеса задерживаются десятками, но с начала года в законную силу вступило только 3 решения суда относительно таких лиц с наложением на них штрафа в размере 640 тыс грн.
Одна из причин, которая может объяснить такую низкую статистику, – это причастность силовиков к защите нелегалов. В частности, по данным издания PRO.СN, в Чернигове появились новые игорные учреждения, когда во времена Виктора Януковича сотрудник правоохранительных органов Владимир Духно курировал в Черниговском УМВД незаконные сборы с местных бизнесменов. Такой опыт не помешал ему уже при новой власти стать начальником отдела по борьбе з коррупцией Черниговского УБОП. Обратите внимание на «случайное» совпадение интересов.
И это далеко не единичный случай. В 2015 году было открыто уголовное расследование против бывшего начальника управления надзора над соблюдением законов в прокуратуре Киева Виталия Баганца. Ему выдвинули обвинения в связи с незаконными указаниями подчиненным о блокировании уголовных расследований по фактам ведения нелегального игорного бизнеса на территории столицы в 2014 года. Против сына бывшего зама генпрокурора дали свои показания 11 сотрудников прокуратуры и 6 милиционеров. Речь шла о сотнях игровых салонов и подпольных казино, в частности сети «БОСС», покрытие которой, по данным «активистов», составляло около 150 игровых салонов с дневной выручкой до 3 млн грн.
Как сообщил народный депутат Борислав Береза, ссылаясь на оценку экспертов, только в Киеве оборот нелегальных азартных игр составляет около 400 млн гривен в месяц. «По Украине в целом – это миллиарды гривен, часть которых оседает в карманах коррумпированных чиновников и представителей правоохранительных органов», - отметил он.
Попытки вновь легализовать игорный бизнес и вернуть в госбюджет многомиллиардный источник средств начали предприниматься с 2010 года. С тех пор в ВР подано более 20 законопроектов. Но ни один из них не принят. Главная причина – авторам так и не удалось предложить четких правил работы сферы азартных игр, а также убедительную и эффективную систему контроля над деятельностью операторов рынка и их доходами. Особую тревогу вызывает перспектива распространения такой деятельности в интернет-пространстве. Но, по-видимому, достижения других стран в этой сфере так и останутся нереализованными, пока не будет порядка в реальной игорной среде.
Например, в США, сфера азартных игр жестко регламентирована федеральными законами и ограничена лишь несколькими штатами, такими как Невада. Важную роль играют судебные прецеденты.
Показательным в этом плане является дело Джея Коэна. В 1996 году этот двадцативосьмилетний специалист по ценным бумагам решил основать собственный бизнес, для чего отправился в карибское островное государство Антигуа и Барбуда и открыл там букмекерскую контору. В 1997 году компанией заинтересовалось ФБР, а затем в марте 1998 году Коэн был арестован в Сиэтле. Защита Коэна состояла в том, что ставки фактически делались в его конторе на Антигуа, а весь обмен информации с клиентом по телефону или по сети носил предварительный характер. Однако суд определил, что если ставку на офшорном веб-сервере делает житель Нью-Йорка, находясь у себя в штате, то игра происходит в Нью-Йорке, а не на Антигуа, а это противозаконно.
Кроме того, в 2006 году в США был введен в действие федеральный закон (Unlawful Internet Gambling Enforcement Act), который запретил игорному бизнесу прием любых «финансовых инструментов», включая карточные платежи, банковские переводы, чеки и пр., в ходе «незаконной азартной игры через Интернет». Закон предписал также финансовым посредникам, то есть, банкам и всевозможным платежным системам, идентифицировать и блокировать запрещенные данным законом операции. Были предусмотрены гражданско-правовые и уголовные санкции за нарушение закона, вплоть до пяти лет тюремного заключения.
В Кабинете министров Украины считают, что подобную модель регулирования игорного бизнеса можно внедрить и у нас в стране. Главный идеолог правительственной версии легализации азартных игр экс-замминистра финансов Елена Макеева утверждала, что контроль над игорным бизнесом вполне реально обеспечивается путем подключения онлайн-систем операторов, допущенных на рынок азартных игр, к единому центру контроля в Государственном казначействе. Все транзакции будут на виду, а при нарушении правил ведения игр, деятельность нерадивых компаний будут блокировать.
При этом, наверняка, многие чиновники понимают, что эффективный контроль онлайн услуг – это не близкая перспектива и начинать нужно с нелегалов на земле. Спустя 7 лет после запрета казино нелегальные игорные учреждения продолжают работать, а их количество растет.
В мае-июне на территории Киевско-Святошинского района Киевской области под вывесками «Государственная лотерея» предоставлялись нелегальные услуги. После проведения оперативно-следственных действий было изъято 73 комплекта игрового оборудования стоимостью около 350 тыс грн и оборотные средства в сумме 180 тыс грн. Кроме того, во время обысков изъяты записные книжки, в которых фиксировались данные о постоянных клиентах с указанием полученных во время игры сумм и клиентской задолженности, тетради «черной бухгалтерии» с расчетами за «крышевание» бизнеса. В мае в с. Гребёнки Киевской области в учреждении «закрытого типа» было изъято 12 игровых автоматов и денежные средства, а также в другом заведении, работающем под вывеской легального лотерейного оператора «М.С.Л.», было изъято еще 15 устройств игрового оборудования для азартных игр.
Также в июле в Киевской области полиция прекратила деятельность 5 игорных заведений. В том же месяце, в Виннице во время обысков было изъято 1200 единиц игрового оборудования и почти 44 тыс грн. Все выявленные заведения прятались под вывеской государственных лотерей, а среди их клиентов были подростки. Июльские рейды проводились и в Одессе. Было выявлено 80 единиц нелегального оборудования и 55 тыс грн.
Это только единичные примеры, показывающие масштаб проблемы. Часто после закрытия своих учреждений организаторы нелегального игорного бизнеса находят деньги на новое оборудование и снова открывают точки.
В чем же причина неэффективности борьбы с нарушениями законов в этой сфере? Да, схема работы нелегальных учреждений тщательно маскируется – используются вывески государственных лотерей, магазинов клубов и мест общественного питания; привлекаются постоянные клиенты или гости, после предварительной протекции; игровые автоматы выдаются за лотерейные терминалы для распространения билетов мгновенной государственной лотереи. Кроме того, работают такие заведения часто в нерабочее время. Например, некоторые выявленные подпольные пункты работали исключительно ночью, и чтобы туда попасть игроки регистрировались, отсылая смс-сообщения и получая персональные коды доступа. Для подстраховки клиентам может предлагаться возможность оплатить каждую игру банковскими картами через терминал или внести деньги в кассу чтобы кассир дистанционно включил автомат.
Но есть и примеры более открытого бизнеса – не так давно сотрудники управления защиты экономики нацполиции в Киеве обнаружили элитное казино, которое располагалось в торгово-развлекательном центре центрального района столицы. Было изъято 40 единиц игрального оборудования, в том числе, автоматы, столы для покера и рулетки.
Полицейские отмечают, что для ликвидации подпольных заведений проводится колоссальная работа по отслеживанию их деятельности и документированию правонарушений. Можно было бы поверить таким доводам, если бы не было конфликта интересов между соблюдением законов и бизнесом для отдельных работников полиции. Ведь если, как указывалось ранее, они сами «крышуют» нелегальную «игорку», то и борьба с ней может оказаться во многих случаях показухой. Тот факт, что после закрытия нелегальные точки снова открываются теми же организаторами, указывает только на нежелание на исполнительном и законодательном уровнях принимать решительные меры.
Такая специфика объясняет желание чиновников легализировать азартные игры, ведь тогда уже будет гораздо меньше препятствий для «сотрудничества» с нелегалами. И не стоит строить иллюзии относительно грядущего бюджетного благополучия, ведь если нелегальные учреждения работают и без легализации и, при этом, не платят налоги, то они будут искать способ как незаконно увеличить прибыли и в новых условиях.
Таким образом, причина, скорее, связана с организацией работы самих полицейских, их слабой законодательной инициативностью, а также недостаточной ответственностью за раскрытие правонарушений в сфере игорного бизнеса.
Эксперты сходятся во мнении, что «цивилизованность» азартных игр в Украине на 100% невозможна. Игорный бизнес вообще должен рассматриваться не столько как дополнительный источник бюджетных поступлений, а как, в первую очередь, потенциальная угроза для психики человека. Ведь из-за высокой динамики азартной игры, особенно в интернете, ее участник быстро теряет контроль над собой и впадает в зависимость. Все заканчивается человеческими трагедиями. «У нас же никто ни в чем не знает меры. Поэтому в принципе нет никакой гарантии, что через полгода, как все опять заработает, мы не вернемся в то, что было до 2009 года. Это же реальная болезнь: люди начнут спускать свои накопления, прогуливать зарплаты», - отмечает народный депутат Александр Абдулин.
Он уверен, что госчиновникам следует уделить внимание поиску других, и не таких опасных для общества источников наполнения госбюджета, как легализация азартных игр. Эксперты считают лотереи наиболее безопасным для игроков вариантом. И, в то же время, лотереи – это законный вид деятельности, который в Украине уже который год подвергается целенаправленному уничтожению со стороны государства. В связи с этим, скорее всего, любые попытки регулировать лотерейный рынок в контексте легализации азартных игр будут контрпродуктивными, поэтому необходимо отделить лотереи от «игорки». Для развития лотерейного рынка в интересах государства они подчеркивают первоочередность урегулирования вопросов лицензирования, устранения искусственной монополии на рынке, обусловленной антироссийскими санкциями, устранения коррупционного лоббизма любых инициатив в интересах отдельных операторов.
Увеличению поступлений в госбюджет от продажи лотерей будет также способствовать устранение многократного налогообложения лотерейной деятельности, которое не соответствует не только международным стандартам, но и противоречит Налоговому кодексу Украины в части недопущения двойного налогообложения. Сегодня налогообложение всех видов лотерей привело к значительному уменьшению желающих принять участие в розыгрышах и уменьшило в 2015 году объем лотерейного рынка в 10 раз. Потери налоговых поступлений в госбюджет в 2016 году могут превысить 400 млн грн. Но это актуально, если подходить к верстке государственной сметы взвешенно и социально ответственно. Способны ли на это нынешние чиновники? Похоже, что нет. Возможно, очередной кредитор обяжет их принять меры, ведь для получения нового транша их сговорчивость повышается в разы.
Рано или поздно нужно будет принять взвешенные решения и найти компромисс со всеми заинтересованными сторонами, а «денежная» риторика должна согласовываться с моральными принципами общества. Иначе ab initio nullum, semper nullum - из ничего ничего и не выйдет.
- Информация о материале
О патологической жадности с синдромом дефицита страха
Давно это было. Лет пятнадцать тому назад. Или двадцать. Обычная конференция психиатров, на этот раз в Полтаве. Самая обычная, даже без минимального международного участия. В те удаляющиеся времена любимыми гостями нашей психиатрической номенклатуры были вполне советские по своим знаниям и ухваткам профессора из московского института имени Сербского. Но в Полтаву тогда они не приехали, не захотели.
Украинские профессора, в основном, корифеи, делились с широкой психиатрической общественностью своими глубокими научными мыслями и результатами исследований. Было скучно, обычная советская конференция. Живую струю внес наш киевский корифей и всеобщий начальник профессор Ч. Поскольку обсуждали и целесообразность использования в диагностике международной классификации болезней, профессор Ч. глубокомысленно предложил: «Да зачем она нам нужна! Давайте составим свою, украинскую классификацию. Удобную для нас!» .
Не выдержала славной памяти доктор Людмила Музычук, блестящий врач и тонкий, умный человек. Она, единственная, сказала вслух: «Так что, уважаемый профессор, может быть есть смысл для каждой области сделать свою, особенную региональную классификацию?» .
Вскоре конференция закончилась. Во время обязательного для таких собраний фуршета психиатры язвительно комментировали очередной ляп профессора Ч. Тихо комментировали, поскольку тот был злопамятен и опасен. Был он в те далекие времена главным психиатром Минздрава Украины, влиятельным начальником.
Сегодня все чаще думаю: зря смеялись тогда мои коллеги. Может и был смысл внести особенные, украинские коррективы в международную классификацию психических болезней… Ввести, к примеру, такое заболевание: «Патологическая жадность с синдромом дефицита страха». И правда, социологи предупреждают о нарастающем неприятии людьми Президента, депутатов и всех прочих начальников. Даже ручные, с начальственной руки берущие хлеб насущный политологи мягко говорят вслух о падении рейтингов у всех политиков. Западные наши партнеры также пытаются достучаться до наличествующего головного мозга украинского руководства. Вот и бывший украинский заробітчанин , советник господ Януковича и Трампа, господин Пол Манафорт, срочно покинул свой пост в избирательном штабе претендента на американский «престол». Покинул небеспричинно, опасаясь расследования своих финансовых грешков в Украине.
А наши теперешние – не боятся. Категорически не боятся. Воруют. Хищают в особо крупных размерах, как и прежде. Будто просят: ну, идите вы скорее на улицу, протестуйте, требуйте нашего смещения! Понимаю, ни о чем подобном они не просят. Просто в их общем и у каждого в отдельности головном мозгу отсутствуют нейроны, отвечающие за эмоцию страха. А это, с точки зрения нейронаук, тяжелое психическое расстройство.
Ой, прав был профессор Ч., мы, украинцы , болеем особенно, совсем не так, как англичане, немцы, турки, эфиопы и латиноамериканцы
Напишу-ка я прошение в нашу отечественную Академию медицинских наук, пускай наши мудрые корифеи умственного труда рассмотрят мое предложение, основанное на прозорливой полтавской реплике профессора Ч., и подтвердят необходимость внесения в классификацию психических болезней нашего особенного заболевания – патологической жадности с синдромом дефицита страха. Уж мы, психиатры, сделаем этот диагноз популярным. И будем интенсивно лечить ...
- Информация о материале
Страница 462 из 2102
