Главная
Game over. За что ВОЗ приравняла видеоигры к гэмблингу
У судьбы весьма своеобразное чувство юмора. На прошлой неделе ведущие разработчики видеоигр представили свои самые громкие проекты на выставке E3. Но пока геймеры составляли списки покупок на ближайшие месяцы, Всемирная организация здравоохранения опубликовала 11-ю версию Международной классификации болезней (МКБ-11), согласно которой зависимость от видеоигр стала считаться психическим расстройством. Теперь чрезмерная любовь к подобным развлечениям соседствует с пристрастием к азартным играм – давнишним гостем МКБ. Оба явления отнесены к группе расстройств, связанных с аддиктивным поведением. Но действительно ли видеоигры заслуживают сравнения с одноруким бандитом или рулеткой?
3 кита игромании
В МКБ-11 пагубное пристрастие к виртуальным приключениям названо «игровым расстройством». ВОЗ определяет 3 ключевых симптома, на основании которых может быть диагностировано данное заболевание:
Утрата контроля над игрой (частотой, интенсивностью, продолжительностью, способностью к завершению и т.д.);
Повышение приоритетности игры до той степени, когда увлечение начинает доминировать над другими жизненными интересами и повседневными делами;
Поддерживание или эскалация игровой деятельности, несмотря на возникновение негативных последствий.
Впрочем, не спешите вытаскивать батарейки из контроллера или выбрасывать клавиатуру на свалку. Согласно ВОЗ, такое поведение должно наблюдаться в течение минимум 12 месяцев и вести к значительному ухудшению положения в личной, социальной или профессиональной сферах деятельности.
Примечательно, что точно такие же критерии в МКБ-11 определяют зависимость от азартных игр. Более того, документ почти слово в слово повторяет описания обоих расстройств. Такая параллель возникла не случайно.
Церемония награждения
Каждому геймеру знакомо волнующее чувство, которое возникает при достижении нового уровня, успешном прохождении очередной миссии или уничтожении виртуального противника. Его появлению игроки обязаны нейромедиатору дофамину, отвечающему за получение удовольствия. Он играет важнейшую роль в работе системы вознаграждения и способствует возникновению положительных эмоций от совершенного действия.
Денежный выигрыш или очередная «ачивка» в видеоигре представляются мозгу наградами. Их получение сопровождается повышением уровня дофамина. Игрок испытывает удовольствие, что побуждает его повторять предпринятые действия. Когда погоня за дофамином становится чересчур активной и начинает оказывать негативное влияние на жизнь человека, поднимается вопрос о зависимости.
Научные изыскания подтверждают, что подобные риски для геймеров действительно существуют. В прошлом году исследователи Открытого университета Каталонии проанализировали свыше 100 научных трудов, посвященных влиянию видеоигр на мозг и поведение. В результате они обнаружили, что системы вознаграждения игроманов претерпевают структурные и функциональные изменения. По сути, такие же, как и при других аддиктивных расстройствах. В том числе и при зависимости от азартных игр.
Выигрыш достается казино
На этом параллели между азартными и видеоиграми не заканчиваются. Ведь между индустриями, ответственными за их существования, тоже есть общие черты.
В конце минувшего года на Reddit была опубликована исповедь игромана, для которого пагубная привычка вылилась в 16 000 долларов долгов. Такой суммы ему стоило пристрастие к Final Fantasy: Brave Exodus (FFBE) – Free-To-Play мобильной игре для Android и iOS. Он отдавал реальные деньги, влезая в долги, в обмен на бонусы, способствовавшие его прогрессу в FFBE.
В игровом мире такая система встречается нередко. Разработчики FFBE и иже с ней полагаются на стремление геймеров к всевозможным дополнительным усилениям (предметам, ресурсам, героям и т.д.). При этом расчет осуществляется не в реальных деньгах. Их игрок обменивает на внутриигровую валюту, а уж с ее помощью он исполняет свои желания. Звучит знакомо? К такой же практике прибегают казино, предлагая своим посетителям ставить на кон фишки вместо купюр. Так азартному игроку становится сложнее осознавать, сколько реальных денег он отдает игре.
Кроме того, геймер не всегда имеет возможность отдать некоторое количество виртуальной валюты за некий конкретный предмет. В последнее время в игровой индустрии широкое распространение получили лутбоксы – виртуальные контейнеры, содержащие некие ценности. Приобретая его, игрок отдает себя на волю слепого случая, поскольку награда является абсолютно случайной. Иными словами, геймер имеет шансы единожды заплатить за полезное приобретение или продолжать просаживать «кровные» за ненужный хлам, полагаясь на удачу.
Такая система использует классические приемы индустрии азартных развлечений: игроку хочется рискнуть еще разок, он верит в скорое окончание полосы невезения, рассчитывает, что потери еще окупятся.
Некоторые могут попробовать списать это на совпадение. Однако власти Бельгии, например, в совпадения не верят. Ранее в этом году они поставили лутбоксы вне закона и потребовали, чтобы данное явление было устранено. В противном случае издателям игр может грозить штраф в 800 тысяч евро и до 5 лет лишения свободы.
Слово защитникам
Ровнять азартные и видеоигры готовы далеко не все представители научного сообщества. К их числу относится научный сотрудник Бостонского колледжа, специализирующийся на исследованиях в области психологии, Питер Грей. Вот, что он пишет в статье для сайта Psychology Today о видеоиграх:
«Они похожи на шахматы и любые другие игры, где успех зависит от концентрации, интеллекта, практики и обучения, а не от удачи. Награды не получаются случайным образом, а зарабатываются… Победы в этих играх не приносят реальных материальных благ, а проигрыш не влечет за собой долгов».
С последним утверждением, как видно, можно поспорить. Тем не менее, Грей далеко не единственный защитник видеоигр. Еще в прошлом году, когда стало известно о грядущем появлении «игрового расстройства» в МКБ-11, около 30 ученых из разных стран сообща выступили против такого новшества. Они указывали на то, что влияние видеоигр пока недостаточно изучено, а вопрос пристрастия к ним имеет под собой скорее не научные основания, а панические настроения.
Да и сегодня после публикации документа найдутся специалисты, считающие, что данное решение является »преждевременным», а сама проблема нуждается в проведении дальнейших исследований.
МКБ-11 будет представлена для одобрения государствами-членами ВОЗ только в следующем году и вступит в силу лишь в 2022-м. Так что научные споры об игровой зависимости, наверняка, будут продолжаться. Однако уже сейчас можно обратить внимание, на наличие тревожных параллелей между видеоиграми и гэмблингом, как это сделала Всемирная организация здравоохранения.
- Информация о материале
Новая большая игра — и шахматы, и покер
Правота обретает значение только в споре равных силой. Сильный делает, что может, а слабый терпит, что должен терпеть.
Фукидид
В который раз близится конец истории. Новейшая конституционная монархия — либеральный миропорядок, основанный на ценностях, нормах и правилах, который сформировался после Второй мировой и холодной войн, почти разрушился.
В мир снова вернулась борьба крупных государств за право определять модель будущего. И это признано официально в центре такого миропорядка: исходной позицией действующих американских стратегических документов является жесткая конкуренция США с КНР и Россией. Причем новые институты и правила, регулирующие эту конкуренцию, не созданы, а старые, созданные во времена холодной войны, конструировались для совсем других задач, а, следовательно, они неэффективны.
Как всегда, когда хотят описать новое явление, прибегают к историческим аналогиям. Чаще всего вспоминают о миропорядке XIX в. Первая глобализация, индустриализация, концерт крупных государств, Меттерних, Бисмарк, балы, вальсы и измученные пролетарии и крестьяне, которые оплачивали счета за этот банкет. Все бы хорошо, но где та вера в прогресс и где прекрасная эпоха? А вот ядерная бомба и другие военные технологии, которые делают возможным коллективное самоубийство человечества, в наличии. Да и современные общества коренным образом изменились за века. Следует вспомнить, что в незабываемом 1913 г. население в своей массе верило истеблишменту и правительствам.
Впрочем, давно и хорошо известно, что все аналогии и метафоры хромают, поэтому попробуем просто назвать некоторые черты нового порядка. И начнем с сильных мира сего.
Американское первенство имеет надежную основу. И тут речь идет не только об огромном ВВП (18,5 трлн долл.), положительной экономической динамике, на которую не оказали большое влияние внутриполитические разногласия, а также неопровержимое научно-технологическое лидерство. Не забываем и о неопровержимом военном доминировании в мире, мягкой силе и исторически беспрецедентной системе союзов, опутавшей планету.
Вместе с тем преимущества лидерства в либеральном миропорядке, который, по меньшей мере, три поколения американцев заботливо создавали и поддерживали, и который сейчас приходит в упадок, для многих в Вашингтоне уже не очевидны. Нестабильные регионы — настоящее поле чудес, рай для сильных, ловких и смекалистых. И их девиз We're America, bitch («Мы — Америка, сука») — именно об этих новых возможностях. Кстати, для тех, кто придерживается такого подхода, государственная принадлежность Крыма больше не аксиома, а скорее теорема, которую еще надо доказать. Именно так, кажется, мы можем объяснить апокриф Трампа относительно недавнего саммита G7.
На фоне поиска за океаном новой модели глобального лидерства, если этот процесс заслуживает именно такого эвфемизма, единство глобального Запада подвергнется незаурядным испытаниям на прочность. Об этом свидетельствует, в частности, жесткая риторика и торговая война в отношениях между США, Европой и Канадой. Показательна также ситуация с проектом «Северный поток-2», чрезвычайно чувствительным и для Украины. Интересы, закамуфлированные ценностями, столкнулись с интересами, которые уже отбросили эту маскировочную сетку.
С другой стороны, не следует и переоценивать эти проблемы: проект «газ в обмен на трубы» и пароксизмы борьбы за мир в 1970-х и 1980-х как-то же пережили. Традиционная евроатлантическая солидарность сохраняется, что проявляется, в частности, в санкционном режиме против Российской Федерации за осуществляемые ею нарушения международного права. Сохранится и НАТО, проект, который приносит всем участникам огромные дивиденды.
Уже давно и глубоко противоречивая ситуация в Европейском Союзе — втором после США экономическом гиганте с ВВП более 17 трлн долл. После Brexit проявляются отличия между позицией французско-германского ядра ЕС, его южных, а также восточных государств. А тут еще и разные внешние вызовы — со стороны не только соперников, но и стратегических партнеров.
Конечно, призыв ответить на «Сделай Америку великой снова» лозунгом «Единая Европа» вполне справедливый, но прежде всего это самое единство нуждается в новом наполнении, и этот процесс начинается на наших глазах. А дискуссия — не самое лучшее время для действий, тем более решительных. И напоследок сакраментальное: а кто будет оплачивать счета за этот праздник европейского единства?
И тут мы должны попробовать ответить на возникший в который уже раз вопрос: ценности или интересы? Конечно, и то и то. Но призывы к солидарности на основе ценностей должны опираться на римские добродетели, и прежде всего — на честность. Или, проще говоря, взывая о помощи, не следует ложечки тырить, надеясь на плохое освещение и близорукость хозяина. Хотя он или она опытны в отношениях с гибридными режимами и хорошо знают, что приборы нужно пересчитывать трижды.
После 40 лет сосредоточенности на вопросах экономического развития (сейчас китайский ВВП уже превышает 11 трлн долл.) Китай все более активен наружу. Руководство КНР устами своего лидера высказало готовность взять на себя глобальную ответственность. Проект «Один пояс. Один путь», который должен соединить Юго-Восточную Азию и Западную Европу, фактически является заявкой на такое лидерство в Евразии, что, как давно уже известно, почти равняется лидерству глобальному. Снова эвфемизм, но сейчас время такое — большие еще избегают полной ясности.
Пекин владеет стратегической инициативой и в Африке. И не только в экономике: события в Зимбабве — очередное напоминание о широком арсенале Поднебесной. Еще решительнее КНР действует возле своих границ, что все сильнее интересует соседей и не только. Усиливается интерес Китая к Восточной Европе, и события вокруг ПАО «Мотор Січ» — не первое и далеко не последнее звено в этой цепочке. Все это происходит на фоне беспрерывного экономического роста и ускоренного развития оборонительной и безопасностной мощи КНР.
Российская Федерация, которая все больше отстает в экономическом и прежде всего в научно-технологическом соревновании (сейчас российский ВВП немного превышает 1,5 трлн долл.), пытается компенсировать стратегическую слабость решительностью применения инструментов национальной силы, в первую очередь военной. Непосредственные объекты для этого — государства, которые намного слабее России. Показательно, что Кремль воспринимает ситуацию через призму войны с Западом, прежде всего с США. Вместе с тем попытки вступить с американцами в прямое столкновение, как это было, например, 7 февраля 2018 г. возле Дейр-эз-Зора в Сирии, приводят к сокрушительным поражениям россиян.
Россия пытается получить контроль над ресурсами других государств, чтобы усилить свою состоятельность в противостоянии с США, которое постепенно из мнимого превращается в реальное. Для Кремля — это вопрос выживания. Причем ключевое место в российской стратегии занимает Украина, без экономических, демографических, территориальных, военных возможностей которой любой великодержавный проект России обречен на поражение. Это прекрасно понимали еще В.Ленин и Л.Троцкий, кстати, почти на 100 лет раньше З.Бжезинского.
Последние заявления В.Путина на «прямой линии» 7 июня 2018 г. показали: российская позиция в отношении Украины не подверглась принципиальным изменениям. Речь идет о послаблении центральной власти (или федерализация, или неестественное укрепление территориальных громад), остановке процессов упрочения национальной идентичности и переходе к ее разрушению (государственный статус российского языка), а также о разрушении системы партнерства и перспективных союзов Украины (т.н. нейтралитет и отказ от европейской и евроатлантической интеграции Украины). В совокупности эти требования предполагают разрушение механизмов сопротивления Украины политике Кремля с постепенным демонтажем украинской государственности.
Вероятность полномасштабной военной агрессии РФ остается значительной. Остановить россиян может только сила. Вся история человечества свидетельствует, что пламенные речи вызывают восторг и важны в стратегическом смысле, но остановить танки не могут.
Показательно, что В.Путин едва ли не впервые публично указал на угрозу для украинской государственности как таковой. Таким образом, возникает вопрос выживания Украины как независимого и демократического государства. Именно его решение является наивысшим приоритетом. И все планы по деоккупации ОРДЛО и Крыма должны учитывать это. Конечно, это можно презреть, примеры в истории случались: вспомним, как Литва в 1939 г. вернула себе Вильнюс, который с 1922-го был под Польшей, прав которой на город Литва не признавала... Но следует ли пробовать?
Вывод о российской угрозе самому существованию независимой Украины подтверждает и неизменность высшего военно-политического руководства РФ. Несмотря на навязчивые слухи, В.Путин оставил В.Суркова на должности своего помощника, а С.Глазьева — на должности советника. Не изменились ни высшие руководители ВС РФ, ни руководство спецслужб. Курс и люди, которые его обеспечивали, сохраняются.
Непризнание Украины как отдельной сущности характерно не только для В.Путина лично, но и для широких слоев российского общества. Нужны годы и настойчивая работа. И все это время экзистенциальная угроза Украине будет сохраняться. Противостояние может длиться годами. Его формы и методы могут и будут меняться, кризисные периоды будут сменяться годами затишья, но пока не изменится цель врага — полное покорение Украины воле Кремля, борьба за выживание будет продолжаться. Со всеми соответствующими последствиями.
Речь идет не об абстрактной угрозе. Потеря государственности будет означать преследование, а возможно, и прекращение физического существования для тысяч людей, и не только из общественной верхушки. Потеря государственности будет означать также крах надежд на демократическое развитие — оккупация не предполагает свободного голосования или свободы слова. Гранты и парады вместе с другими ценностями открытого общества останутся в прошлом. И мы должны осознать, что это НЕ абстракция, а вполне реальный при определенных условиях сценарий. Посмотрим на ситуацию в ОРДЛО и Крыму — «На всіх язиках все мовчить, бо благоденствує!». Впрочем, многие даже на отечественной авансцене радушно будет приветствовать россиян. Недолго, конечно, однако для этого нужно что-то читать кроме модных буклетов и иронических детективов.
Мы обязаны очень четко осознавать: нам никто ничего не должен. Защитить Украину может лишь она сама. Если мы будем успешными, нам могут помочь. Но если провалимся, то это будут наши проблемы, за которые мы будем вынуждены платить сами. И еще одно. Услуга, которая уже предоставлена, не является услугой. Мы должны раз за разом обращаться к не выполненным нашими партнерами документам, в частности к Будапештскому меморандуму, но не следует надеяться на значительные результаты здесь и сейчас.
И вернемся к нынешнему этапу российско-украинского противостояния. Получив некоторые успехи в течение 2014–2015 гг., в частности незаконно оккупировав украинский Крым и часть Донецкой и Луганской областей, а также создав плацдарм на Ближнем Востоке в Сирии, Россия заплатила за это большую цену. Речь идет на только о сотнях миллиардов долларов прямых экономических потерь, но и о подорванных международном доверии и репутации, утраченных позициях в международных структурах и, возможно главное, — ограничении трансфера американских и европейских технологий, что вызывает ограничение способности военно-промышленного комплекса оснастить ВС РФ новейшей военной техникой и вооружениями.
Впрочем, не следует забывать, что речь идет о действительно современных образцах, которые нужны для войны с государствами НАТО. Программа модернизации советской техники продолжается, и ее возможностей вполне достаточно для войны с Украиной. Об этом свидетельствует и ускоренное военное строительство в российских пограничных регионах с Украиной, и милитаризация украинского Крыма.
Подписав Минские договоренности и де-факто отказываясь их выполнять, Россия уже пятый год ведет войну на истощение против Украины. Речь идет не только о военной и экономической мощи, но и о человеческом капитале и сопротивляемости украинского общества, его способности отстаивать независимость и свой выбор.
И тут российские оккупационные войска выступают лишь одним и, возможно, не самым важным инструментом Кремля. Едва ли не большую роль в планах РФ играют террор и диверсии, экономическая война, подрывная деятельность, уголовные волны, разжигание межэтнической и межконфессионной вражды, кибератаки и тоталитарная пропаганда, направленные на дестабилизацию Украины. Россия пытается использовать любой повод для дискредитации Украинского государства: от антисемитизма и борьбы с ромами до прайдов. Россияне и их пятая колонна стараются создать атмосферу тотального уныния и апатии. И, что греха таить, нередко им это удается.
Сейчас Кремль делает основную ставку на вмешательство в избирательные кампании в Украине, надеясь способствовать приходу к власти в Киеве «договороспособных лиц». Если это не удастся, а с позиций России любой украинский политик, каким бы пророссийским он ни был, рано или поздно станет предателем, резко возрастет угроза военного вторжения.
Успешное противостояние российской угрозе требует эффективности от государства, прежде всего его сектора безопасности и обороны и сопротивляемости (resilience) общества. Эффективное государство — это дорого, очень дорого. Без развития экономики оно невозможно. А развитие экономики сегодня означает сознательное развитие свобод и открытость миру.
В основе сопротивляемости общества лежит доверие. К государственным учреждениям в частности, но и друг к другу. Удар по этому доверию является главной целью российской пропаганды и других подрывных действий. Это также мы должны понимать.
Поэтому первое, что мы должны делать, — осознать сложность ситуации, осознать, что ничто не гарантировано, и действовать, исходя из этого осознания. И тут нужны не только смелость, не только интеллект, но и кругозор, широта взглядов и способность взглянуть на себя со стороны.
Набор рецептов, что делать, в принципе понятен. Вопрос в готовности к реальным, а не косметическим изменениям. До отказа от законов-деклараций, которые нельзя выполнить, и «плачей Ярославны» о том, как оно должно быть и каковым не является. Нужны четкое описание алгоритмов и процедур, за невыполнение которых наступает ответственность, компетентность политиков, чиновников и военных, ответственность и ее четкое распределение, отказ от популизма, лишнего пиара и слишком большой любви к частным интересам.
Мы не в вакууме. На международной арене сейчас ускорился процесс трансформации коалиций и размежевание сил в ходе и накануне серии глобальных конфликтов и противостояний. В этих условиях самое опасное — потерять самообладание и начать суетиться. Попытки принять с российского меню капитуляции отдельные пункты, например нейтралитет, крайне опасны. Те, кто надеется проскользнуть между капельками дождя, должны осознать — времена изменились. Такие попытки с самого начала обречены на позорное поражение: враги не станут друзьями (в России соседи могут быть либо ее врагами, либо ее рабами), а партнеры превратятся в противников.
И напоследок. Наша победа — это сохранение свободы и независимости. Достичь ее не изменившись невозможно. Еще раз: речь идет не о, казалось бы, абстрактных постулатах, а о вполне конкретном нашем будущем, о самой жизни. Это звучит очень просто, но требует железной воли от всего общества и готовности платить за победу. Украина в войне, и она может завершиться либо победой, либо поражением. Ничьей не будет, ничья в нашем случае — это наше поражение.
- Информация о материале
«Центренерго» дає ще 115 мільйонів на переведення Зміївської ТЕС з антрациту від терористів на українське вугілля
Зміївська теплова електрична станція ПАТ «Центренерго» 12 червня за результатами тендеру замовила ТОВ «Котлотурбопром» робіт з переоснащення на 115,00 млн грн. Про це повідомляється у системі «Прозорро».
До липня 2019 року виконають другу чергу робіт з капітального будівництва для переоснащення систем подачі, приготування та спалювання вугілля енергоблоків №1 і 6 для переходу з антрациту (марки А, П) на газову групу (марки Г, ДГ).
За підсумковою відомістю ресурсів, найбільша сума у 17,29 млн грн. піде на обладнання програмно-технічного комплексу верхнього і нижнього рівня з встановленим програмним забезпеченням і комплектом апаратури, у тому числі джерелами безперебійного живлення APC, комп’ютерним столом та офісним стільцем. Ціни окремих його складових невідомі.
Гарантійний строк становить півтора року.
Передбачена можливість авансу в розмірі не більше 70% вартості договору.
Ціна угоди на 8% нижча від очікуваної вартості закупівлі у 124,40 млн грн.
Конкурентами були київське ТОВ «Спецтермомонтаж-Енерго» Андрія Онупріенка і слов’янське ПП «Науково-виробниче підприємство «Квазар» Олексія Зайцева.
Харківський »Котлотурбопром» входить у корпорацію «Маст-Іпра» Сергія Анохіна, Андрія Кривицького та низки інших фізосіб.
Кривицький свого часу був заступником директора НЕК «Укренерго», заступником міністра палива й енергетики. Сьогодні він очолює ПАТ «Укргідропроект».
Усього з 2008 року «Котлотурбопром» разом зі своєю філією «Енергопрогрес» отримали підрядів на 983,58 млн грн., з яких третину – в Зміївської ТЕС «Центренерго».
Нагадаємо, весь видобуток антрацитового вугілля залишився на окупованій території Донбасу. Газове вугілля добувається на території, яку контролює влада України.
- Информация о материале
Мобильные терминаторы. почему российские танки боятся показываться возле линии разграничения
Совсем не так давно обсуждались мысли о создании мобильных противотанковых групп для реагирования на использование противником бронетехники на фронте. И вот буквально на днях пресс-служба 93-й отдельной механизированной бригады, рассказывая о довольно будничном событии - посещении расположения бригады на фронте начальником Генерального Штаба ВСУ генералом армии Виктором Муженко, вдруг засветила в полной красе своих противотанкистов.
И как оказалось, не так уж мало противотанковых комплексов «Стугна-П» и «Корсар» на фронте, и есть мобильные комплексы для их применения. Чего тут только не было - от мотоциклов и ЛУАЗиков до вполне вменяемой «технички» на базе джипа.
Однако наиболее интересным оказался вариант установки на телескопической мачте на БРДМ-2. Такой вариант возможен только потому, что «Стугна» имеет дистанционное управление и позволяет совершать пуск ракеты по цели не только нажатием кнопки на пусковом устройстве, но и с выносного пульта. Насколько такая система эффективна, судить сложно, но учитывая, что она находится на вооружении в боевой бригаде, которая каждый день воюет, вполне можно предположить, что достаточно эффективна.
Это, кстати, отчасти подтверждают и официальные сводки от штаба проведения объединенной операции - именно в зоне ответственности 93-й бригады чаще всего уничтожается вражеская техника. Буквально на днях фигурировал ГАЗ-66.
И еще - наверное впервые получила подтверждение информация о том, что комплексы, которые идут в армию, имеют «полный фарш», характерный для экспортных вариантов. Речь идет об установке тепловизоров четвертого поколения HAWK производства британско-итальянской компании Selex Leonardo, которые хорошо видны на фото. Это большой успех нашей оборонки - впервые на отечественном противотанковом комплексе появился тепловизор. И вместе с ним возможность оператору комплекса увидеть человека на расстоянии до 15 км, бронемашину или танк - до 20 км, вертолет - до 40 км, а самолет - до 70 км.
Причем ранее этот тепловизор устанавливался исключительно для арабских заказчиков (хотя при принятии на вооружение в далеком уже 2011 г. такой вариант обсуждался), для собственных вооруженных сил был вариант более скромный - с установкой более дешевой продукции турецкой ASELSAN.
В целом же учитывая дальность поражения ракет той же «Стугны» в 5 км с учетом фиксации и идентификации целей равных такому комплексу на данном театре боевых действий просто нет. Сюда стоит добавить и уже упоминавшуюся мобильность, когда комплекс «вдруг» может оказаться буквально на любом участке, расчет отработать и, не дожидаясь ответки уйти.
Но по всей видимости, насыщение армейских частей больших количеством ПТУРов отечественного производства только начинается. Уже на полном серьезе обсуждают производство варианта советского самоходного ПТРК «Штурм». Эти машины до войны состояли на вооружение ВСУ, однако в боях по разным причинам применялись не часто. Автору известен только один случай удачного применения в ходе зимней кампании 2015 г. под Дебальцево. Тогда расчет одной из состава одной из артиллерийских бригад записал на свой счет сразу два уничтоженных Т-72 российского-оккупационных войск. Причем, по некоторым данным, это были танки из состава печально известной ЧВК «Вагнер».
Так, вот корпорация «Укринмаш» предлагает для вооружения ВСУ ПТРК «Штурм-СМ-2» на базе МТ-ЛБ. При этом вооружение будет чисто отечественное - 152 мм ПТРК из серии «Стугна» - «Скиф» - «Барьер» с ПТУР РК-2М. Причем пусковая установка из четырех ракет будет устанавливаться на телескопической трехметровой мачте, которая может убираться внутрь корпуса. В этом плане крайне не случайными выглядят варианты установки на БРДМ-2 - вполне вероятно в боевых условиях отрабатываются основные элементы будущего комплекса. Еще восемь ракет будут составлять возимый боекомплект.
Интересно, что вместо стандартного пулемета калибра 7,62 мм производитель предлагает установить боевой комплекс «Ива» с 12,7 мм пулеметом и 30-мм автоматическим гранатометом АГС-17 производства черниговской компании «Чезара».
При массе в 14,5 т «Штурм-СМ-2» будет способен развивать скорость в 70 км/ч по шоссе и 45 км/ч по бездорожью. Кроме того, комплекс сохранит амфибийные возможности оригинальной МТ-ЛБ.
То, что этот проект вполне возможно реализовать за достаточно небольшие деньги, показывает опыт переоборудования МТ-ЛБ в санитарный вариант МТ-ЛБ-С от фирмы НПК «ВК Система» из г. Васильков Киевской области. Принятая на вооружение в 2015 г. она оснащена оборудованием для оказания первой медицинской помощи и может перевозить четырех тяжело раненных в положении лежа на носилках, восемь легко раненных в положении только сидя или четыре человек сидя и два лежа. Время погрузки-выгрузки одного раненого на носилках составляет не более одной минуты.
Посмотрим как дальше будут развиваться события вокруг этого проекта, однако он презентовался еще на международной выставке «Оружие и безопасность-2017» и тогда не вызвал особого внимания со стороны военных. По всей видимости, пока еще играет фактор того, что фирма, которая предлагает проект, негосударственная.
В очередной раз можно констатировать, что система вооружения пехотных частей ВСУ по опыту войны перетерпела огромные изменения. Так, в значительной мере была усилена противотанковая составляющая. И при надлежащем финансировании буквально в ближайшие пару лет проблема со старением советских противотанковых комплексов и насыщением армии отечественными ракетами будет закрыта.
- Информация о материале
Є-петиція – є результат
Три роки тому Верховна Рада ухвалила зміни до закону «Про звернення громадян«, якими передбачила можливість громадян звертатися до органів влади та місцевого самоврядування за допомогою електронних петицій.
Сьогодні результати прийняття цієї невеличкої поправки не дуже відчутні пересічному громадянину, проте вони обов’язково принесуть свої плоди у недалекому майбутньому.
Адже світ невпинно наближається до нового етапу свого розвитку – до електронної демократії. І Україна має всі шанси стати одним із рушіїв цих змін у світі.
А поки що нам варто хоча б почати користуватись інструментом електронних петицій, своєрідним тренажером для підготовки країни до змін.
Як електронні петиції запрацювали на рівні місцевого самоврядування? Дослідимо це питання на прикладі Кіровоградської області та міста Кропивницького.
Так, станом на кінець 2017 року, із 63 органів місцевого самоврядування області (якщо не брати до уваги сільради), лише 19 створили розділ для електронних петицій на своєму сайті.
З них – лише у 9 радах було виявлено спроби зібрати підписи під петиціями, але лише в трьох радах петиції розглядалися.
Якщо говорити про успішність петицій, то зі 174-х петицій (з них 134 – у Кропивницькому) лише 32 набирали необхідну кількість голосів (з них у Кропивницькому – 26) і були розглянуті.
З цієї кількості петицій лише п'ять почали втілювати в життя. Тобто мешканці області були мало обізнані з існуванням цього механізму, а тому ним практично не користувалися.
Цю проблему виявили активісти ГО «Асоціація Політичних Наук» і, спільно з колегами з Українського незалежного центру політичних досліджень, почали її вирішувати.
Вони провели навчання спершу для чиновників, потім – для місцевих активістів, звернулися з офіційними листами до порушників закону з проханням передбачити можливість створення електронних петицій на офіційному сайті.
Після цього додатково з’явилося ще шість розділів. Кардинально виправити ситуацію зможе реакція Уповноваженого ВРУ з прав людини – саме до нього були відправлені скарги на всі виявлені порушення закону «Про звернення громадян».
А доки цього не відбулося – активісти почали створювати електронні петиції до своїх органів місцевого самоврядування на сайті громадської організації«Асоціація Політичних Наук».
За півроку також додалася ще 21 петиція на сайті Кропивницької міськради, і 6 петицій вже були підтримані.
Важливо розуміти – самі по собі електронні петиції нічого не вирішують. Рішення в будь-якому разі ухвалюватимуть депутати – з будь-якого питання. Проте це зручний спосіб заявити про свою проблему, залучити на свій бік однодумців, запропонувати шляхи її вирішення.
Петиції – не панацея, але в поєднанні з іншими «ліками» вони здатні суттєво допомогти у вирішенні проблеми. Цими додатковими інструментами можуть бути вуличні акції, особисті зустрічі з депутатами та чиновниками, публічні дискусії тощо.
Чому місцевим депутатам не вигідно ігнорувати електронні петиції? Та хоча б тому, що кількість підписів, необхідних для підтримки петиції, подекуди більша, ніж кількість виборців, що голосували за деяких чинних депутатів.
Якщо петицію підтримують мешканці – вона має значні шанси на успіх.
Але найголовніше, що потрібно для успіху, – це діяти. Якщо вас дійсно хвилює якась проблема вашого міста – зробіть перший крок.
Хоча б зареєструйте свою петицію!
- Информация о материале
Закон есть. Верховная Рада прониклась национальной безопасностью Украины
21 июня украинский парламент принял во втором чтении и в целом закон «О национальной безопасности Украины». Решение поддержали 248 народных депутатов. Не дали голосов фракция «Оппозиционного блока» и депутатская группа «Видродження». Из группы «Воля народа» голос дал только Александр Фельдман. В Радикальной партии документ поддержали депутаты, которые заявили о выходе из фракции, но числятся в ее составе – Оксана Корчинская, Игорь Попов и Артем Витко.
Еще перед началом заседания лидер Радикальной партии Олег Ляшко заявил журналистам, что выступает против нормы закона, которая демилитаризирует Службу безопасности Украины.
«Мы не против гражданского контроля над Службой безопасности, но мы против того, чтобы СБУ сложила оружие, сняла форму и превратилась в гражданскую службу. Сегодня новые антикоррупционные органы пытаются установить монополию на борьбу с коррупцией, чтобы ликвидировать управления «К» (управление по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями. — Фокус) в СБУ и все функции передать НАБУ», – утверждает Ляшко.
После голосования депутат Дмитрий Линько (Радикальная партия) объяснил Фокусу, почему фракция решила не поддерживать закон о национальной безопасности.
«Под видом требований наших европейских партнеров ослабляют деятельность СБУ, из спецслужбы хотят сделать службу сервиса. Поэтому на фракции было решено не поддерживать этот закон», – говорит Линько.
Вместе с тем Оксана Корчинская рекомендует Фокусу искать причины отказа от голосования в другом месте.
«Я уже полтора года не общаюсь с фракцией, меня выгнали, а исключить не хотят. Ляшко сильно переживает за управление «К» СБУ и борьбу с коррупцией, но при этом не голосует за антикоррупционный суд. Думаю, нужно спрашивать прямо у Рината Ахметова, почему не нужно было этот закон принимать», – предлагает Корчинская.
Член «Оппозиционного блока» Игорь Шурма рассказывает, что фракция отказалась поддерживать закон в таком виде. По его словам, фракцией были предложены правки ко второму чтению, но они все были отклонены.
«Это была принципиальная позиция, не может закон о национальной безопасности акцентироваться только на обороне и безопасности. В нем должны были отражаться вопросы о главной ценности – жизни и здоровье граждан. Закон очень узкий, он точно не сможет нормально работать. Поэтому на заседание фракции решили, что или он будет шире, или не будем голосовать. Если интересно мое личное мнение, то я считаю, что такой закон должен быть, но не с таким содержанием», – рассказывает Шурма Фокусу.
Член депутатской группы «Видродження» Антон Киссе подчеркнул, что группа не принимала единого решения, как голосовать, поэтому депутаты определялись с выбором самостоятельно.
«Я воздержался при голосовании, потому что этот закон очень неоднозначный. Вопрос вступления в НАТО, как говорят у нас в Одессе, «слегка напрягает», в первую очередь моих избирателей. Думаю, что данный вопрос должен решаться на референдуме, а не прописываться в законе», – сказал он Фокусу.
Член депутатской группы «Воля народа» Игорь Молоток сказал Фокусу, что принимал участие в заседание группы регионального развития, поэтому не мог физически присутствовать во время голосования. Но ему ничего неизвестно о решении группы не голосовать за закон.
Куда спешить
Принятый закон является рамочным. По словам члена парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Дмитрия Тымчука («Народный фронт»), документ был одобрен представителями НАТО, ЕС и США как отвечающий стандартам альянса.
«Это документ, который был рассмотрен и рекомендован комитетом. Если в него вносить поправки из зала, то международной группе придется изучать его снова, на предмет соответствия стандартам», – рассказывает Тымчук Фокусу.
Как уже сообщал Фокус, закон «О национальной безопасности Украины» принимался после длительных переговоров фракций парламентского большинства. Еще перед первым чтением профильный комитет несколько раз саботировал заседание, чтобы не давать заключения документу. В итоге к первому чтению 13 апреля за законопроект удалось найти 265 голосов. Вопрос принятия закона во втором чтении и в целом всплыл на текущей пленарной неделе. О необходимости его принятия заявил президент Петр Порошенко.
Еще в начале апреля секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов прогнозировал, что закон будет принят через месяц после первого чтения. Но приняли его только в конце июня. Положительное голосование объясняется предстоящим саммитом НАТО в Брюсселе, который запланирован на 11-12 июля.
«Поскольку в июле состоится саммит, нам очень важно, чтобы до саммита мы могли продемонстрировать, что Украина выполняет свои обязательства по сотрудничеству с НАТО и идет путем реформ», – обращался к депутатам в ходе согласительного совета 18 июня председатель Верховной Рады Андрей Парубий.
«Принципиально важно, что решение об одобрении этого закона состоялось накануне Брюссельского саммита НАТО, к участию в котором приглашена украинская делегация во главе с президентом Украины Петром Порошенко», – приводит слова Турчинова пресс-служба СНБО после голосования.
Новые стандарты
Принятый закон о национальной безопасности отменяет действие трех основных законов: «Об основах национальной безопасности Украины», «О демократическом гражданском контроле над военной организацией и правоохранительными органами государства» и «Об организации оборонного планирования». Документ определяет и разграничивает полномочия государственных органов в сферах национальной безопасности и обороны, которые должны соответствовать стандартам НАТО. В частности, устанавливается, что министр обороны и его заместители теперь будут гражданскими лицами. Вводится разграничение полномочий главнокомандующего вооруженных сил и начальника Генерального штаба ВСУ. Последний будет подчиняться первому. В случае введения военного положения, президент получает право стратегического руководства Национальной гвардией, которое будет реализовано через Генштаб ВСУ.
Закон ограничивает полномочия СБУ в сфере расследований экономических преступлений. Теперь функции ведомства ограничиваются противодействием разведывательно-подрывной деятельности против Украины, борьбой с терроризмом, контрразведывательной защитой государственного суверенитета, конституционного строя и территориальной целостности, оборонного и научно-технического потенциала, кибербезопасностью, экономической и информационной безопасностью государства, безопасностью объектов критической инфраструктуры, охраной государственной тайны. Через полгода после вступления в силу закона «О национальной безопасности Украины» подойдет очередь принять новый закон о деятельности СБУ.
Принятый закон закрепляет финансовое обеспечение сектора безопасности и обороны. Так, объем соответствующих расходов должен составлять не менее 5% запланированного объема ВВП, из которых 3% будут выделяться на силы обороны, то есть, армию. Сектор безопасности и обороны получит демократический общественный контроль со стороны Верховной Рады и гражданского общества.
- Информация о материале
Страница 39 из 2102
