Главная
Оцифровать чиновника. Почему развитие электронной демократии в Украине нельзя останавливать
После Революции достоинства украинцы возлагали большие надежды на быстрые позитивные перемены. Но, к сожалению, постсоветская система круговой поруки оказалась прочнее, чем многие думали. Практически единственной сферой, где революция уверенно побеждает, остаётся внедрение цифровых технологий в процесс государственного управления. Большинство перемен, вызванных «электронной демократией», практически необратимы. Но предстоит сделать ещё больше.
Если на итоги реформ, проводящихся в Украине в течение последних трёх лет, посмотреть с точки зрения объективных показателей, можно увидеть парадоксальную ситуацию. С одной стороны, результаты реформаторских усилий выглядят очень и очень скромными, если не сказать больше. По показателю уровня институционального развития — а это главный фактор конкурентоспособности страны по версии Всемирного экономического форума — Украина оказалась на 129-й позиции из 138 стран. Уровень институционального развития является исходной точкой прочих реформ. Ведь он отражает способность государства учреждать и обеспечивать соблюдение благоприятных для общества и бизнеса правил игры, управлять процессом изменений.
Неудивительно, что в мировом рейтинге восприятия коррупции Украина традиционно застряла на последнем, в этот раз 131-м месте, рядом с Россией и Ираном. А недавнее исследование компании Ernst & Young наглядно подтвердило и так всем известный факт: не только чиновники, но и руководство крупных украинских компаний без зазрения совести готово давать взятки ради повышения своей прибыли. В этом антирейтинге Украина заняла первое место в мире.
Впрочем, это и так понятно и предсказуемо. Парадокс состоит в том, что при более чем скромных результатах в институциональном развитии Украина в 2016 году заняла 32-е место среди 193 стран — членов ООН по индексу электронного участия, значительно опередив Бельгию, Латвию и даже Швейцарию.
Объяснение парадокса достаточно просто, хоть и не лежит на поверхности. Дело в том, что за изменения в цифровой сфере взялся украинский «креативный класс», для которого цифровая среда понятна и естественна. Для сформировавшегося в 90-х годах отечественного истеблишмента и чиновников, наоборот, электронные сервисы — terra incognita. Они неадаптированы к миру современных технологий и не видят в нём серьёзной угрозы для себя. Данный разрыв и обусловил успех «электронных реформ»: именно в этом направлении «креативному классу» удалось достичь значительных прорывов. Грубо говоря, нерадивых чиновников решили не перевоспитывать, а просто-напросто «оцифровать».
За последние три года гражданским обществом был разработан и внедрён ряд инструментов электронной демократии, которые заложили фундамент для дальнейших сдвигов, способных стать фатальными для консервативной бюрократической элиты. Бюджеты участия и порталы государственных данных, система ProZorro и электронные декларации чиновников — все эти нововведения, пусть не так радикально, как хотелось бы, решают важные для общества задачи. В частности, расшатывают сложившуюся за два десятка лет систему управления со всеми её неписаными правилами и «понятиями», значительно увеличивают стоимость коррупции и повышают прозрачность принятия государственных решений на любом уровне власти.
Однако для форсированного наступления граждан на косность бюрократической системы этого мало. Необходимо как минимум ещё три важных шага.
Во-первых — узаконить императивность электронной демократии. Электронные петиции при всей их полезности лишь обращают внимание общества и чиновников на проблемы. Даже если проблему, поднятую петицией, уже нельзя просто проигнорировать, её по-прежнему можно «заболтать» и оставить в том же состоянии, прикрывшись законодательными отговорками. В отличие от петиций, референдумы, в частности, локальные и по местным вопросам, могут заставить власть подчиняться воле граждан.
То есть задача состоит в том, чтобы добиться законодательной возможности для граждан запускать референдумы по народной инициативе через интернет, как это уже работает с петициями. В США, Швейцарии и Германии жители путём референдумов активно вносят и принимют законы, изменяют конституции, ветируют решения органов власти, распускают парламенты, принимают международные соглашения и делают другие интересные вещи.
Во-вторых — сделать возможной массовую электронную идентификацию. Пользователей электронно-цифровых подписей в Украине лишь несколько миллионов человек — при том что только такая форма цифровой идентификации сегодня признаётся юридически значимой. Это обстоятельство не позволяет массово использовать все возможности электронной демократии. Ключевым решением является законодательное расширение сферы применения BankID (банковского профиля) для идентификации граждан, как это в своё время сделали у себя флагманы электронного правительства — Эстония и Финляндия.
Наконец, необходимо повысить цифровую грамотность населения. Сегодня украинцы используют интернет для того, чтобы смотреть фильмы, слушать музыку и читать новости. Однако в мире трансформирующая сила цифровых коммуникаций широко известна и очевидна. Именно она позволяет людям контролировать расходование бюджетных средств и процесс принятия решений. И самое замечательное то, что для бюрократической системы обойти «цифровую демократию» — задача практически невыполнимая. Для этого надо запретить или ограничить интернет. Но в современном мире это равноценно самоубийству.
Топ-5 электронных «перемог» 2014–2017 годов
Электронные петиции
Что сделано: электронные петиции запущены на всех уровнях власти. На сайте президента 900 тыс. пользователей подали или поддержали 30 тыс. петиций.
На что повлияет: требования людей стало гораздо сложнее скрывать и игнорировать.
Бюджеты участия
Что сделано: в 10 городах страны часть бюджета направляется на проекты горожан, которые отбираются по итогам электронного голосования. В Киеве — 62 проекта на сумму 50 млн грн.
На что повлияет: увеличение способности людей решать вопросы развития своих городов, минуя отговорки чиновников.
Порталы открытых данных
Что сделано: запущен единый портал открытых данных data.gov.ua, где сегодня доступно 14 675 наборов данных центральных и местных органов власти. Единый портал публичных финансов spending.gov.ua, в свою очередь, позволил любому желающему скачивать и независимо анализировать финансовую отчётность государственных органов.
На что повлияет: люди получили возможность отслеживать эффективность работы власти путём анализа цифр, выявлять «схемы», растраты и халатность.
Система публичных электронных закупок ProZorro
Что сделано: менее чем за год система сэкономила государству 22 млрд грн и заняла первое место в международном конкурсе систем госзакупок.
На что повлияет: бизнес получил возможность соревноваться за тендеры с монополиями, прозрачность процедуры усложнила реализацию коррупционных схем.
Портал государственных услуг
Что сделано: портал государственных услуг iGov.org.ua благодаря работе сотен волонтёров сделал доступными в онлайн 398 административных услуг.
На что повлияло: отныне граждане могут без очередей и поклонов получать от органов власти положенные сервисы.
- Информация о материале
Как собираются реформировать пенитенциарную систему
В правительстве готовят законопроект «О пенитенциарной системе», который должен улучшить условия труда сотрудников и содержание осужденных в тюрьмах.
Изначально законопроект разрабатывался совместно с Реанимационным пакетом реформ и Консультативной миссией Европейского Союза в Украине. Но первая версия документа не подошла Министерству юстиции.
«Министр Павел Петренко не согласился, например, с тем, как прописали социальные гарантии для персонала пенитенциарных учреждений. Не поддержал, чтобы медицину обеспечивало Министерство здравоохранения (МЗ). Аргументация неоднозначная, но стало понятно, что МЗ не готово отвечать за тюремную медицину из-за недостатка ресурсов», — рассказывает представитель Консультативной миссии ЕС Вадим Човган.
В документе предлагалось также передать функцию реагирования на чрезвычайные ситуации от пенитенциарной службы в специальное подразделение Нацполиции. «Если заключенные не соглашаются с чем-то, то в месте лишения свободы начинается бунт. Тогда в учреждение заводится подразделение спецназначения, которое обыскивает заключенных. При этом известны случаи, когда заключенных брали на испуг с применением силы, чтобы усмирить», — объясняет Вадим Човган. Эксперт указывает, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) уже дважды осуждал Украину за массовые избиения в местах лишения свободы.
Суд вынес решения в делах «Давыдов и другие против Украины», «Карабет и другие против Украины», но власть так и не урегулировала работу подразделения спецназначения. Вадим Човган выступает за то, чтобы у пенитенциарной службы забрали подразделение спецназначения. «Система не должна решать, когда применять силу к неподчинившемуся заключенному. С этим пусть определяется Нацполиция как более независимый орган», — считает он.
Некоторые авторы законопроекта также предлагали ликвидировать оперативные подразделения в учреждениях отбытия наказания, но это не поддержали в Министерстве юстиции. «Пенитенциарные сотрудники находят среди осужденных неформальных информаторов, которые рассказывают, что происходит в учреждении. Они на сегодняшний день узаконены. Закон об оперативно-розыскной деятельности (ОРД) разрешает использовать «неформальных сотрудников». Высказывались различные позиции относительно этого. Некоторые выступали против, так как это якобы советчина и такого нет нигде в мире. Но оперативная работа — нормальная практика в других тюремных системах (так называемая intelligence). Правда, эта работа там отличается и никоим образом не стимулирует тюремную субкультуру, как это происходит у нас. Поэтому нашу функцию тюремной ОРД надо изменять, а не ликвидировать», — говорит Вадим Човган.
После консультаций в пенитенциарном подкомитете Верховной Рады эксперты начали повторно, вместе с представителями Министерства юстиции, нарабатывать законопроект. Выясняли, какие правозащитные новеллы выписаны в документе. В тексте проекта, как и в самой пенитенциарной реформе, декларируется отход от карательной цели в пользу реабилитации заключенных. Ведь наказание по сей день является официальной целью пенитенциарной системы.
Карандаши и животные в тюрьмах
Авторы законопроекта стремятся отменить безосновательные запреты и для этого в ст. 4 прописали, что ограничение прав и свобод осужденных и лиц, взятых под стражу, должны оговариваться законом. Такое ограничение должно преследовать обоснованные с точки зрения международных стандартов цели и быть необходимыми в демократичном обществе в понимании практики ЕСПЧ.
Впервые за историю уголовно-исполнительного законодательства создается так называемая лимитативная клаузула. Она предусматривает, что ограничения должны быть минимальными, а цели — обоснованными. Если для достижения цели можно применить более мягкие меры ограничения прав, то должны применяться именно они. Эксперты считают нецелесообразным запрещать цветные карандаши в местах несвободы. Они настаивают на справедливом балансе индивидуальных и общественных интересов.
«Например, до недавнего времени в тюрьмах нельзя было держать животных. Если жила кошка, которую заключенный кормил, то она была вне закона. Ее забирали, если администрация хотела задеть осужденного», — говорит Вадим Човган.
Эксперт также подчеркивает, что ограничение переписки и прослушивание телефонных звонков должны быть разрешены только в крайнем случае. Он замечает, что Украина из-за таких ограничений проиграла не одно дело в ЕСПЧ.
Одна из важных целей пенитенциарной системы, определенных в законопроекте, — снизить уровень преступности и количество повторных преступлений. Предлагается уважать права человека, создавать условия для социальной реабилитации и интегрировать осужденных в общество. «Это значит, что условия отбытия наказания должны приближаться к условиям жизни на свободе. Чем больше мы человека «зажимаем», тем сложнее ему будет приспособиться на свободе после таких ограничительных условий», — комментирует Вадим Човган.
Предлагается вручать письменные мотивированные решения, если администрация места несвободы ограничивает права осужденного или содержащегося под стражей. «Согласно закону администрация может «просматривать» корреспонденцию без ознакомления с содержанием. Но на практике письма читают. А мы предлагаем, чтобы копия решения о просмотре в каждом конкретном случае вмешательства в корреспонденцию присылалась осужденному. С таким решением у человека будет возможность обжаловать действия администрации», — объясняет Вадим Човган.
Учреждения пенитенциарной системы в своей работе должны учитывать рекомендации Европейского комитета по вопросам предотвращения пыток, практику ЕСПЧ, правила пробации Совета Европы, Европейские тюремные правила и документы, принятые ООН относительно пенитенциарной системы. «Раньше, говоря о правовой базе тюремной системы, вспоминали законы, подзаконные акты и указы президента. О пенитенциарных международных стандартах не вспоминали», — уточняет Вадим Човган.
Медицина
Министерство юстиции Украины не планирует передавать медицинское обеспечение в местах лишения свободы Министерству здравоохранения. Ведомство хочет создать отдельное государственное учреждение. План действий Нацстратегии в сфере прав человека предполагает, чтобы у этого учреждения был отдельный бюджет и независимый персонал, подчиняеющийся только Министерству юстиции, а не начальнику колонии.
Надежда пожизненников
Авторы законопроекта прописали также новый механизм условного освобождения, подобный тому, который действует в скандинавских странах. Он аналогичен механизму, заложенному в зарегистрированном в парламенте законопроекте №6344 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно адаптации порядка применения отдельных институтов уголовного права к европейским стандартам».
Сейчас веским основанием для досрочного освобождения является «исправление» — размытая с юридической точки зрения категория. Вместо этого, согласно проекту, осужденных должны освобождать автоматически после отбытия ими определенного срока, если нет высокого риска совершения ими новых преступлений на свободе.
«Ради объективности этот риск будет оценивать не администрация колонии, а служба пробации. Администрация будет обращаться к службе, если будет считать, что существует высокий риск совершения новых преступлений конкретным осужденным», — объясняет Вадим Човган. Служба будет определять риск по балльной системе. Окончательное решение о досрочном освобождении будет принимать суд.
Кроме того, документ предусматривает специальный механизм досрочного освобождения пожизненников. Предлагается пожизненное лишение свободы заменить определенным сроком. Для этого осужденный должен написать проект реинтеграции в общество и пройти тщательное оценивание рисков.
Как известно, ЕСПЧ в решении по делу «Винтер и другие против Соединенного Королевства» постановил, что содержание человека в месте лишения свободы пожизненно без реалистической перспективы освобождения является истязанием. Вадим Човган объясняет: это решение означает, что для осужденных пожизненно должна быть перспектива освобождения, чтобы они пытались исправиться и интегрироваться в жизнь. В различных странах до момента освобождения пожизненники отбывают наказание 15–25 лет.
«Из-за того, что в Украине нет такого механизма, мы находимся в состоянии постоянного нарушения ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод («запрет истязания»). Это только вопрос времени, когда будет решение Европейского суда относительно украинских пожизненников», — говорит эксперт.
Дома реинтеграции
Сегодня, когда заключенные освобождаются, некоторые из них не знают, куда идти и где жить. Из-за отсутствия жилья и работы бывшие осужденные совершают новые преступления. Иногда умышленно, чтобы вернуться в тюрьму.
«Так как там поселят и накормят. Поэтому авторы документа предлагают создать сеть домов реинтеграции — по одному в каждой области», — рассказывает Вадим Човган.
В этих домах бывшие осужденные сразу после освобождения смогут поселиться, получить питание, помощь с документами и работой.
Открытость для общественности
В первой редакции законопроект предлагал предоставить доступ общественности к следственным изоляторам — почти такой, как к уголовно-исполнительным учреждениям. Его авторы использовали список субъектов, имеющих право посещать СИЗО, что определено в ст. 24 Уголовно-исполнительного кодекса.
Вместе с тем документ устанавливает ограничение во время визитов общественности, чтобы избежать злоупотреблений в следственных изоляторах.
«Конфиденциально общаться с подсудимыми могут запретить в исключительных случаях. Это могут сделать в интересах следствия суд или следователь, осуществляющие уголовное производство. Такое решение может касаться, в частности, глав местной госадминистрации, народных депутатов, депутатов местных рад, членов общественных советов. Но оно не касается уполномоченного Верховной Рады по правам человека и его представителя по вопросам реализации национального превентивного механизма», — объясняет Вадим Човган.
По его словам, такое решение должно быть обоснованным и определять круг людей, которых оно касается. «В решении указывается срок его действия. Он должен быть как можно короче и не может превышать 30 дней. Копия решения выдается человеку под стражей или тем, кому запрещается посещение. Но это не означает, что нельзя контролировать условия содержания подследственных», — добавляет эксперт.
Однако и он, и другие правозащитники жалуются, что во второй редакции законопроекта сузили общественный контроль. «В предложенной редакции уже нет помощников народных депутатов, работающих на общественных началах. У народных депутатов нет времени ездить по тюрьмам. Этим вопросом занимались их помощники. В последней редакции предложена аккредитация журналистов и запрет фото- и видеосъемки объектов «в запрещенной зоне». Его не было в предыдущем варианте законопроекта. Я предлагаю оставить без изменений норму о совместном визите народных депутатов и журналистов без аккредитации и без предупреждения», — заявил правозащитник Харьковской правозащитной группы Андрей Диденко на пенитенциарном подкомитете Верховной Рады 20 июня.
По словам Вадима Човгана, в Министерстве юстиции согласились, что люди с судимостью не смогут мониторить места несвободы. Но вместе с тем останется полный перечень субъектов, имеющих право на общественный контроль. Такое сужение контроля он называет сюрпризом.
Заместитель министра юстиции Денис Чернышев заявляет, что есть вопросы, в которых он не уступит. Он соглашается на визиты помощников депутатов, работающих официально. «Никаких внештатных 50 человек», — заявил член правительства. Чиновник предложил правозащитникам определиться с критериями по СМИ, чьим представителям будет разрешен доступ в тюрьмы. Это, по его словам, может зависеть от тиража издания или охвата аудитории. «Нельзя делать из тюрьмы проходной двор», — сказал заместитель министра.
Кроме того, в законопроекте планируют предусмотреть статью с функциональными обязанностями пенитенциарной инспекции. Менеджер проекта Совета Европы «Поддержка пенитенциарной реформы в Украине» Ольга Сандакова рассматривает эту инспекцию как друга пенитенциарных учреждений. Внутренняя инспекция от Министерства юстиции будет содействовать улучшению качества менеджмента в местах несвободы. Это надо для предотвращения нарушения прав человека и затрат из госбюджета по решениям ЕСПЧ.
Предложено также ввести уголовную ответственность «за сокрытие от осмотра или попытку передачи» заключенным или арестованным запрещенных предметов. Сейчас предлагается штрафовать нарушителей в размере от трехсот до шестисот необлагаемых налогами минимумов доходов, либо до трех лет ограничивать или лишать свободы.
На пенитенциарном подкомитете разгорелась дискуссия вокруг ст. 391-1, которой хотят дополнить Уголовный кодекс. Евгений Нецветаев, заместитель руководителя отдела мониторинга пенитенциарных учреждений в Офисе омбудсмена, подчеркивает, что в статье слишком жесткая санкция. Вместе с тем представитель Государственной уголовно-исполнительной службы Андрей Нечипельский замечает, что уголовная ответственность наступает после того как на нарушителя уже накладывалось административное взыскание за такие же действия. «Если лицо снова совершает нарушение, то что плохого в привлечении его к уголовной ответственности?» — говорит он. Евгений Нецветаев замечает, что запрещенными для передачи предметами может быть все, что угодно, — даже еда не в заводской упаковке. «Если я познакомился с мужчиной из исправительного центра и подарил ему бутылку пива. При этом я не знал, что он отбывает наказание в виде ограничения свободы, то что тогда, — лишать меня свободы на три года?» — возмущается Андрей Диденко.
Глава пенитенциарного подкомитета призвал правозащитников и авторов инициативы прописать норму так, чтобы, с одной стороны, сделать невозможными системные нарушения, а с другой — чтобы санкция статьи соответствовала цели закона.
Права пенитенциарных сотрудников
Авторы документа прописали социально-экономические и профессиональные права пенитенциарных работников. В проекте статьи о целях и задачах будущей пенитенциарной системы появляется новая задача — «надлежащее организационное, материальное и прочее необходимое обеспечение сотрудников пенитенциарной системы».
Увеличивается продолжительность отпусков, предполагается право бесплатного проезда во время рабочих поездок в пределах региона, бесплатное медицинское обслуживание, четко регулируется возмещение платы за аренду жилья в случае, если у сотрудника нет собственного. Такие же социальные гарантии планируют ввести и для службы пробации.
«Многим людям угрожает потеря специальных званий. Для них, например, будет невозможен ранний выход на пенсию. Мы же прописали, что люди, начавшие работать в погонах и потерявшие звание из-за реформы, продолжают работать на тех же условиях. Кому-то до пенсии осталось 2 года, кому-то — 20. А новых сотрудников можно добирать уже на новых условиях пенсионного обеспечения», — рассказывает Вадим Човган.
Кроме того, документ предусматривает создание специального учебного заведения для людей, которые хотели бы работать в пенитенциарной системе.
«Был аргумент, чтобы обучение продолжалось максимум 2–3 года, но имело бы практический уклон. Как показывает иностранный опыт, чтобы быть обычным тюремным сотрудником, совсем не обязательно иметь высшее образование. Но пока что по этому поводу продолжается дискуссия», — говорит эксперт.
Вдохновители реформы хотят также обновить штат пенитенциарных работников, привлечь представителей других профессий.
Окончательный текст законопроекта в правительстве планируют наработать осенью.
- Информация о материале
Зі справи про розкрадання 18 мільйонів на каналізації щез чиновник Харківської ОДА
Прокуратура в квітні передала до Дергачівського районного суду був переданий обвинувальний акт щодо чотирьох осіб, яких підозрюють у розкраданні бюджетних коштів, які виділили на Малоданилівські очисні споруди в Харківській області.
Про це повідомляє «Харківський антикорупційний центр» з посиланням на обласну прокуратуру.
Зараз планується проведення підготовчого засідання.
Правоохоронці стверджують, що розкрадання бюджетних кошті вбуло здійснено злочинною групою, до якої увійшли директор ТОВ підприємство «Спецводстрой», яким тоді була Інна Морозова, її сестра Елла Кутько та батько –Микола Кожанов, а також Сергій Гуслєв, який був директором ПП «Інжинірингова компанія «Технології ВК». Цю групу обвинувачують у порушенні низки статей Кримінального кодекса: зловживання службовим становищем, привласнення та розтрата майна, підроблення документів, відмивання та легалізація доходів та інше. За даними слідства, упродовж 2014 – 2016 років членами вказаної групи на території м. Харкова вчинені чотири епізоди заволодіння коштами державного та обласного бюджетів
Так, з липня 2014 р. по березень 2016 р. ця група з використанням корупційних зв’язків в органах державної виконавчої влади та місцевого самоврядування отримала замовлення на виконання робіт від Департаменту капітального будівництва Харківської ОДА. Під час їх виконання було використано підприємство з ознаками фіктивності ТОВ «Бест-Р», а також були підроблені офіційні документи та внесенні недостовірні відомості. Все це дозволило завищити вартість обладнання та вартість виконаних робіт, внаслідок чого злочинна група заволоділа 18,18 млн. грн.
Цікаво, що нині у справі та обвинувальному акті не фігурують чиновники, без яких провернути цю схему було неможливо. Хоча раніше, в ухвалах по цій справі, правоохоронці повідомляли про те, що представник ТОВ підприємство «Спецводстрой» передав директору Департаменту ОДА більше мільйона гривень готівкою. В 2014 році керівником цієї установи був Євгеній Шахненко – теперішній віце-губернатор.
На даний час, у «Спецводстрой» та «Бест-Р» з’явився один й той самий новий директор – Владислава Гусліста. Вона була партнером по ТОВ «Техекс-Газ» Юзефа Броневського, який був відомий як радник віце-губернатор ОДА Євгенія Шахненка.
Минулого року Департамент капбудівництва провів черговий тендер на завершення реконстуркції Малоданилівських очисних споруд. Договір вартістю 10 млн. грн. був підписаний з ТОВ «Будівельник».
Детальніше про цю справу з розкрадання грошей на реконструкції Малоданилівських очисних споруд читайте тут.
- Информация о материале
Война мешает украинской экономике, но экспорт в Россию растет
Александр Пасхавер – украинский ученый, заслуженный экономист Украины, член-корреспондент Академии технологических наук и внештатный советник президента. В интервью «Апострофу» известный экономист рассказал, чем Украине полезен открытый рынок земли, почему уход реформаторов из правительства – дезертирство и получится ли у государства полностью избавиться от экономической зависимости от России.
- Кабинет министров в конце мая ухудшил прогноз роста ВВП в 2017 году с 3% до 1,8%, а прогноз инфляции – с 8,1% до 12,9%. Насколько реалистичен свежий прогноз?
- Я не оцениваю, насколько он реалистичен, только могу сказать, что это – результат ухудшения отношений с предприятиями, которые находятся на оккупированных территориях. Могут работать и факторы, связанные с динамикой цен на основные продукты нашего экспорта.
- Интересна ваша оценка ситуации с блокадой. Насколько она ухудшила экономическую ситуацию в Украине?
- В жизни экономика не является первопричиной многих действий, особенно когда мы воюем. Блокада – это политика, это средство войны, а если вы говорите о чем-то как о средстве войны, то чисто экономические последствия не первоочередные. Все военные действия, любые, не только стрелялки – это расходы, разорение, и в этом смысле действия, связанные с войной, оценивать с точки зрения экономического эффекта странно.
- Что необходимо сделать власти в первую очередь, чтобы экономика начала расти не на 1-2%, а хотя бы на 3% в год?
- Сосредоточиться на предпринимательском климате. Нужно дать возможность предпринимателям проявить свою инициативу, это и есть единственный путь стабильного экономического роста страны. Нам нужны обязательно две вещи: поддержка людей, которые умственно заражены инновациями, и поддержка людей, которые наращивают наш экспорт.
- Экономика прекратила падать и очень медленно начала расти в 2016 году. Но в первом квартале 2017 года ситуация уже стала несколько хуже. Продолжается ли сейчас негативная тенденция?
- Есть несколько обнадеживающих факторов, я бы сказал, что экономика улучшается качественно. Например, растет экспорт в Европейский союз. Качественные показатели не менее важны, чем количественные. И кстати, что еще удивительно – растет экспорт в Россию. Конечно, война очень мешает нам, но меня просто удивляет, что в условиях войны экономика вообще растет. Это говорит о том, какой здоровый организм наша страна.
- Вы сказали о росте экспорта в Россию. Как с политической точки зрения, а не экономической оценить такой рост, учитывая непростые отношения двух государств?
- У нас идет, как сейчас говорят, гибридная война, где вот эти параллели войны с Гитлером совершенно неуместны. Мы торгуем и воюем одновременно. И это очень странно для нас, но надо помнить, что мы вышли из Советского Союза, и когда мы вышли, доля экспорта с Россией была преобладающей. Больше 70% экспорта шло в Россию. Мы и так уменьшили очень резко торговлю с Россией, но если бы, например, пришел какой-нибудь радикал и сказал: «Так, с этого дня никакой торговли», то это был бы разрушительный удар по Украине, по ее развитию, реформам, стабильности.
- Какая модель развития экономики для Украины приоритетна, учитывая, что сырьевая экономика не слишком перспективна, а по уровню развития современных технологий мы все-таки не занимаем лидирующих позиций?
- Модель такая – свобода, свобода и свобода. Не дай Бог, какую-то модель принять, которая бы с энтузиазмом была бы воспринята бюрократией и использована для ее обогащения. Особенно я люблю, когда говорят о приоритетах развития... Бюрократы очень любят указывать предпринимателям, где надо развиваться. Дайте свободу, и это будет лучшее, что может быть.
- Как вы оцениваете пенсионную и земельную реформы? В чем достоинства и недостатки этих реформ?
- Сейчас идут реформы, определяющие будущие социальные параметры нашего общества – и пенсионная реформа, и реформа здравоохранения, и образования, и земельная реформа... Если вы не внутри процесса, всегда найдется море замечаний.
Скажем, пенсионная реформа. Всем очевидно, что мы катастрофически опаздываем с введением накопительной формы пенсионного обеспечения. Очевидно, что система эта плохо работает без доверия граждан к государству, а до этого далеко. А в действующей солидарной системе сделаны необходимые шаги, связанные с балансированием доходов и расходов, но это трудно назвать реформой. К тому же, эти перемены смогут работать хотя бы несколько лет, если прогнозируемое падение числа работников будет компенсироваться устойчивым ростом их доходов и, соответственно, ростом пенсионных взносов.
Я всегда помню слова безвременно умершего выдающегося реформатора Кахи Бендукидзе, который говорил, что лучше ошибиться и потом исправлять, чем ничего не делать. Это был его принцип. А мы, несомненно, будем еще не один раз исправлять наши ошибки, наши реформы. Но мы задумали гуманную образовательную реформу и, я бы сказал, рациональную реформу здравоохранения.
Что касается земельной реформы, то мы – бедные именно потому, что не провели земельную реформу, потому что мы не торгуем землей. Земля исключена из легального оборота капиталов, принудительно дешева для крупных арендаторов. Их интересы держат в бедности не только миллионы собственников паев, но и страну в целом. Значительная часть национального богатства разбазаривается, используется уродливо.
- А если вернутся к теме пенсионной реформы, по-вашему, будет ли в последующие годы в Украине подниматься пенсионный возраст и нужно ли это?
- У нас, как и во всем мире, административный возрастной порог выхода на пенсию заменяется комплексом экономических стимулов, ориентирующих человека на определенный возраст. Человек волен выбирать, но стимулы указывают ему оптимальный возраст прекращения работы, и этот возраст будет неизбежно расти (для солидарной системы) по мере старения населения и с ростом продолжительности жизни.
- А как вы оцениваете повышение страхового стажа?
- Просто нужны деньги для того, чтобы платить. Если страховой стаж повысили, значит, вы будете дольше платить до того момента, когда начнете получать пенсию, но и пенсия будет больше. Пенсионные деньги не берутся из ниоткуда.
- Вы в одной из колонок писали о том, что в Украине не улучшается предпринимательский климат, в нашем разговоре вы его тоже вспомнили. А какие факторы, по-вашему, влияют на это ухудшение?
- Мы улучшаем свои показатели во всяких индексах, связанных с экономической свободой, но я не чувствую в разговорах с предпринимателями, что это как-то отражается на них. Предпринимательский климат – это очень общее понятие, я бы сказал, понятие свободы, свободы от бюрократии, от коррупции, и пока у нас нет таких значимых достижений. Но с другой стороны, хочу подчеркнуть, что у нас, в воюющей стране, начала расти экономика – мы же имели падение экономики, а теперь она растет, очень медленно, в пределах точности расчетов, но все-таки растет. Но люди замечают более крупные изменения, более масштабные, а статистика фиксирует и начальные движения.
- Можно ли говорить об ухудшении инвестиционного предпринимательского климата, когда проходят обыски, например, недавно в Dragon Capital, многих IT-компаниях...
- Видите ли, бюрократия же никуда не делась, бюрократы не улетели в космос, бюрократия есть плоть от плоти нас всех. Мы все, к сожалению, больны ХХ веком, мы все дети тех, кто пережил страшные потрясения в ХХ веке, мы потеряли целый ряд полезных свойств, которые нужны для того, чтобы быть успешной страной, в частности, более всего меня беспокоит отношение к труду... Знаете, на протяжении тысячелетий человек сакрально относился к труду, как к священнодействию, эта сакральность была потеряна на протяжении трех поколений Советского Союза, поскольку она не поддерживалась конкуренцией, а конкуренция – это мощнейший негативный стимул, который заставляет людей относиться ответственно к труду. И когда мы обсуждаем все последствия советской хозяйственной системы, мы об этом не говорим. Мы потеряли священное отношение к труду, а это значит, мы потеряли ответственность в труде, и это очень тяжело преодолевать. Может быть, нам придется преодолевать поколениями.
В школе, в начале 60-х, я проходил практику по труду у рабочего, переведенного с завода в мастерские института – и вот за что: он не умел работать плохо, он работал быстрее и качественнее всех и всем мешал жить спокойно. Помню и другой подобный эпизод с выпускницей торгового техникума. Ее уволили на второй день поступления на работу в маленький магазин, где она парализовала своей честностью привычное бригадное воровство.
Обобщая ваши вопросы, можно повторить вопрос моего приятеля, известного польского реформатора: «У нас в Польше беспорядок не меньше вашего, почему у нас получается, а у вас как-то скособочено?» Ответ прост, но он не на поверхности – они вернулись к себе домой, в Европу. Их реформы основаны на социальных ценностях, которые исповедуют большинство: свобода и ответственность как жизненная необходимость, уважение к себе и к другим, доверие как основа отношений в обществе.
Нам предстоит длинный путь. Столетия жизни в чужих государствах, особенно кровавый ХХ век выковал в большинстве народа стратегию выживания: не верь никому, кроме своих, скрывай, не получилось – обмани, не получилось – подкупи. Здесь нет места свободе и уважению к личности, включая свою.
Еще один пример. Пандусы при входах нужны миллионам, не только инвалидам, но и пожилым и мамам с младенцами. Прогуляйтесь и удивитесь этим новомодным пандусам, которые невозможно преодолеть из-за их крутизны. Для меня это издевательство – показательная характеристика неуважения к личности, любой, а значит, и к себе самому. Вот почему западные настойчивые советы меняться быстро – малопродуктивны.
Ценности приходят в противоречие с создаваемыми новыми институтами. Десятилетия понадобятся для их взаимной адаптации.
- А как утечка мозгов и квалифицированных рук может сказаться на экономике, жизни страны в целом? Как можно остановить или хотя бы затормозить этот процесс?
- Знаете, утечка мозгов – это естественное состояние. Противостоять этому можно по-сталински – просто закрыть страну, но не нужно. Это естественное состояние – перелив рабочей силы из бедной страны в богатую. Все страны, которые успешно прошли модернизацию, переживали утечку мозгов. Это им не помешало развиваться.
- Что скажете об антикоррупционной деятельности нашего государства? Создано немало антикоррупционных структур: НАБУ, НАПК, САП, насколько они эффективны? Как думаете, сколько понадобится времени, чтобы были реальные результаты, посадки, очищение власти?
- Мы все пронизаны коррупцией: она расцветает везде, где можно «держать и не пущать». Одни получают коррупционную ренту, другие платят ее, защищая таким образом свои права. Коррупция – один из основных элементов стратегии выживания, которым мы владеем в совершенстве. Коррупция будет медленно и драматично отступать в темпе изменения наших ценностей.
- В одном из интервью вы сказали, что олигархическая монополия делает Украину бедной, именно она является основой нашей бедности. Президент Петр Порошенко анонсировал как раз-таки процесс деолигархизации. Как думаете, это у него получается?
- Сотни тысяч людей имеют кормление от монополий, которые они создали искусственно, там, где должна быть какая-то процедура, выбор, они создают себе монополию и с этого зарабатывают. Наша страна монополистически организована, а там, где монополия, тормозится развитие, так как монополия – это антагонист развития. Там, где нет развития, там – бедность. Так что монополия и бедность – это ближайшие родственники.
А есть ли деолигархизация? Я бы ответил так: никто не арестован из олигархов, никто показательно не наказан. Но то, что крупнейшие олигархи ослабли, несомненно.
- Можно ли назвать правительство Владимира Гройсмана реформаторским? Как вы оцениваете усилия чиновников в реформировании разных отраслей?
- Он поддерживает этот процесс. Я довольно часто бываю на совещаниях, где премьер Гройсман беседует с реформаторами, и наблюдаю достаточно деловой стиль. Они не отчуждены друг от друга.
- Почему тогда один за одним свои должности оставили так называемые реформаторы в правительстве? Айварас Абромавичус ушел, многие заместители, менеджеры? Не выдержали давления системы или им просто не давали проводить реформы?
- Это бегство, дезертирство. Люди должны бороться, а они обижались, будто пришли не реформировать, будто реформаторство – это не война, а прогулка. Сопротивление реформам во власти и вне ее наращивается по мере их углубления. Это естественно. И истинные реформаторы должны использовать данные им возможности до конца.
- Каким вы видите дальнейшее развитие отношений с Россией? Кто-то, в основном правые радикалы, хочет отделиться от России чуть ли не стеной, кто-то говорит, что все-таки рано или поздно нам придется примиряться. А как думаете вы?
- Наши радикальные партии никакого отношения к революционному радикализму не имеют. Это пародия на революционный радикализм, это, скорее, радикальный популизм, поэтому обсуждать их как равноправных участников революционного процесса просто неприлично. К сожалению, революционные партии, которые бы имели значимость для населения, не были созданы. Я не могу назвать партию, которая была бы хоть сколько-нибудь значима и выросла из Майдана.
А по поводу России... Россия – это империя, а мы уходим от империи, наше движение ведь не только связано с модернизацией страны и свободой от советской системы хозяйствования, это также уход от империи. К сожалению, Россия не учитывает опыт других европейских империй, которые отказались от имперской политики. Я могу только сказать, что они идут против исторической тенденции. В этом случае как бы вы ни были сильны, соотношение сил не играет существенной роли. Я приведу пример Франции, которая проиграла Алжиру в такой войне. Это просто ошибка Путина как руководителя страны, который тянет ее в прошлое, и эта ошибка может привести к развалу страны.
Мы не будем в ближайшее время друзьями с Россией. Россия – это наше испытание, может быть, на десятилетия. Но это испытание создает нашу страну заново, делая модернизацию неизбежной.
- А удастся ли Украине в будущем полностью экономически стать независимой от России?
- Я только что положительно ответил на этот вопрос.
- Информация о материале
Війна за монополію: чи зможе МАУ зупинити Ryanair
Протистояння міністра інфраструктури Володимира Омеляна з компанією «Міжнародні авіалінії України» Ігоря Коломойського набирає обертів.
У середу стало відомо, що МАУ подала низку позовів до суду, якими вимагає розірвати угоду між лоукостером Ryanair та аеропортом «Львів», заборонити міністерству надавати сприяння ірландській компанії та компенсувати українській авіакомпанії десятки мільйонів гривень «втрат».
Крім цього, авіаперевізник надіслав до Генеральної прокуратури заяву щодо вчинення кримінального правопорушення Омеляном.
Натомість, міністр каже, що МАУ свідомо блокує розвиток авіаційної галузі країни та порадив власникам і керівництву компанії сконцентруватися на питанні сплати до бюджету 400 млн грн зборів, які ті заборгували державі.
На його думку, ситуація вирішиться найближчим часом і жодним чином не завадить перемовинам з Ryanair. На ринку вважають інакше.
ЕП з'ясовувала, чого хоче МАУ, що втратить держава і чи вплине це на перемовини з Ryanair.
Чого добивається МАУ
27 липня Омелян оприлюднив три судові позови авіакомпанії МАУ до Міністерства інфраструктури, аеропорту «Львів» та ірландського лоукостера Ryanair. Усі вони були подані до Господарського суду Києва.
Відправною точкою у позовах вказана зустріч Омеляна з комерційним директором Ryanair Девідом О'Брайаном, яка відбулася 15 березня.
У МАУ стверджують, що під час цієї зустрічі був укладений меморандум, яким начебто ірландській авіакомпанії надавалися ексклюзивні умови обслуговування в «Борисполі», не доступні МАУ. Саме це, зазначає авіакомпанія у позові, дозволило лоукостеру продавати квитки за низькими цінами.
Буцімто через це МАУ зазнала збитків, оскільки була вимушена знизити ціни на квитки за маршрутами Київ-Лондон, Київ-Стокгольм та Київ-Амстердам. У зв'язку з цим МАУ просить суд визнати недійсним укладання меморандуму та стягнути з Мінінфраструктури понад 20 млн грн на її користь.
Інший позов стосується аеропорту «Львів». На думку МАУ, ірландський лоукостер теж отримав особливі умови, що дозволило йому продавати квитки за безцінь.
У цій справі вимоги української авіакомпанії такі: угоду аеропорту з Ryanair визнати недійсною, меморандум міністерства з лоукостером — також. Ще одна вимога — надати МАУ копії договору про умови обслуговування в аеропорту «Львів» та згоду міністерства на його укладання.
Експерти авіаційної галузі у розмові з ЕП в один голос заявляють, що даний пункт виконати буде неможливо, оскільки ця інформація належить до комерційної таємниці.
У третьому позові компанія просить суд заборонити Міністерству інфраструктури надавати сприяння лоукостеру у питанні знижок, пільг або інших переваг, які сама МАУ отримати не може.
Крім судових позовів, представники МАУ також подали до Генеральної прокуратури заяву про вчинення кримінального правопорушення Омеляном та головою аеропорту «Львів» Тетяною Романовською.
У заяві зазначається, що Романовська за підтримки Омеляна незаконно надала знижки на обслуговування новим перевізникам в аеропорту «Львів», а міністр ще й зобов'язався надати аналогічні пільги на обслуговування в аеропорту «Бориспіль».
«Зазначені пільги не доступні існуючим перевізникам, які вже виконують рейси в зазначені аеропорти, в тому числі і авіакомпанії МАУ. В результаті таких дій МАУ та державі завдано істотних збитків», — наголошується в документі.
Суд розбереться
Омелян вважає судові позови МАУ безпідставними.
«Позовні заяви стосуються іноземного суб'єкта — Ryanair. Лише процедура його виклику триватиме понад шість місяців. Позови є необґрунтованими та безпідставними. За такою логікою, яка викладена у суті позовів, самі угоди між МАУ та «Борисполем» також можуть бути визнані недійсними», — заявив міністр.
«Позови МАУ — це пряме втручання у домовленості інших авіакомпаній з аеропортами. Те, що ми бачимо, це зумисне блокування українського ринку», — наголосив Омелян.
За його словами, міністерство подумує про зустрічний позов та позбавлення МАУ привілейованого становища в аеропортах.
Своєю чергою керівний партнер ECOVIS Bondar & Bondar Олег Бондар, який здійснює юридичний супровід справ МАУ, каже, що меморандум, який підписав Омелян з Ryanair, суперечить закону та укладений з перевищенням повноважень.
На його думку, умови обслуговування, які «аеропорт під тиском міністра надав Ryanair, є дискримінаційними і порушують закон».
«Декларація благих намірів не може виправдовувати порушення закону. Якщо міністр порушив закон, то він повинен нести юридичну відповідальність», — заявив Бондар.
Свою позицію стосовно судових позовів та звернення до ГПУ висловила й голова аеропорту «Львів» Тетяна Романовська.
«У зверненні до прокуратури МАУ подала неправдиву інформацію, яка покликана тиснути на держпідприємство», — повідомила вона.
Напередодні Романовська оприлюднила дані щодо знижок, які авіакомпанія Коломойського отримувала протягом липня-грудня 2016 року та січня-червня 2017 року.
За її словами, МАУ отримує знижку 80% за аеропортовими зборами на обслуговування кожного додаткового регулярного рейсу понад установлене число польотів, яке влітку становить 80 регулярних рейсів протягом одного місяця, а взимку — 60 рейсів за місяць.
Позиція аеропорту «Львів» наведена у документі.
Які перспективи у справи
«Це вже межа, за яку краще було б не переходити. Зрозуміло, що необхідно захищати своє становище на ринку, і кожен бізнес це робить, але це вже за межею», — каже авіаційний експерт Сергій Хижняк.
На його думку, в першу чергу цей кейс зашкодить іміджу України за кордоном.
«Ці події висвітлюються в іноземній пресі, як правило, не з кращого боку. Це стосується не тільки авіакомпаній, які хотіли виходити на ринок, а й інших потенційних інвесторів», — наголошує експерт.
Хижняк вважає, що у такий спосіб МАУ намагається відбити у Ryanair будь-яке бажання виходити на український ринок.
«Інші компанії будуть стежити за цим кейсом і робити для себе висновок: навіщо витрачати час і гроші, якщо вийти на ринок не виходить», — підсумував експерт.
Це не перший випадок, коли МАУ намагається через суд заблокувати вихід на ринок інших авіакомпаній.
Так, у 2014 році суд задовольнив позов МАУ до Мінінфраструктури та скасував надання авіакомпанії «Atlasjet Україна» прав на виконання польотів за всіма міжнародними маршрутами.
Проте, на думку експерта у сфері транспорту та інфраструктури Олександра Кави, суперечка з ірландським лоукостом не дасть жодного результату. «Перспектив у цього кейса не бачу, просто політична справа», — каже він.
Експерт упевнений, що ці позови жодним чином не вплинуть ні на Ryanair, ні на інші лоукост-компанії.
«Якщо їм буде цікаво і вони побачать можливість для заробітку, вони зайдуть на ринок, якщо ні — відмовляться. Такі справи жодним чином на них не вплинуть. Бізнес дивиться на цифри, на заробіток, а такі політичні балагани бізнесу не цікаві», — зазначив він.
Омелян, наприклад, упевнений, що Ryanair повернеться в Україну уже до кінця 2017 року.
- Информация о материале
Ход Трояном: Кто подкладывает свинью Авакову
Генпрокуратура сообщила о подозрении заместителю руководителя одной из общественных организаций и помощнику должностного лица МВД Украины. Последнему - в получении неправомерной выгоды для себя за влияние на принятие решения лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, соединенного с вымогательством такой выгоды. Имен подозреваемых и хотя бы намека на общественную организацию в сообщении нет. Известно лишь, что злоумышленники требовали и получили от предприятия часть неправомерной выгоды в сумме 785 тыс. грн. Указанные денежные средства злоумышленники требовали от потерпевшего за решение вопроса о привлечении сотрудниками Национальной полиции к уголовной ответственности работников фискальной службы одного из районов Киева.
Это сообщение ГПУ прошло почти незамеченным. В отличие от другой новости - заместителя Авакова Вадима Трояна поймали на взятке в 2 млн. Первоисточником стал сайт УНН, который в медиа-среде имеет достаточно специфическую репутацию. Возможно именно поэтому уважаемые ресурсы сразу не бросились перепечатывать сообщения. Иллюстрацией к которому стало фото: Троян в кругу каких-то людей что-то пишет на бумаге. Что именно - догадайтесь сами. А вот пророссийские интернет-сайты и соцсети подхватили «измену» с удовольствием. Сетевое общество традиционно требовало: Авакова в отставку.
Через некоторое время с комментарием вышел Троян. Свое задержание он опроверг. «Если бы так было, можно только представить какое бы кино», - сказал он. И добавил: около двух недель назад к нему в дом проник вор, который был задержан. А на фото, которым проиллюстрирован сообщение в УНН, он пишет объяснительную по факту ограбления. Но непонятно, где УНН взял это фото, если вора поймала полиция. Неужели слили в МВД или ГПУ? Поскольку первые лица держали паузу, а комментировал только Троян, слухи ходили в различных версиях. К примеру, источники «Дорожного контроля» добавили к этой запутанной истории перца: Троян во время обысков напал на оперативников с ружьем. Вроде, 27 июля сотрудники СБУ и ГПУ провели обыск в здании Голосеевского отделения полиции, а также по месту жительства заместителя Авакова. Тогда Троян и взялся за оружие, однако, после звонка «сверху», успокоился и позволил провести шмон. Издание утверждает: полицейского чиновника не задерживали, однако задержали члена формирования «Азов», который был посредником. Он, говорят, помощник Трояна. Всего же заместитель министра якобы получил 300 тыс. грн из общей суммы 1,2 млн, а факт получения денег записано на видеокамеру. И запись есть в СБУ и Генпрокуратуры. Троян упорно все отрицает: он в отпуске, «Левочкиным» и пророссийским медиа-ресурсам пламенный привет. И показал фото из спортзала. Неужели это доказательство, понеслось сетями ...
Итак, что мы имеем в сухом остатке. Если представить, что о взятке - правда, тогда понятно почему все так долго молчали. Именно из-за этого молчания сейчас есть две версии - та, что обросла слухами, и официальная, которую с опозданием озвучили в МВД - информация сомнительных медиа не соответствует действительности, заместитель министра в отпуске, действительно недавно участвовал в следственных действиях в одном из уголовных производств, но пока никаких подозрений ему не вручалось и ему об этом не сообщалось. «Это напоминает старый фейк об экс-первого заместителя министра Эку Згуладзе, которую якобы ловили с мифическими миллионами в аэропорту Борисполь», пошутили у Авакова.
К сожалению, для него, этой истории угаснуть не дадут. Недруги министра сравнивать ее с недавней, в которой зашкварились помощники нардепов Борислава Розенблатта и Максима Полякова. Здесь также виновным сделают помощника, а Трояна выведут из-под удара, будут говорить они. Следующий момент: непонятно, какую именно общественную организацию представлял другой фигурант, которому сообщили о подозрении. В последнее время было много сообщений, между нардепом и лидером «Национального корпуса» Андреем Билецким и некоторыми ГО, стоящих на антикоррупционной платформе, установились дружеские отношения. Может, причина нежелания обнародовать имена подозреваемых именно в этом.
И, главное. Фейк это или правда, но по Авакову и его соратникам нанесен очередной имиджевый удар. Рюкзаки, перестрелка в Княжичах ... Но сколько их уже было. Однако очень похоже, что осенью мощных информационных атак будет больше. Слишком уж Арсен Борисович удобная мишень как для оппонентов, так и для политических партнеров, которые обязательно воспользуются ослаблением позиций Авакова во власти. Ведь чем мощнее будут атаки на него и на его окружение, тем скромнее становиться аппетиты «Народного фронта» в переговорном процессе относительно своего будущего после 2019 года.
- Информация о материале
Страница 237 из 2102
