Командир объединенной авиаэскадрилии сидел мрачнее тучи, когда по его вызову явился начальник порта.
-Ты слышал, чего БХСС удумала? Будут использование спирта проверять! По назначению ли используется!!!
-Дык, знамо дело по назначению! - хохотнул начпорта, - как же его ещё использовать? Не в бачки же самолетные заливать?
И осекшись от резкого взгляда комэски, который от такой вести уже, поди, часа 3, как ни в одном глазу, быстро добавил:
-Но по бумагам комар носа не подточит!
-При чем здесь бумаги! Они вон соседей наших, на чем подловили! Тонны спирта списано, а бачки противообледенительной системы маслом пахнут. Как с завода пришли, так там отродясь спирта не было. Вот и загребли за хищения. В особо крупных!
-Ты вот, что! Иди на склад получи спирт. Сколько самолетов на базе? Три? Вот три канистры получи и жди меня с ними на стоянке. Минут через 30 буду.
Комэска в порту любили. Как не любить, если человек на своем месте. Летчик от бога, справедливый, запои редкие. Да и можно ли назвать запоем хорошую трех-, максимум четырехдненвую, пьянку. К тому же без шума, драки. А потом если дело поставлено хорошо, то отсутствие руководителя на столь короткий срок даже не заметно. Правда каждый день задания на полет нужно подписывать. Так все пилоты и сами вместо временно отсутствующего командира могли расписаться. Подпись любого КВС от комэскиной не отличалась. А если и отличалась, то только в лучшую сторону. Один раз даже конкурс провели, кто лучше всех подписывает задания вместо командира эскадрильи. Комэск про этот конкурс не знал, но заочное участие в нем принял и занял почетное третье место. Ну во всех отношениях хороший руководитель.
А хорошего руководителя подставлять не хочется. Поэтому ровно через полчаса на стоянке стояли начпорта, начсклада и дежурный по стоянке. Все были немного ошарашены и напуганы. БХСС конечно это страшно и начальство жалко. Неизвестно каким может быть следующее. Уж повидали за свою жизнь всякого. Но столько спирта зачем? Неужто в самолеты заливать? Это же сколько добра, можно сказать, на ветер. Но командир был серьезен:
-Значит так. Зальем по канистре в баки ПОС (противообледенительной системы) самолетов. Вот и будет им и запах, и вкус, и градус.
Народ все в авиации не первый день. Опытный. Но заливать спирт во вроде для этого предназначенную емкость было как-то непривычно. Ну, не делал этого никто ни разу! И выливать жалко и проливать не хочется. Хозяйственный дежурный сунул трехлитровый бутыль, или как его здесь называли баллон, со словами:
-Может сначала сюда, а потом в бачок?
Гениальная мысль не приходит только в одну голову. На всякий случай гениальные мысли посылаются в несколько голов, чтобы хоть один из обладателей этих голов её реализовал. Но в данный момент напряжение было такое, что гениальная мысль, пришедшая в голову всем присутствующим, была моментально озвучена всеми:
-Так и запах от трех литров такой же, как и от двадцати!
От получающейся экономии все повеселели. Спирт плавно перетек в чистенький баллон, но в самолетный бачок все равно наливать было не удобно. Опять выручил дежурный, достав неизвестно, что делающий на стоянке, стакан. Сначала, мол, в стакан, а потом в бачок. Начсклада одним привычным движением наполнил стакан так, что до края оставалось ровно три миллиметра. Комэск привычно держал в руке стакан спирта и готовился выполнить непривычное движение – вылить спирт в самолетный бачок противообледенительной системы. Пауза затягивалась. Чей-то голос нарушил тишину:
-Так и от одного стакана запах тот же будет. Может больше и не надо заливать?
Здравый совет вывел командира из оцепенения, мозг дал команду выливать, а рука выполнила единственное возможное для организма движение. То есть привычное. И со словами: «А ну их, на! Столько лет оттуда спиртом не пахло, так, что же теперь начинать?» комэск на полу выдохе привычно опрокинул стакан. Придержал немного дыхание. И потихоньку выдохнул:
-Неси канистры на склад!
Общее ободрение перебил настороженный голос начсклада:
-А ОБХСС?
Комэска задумался только на мгновение:
-Ты прав. Две на склад одну в ОБХСС. Можешь взять мою машину.