На роль отечественного «жириновского» в украинской политтусовке претендует немало нардепов. Что поделаешь, должность обязывает. Ведь политика, к сожалению, это прежде всего шоу, а не законопроектная работа. В итоге проявление бурного темперамента плюс экстравагантная риторика становятся вполне приемлемой моделью успеха.
В этой связи на ум сразу приходят два народных избранника: Богословская Инна Германовна и Чечетов Михаил Васильевич. Поставим же их в углах импровизированного ринга а-ля «Бойцовский клуб» и поглядим, чьи законопроекты окажутся оригинальнее.
Начнем с Инны Германовны, так как правила вежливости обязывают пропускать дам вперед. И вот вам первая неожиданность: танки!
В далеком 2000 г. она, вместе с 23 народными депутатами, внесла на рассмотрение Верховной Рады Проект Закона о признании бронетанковой отрасли одной из приоритетных в промышленности Украины. Этот и поныне действующий Закон не может не вызвать улыбку. В самом-то деле - сделать танкостроение одним из главных источников государственного дохода! На это способно только такое мирное, внеблоковое и безъядерное государство, как Украина.
Далее следует Проект Закона «Об установлении пожизненного заключения за распространение наркотических средств» (№4842 от 24.07.2009). Главным девизом этого нерядового акта могло бы стать что-нибудь вроде «Наркоманам - тюрьмы».
Автор проекта нарочно не сделала разницы между международными группами наркодиллеров и студентами, покуривающими травку у себя на балконе. «Всем – пожизненное!», какие уж тут разговоры? Правда в формулировках есть нюанс: в качестве альтернативы можно вместо пожизненного заключения получить срок – «от 10 до 12 лет лишения свободы». Страшно даже представить размер взяток судьям, которые взялись бы смягчать приговоры по такого рода неоднозначным делам, не применяя максимальную санкцию. Ай да г-жа Богословская! Вот что значит юридическое образование.
Не обойдем вниманием и Законопроект относительно экспорта зерна по внешнеэкономическим договорам (№8163 от 25.02.2011). По мнению экспертов, проект отнюдь не расширял возможности отечественных производителей по экспорту зерна. Скорее обязывал трейдеров заранее финансировать посевную.
Скажем, хотите вы, как фирма-посредник, экспортировать в августе 10 тонн пшеницы. Без проблем. Только заплатите сначала в июне 50% ее рыночной стоимости. И платить, как вы понимаете, вероятнее всего придется своими деньгами, так как покупатели зерновых (в Африке, например) вряд ли согласятся на предоплату. Таким образом, мелкие посредники автоматически разорялись и устранялись с рынка в угоду крупным агропромышленным холдингам. Свобода предпринимательства и равные условия для всех участников рынка – во всей своей первозданной красе.
Остается еще один приметный Проект Инны Германовны - о праве реализации крестьянами собственной сельскохозяйственной продукции (№5053 от 19.08.2009). Вот за него можно простить все предыдущие огрехи. Напомним, что статья 35 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» говорит нам, что всего через 3 года и 4 месяца, то есть с 1 января 2015 года, мы не сможем купить на рынке ни говядины, ни свинины, ни баранины домашнего забоя, а также домашнего (необработанного) молока или творога домашнего производства. Другими словами, государство и корпорации станут монополистами по основным продуктам питания. И вот Инна Германовна, с предусмотрительностью юриста, сделала попытку избавить нас от грядущей продуктовой диктатуры. Ее проект вносит правки в ст. 35 Закона, отменяя запрет продажи мяса и молочных продуктов на продуктовых рынках. Проект не приняли, чего и можно было ожидать.
Впрочем, Богословская могла бы попробовать еще раз отменить указанную норму. Если интересы народа ей действительно небезразличны.
Теперь же самое время оценить законотворческий потенциал Михаила Чечетова.
Проектом Закона №7088-1 от 15.09.2010 наш бравый рукомахатель предложил закрепить право городских советов ликвидировать районные советы в городах. Такая мера, по мнению Чечетова, позволит экономить бюджетно-финансовые средства города.
Многокиллометровые очереди под чиновничьими кабинетами, видимо, мало смущают Михаила Васильевича. Впрочем, как и необходимость простого человека мчаться через весь город в час пик за очередной разрешительной бумажкой. Кому интересны эти мещане-обыватели, которым почему-то намного удобнее решать свои вопросы по месту жительства? Что ж, поскольку г-н Чечетов, очевидно, редко бывает в очередях (он может решить все свои проблемы одним взмахом волшебной руки), остается понять и простить.
Чечетовский проект Закона «О территориях перспективного развития» (№6352 от 28.04.2010) веселит уже одним своим названием. Как, в Украине есть бесперспективные территории?! Вероятно, есть. Но как же быть с жителями этих «болот и оврагов»? Согнать на строительство элитных районов, потому что, какая у них еще может быть работа в их серой бесперспективности?
Дальше – лучше. Законодательство Украины будет действовать в этих «аномальных» таможенных зонах с учетом «особенностей этого Закона». Во-первых, у зон перспективного развития будет своя администрация (не путайте ее с госадминистрацией). Она-то и будет отвечать за действия инвесторов, осваивающих территорию, а вовсе не органы местной власти. Последние даже не будут отвечать за действия самой администрации территории.
Во-вторых, перспективные территории будут ориентированы исключительно на товарное производство и исключительно с целью экспорта! Интересная перспектива, когда лучшие товары страны производятся не для себя. А дальше – режим специальной таможенной зоны в «перспективных» регионах «берлинской» стеной отгородит обычных украинцев от «привилегированных». Правда, привилегии работы на инвесторов (украинских и иностранных) скорее можно назвать привилегированным рабством. Иных льгот местному населению в соответствии с Проектом пока не предусматривается.
В то же время ограничивается свобода передвижения украинцев, так как Спецзона будет огорожена по периметру (судя по тексту) не хуже, чем государственная граница. И если границы Специальной зоны с зарубежными странами размываются, то ее граница с остальной Украиной становится весьма серьезной. Так создается государство в государстве. Но самое главное: прибыль от инвестиционных проектов, зерегестрированных в «перспективной» зоне, на 10 лет освобождается от налогообложения. Реализаторы инвест-проектов платят лишь налог с доходов физических лиц, плату за землю и отчисления в фонд зароботной платы. Веселое намечается мероприятие!
Остается рассказать еще обо одном проекте г-на советника Президента Украины –«Об основных принципах взаимодействия государства с частными партнерами» (№5239 от 16.10.2009). Проект принят как Закон «О государственно-частном партнерстве» и вступил в силу 30.10.2010. Согласно документу, олигархи и государство Украина получили полное право слиться в пламенном партнерском союзе. Однако для настоящего партнерства необходимы общие интересы. И если государство хотя бы теоретически заинтересовано в достойной жизни для каждого человека, то частная корпорация хочет лишь заработать, да как можно больше.
Положим, государство хочет развивать шахтерскую отрасль. Находится частный партнер, который берет шахты в концессию на 50 лет. Казалось бы, право собственности на объект к частному партнеру не переходит. Однако за пару десятков лет шахты вырабатываются, а народ Украины получает назад пустышку, которую надо еще консервировать за счет бюджетных средств. Свяжись тут только с этими «партнерами», до самого Северного полюса не развяжешься.
Ну, а кто победил в нашем виртуальном депутатском поединке – решать вам.