Сегодня в Сети побеспокоил тегом Антон Комаров (если вы не в курсе – это тот самый, который есть на «Трезвом Взгляде», но его как бы и нет, тому шо он постоянно по другую сторону веб-камеры). И спросил меня – а шо я думаю про «Варяг»? Я про утопленников или не думаю, или думаю, шо надо учиться плавать. Но оказалось, что Антон имеет в виду задержание хунтой блогера Мирославы Бердник, известной в ЖЖ как varjag-2007.
Сразу думать о Бердник у меня ничего не получилось, тому шо на нашей очередной хате меняли кошерные антикварные окна на безликие пластиковые, и от долбежки перфоратором не спасали даже стендовые наушники, нарытые Значком в безднах схрона. Кроме того, замученного хунтой автора я особо не читал, особого мнения не имел, и сочувствия (как и негодования, впрочем) не испытывал. Какой здесь сэнсасьон? Вот если бы, например, рассерженные пограничники попытались в ответку повесить на фонарном столбе Монтян, а она бы оборвала стальной трос своей массой камээса по борьбе и погнула при падении жопой БРДМ, которым ее пытались натянуть на необходимую высоту, и так далее, и все в цветах, красках и три-дэ – вот это было бы интересно и мне, и читателям.
Короче, есть дела важнее.
Однако всплыли комментарии, что «за базар надо отвечать», и блогера привлекли к ответу именно за базар. Тема намного серьезней, чем кажется. Я с помощью Значковской смывки для лака расклеил пальцы на правой руке, сомкнутые намертво китайским липким контрафактом, и открыл ноутбук. Оказалось шо эту Бердник опричники уже отпустили домой, и тема стала неактуальной – то есть наше сраное гестапо держит даже хуже китайского клея.
Остается поговорить о понятиях
* * *
За базар, вообще-то, отвечает директор базара. И исключительно в пределах торговой площади. Далее, за небокраем, его ответственность и базарные «понятия» кончаются. Начинаются понятия чужого базара, и очень странно считать себя законодателем на всех базарах мироздания одновременно. То есть, нет настолько большой курвы, которая могла бы перекурвить всех остальных курв – как говаривал пан Сапковский.
Все эти игры «по понятиям» я пережил окончательно где-то в классе седьмом, после чего накрепко усвоил: когда тебя пытаются вовлечь в чужое альтернативное законодательство, где ты подчинен самозваному законодателю, надо или принимать чужой кодекс, или гнуть его под себя, или с этой торговой площадки вообще уходить.
Первый урок мне преподал знакомый из нашей школы, страстно влюбленный в мою соседку по подъезду, той самой первой, застенчивой и невинной любовью подростка. Правда, сильно отягощенной взрослым разрядом по боксу (добытым уже в девятом классе), и примерно двойным весом по отношению к среднему взрослому хомосапиенсу. Виду знакомый был зверского, с плечевым поясом как у танка и восточными чертами лица (сейчас бы точно считался красаучик). Он не был дураком, и, кстати, до сих пор жив, отработав свое у Савлохова «в первой машине» – если это вам о чем-то говорит. Но вот с женщинами у него в девятом классе было сложно, и я носил от него своей соседке скрученную из рельсов икебану и любовные записки, нацарапанные когтем на бетонных плитах. Шучу, конечно.
Так вот, когда меня дворовая шпана разводила по «понятиям», типа «Талян сказал, шо ты сказал Каляну, а тот перевел на Мишаню, такшо мы тебя поставили на четвертной до конца недели» - объявился мой жутковатый демон-хранитель, и сказал, шо понятия внезапно поменялись. А если хто-то не согласен, то пусть обоснует понятия (вообще-то, он сказал «обоснуЁт» - но так было еще страшнее). Причем имелось в виду «обосновать» не слова или поступок, а вообще право действовать в юридическом поле предложенных мне понятий. Еще проще: «с каких хуев блатными себя почувствовали, сявки?» Сявки шото помэкали про «отвечать за базар» - но к ответке надо привлекать, а в данном случае ответчика привлечь можно было только тягачом типа МТЛБ, и неизбежные в процессе побои явно не окупались гипотетическим четвертным.
Уже тогда я в первый раз заподозрил, что все понятия являются релятивными, и зависят от способности их «обосновать», то есть подтвердить приоритет своей юрисдикции над общей. А сами по себе они действуют только по взаимному согласию сторон – как третейский суд.
И чтобы вестись на тюремные понятия, находясь на свободе, надо сначала самому себя внутренне посадить за решетку – причем недалеко от душевной параши.
* * *
Каким образом за базар отвечает, например, блогер – або, если брать шырше, любой носитель и распространитель идей? Есть три способа – человечий, божий и от лукавого.
Первый, самый простой человечий путь – это невостребованность идеи и материала. Ну, если пишешь хуйню, тебя не читают, не обсуждают, в итоге не платят. Здесь ты отвечаешь за базар по материальным понятиям мира сего (в данном случае «бесплатно» есть аналог «безрезультатно», потому что вознаграждение может не только в деньгах выражаться). Иногда может наблюдаться даже обратное действие, например – афиша Ани Лорак с приглашением посетить концерт во Львове, посвященный Дню Независимости России. То есть, твои понятия оказываются неразделенными, как любовь нашего боксера, и наказание для тебя – вечное идеологическое одиночество без права на УДО.
Путь от лукавого – это понятно. Никто не мешает подъехать и дать идейному в ебло, особенно если из-за угла, внезапно и с численным преимуществом. Однако пути нечистого только кажутся короткими и простыми, оврагов на них предостаточно. Во-первых, еще неизвестно – чьи понятия окажутся понятней, и кто кого привлечет в итоге «за базар», потому что в этом деле, как в любом другом, есть шанс нарваться на боксера, да и суд общей юрисдикции никто не отменял. А во-вторых, факт насилия создает мученика, что неплохо помогает спрыгнуть с первого, тупикового пути. По крайней мере, многие согласны самому себе отвесить в ебало, чтобы повысить количество лайков и увеличить раздачу флайеров.
Ну и третий способ – божий. Это когда автор сам лезет в залупу собственных «понятий», добровольно признавая свою подсудность условному директору базара и согласие с его понятиями – только не этому директору, а другому, за которого он топит, и который превратит провинциальный базар в процветающий рынок – возможно, даже международный. Однако часто оказывается, что идейный демиург всеми силами строит мир, который окажется немного отличающимся от чертежей. Как говорится, бойтесь своих желаний – они могут сбыться.
У некоторых счастливчиков мечты сбываются, а они, видите ли, недовольны, что с ними поступили как в России, о которой они мечтали. Даже в самой России нет такой России, о которой они мечтают – а им вынь ее да положь, прямо посреди Крещатика.
* * *
Самые смекалистые уже поняли – какого именно рода карма постигла пани Бердник. Безусловно, в этом было много и от человеческого, потому что такое говно как Расеюшка потребителю впарить трудновато даже для чемпиона мира по гербалайфу – отсюда и малый интерес к ее трудам у пересичного пипла (даже пришлось уточнять у Комарова шо это за «варяг» такой?) И от лукавого здесь было достаточно – все-таки арест силовой структурой мало чем отличается от «подойти да ебнуть».
Но, несмотря на рога, торчащие из ситуации, это все-таки третий, божий путь. Потому что только в Украине можно безнаказанно пиздеть о чем попало, включая призывы к сепаратизму, оспаривание территориальной целостности государства, призывы к свержению строя и заниматься прочим «дефетизьмом», как говаривал один бдительный горожанин все у того же у Сапковского.
В России носителю подобных идей сразу выдают молниеносной пизды – даже если власти померещилось. И не отпускают с кичи, на всякий случай, раньше, чем через две недели, чтобы народишко не взомнил самонадеянно, что власть расейская уступает в силе фиксации дешевому китайскому клею. Ну и чтобы умник все-таки ознакомился с тюремными понятиями, и научился «отвечать за базар» в том понятийном поле, в котором живет сама Россия. Это у нас в стране СБУ не то шо мышей не ловит – уже даже сухой корм не ест – но, впрочем, их ждет своя карма, думаю что первого, человеческого типа, в стиле «нахуй никому не нужны». Хотя, могу ошибаться – второй путь «выкинули нахуй» тоже не исключен, потому что в третьем случае, с божьими мельницами, киевские места ленивых котов из СБУ займут оперативные и шустрые ребята из ФСБ, и только особо фартовые и вовремя переприсягнувшие смогут рассчитывать на службу в Кыштыме, Челябинская область.
Так что блогеру Мирославе Бердник обижаться не на что. Учитывая, насколько упорно она лезла в понятийное поле кацапов, для нее пожить несколько часов в России ее мечты по любимым понятиям – это как в Диснейленд съездить. Жалко, конечно, что все так быстро пронеслось – в программу не вошли сломанные ребра, суточные допросы, месяцы одиночки, пища из говна, учителя понятий с нижних нар и прочие народные русские аттракционы, но к счастью надо постепенно привыкать.
А то от радости с ума сойти можно.
* * *
Выходит, браття-панове, шо спорить тут не о чем, по понятиям все было ровно, и даже, в некотором смысле, божественно-справедливо. Власть не применяла силу против литератора, и не противопоставила кастет перу. Я вообще не понимаю, отчего столько крику – если бы я хотел жить в России, то не стал бы писать в блоге, а насушил бы сухарей, заштопал ватник, расцеловал маму и поехал в страну мечты. А тут даже с доставкой по месту жительства сервис – и все равно недовольны.
Вот и все, что хотелось сказать по понятиям и базарам, а я пошел со своей кузиманзой вешать на место шторы. Это отлично успокаивает нервы – очень рекомендую способ пограничникам на случай следующей встречи с Монтян. Она не будет против. Ну, по крайней мере, должна отнестись с пониманием. Странно было бы наоборот, если бы кто-то отказался отвечать по собственным понятиям.
Только гак покрепче берите и используйте блок. Там столько понятий накопилось, что не всякий фонарь выдержит и не каждый БРДМ потащит.