С недавних пор моей любимой репрессивной нормой законодательства постсоветской Украины (потому что украинским законодательством все это, находясь в сознательном состоянии, едва ли назовешь) стало содержимое волшебной статьи 173-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях (оно же, среди юристов и примкнувших к ним любителей – КУоАП).
Статья, которая была внесена в тот КУоАП указом президиума Верховной Рады УССР “Об ответственности за действия, направленные против общественного порядка и безопасности граждан” в 1990 году, то есть в памятные времена подъема здоровых антисоветских настроений, неподдельной и неподдельной украинской самосвідомости и непрофессиональной еще гражданской активности, выглядит (будучи действующей и на сегодня, конечно) так:
“Статья 173-1. Распространение неправдивых слухов
Распространение неправдивых слухов, которые могут вызвать панику среди населения или нарушение общественного порядка, –
влечет за собой наложение штрафа от десяти до пятнадцати необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительные работы на срок до одного месяца с отчислением двадцати процентов заработка”.
Эта, естественно, незаметная статья, стала моей безусловной фавориткой сразу после того, как на ее основании вдохновленные неизвестно чем (я подозреваю кокаином, распыленным в воздухе, но не имею на то доказательств) херсонские менты привлекли к ответственности херсонских же студентов, которые в виде соответствующих открыток коварно распространяли крайне неправдивый и, надо понимать, для кого-то панический “слух”, что Янукович – бывший “зек”.
Вот он, этот подлый слух в визуализированном виде (для тех, кто не видел и еще не распространил далее).
Ощущаете, как волнами накатывается паника и непреодолимо хочется просто здесь и сейчас нарушать общественный порядок? Так вот!
А еще можно (и, как на мой ум, надо) прийти в умиление от наличия в диспозиции правовой нормы (!) милого языкового оборота “могут вызвать”. Могут вызвать, могут не вызвать, а решать, могут или не могут, будет “правопохоронитель” или “владоохранитель”, руководствуясь своим, извиняюсь на слове, правосознанием. А также, надо понимать, мерой собственной склонности впадать в панику и собственным же представлением о комплексе факторов совершения всякими-разными субъектами всяких-разных правонарушений.
Так, надлежащим образом растрогавшись, я уже собрался было пожелать этой норме – неадекватной старой маразматичке – скорого вечного покоя, как вдруг передумал. Для нее еще есть клиенты, и вы их, наверное, знаете.
Чтобы далеко не ходить, в первую очередь вспомним распространённый слух об “улучшении жизни уже сегодня” и его авторов и распространителей. Или же он не может в итоге вызвать такое “нарушение общественного порядка”, что кое-кто небезосновательно запаникует? На мой взгляд – легко: идет к тому, что вскоре граждане, почуяв эту фразу, рефлекторно будут бросаться покупать ты как минимум гречку, соль и спички, а как максимум – уместные средства влияния на рэкетиров и мародеров при власти.
А еще – вспомним Савика Шустера с иноканальными коллегами и разнопартийных кликуш (кроме тех, кого можно признать неподсудным в медицинском понимании) – ментальных инвалидов верховносоветской трибуны и завсегдатаев политшоу, которые, иллюстрируя известный тезис, о том, что лучший способ избежать ответственности – сказать, что берешь ответственность на себя, часто “неправдивыми слухами” сознательно истеризуют общество, стимулируя и панические настроения и, между прочим, свербеж радикально нарушить такой общественный порядок вместе с их фетишизированной “стабильностью”.
А дальше додумайте самые (с).
Впрочем, на самом деле все будет как всегда: КУоАПовая норма счастливо останется в КУоАПе (и, вероятно, в правоприменительной практике, апробированной в Херсоне), апостолы “Церкви свидетелей улучшения” будут улучшать жизнь себе и освиневшим мажорчикам, а псевдополитические болталки всех цветов будут вдохновенно фонтанировать лапшой в “зомбоящиках” на уши украинцам.
Пока украинцы не станут, не обращая внимания на слухи и без паники, считать все это лично возмутительным и лично неприемлемым нарушениям их собственного общественного (гражданского) порядка. Дождемся ли когда-то – неизвестно.