7 июля Верховной Радой был принят Закон «Об амнистии в 2016 году». За него проголосовали 247 народных депутатов, тем самым реализуя положения ч. 3 ст. 92 Конституции Украины. Разработку такого проекта законодатели обусловливали тем, что это поспособствует гуманизации исполнения уголовных наказаний государством. Кроме того, в условиях экономии государственных средств и значительного дефицита площадей в учреждениях исполнения наказаний акт амнистии позволит «разгрузить» места лишения свободы и сэкономить бюджетные средства на содержание лиц в них.
Нужно отметить, что Закон «О применении амнистии в Украине», который регулирует основные положения этого процесса, предусматривает возможность для парламента принимать соответствующие законы не чаще, чем раз в год (ст. 7). Это ограничение не касается случаев индивидуальной амнистии, но принятый ВР законопроект №4255 определяет, какие именно категории осужденных смогут не отбывать наказание или его часть. В перечне таких категорий теперь находятся и совершившие преступления участники АТО.
Ранее, в рамках заседания Согласительного совета ВР народные депутаты Украины отмечали важность принятия подобного нормативного акта. В частности, Олег Березюк («Самопомощь») обратил внимание на то, что Верховной Радой Украины разрабатываются законопроекты, которые решают судьбу территорий Донецкой и Луганской областей, предполагают амнистию для боевиков, но закон, который улучшил бы состояние сражающихся за независимость, все еще не принят.
Глава Комитета ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности и один из инициаторов законопроекта Андрей Кожемякин подтвердил, что соответствующий законопроект подготовлен, и что ст. 2 этого проекта предполагает амнистию для бойцов и командиров батальонов, которые ранее останавливали движение противника в зоне АТО, а теперь «никому не нужны». Он отметил, что если лицом не совершены тяжкие или особо тяжкие преступления, оно будет амнистировано на основании этого закона.
На кого распространяется амнистия
Основными критериями для применения амнистии, согласно законопроекту, являются небольшая общественная опасность деяния, объективные факторы, которые понижают общественную опасность лица, и значительный срок отбытого осужденным наказания.
Принятым законом предусмотрено, что под амнистию попадают несколько групп осужденных. Так, в ст. 1 речь идет об осужденных, которые наиболее незащищены и социально уязвимы: несовершеннолетних, женщинах, мужчинах, у которых есть дети до 16 лет или дети-инвалиды, инвалиды всех групп, люди с онкозаболеваниями, туберкулезом или другими тяжелыми заболеваниями и пенсионеры. Закон «Об амнистии в 2016 году» распространяется также на осужденных со статусом ликвидаторов аварии на ЧАЭС и ветеранов войны, а также тех, у кого один из родителей или оба достигли возраста 70 лет и у них нет других трудоспособных детей. Для перечисленных категорий заключенных амнистия применяется, если они не совершали тяжких и особо тяжких преступлений или по неосторожности совершили преступление, которое не относится к категории особо тяжких.
Отдельно, в ст. 2 указана категория осужденных и обвиняемых, которые являются лицами, защищавшими независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины, принимавшими непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах АТО в период ее проведения, и получившими статус участника боевых действий. К таким лицам амнистия применяется, если они обвиняются или осуждены за преступления, которые не относятся к особо тяжким преступлениям против жизни и здоровья, а также за деяния, которые предусмотрены ст. 408, 410, 411 УК Украины и специфичны для военнослужащих.
Кроме того, амнистия по закону может быть применена к лицам, перечисленным в ст. 1, которые:
осуждены за преступление, которое не относится к тяжким или особо тяжким и не связано с насилием, опасным для жизни и здоровья, если эти лица отбыли не менее 1/4 основного наказания;
осуждены за умышленные преступления, за которые законодательством предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более 10 лет, если на день вступления закона в силу они отбыли не менее половины срока основного наказания;
осуждены за преступления, за которые предусмотрено менее суровое наказание, чем лишение свободы на срок не более 12 лет, если на день вступления в силу закона они отбыли не менее половины назначенного срока основного наказания, кроме тех, которые освобождаются от отбывания наказания на основании ст. 1, 2, 3, 4 этого закона (ранее указанные в статье категории осужденных и обвиняемых).
Также закон предполагает освобождение от наказания в виде содержания в дисциплинарных батальонах военнослужащих, которые осуждены за преступления небольшой или средней тяжести, осуждены впервые за тяжкие преступления, если на день вступления закона в силу они отбыли не менее половины назначенного срока основного наказания
Помимо этого, закон предписывает сократить наполовину неотбытую часть наказания за преступления, которые не относятся к особо тяжким, заключенным, которые не подлежат освобождению по ранее указанным основаниям, а также освободить тех заключенных, неотбытая часть наказания которых составляет меньше года (на дату вступления закона в силу).
Под амнистию не подпадают
Закон «Об амнистии в 2016 году» не распространяется на лиц, которые:
после вынесения приговора, но до полного отбытия наказания снова совершили умышленное преступление;
ранее освобождались из мест лишения свободы условно-досрочно и опять совершили умышленное тяжкое или особо тяжкое преступление;
освобождены судом от отбывания наказания с испытательным сроком и до его окончания опять совершили умышленное тяжкое или особо тяжкое преступление;
осуждены за преступление, которое привело к гибели двух и более лиц;
совершили посягательство на жизнь, здоровье, честь или другие охраняемые законом интересы зависимых от них лиц (детей до 18 лет, детей-инвалидов, совершеннолетних детей, признанных инвалидами, родителей старше 70 лет).
В законопроекте есть перечень конкретных статей УК Украины, совершив преступление по которым, осужденный не сможет рассчитывать на амнистию.
Возможные проблемы
На выполнение положений Закона «Об амнистии в 2016 году» отводится 3 месяца, и в течение этого времени, предположительно, осужденные должны быть освобождены. В 2015 г. ВР не был принят аналогичный закон, хотя его проект рассматривался и находился в работе практически до конца года. Но как от него, так и от вступившего в силу Закона «Об амнистии в 2014 году» закон 2016 г. достаточно заметно отличается.
Основным нововведением являются положения ст. 2, которая относит к категориям лиц, на которых распространяется амнистия, тех, кто принимал участие в АТО. Несмотря на то, что подобные положения могут быть сочтены общественностью позитивными и получить широкую поддержку, можно обратить внимание на ряд нюансов, связанных с их применением.
Так, особенностью ст. 2 Закона «Об амнистии в 2016 году» (законопроекта №4255) является то, что амнистия для участников боевых действий и АТО не распространяется только на совершивших особо тяжкие преступления против жизни и здоровья. Большая часть других норм закона указывают, что не подлежат амнистии совершившие как особо тяжкие, так и тяжкие преступления. Это выделяет данную категорию подлежащих амнистии лиц в привилегированный статус.
В дополнение к этому, в данной норме речь идет не только об осужденных, но и об обвиняемых. Последняя особенность указывает на то, что закон об амнистии может быть применен и к лицам, которые не являются осужденными и не отбывают наказание. В такой формулировке можно усмотреть противоречие с положениями действующего Закона «О применении амнистии в Украине», в ст. 1 которого амнистия определяется как освобождение от отбывания наказания лиц, признанных виновными в совершении преступлений, или уголовные дела по которым рассмотрены, но приговоры не вступили в законную силу. Обвиняемым же по ст. 42 Уголовного процессуального кодекса Украины является лицо, обвинительный акт о котором был передан в суд, при этом вина его в совершении преступления на этой стадии судом не подтверждена.
В связи с этим остается открытым вопрос, будет ли закон применяться к лицам, по отношению к которым сейчас длится судебное разбирательство. К примеру, в деле Валентина Лихолита,по которому недавно имели место резонансные события в Печерском районном суде Киева, или же к фигурантам дела об убийстве сотрудника СБУ Виктора Мандзика, которое не так давно рассматривалось в Приморском районном суде Мариуполя. И возможно ли в принципе применить амнистию к лицу, которое не было признано судом виновным?
Следует обратить внимание и на то, что участие обвиняемого в антитеррористической операции или в боевых действиях уже принимается во внимание государственными структурами как смягчающее обстоятельство или основание для принятия решения о помиловании. Руководитель департамента по вопросам помилования Администрации Президента Украины Александр Букалов сообщил, что комиссия при принятии решений о помиловании учитывает такие факты о личностях осужденных. Были ходатайства от лиц, которые принимали участие в АТО, но преступления, о которых шла речь, не касались пребывания их там, а также от волонтеров. Он отметил, что лица с подобными характеристиками в последнее время обращаются чаще, чем в прошлом году.
Тот факт, что обвиняемый или осужденный является участником АТО и имеет статус участника боевых действий, учитывается при принятии решений судами и, как правило, признается смягчающим обстоятельством. Вместе с тем, есть и негативные примеры вроде дела №366/2351/15-к, в котором обвиняемый совершил преступление, относящееся к преступлениям против половой неприкосновенности, а суд вынес приговор с условным отбыванием наказания.
Впрочем, подводить итоги о том, как будет применяться Закон «Об амнистии в 2016 году», еще рано, учитывая, что нормативный акт еще должен быть подписан Президентом Украины.