С момента вступления в силу закона «О Национальной полиции» появились случаи увольнения женщин-милиционеров, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком. Такие женщины жалуются, что полиция таким образом хочет очистить свои ряды от «балласта». Однако представители органов внутренних дел утверждают, что все законно.

Сокращение штатов или ликвидация «балласта»?

Еще до вступления в силу закона «О Национальной полиции» женщинам, которые находились в отпуске по уходу за ребенком, начали приходить так называемые «письма-предупреждения». Текст их был примерно следующий: «Уведомляем Вас, что согласно п. 8 переходных и заключительных положений Закона «О Национальной полиции» работники милиции, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком, в будущем, возможно, будут уволены в связи с сокращением штатов».

Напомним, п. 8 переходных и заключительных положений вышеупомянутого закона определяет, что «со дня опубликования этого Закона все работники милиции (лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел), а также другие работники Министерства внутренних дел Украины, его территориальных органов, учреждений считаются предупрежденными в установленном порядке о возможном предстоящем увольнении из-за сокращения штатов». Как итог, под увольнение подпало большое количество женщин-милиционеров, которые находятся в декретном отпуске. Представительницы прекрасного пола в замешательстве, поскольку, уходя в декрет, они надеялись, что за ними остается место в структурных подразделениях МВД хотя бы потому, что это предусматривают Конституция и трудовое законодательство. Но ситуация не такая простая, как кажется на первый взгляд.

Приведем в качестве примера обращение одной из девушек, которая говорит, что уже неоднократно обращалась в отдел кадров, пыталась дозвониться на горячую линию МВД, писала обращения к министру и главе Национальной полиции, но ответа, к сожалению, так и не получила. Как и многие другие женщины, оказавшиеся в такой ситуации, она очень обеспокоена тем, на каком основании и согласно каким нормативным актам происходят данные действия. «Неужели новая полиция таким образом хочет очистить свои ряды от ненужного «балласта», которым являются молодые мамы? А как же тогда принцип набора высококачественных сотрудников? Ведь 95% тех, кого сейчас сокращают, имеют высшее образование, а около 30% являются кандидатами наук».

Представители адвокатского сообщества солидарны в данном вопросе с «потерпевшими». Например, адвокат Максим Борисов сообщил СМИ, что по состоянию на 12 ноября по вопросу незаконного увольнения из органов внутренних дел к нему обратились уже 9 женщин. «Ко мне только из одного подразделения в Киеве за один день обратились 9 женщин. А по Украине подразделений сотни. И я знаю, что в каждом из киевских подразделений милиции есть несколько женщин в декрете. Т. е. только по Киеву получится около сотни таких жертв», – отметил правозащитник.

Он также подчеркнул, что есть закон о труде, где написано, что увольнение женщин в декрете возможно только в одном случае – если орган, в котором они работают, ликвидируется. При этом их должны трудоустроить в тот же день, чтобы у них не прерывался стаж. «В нашем случае орган не ликвидирован, просто милиция прекратила существование. Но милиция это не орган, орган – это Министерство, которое работает и должно было трудоустроить женщин на равнозначные должности у себя в ведомстве. Или даже специально для них придумать какие-то должности, или, возможно, предоставить им возможность аттестоваться», – считает М. Борисов. По его мнению, женщина с 2-месячным ребенком на руках не должна писать заявление о сдаче экзаменов. «Она должна выйти через 3 года и иметь возможность аттестоваться по законодательству, доказать, что хочет и может работать. Вместо этого их всех банально выбросили на улицу, написали в трудовых книжках, что они уволены по сокращению, что вообще запрещено законодательством», – отметил правозащитник.

Как видно, адвокаты утверждают, что это незаконно. Но что же на самом деле говорит нам закон?

Буква закона

Права женщины-матери тщательно защищены в нашем законодательстве – это одна из приоритетных задач государства. Положения ст. 24 Конституции Украины говорят об обеспечении этих прав «…специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; установлением пенсионных льгот; созданием условий, которые дают женщинам возможность сочетать работу с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям».

В соответствии с ч. 3 ст. 184 КЗоТ Украины, увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет (до 6 лет, если ребенок нуждается в домашнем уходе, и женщине предоставлен отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения ребенком 6-летнего возраста по ч. 6 ст. 179 КЗоТ), по инициативе владельца или уполномоченного им органа не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, когда возможно увольнение с обязательным трудоустройством. Это означает, что если женщина имеет ребенка до 3 (6) лет, ее увольнение по инициативе работодателя, в т. ч. вследствие сокращения должности, запрещено, кроме случаев полной ликвидации предприятия. Но даже при этом уволенную женщину должны трудоустроить.

Что происходит в нашем случае? Во-первых, в Законе «Об общей структуре и численности Министерства внутренних дел Украины» четко указано, что главные управления, управления, отделы, отделения и т. д. – это структурные подразделения Министерства внутренних дел, а не отдельные органы. Министерство как орган не ликвидируется.

Во-вторых, основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя приведены в ст. 40 Кодекса законов о труде, в п. 1 ч. 1 которой предусмотрено, что трудовой договор может быть расторгнут в случае изменений в организации производства и труда, в т. ч. ликвидации, реорганизации, банкротства или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников. Однако согласно ч. 4 с. 40 КЗоТ, не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (в т. ч. вследствие сокращений) в период его временной нетрудоспособности, кроме случаев, когда он не появляется на работе вследствие временной нетрудоспособности в течение более 4 месяцев, за исключением нахождения в отпуске по беременности и родам (п. 5 ч. 1 ст. 40 КЗоТ Украины).

Итак, когда женщина находится в отпуске по беременности и родам, уволить ее по инициативе работодателя, в т. ч. сократив ее должность, не имеют права. В приведенных выше нормах говорится об отпуске по беременности и родам, который продолжается, по общему правилу, 70 календарных дней до родов и 56 – после них (ч. 1 ст. 179 КЗоТ).

Аналогичная позиция изложена в письме Минсоцполитики Украины №40/06-187-12 от 13.03.2012. Согласно ч. 4 ст. 2 Закона «Об отпусках» (№504/96-ВР от 15.11.1996), право граждан на отпуск обеспечивается гарантированным предоставлением им отпуска определенной продолжительности с сохранением на его период места работы (должности). В связи с этим в упомянутом письме указано, что «в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 3 лет, который предоставляется в соответствии с нормами ст. 18 Закона Украины «Об отпусках», за работником сохраняется его место работы (должность). Следовательно, эта должность не подлежит выводу из штатного расписания». Такая формулировка означает, что запрещено сокращение должности не только матери, а также отца ребенка, бабушки, дедушки или другого родственника, находящихся в декретном отпуске вместо матери согласно ч. 3 ст. 18 Закона «Об отпусках».

За нарушение указанных норм руководитель предприятия, а также лицо, на которое возложена обязанность контроля за соблюдением трудового законодательства на предприятии в соответствии с должностной инструкцией или трудовым договором (например, кадровик или бухгалтер), могут быть привлечены в зависимости от обстоятельств к административной или даже уголовной ответственности. В соответствии со ст. 41 КоАП, нарушение требований законодательства о труде влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан-субъектов предпринимательской деятельности от 30 до 100 НМДГ. Уголовная ответственность в случае сокращения должности лица, находящегося в декретном отпуске, может наступать по ст. 172 УК, согласно которой умышленное грубое нарушение законодательства о труде наказывается штрафом до 50 НМДГ или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, или исправительными работами на срок до 2 лет, а если оно совершено в отношении беременной женщины или матери, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет – штрафом от 50 до 100 НМДГ, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом на срок до 6 месяцев.

Однако не надо забывать, что у нас «особая» категория женщин, а также присутствует фактор «давления системы». На практике начальники служб или подразделений нередко заставляют молодых мам писать рапорты на увольнение «в добровольно-принудительном порядке». Официально это выглядит как волеизъявление человека, хотя по сути это давление. Человек, будь он сотрудник милиции или молодая мама, должен знать свои права и уметь себя защищать, чтобы не стать жертвой произвола системы.

Комментарии

Иван Варченко, советник министра внутренних дел

– Информация о том, что массово увольняют женщин, которые находятся в декретном отпуске, категорически неправдивая. Я так скажу: сейчас панически-истерическое настроение из-за реформы. Мы не исключаем, что где-то, возможно, есть случаи, когда женщине, которая находится в декретном отпуске, сказали, что она не будет милиционером. Но при этом никто не отменял Кодекс законов о труде и другое законодательство Украины, и каждый гражданин имеет возможность защитить свои права.

У нас сотрудниками внутренних дел могут быть и мужчины, и женщины. Есть блок законодательных актов, которые регламентируют отношение к той или иной категории граждан, в т. ч. к беременным и женщинам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком. Я думаю, нужно руководствоваться не эмоциями, а законодательством. Что, собственно, и делает МВД.

Хатия Деканоидзе,глава Национальной полиции

– Я официально заявляю, что да, есть жалобы. Вскоре, после моего приказа, мы создаем мобильную группу центрального аппарата Национальной полиции, которая будет внимательно следить за ситуацией на местах. Хочу сказать, что ни один честный, нормальный человек не останется за бортом. Это я вам обещаю.

Артем Шевченко, директор департамента коммуникаций МВД Украины

– В любом случае человек пишет рапорт, которым должен засвидетельствовать свое желание дальше служить в полиции, и этот рапорт потом рассматривается. Но если человек, находящийся в отпуске (то ли в декретном, то ли в каком-то другом), рапорт не написал и думает, что его и так переведут, автоматически – это ошибка. Потому что в законе о Нацполиции четко прописано, что пребывание в отпуске, в т. ч. декретном, не является основанием для автоматического переназначения. Законодатель прописал это четко и специально для таких случаев. Человек может пойти обжаловать решение, но могу сказать, что у нас, в принципе, нет какой-либо установки на то, чтобы увольнять людей, которые находятся в декрете. Если человек, находясь в декретном отпуске, засвидетельствовал, что хочет работать, ему такой шанс будет предоставлен.

Мы не исключаем, что в каких-то регионах, отделениях кто-то из руководителей высшего уровня злоупотребляет этой нормой закона, диктует или приказывает делать то, что не предусмотрено законом. Хотя закон предусматривает возможность избавиться от тех, кто находится в декрете, но это точно не будет массово, скажем так, «волюнтаристски», без контроля.

Была ситуация, когда у нас около 600 мужчин находились в декрете. Когда мы объявили об аттестации, они сразу написали заявления о выходе на службу, и сейчас таких людей осталось до 100. Т. е. во многом люди, по сути, злоупотребляли нормами пребывания на госслужбе, прятались в декретах, на больничных и т. д. Но сейчас те, кто хочет служить, получат такую возможность.

Антон Геращенко,народный депутат Украины

– Каждому человеку предложено подать заявление о желании пройти тестирование и идти в Национальную полицию. Каждому без исключения. Если работник полиции не изучает сайт МВД, где все написано, если он не хочет изучать нормативные документы, он просто не может служить в полиции. Если он не в состоянии разобраться даже в своих правах и обязанностях, как он может защищать других людей?

Мустафа Найем,народный депутат Украины

– Насколько я знаю, все женщины, которые находятся в декретном отпуске, не могут быть уволены. Я лично это слышал от министра и от Хатии. И то, что у нас глава Нацполиции – женщина, тоже, очевидно, накладывает свои эмоции. Я с полной ответственностью могу сказать, что если случаи незаконного увольнения есть, мы будем обращать на это внимание. Но прежде, чем говорить о том, что мам или беременных женщин увольняют, следует хорошо разобраться в ситуации. Думаю, на это действительно надо обращать внимание, ведь тут может быть произвол руководства.

Дело в том, что мы не можем сейчас говорить об увольнении, потому что все люди, которые на 6 ноября с. г. были в составе Министерства внутренних дел, в милиции, могли подать онлайн-анкеты и принять участие в тестировании. Никто – ни руководство, ни территориальный орган или структурное подразделение не может им этого запретить. Получается, что это старые традиции, когда путем шантажа или давления требуют деньги или рапорт на увольнение. Никто не ставит целью уволить из Нацполиции женщин с детьми.

Александр Кравец, судья Одесского апелляционного административного суда

– Проанализировав некоторые нормативные акты, можно сказать, что эти правоотношения касаются увольнения с публичной службы, т. е. из органов внутренних дел, и до принятия Закона «О Национальной полиции» были урегулированы Законом «О милиции» и Положением о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел УССР», утвержденным постановлением КМУ №114 от 29.07.1991 (есть редакция, действующая на данный момент). Когда эти правоотношения не были урегулированы специальными нормативно-правовыми актами, на них распространялись положения Кодекса законов о труде. В этом Кодексе есть ст. 184, которая говорит о запрете отказывать женщинам в принятии на работу, понижать им заработною плату по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей до 3 лет. Также запрещается увольнение по инициативе владельца или уполномоченного им органа беременных женщин и женщин, которые имеют детей в возрасте до 3 или 6 лет (ч. 6 ст. 179), одиноких матерей при наличии ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида. Но только кроме случаев полной ликвидации предприятий, учреждений, организаций, когда допускается увольнение таких женщин с обязательным трудоустройством.

Положения п. 8 и 9 переходных и заключительных положений Закона «О Национальной полиции» имеют двоякое толкование, ведь прямо о ликвидации милиции и создании Национальной полиции речь в них не идет. Указано, что закон о милиции теряет силу, и что со дня опубликования закона о Нацполиции все работники милиции, а также другие работники МВД и его территориальных органов считаются предупрежденными в установленном порядке о возможном предстоящем увольнении в связи с сокращением штата. А п. 9 говорит, что все работники милиции, которые изъявили желание проходить службу в полиции, при условиях соответствия требованиям к полицейским, определенным действующим законом, в течение 3 месяцев со дня его опубликования могут быть приняты на службу в полицию путем издания приказов о назначении или прохождения конкурса на замещение должностей.

Но могут быть случаи, когда окончательно такие дела будет решать не суд первой инстанции – некоторые из них могут дойти и до Верховного Суда Украины. Есть постановление Пленума ВСУ №9 от 06.11.1992 «О практике рассмотрения судами трудовых споров». П. 19 этого постановления разъясняет, как рассматривать трудовые споры, связанные с увольнением в порядке п. 1 ст. 40 КЗоТ, и здесь можно применить аналогию закона, ведь речь идет об увольнении в связи ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятия. У нас были такие дела, которые дошли до Верховного Суда Украины. Речь шла об увольнении работников энергетической таможни. На то время Верховный Суд немного изменил практику и сказал, что если состоялась ликвидация некоего органа и создание нового, и сведения об этом есть в Едином реестре юридических и физических лиц-предпринимателей, речь идет о полной ликвидации органа. В связи с этим можно сделать вывод, что увольнение работников осуществлялось законным путем. Но после были дебаты по поводу этой позиции, которые возвращали нас к практике, установленной указанным выше постановлением Пленума ВСУ. Причем не только в этом постановлении, а и в других решениях указано, что государственный орган ликвидировать нельзя. Если происходит создание нового органа, который берет на себя функции ранее существующего, это считается реорганизацией. А правовые последствия реорганизации предполагают, что работник имеет преимущественное право на трудоустройство в это учреждение. Наверное, это право должно будет реализоваться путем прохождения соответствующего конкурса, но в законодательстве оно есть.

Учитывая все сказанное, можно прийти к выводу, что если Национальная полиция будет выполнять функции милиции, значит, произошла реорганизация государственного органа (в законе указано, что это не орган внутренних дел, а орган государственной исполнительной власти, но он исполняет функции милиции). И те лица, которые имеют соответствующие гарантии со стороны государства (беременные женщины, а также лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, и другие льготные категории), должны иметь гарантии трудоустройства с учетом норм действующего законодательства, т. е. в порядке предусмотренного законом конкурса на соответствующую должность.

Такова правовая позиция, и если человек не будет трудоустроен, по моему мнению, он имеет право на все предусмотренные законом гарантии и может требовать материальную компенсацию. Ведь если лицо по процедуре не сможет претендовать на соответствующую должность в новосозданной Национальной полиции, оно имеет право претендовать на материальную компенсацию. Это также урегулировано международным законодательством, договорами, ратифицированными Верховной Радой.