Коллективные покупки через так называемые купоны становятся все популярнее среди наших соотечественников. Но такая экономия не всегда оказывается оправданной.

Тридцатидвухлетняя киевлянка Алина Петренко до сих пор вспоминает свой поход в салон красоты по купону. «Как-то два года назад я получила по электронной почте купон со скидкой 40% в один известный салон. Я взяла с собой подруг. В итоге выяснилось, что маникюрша у них на стажировке, а у косметолога нужно было заказать несколько процедур, что в совокупности стоило около тысячи гривен. В тоге мы оставили там все деньги, что у нас с собой были», - говорит Алина. Больше девушка купонам не верит и ко всем скидкам относится с большим подозрением.

Оптом и в розницу

Коллективные покупки по различным купонам начали активно развиваться в нашей стране четыре года назад. Эта мода к нам пришла из США.

«Работает система очень просто. Есть компания, которая готова сделать скидку при оптовой покупке, и посредник, который знает о готовности этой компании. Допустим, скидка составляет 40%, посредник в купоне указывает скидку в 15% и разницу с проданных купонов берет себе», - объясняет Максим Ивченко, интернет-маркетолог.

Как правило, производитель услуги, скажем, салон красоты или спортзал, сотрудничает с такими посредниками. По словам Максима Ивченко, самый популярный вид коллективных купонных покупок – услуги салонов красоты, на втором месте турпутевки, на третьем - кинотеатры, рестораны и кафе.

Покупки должны быть коллективными – именно за счет этого удается снизить цену.

«Часто это очень выгодно. Например, мы заказывали фотоссесию для беременных через купон, мне это обошлось всего в 200 гривен. Для сравнения стоимость такой фотосессии в Киеве стартует от 800 гривен», - говорит Ирина Савченко, мама шестимесячного малыша.

Скидки, уверяют любители таких покупок, могут достигать 90%.

«Возможность сэкономить - очень подкупает клиента. В Украине сейчас бум на такие вещи», - считает Максим Ивченко.

Это не удивительно, ведь такие посредники – покупные сервисы – активно, порой весьма агрессивно, рекламируют себя в интернете. Кроме того, пожалуй, каждому второму пользователю приходила спам-рассылка с различными купонами.

А еще купоны публикуют на страничках журналов, газет, специальные флаера вкладываются рекламщиками и почтальонами в обычные почтовые ящики в подъездах. Могут скидочные купоны предложить по телефону. Его можно купить и подарить – сертификат не именной.

Качество и гарантии

Впрочем, есть и минусы у этой системы покупок. Посредник не гарантирует качество услуги и товара. Часто это написано в самих купонах, но порой весьма замысловато и мелким шрифтом – клиенты обращают на это внимание лишь только тогда, когда они не довольны качеством.

«Например, о специальном наборе услуг косметолога я узнала только когда приехала в этот салон. Потрачены время и деньги и все из-за своей невнимательности», - сетует Алина Петренко.

Инга Касицкая, киевлянка, тоже столкнулась с проблемой. «Мы купили купон на поездку в Турцию со скидкой в 35%. Обещали отель не ниже 4-х звезд, европейские завтраки. В итоге нас поселили в какой-то занюханный отель, завтраки были кошмарные, трансфера к морю не было – добирались сами. Это был ужас, и мы просто дни считали, когда уедем домой», - говорит Касицкая. По ее словам, по приезду в Киев, она обращалась с жалобой к веб-порталу, у которого купила такой купон, но ей там сообщили, что все претензии нужно предоставлять турагентству.

«Мы обращались и в турагентство с требованием нам вернуть деньги, но они нас перенаправили еще к другому турагентству… Там извинились и на этом все», - рассказывает Касицкая.

«Гарантий нет, потому что ответственность за качество и гарантии несет производитель, а не посредник. Это четко указано на их сайтах», - говорит Максим Ивченко. Однако он соглашается, возможности предварительно проверить качество у клиента нет.

Деньги в большинстве случаев, даже если купон использован не был или услуга была по каким-то причинам отменена поставщиком, также не возвращаются.

«Доказать что-либо в данной ситуации сложно. Нужно обращаться в госинспекцию по защите прав потребителя или в суд, но это возможно только в том случае, если клиент имеет договор на руках. А обычно такие договора не подписываются», - комментирует юрист Лев Пащенко.

Чтобы не стать жертвой скидок, эксперты советуют внимательно изучать условия акции, а также обращать внимание на партнеров веб-портала, продающего купоны. Известные бренды не станут рисковать именем и обманывать своих клиентов, даже через посредников. Ребрендинг будет стоить дороже.