Пока бархатный сезон набирает обороты, Государственная налоговая администрация подводит итоги. В частности, туристический сбор, введенный новым Налоговым кодексом, за полгода существования принес городам Украины 12 млн грн. Наибольшие поступления зафиксированы в Киеве, в Крыму и во Львовской области. И это при том, что налоговая служба не считает этот налог чрезвычайно важным, о чем на брифинге по итогам работы фискальных органов заявил зампредседателя Государственной налоговой службы Сергей Лекарь. «Это всего лишь дополнительный источник дохода, который должен направляться для развития того региона, которым интересуются туристы. Таким образом, основная цель налога – развитие туристической инфраструктуры», – прокомментировал ситуацию с туристическим сбором налоговик.
Основные «сборщики подати» – гостиницы и отели
В соответствии со ст. 10 Налогового кодекса Украины (НКУ), туристический сбор относится к местным налогам и сборам. Это значит, что местные советы самостоятельно принимают решение о целесообразности введения на подведомственной территории этого сбора. Кроме того, соответствующее решение определяет объект налогообложения, налоговый период, размер ставки и плательщиков сбора, которыми могут являться как граждане Украины, так и иностранцы, а также лица без гражданства, прибывающие на территорию населенного пункта и потребляющие услуги по временному проживанию.
Налоговым периодом является календарный квартал. Максимальная ставка сбора составляет 1% от базы налогообложения. Он начисляется на стоимость проживания в гостинице или в частном здании, которое турист обязуется освободить в указанный срок. За базу налогообложения принимается стоимость всего периода проживания на территории населенного пункта за вычетом налога на добавленную стоимость. Как правило, в эту стоимость не включаются расходы на питание или бытовые услуги, как-то стирка и глажка одежды, телефонные счета, оформление необходимых для въезда на территорию населенного пункта документов, переводы и другие сопряженные с оформлением въезда расходы, обязательное страхование.
Налоговыми агентами, взыскивающими сбор, выступают администрации отелей, мотелей, кемпингов, гостиничных комплексов, домов и баз отдыха, пансионатов, общежитий для приезжих, других учреждений гостиничного типа и санаторно-курортных учреждений. Кроме того, агентами могут выступать квартирно-посреднические организации, направляющие «неорганизованных» туристов на поселение в дома или квартиры, принадлежащие физическим лицам на праве собственности или на праве пользования по договору найма, а также юридические лица или физические лица-предприниматели, на основании договора уполномоченные местными советами на взимание сбора.
Будьте внимательны: соответствующая организация должна предоставить потребителям счет на предоставление услуг, связанных с временным проживанием, где сумма уплаченного сбора указывается отдельной строкой!
Порядок оплаты туристического сбора
Если налоговый агент предоставляет услуги по временному проживанию через филиал, не являющийся юридическим лицом в составе такого агента, да еще и не по месту его, агента, регистрации, такой филиал обязательно следует зарегистрировать в органе государственной налоговой службы по месту нахождения подразделения в качестве налогового агента туристического сбора. Налоговые агенты самостоятельно исчисляют и удерживают туристический сбор во время предоставления услуг, связанных с временным пребыванием туристов на их территории, а также оплачивают его в местные бюджеты авансом – каждый месяц вплоть до последнего числа текущего месяца (включительно). Сумма начисленных ежемесячных авансовых платежей отображается в квартальной налоговой декларации, после чего конечная сумма сбора, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией за отчетный квартал с учетом заблаговременно внесенных авансовых платежей, оплачивается в сроки, определенные для квартального налогового периода.
Форма налоговой декларации по туристическому сбору утверждена приказом ГНА Украины от 24.12.10 №1014. Декларация предоставляется в орган налоговой службы по месту налоговой регистрации в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала.
Кому льготы?
Органам местного самоуправления не разрешено устанавливать индивидуальные ставки местных налогов и сборов для отдельных лиц или освобождать их от уплаты налогов и сборов иначе, чем на основании единых для всех законов.
Согласно п. 268.2.2. НК, от уплаты туристического сбора освобождаются лица, которые постоянно проживают, в т. ч. и на условиях найма, в селе, поселке либо городе, местными советами которых установлен туристический сбор, лица, прибывшие в командировку, инвалиды, дети-инвалиды и лица, сопровождающие инвалидов I группы или детей-инвалидов в количестве одного сопровождающего на каждого инвалида, ветераны войны, участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, а также физлица, прибывшие по путевкам и курсовкам в санатории и пансионаты.
Форма путевки утверждена постановлением правления Фонда соцстраха по временной потере трудоспособности от 25 февраля 2009 г №16. Это денежный документ, который гарантирует его владельцу получение услуг в санаторно-курортных учреждениях, реализующих эту путевку. Курсовка является разновидностью путевки, дающей право на прохождение амбулаторно-курсового лечения и лечебное питание, т. е. это денежный документ, гарантирующий владельцу амбулаторно-курортное лечение непосредственно на курорте. С одной стороны, наличие путевки или курсовки являются основаниями для предоставления льготы по уплате сбора, с другой – чтобы подтвердить свое право на льготу, мало просто иметь соответствующий документ: его или его копии необходимо предоставить налоговому агенту, подтвердив тем самым принадлежность лица к льготной категории.
Помните: лица, не предоставившие соответствующих документов, удостоверяющих их принадлежность к льготной категории, являются плательщиками сбора на общих основаниях.
Поэтому, предъявляя оригинал путевки или курсовки, убедитесь, что организация, которой вы доверились, действительно является налоговым агентом, иначе рискуете остаться без документа и заплатить-таки сбор.
Аналогичная ситуация складывается с лицами, принадлежащими к категориям инвалидов, детей-инвалидов, ветеранов войны, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС: их статус должен быть подтвержден соответствующим удостоверением, а статус лиц, сопровождающих инвалидов I группы или детей-инвалидов – документом, удостоверяющим такое лицо.
Что касается постоянного проживания на территории Украины, освобождающего от уплаты сбора, то здесь необходимо учитывать следующее. Согласно ст. 1 ЗУ «О внешнеэкономической деятельности», постоянное местожительство – это местожительство не менее одного года на территории какого-нибудь государства физического лица, не имеющего постоянного местожительства на территории других государств, но имеющего при этом намерение проживать на территории этого государства на протяжении неограниченного срока. Таким образом, свое постоянное место жительства можно подтвердить паспортом гражданина Украины с указанием прописки, видом на жительство, а также совокупностью документов, выданных уполномоченными органами, подтверждающими гражданство, удостоверяющими личность предъявителя и дающими право на въезд в Украину. Постоянное проживание на условиях найма, в свою очередь, удостоверяет соответствующий договор (ст. 759 Гражданского кодекса Украины).
В результате, если большую часть года вы проводите за пределами Украины, а в остальное время находитесь на территории населенного пункта, местным советом которого введен туристический сбор, готовьтесь к оплате. Чаще всего такой сценарий сопряжен с профессиональной деятельностью. Если вы трудоустроены неофициально, придется платить сбор, если официально – фискальным претензиям придет конец, как только вы подтвердите свое пребывание в командировке соответствующим приказом или распоряжением предприятия, с указанием пункта назначения, названия предприятия, куда вы откомандированы, срока и цели командировки. На сегодняшний день такой документ выдается в соответствии с Инструкцией о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 13 марта 1998 г. №59.
«За» и «против»
За короткое время действия новый туристический сбор успел наделать много шуму. Например, не очень понятно: владельцу предприятия самому себе командировку оформлять, что ли? А если он, скажем, приехал в Крым с неофициальным визитом виноградники посмотреть? Или на какую-нибудь промышленную выставку, совпавшую с сезоном отпусков? Предъявлять протоколы встречи или договор о намерениях в гостинице и доказывать, что он – по делам? Нет, конечно, да и не станет уважающий себя предприниматель заниматься выяснением отношений. Но вот тот факт, что за это самоуважение он должен заплатить, в то время как мог бы и не платить, выглядит не вполне корректно. Кроме того, на организации, предоставляющие услуги по временному проживанию физлиц, на ровном месте обрушился немаленький пласт работы, который, к тому же, диктует необходимость оплачивать взносы авансом. А это, в свою очередь, предполагает увеличение расходов.
С другой стороны, не стоит забывать, что те же Карпаты, к примеру, страдают от оттока туристов на фоне неудовлетворительных условий проживания отдыхающих, да и Крым в последнее время теряет в деньгах, все чаще проигрывая фешенебельным турецким отелям. Конечно, это не оправдывает недоработки законодателя, но пора отделять главное от второстепенного, а это уже дискуссия из разряда, что было раньше – курица и яйцо: важнее поскорее взяться за ликвидацию бюджетного дефицита или же соблюсти все возможные оговорки к вводимому правилу?
Таким образом, вопрос на сегодняшний день состоит не в том, чтобы заплатить за хорошо проведенное время, а в том, чтобы хорошо провести время и при этом не разориться. О разорении речи пока не идет – ставка налога вполне лояльна, а вот улучшит ли туристический сбор инфраструктуру украинских курортов, покажет время.