Постановление Кабинета Министров Украины № 330 с 05.05.2010 года "Об определении и применении минимальной заработной платы в почасовом размере" вызвало много шума. Профсоюзы один за другим прогнозируют затруднительное будущее положение работников на предприятиях, утверждая, что теперь последние массово будут переходить на режим неполного рабочего времени, который позволит максимальную загрузку работника (как за полный рабочий день) при минимальной оплате (почасовой). Соответственно, такая ситуация не могла не спровоцировать исследования наличия действительных оснований для волнения профсоюзов.

Прежде всего следует заметить, что Постановление Кабинета Министров Украины № 330 с 05.05.2010 года "Об определении и применении минимальной заработной платы в почасовом размере" касается исключительно минимальной заработной платы. При этом, согласно статье 94 КЗОТ Украины, оплата труда осуществляется в зависимости от профессиональных качеств работника, результатов его работы и т.п. и не ограничивается максимальным размером. Значит, установление минимального уровня заработной платы совсем не означает, что исключительно этим размером будет ограничиваться оплата труда.

Кроме того, установление почасовой оплаты труда не является основанием для сокращения нормальной продолжительности рабочего времени, о чем прямо указано в упомянутом Постановлении № 330 с 05.05.2010 года.

Более того, согласно статье 10 Закона Украины "Об оплате труда" размер минимальной заработной платы устанавливается в законе о Государственном бюджете Украины (или путем внесения изменений в указанный акт) с учетом предложений представителей профсоюзов и пересматривается в зависимости от изменения размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц. При этом, статья 2 Постановления Кабинета Министров Украины № 330 с 05.05.2010 года определяет, что минимальная заработная плата в почасовом размере применяется на предприятиях в случае установления в коллективных договорах или по согласованию с профсоюзными комитетами.

То есть, волнение профсоюзов не обоснованы, учитывая следующее:

- почасовая оплата труда на предприятиях внедряется по согласованию сторон (Приказ Минтруда № 69 с 16.04.1999 года), в коллективном договоре (что предусматривает участие профсоюзов в переговорах) или за другим согласованием с профкомом (статья 97 КЗПП Украины);

- Постановление Кабинета Министров Украины № 330 с 05.05.2010 года "Об определении и применении минимальной заработной платы в почасовом размере" не предопределяет ограничения размера оплаты труда на уровне установленного размера минимальной заработной платы.

При этом нельзя не отметить, что право введения неполного рабочего времени уже давно регламентировано статьей 32 КЗПП Украины, которая разрешает работодателю такие изменения в случае организации производства и работы, о чем работник должен быть сообщен не позднее чем за два месяца, а в случае отказа продолжить работу на новых условиях работник может быть уволен на основании пункта 6 статье 36 КЗПП Украины.

Таким образом, возможность установления неполного рабочего времени работодатель действительно имеет, тем не менее следует учесть, что предоставлено ему такое право еще с 27.05.1988 года и Кодексом законов о работе Украины, а не Постановлением Кабинета Министров Украины № 330 с 05.05.2010 года.