Еда, продаваемая в кулинарных отделах супермаркетов, — спасение для многих вечно спешащих, засиживающихся на работе допоздна тружеников: купил — и не надо ничего готовить. Вот только после поедания таких «быстрых» блюд можно надолго загреметь в больницу с отравлением. Поэтому «Новая» решила выяснить, из чего готовят аппетитные салатики и закуски, выставленные в супермаркетах.
Майонез из малярного ведерка
Менеджер рекламного агентства Марина Хомешкина — после того как откушала салатик, купленный в близлежащем супермаркете, — попала в больницу с пищевым отравлением. Уверенность в том, что причиной отравления стал именно покупной шедевр, а не что-либо другое, появилась благодаря его специфическому аромату. Девушке сразу не очень понравился запах, но поскольку в состав кушанья входили экзотические фрукты, она подумала, что это они так странно пахнут. Однако, судя по всему, в блюде присутствовали не только экзоты, но и испорченные продукты.
К сожалению, с любителями готовой еды такие неприятные случаи происходят довольно часто. Но, несмотря на негативный опыт, эти люди продолжают оставаться клиентами «ядовитых» отделов.
А ведь не секрет, что во многих супермаркетах отдел кулинарии — последняя инстанция для большинства несвежих продуктов. И дело не в том, что сам салат может быть приготовлен несколько дней тому назад. Все намного проще — его изначально готовят из второсортных продуктов не первой свежести.
Если покупателю очень повезет, то блюдо будет состоять из некондиционных овощей и фруктов, прибывших из собственного овощного отдела. Ну не выбрасывать же их?! «Основная масса салатов, которые заправляются майонезом, делается из просроченных продуктов, — убеждает «Новую» экс-продавец одного из столичных отделов кулинарии сетевого супермаркета Алина. — Я бы не была в этом так уверена, если бы два месяца не проработала продавцом в этом отделе. Меня удивило то, что на салаты идут как горошек, кукуруза, маринованные грибы с истекающим сроком годности, так и подгнившие овощи. При этом гниль никто не вырезает, а крошит в блюдо».
Заправляют салаты майонезом или сметаной. Хотя иногда распознать, что это за заправка, сложно, так как доставляется она в магазин в белом ведерке из-под краски. Тем не менее по вкусу это нечто действительно напоминает майонез, правда, очень жидкий. Но все дело в том, что готовили его не на крупной фабрике, а в небольшом цеху, где не то что о ГОСТе, но и о простейших технических условиях приготовления забывают.
Как рассказал «Новой» технолог небольшого предприятия по изготовлению майонезов, ныне уже мало кто придерживается классической рецептуры. Дешевле и удобнее состряпать майонез не из яиц, подсолнечного масла и горчицы, а из воды и разнообразных добавок.
Увы, мясо в салаты тоже идет древнее. Так, для оливье используют просроченную «свежую» курицу, которую отваривают в рассоле с луком: он немного впитывает в себя аромат тухлятины. Задержавшиеся на вертеле куры гриль в дальнейшем идут для начинки в блины, котлеты, плов. Иногда эти блюда готовят из фарша. Что лучше: просроченное мясо или фарш, сделанный непонятно из чего? Вопрос сложный... Ведь на приготовление этой субстанции идут даже шкурки и мелкие кости.
Испытание пробой
Но учитывая, что в отделы кулинарии выстраиваются очереди, потребителям приходятся по вкусу эти «шедевры».
Всеукраинская общественная организация «Качество жизни» протестировала кулинарные отделы крупных отечественных супермаркетов: «Країна Магелан», «Велика кишеня», «Фуршет», «Ашан», «Рейнфорд», «Фуршет Гурман», «О'кей», «Караван», «МегаМаркет», «Сильпо» и «Билла».
Для проведения испытания пригласили профессиональных дегустаторов — преподавателей соответствующих специальностей Киевского национального торгово-экономического университета, а также представителей самих сетей. Специалисты оценивали блюда по таким показателям, как соответствие названию, внешний вид, запах, цвет, вкус и консистенция продукта.
Для того чтобы добиться наиболее правдивых оценок, инспекторы этой организации сделали закупку трех товаров из каждого супермаркета. Приобретали знакомые с детства блюда: салат оливье, котлету из рубленого мяса и пирожок с мясом.
Наименее вкусная еда — в супермаркете «Билла». Хорошие результаты в тестировании показала «Країна Магелан». Довольно высокие оценки от инспекторов получили «Фуршет» и «Ашан».
Вместе с тем эксперты остались недовольны качеством абсолютно всех салатов, поскольку они были приготовлены на основе майонеза, а он, напомним, скоропортящийся продукт. Особенно это важно, если салаты продают в жаркое время года. Самая низкая оценка за закуску досталась «Билле» (1,67 балла). И пусть та же «Країна» стала победителем этого тестирования, но набрала всего 3,79 балла из возможных 5. Как говорится, до технологического идеала этим салатам еще ой как далеко!
Оценки за мясные изделия — ненамного лучше. Минимум набрала котлета из сети «Велика кишеня» (2,29), максимум (3,02) — «Рейнфорд». Кулинары из «Сильпо», видимо, зазевались, и котлета очень сильно подгорела, а вот в супермаркете «Велика кишеня» мясное изделие, наоборот, оказалось сырым.
Меньше всего претензий было к мучным изделиям, которые продавались в «Сильпо» (за них специалисты поставили оценку в 3,73 балла). Первое место с конца — у пирожков из «Каравана» (всего 2,35 балла).
Эксперты сошлись во мнении, что все оцениваемые образцы не имеют ничего общего со своим названием. Иными словами, внешний вид котлет не вписывается в стандартную рецептуру приготовления котлет «по-домашнему». А пирожки по своей форме тоже не соответствуют стандартным изделиям с названием «пирожки печёные».
Тараканы в нагрузку
Оставляет желать лучшего и то, как выглядят сами кулинарные отделы. Для всех потребителей важно не только то, из чего готовят салаты, но и санитарные условия помещения, в котором это происходит. Инспекторы общественной организации обратили внимание на правильность раскладки продукции, насколько аккуратно она была упакована. Как-то не хочется, чтобы вокруг блюда с салатом летали мухи, ползали тараканы. Но такие неприятные моменты все же были в супермаркетах «О'кей», «Билла». Магазин «Сильпо» от низкой оценки не спасли чистые витрины и специальная форма сотрудников, потому что были грязными столы, где готовилась пища: они были усыпаны крошками и кусочками еды. Негативно повлияли на общую оценку и старые, грязные, беспорядочно разбросанные ценники.
Не особенно приятно оказалось делать покупки в «МегаМаркете»: чистота отдела и его витрин явно не внушала доверия. За неряшливость снизили оценку «Ашану»: в отделе обнаружились единственные щипцы для всей продукции.
Наиболее высокий балл за чистоплотность получил супермаркет «Країна», расположенный в ТЦ «Магелан».
Не забыли эксперты и продавцов. Их внешний вид должен соответствовать определенным требованиям. Помимо того что работники кулинарии должны быть чисто одеты, иметь бейдж с указанием имени и фамилии, названия предприятия и должности, а также обуты в сменную закрытую обувь.
Из-за того что продавец постоянно контактирует с едой, его волосы должны быть убраны под головной убор. Возможно, есть среди потребителей любители вылавливать чужие волосы из салата, но таковых очень немного!
С предъявленными требованиями лучше всего справились супермаркеты «Країна», «Фуршет Гурман» и «Велика кишеня». Неприветливыми с покупателями были продавцы в «Рейнфорде» и «О'кей». Забыли убрать волосы под головной убор работники «Биллы», «Ашана» и «Сильпо».
Перед тем как что-либо купить, продавцам задавали несколько контрольных вопросов. Интересовало потребителей качество и свежесть продукции. Также просили что-то порекомендовать.
В супермаркетах «Країна», «Ашан» и «МегаМаркет» сотрудники были компетентны и предоставляли хорошие ответы. Хотя и были приветливы с покупателями работники «Биллы», «Сильпо», «Каравана», все же они не смогли достойно ответить на поставленные вопросы. Продавец из «О'кей» предпочел согнать злость на покупателях, поэтому отвечал на вопросы грубо и резко. В «Фуршете» продавец и вовсе не стал отвечать на вопросы покупателей, лишь сообщил, что он из другого отдела, потому ничего не знает. А вот в «Рейнфорде» заявили, мол, у нас все вкусно — сами выбирайте.
Огорчило экспертов то, что ни в одном супермаркете работники не смогли назвать точную дату изготовления продукции. Ответы сотрудников супермаркетов ограничивались общей фразой: «Она свежая!»
Немногословными были и ценники. На этих, так сказать, маленьких билбордах следует поместить всю информацию о продукте: дату его изготовления, срок реализации, состав. Помимо этого, они должны быть расположены так, чтобы покупатель мог легко прочесть все надписи. «Велика кишеня» и «Фуршет» достойно выдержали эти испытания. А вот у остальных на ценниках информации в полном объеме не было.
Сегодня в связи с кризисом нераспроданной еды в магазинах остается все больше и больше. Однако выбрасывать ее никто не спешит, еду подмарафечивают и пускают по второму кругу. Так что нам с вами самим выбирать: травиться сомнительной пищей или готовить самому.
Максим Папуша, глава Киевской организации «Союза потребителей Украины»:
«Салаты опасны для здоровья!»
— В последнее время все чаще и чаще к нам обращаются люди с жалобами на продукцию из кулинарных отделов супермаркетов. Причем сетуют не просто на вкусовые качества — потребители ею травятся. Поэтому мы решили сделать контрольные закупки в некоторых супермаркетах и проверить их на микробиологию. Именно этот показатель отвечает за безопасность. Итак, в салатах оливье и «селедка под шубой», купленных нами в супермаркете «Рейнфорд», были обнаружены бактерии кишечной палочки. В таких же салатах из супермаркета «Эко» проблемы были аналогичными.
После исследований сложилось впечатление, что супермаркеты работают по принципу безотходного производства. И в кулинарных отделах готовят салаты из всего того, что не продалось. Это и испорченная селедка (она отправляется в «шубу»), и несвежий майонез.
Является ли продукция, производимая в этих магазинах, безопасной, обязана проверять санитарная служба. Но, судя по всему, этим никто не занимается.
Александр Ладыгин, председатель совета Всеукраинской общественной организации «Качество жизни»:
«На котлеты было страшно смотреть!»
— Мы проверяли органолептические данные. Задача выловить котлету, у которой имеются проблемы с микробиологией, перед нами не стояла: для этого есть санстанция, общество по защите прав потребителей. Как показало наше исследование, сегодня кулинарией занимаются люди, которые не имеют ни специального образования, ни навыков работы в этой отрасли. К примеру, что может быть общего у строителя и повара? Ничего. Поэтому и блюда, которые они готовят, не соответствуют предъявляемым нормам. В итоге наши дегустаторы иногда, глядя на ту же котлету, не хотели ее пробовать. На нее было страшно смотреть — не то что есть. Понятно, что специалисты ее пробовали, но и оценки потом выставляли соответствующие.
Мы были шокированы и низким уровнем поваров. Для начала хочу сказать, что салаты сразу заправлялись майонезом, однако этого не должно быть. Салаты заправляются непосредственно перед подачей на стол или в общепите. Не должны они стоять заправленными по нескольку часов, а то и дней! А в заправленном виде, по мнению специалистов из Торгово-экономического университета, салат должен храниться не больше 6 часов.