Не секрет, что госконтроль на рынке нефтепродуктов оставляет желать лучшего, и некоторые компании пользуются невежеством клиентов, зарабатывая на «бодяге» и недоливе. Если машина теряет мощность или попросту глохнет, причина может быть именно в некондиционном топливе.

По информации заместителя директора НТЦ Психея Геннадия Рябцева, чаще всего злоупотребляют продажей смесевых бензинов с добавлением этанола, метил-трет-бутилового эфира или побочных продуктов коксохимического производства. Нередко продается бензин стандарта 2001 г. под видом горючего ДСТУ 2007 г., а также вместо топлива с октановым числом 95 предлагается 92-й. По информации портала Деньги, столкнуться с нарушениями качества можно на каждой четвертой, а то и третей АЗС.

Повсеместно автовладельцы сталкиваются и с недоливом топлива. А когда заправки навязывают водителям переход на премиальные виды бензина, то далеко не всегда предупреждают о проблемах, которые могут быть связаны с неграмотным использованием дорогостоящего топлива. Владельцам дизелей стоит быть бдительными зимой: летнее ДТ забивает топливные фильтры, из-за чего такие автомобили глохнут.

Пять правил для заправки

1 Заправляться на одних и тех же АЗС, если возможно

2 Стараться не заправляться на выезде из города

3 Сохранять чеки, полученные на заправке

4 Стараться заправляться в будние дни

5 Интересоваться документами на продаваемое топливо

Заправка «бодягой»

«Если бы на АЗС продавали качественное топливо, нам было бы нечего делать», – шутят двигателисты на СТО. Ведь к ним массово поступают авто, пострадавшие от потребления суррогата. На сервисных станциях Bosch до 50-60% обращений связаны с неисправностями систем зажигания и проблемами в подаче топлива, которые возникают из-за некачественного горючего.

Технический специалист компании Robert Bosch Владимир Закревский рассказал, что Наиболее распространенной причиной неисправностей является грязь в топливе, которая забивает фильтры, в результате чего снижается пропускная способность, а нагрузка на топливные насосы, наоборот, повышается. В некоторых случаях из строя выходят катушки зажигания и свечи бензиновых двигателей, а в новейших дизельных системах – регуляторы давления топлива, насосы высокого давления и инжекторы. Наиболее чувствительными к качеству топлива оказываются новейшие иномарки с малым объемом двигателя.

Поэтому водителям новеньких городских малолитражек к качеству бензина стоит отнестись крайне придирчиво. По информации Евгения Черногорского (компания Bosch Service Захід Авто) вызванный «левым» бензином ремонт авто может стоить до 20 тыс. грн. Замена катализатора стандарта Евро-4 стоит 5,5-6,5 тыс. грн, топливного насоса – 1,3-1,6 тыс. грн, четырех форсунок – в 2,5 тыс. грн, комплекта свечей – около 180 грн. Как минимум, автомобиль проведет на СТО половину дня, а если поломка серьезная – то и всю неделю.

Признаки отравления «бодяжным» бензином хорошо известны опытным водителям. «Вскоре после заправки некондиционным бензином машина начинает «тупить», двигатель предательски теряет мощность. Сколько ни дави на газ, авто разгоняется медленно и неохотно, что при обгоне или перестроении с опережением может создать аварийную ситуацию. А если двигатель начинает глохнуть на холостом ходу, движение в городских пробках превращается в медленную пытку», – делится жизненным опытом киевлянин Валерий Солошко. В таких случаях обычно на приборной панели загорается индикатор (сheck engine), указывающий на необходимость проверить двигатель. Если проблема не исчезает вместе с сомнительным топливом, прямая дорога на СТО.

Заправка несортовым бензином

Бензин стандарта 2001 г. могут продавать под видом более дорогого топлива, соответствующего нормам 2007 г., а 92-м бензином подменить самым популярный А-95.

Последствия таких махинаций часто бывают не настолько очевидны, как неисправности, связанные с откровенной «бодягой». Поэтому водителю сложно найти виновную АЗС и заставить ее компенсировать ремонт. Чтобы минимизировать риски, стоит заглянуть в уголок потребителя, где должны быть вывешены сертификаты соответствия и паспорта качества на каждый из видов топлива. Там указывается производитель топлива и стандарт, которому оно соответствует. Водитель имеет право запросить эти документы у персонала АЗС. Если выполнение этого законного требования вызывает у сотрудников заправки затруднения, лучше объезжать точку десятой дорогой.В бак автомобилей Евро-4 и Евро-5 нужно заливать горючее аналогичных стандартов, которое соответствует ДСТУ 2007 г. Менее требовательные автомобиля Евро-3 и ниже могут потреблять бензин ДСТУ 2001 г. или дизель ДСТУ 1999 г.

Кроме преднамеренных злоупотреблений, ошибочная заправка может произойти по вине персонала станций. В сети АЗК ОККО произошедшую в прошлом году историю заправки автомобилей дизелем вместо бензина не отрицают. По словам Олега Дорожовца, ошибку выявили оперативно, хотя заправиться успело около 20 машин. Компания полностью компенсировала пострадавшим затраты на техосмотр и замену или ремонт поврежденных деталей. Людям повезло: компания заняла конструктивную позицию. Увы, это происходит далеко не всегда – дождаться добровольной компенсации от безымянной АЗС, расположенной на трассе где-нибудь между Харьковом и Сумами или между Ровно и Луцком – маловероятно.

Недолив бензина

Подозрения о том, что АЗС грешат недоливом, могут подтвердиться только после того, как водитель израсходует полностью оплаченную заправку «до полного бака». Ведь каждый автовладелец знает, каков реальный расход топлива у его машины. И если топливо в баке закончилось раньше, чем это происходит обычно, проблема может быть со стопроцентной вероятностью в недоливе. И доказать это можно – нужно потребовать у персонала АЗС провести контрольный замер топлива из колонки, где заправлялось авто. Для этого на заправке должна быть специальная мерная емкость. Если подозрения оправдались, можно попробовать выбить компенсацию. Но АЗС очень редко компенсируют цена недолитого бензина – разве что водитель во время самой заправки потребовал провести замер и выявил недолив. Во избежание проблем лучше заправляться на проверенных заправках.

Переход на «элитное» топливо

Брендовые АЗС активно предлагают своим клиентам «волшебное» фирменное топливо. Такое горючее на 5-15% дороже стандартного А-95. Изготавливают его на основе импортного топлива Евро-4 и Евро-5, которое соответствует ДСТУ 2007 г. Благодаря добавлению присадок, фирменный бензин или дизель очищает топливную систему и защищает от коррозии.

Но если водитель долгое время заправлялся топливом ДСТУ 2001 г., переход на премиум-марки может оказаться опасен. Когда специальные присадки вымоют из бензобака накопившиеся в нем «вековые» отложения, частички грязи могут застрять в топливном фильтре или засорить систему впрыска. Симптомом этих проблем станет снижение мощности двигателя. Придется обратиться на СТО для замены топливного фильтра, чистки инжектора (от 240-260 грн) и топливной системы (от 240 грн). У тех, кто систематически заправлялся качественным топливом стандартов 2007 г., переход на премиальный бензин или дизель с присадкой подобных проблем не вызовет.

Вывод – автовладелец должен использовать топливо, которое подходит ему в зависимости от экологического класса автомобиля (Евро-2, 3, 4 или 5). Не противопоказано дорогое топливо большинству иномарок 2004-2012 годов выпуска.

Замерзание дизеля

Особенности езды на дизельном топливе в зимний период хорошо известны тем, кому в морозную ночь «посчастливилось» застрять на трассе посреди полей или лесов. Ведь парафины, содержащиеся в дизельном топливе, при понижении температуры кристаллизуются и забивают топливные фильтры. Пока топливо не оттает, машина с места не сдвинется.

Чтоб не попасть в такую ситуацию, в холода нужно заправляться зимним дизтопливом с температурой фильтруемости не выше -20 °С (марка F). Именно такое топливо должно продаваться на АЗС с октября по апрель. Чтоб застраховаться от неприятностей, на заправке стоит уточнить предельную температуру фильтруемости, которую указывают в паспорте качества. Также в бак можно добавлять специальные антигелевые присадки, которые снижают температуру фильтруемости, а для экстренной помощи брать с собой в дорогу размораживатель для дизеля (100-200 грн). Если же из-за остановки мотора автомобиль пришлось доставлять в город эвакуатором (а это 30-900 грн), стоит наведаться на АЗС и взять пробы топлива. В случае их несоответствия заявленному типу дизтоплива F и при наличии чека вполне реально договориться с заправкой о компенсации ущерба.

Как «выбить» компенсацию

Согласно Закону о защите прав потребителей, водитель при поломке автомобиля из-за некачественного бензина имеет право требовать от АЗС компенсацию ущерба. Но без чека, который большинство автомобилистов оставляет на заправке, доказать свою правоту сложно. Конечно, сначала стоит попытаться урегулировать инцидент без суда: вернуться на АЗС и начать «качать права». «Внесудебное урегулирование – редкое исключение из правил, – комментирует Старший партнер адвокатской компании Кравец, Новак и партнеры Ростислав Кравец. – Часто приходится обращаться в суд. В среднем процесс без услуг адвоката может стоить от 2 до 4 тыс. грн. Доказать в суде взаимосвязь нанесенного автомобилю ущерба с некачественным топливом самым вероятно, если от момента заправки до поломки прошло не больше часа, либо автомобиль проехал не более 100 км».

Чем больше расстояние от недобросовестной АЗС, тем тяжелее доказать взаимосвязь неисправности с залитой в бензобак «бодягой». Отстоять в суде свои права – дело непростое. «Основная проблема заключается в качестве доказательной базы, – предупреждает адвокат, управляющий партнер ЮФ Можаев и Партнеры Михаил Можаев. – Ведь собственнику авто нужно подтвердить факт продажи некондиционного бензина, причинно-следственную связь между качеством бензина и поломкой, а также размер ущерба. Кроме этого, нужно исключить, что к поломке могло привести другое топливо, находящееся в баке до заправки, успеть взять образцы на АЗС и доказать то, что водитель, отъехав от станции, больше ничего не доливал в свой бензобак». Если вовремя не позаботиться о сборе доказательств, можно проиграть спор.В последнее время в сетях продаж ГСМ стало очень распространённым явлением добавлять в бензин различного рода присадки для увеличения октанового числа. Таким образом, АИ-76 легко поднимается до АИ-92, АИ-92 до АИ-95 и так далее. При этом свечи двигателя, как правило, не выдерживают таких экспериментов. В сети можно встретить фото свечей, да и других деталей двигателя, после использования «бодяжного» бензина.

Как вовремя сориентироваться и принять своевременные меры при обнаружении недоброкачественной заправки. Первым делом полезно знать симптомы того, что вам в бак залили некачественный бензин и какие последствия можно ожидать.

И так начнём, если вы заметили какие либо детонационные стуки, что может говорить недостаточном количестве добавленной присадки, расход бензина неожиданно увеличился, скоростные и разгонные характеристики автомобиля ухудшились, двигатель стал хуже заводиться на холодном старте или при разгоне автомобиля заметны различные подёргивания, которые как правило становится сильнее с увеличением накипи на свечах, а на последней стадии наблюдается довольно заметно троение двигателя, можете быть уверены – вы залили в бак некачественное топливо.

Какими последствиями может закончиться для вас такая заправка. Во-первых, покрытие токопроводящим слоем рабочих частей свечи приводит к тому, что разряд происходит не только между электродами, но и между металлом и металлическим основанием, что соответственно приводит к выходу свечи из строя. Наиболее худшим вариантом развития событий может быть «закорачивание» свечи, способствующее к выходу из строя коммутатора или катушки зажигания.

Но и это не самое страшное по сравнению с предстоящим фактом прогорания клапанов при довольно продолжительной езде на таком топливе. Естественно, что это произойдёт не сразу, а при пробеге вашего авто примерно 5 тыс. километров. Поэтому если вы заметили после заправки характерные отклонения в работе двигателя, меняйте свечи каждые 5-10 тыс. км и на будущее отмечайте для себя достойные заправки, периодически выкручивая свечи, обращайте внимание на их цвет.