С 19 ноября Украина начнет жить по новому Уголовному процессуальному кодексу. Согласно с ним, стадия возбуждения уголовного дела отменяется, а досудебное расследование будет начинаться с момента внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований. Генеральный прокурор Украины Виктор Пшонка совместно с руководителями силовых ведомств 17 августа с. г. утвердили Положение о порядке ведения Единого реестра досудебных расследований. По словам Генпрокурора, Реестр предназначен, прежде всего, для того, чтобы рядовой гражданин не ходил за милиционером или прокурором, слезно прося о помощи.
Однако серьезная проблема, которую может породить реализация этой идеи, заключается в том, что отсутствие формального начала уголовного дела делает невозможным обжалование факта его возбуждения. В то же время, как показывает судебная практика, значительное количество заявлений о совершении преступлений при их предварительной проверке не подтверждаются. По данным МВД, правоохранительные органы ежегодно отказывают в расследовании уголовных дел почти по 2,5 млн заявлений и сообщений о преступлениях. Таким образом, можно предположить, что в случае принятия предлагаемой редакции нового УПК милиция будет обязана провести полное расследование свыше 3 млн уголовных дел. Большая часть этих дел не будет иметь судебной перспективы, но их расследование приведет к ограничению прав и свобод граждан, действия которых (возможно, фактически не совершенные) станут предметом расследования. Чем грозит внедрение Реестра, и каким образом он будет функционировать, выясняла «Судебно-юридическая газета».
Итак, согласно п. 1.2 Положения о порядке ведения Единого реестра досудебных расследований, утвержденного приказом Генеральной прокуратуры Украины №69 от 17 августа с. г. (его текстом располагает «Судебно-юридическая газета»), реестр – это созданная с помощью автоматизированной системы электронная база данных, в соответствии с которой осуществляется сбор, хранение, защита, учет, поиск, обобщение определенных данных (каких – см. выдержку), которые используются для формирования отчетности, а также предоставления информации о сведениях, внесенных в реестр.
Создание Единого реестра досудебных расследований (далее – ЕРДР) преследует несколько целей: обеспечение единого учета уголовных преступлений и лиц, их совершивших, принятых в ходе досудебного расследования решений и результатов судебного производства; оперативный контроль за соблюдением законов при проведении досудебного расследования; анализ состояния и структуры уголовных правонарушений.
Рассмотрим, как это будет работать, на конкретном примере. Допустим, ваши соседи написали заявление в милицию, что вы якобы скрываете в своей квартире мини-склад с оружием, не имея на то соответствующих разрешений. Такие действия подпадают под ст. 263 УК «Незаконное обращение с оружием, боевыми припасами или взрывчатыми веществами».
Как сведения попадут в Реестр?
Итак, соседи подали на вас жалобу. Согласно ст. 214 нового УПК, следователь, прокурор безотлагательно, но не позднее 24 часов после подачи заявления, сообщения о совершенном уголовном правонарушении (далее – УП) или после самостоятельного выявления из любого источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении УП, обязан внести соответствующие сведения в ЕРДР и начать расследование. Причем отказать в принятии и регистрации заявления он не вправе.
С момента внесения сведений в реестр начинается досудебное расследование (далее – ДР). Вести его до, а тем более без внесения сведений запрещается. Впрочем, в определенных случаях осмотр места происшествия может быть произведен до внесения сведений, но затем все данные сразу фиксируются в ЕРДР. Следователь, который будет проводить ДР, определяется руководителем органа досудебного расследования и безотлагательно в письменной форме уведомляет прокурора об основаниях для начала расследования.
Если ваши соседи обратились в милицию устно, следователь или прокурор заносит их заявление в протокол, который подписывается заявителем. При этом последнего должны под роспись предупредить об уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение – это предусмотрено в п. 1.3 Положения. Однако тут есть одна интересная оговорка: «Кроме случаев поступления заявления, сообщения по почте или другими средствами связи». Заявление или сообщение об УП считаются поданными с момента предупреждения лица об уголовной ответственности. Опять-таки, «за исключением случаев, когда такое предупреждение невозможно сделать по объективным причинам: поступление заявления, сообщения по почте, другими средствами связи, обморочное состояние заявителя, командировка и т. д.». Поскольку перечень таких обстоятельств неисчерпывающий, очевидно, что возможности для написания необоснованных доносов открываются широкие.
Отметим, что отказ вносить сведения в ЕРДР может быть обжалован заявителем и другими участниками производства согласно ст. 303 УПК, а вот подозреваемый обжаловать внесение сведений о себе в реестр не может.
Присвоение номера
Далее следует этап учета информации. Учет УП осуществляется по поручению руководителя прокуратуры или органа ДР путем внесения в реестр сведений, определенных ч. 5 ст. 214 УПК Украины, а именно о: дате поступления заявления/сообщения об УП или выявления из другого источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении УП; ФИО (наименование) потерпевшего или заявителя; краткое изложение обстоятельств; предварительная правовая квалификация уголовного преступления с указанием статьи (части статьи) УК; ФИО и должность лица, которое внесло сведения в реестр, а также следователя, прокурора, который внес сведения в и/или начал досудебное расследование, и пр.
После внесения и проверки этих данных руководителем прокуратуры или органа ДР в реестре автоматически фиксируется дата учета информации, и уголовному производству присваивается номер. Факт внесения этих сведений отражается в реестре, и они доступны для просмотра прокурору соответствующего уровня. Реквизиты номера уголовного производства сохраняются на всех стадиях расследования. В случае, если уже есть уголовное производство по аналогичному заявлению, сообщению об УП, следователь присоединяет материалы к ранее учтенному производству без последующего их учета в отчетности.
Примечательно, что согласно п. 2.16 Положения, при внесении в ЕРДР фабулы УП в обязательном порядке отображаются дата, время, адрес, место, способ, орудие и другие особенности совершения УП, размер убытков, фамилия физического лица или данные о юрлице, которые являются пострадавшими, а также, что немаловажно – данные о лицах, совершивших уголовное правонарушение.
Вы подозреваетесь…
Выходит, что информация о вас так или иначе уже будет зафиксирована – правда, сначала просто в фабуле правонарушения. Но внесение сведений о УП – это еще не все. Далее, если устанавливается лицо, которое могло бы его совершить, ему должны сообщить об этом. Отметим, что с момента уведомления о подозрении в совершении уголовного правонарушения вы уже находитесь на новой стадии уголовного производства – привлечения к уголовной ответственности. Но это, конечно, еще не значит, что вас привлекут к ней.
В новом УПК процедуре сообщения о подозрении посвящена гл. 22. Так, согласно ст. 276, такое сообщение производится в порядке, предусмотренном ст. 278 Кодекса, в случаях: 1) задержания лица на месте совершения УП или непосредственно после его совершения; 2) избрания меры пресечения; 3) наличия достаточных доказательств для подозрения лица в совершении УП. Во всех указанных случаях следователь, прокурор или другое уполномоченное должностное лицо, которому законом предоставлено право осуществлять задержание, обязаны безотлагательно сообщить подозреваемому о его правах, предусмотренных ст. 42 УПК, а также, по его просьбе, детально разъяснить содержание каждого права. Уведомление вручается в день его составления следователем или прокурором, а если подозреваемый задержан – не позднее 24 часов с момента задержания. Таким образом, если вас задержали, прошло более суток, а сообщение о том, в чем вас подозревают, вам не вручено, согласно ч. 3 ст. 278 нового УПК вас должны немедленно освободить.
Учет лиц, которым сообщено о подозрении в совершении УП, производится прокурором или следователем путем внесения сведений в ЕРДР после: составления сообщения о подозрении (ст. 277 УПК); вручения (дата и время) сообщение о подозрении (ст. 278 УПК). Таким образом, с момента вручения вам уведомления о подозрении знайте, что в реестре о вас уже есть конкретная информация.
А если в ходе ДР будет установлено, что в ваших действиях отсутствовал состав УП (п. 2 ст. 284 УПК)? Положение в этом случае дает достаточно непонятную формулировку: «Сведения о лице, которое подозревается в совершении уголовного правонарушения и относительно которого во время досудебного расследования принято решение, предусмотренное п.п. 2–4, 6 ч. 1 ст. 284 УПК, исключаются из числа лиц, совершивших уголовные правонарушения». Т. е. такие сведения исключаются, если: установлено отсутствие в деяниях состава УП; не установлены достаточные доказательства вины лица в суде и исчерпаны возможности их получить; вступил в силу закон, которым отменена уголовная ответственность за деяние, совершенное лицом; существует приговор по тому же обвинению, вступивший в законную силу, или определение суда о прекращении уголовного производства по тому же обвинению.
Чем все закончится?
Сроки досудебного расследования, как известно, в новом УПК установлены достаточно сжатые – 2 месяца после сообщения лицу о подозрении в совершении преступления (срок может быть продлен, но не более чем до 12 месяцев). Согласно ст. 283 УПК, прокурор обязан в кратчайший срок после сообщения лицу о подозрении осуществить одно из следующих действий: 1) закрыть уголовное производство; 2) обратиться в суд с ходатайством об освобождении лица от уголовной ответственности; 3) обратиться в суд с обвинительным актом либо с ходатайством о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера. Сведения об окончании ДР также вносятся прокурором в ЕРДР.
Итак, есть надежда, что вы будете благоразумным гражданином и сдадите оружие государству. Ведь согласно ч. 3 ст. 263 УК, если лицо добровольно сдало органам власти оружие, боевые припасы и пр., оно освобождается от уголовной ответственности. Уголовное производство в таком случае закрывается судом.
Установив на стадии ДР основания для освобождения вас от уголовной ответственности, прокурор составляет соответствующее ходатайство и без проведения досудебного расследования в полном объеме направляет его в суд (ст. 286 нового УПК). Однако и в этом случае сведения о вас (в т. ч. о роде занятий, служебном положении) попадут в ЕРДР – как о лице, которое совершило УП, но в отношении которого прокурор решил обратиться с ходатайством об освобождении от уголовной ответственности (ст. 44–49 УК Украины).
Если же до суда не дойдет – например, будет установлено, что никакого оружия у вас дома не было, т. е. отсутствовал состав преступления – уголовное производство подлежит закрытию, о чем следователь, прокурор выносит постановление. Оно может быть обжаловано. Отметим, что решение прокурора о прекращении уголовного производства в отношении подозреваемого не является препятствием для продолжения досудебного расследования. Копия постановления следователя о закрытии уголовного производства направляется заявителю, потерпевшему, прокурору. Прокурор в течение 20 дней с момента получения копии постановления имеет право отменить его в связи с незаконностью или необоснованностью либо по жалобе заявителя, потерпевшего, если такая жалоба подана в течение 10 дней с момента получения заявителем, пострадавшим копии постановления. Копия постановления прокурора о прекращении уголовного производства также направляется заявителю, потерпевшему, его представителю, подозреваемому, защитнику.
Если факт того, что в ваших действиях не было состава преступления, выяснится уже в суде, суд обязан вынести оправдательный приговор. Вся соответствующая информация должна быть внесена в реестр в течение 24 часов с момента поступления из суда материалов. Т. е. «досье» на вас в ЕРДР в любом случае останется.
Безусловно, уже сегодня понятно, что такой важный документ, как Положение, требует доработки. Но основные его недостатки поможет обнаружить только практика. Есть надежда, что до вступления в силу нового УПК его «отшлифуют», и все положительные моменты, которое может дать его внедрение, себя еще продемонстрируют.
Исследуя тему внедрения ЕРДР, «Судебно-юридическая газета» решила выяснить мнение ученых, которые принимали активное участие в обсуждении нового УПК. Свою позицию относительно Реестра в мини-интервью нашему изданию высказал заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Академии адвокатуры Украины, д.ю.н., профессор, академик Национальной академии правовых наук Украины Владлен Гончаренко.
– Владлен Игнатьевич, как Вы оцениваете такую новеллу, как внедрение Единого реестра досудебных расследований?
– Введение в уголовное судопроизводство Единого реестра досудебных расследований я, несмотря на мой устоявшийся академизм, расцениваю, как революционный шаг в реформировании уголовной юстиции, ведущий к гражданскому обществу и правовому государству, поскольку он, устраняя субъективизм и волокиту, создает реальные предпосылки для весьма эффективного реагирования уполномоченных органов государства на все заявления и сообщения о событиях, имеющих признаки уголовного правонарушения, вводит прозрачную и демократическую процедуру регистрации в масштабах всей страны такой информации и, в конечном итоге, во многом обеспечивает действенную защиту прав и законных интересов человека и гражданина. Достаточно сказать, что прокурор или следователь обязан безотлагательно, в течение 24 часов после получения заявления или сообщения о совершенном уголовном правонарушении внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований и начать расследование. Теперь уже никто не может остановить расследование до его завершения на законных основаниях, направления предусмотренных законом материалов расследования в суд и постановления судом справедливого решения в разумные сроки, чего требует от нас Конвенция по защите прав человека и основоположных свобод.
К этому можно добавить, что введение автоматизированного учета уголовных правонарушений под строгим прокурорским контролем делает невозможным сокрытие заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а всякие чиновничьи уловки типа «положить под сукно» или «поместить в долгий ящик» вообще уходят в небытие.
– Правомерно ли упразднение стадии возбуждения уголовного дела?
– Стадия возбуждения уголовного дела хороша для инквизиционного процесса с чувствительным обвинительным уклоном и робкими заявками на состязательность сторон, когда во многих случаях тут завершается поисковая работа, практически собраны основные доказательства обвинения, и досудебное расследование служит для «закрепления» доказательств и предъявления обвинения, а функция защиты лишена всякого простора. Хотя еще со времен Древнего Рима известно, что защита в уголовном судопроизводстве должна иметь преимущество (принцип favor defensionis).
Вводимый УПК 2012 г. порядок начала уголовного судопроизводства с первой секунды снимает все препятствия для ведения равноправного, состязательного, с реальным функционированием многих демократических принципов процесса, когда (как одно из проявлений) лицо, получившее уведомление о подозрении, на протяжении всего досудебного расследования остается лишь подозреваемым, а обвиняемым становится только в суде. Возникает неизбежный вопрос, какая из двух названных систем является предпочтительной? Я лично выбираю вторую.
– Каким образом лицо сможет узнать о том, что оно внесено в Единый реестр досудебных расследований и в отношении его проводятся мероприятия по расследованию обстоятельств, указанных в кем-нибудь поданном заявлении о преступлении?
– Внесенные в Единый реестр сведения не являются секретными, а сведения, составляющие на законном основании ведомственную или государственную тайну, в реестр не заносятся. Реестр будет работать как единая база данных об уголовных правонарушениях в пределах государства, и каждое заинтересованное лицо может ознакомиться с этими данными с помощью компьютера. Кроме того, конкретное лицо (имеется в виду, очевидно, подозреваемый) официально получит уведомление о подозрении и будет знать обо всех действиях, производимых с его участием, непосредственно от следователя.
– Сможет ли такое лицо обжаловать подобные действия со стороны правоохранительных органов?
– Здесь важно уточнить, о каких действиях идет речь: о внесении сведений об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований или о проводимых мероприятиях по расследованию. В первом случае обжалование законом не предусмотрено, и это вполне естественно, ибо каждый смог бы заблокировать проведение досудебного расследования, что недопустимо. А для второго случая существуют широкие возможности обжаловать решения, действия или бездействие должностного лица следственному судье, а в предусмотренных случаях – в апелляционном порядке.
Позиция судей
Елена Первушина, председатель Голосеевского райсуда Киева:
– Отказать в регистрации заявления о преступлении после вступления норм нового УПК в силу правоохранительные органы не смогут. Могу сказать, что это значительная демократизация, поскольку не все граждане, вероятно, адекватно отнесутся к этому новшеству и, возможно, будут злоупотреблять своим правом. Отмечу, что в УК есть статья, которая предусматривает уголовную ответственность за заведомо неправдивое сообщение о совершении преступления.
Как будет выглядеть все на практике, сказать сложно. Поскольку сейчас, пока существует институт возбуждения уголовного дела, каждый имеет право обжаловать его возбуждение. Отмечу, что согласно новому УПК, только с момента сообщения следователем лицу о том, что оно подозревается в совершении уголовного правонарушения, оно становится подозреваемым. А внесение имени лица в данный реестр еще не означает, что оно совершило преступление.
Что касается нагрузки, думаю, на следственных судей она будет высокой, поскольку практически все действия следователя и прокурора в ходе досудебного расследования подлежат обжалованию следственному судье.
Николай Луговой, председатель Апелляционного суда Сумской области:
– Я очень критически отношусь к нововведению в виде Единого реестра досудебных расследований. Очевидно, что сразу возникнет масса заявлений на прокуроров, судей, милицию – всех, кто кому-то неугоден. А внести сведения в реестр надо в течение 24 часов и немедленно начать проверку. Вот и выйдет, что «кляузники» будут писать друг на друга, и наступит чуть ли не хаос. Я не могу сказать, как это точно будет в действительности, но в том, что данный механизм может быть использован в отнюдь не благородных целях, нет сомнений. Все будет проверяться практикой. Сегодня есть такие вопросы относительно применения норм нового УПК, на которые ответ сможет дать только она. Конечно, цель принятия нового Кодекса была хорошая – чтобы преступления не скрывались. Но я думаю, что этот момент авторами был не совсем продуман.
Позиция адвокатов
Петр Бойко, вице-президент Союза адвокатов Украины:
– Причина создания ЕРДР банальна до невозможности. Сейчас, до вступления нового УПК в силу, существует возможность обжаловать любое постановление о возбуждении уголовного дела, т. е. через судебную систему, решение суда дать оценку законности его возбуждения. Правоохранительные органы всегда утверждали, что этот момент мешает им работать. Но есть решение КСУ, в котором сказано, что человек имеет на это право, есть новеллы, которые были введены в УПК, и т. д. Поэтому они решили обойти право обжалования постановления о возбуждении уголовного дела, попросту упразднив эту стадию процесса. Поэтому придумали «заменитель» – Реестр. С вытекающими последствиями. Ничего хорошего из этого не выйдет: конечно, человек будет узнавать, что в отношении него проводится какая-то проверка, потом, и всегда это будет поздно. Естественно, права будет нарушаться.
Позиция прокуратуры
Виктор Пшонка, генеральный прокурор Украины:
– Без введения Реестра практическая реализация нового уголовного процессуального закона невозможна. Благодаря настойчивой и профессиональной работе наших специалистов, которые приложили максимум усилий для качественного выполнения поставленных задач, требования закона и поручение главы государства выполнены. Реестр будет функционировать как единая база данных об уголовных правонарушениях в пределах государства. Он предназначен, прежде всего, для того, чтобы рядовой гражданин не ходил за милиционером или прокурором, слезно прося о помощи. Введение автоматизированного учета уголовных правонарушений станет залогом прозрачности и демократичности при рассмотрении заявлений или сообщений о преступлениях, в первую очередь, тех, которые поступают от граждан. Каждое заявление будет основанием для полноценного досудебного расследования, а тот, кто его подаст, немедленно получит действенный механизм защиты своих законных прав. Раньше такого не было.
Данные, подлежащие внесению в ЕРДР:
1. Время и дата поступления заявления/сообщения об уголовном правонарушении или выявления из другого источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении УП; ФИО (наименование) потерпевшего или заявителя.
2. Краткое изложение обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении УП.
3. Предварительная правовая квалификация УП с указанием статьи УК.
4. Передача материалов и сведений другому органу досудебного расследования или по месту проведения предварительного расследования.
5. ФИО и должность следователя, прокурора, который внес сведения в реестр и/или начал досудебное расследование.
6. Дата задержания лица; избрание, изменение и отмена меры пресечения; продление сроков досудебного расследования и содержания под стражей.
7. Приостановление и возобновление предварительного расследования.
8. Время и дата сообщения о подозрении, сведения о лице, которое подозревается, правовая квалификация УП с указанием статьи УК.
9. Объявление о розыске подозреваемого.
10. Установлены/возмещены ли материальные убытки, суммы предъявленных исков в уголовном производстве, стоимость арестованного имущества.
11. Окончание досудебного расследования.
Уведомление о подозрении должно содержать следующие сведения:
1) фамилия и должность следователя, прокурора, производящего уведомление;
2) анкетные данные (ФИО, дата и место рождения, место жительства, гражданство) лица, которому сообщается о подозрении;
3) наименование (номер) уголовного производства, в рамках которого осуществляется сообщение;
4) содержание подозрения;
5) правовая квалификация УП, в совершении которого подозревается лицо, с указанием статьи (части статьи) УК;
6) краткое изложение фактических обстоятельств УП, в совершении которого подозревается лицо, в т. ч. указание времени, места его совершения, а также других существенных обстоятельств, известных на момент уведомления о подозрении;
7) права подозреваемого;
8) подпись следователя, прокурора.