Если с началом отопительного сезона батареи в квартире по-прежнему холодные или едва теплые, а столбик на квартирном термометре никак не перешагнет отметку в 18 градусов – есть повод требовать снижения оплаты за эту коммунальную услугу.
Согласно «Правилам предоставления услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотводу…», отопительный сезон должен начинаться, когда средняя температура на улице на протяжении трех суток не превышает 8°C, а решение о его начале принимают местные органы самоуправления, напоминает заместитель начальника Главного Харьковского областного управления по делам защиты прав потребителей Татьяна Холод. Причем теплоснабжение должно быть бесперебойным в течение всего отопительного сезона.
Квартиры и подъезды должны быть утеплены
Температура воздуха в жилых помещениях должна составлять +18°C.
– Таким образом, на оплату влияет не то, насколько теплые батареи, а насколько тепло в помещении, – объясняет Татьяна Холод. – И если температура ниже указанной нормы — потребитель может требовать снижения платы на 5% за каждый градус отклонения от 18°C до 12°C в жилых помещениях (с 20°C до 14°C – в угловых комнатах). Если же температура упадет ниже 12°C или 14°C соответственно, потребитель имеет полное право вообще не платить. Но имейте в виду, что коридор, ванная и кухня жилыми помещениями не являются.
При этом качество услуги централизованного отопления должно соответствовать нормативной температуре воздуха при соблюдении двух условий. Во-первых, потребитель должен утеплить свою квартиру — заклеить и законопатить в окнах и дверях все щели. А во-вторых, балансодержатель дома должен применить меры по утеплению мест общего пользования дома, например подъездов. Если одно или оба условия не выполняются, на перерасчет рассчитывать уже не придется.
«Холодные» сутки не оплачиваются
Если отопительный сезон начался с опозданием более чем на три дня, месячный тариф за тепло снижается на 3,3% за каждый «нетопленый» день, подсказывает специалист. То есть «холодные» сутки попросту не оплачиваются.
Аналогичные нормативы определяют и температуру горячей воды. Вода считается горячей, если ее температура составляет не менее 50°С. Если же температура воды не выше 45-49°С – оплата уменьшается на 10% на все время отклонения от нормы. При температуре от 44°С до 40°С перерасчет составит 30%. Если вода холоднее 40°С – плата за горячую воду начисляться не будет.
Из горячего крана должна течь горячая вода
Если в квартире холодно или из горячего крана течет холодная вода, вам нужно вызвать представителя той организации, которой вы платите за услугу. Составляется акт-претензия потребителя, где указываются сроки и виды нарушений. Этот документ является основанием для проведения перерасчета. Представитель тепловиков должен появиться у вас не позднее двух рабочих дней после вызова.
Если официального представителя дождаться не удалось – «замерзающий» жилец может сам составить документ, который необходимо подписать двум свидетелям-соседям.
– Поставщик услуг должен в течение трех дней пересчитать ваши коммунальные платежи или обоснованно отказать в письменном виде, – разъясняет Татьяна Холод. – Если на все ваши просьбы и требования реакции тепловиков не последовало – обращайтесь в Главное харьковское управление по делам защиты прав потребителей (ул. Сумская, 45) либо напрямую в суд.