С 1 января 2011 года доходы граждан «немного» снизятся – это связано со вступлением в силу Налогового кодекса и Закона «О сборе и учете единого социального взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее – Закон №2464). Положения кодекса существенно ударят по карманам мелких предпринимателей, поскольку, несмотря на то, что упрощенцам оставили действующие правила налогообложения, расходы на приобретение товаров и услуг у них запретили относить к валовым. В итоге, чтобы не потерять старых клиентов, многим «единщикам» придется перейти на общую систему налогообложения и платить высокий налог.
К этому всему добавится еще и социальный взнос, который хоть и называется единым, будет иметь различные ставки – в зависимости от вида дохода, и класса риска плательщика. Законом установлены семь разных ставок: четыре для работодателя и три для наемного работника. Кроме того, установлена максимальная база начисления единого взноса, равная пятнадцати размерам прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Тому, сколько должны платить работодатель, наемный работник и физическое-лицо предприниматель в государственную казну, посвящена эта статья.
Работодатель работодателю рознь
Начнем с расходов работодателя, который будет начислять единый социальный взнос на фонд оплаты труда. Процент социального взноса зависит от класса профессионального риска производства, к которому относится каждое отдельное предприятие в Фонде несчастных случаев. Поскольку классов риска 67, то и размеров социального взноса столько же. Размер этот будет колебаться от 36,76% (1 класс) и до 49,7% (67 класс).
Единый социальный взнос в размере 34,7% будет насчитывать предприятие на вознаграждение, которое выплачивает физическому лицу по гражданско-правовым договорам (договором подряда на работу или услугу), кроме гражданско-правового договора, заключенного с физическим лицом-предпринимателем, если выполняемые работы (услуги) отвечают видам деятельности, отмеченным в свидетельстве о государственной регистрации их как предпринимателей (законодатель, наверное, имел ввиду свидетельство плательщика единого налога, поскольку в свидетельстве о государственной регистрации виды деятельности не пишутся).
33,2% социального взноса будет насчитывать предприятие на суммы больничных как на первые пять дней, так и на другие дни, которые платятся за счет средств Фонда соцстраха. 8,41% социального взноса будет насчитывать предприятие на фонд оплаты труда работающих инвалидов. Если же инвалиду будет насчитываться больничный, то размер социального взноса на сумму такого больничного составит 33,2%.
Начисление единого социального взноса осуществляется в пределах максимальной величины базы начисления единого взноса, который равняется пятнадцати размерам прожиточного минимума для работоспособных лиц, установленного законом. Стоит также отметить, что сумма социального взноса, который уплачивается работодателем на фонд заработной платы, не должна быть меньше, чем треть от фонда зарплаты в компании. Банк в данном случае не должен принимать к исполнению платежное поручение. Но из этого правила есть исключение, предусмотренное постановлением Правления Пенсионного фонда от 27.09.2010 №21-3 (О порядке принятия банками к исполнению расчетных документов на выплату заработной платы). В случае, если в расчетных документах или документах на перевод наличности сумма единого взноса меньше чем 1/3 суммы средств для выплаты заработной платы, банки принимают расчетные документы на выдачу (перечисление) средств для выплаты заработной платы вместе с оригиналом справки-расчета, которая согласована с управлением ПФУ по месту взятия на учет плательщика единого социального взноса. Такую справку расчет нужно получить в управлении ПФУ, которое обязано выдать ее безотлагательно.
Что уйдет из зарплаты?
Из суммы заработной платы будут также удерживаться немалые средства. 3,6% социального взноса будет удерживаться из заработной платы работника, в том числе инвалида; 2% социального взноса будет удерживаться из суммы больничного, который насчитывается работнику (в том числе инвалиду); 2,6% социального взноса будет удерживаться из вознаграждения, которое выплачивается физическим лицам – не СПД по договорам гражданско-правового характера (договор подряда на работы или услуги), кроме гражданско-правового договора, заключенного с физическим лицом-предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) отвечают видам деятельности, отмеченным в свидетельстве плательщика единого налога.
Кстати, размеры взносов не являются окончательными, поскольку, как определенно в п. 28 ст. 8 Закона №2464, предложения относительно изменений размера единственного взноса вносятся Кабмином одновременно с проектом закона о Государственном бюджете Украины на следующий год. После того, как снимается сумма единого социального взноса, с оставшейся базы налогообложения удерживается НДФЛ. В размере 15% для тех, у кого зарплата не превышает десяти минимальных зарплат, 17% – для тех, у кого превышает (правда, на сумму превышения).
Теперь считаем! Допустим, у вас зарплата со всеми надбавками и премиями составила 7000 гривен. Сначала из этой суммы снимут 3,6% ЕСВ, то есть 252 гривны. Из оставшейся суммы снимут 15% НДФЛ, то есть еще 1012,20 гривны. На руки работник получит 5735 гривен 80 копеек. Не густо…
Предприниматели тоже платят
Закон №2464 не предусматривает возможность проводить зачисление сумм единого налога и фиксированного сельскохозяйственного налога в счет единого социального взноса. Также соответствующих изменений не предусмотрено и в действующее законодательство. Поэтому СПД-единщикам платить нужно будет полную начисленную сумму с учетом ограничений, упомянутых ст. 7 Закона №2464. Ставка единого социального взноса для них установлена в размере 34,7%.
СПД сами определяют размер ЕСВ, который они желают уплатить – от минимального до максимального. Минимальная база обложения ЕСВ держится на уровне минимальной зарплаты, то есть 922 гривны с 1 января. Вычисляем 34,7% — получается 319 гривен 93 копейки. То есть при том же доходе в размере 7000 гривен у единщиков за вычетом ЕСВ и единого налога останется 6480 гривен 07 копеек. Вроде бы и неплохо. Только вот пенсия у этого человека будет минимальная.
Да и дело не только в этом. Крупный и средний бизнес ничего покупать у такого СПД не будет, поскольку окончательная редакция Налогового кодекса запрещает плательщикам налога на прибыль относить затраты на товары, работы, услуги, приобретенные у СПД-«упрощенца», на валовые расходы. В итоге ряду предпринимателей, избравшим для себя специальный режим налогообложения, придется перейти на общую систему налогообложения.
А в случае перехода на общую систему СПД-плательщик налога на прибыль, учитывая суммы ЕСВ, «попадет» на кругленькую сумму. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона №2464, для предпринимателей, которые находятся на общей системе налогообложения, сумма единого социального взноса исчисляется от суммы дохода (прибыли), полученного от их деятельности, которая подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, и на сумму дохода, который распределяется между членами семьи физических лиц-предпринимателей, которые принимают участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности.
Это значит, что СПД, находящийся на общей системе налогообложения, получив доход, допустим, в размере все тех же 7000 гривен, сначала заплатит 34,7% единого социального взноса на сумму всего своего дохода (максимально – 4799,01 гривен), затем от остатка удержит 15% — НДФЛ. Итак, если СПД-плательщик налога на прибыль получил, например, тот же доход в размере 7000 гривен, то денег у него останется очень мало.
Дело в том, что норму об уплате ЕСВ такими лицами бухгалтеры и юристы понимают очень по-разному. Некоторые утверждает, что такие предприниматели могут так же, как и «единщики» платить из расчета минимальной заработной платы, то есть в сумме 319 гривен 93 копейки. При таком раскладе после уплаты ЕСВ и НДФЛ от 7000 гривен у такого гражданина осталось бы 5678 гривен 06 копеек. То есть на 57 гривен меньше, чем у наемного работника с такой же зарплатой. Однако внимательный анализ нормы Закона позволяет сделать более печальный вывод: СПД, находящийся на общей системе обязан заплатить ЕСВ в размере 34,7% от всей суммы дохода, полученного от деятельности. Вычисляем 34,7% от 7000 гривен и получаем баснословную сумму — 2429 гривен. Уменьшаем на эту сумму базу обложения НДФЛ и умножаем ее на 15% — 685,65 гривен (сумма НДФЛ).
И что остается у «зажравшегося», по мнению законодателя, бизнесмена? Остается у него 3885,35 гривен. Вопрос: откуда у государства теории о богатстве мелких предпринимателей?