Стадии получения в собственность земельного участка:
1. Выбор земельного участка
2. Получение разрешения на разработку проекта землеустройства
3. Разработка проекта землеустройства
4. Согласование с уполномоченными органами разработанного проекта
5. Регистрация земельного участка (внесение данных о нем в Реестр государственным кадастровым регистратором)
6. Утверждение проекта землеустройства
7. Регистрация права государственной или коммунальной собственности на земельный участок
8. Принятие уполномоченным органом решения о передаче земельного участка в собственность гражданина
9. Регистрация права собственности гражданина на земельный участок
** Фактически сначала земельный участок проходит регистрацию права собственности на него общиной/государством, и только потом уполномоченный орган может бесплатно передать его в собственность конкретного лица
Можно обратиться в государственный орган, в который планируется позже подать соответствующее заявление, с запросом на публичную информацию и уточнить, есть ли в пределах его территории незанятые земельные участки необходимого назначения и размера
Заявление подается в двух экземплярах, один из которых заявитель сохраняет у себя. На нем должна стоять печать органа, который принял заявление
Действующая редакция Земельного кодекса Украины предоставляет гражданам право получать земельные участки в частную собственность. Законом установлены нормы такой передачи и не обусловливается плата за нее. Однако сама эта процедура имеет ряд особенностей и четкую последовательность действий, включая и определенные затраты, поэтому о бесплатном получении земли говорить пока рано.
Ст. 121 Земельного кодекса Украины в ч. 1 устанавливает нормы бесплатной передачи земли в зависимости от ее целевого назначения. Выглядят они следующим образом:
для ведения личного сельского хозяйства – не более 2,0 га;
для ведения садоводства – не более 0,12 га;
для индивидуального дачного строительства – не более 0,10 га;
для постройки индивидуального гаража – не более 0,01 га;
для постройки и обслуживания жилого дома, хозяйственный построек и сооружений (приусадебный участок): в селе – не более 0,25 га, в поселке – не более 0,15 га, в городе – не более 0,10 га;
для ведения фермерского хозяйства – в размере земельного участка (пая), определенного для членов сельскохозяйственных предприятий, которые находятся на территории соответствующего местного совета, где размещается фермерское хозяйство. Если таких предприятий несколько, размер определяется как среднее значение по всем предприятиям, а если таковых нет – как средний по району.
Земельный участок каждого из этих целевых назначений можно получить один раз. При этом, если по какой-то причине гражданин оформил в собственность участок меньше максимального размера, воспользоваться «остатком» не удастся.
Процедура получения земельного участка в собственность
Для начала нужно определиться, есть ли земельный участок нужного размера и назначения в той административной единице, в которой хочется оформить его в собственность. Реализация такого права не привязана к месту регистрации гражданина – это можно сделать по всей территории Украины. Кроме общедоступных источников вроде данных из интернета или информации от знакомых, можно обратиться в государственный орган, в который позже планируется подать соответствующее заявление, с запросом на публичную информацию и уточнить, есть ли в пределах его территории незанятые земельные участки необходимого назначения и размера.
На нормативном уровне процесс получения земельного участка в собственность урегулирован ст. 118 Земельного кодекса Украины. Для того, чтобы воспользоваться правом, закрепленным в кодексе, вначале нужно подать заявление в соответствующий сельский, поселковый или городской совет, если земля находится в пределах населенного пункта. Если желаемый участок находится за его пределами, заявление (ходатайство) подается в областное управление государственного земельного кадастра или соответствующую районную администрацию.
Подается заявление (ходатайство) в двух экземплярах, один из которых заявитель сохраняет у себя (на нем должна стоять печать органа, который принял заявление). Есть типовая форма такого заявления, утвержденная постановлением Кабинета министров Украины №113 от 18 февраля 2009 г. Предметом заявления является выбор земельного участка. Кроме прочего, в этом документе указываются ориентировочные размеры участка и для каких целей он выделяется. Кроме того, подаются копии паспорта и идентификационного кода, участники АТО также подают копию удостоверения участников боевых действий.
Постановление Кабмина также предполагает подачу «графических материалов» с указанием месторасположения земельного участка. Конкретный источник получения такой информации не указан, поэтому можно воспользоваться Кадастровой картой Украины, которая размещена в интернете и общедоступна, либо данными из другой системы, позволяющей четко определить местоположение участка, либо даже фотографией с ориентирами. Хотя последний вариант может быть «забракован» по причине недостаточности информации.
Рассмотрение заявления
Орган, в который подается заявление, должен рассмотреть его в течение месяца и предоставить разрешение на разработку проекта землеустройства для отвода земельного участка. Отказ в этом должен быть мотивирован – исчерпывающий перечень причин для него предусмотрен в п. 7 ст. 118 Земельного кодекса Украины. Так, в получении разрешения могут отказать в случае отсутствия подобных земель в соответствующей собственности, а также если месторасположение объекта не соответствует:
требованиям законов и принятым в соответствии с ними нормативно-правовым актам, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации,
требованиям схем землеустройства и технико-экономическим обоснованиям использования и охраны земель административно-территориальных единиц,
проектам землеустройства об упорядочивании территорий населенных пунктов, утвержденным в установленном законом порядке.
Если разрешение или мотивированный отказ не были предоставлены в месячный срок, гражданин имеет право в течение месяца после его окончания самостоятельно заказать соответствующую документацию. Об этом необходимо в письменном виде уведомить соответствующую администрацию/местный совет.
После получения и регистрации заявления администрация/местный совет направляет его копии в ряд государственных органов, которые должны дать свое заключение о возможности отвода указанного в заявлении земельного участка. Это, в частности, органы градостроительства и архитектуры, органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, охраны окружающей среды, а также те, которые занимаются вопросами лесного и водного хозяйства. Кроме того, копии могут быть направлены в органы по охране культурного наследия и санитарно-эпидемиологическую службу. От перечисленных органов поступают выводы о возможности отвода указанного в заявлении участка в пределах его размеров и площади для соответствующих целей, а также о существенных условиях отвода.
Если необходимое разрешение от местного совета/администрации было получено, или отказ в установленный законом срок не поступил, наступает следующий этап – разработка проекта землеустройства выбранного участка.
Проект землеустройства
Такой проект можно заказать исполнителю (физическому или юридическому лицу) и оговорить сроки его выполнения в отдельном договоре. Если от местного совета или администрации не поступил мотивированный отказ, и гражданин решил воспользоваться своим правом несмотря на это, к письменному уведомлению, о котором шла речь выше, может быть приложена копия договора о разработке проекта землеотвода.
В пределах одного населенного пункта или административной единицы могут вести деятельность несколько землеустроительных организаций или специалистов. Информацию об их наличии могут дать в местном совете, а также в территориальных органах Госгеокадастра. Законодательство не устанавливает определенных цен или дополнительных условий для договоров о разработке таких проектов, поэтому как сроки, так и размер оплаты за выполнение услуг нужно оговорить в договоре. Вместе с тем, форма типового договора о разработке проекта землеустройства утверждена Кабинетом министров Украины (постановление №266 от 4 марта 2004 г.).
Необходимо обратить внимание на то, чтобы у исполнителя проекта были соответствующие разрешительные документы, лицензия на осуществление упомянутой деятельности, а у физического лица – сертификат инженера-землеустроителя. Проверить данные о его подлинности можно через Госгеокадастр. Без наличия соответствующих разрешительных документов изготовленный проект землеустройства будет считаться недействительным.
Нужно отметить, что максимальный срок разработки данного проекта не должен превышать полугода. Исполнитель разрабатывает земельный (кадастровый) план, определяет точные границы участка и его геодезические координаты и составляет проект землеустройства. Важно, чтобы после окончания работ исполнитель предоставил проект землеустройства в письменном виде, поскольку этот документ необходим для дальнейших стадий процесса. Несмотря на то, что предусмотрен экземпляр проекта землеустройства в электронной форме, именно его бумажный вариант может послужить доказательством при возникновении судебного спора.
После получения проекта землеустройства его нужно согласовать с территориальным органом центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере земельных правоотношений (ч. 8 ст. 118 Земельного кодекса Украины). Сейчас таким органом является Государственное агентство земельных ресурсов Украины, и нужно обратиться в его территориальное отделение.
В зависимости от специфики земельного участка может потребоваться согласование и с другими государственными органами. Так, если участок передается в собственность для последующего строительства дома в пределах населенного пункта, может потребоваться согласование проекта с управлением градостроительства и архитектуры. Оно проводится в течение 10 дней с момента подачи проекта или его копии, и соответствующий орган направляет свои выводы или мотивированный отказ в согласовании заявителю.
Государственная регистрация
Если другое не предусмотрено договором с землеустроительной организацией, обращаться в территориальное управление Госгеокадастра (к государственному кадастровому регистратору) с целью регистрации земельного участка будет именно эта организация, хотя законодательство допускает и обращение непосредственно будущего собственника. В территориальный орган Госгеокадастра подается заявление, к которому следует приложить копию документа, подтверждающего личность, и копию ИНН, разработанный проект землеустройства участка в письменном и электронном виде, документ об оплате услуги по государственной регистрации земельного участка (в соответствии с постановлением Кабинета министров №835 от 1 июня 2011 г.). Если документы подает представитель, потребуется также копия документа, который подтверждает его личность, и документ, предоставляющий ему полномочия действовать от имени заявителя.
Заявление рассматривается в течение двух недель. Если у государственного кадастрового регистратора не возникает вопросов по форме составленной документации или границам участка (не нарушаются границы уже зарегистрированных участков), осуществляется регистрация земельного участка в Земельном кадастре, о чем будущему собственнику выдается соответствующая выписка с указанием кадастрового номера участка.
Получение права собственности
После получения выписки из Земельного кадастра в государственный орган, в который ранее подавалось заявление о получении разрешения на разработку проекта землеустройства, подается как сама эта выписка, так и проект землеустройства вместе с ходатайством об утверждении упомянутого проекта. Соответствующие государственные органы (местный совет/администрация) утверждают проект землеустройства и обращаются в территориальный орган государственной регистрационной службы с заявлением о государственной регистрации права собственности государства или, соответственно, территориальной общины на выбранный заявителем земельный участок. Лицо, подающее заявление/ходатайство и проект землеустройства на утверждение, может и самостоятельно обратиться с упомянутым заявлением на основании ст. 16 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений».
На данной стадии местный совет или госадминистрация принимают решение о бесплатной передаче в собственность земельного участка с соответствующим кадастровым номером, площадью и местом расположения. Фактически земельный участок вначале проходит регистрацию права собственности на него общиной/государством, и только потом уполномоченный орган может бесплатно передать его в собственность конкретного лица.
Право собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации, но теперь собственником признается лицо, которому уполномоченный орган своим решением передает земельный участок. Для осуществления такой регистрации необходимо подать заявление в Государственную регистрационную службу Украины. Гражданин может подавать такое заявление непосредственно или через государственного земельного кадастрового регистратора. Кроме заявления, нужно подать документ, удостоверяющий личность, копию решения о бесплатной передаче земельного участка от соответствующего государственного органа, выписку из Земельного кадастра о земельном участке. Кроме того, необходимо уплатить государственную пошлину и стоимость предоставления выписки из государственного реестра прав и предоставить документы о такой оплате.
Заявление рассматривается в течение 5 рабочих дней, после чего информация о праве собственности на земельный участок должна быть внесена в Реестр прав, о чем может быть выдана соответствующая информационная справка из Государственного реестра прав на недвижимое имущество. Хотя следует напомнить, что на данный момент выдача отдельного свидетельства о праве собственности или выписки из государственного реестра законодательством не предусмотрена.
Наличие права не всегда означает, что его можно реализовать?
Получение в собственность земельного участка как гарантированное законодательством право не обязательно должно быть простым в реализации, учитывая, что речь идет об одном из самых больших богатств страны. У описанной выше процедуры есть множество составляющих, которые в определенных условиях могут сделать процесс передачи земли в собственность очень длительным или совсем остановить его.
Так, одним из оснований для отказа со стороны местного совета или администрации является отсутствие земель необходимого назначения или размеров. Граждане, не обладающие юридическими знаниями, с очень небольшой вероятностью воспользуются правом на запрос публичной информации, а общедоступные данные не всегда отражают реальное положение вещей. Земельный кодекс Украины четко обусловливает, что в случае отказа органов исполнительной власти или местного самоуправления рассматривать соответствующее заявление, или если его оставляют без рассмотрения, гражданин может оспорить данное решение в порядке административного производства через обращение в суд (ч. 10 и 11 ст. 118). Вместе с тем, не каждый решится потратить время и нервы на судебные тяжбы, не говоря уже у стоимости услуг специалистов с юридическим образованием.
При этом, чтобы получить земельный участок в собственность, нужно будет вложить определенные средства, поскольку проект землеустройства и отвода участка бесплатно не делается. Законодательная регламентация процедуры бесплатного получения в собственность земельных участков государственной и коммунальной собственности с точки зрения неспециалиста сложна и непонятна. Чтобы разобраться в ней во всех деталях, учитывая еще и какие-то местные особенности, может потребоваться помощь юриста. Законодатели же данную процедуру упрощать не спешат.