Представители бизнеса и Налогового комитета парламента предлагают отменить систему, автоматически выявляющею фиктивный НДС. Во многих случаях система блокирует налоговые накладные предприятий из реального сектора. В Минфине настаивают на том, что ее отмена повлечет коррупцию в ГФС и недополучение средств госбюджетом.
Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики Верховной рады 15 ноября провел слушания на тему «противостояния формированию «схемного» налогового кредита по налогу на добавленную стоимость (НДС)».
Целью слушаний было показать неэффективность Системы мониторинга критериев оценки рисков (СМКОР), которая была внедрена Министерством финансов по рекомендации Международного валютного фонда (МВФ). Она начала свою работу с 1 июля 2017 года.
Глава Комитета ВР по налоговой и таможенной политике Нина Южанина (БПП), общественные активисты и представители бизнеса, которые присутствовали на слушаниях, заявили о неэффективности работы Системы.
Чтобы исправить ситуацию Южанина предлагает прекратить работу СМКОР, переведя ее в тестовый режим. Практически единственным защитником системы на слушаниях был глава Минфина Александр Данилюк.
БизнесЦензор собрал ответы на вопросы касательно автоматической системы распознования фиктивного НДС.
Как и зачем внедрялась СМКОР?
СМКОР внедрена для автоматического блокирования налоговых накладных по фиктивным операциям. Проводя такие операции компании-нарушители («схемные») получают фиктивный налоговый кредит, чем наносится ущерб госбюджету из-за недоплаты налогов.
До внедрения СМКОР налоговые накладные могли заблокировать сотрудники ГФС в ручном режиме, другими словами – могли закрыть глаза на «схемные» операции за вознаграждение.
В апреле 2017 года Верховная рада внесла изменения в Налоговый кодекс «Относительно улучшения инвестиционного климата«, которыми Минфину предписывалось до 1 июля определить порядок мониторинга налогов.
Это касалось мониторинга Системы электронного администрирования НДС (СЭА НДС), частью которой является Едиый реестр налоговых накладных (ЕРНН). Администрирует его ГФС, а контролирует – Минфин.
В июне Минфин издал приказ №567, которым были утверждены критерии сортировки налоговых накладных на реальные и фиктивные. С 1 июля заработала СМКОР. Ее главной задачей было - исключить человеческий фактор в блокировании налоговых накладных с признаками фиктивности.
Что такое фиктивный НДС?
Регистрация налоговых накладных производится для того, чтобы НДС с одного товара не платился компанией дважды.
Например, условное ООО «Банан» импортирует бананы и при их ввозе уплачивает НДС. Она регистрирует эту операцию и получает налоговый кредит. Это значит, что когда она продаст бананы внутри страны, она не обязана платить с этого товара НДС повторно.
Но она может продать бананы за наличные без фискальных чеков. Тогда «Банан» может передать свой налоговый кредит за вознаграждение условному ООО «Скоба», которое производит метизную продукцию.
Для этого «Банан» заключит фиктивный договор со «Скобой» и передаст ему свой налоговый кредит. В результате бюджет недополучит налоги.
Такую операцию также называют «скрутка». СМКОР должен распознать ее и заблокировать налоговую накладную по ней.
О реальных примерах БЦ сообщал в начале 2016 года – тогда ликеро-водочные заводы экспортировали подсолнечное масло для оптимизации налогов.
Какие критерии фиктивных сделок?
Согласно приказу Минфина №567, Система соотносит код вида экономической деятельности (КВЭД) предприятия к товарным кодам продукции, которые закупает или продает компания. То есть, операцию, когда поставщик ягод продает гайки, система сочтет рисковой.
Учитывается соотношение общей суммы уплаченного Единого социального взноса (ЕСВ) к объемам произведенной продукции. Этот критерий должен выявить компании, у которых количество сотрудников (с их зарплат уплачивается ЕСВ) не соответствует объемам производства.
Учитываются соотношение объемов закупки сырья и произведенной продукции. Учитывается срок существования компании, наличие у нее действующей лицензии, соответствующей КВЕД и т.д.
Почему бизнес не доволен СМКОР?
Предприятия малого и среднего бизнеса жалуются на то, что Система блокирует налоговые накладные реальных производителей. При этом, у одной и той же компании одни накладные по схожим операциям могут быть приняты, а другие – нет.
Минфин признает, что такая проблема есть.
При блокировке компании не сообщается, какому критерию не соответствует накладная. Чтобы разблокировать накладную, компании необходимо отсканировать большой пакет документов и переслать в ГФС электронными письмами объемом не более 2 мегабайт.
Предприятия жалуются, что из-за некорректной работы СМКОР, средства депонируются на счетах ГФС и вымываются из оборота. Даже в случае их последующего разблокирования компания несет убытки.
Поставщики, накладные которых блокирует Система, теряют контрагентов и попадают в «черные списки» у компаний-покупателей.
На комитетских слушаниях 15 ноября на работу СМКОР жаловались представители госкомпании «Энергоатом», производителя и экспортера подсолнечного масла Allseeds, трейдера химической продукции «Химэлемент» и другие.
Еще 16 компаний подписались под открытым письмом к Нине Южаниной с критикой Системы, которое публиковал Цензор.НЕТ.
Сколько заблокировано налоговых накладных?
Согласно статистике, которую озвучили на комитетских слушаниях представители ГФС, с начала работы СМКОР заблокировала около 0,47 млн из 90 млн налоговых накладных, что составляет около 0,5%.
По данным Минфина, заблокировано лишь 0,3% от общего количества накладных.
По данным ГФС, которые публиковал Цензор.НЕТ, с 1 июля подано налоговых накладных на сумму 515,6 млрд грн, заблокировано – на сумму 10,2 млрд грн, или около 2% от общей суммы.
По состоянию на середину ноября Комиссией ГФС приняты к рассмотрению жалобы по 229,9 тыс. остановленных накладных. Вынесены решения по 217 тыс., из которых 155,7 тыс. – в пользу плательщика. То есть, в 70% случаях спорних блокирований СМКОР сработала некорректно.
По словам начальника Главного управления ГФС в г. Киеве Людмилы Демченко (в 2015 году работала помощником нардепа Южаниной), с начала работы СМКОР в столице заблокировано накладных от предприятий реального сектора на сумму более 0,8 млрд грн. При этом Система пропустила налоговые накладные с фиктивным НДС на сумму более 2 млрд грн.
Есть ли политика в конфликте вокруг СМКОР?
В ходе слушаний член Общественного совета при Минэкономразвития Ольга Богданвоа указала на то, что блокирование большого количества накладных по времени совпадает с крупными выплатами экспортерам по возврату НДС.
Другими словами, не исключено, что Минфин намеренно использует Систему для накопления средств, необходимых для возмещения НДС крупным экспортерам. Это агрохолдинги Юрия Косюка, Андрея Веревского, Олега Бахматюка, предприятия ГМК Рината Ахметова, Вадима Новинского, Виктора Пинчука и т.д.
Примечательно, что и Нина Южанина, которая выступает за отмену СМКОР и Александр Данилюк, который хочет ее сохранить, считаются ставленниками президента Петра Порошенко. Правда Данилюк, кроме прочего, ориентируется на западных доноров - МВФ и Всемирный банк.
Третья сторона конфикта - ГФС под управлением Мирослава Продана, ставленика премьера Владимира Гройсмана.
Интерес ГФС в отмене работы Системы очевиден - ее сотрудники смогут управлять рисковыми операциями в ручном режиме. Правда, самый крупный бизнес сосредоточен в столице, где ГФС, через Людмилу Демченко, контролирует окружение президента.
Важно, что с 1 января 2018 года мониторинг СМКОР будет распространен и на крупный бизнес. Сейчас от блокировки страдает лишь мелкий и средний.
Как противники СМКОР предлагают исправить ситуацию?
Глава Налогового комитета Нина Южанина лоббирует принятие законопроекта №7115, зарегистрированного в сентябре.
Документом предусматривается перевод СМКОР в режим тестовой работы. По сути – ее отмена. Право блокирования накладных будет лишь у начальников областных управлений ГФС.
Они в ручном режиме смогут заблокировать накладную не позже 8 часов после ее регистрации.
При этом накладные, отнесенные СМКОР к рискованным, теряют статус безусловного (окончательно зарегистрированного) налогового кредита до тех пор, пока не будет устранен критерий, по которому они отнесены к рисковым.
Что предлагает Минфин?
Министр финансов Александр Данилюк категорически против принятия законопроекта №7115. В качестве аргументов он называет коррупционные риски при ручном администрировании налоговых накладных и убытки, которые понесет госбюджет из-за этого.
Минфин разработал альтернативный законопроект №7240, которым предусматривается так называемое «молчаливое согласие». Суть его в том, что если Минфин в течении 5 дней не рассмотрел заявление плательщика о разблокировании накладной, она разблокируется автоматически и регистрируется.
Для улучшения работы Системы Минфин увеличил количество центрального аппарата ГФС, которые заняты в мониторинге. Дополнительными приказами министерство облегчило регистрацию так называемых «технологических карт» – таблиц с информацией о предприятии, которые предотвращают блокирование налоговых накладных.
Итогом слушаний стало решение Налогового комитета о поддержке законопроекта №7115, переводящего СМКОР в тестовый режим. Минфин может предложить свои правки к нему до 20 ноября.