Дети появляются по-разному. Некоторые – плоды любви. Кто-то – случайность и навсегда остается обузой. Другой – удачный итог стараний и точных расчетов. Третий – долгожданный и счастливый подарок Бога. Четвертый – результат научных исследований и продолжительного лечения.

И родители все разные, должен же у ребенка быть выбор, у кого появиться на свет. Нормальных родителей с нормальными инстинктами объединяет одно желание – обеспечить своего ребенка всем необходимым для жизнедеятельности, роста и развития. Вот только представления о том, что необходимо, - отличаются. И это не плохо: мамы (и папы), как известно, разные нужны.

Цена счастья

Но в современном мире в процесс влияния на представления родителей о необходимом для их чада вмешивается маркетинг, который с помощью инструментов глобализации (телевидения и интернета), создает общественное мнение. Образ хороших родителей и образ родителей плохих. Занимаются этим умные люди, получающие хорошие деньги. Как результат, простое желание, даже природная потребность человека обеспечить свое потомство принимает причудливые формы.

Раньше считалось, что счастливый ребенок – это ребенок, который любим, накормлен, одет-обут и имеет возможность развиваться, общаясь с ровесниками и специально обученными взрослыми людьми. Что изменилось сегодня? В глаголах мало что. Многое – в прилагательных. И акцентах.

Сегодня акцент делается не на ощущение самого ребенка, а на осознание себя хорошими родителями. То есть – не хуже, чем другие. Причем другие – это не соседи по лестничной клетке, или друзья. Равняться приходится на искусственно создаваемые образы, искусно интегрированные в мозг рекламой и другими продуктами масс-медиа (которые тоже суть реклама). Сегодня счастливый ребенок – это ребенок, одетый и обутый модно и красиво, желательно в брендовые вещи. Причем еще до того, как сам ребенок сумеет как-то оценить или хотя бы просто воспринять информацию о тех или иных трендах.

Вот идет мама с коляской Stokke, а вот – с безымянной, обычной, может быть даже доставшейся от знакомого подросшего ребенка.

Вопрос: кто из мам больше любит свое дитя?

Казалось бы, ответ очевиден – любовь измеряется не маркой коляски. Но не для всех, нет. Кто-то, оценив на глаз стоимость первой и второй подумает: «Эти-то постарались для малого, а тем вообще плевать. Нищету плодят». Ну, даже если не так грубо, то обязательно пожалеет про себя бедного младенца. Которому на этом этапе еще все равно, по большому счету, в какой коляске его везут. Главное, чтобы не дуло, не пекло, чтобы мама рядом и улыбалась.

Но вот ребенок подрос, надо его развивать. К вашим услугам заботливые производители подготовили самоходных собачек для обучения ползанию, горшочки-сортеры, смеющиеся грудным смехом, всех этих пружинных червячков, говорящих зайцев и так далее. Развивайся – не хочу. Ну а что, малыш с удовольствием играет. Действительно получает первые знания о форме, размере, цвете, скорости, развивает мелкую и крупную моторику. Казалось бы – все довольны. То есть свое назначение эти игрушки с блеском выполняют. Вот только с не меньшим блеском эту цель выполняют: кусочки фольги, пластиковые бутылки, кастрюли и скалки, крупные цветные пуговицы, шишки и цветочки, а также сухие гречка, макароны и фасоль. Но это не круто, не стильно, такого в рекламе не увидишь. Счастливые родители счастливых детей должны именно покупать. Иначе все – выпали из образа, мы нищие, над нами будут смеяться.

И поэтому ребенок играет игрушками Mattel, Hasbro, Fisher Price, Lego, Chicco. Только лидеры, только качество.

«Что я своему ребенку качественную игрушку не куплю, что ли»? – как бы сама собой возникает мысль в головах родителей. И они покупают. И вопрос сейчас даже не в том, что надо экономить на качестве. Лучше одна, но хорошая, чем десять, но плохих – это правильно. Вопрос в том, почему эта одна хорошая столько стоит?

Бизнес на детях и детских потребностях – самый выгодный и беспроигрышный, потому что он основан на любви и вот этом привитом извне чувстве родительской вины, которое условно можно назвать «Чем мой хуже других». Многочисленные продавцы игрушек, одежды и обуви, владельцы детских клубов и организаторы детских мероприятий, все эти люди прекрасно знают: родители лучше ущемят в чем-то себя, но ребенку купят, это святое. Потому и цены можно не стесняться заломить побольше, ну а что, если все равно покупают?

Причем чем ниже уровень жизни в целом, тем сильнее страх обделить дитя. Возьмем ту же Америку, для примера. Почему в материально благополучной стране, где зарплаты и даже пособия в разы выше, чем в Украине, детские вещи можно купить в полтора, два, а то и в три раза дешевле? Почему, заказывать детскую одежду (которая, кстати, вся производится в Китае и едет в Америку через океан), даже с доставкой (опять же через океан) получается дешевле, чем купить тут? Потому что там, где действительно нужные вещи, такие как качественное образование, или, скажем, поездки в разные страны с целью познания мира, большинство родителей детям позволить не могут, там стараются компенсировать пусть безосновательно дорогими, но все же условно-доступными вещами.

Откуда что берется?

Ну а действительно, из чего выводится цена на детские товары?

Стоимость товара в закупке плюс торговая наценка продавца, которая складывается из расходов на аренду (если речь идет о магазине в офлайне), зарплаты продавцам, и собственно, интереса хозяина магазина. Наценка на товары может быть процентов 30, а может достигать 200 процентов, особенно на брендовые. Об этом рассказала владелица двух магазинов детских товаров, один из которых расположен на улице А. Малышко в Киеве, а второй – на Харьковском массиве:

«Наценка на одни и те же товары отличается даже в моих двух магазинах. Возле «Детского мира» (на Малышко – прим. корр.) цены выше, но, несмотря на это, спрос больше. От местоположения многое зависит. От спроса на конкретный бренд или товарную группу. Если магазин расположен в жилом массиве, и туда приходят в основном за молочными смесями и памперсами, а рядом нет конкурентов, то именно на питание и памперсы можно делать большую накрутку. Но игрушки и, например, верхняя одежда в этом магазине будут продаваться хуже. А если магазин расположен в таком месте, куда люди едут специально за подарком или зимним комбинезоном, или коляской – там, соответственно, на эти товары и накрутка будет больше.

Но нужно ориентироваться на конкурентов. Как правило, мамы любят мониторить цены – сначала пройдут все магазины, потом вернутся туда, где дешевле или где больше понравилось. Поэтому цена товаров должна быть по уровню чуть ниже соседних, а обслуживание – чуть выше. Очень важно беречь старых клиентов, которые будут приходить и приводить других покупателей. Для таких можно и скидку сделать, я никогда не жалею. А вообще, детские товары – это такой рынок, где накручивать можно хорошо, но только тогда, когда к тебе уже «привыкли». Новичков этот рынок чаще не принимает».

А вот о чем нашему изданию рассказал владелец интернет-магазина детских товаров (одежда и аксессуары от 0 до 6 лет):

«Товары для младенцев – это очень востребованная группа. Растут дети до года очень быстро, а родители, особенно с первым ребенком, стараются не слишком экономить на новорожденных. Кстати, мои продавцы всегда предлагают при заказе какой-нибудь дополнительный аксессуар (например, крем или набор расчесок, или недорогую игрушку) и, как правило, такие вещи продаются «за компанию». Когда я только открывал магазин, было сложно именно выделиться на фоне остальных, конкуренция довольно сильная. Теперь уже проще – цены могу поддерживать на приемлемом уровне, оборот увеличился. Наработаны связи с поставщиками и производителями. По поводу сравнения с американскими ценами – да, там можно и за 10-15 долларов купить приличный детский костюм, или пижаму, или джинсы. Игрушки тоже гораздо дешевле. Ну так а что сравнивать? Давайте еще с Китаем сравним. Там вообще почти даром. В Америке одежда традиционно дешево стоит, потому что там это просто одежда. А у нас принято придавать большое значение брендам, это, наверное, совковый еще менталитет. Чем дороже купили, тем приятнее. Рынок у нас такой, специфический».

Кстати, в Украине ведь существуют и собственные производители товаров для детей – игрушек, одежды и обуви и даже колясок. Все это сертифицировано, приличного качества и значительно дешевле по цене. Но вот представлены такие товары на рынке маловато. И причина проста, как угол дома: спрос на отшитое в Китае под брендами с мировой известностью больше. Хотя, согласитесь, в наше нелегкое время мало кто отказался бы приобретать ребенку то же нижнее белье (натуральный хлопок) по цене 9 гривен за комплект, правда?

Не стоит рассматривать это как призыв поддерживать исключительно отечественного производителя, тем более, что некоторые из них тоже не лыком шиты и ломят цены не хуже продавцов импорта. Но думать и анализировать, а также искать альтернативы еще никому не мешало.

Хлеба и зрелищ

Понятно, что одними только одежками и игрушками расходы на малыша не ограничиваются. Ребенка нужно кормить и развлекать, учить и баловать (в меру конечно, но иногда нужно).

Начнем с еды. Как известно, все мы родом из детства, как, впрочем, и все наши болячки. Поэтому чтобы вырастить здорового человека, его нужно кормить здоровой едой. Но и тут не обошлось без участия всепроникающих маркетологов. Благодаря их усилиям мы теперь знаем, что на завтрак нужно есть хлопья, потому что в них содержится клетчатка. Или специальные творожно-бисквитные батончики (кальций, конечно). И пить йогурт, в котором пробиотики и полезные бактерии.

Даже если вы знаете, что кальций есть и обычном твороге, из которого можно сделать запеканку, бактерии и пробиотики – в любом кисломолочном продукте, включая кефир, а клетчатки полно в овсяной и прочих кашах, вам все равно настойчиво будут внушать, что по-настоящему полезным может быть для вашего ребенка только вот этот, конкретный продукт. Что это из-за него у рекламного малыша такие румяные щечки, хорошее настроение и энергичность. Посмотрите на него – а чем ваш хуже?

Ничем, отвечаем мы подсознательно и далее действуем по предложенной схеме.

Хочется повести свое чадо в театр, и в кино, и в музей, и в детский развлекательный центр. В театральную студию и в бассейн. И в аквапарк. И на курсы английского. Да мало ли еще куда для общего развития и наработки необходимых в дальнейшей жизни навыков.

Помните, в нашем далеком детстве были Дома пионеров? Сегодня найти бесплатный кружок или студию можно разве что при каком-нибудь центре социальной помощи, да и то не факт. Совсем недавно мы писали о методах обучения с помощью игры и развлечения – эдьютейнменте. Это действительно очень хороший и полезный способ провести время для ребенка, но дешевым его никак не назовешь.

Дело ведь даже не в том, что занятия с детьми – платные. А в том, что мало кто стремится за деньги сделать работу хорошо. И уж тем более – нет цели упростить доступ к таким занятиям тем, кто дорого платить просто не может. А ведь при тех же музеях, при выставочных центрах легко можно организовать специальные образовательно-игровые детские кружки, как водится во многих цивилизованных странах, где плата взимается чисто символическая, либо не взимается вовсе.

К сожалению, украинские предприниматели, специализирующиеся на детях, очень далеки от таких идей. У нас будет либо дорого, либо очень дорого.

Почему? Потому что мы готовы платить.

Притом, если в одних детских центрах качество методических материалов, уровень профессионализма воспитателей соответствует цене, то в других вообще непонятно, за что платить. И каким образом они вообще занимаются своим ценообразованием, опираясь на что? На одном «мамском» форуме участники жаловалась на один такой дошкольный клуб, кстати, довольно известный:

«…деткам предложили устроить утренник, собрав с родителей по 250 гривен, нам обещали, что будут профессиональные аниматоры. Но в итоге мы увидели тех же преподавателей, которые там работают. Например, преподаватель в образе зайца была одета в чёрный спортивный костюм "CHANEL" с розовыми ушками и в розовых носках, живой ёлки мы не увидели, была искусственная. Это ладно, но Дед Мороз (сказочный персонаж) пришёл в белых носках, наверное, ещё не заработал на сапоги. И обещанный сладкий стол для детей так и не появился, а подарки просто жлобство: дали детям по парочке конфет и вафли Артек! Но в фирменном рюкзаке с надписью «Название клуба» (прим. корр: не указываем по этическим соображениям) Вопрос куда ушли собранные деньги? Золотая цена этому "ШОУ" 50 ГРИВЕН!!! Нам в государственном садике за 150 гривен устроили гораздо ярче представление и все были очень довольны».

Вот когда все делается так, то приходит понимание, что некоторым людям все равно, на чем делать деньги. И ладно бы – просто зарабатывать, предоставляя услуги. Это нормальная практика. Но нет – каждую копейку, которую можно выдрать у родителей, надо выдрать. Это только один пример из многих, слишком многих.

Учат в школе, учат в школе, учат в школе…

Безусловно, вложения в развитие и обучение ребенка – значительно более благодарное, чем в разрекламированные товары, тем не менее, на этом цены тоже не всегда обоснованы и объяснимы.

«Вы же понимаете, что образование – это самое рентабельное вложение средств» - заученно ответили нам в одном из модных колледжей, имеющих совсем не социальные расценки на обучение, - «Это инвестиции в будущее вашего ребенка».

Это понятно, но все-таки, чем может быть обоснована цена в восемь тысяч гривен в месяц? Что входит в эти деньги?

Трехразовое питание, спортивные занятия, языки, общеобразовательные предметы – это прекрасно. Но закладывается ли в эти деньги престиж заведения, самоутверждение родителей, которые могут позволить себе самое лучшее?

Как оказалось, да. Наш собеседник, попросив название школы не упоминать, поделился вот каким наблюдением:

«Есть категория людей, которые достигли определенного уровня достатка и теперь утверждаются в своем статусе. Для таких – чем дороже, тем лучше. Если с расценками попасть в категорию, которую они оценивают как «дешевую», то никаким качеством образования их не заманишь».

А школе разве плохо? Конечно, хорошо.

Вот Вы сейчас тяжело вздохнули или нахмурились – мол, буржуи, так их.

А чем каждый из нас отличается от этих товарищей и господ, утверждающихся в статусе с помощью детей – только, разумеется, в рамках нашего собственного бюджета?

Ничем, как ни грустно сознавать. Потому что нам хочется как-то, не важно, как – пусть хоть купить – дать своему ребенку счастливое детство. Жаль, что такие вещи не купишь. И в рекламе не покажут, что на самом деле сделать маленького человека по-настоящему счастливым гораздо дешевле и гораздо сложнее.

Но давайте мы сами задумаемся об этом?