В последнее время очень часто можно услышать следующие выражения: «У нас на работе нельзя приходить в джинсах», «А у нас – нельзя курить больше пяти раз в день». А в соседнем бизнес-центре в одной компании запретили доступ к сетям «вКонтакте» и «Одноклассники». Да и переписку большинство сотрудников могут вести только с рабочей почты, потому как все внешние почтовые серверы закрыты. Что это – современные интерпретации трудовой дисциплины или посягательство на тайну переписки и личной жизни, свободы мировоззрения и самовыражения.
В принципе, на каждом предприятии или фирме есть свои правила внутреннего трудового распорядка, где можно записать, по сути, что угодно. Лишь бы это не противоречило Конституции, КЗоТ и еще ряду нормативно-правовых актов, касающихся прав человека, гражданина, работника. О том, что может и чего не может запретить работодатель и, главное, как это правильно оформить, чтобы ни один суд и проверяющий орган не обнаружили нарушение прав трудящихся, и посвящена эта статья.
Вариации на тему табу
Начнем с того, что работодатель может запретить многое. Впрочем, равно как и разрешить. Все это объединяется одним выражением – установление корпоративных правил поведения для наемного персонала. Например, обязанность сотрудников международной консалтинговой компании придерживаться делового стиля нельзя рассматривать как нарушение конституционного права на свободу мировоззрения и самовыражения. В данном случае действуют нормы делового этикета либо правового обычая, которые составляют своеобразный признанный мировой общественностью формы выражения права.
Что касается доступа к развлекательным сетям, то он закрыт во многих компаниях. Первая причина – дисциплинировать работников, чтобы те в рабочее время не занимались отвлеченными от производства делами. Вторая – в целях обеспечения безопасности, предотвращения утечки конфиденциальной информации и промышленного шпионажа. Если руководство считает, что открытость ряда интернет-ресурсов несет потенциальную угрозу его компании либо просто, потому что «на работе нужно делать работу», то оно может дать приказ системному администратору закрыть все развлекательные, контактные и почтовые серверы.
В тоже время, ограничивать сотрудника от общения в Интернете либо запрещать ему что-либо в его личное время работодатель, конечно, права не имеет. В данном случае нарушается конституционное право неприкосновенности личной жизни, за нарушение которого можно попасть под арест либо под ограничение свободы (ст. 182 Уголовного кодекса Украины).
Личную почту смотреть нельзя, а корпоративную – можно
Но не все работодатели так делают – иные используют социальные сети и почтовые серверы с целью контроля и слежения за сотрудниками. А вот это уже подпадает под незаконный сбор информации. Мало того, в некоторых компаниях даже проводится тайная видеосъемка не только в «нужных» кабинетах с целью обеспечения элементарной безопасности, но и в туалетах, комнатах отдыха. В Германии, например, считают, что подобные действия работодателя недопустимы. Недавно в рейхстаг был подан законопроект, провозглашающий полный запрет на тайную видеосъемку, видеосъемку туалетов, комнат отдыха; запрет брать данные из социальных сетей и блогов кандидата при трудоустройстве; запрет слежения за активностью пользователя в контактных сетях; ограничения отслеживания электронной почты и телефонных переговоров в зависимости от характера работы.
Кстати, нарушение работодателем тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной или другой корреспонденции, которая передаются средствами связи или через компьютер, предусматривает такое наказание, как ограничение свободы до трех лет. Если такие действия совершены должностным лицом, коим является, например директор предприятия, то можно поплатиться свободой на срок от трех до семи лет. Однако это преступление будет иметь место, если, работодатель читает вашу личную почту. Если же доступ к ней закрыт, а системный администратор имеет доступ к рабочей почте, то никакого нарушения закона тут нет, потому что рабочая почта дана работнику для выполнения его трудовых обязанностей, контролировать которые начальник имеет право.
Как оформить запрет
Теоретически все эти правила могут быть записаны в правилах внутреннего трудового распорядка. Однако разработка и утверждение этих правил не является обязанностью работодателя. Норма статьи 29 КЗоТ, обязывающая собственника ознакомить работника с правилами внутреннего трудового распорядка, ни коим образом не может считаться такой, что обязывает работодателя такие правила утверждать. Они могут существовать в устной форме. Могут быть кодифицированы в Корпоративный кодекс либо оформлены в виде различных многочисленных приказов, инструкций и других внутренних документов.
Тем не менее, эти Правила внутреннего трудового распорядка все-таки стоит разработать. В письменной форме. Это обезопасит работодателя от многих проблем. Например, трудно будет уволить сотрудника за нарушение п. 3 ч. 1 ст. 40 КЗоТ («систематическое невыполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее не применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания»). То есть работодатель, оформивший надлежащим образом Правила внутреннего трудового распорядка, упрочивает свои позиции в случае судебного рассмотрения трудового спора. Отсутствие же Правил, наоборот, может подтолкнуть суд к принятию решения в пользу работника.
Напоследок остановимся на процедуре утверждения Правил внутреннего трудового распорядка в любом их виде. Эта процедура – очень «советская», как и сам КЗоТ, согласно ст. 142 которого Правила утверждаются трудовым коллективом по представлению собственника (уполномоченного им органа) и выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя). То есть собственник в лице директора лишь готовит проект Правил внутреннего трудового распорядка, а утверждает их трудовой коллектив.
Согласно Закону «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями», собрание трудового коллектива правомочно, если на нем присутствует более половины членов коллектива. Собрав такое количество сотрудников, нужно поставить их перед фактом об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка. Вряд ли работники откажут своему директору. А к содержанию Правил, утвержденным таким способом, не придерется ни один проверяющий и суд.
Зарубежный опыт
В постоянно растущей популярности социальных сетей работодатели всего мира давно уже усматривают опасность для кадровой эффективности своего бизнеса. Поэтому запрет на их посещение стал привычным и распространенным явлением. Кроме того, что эта мера призвана повысить результативность работы, она продиктована еще и соображениями безопасности. Запрещение посещения «социалок» – это еще и попытка работодателей сократить расходы трафика и снижения сетевой нагрузки на серверы компании.
Недавно доступ к сетям Facebook, Xing, а также к аукциону eBay своим сотрудникам закрыло руководство такой цивилизованной компании, как Porsche, считающее, что разведывательные службы зарубежных стран могут следить за сотрудникам, выкладывающими информацию о работе компании в социальные сети или на любые другие сайты. Однако такой запрет часто касается не только офисных работников в коммерческих структурах, но и государственных служащих. Например, в Черногории в 2010 г. вступил в силу официальный запрет для чиновников на посещение сайтов Facebook и YouTube с рабочих компьютеров. Теперь госслужащие, желающие скоротать часть рабочего времени за просмотром развлекательных фото и видео или перепиской с виртуальными приятелями, видят сообщение «Отказано в доступе» на мониторе
А вот в прогрессивной Латвии, где членам судебного корпуса долгое время было запрещено не только посещать социальные сети на работе, но и регистрироваться на таких сайтах в принципе, Комиссия по судебной этике совершила прогрессивный шаг вперед. Контролирующий орган признал, что судьи имеют право общаться на подобных сайтах, если подобный вид коммуникации не снижает уровень уважения к суду, а также не дает оснований сомневаться в независимости и объективности судьи при исполнении им своих обязанностей. Также судьям посоветовали уклоняться от случайных приглашений о дружбе в Интернете. В том же случае, если подобная дружба носит личный характер, то ограничивать судей никто не сможет. То есть судей приравняли в свободное от рабочего времени в правах со всеми остальными смертными.