14 июля на подпись Президенту Украины Петру Порошенко был передан законопроект №3225 «О внесении изменений в Закон Украины «Об общественных объединениях» относительно обеспечения деятельности всеукраинских общественных объединений». По мнению инициатора этого законопроекта, председателя Комитета Верховной Рады Украины по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов Валерия Сушкевича, документ позволит урегулировать порядок функционирования тех общественных организаций, которые были зарегистрированы до вступления в силу Закона №4572-VI «Об общественных объединениях» в части деятельности их структурных подразделений.

Напомним, что Закон №4572-VI вступил в силу с 1 января 2013 г. Согласно ст. 13 этого Закона, общественное объединение со статусом юрлица может иметь обособленные подразделения, не наделенные таким статусом. Более того, Закон №4572-VI обязывает местные подразделения общественных организаций, имевшие статус юрлиц до его принятия, перерегистрироваться как обособленные подразделения общественных организаций без статуса юрлица в течение 5 лет с момента вступления этого Закона в силу (п. 8 «Заключительных и переходных положений»). А это, подчеркивают авторы законопроекта №3225, противоречит ст. 58 Конституции Украины, согласно которой законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.

Законопроект №3225 вносит в Закон №4572-VI следующие изменения:

- оставляет за структурными подразделениями общественных организаций, наделенными статусом юрлица, право продолжать осуществлять свою деятельность в том же статусе;

- уточняет, что обособленные подразделения общественного объединения со статусом юрлица могут иметь свои положения, если это предусмотрено уставом общественного объединения;

- определяет уполномоченный орган по вопросам регистрации местных ячеек всеукраинских (международных) общественных организаций, которые действовали в статусе юридического лица;

- указывает, что в случае принятия высшим органом управления всеукраинской (международной) общественной организации решения о прекращении своих местных организаций как юридических лиц правопреемником имущества, активов и пассивов таких ячеек является соответствующая общественная организация.

Парламентарии «за»

Еще во время рассмотрения в ВР законопроект №3225 был поддержан парламентариями, а также рядом министерств и ведомств. В частности, народные депутаты Украины – члены Комитета ВР по вопросам государственного строительства и местного самоуправления обратили внимание на то, что правовой статус местных ячеек общественных организаций, которые имели статус юридического лица на момент вступления в силу Закона №4572-VI, должен быть приведен в соответствие с п. 8 заключительных и переходных положений этого Закона. При этом члены Комитета поддержали авторов законопроекта №3225 в том, что принудительное лишение местных ячеек общественных организаций статуса юридического лица фактически нарушает ст. 58 Конституции Украины.

Во время дискуссии нардепы пришли к выводу, что принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит упорядочить деятельность общественных организаций (в частности, ветеранов и инвалидов, спортивных организаций и т. д.) и устранит дискриминацию всеукраинских и международных общественных организаций, которые зарегистрированы до 1 января 2013 г. по сравнению со вновь созданными общественными объединениями.

С просьбой поддержать законопроект №3225 обратился в ВР и Национальный олимпийский комитет, руководство которого уверено, что подобный законодательный акт позволит сохранить структуру действующих спортивных общественных организаций и обеспечит дальнейшее эффективное развитие олимпийского движения в Украине.

Позитивно относятся к законодательной инициативе, о которой идет речь, и предприниматели и представители общественных организаций. Так, секретарь Общественного совета при Госпредпринимательства Украины Николай Шредер в своем комментарии «Судебно-юридической газете» указал, что принятие такого закона значительно упростит положение крупных организаций, имеющих многочисленные филиалы и представительства, наделенные статусом юрлиц и вынужденные ликвидировать их в связи с предписаниями Закона №4572-VI. «Новый закон поможет таким объединениям сохранить ресурсы, в т. ч. и финансовые, которые они в противном случае должны будут затратить на громоздкий процесс прекращения юрлиц в своей структуре», – уверяет г-н Шредер.

Эксперты «против»

А вот Главное научно-экспертное управление ВР в своем заключении выступило против предложенных новаций. Эксперты подчеркивают, что прекращение статуса юридических лиц территориальных структурных подразделений общественных объединений будет способствовать единству, управляемости, целостности объединения в рамках одной структуры. Кроме того, в результате принятия положений действующей ч. 2 ст. 13 Закона №4572-VI законодатель привел нормы, регулирующие деятельность общественных объединений, в соответствие с требованиями ГК, согласно которому (ст. 95) обособленные структурные подразделения юридического лица создаются в форме филиала или представительства. Ни филиал, ни представительство юридического лица не может быть юридическим лицом, поскольку они по своей природе являются элементами структуры юридического лица, занимающимися определенной деятельностью вне его местонахождения. При этом филиалы и представительства наделяются имуществом юридического лица, создавшего их, и действуют на основании утвержденного им положения, а их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности.

Вместе с тем, обособленные подразделения общественных объединений, которые имеют статус юридических лиц, могут сохранить за собой этот статус. Для этого они должны выделиться из общественного объединения, в состав которого входили, в новые юридические лица. При этом такие подразделения теряют признаки обособленного подразделения юридического лица и становятся самостоятельными юридическими лицами. В таком случае общественное объединение, в состав которого входили указанные подразделения, может выбрать статус общественного союза, членами которого будут его бывшие обособленные подразделения с правами юридических лиц, но уже не как подразделения, а как юридические лица-члены указанного союза.

Солидарны с этим мнением и отдельные специалисты в сфере хозяйствования. В своих комментариях и заключениях они указывают на то, что подразделения-юрлица, в соответствии с законом «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей», фактически являются независимыми юридическими лицами, что часто подтверждается судебной практикой. Так, одна общественная организация-юрлицо объединяет под собой ряд других юрлиц, которые, в свою очередь, могут объединять юридические лица еще более низкого уровня. Это нарушает европейские требования гражданского законодательства, регулирующего деятельность юрлиц. Кроме того, такая структура создает ряд патовых ситуаций:

- существование двойного членства (лицо является членом основной организации, а фактически стоит на учете в другом юрлице);

- ячейки в финансовой деятельности не подконтрольны основной организации, однако последняя может нести ответственность по обязательствам ячеек;

- руководящие органы основной организации не могут влиять на избрание руководства организаций-юрлиц.

Как намерен бороться с этими ситуациями законодатель, пока неизвестно.

Комментарий

Николай Шредер, секретарь общественного совета при Госпредпринимательства Украины

– Законопроект №3225 вносит изменения, которые позволят крупным объединениям, имеющим разветвленную структуру, осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями, установленными законодательством Украины. Дело в том, что процедура прекращения юридических лиц в таких организациях не только занимает длительный период, но и требует значительных затрат, в т. ч. финансовых. Новый закон даст четкое определение того, каким критериям должно соответствовать подразделение общественной организации, а также конкретизирует права и обязанности такого подразделения. До сего времени Закон №4572-VI «Об общественных объединениях» перекладывал полномочия по определению этих характеристик на общественные организации.