В разгар сезона отпусков, которого каждый свожделением ожидает целый год, правоохранительные органы иукраинские суды вбуквальном смысле слова завалены работой. Все чаще отпуск рядового украинца вместо ожидаемого приятного отдыха приносит ему разочарование, причиной которого становится банальная кража вещей, денег или документов. Такая неприятность может подстерегать кого угодно игде угодно: вгостинице, ввагоне поезда, на пляже... «Судебно-юридическая газета» разбиралась, кто несет ответственность за пропажу вещей при таких обстоятельствах икуда следует обращаться втаких случаях.
Гостиницы вответе
В уважающих себя отелях проблемы спропажей имущества постояльцев крайне редки, авот гостиницы попроще иногда дискредитируют себя подобными случаями, поскольку вопрос репутации для них не является приоритетным. Сразу следует отметить, что вывешенные вфойе иномерах объявления отом, что гостиница не отвечает за сохранность вещей постояльцев, не имеют под собой никакой правовой почвы– всоответствии сзаконодательством, как раз гостиницы инесут за это ответственность.
Согласно ст.975 Гражданского кодекса Украины, гостиница отвечает за сохранность вещей, внесенных внее проживающим вней лицом. Вещь считается внесенной вгостиницу, если она передана работникам гостиницы или находится вотведенном для постояльца помещении.
За потерю денег, драгоценностей гостиница отвечает лишь при условии, что они были отдельно переданы гостинице на хранение или помещены вспециальный арендованный сейф, находящийся как вномере, так ивином помещении гостиницы.
К слову, положения этой статьи применяются кхранению вещей физических лиц вобщежитиях, мотелях, домах отдыха, пансионатах, санаториях идругих организациях, впомещениях которых человек временно проживает.
Требуем компенсацию
В случае пропажи имущества следует немедленно сообщить об этом администрации заведения иотстаивать свои права, добиваясь контакта свысшим руководством отеля. Прежде всего, втакой ситуации необходимо составить письменное заявление суказанием времени, места, обстоятельств происшествия, суммы украденных денег истоимости пропавших вещей. Причем при составлении протокола идаче показаний эксперты советуют привлечь двух свидетелей из постояльцев отеля. Как правило, отели стараются избегать недоразумений игромких скандалов иредко идут на прямой конфликт спостояльцами, поэтому их администрация обычно заинтересована впроведении расследования, ичасто воров находят довольно быстро, поскольку ими оказываются служащие гостиницы.
При этом нелишним будет потребовать компенсацию за неисполнение обязательств по хранению имущества. Если руководство отеля отказывается подписать ипоставить печать на соответствующем заявлении, следует отправить его почтовым письмом суведомлением овручении. И, конечно же, не следует забывать одоказательной базе: на почте необходимо составить опись всех отправляемых документов, чтобы можно было подтвердить, что именно было направлено вотель. Второй экземпляр такой претензии должен оставаться употерпевшей стороны.
Как правило, если администрация отеля сразу на месте не компенсирует потери, судебные разбирательства затягиваются на долгое время. Втаком случае следует подать всуд ходатайство оназначении экспертизы для определения нынешней стоимости украденных или испорченных вещей. Сгостиницы должны взыскать именно ту сумму, вкоторую оценят вещи сучетом их подорожания. Воизбежание таких неприятных инцидентов всегда следует арендовать индивидуальный сейф.
Договор как гарантия
Если ценных вещей (купленных или перевозимых) значительное количество, можно заключить садминистрацией гостиницы договор хранения, по которому одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную второй стороной (поклажедателем), ивернуть ее всохранности. Такой документ заключается вписьменной форме, если сторонами договора являются юридические лица, физическое июридическое лицо или физические лица, ацена договора в20 иболее раз превышает НМДГ (340грн). Востальных случаях договор хранения может быть заключен устно, но вслучае рассмотрения судом спора, вытекающего из такого договора, решение не может основываться на показаниях свидетелей. Поэтому разумнее будет, конечно же, заключить такой договор вписьменной форме.
Согласно ст.937 ГКУ, принятие вещи на хранение может подтверждаться выдачей номерного жетона, другого знака, если это установлено законодательством или является обычным для такого вида хранения. Отель обязан сохранять вещь втечение срока, установленного вдоговоре хранения. После окончания установленного срока представители отеля имеют право требовать от постояльца забрать вещь, апостоялец обязан это сделать. Ноокончание срока хранения не освобождает гостиницу от обязанности по хранению, если договором не предусмотрено иное.
А как быть за границей?
Сложнее обстоят дела, если вещи или ценности пропали из номера отеля или сейфа зарубежных гостиниц. Несмотря на то, что, по международному законодательству, отель несет ответственность за сохранность имущества постояльца, как правило, вопросы материальной компенсации туристу вслучае пропажи его вещей из номера рассматриваются исключительно при наличии признаков взлома входной двери или двери балкона. Основная проблема заключается вдоказательстве факта самой кражи. Как правило, администрации зарубежных отелей не спешат компенсировать потери иностранцам, понимая, что вбольшинстве случаев туристам достаточно сложно предъявить аргументированный судебный иск. Практика свидетельствует, что отельеры не оказывают содействия вразрешении подобных инцидентов иотрицают свою ответственность за сохранность вещей иностранных постояльцев ивозможную причастность персонала ких пропаже. Втаких случаях эксперты советуют настаивать на немедленной материальной компенсации, привлекать красследованию инцидента местные правоохранительные органы иобращаться за помощью вукраинские консульские службы по месту временного проживания.
Если же ценности пропали из сейфа вномере отеля, администрация рассматривает свою ответственность только вслучае, когда кража была совершена сявными признаками взлома. При этом компенсации подлежит содержимое индивидуального сейфа только вразмере суммы, на которую отель застраховал эти сейфы. Это сумма обычно составляет от 900 до 3000евро, оее точном значении вконкретном отеле можно узнать уадминистратора. Чтобы не стать участником неприятной волокиты, перед путешествием необходимо приобрести полис страхования вещей на весь срок пребывания за границей, атакже заключить сотелем договор на хранение вещей изастраховать их.
Крупные суммы денег следует хранить вобщем сейфе отеля, который находится, как правило, на reception. Деньги нужно обязательно отдавать под подпись на акте, ина каждую купюру нужно составлять акт.
Гастролеры не дремлют
Во время курортного сезона далеконе редкость случаи краж впоездах, особенно вплацкартных вагонах. Преступники воруют деньги иценные вещи прямо из сумок, на которых спят пассажиры, применяя различные психотропные вещества. Органы МВД заявляют, что повлиять на это кардинально они не всилах, поскольку «Укрзалізниця» отказалась от сопровождения составов нарядами милиции.
Став жертвой таких «гастролеров», необходимо обратиться кпроводнику вагона стребованием вызвать сотрудников правоохранительных органов по прибытию поезда на ближайшую станцию. При составлении заявления опропаже необходимо подробно описать, когда игде было совершено преступление. Для этого следует зафиксировать время обнаружения пропажи иуказать, между какими станциями пострадавший находился. Также необходимо составить перечень пропавших вещей, оценить их стоимость иуказать точную сумму украденных денег. При этом следует привлечь свидетелей, которые смогут дать показания. При подозрении соседей всовершении кражи следует привлечь милиционеров кобыску помещения. Как правило, впоездах украденные деньги или вещи прячут впомещениях туалетов или втамбуре, но сотрудники милиции могут не проявлять должной инициативы. Вэтом случае следует настаивать на тщательной проверке этих помещений вагона. При выявлении подозрительных личностей, которые могли видеть, куда пострадавший пассажир кладет деньги иценные вещи, милиционеры должны обыскать этого человека.
Еще один нюанс вслучае кражи впоездах: для дачи показаний или для опознания вещей, если их найдут, потерпевшим придется приезжать вотделение милиции, которое обслуживает соответствующий участок. Если среди похищенных вещей были идокументы, эксперты рекомендуют обратиться вближайшее отделение милиции сзаявлением окраже иуказанием перечня похищенных документов. Органы МВД должны выдать специальную справку, на время заменяющую паспорт, скоторой можно будет добраться домой.
Чтобы не оказаться вдругом городе без документов вслучае их кражи, перед поездкой следует делать несколько ксерокопий паспорта ираскладывать их по разным местам, также можно отсканировать паспорт ивыслать документ себе на e-mail.
Не спи на пляже!
А вот если вещи «увели» вместах массового отдыха, скажем, на общественном пляже, вбольшинстве случаев владельцы их больше не увидят. Редким счастливчикам удается поймать вора по горячим следам спомощью правоохранительных органов.
Уголовные дела этой категории квалифицируются попризнакам ч.2 ст.185 УК Украины (кража), асанкция этой нормы предусматривает наказание отареста долишения свободы насрок до5лет. Впрочем, преступников это не особо пугает: как свидетельствует статистика, скаждым годом таких преступлений становится все больше. Как правило, воруют сумки, кошельки, мобильные телефоны, фотоаппараты, которые отдыхающие, уходя купаться, оставляют без присмотра. Инапрасно многие считают, что вмноголюдных местах отдыхать безопаснее, инадеются, что злоумышленник нерешится что-то украсть из-за риска быть пойманным «нагорячем». Наоборот, вбольшинстве случаев это только облегчает ворам работу, ведь чаще всего никто изотдыхающих не обращает на них внимания.
Основная проблема втом, что специальные шкафчики или кабинки для хранения личных вещей отдыхающих имеют только некоторые платные пляжи. Востальных местах массового отдыха ответственность за сохранность вещей лежит исключительно на их владельцах.