Как известно, не так давно парламент принял в целом законопроект №0947 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона «Об информации» в новой редакции и Закона «О доступе к публичной информации», который разрабатывался в течение нескольких лет.
Этот законопроект является по большей части сводом поправок, которые расширяют доступ граждан к получению публичной информации о депутатах, их уполномоченных лицах, о деятельности большинства правоохранительных организаций и т. д. Им предусмотрена публикация деклараций о доходах народных избранников и судей для всеобщего доступа в интернете. Отныне, если гражданин Украины подал запрос на получение информации или данных из декларации о доходах любого депутата или служащего правоохранительных органов, ему не имеют права отказать. Исключениями могут быть только случаи, прописанные в законодательстве Украины.
Кроме того, согласно положениям законопроекта, штрафы за сокрытие информации значительно возросли, а в некоторых случаях ответственность нарушителя может быть не только финансовой. По словам народного депутата Украины Андрея Шевченко, это должно стать весомым фактором в борьбе с коррупцией. Его, несомненно, не оставят без внимания политические деятели или юристы, которые умеют пользоваться подобными инструментами. Но как могут воспользоваться новеллами законодательства простые граждане Украины? Им необходимо верно истолковать нужные статьи законопроекта и научиться правильно их применять.
Открыто о доходах и помощниках депутатов
По словам автора законопроекта, 80% предложенных им изменений составляют собственно терминология и всевозможные юридические поправки, которые заинтересуют юристов. Например, было извлечено понятие «собственности» на информацию. Теперь необнародование должностными лицами сведений, указанных в декларации об имуществе, доходах, расходах и т. д., влечет наложение штрафа от 25 до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан. Такой же штраф влечет за собой нарушение Закона Украины «О доступе к публичной информации», а именно: непредоставление ответа на запрос об информации, непредоставление информации, неправомерный отказ в получении информации, несвоевременное или неверное предоставление информации, передача недостоверной информации. А ограничение доступа к информации в случае, если ее обнародование напрямую не запрещено законом, влечет за собой взыскание штрафа от 60 до 80 НМДГ.
В свою очередь, за незаконный отказ в принятии и рассмотрении обращения или другие нарушения законодательства об обращениях граждан придется заплатить штраф в размере от 25 до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан. А то же действие, повторно в течение года совершенное лицом, которое уже было привлечено к административной ответственности за аналогичное нарушение, тянет за собой наложение на должностных лиц штрафа от 60 до 80 НМДГ или общественные работы на срок от 20 до 30 часов.
Персональные данные физического лица, которое претендует или занимает выборную должность на публичной службе или должность на государственной службе, либо же является служащим местного самоуправления I или II категории, не относится к информации с ограниченным доступом, за исключением информации, которая определена таковой по закону.
Государственные органы приватизации теперь должны обнародовать и предоставлять информацию на запросы в соответствии с Законом Украины «О доступе к публичной информации» (ст. 7 Закона Украины «О приватизации государственного имущества»). Отметим, что раньше данная информация публиковалась лишь в отдельных печатных СМИ, которые далеко не для каждого были доступны.
По словам А. Шевченко, в течение года после принятия законопроекта вся указанная информация должна быть размещена на специальном интернет-ресурсе, к которому будет иметь доступ каждый граждан.
Доступ к местным советам
В соответствии с новым законом, любой гражданин сможет посетить заседание Верховной Рады. По словам автора законопроекта, сейчас политика государства направлена на сближение с народом. Именно поэтому народный депутат Н. Томенко сделал акцент на важности того, чтобы каждый желающий смог прийти на заседание и быть в курсе, какие решения принимаются в стране. Правда, депутаты еще рассматривают варианты пропускной системы, которая позволит желающим прийти на заседание. Как вариант, г-н Шевченко предложил внедрить механизм аккредитации, аналогичный тому, который используют журналисты, который и станет основой для дальнейшей разработки пропускной системы для граждан.
Стоит отметить, что речь в законопроекте идет не только о Верховной Раде, но и обо всех государственных органах, в т. ч. органах местного самоуправления. Напомним, что ранее все протоколы сессий и полные тексты решений местных советов были закрытыми. Согласно изменениям, внесенным в Закон «О местном самоуправлении в Украине», они должны будут в обязательном порядке обнародоваться и предоставляться по запросам граждан согласно Закону «О доступе к публичной информации».
Кроме того, у каждого гражданина Украины появится доступ к решениям комитетов ВР, где, собственно, и происходит отбор законопроектов.
Как заявил независимый эксперт Дмитрий Котляр, уже 2 года Верховная Рада, ссылаясь на закон о защите персональных данных, отказывает в предоставлении информации о помощниках народных депутатов, жилье и декларациях самих депутатов. Именно по этой причине в Законе «О защите персональных данных» обозначили, что не вся информация о физическом лице автоматически является сугубо конфиденциальной. По Конституции такую информацию разрешается предоставлять с согласия лица, если это необходимо для защиты прав других людей.
Генпланы городов рассекретят?
Чрезвычайно важным, по мнению г-на Томенко, является наличие у граждан свободного доступа к генеральным планам городов. И раньше, согласно п. 11 ст. 17 Закона «О регулировании градостроительной деятельности», общая доступность материалов плана населенного пункта должна была обеспечиваться путем его размещения на веб-сайте органа местного самоуправления и в местных периодических печатных средствах массовой информации, а также в общедоступном месте в помещении такого органа, кроме части, составляющей государственную тайну и относящейся к информации с ограниченным доступом согласно законодательству. Однако на практике желаемую информацию можно было получить далеко не всегда, так как часто генеральные планы полностью засекречивались из-за содержания информации с ограниченным доступом. Теперь же, согласно положениям законопроекта, план города не должен быть секретом для его жителей. Да и информация о коммунальном имуществе и бюджетных средствах отныне станет доступнее.
С государственной статистикой простые граждане также теперь получат право при желании ознакомиться. Раньше это вроде бы и не было запрещено, однако статистические данные предоставлялись выборочно на заказ, причем зачастую небесплатно, либо же вообще не предоставлялись.
«В соответствии с новым законом, любой гражданин сможет посетить заседание Верховной Рады», – народный депутат Андрей Шевченко
«Чрезвычайно важным является наличие открытого доступа к генеральным планам городов», – народный депутат Николай Томенко
Новая редакция ст. 3 регламента Верховной Рады:
«2. Открытость заседаний Верховной Рады обеспечивается путем доступа к ним всех лиц, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Порядок доступа к открытым заседаниям определяется распоряжением председателя ВР.
3. …Аппарат ВР может предоставлять аккредитованным представителям СМИ материалы, которые предоставляются народным депутатам, кроме тех, о неразглашении или непредоставлении которых в установленном порядке принято соответствующее решение на основании закона».