Налоговая реформа является острым камнем преткновения украинских реформаторов. Как известно, существуют два альтернативных законопроекта по внесению изменений в Налоговый кодекс Украины – №3357 от 26.10.2015 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налоговой либерализации», разработанный группой народных депутатов во главе с Ниной Южаниной, и №3630 от 11.12.2015 «О создании конкурентных условий в налогообложении и стимулировании экономической деятельности в Украине», разработанный Министерством финансов Украины.

В течение долгого времени сторонники «конкурирующих» вариантов налоговой реформы никак не могут договориться. Поскольку «законопроект Южаниной» был зарегистрирован в Верховной Раде еще в октябре и уже долгое время обсуждался, зарегистрированный в декабре «законопроект Яресько», вызвал немало неоднозначных откликов.

Предыстория

Национальный совет реформ при Президенте Украины еще весной 2015 г. создал целевую группу «Налоговая реформа» во главе с министром финансов Украины Натальей Яресько. В эту группу вошли ряд депутатов, представители общественности и бизнес-ассоциаций, а также эксперты МВФ и советники министра финансов. Предполагалось, что реформа будет проголосована в начале осени, что позволит запустить ее с начала 2016 г. и построить на ней новый бюджет. Однако подготовить единый согласованный документ тогда не удалось.

Изначально Министерство финансов Украины в проекте нового Налогового кодекса предложило установить с 2018 г. ставки налога на прибыль, НДС, налога на доходы физических лиц и единый социальный взнос на уровне 20%. Т. е. ставка налога на прибыль должна была повыситься по сравнению с действующей в 2015 г. (18%), а ставка НДС остаться прежней (20%). Вместо дифференцированной ставки налога на доходы физических лиц устанавливалась единая – 20%. При этом единый социальный взнос, который сейчас платит работодатель (41%), снижался до 20%, а платеж наемного работника (3,6%) отменялся. В итоге, согласно расчетам Минфина, средняя налоговая нагрузка на фонд оплаты труда должна была существенно снизиться. К примеру, для средней по стране зарплаты в 4 тыс. грн она сокращалась с 56,6% до 34,6%. Кроме того, в проекте Налогового кодекса предлагалось повысить с 5% до 20% налог на дивиденды.

Как уже упоминалось, основными оппонентами минфиновских предложений по налоговой реформе были сторонники «либеральной» налоговой реформы Н. Южаниной. Предложения Минфина их не устраивали, и достичь компромисса никак не получалось. В результате министр финансов Н. Яресько пошла на уступки, и в основу «компромиссного» варианта налоговой реформы положила сохранение ставки налога на прибыль на уровне 18%.

Обновленный «компромиссный» проект налоговой реформы предполагает, что ставка налога на прибыль сохранится на уровне 18% (не будет повышена до 20%), а в 2017 г. даже снизится до 17%. Также Минфин отказался от своей идеи установить социальную налоговую льготу на уровне 1 минимальной зарплаты (МЗП) для всех работников. Как и сейчас, соцльгота будет действовать только на 0,5 МЗП, и только если зарплата не превышает определенный уровень. Предлагая ранее ввести налоговую льготу в размере 1 МЗП, Минфин пытался снизить налогообложение доходов самых бедных категорий граждан, но из-за отказа от 2 процентных пунктов базовой ставки размер социальной льготы пришлось снизить. Пенсии от 3 МЗП будут облагаться по ставке 15%.

Среди других новаций – введение переходного периода для перехода аграрного бизнеса на общую систему налогообложения, а также целый ряд важных моментов в администрировании налогов. «Указанный компромисс по налоговой реформе позволит нам ответить на запрос общества и предпринимателей относительно быстрого снижения налоговой нагрузки в Украине, и в то же время поможет создать справедливое и прозрачное налоговое законодательство и начать важный процесс ликвидации многочисленных искажений в нем. Это будет способствовать восстановлению доверия граждан к налоговой системе, что, в свою очередь, даст основания надеяться на детенизацию украинской экономики», – подчеркнула министр финансов.

На ряд уступок Минфин обещает пойти в отношении администрирования налогов. «Предусмотрены шаги по демилитаризации налоговой милиции, созданию электронного кабинета налогоплательщика и прозрачной, полностью автоматизированной системы возмещения НДС. Новые налоговые ставки будут применяться с 1 января 2016 г., новые правила администрирования – с 1 апреля», – пообещала Н. Яресько.

Что на бумаге

Законопроектом предлагается внести ряд изменений в Налоговый кодекс Украины, которыми предусматриваются:

По налогу на прибыль предприятий:

- установление ставки налога на прибыль на уровне 18% в 2016 г. и 17% – с 2017 г.;

- сохранение «классической» модели налогообложения налогом на прибыль с одновременным введением с 2016 г. действенного механизма для стимулирования новых инвестиций в стране – «инвестиционного налогового кредита»;

- отказ от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль.

По налогу на доходы физических лиц:

- унификация ставки НДФЛ: в 2016 г. – на уровне 18%, с 2017 г.– на уровне 17% (действующая ставка – 15/20%);

- установление налоговой социальной льготы в размере 0,5 минимальной заработной платы (МЗП) для заработных плат, размер которых не превышает 3 МЗП (в 2016 г. – 4134 грн).

Кроме того, в рамках реформы предусматривается:

- установление единой ставки ЕСВ 20%;

- повышение максимальной величины базы начисления ЕСВ до 25 минимальных месячных заработных плат.

По налогу на добавленную стоимость:

- оставление действующих ставок налога 20% на все внутренние операции и 0% на экспортные;

- сохранение действующей ставки 7% для фармацевтической продукции;

- введение на 2016 г. переходных условий в применении сельхозпроизводителями специального режима налогообложения, а именно распределения начисленного НДС в такой пропорции: 75% перечисляются в государственный бюджет, 25% остаются в распоряжении сельхозпроизводителя; отмена такого спецрежима – 1 января 2017 г.;

- восстановление права на возмещение НДС для всех экспортеров зерновых и технических культур;

- сохранение принципа первого события (поставка услуг/товаров или оплата) для определения базы налогообложения, что соответствует существующим правилам директивы Совета 2006/112/ЕС о совместной системе НДС;

- повышение годового оборота для обязательной регистрации лиц как плательщиков налога на добавленную стоимость с 1 до 2 млн грн;

- усовершенствование порядка возмещения НДС из бюджета, который будет обеспечивать одинаковые требования и права для всех налогоплательщиков с учетом очередности подачи ими заявок на возмещение;

- введение официальной публикации реестра возмещения НДС с отражением в нем данных о налогоплательщике, заявленных к возмещению из бюджета сумм налога и состояния их возмещения.

По акцизному налогу:

- внедрение системы электронного администрирования по реализации топлива – введение акцизной накладной как обязательного электронного документа при осуществлении всех операций по реализации горючего на внутреннем рынке;

- объектом налогообложения акцизным налогом определить физический отпуск нефтепродуктов с АЗС, что позволит исключить случаи реализации на АЗС неучтенных объемов топлива, с которых не уплачен акцизный налог;

- заменить адвалорную ставку налога с продаж нефтепродуктов на специфическую, поскольку при отпуске по хранению цена отсутствует;

- изменить базовую единицу учета топлива с килограмма на литр при температуре 15оС в соответствии с общеевропейской практикой;

- дополнение перечня подакцизных видов топлива товарными позициями, которые сейчас являются неподакцизными и могут использоваться для фальсификации топлива с целью минимизации уплаты акциза.

Увеличение ставок акцизного налога в 2016 г.:

- на алкогольные напитки – в 2 раза;

- на пиво – в 2 раза;

- на табачные изделия – специфической составляющей на 40%, адвалорной составляющей с 12% до 15%, т. е. на 3 процентных пункта. Также меняется база налогообложения адвалорной ставкой – налог предлагается применять к максимальной розничной цене, включая НДС (пока без НДС). Изменение базы соответствует законодательству стран ЕС;

- ежегодное постепенное увеличение до 2020 г. ставок акцизного налога на алкогольные напитки на 5% и табачные изделия на 7%. Это увеличение предлагается применять дополнительно к ежегодной индексации ставок налога в соответствии с индексом потребительских цен.

По экологическому налогу:

- индексация ставок на индекс потребительских цен (26,7%) и введение обязательной ежегодной индексации ставок.

По рентной плате за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, рентной плате за специальное использование лесных ресурсов и рентной плате за специальное использование воды:

- индексация ставок на индекс цен производителей (26,5%) и введение обязательной ежегодной индексации ставок.

По рентной плате за пользование радиочастотным ресурсом Украины:

- индексация ставок на индекс потребительских цен (26,7%) и введение обязательной ежегодной индексации ставок.

По рентной плате за пользование недрами для добычи полезных ископаемых:

- определение базы налогообложения газа природного по фактической цене реализации, определяемой как средняя таможенная стоимость импортируемого газа, сложившаяся в процессе его таможенного оформления во время ввоза на территорию Украины за налоговый (отчетный) период.

Установление ставки налогообложения газа природного:

- добытого из залежей, которые полностью или частично залегают на глубине до 5 тыс. м (вместо 55%) в размере 29% (с 01.01.2018 – 20%);

- добытого из залежей, которые полностью залегают на глубине свыше 5 тыс. м (вместо 28%) в размере 14% (с 01.01.2018 – 10%).

Кроме того, с 1.01.2018 предусматривается введение надбавки к налогу на прибыль в размере 15% для субъектов хозяйствования, осуществляющих добычу газа природного в результате реализации инвестиционных проектов, подготовленных и утвержденных в порядке, определенном Законом Украины «О нефти и газе», которые являются плательщиками рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых за газ природный (кроме газа, который должен быть реализован субъекту рынка природного газа, на которого КМУ возложены специальные обязанности по обеспечению общественных интересов, газа природного из залежей на участках недр (месторождениях) в пределах континентального шельфа и/или исключительной (морской) экономической зоны Украины и газа природного, добытого во время выполнения договоров о совместной деятельности).

Объект налогообложения надбавкой к налогу на прибыль рассчитывается путем корректировки объекта налогообложения по налогу на прибыль.

По налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка:

- введение повышенного налогообложения для крупных объектов жилой недвижимости (квартиры площадью более 300 м2, дома – более 500 м2) по ставке 25 тыс. грн в год за каждый такой объект;

- повышение с 2% до 3% минимальной зарплаты максимальной ставки налога за 1 м2 недвижимости (решение будут принимать местные советы);

- отмена льгот для зданий промышленности и складских помещений промышленных предприятий, зданий и сооружений сельскохозяйственных товаропроизводителей.

По транспортному налогу:

- пересмотр критериев отнесения к объектам налогообложения с привязкой к стоимости и возрасту автомобиля: более 1 млн грн, в возрасте до 5 лет (сегодня автомобили с объемом двигателя более 3 тыс. см3 до 5 лет);

- изменение порядка администрирования транспортного налога;

- перечень автомобилей стоимостью свыше 1 млн грн утверждается КМУ и размещается на сайте Минэкономразвития (на базе методики, учитывающей марку, модель, год выпуска, тип и объем двигателя, тип коробки передач, пробег автомобиля).

При этом предполагается, что новый Налоговый кодекс Украины вступит в силу с 1 апреля 2016 г. Кроме изменений, которые влияют на формирование доходной части бюджета 2016 г., в частности относительно установления новых ставок налогов и сборов, которые вступают в силу с 1 января 2016 г. Одновременно законопроектом предлагается установить мораторий на внесение изменений в налоговое законодательство на период с 01.01.2016 по 31.12.2018.

Как восприняли

17 декабря 2015 г. на внеочередном заседании Верховной Рады Н. Яресько, представляя проект бюджета Украины на 2016 г., сказала: «Якорной частью бюджета является правительственный проект налоговой реформы, которая была одобрена Президентом Украины на Национальном совете реформ. Думаю, что никто в этом зале не будет отрицать наличие налоговых проблем и необходимости их решать. Та налоговая система, которую мы имеем сегодня, сложная, непонятная, необъективная и коррупционная». Министр настаивала на необходимости поддержать правительственный вариант налоговой реформы, однако большинство депутатов увидели в этих документах путь к дальнейшему обнищанию населения и разрушению экономики. Лидер фракции «Батькивщина» Юлия Тимошенко призвала «выбросить на помойку» экономические показатели, на которых строится проект госбюджета Украины. По ее данным, «за 2 года в 1,9 раза упал ВВП на душу населения: был $4000, стал $2160, в 2,2 раза упал ВВП в реальном валютном измерении». «Что мы делаем со страной? – восклицала экс-премьер. – Представленный бюджет – это приговор государству, этот бюджет-прощание. Или прощаемся с правительством, или прощаемся со страной. Этот бюджет как неприемлемый надо отправить правительству на доработку вместе с отставкой правительства».

Полного пересмотра проекта бюджета потребовал сопредседатель депутатской группы от партии «Возрождение» Виктор Бондарь. «Два года новое правительство и новая коалиция проводят экономические и социальные эксперименты над страной. Бюджет на следующий год – это бюджет социального проедания, ограбления и развала страны. В нем заложено падение социальных стандартов почти на 30%, в нем нет никаких инфраструктурных проектов, нет целей, что мы будем возрождать в течение года, какую отрасль поднимем с колен, чтобы она дала рост экономики. Даже аграрный сектор пытаются дорезать, как последнюю дойную корову», – заявил депутат.

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк предложил парламенту обсудить новую редакцию Налогового кодекса, принять ее в части новых налоговых ставок и ввести с 1 января 2016 г., а затем провести широкое обсуждение других положений документа и ввести их в течение 2016 г. «Мы предлагаем, чтобы парламент вместе с правительством доработали проект изменений, и вводить его не с 1 января или 1 февраля, а лишь после длительной дискуссии, после широкого публичного обсуждения, подготовки украинского бизнеса и в условиях восприятия украинским бизнесом этих налоговых изменений, ввести его (Кодекс) в действие в течение 2016 г», – сказал А. Яценюк.

Спикер Рады Владимир Гройсман закрыл внеочередное заседание, успокоив народ заверением, что будут рассмотрены варианты изменений действующего Налогового кодекса, чтобы сбалансировать бюджет на 2016 г. Новый НК будут рассматривать весной будущего года. С этой целью решено создать рабочую группу из представителей парламентских фракций и правительства с участием премьера А. Яценюка. В. Гройсман надеется, что к концу декабря будет принят проект бюджета за счет корректировки действующего Налогового кодекса.

Комментарии

Роман Насиров, председатель Государственной фискальной службы

– Действительно сейчас происходит сокращение штата Государственной фискальной службы по заданию правительства Украины. Общее сокращение будет около 30% от первоначального количества, и касается оно в большей мере налогового, нежели таможенного направления.

В вопросе законодательства нашей задачей является приближение его к европейским стандартам. В этом нам могут помочь наши европейские коллеги. Во-вторых, необходимо внедрить новые процедуры в деятельность фискальной службы. Большинство изменений мы хотим провести в 2016 г., а в 2017 г. на практике проверять, насколько хорошо данные процедуры работают.

По поводу борьбы с коррупцией могу сказать, что это большой набор факторов. Это и процедуры, и законодательство, и фактор контроля, проверка сотрудников и многое другое. Сейчас мы внедряем эти процедуры в жизнь и привлекаем зарубежный опыт. Один из факторов, который работает не на нашу сторону – это уровень заработной платы сотрудников. Мы понимаем, что это может стать первопричиной и чертой, перейдя которую, работники могут начать брать взятки. Но мы пытаемся разработать правильный анализ компенсации оплаты труда, и вскоре соответствующие предложения будут поданы правительству для внесения изменений в бюджет.

Антон Поляничко, замначальника отдела обеспечения работы председателя и заместителей председателя ВАСУ

– Что бы ни принимали, налоговое бремя как было чрезмерное, так и остается. По моему мнению, все налоговые споры, которые сейчас рассматриваются, может, в другой плоскости, но будут рассматриваться. Все, что поступило в бюджет, можно таким же путем из него забрать, зная определенные схемы. Например, потеря ключа от системы, с помощью которой регистрируют налоговые накладные. Думаю, ситуация кардинальным образом не изменится до того момента, пока не придет понимание необходимости остановиться, подвести черту и с чистого листа строить новые правила без упреков любой из сторон. Когда это будет сделано, тогда и законы заработают. Надеемся на лучшее.

Наталья Яресько, министр финансов Украины

– Компромисс не означает, что каждому гражданину он понравится. Ведь есть много разных точек зрения, и они имеют право на существование. Однако, по моему мнению, этот компромисс эффективно уменьшает налоговое давление на бизнес, который нам надо поддерживать, чтобы уменьшить уровень теневой экономики. Также нам надо расширить налоговою базу и упростить администрирование. Мы нашли компенсаторы для всех изменений в бюджете и таким образом имеем возможность предлагать сбалансированный подход. Мы обсудили цифры с МВФ, чтобы быть уверенными, что останемся в сотрудничестве с ним. По моему мнению, мы укрепляем нашу финансовую стабильность.

Компромисс по налоговой реформе позволит нам ответить на запрос общества и предпринимателей относительно быстрого снижения налоговой нагрузки в Украине и в то же время поможет создать справедливое и прозрачное налоговое законодательство и начать важный процесс ликвидации многочисленных искажений в нем. Это будет способствовать восстановлению доверия граждан к налоговой системе, что, в свою очередь, даст основания надеяться на детенизацию украинской экономики.

Александр Кравец, судья Одесского окружного административного суда

– Дискуссия по поводу налоговой реформы между тем вариантом, который предлагает правительство, и тем, который предлагает парламентский комитет, состоит только в одном. Правительство говорит, что налоги надо снижать минимально, потому что неоткуда брать деньги. Они обосновывают свою позицию тем, что нет возможности уменьшать налоги, когда государство нуждается в деньгах. Парламентский комитет же стоит на позиции, что налоги должны стимулировать к развитию. Чем ниже ставки, чем меньше налогов и прозрачнее система налогообложения, тем больше шансов у бизнеса развиваться.

Проект Нины Южаниной направлен на вывод экономики из тени. Как результат, больше людей будут платить налоги, появятся новые плательщики. Проект правительства эту проблему усугубляет: больше налоги – меньше плательщиков и больше налоговых (фискальных) споров.

Ситуация в нашей стране кардинально зависит от экономики. Здесь вопрос скорее экономический, нежели правовой. Налоговые доктрины, которые заложены в сегодняшнем Налоговом кодексе, достаточно позитивные. Но когда сам налоговый орган нарушает их при начислении налогов, это чувствуют все плательщики налогов. И на сегодняшний день принятие нового Налогового кодекса может никоим образом не повлиять на изменение ментальности работников фискальных органов. Во-первых, должна быть политическая воля, во-вторых, государство должно избрать для себя направление развития путем принятия изменений в Налоговый кодекс. Потому что, если мы хотим, чтобы экономика развивалась, ставка налога должна быть ниже, как и налоговое бремя, должна учитываться необходимость дальнейшего развития.