Коррупция как неотъемлемая часть политической культуры и общественной жизни различных стран и континентов принимает разнообразные формы. Впрочем, во всех коррупционных моделях психологи усматривают общие элементы азартной игры. И потому рецепт победы над коррупцией в теории прост: достаточно лишить игру интереса, сделав риски неоправданно высокими, а выигрыш — несоизмеримо малым. Однако на практике коррупционные правила зачастую вполне приемлемы, что серьезно усложняет антикоррупционную борьбу. И делает ее совершенно бессмысленной, если коррупционные правила игры вовсе отсутствуют. Поэтому в украинском случае, как ни парадоксально это звучит, для преодоления коррупции нужно для начала определиться с ее моделью.

Четыре типа коррупции

Судя по наличию антикоррупционных статей в законах Хаммурапи и египетских фараонов, сей недуг преследовал род человеческий как минимум с момента появления государственной власти. А если почитать судебные хроники всех пяти континентов, становится понятна тотальность географического распространения коррупции, правда, принимающая разные национальные формы. Как тут не вспомнить о девизе ЕС «Единство в многообразии», который куда точнее отображает совершенно иное явление, нежели союз 27 стран.

«Мягкая» модель

Коррупция на Западе отличается тонкостью и ненавязчивостью. Чаще это политическая коррупция, в экстремальных случаях доходящая до так называемого состояния «пленения государства». Она характерна для стран, в которых определенные финансово-политические группы имеют возможность согласовывать развитие государственной политики с собственными интересами, но при этом в целом демократичный государственный строй не позволяет им открыто пользоваться существующими финансовыми и организационными преимуществами.

В общественном сознании подобный симбиоз нередко трансформируется в конспирологические теории — вроде не лишенного оснований утверждения, что внешняя политика США продиктована нефтяным и оружейным лобби. Впрочем, несмотря на резонанс, проявления подобной коррупции в Северной Америке и Западной Европе относительно немногочисленны. В то же время в Центральной Америке и некоторых азиатских странах подобное народовластие для избранных доведено практически до абсолюта.

«Потребительская» модель

В большинстве стран бывшего соцлагеря практикуется коррупция, которая является частью «общественного договора». Многим служащим и другим специалистам, содержащимся на средства государственного бюджета, устанавливается неадекватное денежное довольствие. При этом государство закрывает глаза на получение ими вознаграждения со стороны «потребителей» их услуг. Опасность подобной ситуации в том, что даже после значительного увеличения официального денежного содержания желание и привычка к «благодарности» со стороны пациентов, учеников и прочих нуждающихся никуда, как правило, не исчезает. Поэтому реформирование системы затягивается на долгие годы. Характерный пример — эпопея со вступлением в ЕС Болгарии и Румынии.

«Локализированная» модель

Такой тип коррупции встречается в обществах, где подавляющее большинство населения взяток не дает и не берет. Но при этом существуют определенные сферы экономических либо политических отношений, где относительно узкая прослойка чиновников, принимающих решения, и бизнесменов, от этих решений зависящих, пытается найти общий язык с помощью денежных подношений. Яркими примерами подобных проявлений коррупции являются Япония и Сингапур, где с помощью драконовских мер правительству удалось сократить общий уровень коррупции в обществе, оградив от них высших чиновников и крупный бизнес. Любопытно, что тем же путем «выдавливания» коррупции в высшие эшелоны власти пошла, по мнению ряда экспертов, Грузия.

«Традиционная» модель

Заглубленная в обычаи и культуру общества коррупция имеет тотальный характер. Не только любая собственно услуга, но даже простое исполнение чиновником своих должностных обязанностей невозможно без соответствующего вознаграждения. Неспособность либо нежелание дать надлежащую взятку воспринимается в подобном обществе как признак несостоятельности. При этом коррупционное деяние в глазах народных масс преступлением не является. «Традиционная» коррупция характерна для многих стран Африки и Ближнего Востока.

В Центральной Азии эта схема выполняет функцию альтернативного социального лифта, поскольку вполне гласной табели о рангах соответствует негласная шкала их стоимости, приличествующих должности доходов и отчислений. Неадекватные посту аппетиты караются показательными чистками, например, в Китае, что воспринимается общественным сознанием как восстановление законности. Все это в конечном итоге способствует стабильности властной вертикали, поскольку смена игроков не меняет правил игры. При этом, что особенно важно, в данной модели дети не отвечают за отцов. Проще говоря, если чиновник взял больше, чем ему положено, это не всегда и не обязательно повлияет на детей или братьев, пишут "Комментарии".

Альтернативный взгляд

В середине 60-х Самюэль Хантингтон, американский политолог, основатель и главный редактор журнала Foreign Policy, предложил оригинальный взгляд на коррупцию. По его мнению, коррупция может иметь позитивный экономический эффект, если система государственного управления работает неэффективно: в таких случаях коррупция оказывается полезной заменой верховенства права и работает как смазочный механизм для "ржавой" экономики.

Вначале 90-х еще один американский политолог, Дэвид Остерфельд, продолжил эту мысль и предложил различать два вида коррупции - ту, которая ограничивает экономические возможности, и ту, которая их расширяет. В первом случае компании могут дать взятку, к примеру, чтобы защититься от конкурентов, во втором - чтобы "уговорить" чиновников не выполнять вредоносные для бизнеса законы или не давать им возможность затягивать процедуры и вставлять палки в колеса бизнеса.

Первый вид коррупции приносит вред. Ставя компании в неравные условия работы, он мешает оптимальному распределению ресурсов (прежде всего денежных) среди участников рынка. Второй вид, или "расширяющая" коррупция, напротив, помогает рынку эффективно распределять ресурсы и в результате ускоряет экономический рост.

Российскому царю взяток не дают

Российская Федерация по абсолютным показателям коррупционного капитала является одним из несомненных мировых лидеров. В частности, оценка «рынка коррупции» колеблется от $250 млрд. (Прокуратура РФ) до $500 млрд. (профильные НГО) в год — без учета коррупции на уровне федеральных чиновников и бизнес-элиты. Рынок коррупционных услуг достигает 60% ВВП, причем эксперты констатируют ежегодное возрастание размеров среднестатистических взяток.

При этом распространено как «лихоимство» — получение взяток за совершение госслужащими противоправных деяний, так и «мздоимство» — получение ими взяток за надлежащее исполнение своих прямых обязанностей.

Коррупция присутствует во всех без исключения сферах взаимодействия российских граждан как с чиновниками любого уровня, так и с другими лицами, ответственными за распределение предоставляемых государством благ и услуг (учителями, врачами и т.д.). Дача взяток совершается практически в любых ситуациях — от зачисления ребенка в детский сад до прекращения уголовного преследования, от толерантного отношения контролирующих органов к представителям малого бизнеса до миллиардных афер в сфере экспорта газа и нефти. Во многих областях функционирования государственного механизма сформировалась стойкая «коррупционная вертикаль» передачи взяток от нижестоящих госслужащих своим непосредственным руководителям (исполнительная власть, МВД и т.д.).

Однако характерной особенностью российской системы является то, что президент страны, Владимир Путин, являясь, по-видимому, одним из архитекторов коррупционной пирамиды, формально остается над ней. Проще говоря, «царю» взяток не дают. «Решением вопросов» занимается ближний круг Путина, куда входят его друзья и знакомые, в частности соучредители дачного кооператива «Озеро», с которого начинался путь нынешнего президента РФ в большую политику. Среди этих доверенных лиц — Николай Шамалов, Дмитрий Горелов, Юрий Ковальчук, братья Фурсенко, Геннадий Тимченко и другие.

Эта схема позволяет лидеру страны не только держаться в стороне от коррупционных скандалов, порой попросту игнорируя их, но и обеспечивает ему положение верховного арбитра в спорах конкурирующих групп влияния. Такое положение приносит стабильные дивиденды, и, надо полагать, не только политического характера. Недаром британская газета The Sunday Times оценила состояние семьи российского президента в $130 млрд.

Глава администрации президента РФ Владимира Путина, глава президиума президентского совета по противодействию коррупции Сергей Иванов призвал не делать трагедии из всевозможных международных индексов коррупции, в которых Россию выводят на первые места.

Симоненко объяснил, почему в Украине не исчезает коррупция

При этом чиновник, наводя аргументы своим словам, упомянул в негативном свете Украину, где, по его данным, ситуация с коррупцией обстоит еще хуже, чем в РФ.

"Не надо возмущаться и не надо делать из этого трагедии. Все рейтинги субъективны", - сказал Иванов на совещании с представителями общественных объединений, занимающихся вопросами противодействия коррупции.

При этом глава администрации Кремля заметил, что ему приходилось встречаться с крупными бизнесменами, которым, например, приходится инвестировать в Украину. "Они говорили мне, что это кошмар, что вы ангелы по сравнению с тем, что происходит в Украине", - поделился он своими наблюдениями.

А вот премьер-министр Украины Николай Азаров считает, что в Украине не все так страшно с коррупцией и не доверяет оценкам организации Transparency International, которая разместила нашу страну на 152-м месте в мировом коррупционном рейтинге.

«В объективность этой организации, я скажу однозначно, не верю. И я не могу даже представить себе, чтоб Украина была в мире на таком месте», - сказал Н.Азаров.

Нет, господин Азаров наличие коррупции в стране признает, но намекнул, что заниматься нею должны те, кому это положено, а не все желающие.

«Проблема есть, она реальна. Она должна беспокоить не представителей какой-то организации, мне неизвестной, а должна интересовать нас», - сказал Н.Азаров.

Украина входит в тройку самых коррумпированных стран - Ernst & Young

Справка. 1 декабря 2011 года базирующаяся в Берлине неправительственная организация Transparency International (TI) обнародовала доклад, в котором отмечается, что в Украине по-прежнему очень высокий уровень коррупции. Украина заняла 152-е место с рейтингом 2,3 балла. В 2010 году Украина была на 134-м месте.

Рассчитываемый специалистами индекс восприятия коррупции, определяет уровень коррупции в госсекторе - от "0" (высокий уровень коррупции) до "10" (коррумпированных чиновников почти нет).

15 мая 2012 года, Европейская Комиссия одобрила совместный рабочий документ "Реализация Европейской политики соседства в Украине. Прогресс в 2011 году и рекомендации к действиям”, в котором отмечается, что Еврокомиссия не увидела значительных результатов в борьбе с коррупцией в Украине в 2011 году.

Еврокомиссия отмечает, что в 2011 году Украина утратила 18 позиций в Индексе восприятия коррупции и заняла 152-к место из 187 возможных. В документе подчеркивается, что в июле 2011 года в Украине вступил в силу закон о принципах предупреждения и борьбы с коррупцией, вместе с тем, в целом, законодательство в этой сфере остается неполным и не в полной мере отвечает стандартам Совета Европы и ООН.