Быть пешеходом в Украине вредно для здоровья. Двуногие участники движения очень хорошо защищены законом, но очень плохо — на практике. Отсутствие света на многих дорогах, наземные переходы через многополосные дороги, водители, плюющие на безопасность движения. Спасение пешеходов — дело рук самих пешеходов. Предлагаем простые правила выживания на дороге и возле нее.
Быть предсказуемым
Пожалуй, начну с самого общего правила. Очень важно на дороге, будь вы водитель или пешеход, быть предсказуемым. Начали переходить дорогу — идите, не останавливайтесь внезапно и не меняйте направление движения. В отличие от вас, так же быстро ускориться, а тем более изменить направление движения автомобиля, водитель не сможет. И если вы, переходя дорогу, пытаетесь избежать столкновения — лучше ускорьтесь туда же, куда шли, чем бросайтесь обратно. Ведь скорее всего, водитель уже пытается вас объехать сзади. Не бегайте через дорогу, поражая водителей своей внезапностью появления. И так далее. А теперь, по пунктам и ситуациям.
Не переходить дорогу где попало
Казалось бы, простое и элементарное правило, на которое, тем не менее, плевать все хотели. Каждый водитель наверняка наблюдал таких камикадзе на многополосных шоссе, причем очень часто прямо над подземным пешеходным переходом. Ну а умники, перебегающие Столичное шоссе или Бориспольскую трассу и вовсе заслуживают отдельной премии Дарвина. Не нужно делать сюрпризов водителям там, где они вас не ждут. Тем более, что переход многополосной дороги даже по пешеходному переходу — крайне опасное дело.
Переходить многополоски с особой осторожностью
Пожалуй, нигде кроме бывшего СССР, не встретить нерегулируемых переходов через многополосные дороги. Интернет пестрит видео со «страйками», в которых на подобных переходах пешеходов закатывают в асфальт. Причина проста — далеко не всегда водитель может вовремя понять, почему в соседнем ряду остановилась машина и увидеть за ней пешехода. Поэтому, крайне внимательно нужно либо ждать, пока остановятся все ряды, либо, начав движение по пешеходному переходу, не спешить. И двигаясь по переходу внимательно «выглядывать» в соседний ряд, чтобы убедиться, что там не несется на приличной скорости какой-то невнимательный торопыга.
Быть внимательным в пробках
Частая ситуация: одна сторона дороги стоит, в то время как другая бодро едет. Выходя из пробки — внимательно смотри на встречку. Там вполне может быстро ехать в левом ряду неопытный водитель, для которого появившийся пешеход будет большим сюрпризом. То же самое касается внезапного выхода из-за припаркованного транспорта, которым у нас заставлены многие тротуары и переходы.
Понимать, тормозит ли машина
Научись оценивать, тормозит водитель перед пешеходным переходом или нет. Если глазомер не позволяет оценить замедление, можно ориентироваться на косвенный признак торможения: машина присаживается на передние колеса, словно кланяясь пешеходу. Полезно также установить зрительный контакт с водителем и убедиться, что он тебя видит. Главное, не слишком засматриваться, чтобы увидеть машину на встречке или в соседнем ряду.
Не надеяться на зеленый свет
Есть хорошая поговорка про светофоры и пешеходов, не знаю автора. «Не понимаю, почему переходя дорогу люди смотрят на светофор, а не на машины. Еще ни один светофор не сбил ни одного человека». Действительно, факт горящего зеленого отнюдь не делает пешехода бессмертным. Не стоит полагаться на дисциплинированность водителей. Да и кроме лихачей, на дороге есть машины со спецсигналами, которые имеют право ехать на запрещающий сигнал светофора, водителю могло стать плохо, он мог отвлечься на телефон или просто не заметить неудачно расположенный светофор. Так что смотреть нужно не только на зеленый свет, но и на дорогу.
Ребенок жив. С колясками будьте особенно осторожны, ведь вы толкаете их навстречу опасности, еще ее не видя. В сети сотни видео с неадекватными мамашами, выталкивающими коляски под машины. И теряющими детей на дороге из санок.
Кроме того, на многих перекрестках под красный свет разрешен правый поворот, а почти на всех — левый. Поэтому даже на ваш зеленый всегда могут найтись машины, которые едут по ПДД. Да, они обязаны вас пропустить. Но случаи бывают разные. И, в самом деле, не стойте на дороге в ожидании зеленого сигнала. Таких умников тоже хватает.
Сделать себя заметным
Если так получилось, что вы живете в слабоосвещенных городах и населенных пунктах, позаботьтесь о том, чтобы на дороге вас можно было заметить. Запомните простой факт: то, что вы хорошо видите машину ночью, совсем не значит, что водитель видит вас. Особенно в плохую погоду, да еще и если его прислепит встречная машина. Светоотражающий жилет — это, конечно, перегиб, а вот банальных фликеров, которые все никак не вменят в обязанность пешеходам, будет вполне достаточно. Особенно эффективно клеить их на ноги и рукава, тогда на дороге вы будете напоминать издалека инспектора ГАИ, что заставит водителя еще заранее сбросить скорость. Детская одежда, само собой, также должна быть со светоотражающими элементами. Благо, почти все нормальные производители такой одежды это понимают. Лучше быть в чем-то смешным, но живым и здоровым. Чем гордо лежать в больнице, в лучшем случае. Как написал недавно один камрад в твиттере: «Моя знакомая всегда считала, что на сигнал машины оборачиваются только проститутки. Лежит теперь вся такая приличная в больнице с двумя переломами».
Не быть слепым и глухим
Собираясь перейти дорогу сложите зонтик, снимите капюшон, достаньте из ушей наушники и прервите разговор по телефону. Каждый водитель наверняка видел таких пешеходов: в черной одежде, капюшоне, с телефоном возле уха или в наушниках. Всегда хочется остановиться и узнать, сколько еще жизней у него осталось?
Не стоять у самой дороги
Как показывает опыт, в Украине небезопасно и на тротуарах либо остановках общественного транспорта. Десятисантиметровый бордюр не является препятствием для машины, которая летит на остановку общественного транспорта. Лучше все-таки не стоять у самого края, оставив себе какое-то пространство для маневра, может быть именно оно сможет вас спасти.
Следует усвоить простое правило. Будь пешеход даже 100 раз прав по ПДД, при встрече с машиной у него шансов мало. Возможно, кому-то будет легче лежать в больнице и знать, что водителя посадят. Остальным же лучше думать о своей безопасности самостоятельно.