В теории налогового права под термином «управление налогами» понимают совокупность всех мер, которые устанавливаются для осуществления действующих финансовых законов страны. Что представляет собой то, что делает наше правительство с налоговыми отношениями сегодня, что общего это имеет с «управлением налогами», «налоговой политикой», «налоговым администрированием» и с налоговым правом как таковым – вопрос, который задают себе в последнее время все или почти все плательщики налога на добавленную стоимость. Методы и способы, которыми действует правительство, понуждая налогоплательщиков прощать налоговый кредит по НДС государству, воистину поражают своими системностью, незаконностью и цинизмом. По сравнению с ними пресловутая «азаровщина» выглядит не более чем детской шалостью. Высокая цель – обеспечение максимальных поступлений в государственный бюджет накануне выборов – оправдывает все средства.

Способов «работы» с налогоплательщиками несколько. Наиболее распространенный способ – это безосновательный отказ в принятии налоговой декларации по НДС с одновременной настоятельной рекомендацией плательщику переписать декларации определенным образом. А именно, чтобы налоговый кредит, который он относит в счет будущих налоговых обязательств, убрать с заветной строки налоговой декларации вообще или, в крайнем случае, заявить его как бюджетное возмещение, которое плательщик «хочет» получить из государственного бюджета.

Второй способ – это непризнание налоговым органом уже принятой ранее налоговой декларации плательщика, о чем последний узнает из письма, которое получает в свой адрес без особого объяснения причин.

Также как средство борьбы с налоговым кредитом, который так бессовестно уменьшает налоговые обязательства плательщиков, налоговый орган реализует проведение камеральных (невыездных) проверок, по результатам которых отрицательное значение налога на добавленную стоимость плательщика просто аннулируется. Прелесть последнего метода состоит в том, что в данном случае налоговый орган не издает налогового уведомления-решения, которое мог бы обжаловать плательщик, а составляет только акт проверки, который не обжалуется в суд.

Как же ответить бизнесмену на произвол налоговой? Что противопоставить ей? Попробуем дать ответы на эти вопросы, базируясь на нормах действующего законодательства.

1.Отказ в принятии декларации.

Согласно п.4.1.2. статьи 4 Закона «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее – Закон), существует 2 способа подачи декларации:

- по почте. В таком случае плательщик должен направить декларацию почтой с уведомлением о вручении за 10 дней до граничной даты подачи декларации (п.4.1.7 Закона). В таком случае ответственность за своевременную доставку декларации несет почта. Данный способ подачи декларации является эффективным, но автоматически лишает плательщика 10 дней на подготовку документа, что в отдельных случаях бухгалтерии плательщика может показаться достаточно сложным;

- «через канцелярию» органа государственной налоговой службы. Согласно п. 4.1.2 Закона, принятие налоговой декларации является обязанностью контролирующего органа. Налоговая декларация принимается без предыдущей проверки указанных в ней показателей. Отказ служебного (должностной) лица контролирующего органа принять налоговую декларацию по любой причине или выдвижение им любого условия (включая изменение показателей такой декларации, уменьшения или отмены отрицательного значения объектов налогообложения, суммы бюджетных возмещений, незаконного увеличения налоговых обязательств и т.д.) запрещается и расценивается как превышение служебных полномочий таким лицом, которое тянет за собой его дисциплинарную и материальную ответственность в порядке, определенном законом. Да, именно превышение служебных полномочий, что при определенных условиях – напр., вред, причиненный плательщику, является основанием для возбуждения уголовного дела относительно соответствующего лица органа государственной налоговой службы. Поэтому, руководствуясь законом, плательщик в случае отказа принимать у него налоговую декларацию не должен расстраиваться и идти на исполнение незаконных требований налоговой. Он может:

I. до окончания граничного срока представления декларации послать такую декларацию по почте с описанием вложенного и уведомлением о вручении, к которой приобщается заявление на имя руководителя соответствующей ГНИ, составленное в произвольной форме, с указанием фамилии служебного (должностного) лица, которое отказалось принять декларацию, и с указанием даты такого отказа. Образец соответствующего заявления прилагаем в конце поста по ссылке в PDF-формате. При этом декларация считается поданной в момент ее вручения почте, а предельный десятидневный срок, установленный для почтовых отправлений, не применяется;

II. обратиться с заявлением в органы прокуратуры по факту превышения служебных полномочий тем же должностным лицом ГНИ с требованием провести проверку и привлечь к ответственности виновных в нарушении его прав;

III. ну и чтобы налоговому органу в дальнейшем было неповадно связываться с плательщиком - обратиться с иском о признании неправомерным отказа в приеме декларации по НДС в административный суд. Здесь плательщик должен будет доказать, что такой факт имел место, для чего, по нашему мнению, достаточно составить акт за подписью 3-х независимых лиц, засвидетельствовавших факт такого отказа.

2. Непризнание налоговой декларации.

Согласно того же п. 4.1.2 Закона, налоговая декларация, полученная контролирующим органом от налогоплательщика может быть не признана, если в ней (1) не отмечено обязательных реквизитов, (2) она не подписана соответствующими должностными лицами, (3) не скреплена печатью налогоплательщика.

Это норма закона, которую следует исполнять. Поэтому, если плательщик допустил подобные нарушения порядка заполнения декларации, то пенять он может только на себя. Соответственно, норма предусматривает возможность не признания декларации только по формальным признакам. Таким образом, непризнание декларации исключено на основании «неправильного» исчисления НДС, указания его в «неправильной» графе декларации.

Защищая свои права, налогоплательщик в данном случае может:

А) предоставить новую декларацию вместе с уплатой соответствующего штрафа за несвоевременную подачу декларации;

Б) обжаловать решение налогового органа в порядке апелляционного согласования.

Обращаем внимание, что о непризнании налоговой декларации должно свидетельствовать не письмо налогового органа, а именно его решение, которое может быть обжаловано плательщиком. Мы бы рекомендовали на всякий случай подать жалобу, даже если налоговый орган и не предоставляет плательщику решение, однако без решения мы бы не советовали плательщику уж очень волноваться по поводу судьбы своей налоговой декларации, ведь она считается поданной. Помните, что первичная апелляционная жалоба подается в тот орган, который вынес соответствующее решение;

В) обратиться с заявлением в органы прокуратуры по факту превышения служебных полномочий соответствующим должностным лицом ГНИ, требованием провести проверку и привлечь к ответственности виновных в нарушении его прав лиц;

Г) также плательщик может обратиться с иском о признании неправомерным непризнания декларации по НДС в административный суд.

3. По результатам невыездной налоговой проверки установлено, что плательщик завысил налоговый кредит по НДС и соответственно откорректированы данные о налоговом кредите плательщика НДС в учете ГНИ.

Такая мера действительно практикуется ГНАУ в сфере борьбы с налоговыми накладными по НДС прошлых налоговых периодов, которые в одночасье, распоряжением КМ Украины №838, ГНАУ отказалась включать в налоговый кредит. В первую очередь, отметим: это незаконно! Как незаконно и само распоряжение КМ. Однако, массовость действий налоговой, направленных на аннулирование налогового кредита, поражает своим масштабом. Таким действиям необходимо противостоять.

Предлагаем сделать это следующими способами:

А) Предоставить на акт невыездной проверки мотивированные замечания.

Б) Обжаловать действия налоговый инспекторов, подписавших акт, на имя начальника соответствующей налоговой инспекции. Обратите внимание - в случае, когда у нас нет решения налоговой, мы не можем инициировать процедуру апелляционного обжалования, но мы можем обжаловать действия налоговиков.

В) обратиться с заявлением в органы прокуратуры по факту превышения служебных полномочий соответствующим должностным лицом ГНИ, требованием провести проверку и привлечь к ответственности виновных в нарушении его прав лиц;

Г) как и в предыдущих случаях, плательщик может обратиться с иском о признании неправомерным действия должностных лиц ГНИ по установлению правонарушения плательщика, состоящего в отображении налогового кредита по соответствующим налоговым накладным в строках налоговой декларации по НДС в административный суд.

В любом случае, плательщику не стоит впадать в отчаяние и сдаваться. В условиях, когда налоговая и правительство так грубо попирают закон, бизнесмены не должны молчать, ведь в конце концов они защищают свой бизнес, свои деньги. Законодательная база, гуманизированная в начале 2000-х годов, дает плательщику достаточно широкий спектр возможностей противостояния произволу, из которого выше обозначенные составляют лишь небольшую часть.