Национальная полиция Украины уже давно приступила к работе. Ежедневно миллионы украинцев видят новых правоохранителей на улицах своих родных городов. Одни хвалят такие нововведения, другие же сетуют на излишнюю принципиальность новых «блюстителей закона».
Но как простым гражданам можно проследить за правильным процессом о составлении админправонарушения, возможно ли его обжаловать и чем этот процесс отличается от обжалования аналогичных постановлений и действий гаишников?
Как стоит себя вести, и что при этом нужно предпринимать.К чему можно придраться?
К процессу
Согласно ст. 280 КоАП, при рассмотрении дела об административном правонарушении орган (должностное лицо) обязан выяснить: 1) было ли совершено административное правонарушение; 2) виновно ли данное лицо в его совершении; 3) подлежит ли оно административной ответственности; 4) имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; 5) причинен ли имущественный ущерб; 6) есть ли основания для передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение общественной организации, трудового коллектива, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Если должностное лицо перечисленного выше не выполнило, то это может стать поводом для обращения в суд с иском об отмене постановления.
Напомним, права лица, которое привлекается к административной ответственности, в соответствии со ст. 268 КоАП:
знакомиться с материалами дела, давать объяснения, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства;
при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, другого специалиста в области права;
выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если лицо не владеет языком, на котором ведется производство;
присутствовать при рассмотрении дела;
обжаловать постановление по делу.
Перечисленные пункты — это минимальный набор прав лица, которое привлекается к административной ответственности. Не разъяснили права, не дали ими воспользоваться — это также может стать поводом для обжалования постановления.
Важный момент: в соответствии с инструкцией по оформлению материалов об административных правонарушениях в органах полиции, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Украины №1376 от 6 ноября 2015 года, при рассмотрении дела об административном правонарушении лицу, привлекаемому к административной ответственности, должны быть разъяснены его права, предусмотренные ч. 1 ст. 268 КоАП и статьями 55, 56, 59, 63 Конституции Украины.
К отсутствию доказательств
По содержанию ст. 251 КоАП, доказательствами по делу об админправонарушении являются любые фактические данные, на основании которых орган (должностное лицо) в определенном законом порядке устанавливает наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела. Эти данные устанавливаются: протоколом об административном правонарушении; объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевших, свидетелей; заключением эксперта; вещественными доказательствами и показаниями технических приборов и средств, имеющих функции фото- и видеозаписи (в т.ч. теми, которые используются лицом, привлекаемым к административной ответственности, или свидетелями, а также работающими в автоматическом режиме для надзора за выполнением правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения): протоколом об изъятии вещей и документов, а также другими документами.
Если аудиофиксация не проводилась, протокол об административном правонарушении не был составлен, свидетелей не было или у них не были отобраны объяснения и т.п., как чаще всего и случается на практике, то фактически на руках у полицейских остается «голое» постановление, которое само по себе не является доказательством.
К постановлению
Как предусмотрено ст. 283 КоАП, постановление по делу об административном правонарушении в сфере обеспечения безопасности дорожного движения должно содержать такие сведения: дата, время и место совершения административного правонарушения; транспортное средство, которое зафиксировано в момент совершения правонарушения (марка, модель, номерной знак); техническое средство, которым осуществлена фото- или видеозапись; размер штрафа и порядок его уплаты; правовые последствия невыполнения постановления об административном взыскании и порядок его обжалования; отрывная квитанция с указанием реквизитов и возможных способов оплаты административного взыскания в виде штрафа.
Постановление по делу об административном правонарушении в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированное в автоматическом режиме, кроме данных, определенных частей 2 и 3 ст. 283 КоАП, должно содержать сведения об адресе веб-сайта, на котором лицо может ознакомиться с изображением или видеозаписью транспортного средства в момент совершения административного правонарушения; идентификатор для доступа к указанной информации, а также данные о порядке освобождения от административной ответственности.
Если постановление указанным требованиям не соответствует, например, отсутствуют сведения о техническом средстве (марка, модель), которым была осуществлена фото- или видеофиксация, то это может послужить одним из оснований для обжалования постановления.
Конечно, выше перечислены не все возможные варианты оснований для обращения в суд, а лишь чаще всего встречающиеся. Можно говорить также о нарушении материальных норм — например, о квалификации действий правонарушителя под действие определенной статьи или ее части.