"Меня остановили на трассе Одесса -- Киев, между 282 и 283 км, в Николаевской области. Я шла 112--115 км/ч при разрешенной 110. "Феном" и палочкой мне махали, когда меня слева обходила очередная BMW, которая довольно "низко летела". Останавливаюсь, на "фене" -- 134. Мистическая цифра, в прошлый раз мне те же 134 показывали. Говорю, не моя скорость. Не-а, отвечают, мы же видели, что снимаем --ваша-ваша. Документы, протокол. Денег не пытались хотеть. Я честно предупредила, что буду обжаловать. В протоколе написала, что ехала без превышения, прибор не показывает, что это отмечена именно моя скорость, а рядом были еще машины, которые двигались быстрее меня", -- так написала в своем блоге Анна Березецкая в августе 2010-го. Через полгода, когда она в суде добилась правды, мы попросили ее рассказать, как ей это удалось.

Итак, условия задачи: предельная скорость на участке дороги -- 110 км/ч, однако по закону превышением скорости считается показатель на 20 км/ч сверх допустимой. То есть Анна правил не нарушила. Несмотря на то что показанный нашей героине радар "Искра-1" никаких признаков ее машины не отображал, инспектор не обратил внимания на все доводы Анны об отсутствии с ее стороны нарушения ПДД и составил протокол о превышении скорости. В соответствии с протоколом ГАИ было вынесено постановление об административном правонарушении, за что полагается штраф -- 255 грн.

Однако уверенная в своей правоте наша героиня решила его оспорить. "В суд я подала на следующий день, по почте заказным письмом, приложив два экземпляра искового заявления, по две копии протокола и постановления ГАИ, копию квитанции об оплате госпошлины", -- говорит Анна. По ее словам, помощь адвоката не понадобилась, однако юрист из "Клуба любителей Suzuki" помогла Анне составить исковое заявление и проконсультировала относительно дальнейших действий.

Хотя до вынесения решения прошло полгода времени на разбирательство ушло не так и много -- заседание суда было всего одно. "Представители ГАИ на суд не явились. В ответ на вызов на второе заседание инспектор прислал просьбу о заочном рассмотрении, так как он по причине большого количества работы не может приехать в Киев на суд", -- говорит г-жа Березецкая. А 22 декабря 2010 года было вынесено долгожданное решение суда, где сказано, что ГАИ должно отменить постановление о правонарушении, так как ответчик не предоставил доказательств правомерности его вынесения. По словам Анны, в общей сложности на все про все ушло восемь с половиной часов личного времени, а расходы составили порядка 40 грн.

Правда, Анне пришлось несколько раз ходить в суд за уже вынесенным решением -- его ей удалось получить только 7 февраля после стояния в многочасовых очередях.

Каждому - по праву

Итак, выиграть суд с ГАИ вполне реально. Только для этого необходимо знать не только свои права, но и правила, согласно которым действуют гаишники.

Прежде всего, ГАИ может измерять скорость движения автомобиля не любыми приборами, а только теми, которые внесены в специальный перечень: это "Беркут", "Сокол", "Искра-1"(с ним столкнулась наша героиня), "Радис", "РАПИРА", "ВИЗИР", а также работающие в автоматическом режиме и имеющие функцию фото- и видеосъемки "ВИЗИР 03", "АРЕНА", "TruCAM".

"Если прибор не входит в перечень (разрешенных) техсредств, следует указать на неправомерность их использования в качестве доказательства по делу о правонарушении", -- отмечает юрист ЮК "Ольга Демченко и партнеры" Юрий Бабенко. По его словам, водитель имеет право не подписывать протокол, предоставить объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы отказа от его подписания.
Согласно закону, доказательством превышения скорости могут быть лишь данные прибора, который имеет функцию фото- и видеозаписи. "Инспекторы ГАИ не имеют права обвинять автомобилистов в превышении скорости, ссылаясь на показания измерителей "Беркут", "Сокол", "Радис", "Искра-1", -- уверена юрист LCF Law Group Марьяна Гармаш.

Но даже если у ГАИ есть фотография с зафиксированными номерами автомобиля, это тоже не доказывает вины водителя. При подготовке искового заявления можно обратить внимание суда, например, на то, что на фотографии не видно четко, где именно произошло нарушение. Важная деталь: если водитель заметил, что во время фиксирования скорости инспектор размахивал радаром, стоит отметить этот факт в объяснениях в протоколе. Ведь движение руки не только увеличивает показатель скорости автомобиля, но и повышает риск фиксирования чужой скорости.

Как правило, сотрудники ГАИ не являются по вызову в судебное заседание, а потому никаких аргументов в свою пользу не приводят.

Пока у страховщиков нет легального доступа к базе данных о нарушениях ПДД, поэтому на стоимость страховки наличие штрафов влиять не должно. Но никто не гарантирует, что такой доступ не будет открыт официально. И тем более никто не гарантирует, что такого доступа нет сейчас де-факто.

Руслан Черный, автовладелец:

- Меня "поймали" на радар в Киеве, на Московском мосту. Никаких доказательств своей вины на приборе я не увидел, понимая, что ни видео, ни фото у инспектора ГАИ нет. Я бы и заплатил штраф, но инспектор уж больно по-хамски себя вел, что мне очень не понравилось. Поэтому я в протоколе объяснил, что с обвинением в правонарушении не согласен и заявил, что подам в суд. Потом подал в суд иск об оспаривании постановления и протокола. Гаишники в суд не явились, а я на заседании доказал суду свою правоту. На суд (от составления протокола до вынесения решения) ушло всего полтора месяца.

За и против суда с ГАИ

ЗА

ПРОТИВ

Отсутствие расходов на уплату штрафа – до 850 грн

Затраты личного времени

Получение психологического удовлетворения от борьбы за свои права

Оплата судебных издержек

Снижение риска получить более серьезные санкции в следующий раз и риска удорожание автостраховки

Во сколько обойдется суд с ГАИ

 

Статья расходов

 

Сумма, грн

Госпошлина

 

3,40

 

Подача искового заявления заказным письмом

7,05

Отправка заказным письмом материалов дела и повестки

7

Отправка заказным письмом повторной повестки

7

Бензин на несколько поездок суд, парковка около суда

40–70

Итого

60–100

Санкции за нарушения ПДД

Санкции за нарушения ПДД установлены статьями 119, 121-128 Кодекса Украины об административных правонарушениях.
В частности:
Стаття 122. Перевищення обмежень швидкості руху
Перевищення водіями транспортних засобів встановлених обмежень швидкості руху транспортних засобів більш як на двадцять кілометрів на годину тягнуть за собою накладення штрафу від п’ятнадцяти до двадцяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян (255–340 грн. – Ред.).

Выиграть суд с ГАИ -- абсолютно реально. Но, решаясь на этот шаг, стоит быть готовым потратить время на составление и подачу иска, а также посещение судебных заседаний.