Как сделать так, чтобы покупки всегда приносили радость, читателям «Комсомолки» рассказали специалисты: Нина Кильдий, руководитель отдела тестирования Научно-исследовательского центра независимых потребительских экспертиз «ТЕСТ», Наталия Бородачева, ведущий эксперт по вопросам защиты прав потребителей совместного проекта ЕС-ПРООН «Сообщество потребителей и общественных объединений», и Виталий Кучеренко, консультант контакт-центра «Швидка споживча допомога».

Сдавать - не сдавать

- Добрый день. Это Алина беспокоит. Во многих супермаркетах требуют оставлять вещи в камере хранения. Но тут же висит объявление, что ответственности за мои вещи никто не несет. Насколько правомерно в таком случае требование оставлять вещи при входе?

Наталия Бородачева: - По закону вас не имеют права принуждать к чему-либо. Корзинки, тележки, камеры хранения - это все служит для комфорта покупателей. Другое дело, что нужно быть готовым предъявить сумку на кассе, если вы не рискнули оставить ее при входе.

Кроме того, объявления о том, что продавец не несет ответственности за сохранность вещей посетителей, не правомерны. В случае пропажи доказать, что у вас исчезли вещи, крайне сложно. Поэтому следует вызывать милицию. Органы МВД имеют статистику обращений граждан, и если в данном торговом заведении это уже не первый случай, то вам поверят. Дальше - это уже дело правоохранителей, они будут просматривать записи камер видеонаблюдения или опрашивать свидетелей.

Нина Кильдий: - Хочется обратить внимание на поведение служб охраны магазинов. Известно много случаев, когда охранники вмешиваются в отношения между кассиром и покупателем. И их действия часто направлены против потребителя. Если вам предлагают пройти в отдельное помещение, то вы должны отказаться. Если охрана обвиняет вас в том, чего вы не совершали, следует вызывать милицию. Никто вас обыскивать на кассе не имеет права, потому что сторона, которая имеет претензию, в данном случае супермаркет, должна доказывать, что вы в чем-то виноваты. Только милиция имеет право просмотреть детально ваши вещи. Мы сейчас всячески стараемся убедить представителей бизнеса в том, чтобы в уголке потребителя была информация, какие права и обязанности имеет охрана.

Вообще проще не допустить подобной ситуации, чем потом ломать голову над ее решением. Постарайтесь распределить по возможности свои вещи так, чтобы часть вы оставили в камере хранения, а дорогие - держали при себе.

Если утюг оказался вдруг…

- Здравствуйте, это Света. Какие причины могут стать поводом для отказа в возврате товара в магазин в двухнедельный срок?

Виталий Кучеренко: - Вы можете вернуть товар в течение 14 дней, но только в том случае, если вы им не пользовались. Если же использовали, то права на возврат у вас нет.

- А если приобретается бытовая техника? Нам продавец вынес сразу упакованный утюг, сказал, мол, посмотрите дома. Пришли домой, включили, а утюг еле греет. Принесли его менять, а нам ответили - несите в сервис. Это не нарушение прав?

Наталия Бородачева: - В таком случае следует действовать через магазин. С письменным заявлением, указанием того, что именно не работает, отдать товар продавцу. И дальше с сервисным центром пусть работает он. Если по истечении 14 дней недостаток в товаре не устранен, то превышение этого срока дает вам право требовать возврата денег или замены товара. На основании ст. 8 Закона Украины «О защите прав потребителей» вы имеете право потребовать за каждый день задержки ремонта пеню в размере 1% от стоимости товара. Поэтому нужно изначально указывать в заявлении дату, когда вы передали товар в магазин.

Писать заявление нужно в двух экземплярах: один отдаете работнику магазина, а на вашем экземпляре он указывает, что получил такое же заявление. Делается это для того, чтобы обезопасить себя от утверждений, что вы к продавцу не обращались.

Нина Кильдий: - На время ремонта вашего товара вы имеете право потребовать аналогичный товар из обменного фонда продавца и пользоваться им, пока ваш товар в ремонте.

Сетевые хитрости

- Вас беспокоит Алла. Я часто покупаю товары через Интернет. Скажите, отличаются ли права покупателей при покупках в интернет-магазинах?

Виталий Кучеренко: - Самое большое отличие в том, что, покупая товар, вы его изначально не видите. А продавец обязан ознакомить вас со всеми его свойствами, с условиями заключения и расторжения договора, правилами доставки.

Наталия Бородачева: - Как известно, практика опережает законодательство. При покупках в Интернете потребители выработали такой механизм: вы заказываете несколько образцов товаров и, когда вам их привезли, внимательно осматриваете товар, его комплектацию, сравниваете модели и платите за тот, который выбрали.

Нина Кильдий: - Кстати, тут еще вопрос доставки важен. Один из сайтов по продаже одежды позволяет вернуть товар, который вам не подошел, если вы будете оплачивать его обратную пересылку.

Требуйте «Книгу жалоб»

- Это Валентина из Киева звонит. Меня интересует качество товаров в супермаркетах. Назовите хоть несколько торговых марок, которые еще сохранили совесть и продают качественную продукцию.

Наталия Бородачева: - Проверки торговой сети осуществляют только государственные органы, общественные организации не имеют права этим заниматься. Но в интересах потребителей проводятся независимые тестирования. Например, на сайте «Портал потребителя» вы можете посмотреть все тесты, которые были сделаны за последние несколько лет.

Недавно мы провели тестирование услуг супермаркетов. В исследование по потребительской оценке таких услуг было включено 25 наименований сетевых и отдельных супермаркетов, расположенных в больших и малых городах Украины. По результатам тестирования 7 супермаркетов получили оценку «отлично», 16 участников заслужили общую оценку «хорошо», два супермаркета - «удовлетворительно». Более подробно ознакомиться с результатами теста можно на портале потребителя http://www.consumerinfo.org.ua/. Кроме того, на портале указаны телефоны «Швидкої споживчої допомоги», есть общественный форум и «жалобная» книга, в которой пострадавшие потребители описывают ситуацию и сообщают реквизиты магазина-обидчика.

- Кстати, раньше Книга отзывов была чуть ли не одним из самых главных документов в магазине. А сейчас у нее есть какой-либо вес, значение?

Наталия Бородачева: - В каждом магазине должен быть уголок потребителя, а в нем - «жалобная» книга (правильное название - «Книга отзывов и предложений»). Она подлежит контролю всеми проверяющими органами - от санстанции до госорганов по защите прав потребителей. Мы всегда призываем потребителей к тому, чтобы не пожалели минут десять и написали, чем они недовольны, что бы хотели видеть или что не устраивает.

В ответ на жалобу или заявление на обратной стороне листа обязательно должны быть указаны те меры, которые приняты.

Потребителям необходимо активно пользоваться этими книгами еще и потому, что кроме жалоб в них можно вносить и предложения. Например, молодая мама, которая ходит с ребенком в магазин, может написать, что для посетителей были бы удобны тележки с детскими сиденьями, а также детская комната с педагогом-наблюдателем, чтобы оставить ребенка минут на 15-20. Тогда руководство, возможно, прислушается к пожеланиям потребителей.

Вопрос ребром

- Какие товары не подлежат обмену и возврату в магазинах?

Нина Кильдий: - Нельзя вернуть всю косметику, в том числе парфюмерию, зубные пасты, зубные щетки, детские товары, игрушки. Нельзя вернуть пластинки, печатную продукцию, нижнее белье и ювелирные изделия. Этот перечень можно дополнить покупками, сделанными на заказ, например мебель, которую вам изготовили по индивидуальному дизайну. И если вы купили отрез ткани, то он тоже не подлежит возврату. Более подробный список таких товаров посмотрите на портале Споживчі новини