Среди рекламного спама в почтовом ящике всегда найдется объявление конторы, которая «быстро и качественно» изготовит мебель. Казалось бы, конкуренция покупателю только на руку. Но на деле среди множества подобных фирм немало недобросовестных. На мебельных интернет-форумах масса комментариев от обманутых покупателей, а на специальных сайтах есть даже «черные списки» предпринимателей.
Познакомиться с одним из представителей такой «доски почета» пришлось, к сожалению, и мне.
Брак с доставкой на дом
Кухонный уголок я присмотрел в супермаркете. Запомнил фирму – запорожскую фабрику «Компанит» (Киевский филиал находится в Броварах) и сделал заказ по телефону. Случилось так, что в момент доставки дома были только родители-пенсионеры. С нюансами покупок в интернете они не знакомы. Поэтому, когда работники фирмы занесли уголок в наполовину собранном виде (чтобы удобнее транспортировать), родители, визуально оценив мебель, заплатили им деньги. Те скоропостижно уехали, отказавшись завершить окончательную сборку. Хотя, как оказалось позже, в цену эта услуга входила. Когда же мы начали соединять все части, выяснилось, что уголок бракованный: детали не стыковались между собой по размерам. Наши жалобы в фирме игнорировали – мол, сами разбирайтесь, с мебелью все в порядке. Только спустя четыре дня согласились направить нам своего сборщика. Он, прокрутившись у мебели полчаса, признал – брак.
Уголок загнал в угол
Но даже это не стало аргументом для руководства фирмы. Нас ежедневно кормили «завтраками», каждый раз обещая решить проблему «как только так сразу». Не для того ли, чтобы оттянуть время? Ведь, как известно, в течение 14 дней покупатель имеет безоговорочное право вернуть товар, даже не объясняя причины.
На очередной наш звонок директор филиала уже отвечал: знать вас не знаю, ничего я вам не продавал и ничего вы не докажете – нашей печати у вас нет. Глянув на накладную, мы ахнули: на ней не было не то что печати, но и мало-мальских реквизитов. Из документов у нас был только паспорт на мебель. Вот уж опростоволосились...
На самом заводе в Запорожье удивили ответом, что повлиять на свой филиал не могут. Бесполезным оказалось и Киевское областное управление по защите прав потребителей: там порекомендовали изложить проблему в письменном виде и отправить по почте на предприятие. И только если в течение месяца фирма на жалобу никак не отреагирует, тогда уже можно обращаться и в их управление.
Давите на репутацию
Решение проблемы пришло случайно. Заметил, что на своем сайте компания «Компанит» хвалится членством в Украинской ассоциации мебельщиков (тел. 495-45-40). К моему большому удивлению, в ассоциации мою проблему выслушали, отсканировали документы, что были у меня на руках, и пообещали помочь. На следующий день замдиректора киевского филиала производителя позвонил мне лично и сказал, что проблема решится. Еще через день забрали бракованный уголок, вернув деньги – 1347 грн. Я потерял только сумму за доставку и подъем мебели на этаж (210 грн). По словам юристов, возмещение таких трат нигде не прописано.
– Если к нам обратится обманутый одним из наших членов покупатель – мы постараемся решить его вопрос, – рассказывает Виктория НЕСМИЯН, директор ассоциации, в которой числятся 112 производителей и продавцов мебели. – Если не удается уладить проблему на уровне филиала, позвоним в главный офис – собственнику компании. Если мы увидим, что покупатель прав, а собственник все равно стопорится, мы вынесем на заседание правления вопрос об исключении этой компании из нашей ассоциации.
По словам Виктории Сергеевны, их ассоциация лоббирует интересы своих членов в госструктурах и других направлениях. Поэтому, как правило, все участники дорожат своим членством. Кроме того, в уставе компании прописан кодекс чести мебельщика, которого обязаны придерживаться все члены ассоциации.
Чтобы развеять сомнения читателей, скажу, что журналистской корочкой я не «светил». Поэтому на личном опыте могу утверждать, что подобная помощь вполне вероятна. И даже если ваш обидчик не член УАМ, поищите другие регалии, которыми он дорожит. Возможно, через заведение, которое их предоставило, вам удастся найти свою правду.
Советы юриста
Евгений ПАРУШ, юрист, практикующий защиту прав потребителей в суде:
– Обязательно заключите договор, в котором четко пропишите сроки выполнения заказа, стоимость товара и ответственность сторон в случае нарушения договора. Например, за просрочку – пеня. Кроме договора, не мешало бы сторонам подписать и акт выполненных работ – когда все будет выполнено в полной мере. Естественно, нужно получить на руки и квитанцию/чек или накладную об уплате товара. Это основной документ, без которого отстаивать свои интересы в суде будет худо. Если же вам подсунули накладную без печати и реквизитов – нужно будет сначала доказать ее подлинность. Документы на мебель не подтверждают оплату, и на этом могут сыграть ответчики.
Что делать, если вас обманули
– Если вам продали некачественный товар – сразу же сообщите об этом продавцу. Если он отказывается его заменить или вернуть вам деньги – напишите письменное требование сделать это. Если вы приносите такое заявление продавцу, а он указывает вам на дверь – отправьте требование по почте с уведомлением. Вам придет корешок с указанием даты и отметкой, что субъект получил ваше письмо. Предприятие обязано на него отреагировать в кратчайшие сроки. Если это не происходит в течение недели, обращайтесь с этим корешком и другими документами в суд или управление по защите прав потребителей. В таких делах истец освобождается от госпошлины и оплачивает только информационно-техническое обеспечение – 120 грн. При цене товара в полторы тысячи гривен – сумма немалая – следует требовать и возмещения морального ущерба. В нашей стране разумно просить до пяти тысяч гривен. Если дадут две тысячи – будет хорошо. Кроме того, обычно в случае выигрыша все судебные траты возлагаются на плечи ответчика.