Сложная экономическая ситуация в стране, обесценивание гривны и другие негативные факторы заставляют украинцев покупать товары не в магазинах, а на вторичном рынке.

Большой популярностью пользуются интернет-площадки для размещения объявлений о продаже и группы в социальных сетях.

К примеру, на сайте одного популярного онлайн-сервиса по размещению объявлений насчитывается более 11 миллионов товаров и услуг. Некоторые группы и сообщества в Facebook, где размещают объявления продажи различных вещей, могут насчитывать более 150 тысяч человек.

Одна из известных специализированных площадок по продаже б/у автомобилей насчитывает более 200 тысяч предложений.

Рынок вторичной электроники, бытовой техники и других категорий товаров предлагает украинцам цены значительно ниже, чем в магазинах. При этом гарантия нормального состояния товара, его дальнейшее функционирование и безопасность оплаты остаются на волю случая.

Большая концентрация б/у товаров на той или иной площадке привлекает внимание мошенников.

Они организовывают разнообразные схемы выманивания денег, вещей, а также личных данных владельцев банковских карт.

При этом используются доверчивость, неосведомленность и незнание жертв элементарных правил пользования интернетом, данными онлайн-банкинга, а также желание людей получить дорогую вещь почти даром, или продать по выгодной цене.

Привлечь к ответственности за такое мошенничество в Украине сложно из-за состояния работы правоохранительных органов и законодательной базы.

Только при затрате значительного времени, усилий, средств и при наличии связей у пострадавших появляется возможность вернуть свои деньги или вещи. Поэтому безнаказанность только подстегивает мошенников организовывать «разводы» на постоянной основе.

БизнесЦензор разбирался в наиболее распространенных схемах мошенничества во время покупки или продажи товаров на вторичном рынке с помощью интернет-сервисов, онлайн-банкинга и услуг почтовых операторов.

Признаки того, что вы имеете дело с мошенником

- Мошенники часто используют в названиях своих аккаунтов непонятные аббревиатуры вместо настоящих имен. К примеру, если автор объявление указывает в качестве своего имени наборы букв и цифр – это один из признаков мошенника.

- Дата регистрации на сервисе объявлений мошенников очень часто самая свежая, так как они вынуждены постоянно менять свои контактные данные и объявления.

- Цены в объявлениях мошенников в разы ниже, чем у других объявлений. При этом мошенники могут размешать на одном аккаунте как одно-два таких дешевых объявления, так и несколько десятков.

- Мошенники всегда подгоняют действия, забирают время на размышление, заставляют сделать решение о покупке немедленно, аргументируя это различными способами.

К примеру, если вам говорят, что товаром заинтересовался другой человек, но если он откажется, то с вами свяжутся – это может быть нормальной ситуацией. Но если вам предлагают под этим поводом как можно быстрее внести предоплату – тогда это наверняка мошенник.

- Мошенники часто предлагают различные ухищренные способы доставки, получения и оплаты товаров. Доставка и оплата через таксистов, знакомых, приезд неизвестных курьеров. Чем экзотичнее предложение – тем большая вероятность попасть на мошенника.

Схема 1. Предоплата

Мошенник просит предоплату за товар, аргументируя это различными причинами. Предоплата может проводиться на банковскую карту, любой электронный кошелек или путем пополнения счета мобильного телефона. При этом, сумма предоплаты может быть как несколько тысяч гривень, так несколько десятков гривень.

Если жертва внесла предоплату, телефон мошенника отключается, или он не отвечает на звонки и сообщения. Данные счетов, по которым можно вычислить мошенника, лишь частично дают шанс на привлечение мошенника к ответственности. Счета и карты могут быть оформлены на других лиц, которых найти не удастся.

Такой вид мошенничества используется при размещении объявлений на самые различные товары – от батареек до крупной бытовой техники. При этом мошенники могут в несколько раз снижать стоимость указанных товаров, а могут указывать их реальную стоимость.

Как действует такая схема. К примеру, вы находите на интернет-площадке объявление о продаже ноутбука. При этом стоимость ноутбука указана в пять раз ниже той, которую предлагают другие объявления.

Вы связываетесь с продавцом, и тот объясняет вам, что чуть ли не завтра уезжает из страны и ему нужно быстро распродать ненужные вещи. Но для того, чтобы купить у него товар, необходимо внести предоплату в размере половины стоимости товара на банковскую карту.

При этом мошенник заявляет, что уже несколько человек хотят купить данный товар, поэтому предоплату нужно внести как можно быстрее для гарантированной покупки. После перевода денег телефон мошенника отключается.

Нужно отметить, что сами интернет-площадки советуют ни в коем случае не отсылать деньги в качестве предоплаты за товар. Вместо этого нужно использовать услугу наложенного платежа.

Схема 2. Курьер и фальшивая СМС об оплате

Вы можете продавать относительно дорогой товар вроде фотоаппарата или ноутбука. Вам могут позвонить по указанному в объявлении номеру, задать пару вопросов о товаре и даже поторговаться.

После спросят, есть ли у вас банковская карта, на которую можно перечислить деньги. При положительном ответе вам скажут, что за товаром приедет курьер, который проверит товар и в случае его одобрения, деньги вам переведут на банковскую карту, а курьер заберет товар.

Приехать за товаром может как курьер, так и обыкновенное такси. Нужно помнить, что приехавший может не знать о мошеннической схеме. После проверки товара таксист свяжется с покупателем и тот скажет, что якобы отправляет вам на банковскую карту деньги.

В течение короткого времени к вам на номер телефона приходит СМС-сообщение с обычного номера с текстом о том, что кто-то перевел деньги на банковскую карту. Это сообщение вам отправляет сам же мошенник с другого номера, а для достоверности может набрать его латиницей.

После того, как вы отдадите товар таксисту, он отвезет его непосредственно мошеннику, который получит дорогую вещь за сумму оплаты услуг такси.

В этом случае мошенники используют незнание клиента работы онлайн-банкинга, а также желание побыстрее продать свой товар. Зачастую пострадавшие забывают о надежных способах проверки перевода денег – звонок непосредственно в банк, проверка карточки в банкомате или проверка счета через мобильное приложение.

Фальшивую СМС мошенники могут использовать и при личной встрече, не прибегая к услугам таксистов и курьеров. В отдельных случаях мошенники могут брать на встречу с продавцом устройство, которое заглушает прием мобильной связи, или назначать встречу в месте, где плохой прием связи, что мешают клиенту проверить счет.

Несмотря на простоту этой схемы, она работает и люди теряют свои товары.

Схема 3. Выманивание личных данных для взлома банковской карты

При общении с продавцом мошенники могут выманить личные данные для взлома пароля онлайн-банкинга.

При продаже того или иного товара вам могут предложить внести предоплату. Якобы в качестве того, чтобы вы были уверены в надежности покупателя. При этом вполне возможно, что сами вы и не требовали предоплаты за товар.

У вас попросят номер вашей банковской карты. А потом скажут, что якобы переводят средства со счетов юридического лица, а так как вы лицо физическое, будто бы нужно продиктовать пароль, который придет от банка в СМС. К вам на телефон действительно может прийти СМС от банка, в котором будет какой-то код. После того, как жертва сообщает этот код мошенникам, с ее банковской карты исчезают все средства.

В этом случае мошенники используют схему восстановления забытого пароля. Многие пользователи банковских карт используют один номер телефона и для авторизации в онлайн-банкинге, и для связи при продаже товаров через интернет.

Мошенники находят продавцов, вводят их в заблуждение относительно намерений купить товар, просят номер банковской карты, рассказывают различные истории, отвлекая и готовя жертву к следующему шагу.

Они вводят для входа в онлайн-банкинг номер телефона жертвы, выбирают функцию восстановления пароля и система отправляет временный пароль на номер пользователь. Пользователь сообщает этот пароль мошенникам, который получают полный доступ к карте жертвы.

При всей простоте схемы проблема в том, что многие не читают полностью сообщение от банка и не думая сообщают код мошенникам. На такую, казалось бы, простую схему, могут попасться даже опытные пользователи онлайн-банкинга.

Схема 4. Подмена товара на почте

При отправке товара покупателю через почтового оператора продавец рискует тем, что его товар могут незаметно подменить во время проверки.

Допустим, вы продаете телефон и соглашаетесь отправить свой товар покупателю посылкой. Мошенник проверяет ваш товар на почте, но не забирает. И незаметно заменяет ваш телефон на дешевую копию или такую же сломанную модель.

Тут все зависит от уровня сервиса того или иного почтового оператора в том или ином регионе.

Разновидностью этой мошеннической схемы можно считать отправку недобросовестным продавцом товаров, которые сложно проверить при получении.

Мошенник отправляет наложенным платежом не работающий товар, который сложно проверить при осмотре у службы доставки. Это могут быть комплектующие к компьютерам, запчасти к электронике и подобные вещи.

Схема 5. Банкомат или терминал

Мошенники часто используют схему, при которой жертвы сами переводят им деньги через банкоматы и терминалы. При этом мошенники отвлекают жертву, рассказывают всевозможные истории и причины, играют на желании покупателя продать товар.

Сначала продавцу товара мошенники предложат провести предоплату на карту. Допустим, у потенциальной жертвы карта одного банка, а мошенник скажет, что у него карта другого банка, и якобы, чтобы он провел предоплату, продавец должен подойти к банкомату.

Одновременно мошенник попытается выманить у жертвы данные банковской карты пароли, дату рождения, другую персональную информацию или секретные коды, а зачастую путем заговаривания просто заставит жертву перевести средства на карту мошенника.

При всей банальности этой схемы, она также работает.

Разновидность этой схемы мошенники используют на объявлениях о пропаже вещей.

К примеру, после размещения объявления о пропаже паспорта или других документов, к автору объявления может позвонить мошенник и заявить, что нашел пропавшие документы. При этом он невзначай узнает, какой торговый центр или супермаркет находится поблизости автора объявления и предложит ему встретиться там. В таких местах всегда есть платежные терминалы, которые и нужны мошенниками для развития схемы.

После того, как автор объявления придет к указанному месту и свяжется с мошенником, тот попросит его подойти к терминалу для оплаты и перевести на счет его мобильного номера деньги. При этом вовсе не обязательно, что мошенники будут заставлять пользователей переводить большие суммы.

Также мошенник может заставить жертву ввести в терминале данные для перевода денег, вложить деньги в приемный лоток терминала, но не производить оплату до тех пор, пока жертве не принесут утерянные документы. Многие терминалы для оплаты в течение 2-3 минут автоматически забирают деньги, вложенные в лотки, и проводят оплату по указанным реквизитам.

В это время мошенник всячески отвлекает жертву, говорит, что документы принесет, допустим, девушка, которая боится проблем с милицией. Заговаривания могут быть самые различные. При всей банальности этой схемы, она продолжает существовать.

Схема 6. Мошенник-посредник

Мошенник связывается с продавцом товара, предлагает ему предоплату для уверенности и узнает данные для проведения предоплаты. После этого он делает копию объявления продаваемого товара и размещает по цене, в разы ниже оригинала.

При этом он попросит предоплату. После того, как находится желающий купить очень дешевый товар, мошенник дает ему данные для предоплаты реального продавца. После перевода денег мошенник получает товар, цену которого частично оплатил другой человек.

Схема 7. Подделка документов для получения товара службы доставки

При общении с покупателем мошенники выманивают у него паспортные данные или даже фотографию страниц паспорта, для убедительности переслав предоплату.

После того, как товар отправлен сервисом доставки, его не забирают в отделении пункта назначения. Так как товар не забирают, сервис отправляет его обратно покупателю, но уже здесь его забирает мошенник с подделанными документами.

Также мошенники могут не подделывать паспорт для получения товара жертвы, а просто взломать его личные данные в аккаунте того или иного сервиса доставки. К примеру, некоторые сервисы доставки могут использовать для идентификации клиентов различные карточки или номера.

Выманив такой личный номер или взломав аккаунт пользователя сервиса, мошенник может забирать товары от его имени, предоставляя чужой номер вместо паспорта.