Начало 90-х, как известно, ознаменовалось бумом импорта старых иномарок из Западной Европы. За $500—1,5 тыс. вполне реально было приобрести на авторынке, к примеру, Германии, 10—15-летний Opel, VW или BMW и, пригнав его в Украину, «наварить» на продаже от 1,5 до 3 тыс. долларов. Увы, лавочку быстро закрыли. Защищая национальный автопром («Таврии» и «Дэу» никто не хотел покупать) правительство в 1998-м году запретило ввоз автомобилей, старше восьми лет, а новые иномарки обложили пошлиной в 15—25%. В итоге Украина стала страной-лидером в Восточной Европе по дороговизне машин. И даже вступление страны в ВТО (с 2008 года) не изменило ситуации: ввоз авто старше восьми лет разрешили, но обложили акцизом, в разы превышающим цену машины. То есть практического смысла в растаможке таких авто нет.
Но, как выяснила «Сегодня», в законодательстве есть брешь, которую украинцы используют для того, чтобы ездить на нерастаможенных авто. Мы узнали подробности этой схемы.
Развод таможни и ГАИ
Доверенности перестали быть обязательными год назад. Казалось бы, страна уже должна была быть заполненной временно ввезенными авто, но на практике такие машины попадаются очень редко. Почему же лазейка не пользуется спросом?
Знакомый перегонщик на правах анонимности объяснил «Сегодня», что попытки использования нерастаможенных авто в прошлом году предпринимались, однако сотрудники Госавтоинспекции после остановки авто с иностранными номерами с украинцем за рулем, такие машины отбирали и доставляли на штрафплощадку. Либо приходилось откупаться — платить около $100. Важный нюанс — поводом для задержания авто всегда является нарушение таможенных правил, но сотрудники ГАИ во всех случаях везли машины к ближайшему подразделению таможни. А уже там инспектор Гостаможслужбы составлял на водителя протокол. А автомобиль задерживался до суда, правда, после суда тоже — во всех известных нашему собеседнику случаях суд принимал решение о конфискации автомобиля (за контрабанду).
Вадим Володарский считает такие действия сотрудников Госавтоинспекции незаконными. «Закон «О милиции» не содержит положений, которые бы уполномочивали милицию следить за соблюдением таможенных правил. Более того, нарушение этих правил не является причиной для остановки транспортного средства инспектором ГАИ. А следовательно, он не может задерживать ни лиц, ни их имущество и куда бы то ни было его доставлять. Такие действия легко обжаловать», — считает эксперт. Сам же инспектор ГАИ протоколов за такого рода нарушения, по его словам, составлять не имеет права. То есть ключи от авто можно не отдавать, самостоятельно на штрафплощадку либо в таможню также можно не ехать. Фактически, водителей, которые откупались от гаишников, в этом случае просто «развели».
Поставьте авто на учет за 2 месяца
Описанная схема езды на нерастаможенном автомобиле удобна, прежде всего, жителям приграничных областей, например, Закарпатской, Львовской, Волынской — договориться с иностранцем, живущем в соседнем селе по ту сторону границы, и раз в год приглашать его в гости, чтобы он выезжал на машине и затем ввозил ее в Украину обратно, никаких сложностей нет. Однако, чтобы не возникало проблем, нужно учесть, что такие автомобили в обязательном порядке в течение 2 месяцев после ввоза нужно зарегистрировать в ГАИ (согласно ч. 5 ст. 11 ЗУ «О порядке ввоза в Украину, таможенного оформления и налогового обложения личных вещей, товаров и траспортных средств...»
Если этого не сделать, у ГАИ будет повод задержать автомобиль и доставить его на штрафплощадку. Но если машина зарегистрирована, никаких проблем, пока не прошло 12 месяцев, возникать не должно. Машину можно купить в Германии (там лучшие цены и выбор в ЕС), зарегистрировать на словака или поляка, который на этом авто заедет, а назад отправится автобусом. Прозвон по объявлениям показал, что небогатые братья-славяне с радостью оказывают такую услугу за 100—200 евро (особенно легко договориться с поляками).
Но вот что делать, если иностранец один раз ввез авто, отправился к себе на родину и больше не выходит на связь? Вадим Володарский объясняет, что на этот случай можно попросить у иностранца оформить на себя доверенность — закон не запрещает представлять интересы иностранца на таможне, в том числе и по вопросам оформления товаров (в данном случае автомобиля). «Правовых оснований для отказа в декларировании транспортного средства, равно как и, при необходимости, в других действиях с ним, не будет», — считает юрист.
Как продать нерастаможенное авто
Во всей описанной схеме ухода от налогов это, пожалуй, самый узкий момент. Дело в том, что собственником авто является иностранец, соответственно, продавать его имеет право только он — сразу смиритесь с тем, что нужно выезжать для отчуждения за границу и производить процедуру растаможки (имеет смысл, если машина младше 8 лет) для продажи на украинском рынке. Чисто теоретически авто можно попытаться продать и на одном из авторынков Польши, но машины после пробега по Украине мало кому интересны.
Лазейка в законе
Согласно ст. 11 ЗУ «Про порядок ввоза в Украину, таможенного оформления и налогового обложения личных вещей, товаров и траспортных средств...», на территорию Украины разрешен временный ввоз автомобилей, но только нерезидентам страны для личных потребностей и на срок до одного года. Вроде бы все понятно и однозначно: водитель-иностранец показывает на границе техпаспорт, в котором указано, что машина зарегистрирована, например, в Польше, подписывает обязательство в течение года вывезти авто из страны, а также знакомится с содержанием вышеупомянутой статьи, где прописан запрет передавать авто во владение или пользование другим лицам.
Однако адвокат Вадим Володарский, который специализируется на защите прав автомобилистов, указывает на то, что в данный момент закон не запрещает иностранцу передавать управление своим авто водителю-украинцу — с юридической точки зрения понятия «управление авто» и «использование авто» являются разными. В предыдущие годы коллизии не возникало — чтобы получить право на управление машиной, водитель должен был взять у собственника-иностранца доверенность — своего рода «договор займа», дающего право на пользование авто. Но согласно упомянутому выше закону, иностранец ее выдать не мог.
Все изменилось в прошлом году с отменой доверенностей. «Теперь никаких документов о передаче управления не требуется. Собственник дал другому водителю ключи и техпаспорт — и тот может законно ездить. Никакого «договора займа» не существует, — считает эксперт, — Все законно».
Пример из жизни
Несмотря на то, что для управления нерастаможенным автомобилем с юридической точки зрения препятствий нет, приведенный ниже пример из Единого реестра судебных решений, демонстрирует, что будь водитель с точки зрения закона хоть 100 раз прав, все равно нет никакой гарантии, что машину не отберут.
В ноябре 2011-го гражданин Литвы Б. попросил своего коллегу С. (тоже литовца), который выезжал из Вильнюса, приехать в Киев на автомобиле, принадлежащем Б. Тот так и сделал — приехал в Украину, оформил временный ввоз и передал машину законному владельцу. Но ездить по нашим дорогам у литовца вышло недолго — патруль ГАИ задержал авто на штрафплощадку. Основанием стало то, что машиной управлял не человек, ввозивший ее в Украину, а владелец. Якобы литовец должен был получить на это разрешение таможенных органов. Сложно понять, какое отношение госавтоинспекция имеет к таможне, но факт остается фактом — задержание произвели именно инспектора ГАИ, которые и передали машину таможенникам. Каким образом им удалось выяснить, кто ввозил автомобиль — загадка (скорее всего, по своей европейской наивности, литовец сам рассказал). Таможенники в свою очередь составили протокол о нарушении таможенных правил, предусмотренных ст. 336 Таможенного кодекса, техпаспорт изъяли, а авто поставили на штрафплощадку. Надежда на суд также не оправдалась — автомобиль конфисковали. Суд апелляционной инстанции лишь заменил конфискацию на крупный штраф.